Архитектура Южной Африки XIX – начала XX вв.

Глава «Архитектура Южной Африки», «Всеобщая история архитектуры. Том 10. Архитектура XIX — начала XX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Хан-Магомедова С.О. (ответственный редактор), Максимова П.Н., Савицкого Ю.Ю. Москва, Стройиздат, 1972


Если в экваториальную Африку европейский капитал начал проникать с XIX в., на юге он господствовал уже два столетия — Южная Африка была форпостом колониализма на континенте. В 1796 г. Капская колония была захвачена Англией. В 1803 г. голландские колонисты — буры — вернули свои владения, однако с 1806 г. там окончательно утвердились англичане. Буры начали колонизацию новых земель и основали республику Наталь, но в 1843 г. были и оттуда вытеснены англичанами. Продвинувшись еще дальше на северо-восток, буры создали две новые республики — Оранжевую и Трансвааль, однако после открытия на этих землях алмазных месторождений (1869) и золота (1886) Англия начала войну против буров и в 1902 г. присоединила эти земли к захваченным ранее. В 1903 г. Англией были захвачены Южная и Северная Родезия. В страну устремился английский капитал, началась интенсивная эксплуатация природных богатств. Строились железные дороги. Так, в 1892 г. Трансвааль был связан с Капштадтом (Кейптауном), в 1894— 1895 гг. — с бухтой Алгоа и Наталем. В 1905 г. через р. Замбези у водопадов Виктория перекинули железнодорожный мост пролётом 195 м на стальных фермах. В 1910 г. все колонии были объединены в Южно-Африканский Союз.

В 1855 г. буры основали укрепленный поселок Преторию, который с 1860 г. стал столицей Трансвааля. Для города было выбрано место в красивой и богатой водой долине, у скрещения путей на север и восток. Развитие города, не регламентируемое никаким местным управлением, долгие годы шло стихийно. Лишь в 1881 г. был избран первый муниципалитет, но это не внесло каких-либо перемен в развитие застройки, и лишь в 1907 г. Претория приобрела городской облик и стала обрастать пригородами. Рядом с золотыми приисками возник город Иоганнесбург, быстро развивавшийся. Но Капштадту, на крайнем юге страны, золотая лихорадка не прибавила блеска — с беспорядочной застройкой и немощёными улицами без тротуаров он выглядел к концу XIX в. неряшливым посёлком.

Планировка южноафриканских городов была лишена индивидуальности: Претория и другие города, возникшие в прошлом столетии — Порт-Элизабет (1820), Дурбан (1824), Блумфонтейн (1844—1846), Иоганнесбург (1886), застраивались по стандартной прямоугольной сетке.

Традиции «капской архитектуры» XVIII в. во второй половине прошлого столетия сохранились до известной степени лишь в Претории, где строилось немало домов с характерными «капскими» фронтонами. В Капштадте вошла в моду неоготика — постройки из красного кирпича с множеством выступов и башенок; здание парламента (арх. Г.С. Гривер) представляло собой плохую копию лондонского адмиралтейства.

Иоганнесбург. Первое трехэтажное здание города, 1889 г. Дж. С. Доналдсон
1. Иоганнесбург. Первое трехэтажное здание города, 1889 г. Дж. С. Доналдсон

В Иоганнесбурге строилось множество деловых зданий, отели, клубы. В их архитектуре соединялись пережитки готики, барокко и классицизма. Выделяется своим сложным декором Палас-Билдинг (рис. 1) — первое 3-этажное здание города (1889, арх. Дж. С. Доналдсон). Невзрачные 1-этажные жилые домики под кровлей из гофрированного железа скрашивал протянутый вдоль фасада навес на деревянных столбах с фестончатыми перемычками (таков был и дом президента бурской республики Крюгера). К концу столетия эти дома сменились особняками с башенками и фронтонами.

Стоимость городских земель в городах Южной Африки быстро повышалась. И в начале XX в. Иоганнесбург стал уже застраиваться небоскребами. Первым небоскребом африканского материка был выстроенный в 1903 г. Корнер-хауз (управление золотых приисков), достигавший в высоту 38 м, а в 1904 г. поднялся отель «Карлтон». Тесаный камень одевал их по стальному каркасу классическими формами. Строителем был шведский инженер Айвор Крюгер.

Дома раннего Наталя выходили окнами на обращенную в сторону моря веранду, которая играла роль ветроуловителя и служила главным жилым помещением. Наиболее известным архитектором Наталя был Филип Даджин, построивший в формах простого и строгого классицизма здание банка в Питермарицбурге (1880) и первую мэрию Дурбана (1885). Здание мэрии с фронтоном на колоннах квадратного сечения и часовой башней с высоким шпилем впоследствии было превращено в почтамт. Необарочные формы нового здания мэрии, возведенного в 1906 г. С. Дж. Худсоном по проекту H. Е. Вулакотта, навеяны зданием парижской Оперы.

Единственное, что объединяло архитектуру разных городов Южной Африки, это — стандартные чугунные детали, поставляемые фирмой «Макфарлана» из Глазго (литые колонны и безвкусные ажурные решетки, продававшиеся ярдами). Постройка лондонского Хрустального дворца сделала эти элементы необычайно популярными, и они находили повсеместное применение. Например, в Дурбане из литых элементов поставлен памятник Васко де Гама — скульптура под вычурным балдахином на колоннах, в Питермарицбурге — парковая эстрада для музыкантов. В Иоганнесбурге первоначальный 3-этажный Корнер-хауз конца XIX в. опоясывали крытые веранды с ажурным литым орнаментом.

Для того чтобы направить в единое русло разнохарактерные архитектурные заимствования на африканском континенте, была нужна твердая рука хорошего мастера, которым и стал приехавший в 1891 г. из Англии Герберт Бэйкер (1862—1946). Первые годы деятельности Бэйкера протекали в Капштадте. В 1901 г. он был послан в только что присоединенный Трансвааль и поселился в Иоганнесбурге.

Выросший в Кенте, в окружении памятников средневекового зодчества, Бэйкер много занимался их изучением и реставрацией и был восприимчив к старым традициям. На него произвела сильное впечатление капская архитектура XVIII в. Её черты он возродил в своих ранних африканских постройках. Это были в основном особняки. Он построил три дома для президента Родса, собственный дом «Сэнд-хилл» среди прибрежных дюн близ Капштадта, дом для артистов и литераторов «Вулсак», где подолгу жил Киплинг. Значительной вехой в творчестве Бэйкера была поездка по Италии и Греции, после которой в его работы проник дух классицизма. Монумент павшим при завоевании Трансвааля построен Бэйкером по образцу мавзолея в Галикарнасе (Кимберли, 1905). Памятник Родсу с его дорическим портиком подсказан формами пергамского алтаря (Капштадт, 1908). В формах классицизма построен и вокзал в Претории (1908). Постройки Бэйкера отличаются простым планом, добротной и строгой архитектурой, выполнялись они из местных материалов. Его первой заботой было наладить добычу местного камня, обжиг кирпича и черепицы, собрать и обучить мастеров. Кирпичные стены штукатурились, крыши покрывались шифером, черепицей, дубовой дранью. В Капштадте Бэйкер сотрудничал с Френсисом Мэси, в Иоганнесбурге — с Эрнстом Слопером.

Бэйкер построил в Южной Африке огромное число жилых домов — до четырехсот (только в Трансваале — около трехсот). План небольших домов имел прямоугольное очертание, более крупных — в форме Н. Такая конфигурация плана в усадьбах XVIII в. объясняется тем, что высокие камышовые крыши не позволяли покрывать большой пролет и приходилось размещать комнаты в один ряд, оставляя веранды открытыми (см. ВИА, т. VIII). Теперь же просветы между помещениями заполнялись лоджиями и все вместе покрывалось общей кровлей.

Капштадт (Кейптаун). Собор св. Георгия, 1904—1957 гг. Г. Бэйкер. Общий вид, план, разрез
2. Капштадт (Кейптаун). Собор св. Георгия, 1904—1957 гг. Г. Бэйкер. Общий вид, план, разрез

Англиканские церкви Южной Африки строились в середине XIX в. без участия архитектора. Курьезно, что строительством занималась жена епископа Грея, предпочитавшая готику. Бэйкер в какой-то мере продолжил это направление, строя церкви базиликального плана с апсидой. Самая крупная из них — собор св. Георгия в Капштадте (рис. 2). Проект составлен в 1898 г. вместе с арх. Мэси, фундамент заложен в 1904 г., но строительство затянулось и было закончено лишь в 1957 г. арх. Кенделлом. Аскетичные формы с едва намеченной стреловидностью арок и слабо выступающими контрфорсами тяготеют уже не к готике, а скорее к романскому стилю. Цветные витражи выполняли Христиан Вал и К. Парсонс из Лондона.

В связи с открытием приисков возникла надобность в строительстве контор и фирм. Бэйкер был в этой отрасли пионером, но не новатором. В облик этих построек он перенес черты жилищного и церковного строительства. Однако после поездки по Италии в решение одного из таких зданий, построенного в Капштадте в 1902 г., он ввел оригинальную черту — внутренний дворик с фонтаном, украшенным птицей наподобие тех, какие венчали столбы Зимбабве. Здание в целом напоминало палаццо.

При многочисленности построенных им зданий Бэйкер никогда не повторялся, каждая из его работ индивидуальна по облику и деталям.

Претория. Здание парламента, 1913 г. Г. Бэйкер. Центральная часть здания, план
3. Претория. Здание парламента, 1913 г. Г. Бэйкер. Центральная часть здания, план

Вершина творчества Бэйкера отмечена строительством в 1911 г. правительственного здания в Претории, которая стала в 1910 г. столицей Южно-Африканского Союза. Это здание стоит на восточном склоне холма в 2,5 км от города. Его два крыла с внутренними дворами связаны широкой дугой ионической колоннады, отсюда полукольцом сбегают ступени к небольшой купольной ротонде. Ниже по склону опускаются террасами цветники (рис. 3). Целостное, гармоничное в пропорциях и деталях, это сооружение положило начало новой эпохе в архитектуре Британской империи. Трансвааль стал центром, откуда архитектурные идеи распространялись не только на соседние английские колонии — Родезию и Кению, но даже в какой-то мере на Индию и саму метрополию.

Окружив себя талантливой молодежью, Г. Бэйкер создал школу. Его последователями стали В.С. Риз-Пул, Дж. И Пирс, Г. Лейс и др.

Иоганнесбург. Выставочный зал, 1936 г. Э. Лаченс. Фасад, план
4. Иоганнесбург. Выставочный зал, 1936 г. Э. Лаченс. Фасад, план

В архитектуру Южной Африки внес свою долю и другой крупный английский зодчий — Эдвин Лаченс. По его проекту строилась Галерея искусств в Иоганнесбурге — большое распластанное здание из песчаника под черепичной кровлей с внутренним двором. Проект этого здания был составлен в 1911 г., но строительство, растянувшееся до 1936 г., так и не было полностью завершено (рис. 4).

В 1911 г. Бэйкер уехал в Индию, где работал совместно с Лаченсом (проектирование и строительство Нового Дели).

Как и в других странах континента современная архитектура Южной Африки, особенно Наталя, имеет самое разнообразное происхождение. Ввезенные в Африку из разных континентов рабочие переносили сюда свою религию и обычаи. В стране насчитывалось до 400 тыс. индийцев — рабочих, торговцев, ремесленников. Так, почти в центре Дурбана появились три индуистских храма (первый в 1862 г.). Они построены в характере дравидийских святилищ юга Индии — кубические здания, расчлененные по фасадам пилястрами и увенчанные лотосовидным куполом с ромбическими чешуями и скульптурными деталями. Скупо деталированный храм Кришны (1898—1901) с полусферическим куполом и четырьмя миниатюрными угловыми куполками возведен в традициях архитектуры севера Индии.

К северу от Дурбана виден издалека один из храмов Вишну, стоящий на холме (1908). Его наружные стены и пирамидальный купол, нагруженный массой скульптурных форм (тема пламени), выбелены; стены интерьера и лежащий на четырех столбах плоский бетонный потолок лишь слегка тронуты орнаментальной росписью. Красочный акцент в интерьер вносят деревянные скульптуры богов в одеждах шафранового цвета и каменные раскрашенные изваяния. Храм строил Кристаппа Реддияр из штата Мадрас (1868—1941).

Обобщая все сказанное об архитектуре африканского континента XIX — начала XX вв., можно отметить чрезвычайно пёстрый её характер, что зависело от бурной европейской экспансии в Африку в этот период.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)