Архитектура Тропической Африки XІI—XVІII вв.

Глава «Архитектура Тропической Африки», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


В географическом отношении тропический пояс Африки делится на две большие области — Западную и Восточную Африку. Особым богатством и разнообразием архитектурных традиций отличается Западная Африка.

Междуречье Сенегала и Нигера лежало на большом торговом пути из Среднеземноморья в глубь континента. В средние века здесь складывались государства, по уровню культуры не уступавшие европейским. Возникали и рушились царства — Мали, Канем, Борну, Сонгаи. Уже в III—IV вв. в верховьях Нигера образовалось государство Гана (Аукер), которое вело в VII—VIII вв. оживленную торговлю с Северной Африкой. У южной границы Мавритании открыты раскопками руины его столицы, известной теперь под именем Кумби-Сале. Это был торговый центр с мусульманским населением.

Очень плотную застройку площадью около 700 × 700 м разрезала неправильная сеть узких улиц, вливавшихся на юго-востоке в главную площадь. Дома строились в два этажа из шифера на глиняном растворе. Покрытия из маломерного леса обусловили малые пролеты помещений, похожих на коридоры (рис. 1). В стенах комнат было множество ниш; покрытие из пары наклонных каменных плит придавало нишам треугольную стреловидную форму. Однообразие желтоватой штукатурки скрашивали выполненные из шифера фризы, покрытые многоцветным орнаментом растительных мотивов, а иногда и арабскими надписями.

Кумби-Сале. Мавритания. Жилой дом. План Тишит. Мавритания. Фасад и план жилого дома
1. Кумби-Сале. Мавритания. Жилой дом. План 2. Тишит. Мавритания. Фасад и план жилого дома: 1,2 — жилой и хозяйственный дворы; 3 — зал; 4 — амбары; 5 — кладовые; 6 — уборная
Тиджикджа. Мавритания. Большая мечеть, XVII в. План 3. Тиджикджа. Мавритания. Большая мечеть, XVII в. План

На площади стояла мечеть. С юга примыкал пригород с постройками из глины. В 1,5 км к северо-западу находится некрополь, где привлекает внимание каменная усыпальница, окруженная шестью четырехугольными последовательно уменьшающимися оградами — из них внешняя имеет в поперечнике 65,5 м. Само здание 5 × 5 м с проемами по четырем сторонам отмечено по углам поставленными в четверть круглыми каменными колоннами. Резиденция правителя Ганы была расположена в 10 км от торгового города. Расцвет Кумби падает на X—XI вв. В XII в. под напором Альморавидов центр государства переместился к югу, а в 1240 г. Кумби был разрушен войсками государства Мали. Черты архитектуры Кумби продолжают жить в облике городов Мавритании; некоторые из этих городов, возможно, сложились не позже, чем столица Ганы.

В Мавритании в качестве подручного материала употребляется шифер. Каменной архитектурой особенно славится Тишит. Дома XIX—XX вв. напоминают постройки Кумби: узкие помещения, оштукатуренные лишь внутри, выходящие на улицу треугольные бойницы, соединенные в затейливую решетку (рис. 2). Только дома городов Уалаты и Немы на юго-востоке страны, где нет шифера, возводятся из дикого камня или сырца с оштукатуркой стен и характерными росписями цветной глиной. В мечетях плоская крыша закрытого зала опирается на ряды каменных столбов, вытянутых вдоль восточной стены с михрабом (рис. 3). Небольшие, тесно застроенные, с узкими извилистыми улицами, почти без площадей, города Мавритании, как правило, не имели крепостных стен. Однако местоположение города выбиралось осмотрительно — на берегу сухого русла-уэда, между скал, на обрывистой возвышенности.

Западная Африка в средние века была «страной городов». Арабские письменные источники с начала IX в. отмечают столицу Ганы, а затем и другие города, в их числе Гао, известный в то время под названием Канку. Один из старейших центров Западной Африки Гао занимал выгодное положение в начале водного пути по Нигеру — здесь караваны из Египта и Северной Африки перегружали свои товары на суда. Город Дженне заселен около 800 г., а Томбукту — 1100 г. Самым населенным во времена расцвета империи Сонгаи (XVI в.) был Гао, насчитывавший, вероятно, до 75 тыс. жителей.

Местоположение на водном пути отразилось в структуре названных городов. Гао и Томбукту были двойными городами. Расположенный в 6—7 км от реки, в более сухой и здоровой местности, каждый из них был связан со своим портом, причем в полую воду корабли подходили к самому городу. Поскольку во время половодья город был недоступен с суши, а в остальное время года его окружали болота, то меры для его укрепления почти не принимались: вокруг Дженне и Томбукту тянулась очень невысокая стена, через которую, по словам очевидца, «можно видеть, что делается внутри», а Гао стоял вовсе без стен. Особенно выгодно выбрано положение Дженне — между рукавом реки и каналами. Большую часть года он был недоступен для врагов и поэтому почти не подвергался разрушениям. Контуры плана городов неправильные (очертания Томбукту примерно овальные), а сеть улиц извилистая.

В бассейне верхнего Нигера строят из банко — так называют комья сырой глины и глиняный раствор. Кровли плоские, балочные. Застройка недолговечна. В Томбукту лишь в период расцвета — в XVI в. хижины сменились глинобитными домами. Гао даже в свою лучшую пору не блистал архитектурой — местная аллювиальная глина с песком быстро размывается дождями. Принимая во внимание разрушения, причиняемые войнами, становится понятным отсутствие ранних памятников зодчества, которые представляют собой, как правило, третью или четвертую версию первоначальных форм.

Мечети Мали неоднократно перестраивались и в современном виде все фактически не старше XVIII в. Их план в большинстве случаев имеет вид вытянутого в меридиональном направлении прямоугольного зала с михрабом на длинной восточной стене. Плоский балочный потолок опирается на столбы или чаще на ряды меридиональных стен, разрезанных на равные части проходами (сложить из глины стены было легче, чем столбы). С запада, реже с двух-трех сторон, примыкает двор. Такая планировка близка к структуре мавританских мечетей, но резко отличается от арабского дворового типа. Климат и строительный материал играли решающую роль в сложении форм. Особый характер придают архитектуре сильно уширенные книзу стены и примыкающий к залу минарет — приземистая массивная башня в форме усеченной пирамиды, на которую поднимаются с крыши мечети по внешней лестнице, а также башенка в виде сахарной головы над глубокой нишей михраба.

Томбукту. Мали: а — мечеть Санкоре, XIV—XV вв. с перестройками. План, восточный фасад: б — мечеть Джингеребер, XIII в. с перестройками. План, разрез
4. Томбукту. Мали: а — мечеть Санкоре, XIV—XV вв. с перестройками. План, восточный фасад: б — мечеть Джингеребер, XIII в. с перестройками. План, разрез

Письменные источники упоминают имя зодчего — андалузца Абу Ишак ас-Сахели ал-Туейджина, привлеченного правителем Мали для постройки самых значительных зданий страны — дворца и большой мечети Томбукту (этот зодчий умер и похоронен в Томбукту в 1346 г.). От дворца не сохранилось никаких остатков. Мечеть Джингеребер, вероятно, существовавшая уже в XIII в., перестроена в 1327 г., затем в 1571 г. и отчасти в 1678, 1709 и 1736 гг. Видимо, во время крупной перестройки с расширением в 1571 г. внутрь зала попал минарет, с которым соседствует маленький световой дворик (рис. 4). Украшением интерьера служат процарапанные на штукатурке несложные узоры в виде арочек, зубцов и волнистых линий. Размеры зала около 70 × 28 м. Двор, как и зал, обнесен с трех сторон закрытой галереей. Другая известная мечеть Томбукту XIV—XV вв. Санкоре, тоже многократно перестроенная, имеет в отличие от других дворовый план; однако окружающие двор галереи отделены от него стенами (рис. 4).

Дженне. Мали. Большая мечеть, XII в. Общий вид. С рисунка 1895 г.
5. Дженне. Мали. Большая мечеть, XII в. Общий вид. С рисунка 1895 г.

Самую широкую известность получила мечеть Дженне, затмившая в долине Нигера славу мекканской Каабы. Построенная, по письменным источникам, в самом начале XII в., эта мечеть была разрушена в 1830 г. завоевателем фульбе шейхом Амаду, приказавшим взять отсюда деревянные части для постройки нового здания. В 1905 г. мечеть была отстроена заново и хотя контур стен, по-видимому, точно следовал старому плану, формы здания значительно изменились. О его прежнем облике дает представление зарисовка, сделанная в конце прошлого столетия: внешние фасады зала (56 × 66 м) и примыкавшего двора (шириной 20 м) расчленялись пилястрами; особый ритм придавали архитектуре тройные резко выступающие контрфорсы, повторявшиеся по три раза на длинных и по два — на коротких сторонах (рис. 5). Стены завершались округлыми зубцами. Теперь тройные контрфорсы заменены башнями прямоугольного сечения. Кроме внутреннего двора с трехсторонней галереей мечеть имела внешний двор шириной от 5 до 20 м, где образовалось кладбище.

Черты архитектуры Мали и пограничных районов, составляющих в географическом отношении территорию Западного Судана, образуют в совокупности так называемый суданский стиль. Для него характерны грузные формы, членение пилястрами или кассетами с арматурой из жердей. Существует мнение, что этот стиль сложился в Дженне и скорее всего в XVI в. Бесспорно во всяком случае, что здесь он лучше всего сохранился до наших дней и можно признать мечеть Дженне одним из лучших образцов этого стиля. Формы построек, массивные, из-за постоянных ремонтов часто неправильные, как бы лепные, по-своему логичны и выразительны. Членения пилястр придают формам устремленность по вертикали. Для суданского стиля характерна еще одна особенность: глиняные массы башен и минаретов пронизаны торчащими наружу деревянными жердями и бревнами, которые сообщают постройке враждебный «колючий» вид. Эти деревянные пальцы имеют утилитарные функции, дренируя после дождей массив кладки, и служат в качестве лесов при ежегодных ремонтах фасада, который после дождей приходится заново обмазывать глиной.

Большие торговые пути оканчивались в Кано (главном рынке Западной Африки), который сложился к X в. Города государств народа хауса на территории Северной Нигерии — Кано, Сокото, Зария — имеют свои особенности. Это были города-полисы, огромные по площади, включавшие большие участки земли, возделанной под поля и сады. Глиняные городские стены тянулись неправильным полигоном на 15—17 км, окружая территорию в 20 км² и более. Укрепления этих городов — стены без башен, ворота, завешанные воловьими шкурами, рвы, заполненные вместо воды колючим кустарником, противоречили европейским понятиям о фортификации, но были достаточно эффективны. Здесь строили из скатанных вручную глиняных блоков и сырца, штукатурили и покрывали рельефным орнаментом фасады.

Зария. Нигерия. Большая мечеть, первая половина XIX в. План, разрезы, интерьер. Зодчий Баббан Гвани Маллам Микайла
6. Зария. Нигерия. Большая мечеть, первая половина XIX в. План, разрезы, интерьер. Зодчий Баббан Гвани Маллам Микайла

Стиль архитектуры Хауса отличается от суданского. Старых памятников здесь нет, но образцом монументального зодчества может служить Большая мечеть Зарии, построенная местным зодчим Баббан Гвани Маллам Микайла во время усиленного насаждения в прошлом столетии ислама (1834—1846 гг.). Это неправильный четырехугольный зал с мощными глиняными пилонами, украшенными рельефным узором в виде кругов и квадратов (рис. 6).

По всему Западному Судану еще с древних времен получил распространение тип царских усыпальниц в виде подземной камеры с насыпным над ней курганом. Такие гробницы из глины и бревен, достигая свыше 200 м в поперечнике, по-своему воплощают идею египетских пирамид (рис. 7).

Гробницы в долине Нигера
7. Гробницы в долине Нигера: 1,2 — планы; 3 — разрез, общий вид
Конструкции деревянного покрытия: 1,2 — Дженне: 3 — Зария; 4 — Бида
8. Конструкции деревянного покрытия: 1,2 — Дженне: 3 — Зария; 4 — Бида

На территории Западной Африки различаются, следовательно, три четкие архитектурные школы — мавританская, суданская и хаусанская. При значительном различии форм их объединяет единый подход к конструкции — маломерный лес, применяемый для покрытий, заставляет прибегать для увеличения пролета к покрытиям типа грузинских дарбази с укладкой бревен на угол по диагонали (рис. 8). Мастера хауса конструируют и арки с деревянной арматурой, которые позволяют покрывать удлиненные и квадратные помещения пролетом до 12 м.

С XVII в. начинается распад и упадок государства Западного Судана. В то же время в прибрежной полосе государства, связанные с работорговлей, продолжают существовать. Культурные традиции и природно-климатические особенности обусловили особые пути развития архитектуры в зоне тропических лесов побережья сравнительно с районами, лежащими в зоне саванн и полупустынь. Искусство обширной прибрежной области, обитаемой множеством народов в силу сродства материальной и духовной культуры, а также сходства природно-климатических условий, обладает значительной общностью.

Художественные традиции побережья Гвинейского залива своеобразны и наиболее устойчивы. Ислам не получил здесь распространения до XIX—XX вв. Главным объектом архитектуры был дворец, в котором повторяются в монументальных масштабах формы жилища. Стены глиняные и каркасно-плетневые, скатные крыши из травы и камыша.

Очень рано возникла художественная культура на территории современной Нигерии. Но только на рубеже XX в. в Европе стала известна замечательная бронзовая скульптура Бенина и еще позже, в 30-х и 50-х годах — бронзы Ифе и терракоты Нок. Государство Бенин, возникшее примерно к 900 г., известно под этим названием с XII в.; государство Ифе сложилось уже в начале нашей эры, а культура, условно называемая Нок, процветала до нашей эры на территории современной Нигерии. Древние и даже средневековые памятники зодчества не сохранились. Столица Бенин, варварски сожженная английским военным отрядом в 1897 г., ныне ничем не напоминает тот большой город, протянувшийся на 6 км от ворот до ворот, с прямолинейной сетью широких улиц, каким он был, по описанию европейских путешественников в XVII — начале XVIII вв., и даже в час своей гибели.

Описания дают неполное представление о великолепном дворце с галереей вокруг двора. Столбы галереи были окованы бронзовыми плитами с рельефами, изображавшими сцены придворной жизни, охоты, жертвоприношений и т. п. (рис. 9). Стены дворца были глиняные, а крыши соломенные. Башни с шатровыми кровлями завершались бронзовыми скульптурами птиц, а посреди двора стояла башня с изображением змеи тоже из бронзы. Убранство дворца было разграблено, разошлось по музеям и коллекциям Европы и Америки.

От пожара уцелела небольшая часть дворца площадью около 0,5 га, где насчитывается до 200 комнат, из которых не более 20 имеют окна (вентиляция осуществляется через отверстия в крыше). В гарем за семью дверями ведет анфилада помещений. Планировка отличается симметрией. Отдельные постройки стоят среди лужаек, разрезанных прямоугольной сетью аллей. Глиняные стены снабжены по фасаду горизонтальными валиками. Во дворе аудиенций глиняные столбы галерей украшены барельефами на исторические и мифологические темы работы современного скульптора Идаха. В некоторых комнатах филенки деревянных балочных потолков покрыты резьбой геометрического узора. Построенный в XV в., дворец неоднократно подновлялся. После пожара 1897 г. камышовые кровли были заменены железными.

Бенин. Нигерия. Бронзовая оковка колонны дворца Ифе. Нигерия. Дворец. План
9. Бенин. Нигерия. Бронзовая оковка колонны дворца 10. Ифе. Нигерия. Дворец. План: 1 — старый двор аудиенций; 2 — новый двор аудиенций; 3 — жилые помещения; 4 — имплювий. Разрез имплювия

Ифе — священный город народа йоруба, наследовавшего культурные традиции государства Ифе. Уже в начале XX в. дворец Ифе сильно обветшал и многие помещения были заброшены. Дворцовый план отражает черты жилища йоруба: прямоугольный двор в окружении помещений с галереями и специальные помещения-имплювии, где дождевая вода стекает по крутым лиственным кровлям в водоем или стоящие по углам корчаги. Во дворце Ифе несколько дворов и имплювиев (рис. 10). Самый большой двор служил в старину для царских аудиенций, которые в колониальный период были перенесены в малый двор. В глубине ансамбля находятся дворы, занятые жилыми покоями. Конструкции те же, что и в жилых домах: заметно уширенные вниз глинобитные стены, крыши из жердей и листьев. Несмотря на обширные размеры, убранство дворца было скромным, только полотнища ворот были украшены резными рельефами.

Искусные в резьбе по дереву, йоруба проявляли свое мастерство главным образом в святилищах, покрывая дверные столбы и полотнища ворот рельефами на мифологические темы. Резными были детали святилища Шанго, бога грома, в Ибадане, причем столбы помещения и выходящей во двор галереи изображали символические фигуры, раскрашенные пестро и ярко. Деревянные опоры типа кариатид вообще широко распространены в зодчестве Западной Африки. В жилище йоруба столбы обычно снабжены утолщениями в форме шара или бочки. Ибо — народ Восточной Нигерии заполняет свои святилища глиняными рельефами и скульптурой, также ярко их окрашивая. Эти святилища «мбари» имеют вид навесов с двускатной крышей на глиняных столбах.

Абомей. (Дагомея). Дворец. План, вид ансамбля, барельеф
11. Абомей. (Дагомея). Дворец. План, вид ансамбля, барельеф: А — дворец Агаджи; Г — дворцы Гезо и Глеле; У — дворец Уегбаджу; 1 — гробница Агаджи; 2 — гробницы других правителей; 3 — жертвенная башня; 4 — хижины амазонок

Дворец в Абомее (Дагомея) представлял собой некогда обширный комплекс площадью до 40 га. За его пятиметровой стеной были рассеяны приемные залы, комнаты жен, матерей, слуг, личной гвардии, склады, сокровищницы и т. д. (рис. 11). Перед дворцом расстилается площадь. На нее выходила двухэтажная постройка, откуда правитель мог любоваться народными празднествами. Каждый из царей возводил собственные апартаменты по точно установленному плану, сохраняя при этом постройки своих предшественников. Доныне сохранились аудиенц-залы трех правителей: Агаджи (около 1720 г.), Гезо (около 1820 г.) и Глеле (вторая половина XIX в.). Это прямоугольные здания из битой глины под двускатной соломенной крышей. Латеритовая глина укладывалась слоем 70—80 см, стены оштукатуривались и поверхность их затиралась маслом. Широкие оконные проемы делятся надвое столбиком из дерева или глины. В простенках фасада помещаются барельефы, заключенные в углубленных прямоугольных панно. Их сюжетами служили сцены исторического и религиозного содержания, а также геральдические (лев) и орнаментальные фигуры. Барельефы расположены в два или три ряда, из которых нижний содержит орнаментальные мотивы. Рельефы, выполненные в XVIII в., не окрашены; в XIX в. они покрывались краской разных тонов, но по достоинству пластики уступают более ранним. Гробницы и алтари дворца помещались в круглых хижинах с выбеленными стенами, соломенные кровли которых опускались до самой земли.

Кумаси. Гана. План. С рисунка 1-й четверти XIX в. Кумаси. Гана. Дворец ашанти. С рисунка 1-й четверти XIX в.
12. Кумаси. Гана. План. С рисунка 1-й четверти XIX в.: 1 — дворец; 2 — храм; 3 — дом царских жен; 4 — дом сестер царя; 5 — дома приближенных; 6 — посольства; 7 — дом царского ювелира; 8 — дом мастера зонтов; 9 — кузница; 10 — разработки охры; А, а — большой и малый рынки; Б — площадь военных танцев; Г — поля; Д — болото. Пунктир отмечает путь следования посольств, представляемых вождю на площади большого рынка 13. Кумаси. Гана. Дворец ашанти. С рисунка 1-й четверти XIX в.

Города государства Акан, куда входило многочисленное племя ашанти (на территории Ганы), не окружались стеной. Очевидец составил в первой четверти XIX в. описание столицы ашанти Кумаси и ее построек, в частности дворца. Это было селение с беспорядочно разбросанными постройками (рис. 12). Стены дворца были фахверковые из оплетенных прутьями стоек в два ряда с заполнением из глины и галечника. На вершины щипцов укладывался коньковый брус двускатного покрытия, вдоль стен — мауэрлаты, соломенная кровля закреплялась по бамбуковой обрешетке. Пол с толстым слоем красноглиняной обмазки ежедневно промывался и покрывался раствором той же глины. Стены оштукатуривались внутри и снаружи глиной с побелкой. Для побелки, так же как и для обмазки полов, употреблялась цветная земля из окрестностей Кумаси. Фасад украшался рельефным геометрическим орнаментом с включением зооморфных мотивов. Травяные жгуты усиливали под штукатуркой рельеф. Постройка дополнялась галереей на столбах, обвязанных камышом и оштукатуренных. Дверные полотнища из целых кусков хлопкового дерева с поперечными рядами гвоздей украшались резьбой и окраской. В дворцовой спальне оконные переплеты были из серебра и золота, а овальные дверные проемы завешаны цветными рельефными циновками (рис. 13).

Зимбабве. Южная Родезия. План ансамбля; эллиптическое здание и вход в него
14. Зимбабве. Южная Родезия. План ансамбля; эллиптическое здание и вход в него

Юго-восточная Африка в свою очередь была гнездом древних, во многом еще загадочных культур. Среди холмистой саванны Южной Родезии, в 25 км к юго-востоку от форта Виктория, стоят руины самого удивительного памятника исчезнувшей африканской цивилизации. Они известны под именем Зимбабве, что означает на языке банту «Царский двор». Действительно, каменные громады производят величавое впечатление. Основные постройки комплекса условно называются Акрополь и Эллиптическое здание (рис. 14).

Акрополь стоит на холме, скалистый гребень которого высится на 75 м. Холм был обжит уже в начале первого тысячелетия, но остатки стен восходят примерно к XI в. Здесь впервые в этой части материка зародилась техника массивной каменной кладки. На Акрополе это искусство представлено в первой фазе: стены выведены без выравнивания грунта из неоколотых гранитных глыб, с включением в массив стены лежащих на холме валунов. На разных участках разновременного происхождения стены, местами разрушенные, огибали вершину холма неправильной кривой линией. Внутри стен скопился пласт строительных остатков до 7,5 м толщиной, где прослеживаются в несколько ярусов остатки круглых хижин. Строительным материалом служила дага — смесь глины и щебня. Из такого бетона выкладывались круглые площадки под хижинами и стены хижин, крыши делались из жердей и травы.

Трудно сказать, какие племена населяли сначала Зимбабве и кто возвел циклопическую кладку стен Акрополя. Однако известно, что в XIV—XV вв. Акрополь стал резиденцией могущественного царства Мономотапы, где широко развернулась постройка оросительных каналов, каменных крепостей, разработка рудников и добыча золота, вывозимого через Кильву и Софалу за пределы Африки. На западном конце ограды Акрополя в каменной кладке замурованы стволы четырех круглых, сложенных из камня колонн; может быть это остатки портика находившегося здесь некогда дворца. Среди хижин Акрополя стояли кое-где столбы из стеатита высотой до 2,5 м с изваянными наверху птицами. Они, видимо, имели культовый смысл.

В 500—600 м к юго-востоку от Акрополя на небольшой возвышенности лежит эллиптическое здание, или «Большая ограда». Техника кладки стен здесь иная, вероятно более поздняя, — из околотых гранитных блоков, примерно 18—25 × 10—15 см, с соблюдением горизонтальных швов. Овал внешней стены охватывает площадь 66 × 87 м по осям и периметром 252 м. Главный северный вход защищен дополнительным барьером, выделяющим узкий коридор (с западной стороны расположены два дополнительных выхода). Кладка ограды начиналась именно от северного входа, достигая здесь 9 м высоты и 6 м толщины. Она завершается на западном участке уже далеко не столь капитально, теряя половину прежней ширины и треть высоты.

Внешнюю сторону овала украшает фриз в виде двойной линии выложенных из каменных плит шевронов, а по гребню стены стоят острые каменные пирамидки. Внутри овала вдоль северной и восточной стороны тянется параллельная стена, образующая узкий коридор. В уширенной южной части коридора стоит массивная коническая башня высотой 9 м (ее верхний поперечник 2,4 м). В северо-западной части овала находится внутренняя кольцевая ограда, связанная радиальными стенами с внешней. На площади овала видны остатки других разделительных стен и круглых хижин из дага, но их здесь было гораздо меньше, чем в Акрополе. Назначение овала не установлено (предполагаемые культовые его функции не доказаны).

Характерно для архитектуры этого монументального стиля стремление к округлым линиям плана. Однако данная особенность стиля не вытекает из неопытности строителей, безусловно, применявших отвес и уровень. Вызывает удивление уже самая организация работ: подсчитано, например, что на кладку ограды овала пошло 900 тыс. гранитных блоков!

К северо-западу от Большой ограды видны остатки поселения — круглых хижин из дага и разделительных каменных стенок.

Существование Зимбабве было прервано около 1830 г. нашествием с юга кочевых племен. Однако Зимбабве, бесспорно наиболее раннее и достойное внимания, далеко не единственное каменное сооружение тропической Африки. Руины Иньянга на границе Южной Родезии и Мозамбика покрывают до 7 тыс. км². Жители этого горного района, восточная окраина которого лежит на высоте до 2500 м над уровнем моря, занимались террасным земледелием. Они умели рыть каналы и колодцы, строить каменные подпорные стены и укрепления с бойницами, но обитали в круглых хижинах из дага, окруженных каменной оградой. Этот большой район был заселен с середины XVI до начала XIX в. Руины на берегах р. Ками, в 20 км к западу от Булавайо едва ли старше XVIII в. В разбросанных по скалистым холмам каменных оградах со входом через узкий коридор стояли одна- две хижины. Как и в Зимбабве, над руинами господствует главная постройка; ее стены, украшенные шевронами из голубого камня в елочку и увенчанные зубцами, возвышаются тремя платформами на 40 м над рекой. Остатки каменных сооружений прослеживаются в Уганде, Танзании, Анголе.

Восточные берега Африки были усеяны городами арабских колонистов. Время их расцвета падает на XIII—XV вв.

Города росли главным образом на низких берегах, в местах, отделенных от суши протокой или лагуной, на многочисленных островах и островках. Естественные преграды считались достаточными, и укрепления ограничивались невысокой стеной или совсем отсутствовали. Размеры городов не превышали 18—20 га.

Важным портом восточной Африки была Кильва на территории Танзании, контролировавшая вывоз золота из Мономотапы. Основанный в X или XI в. выходцами из Шираза и уничтоженный в 1505 г. португальцами город отчасти возродился во второй половине XVIII в., чтобы затем угаснуть навсегда. Здесь археологами обследованы руины домов, городского и загородного дворцов, двух замков, четырех мечетей, гробниц. В Кении объявлены государственным заповедником руины Геди (его подлинное название было, видимо, Келман, Килмансе или Килимане). Заложенный в XIII в. в 6 км от берега, город являлся центром железных рудников. Первоначальный полигон невысоких стен в XV в. расширился примерно до 18 га, сохранив в общем ту же конфигурацию. В черте города находились дворец, рынок, восемь мечетей и гробницы. Столица Сомали Могадишо выросла в X в. на коралловом мысу (ядро старого города — Хамаррвен) и расширялась к северу вдоль берега.

Типология построек Восточной Африки не отличается разнообразием: здесь не строили городских бань, караван-сараев (в которых при морском транспорте не было нужды), медресе (здесь процветала торговля, но не ценилась ученость). Зато весьма своеобразны строительные методы и формы.

Идеальным материалом служил местный коралловый известняк, мелкозернистый с рифов и грубый из береговых карьеров. Только что добытый, он легок, порист и хорошо поддается обработке, но с течением времени твердеет, приобретая твердость и долговечность. Путем обжига из него получали известь для раствора. Однако из тесаного камня выполнялись только углы, дверные косяки, михрабы, тогда как стены выводились из рваного камня с большим количеством раствора, образовавших род бетона. Побережье бедно деревом и в постройку употреблялись лишь мангровые стволы длиной до 2,8 м. При этом балки имели сечение всего около 15x5 см. По балкам настилались каменные плиты, а над ними — слой бетона с известковой обмазкой. Стены штукатурились и даже детали из тесаного камня, в том числе плиты потолка, покрывались тонким (в 2—3 мм) слоем известкового раствора.

Сводчатые конструкции не получили широкого распространения и применялись главным образом в районе Кильвы. Это своды полуциркульного профиля, купола — полусферический и сфероконический на простейших тромпах, шатровый или конический — на плоском треугольном парусе. Купола опирались на арки, их пролет не превышает четырех метров. Опоры представляли собой столбы квадратного, прямоугольного или восьмиугольного сечения, выложенные из бетона, реже вытесанные из цельного камня.

В деталях господствуют строгие геометрические линии, прямоугольные рамы и обломы. Архивольт арочных проемов и михрабов составлялся из двух каменных блоков, которые в точке соединения слегка закруглялись, поэтому описанная из двух центров кривая завершается едва заметной стрелкой. По обе стороны арки вставлялись на уровне пят блоки с нишкой для светильника, в ранних постройках прямоугольной, позднее — стрельчатой. Над аркой и в тимпанах выделяются выпуклые узорные шишки. Излюбленный рельефный орнамент в тягах и обрамлениях — парные жгуты. С XV в. появился своеобразный вид орнамента: в михрабы, стены, своды вмазывались привозные с Востока поливные тарелки, образовавшие блестящие красочные медальоны. Несохранившиеся деревянные части, несомненно, покрывались резьбой и росписью.

Обнесенные глухой стеной жилые постройки группировались с двух-трех сторон двора, граничившего с улицей. Дворы, заселенные родственниками, сообщались между собой, имея общий колодец. Лимитированный пролёт балочных потолков определил монотонный план узких вытянутых помещений. В стенах комнат прорезались фигурные ниши, где хранилась привозная поливная посуда и китайский фарфор — главное украшение дома.

Дворцы отличаются от жилища главным образом размерами. Но Хусуни Кубва в Кильве неповторим как по своим формам, так и по масштабам. Это самая крупная и сложная постройка тропической Африки: ансамбль растянулся на 150 м (рис. 15). В плане заметно стремление создать осевую композицию, но контуры участка помешали осуществить симметричный план: постройки лежат на узком береговом уступе между морем и глубоким оврагом. К морю спускаются высеченные в скале крутые лестницы. В северной части комнаты разбиты вокруг четырех малых дворов, с юга ансамбль замыкается большим двором, где предположительно хранились привезенные морем товары. Комнаты выходят на открытые террасы, а один из двориков почти целиком занимает красивый восьмиугольный водоем с полудужиями на каждой стороне (такие бассейны были в мамлюкских дворцах). Многие комнаты были покрыты сводами и куполами — коническими, рубчатыми и т. д. Богатство и многообразие резного по камню декора затмевает все другие памятники побережья: это — панно, набранные из каменных плиток с крестовидной фигурой, резные наличники дверей, ложчатые конхи по торцам свода, фризы-аркатуры и зубцы.

Кильва. Танзания. Дворец Хусуни Кубва. Общий вид Реконструкция; дворовый бассейн Геди. Кения. Дворец. План: 1 — двор аудиенций; 2 — гарем; 3 — двор гробниц
15. Кильва. Танзания. Дворец Хусуни Кубва. Общий вид Реконструкция; дворовый бассейн 16. Геди. Кения. Дворец. План: 1 — двор аудиенций; 2 — гарем; 3 — двор гробниц

Дворец Геди не претендует на значительность форм и много меньше Хусуни Кубва, но гораздо типичнее для местной архитектуры (рис. 16). Постройка делится на две разновременные части: в южной, сложившейся до XV в., размещались двор аудиенций со входом через главный портал и гарем, в северной, более позднего происхождения, занимали особый двор усыпальницы. Каждая из гробниц окружена стеной с арками, кое-где отмеченной высоким столбом — характерная особенность мемориальных сооружений на территории Кении и Танзании. При этом столб, имея равное по высоте октогональное (как в Геди) или квадратное сечение, ставился на стену ограды. В некоторых городах столб заменен стелой стрельчатого очертания с надписью или орнаментом.

Средневековые мечети Восточной Африки строились в виде прямоугольного базиликального зала с михрабом на северной стене. Плоская земляная кровля опиралась на каменные или деревянные столбы. К длинным сторонам зала обычно примыкают крытые галереи. Различаются два типа внутренней планировки. В одном из них столбы разделяют зал на два, реже четыре нефа — при таком расположении михраб заслонен средним рядом столбов. Этот тип преобладает на севере, к нему принадлежит и трижды перестроенная Большая мечеть Геди (рис. 17). В другом варианте столбы стояли в два ряда, разделяя три нефа и открывая михраб. Такой тип чаще встречается на юге Танзании. Значительную часть северной стены занимает михраб, для которого характерна глубокая ниша с полукуполом в обрамлении перспективных арок; в XVII в. появляются арки трех- и пятилопастного очертания. Иногда в той же нише помещается и мимбар со ступеньками, открытый внутрь зала отдельной аркой. Прогоны потолка лежали либо вдоль, либо поперек зала. Для того чтобы увеличить сечение, связывали вместе две-три балки и полученный таким образом желоб в XVIII в. заполнялся бетоном. По обе стороны зала добавлялись одна-две галереи. Во дворе устраивался колодец и водоем для омовения.

Геди. Кения. Большая мечеть. План (в правом верхнем углу — колодец); михраб Могадишо. Сомали. Мечеть Фахр ад-Дина, 1264 г. Разрез, план
17. Геди. Кения. Большая мечеть. План (в правом верхнем углу — колодец); михраб 18. Могадишо. Сомали. Мечеть Фахр ад-Дина, 1264 г. Разрез, план

Среди мечетей стандартного плана выделяются архитектурой два памятника. План мечети Фахр ад-Дина в Могадишо с его симметрией и подчинением частей целому прорисован уверенной рукой (рис. 18). Зал с высоким куполом на двух колоннах решен как единое пространство, что подчеркивает и диагональное положение балок в угловых частях потолка. Фасад затенен портиком, а вход отмечен шатровым куполом, из-под которого открывается взору михраб. В нише михраба рельеф мраморной доски воспроизводит излюбленный на Востоке мотив арочки и свисающей на цепи лампады, а надпись сообщает имя некоего Хаджи ибн Мухаммеда ибн Абдулла и дату 1269 г. Был ли упомянутый ибн Мухаммед зодчим? Так или иначе формы мечети несут отпечаток индивидуальности мастера.

Большая мечеть Кильвы славилась на всем побережье. Ее плоскокровельный северный зал строился, по-видимому, в XII в. Между 1422 и 1442 гг. с юга добавили прямоугольный зал с тридцатью куполами и сводами на восьмигранных столбах. Столбы облицованы в шахматном порядке плоскими и кассетированными плитами, которые служили не только декором, но и опалубкой в процессе кладки бетона. Общая длина здания равна 21 м.

Минаретов при мечетях не ставили. Исключением является минарет Большой мечети Могадишо (1238 г.). Формы его уникальны: башня высотой 15 м делится на 9 цилиндрических ярусов, слегка уменьшающихся в поперечнике, верхняя площадка обнесена стеной с окнами и полукруглыми пилястрами (рис. 19). Минарет стоял над входом мечети, которая в XIX в. перестроена.

Архитектура Восточной Африки образует цельную и устойчивую школу — веками повторялись с небольшими изменениями однажды найденные формы. Такой консерватизм объясняется и ограниченностью строительных ресурсов, и отсутствием талантливых зодчих. На общем фоне выделяются лишь два оригинальных произведения — Хусуни Кубва и мечеть Фахр ад-Дина. Истоки местной архитектуры ведут к провинциальным школам Востока. Но редко можно назвать прямой прототип той или иной формы. Например, шатровые купола как раз в XII—XIII вв. получают распространение в зодчестве Ближнего Востока; контур стен Хусуни Ндого в Кильве повторяет схему омейядских замков. Основы местного зодчества глубоко своеобразны.

Архитектура востока и запада Африки различна по материалу и концепции: камень и глина, базиликальный и поперечный оси план мечетей и т. д. Однако между ними есть и общие черты, вызванные как природными условиями, так и, по-видимому, непосредственным контактом. Например, недостаток подходящего дерева обусловил там и здесь узкие пролеты помещений, конструкцию составных балок (бетонированные прогоны известны в Мавритании). Соединение в общей или соседней нише михраба и мимбара, широкое применение в декоре поливной керамики едва ли можно считать простым совпадением.

С появлением на восточном берегу португальцев жизнь сосредоточилась в Мозамбике и Момбасе. Большинство городов, заброшенных к середине XVII в., превратилось в развалины, некогда плодородные земли запустели.

Могадишо. Минарет Большой мечети, 1238 г. Фасад. Своды и купола Замок Эльмина. Гана, 1483 г. Вид с моря. План
19. Могадишо. Минарет Большой мечети, 1238 г. Фасад. Своды и купола: а — свод Хусуни Кубва; б — купол мечети в Мвана, Кения; в — купол Большой мечети в Кильве, XV в. Схема михрабов; г — «классического»; д — «неоклассического» 20. Замок Эльмина. Гана, 1483 г. Вид с моря. План: 1 — рвы; 2 — большой двор; 3 — внутренний двор; 4 — церковь; 5 — внешний двор

Португальцы первыми из европейцев проникли в тропическую Африку.

Они строили на побережье замки, форты, фактории. В этих укреплениях средневековые формы фортификации сменились новыми, приспособленными к действию тяжелой артиллерии: башни уступили место массивным остроугольным бастионам с покатыми стенами. Они завершались на уровне стен площадкой, где у отверстий парапета стояли пушки. Местные материалы не удовлетворяли строителей, поэтому камень, кирпич, даже лес ввозились из метрополии.

Почти три четверти укреплений западного побережья сосредоточены на территории Ганы. Попав в страну, богатую золотом, португальцы дали ей имя «Мина» (рудники), отсюда и название первого замка — Эльмина. Он занял выгодное стратегическое положение на берегу Гвинейского залива на скалистом мысе в устье реки; узкий перешеек был отрезан от суши искусственным рвом. Укрепление, заложенное в 1482 г., было расширено в XVI в. Современный вид оно в основном получило к 1637 г., когда голландцы внесли свои дополнения; в 1872 г. им завладели англичане. Прямоугольник стен, разделенный на внешний и внутренний дворы, занимает площадь примерно 60 × 24 м (рис.20). Строгие формы сооружения с гладкой штукатуркой фасадов, с серией галерей и переходов, аркадами, картушами на фронтонах свидетельствуют о влиянии форм ренессанса, которому узорные железные решетки сообщают оттенок, характерный для португальского строительства. Оборону усиливал поставленный на соседнем холме форт Сант Яго.

Самый ранний и наиболее значительный по размерам замок Эльмина послужил образцом для других построек. Поблизости (23 км к востоку) в 1655 г. возник шведский форт Кейп Кост; в 1617 г. голландцы Овладели островом Горе и возвели там форты Оранжевый и Нассау (после 1677 г. перестроены французами); на острове в устье р. Гамбия построен в 1651 г. немецкий форт Джеймс; форт Сао Мигель положил в 1575 г. начало столицы Анголы Луанды и т. д. Все эти сооружения с мрачными казематами были в основном опорными пунктами работорговли. В XVI в. на восточном берегу Африки появились крепость Софалы (1505 г.), восьмиугольный форт Сао Себастиано на острове Мозамбик (между 1508 и 1511 гг.), форт Джезу в Момбасе (1594 г.). Сохранились и памятники португальской гражданской архитектуры: церкви XVII в., колледж иезуитов 1600 г. в Луанде, арсенал в Мозамбике XVIII в.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)