Архитектура Туниса VII—XVIII вв.
Глава «Архитектура Туниса», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969
Самые ранние арабские постройки Магриба находятся в Тунисе. Средневековые авторы называют страну Ифрикия, по имени римской африканской провинции. Здесь стояли некогда многочисленные застроенные прекрасными зданиями римские города. Перед арабским завоеванием страна была византийской колонией.
В 647 г. арабские войска разорвали цепь византийских укреплений, а в 670 г. под предводительством Окба бен Нафи прочно обосновались в стране. Победа закреплена постройкой Кайруана, который стал базой дальнейших завоеваний.
С 800 г. в Ифрикии сложилось практически самостоятельное государство Аглабидов. Самоуправление пошло на пользу стране — на месте римских портов растут города, расцветает художественная культура. К югу от Кайруана Аглабиды заложили роскошные резиденции: в 801 г. Каср ал-Кадим или Аббасию — целый город, обнесенный стеной с пятью воротами, с банями и базарами, в 876 г. — Раккаду с садами и водоемами.
1. Кайруан. Мечеть Сиди Окба, 836 г. Вид со двора, интерьер, резной мрамор михраба |
2. Кайруан. Мечеть Сиди Окба. План, разрез купола перед михрабом, резная деревянная максура (фрагмент) |
Большую кайруанскую мечеть называют праматерью всех культовых построек мусульманского Магриба. Она заложена на месте, где молился знаменитый Сиди Окба, поэтому носит его имя. Особенное почитание, которым окружают постройку, видно из того, что остальные мечети Ифрикии согласовали направление михраба не с Каабой, а с кайруанской мечетью. Однако уважение к святыне не помешало обращаться с ней вольно. Здание мечети было разрушено и возобновлено около 695 г., затем расширено к северу при халифе Хишаме в 724—743 гг. В 836 г. снесено и отстроено заново эмиром Зияддет-Аллахом, пожелавшим, чтобы постройка была связана исключительно с его именем. С тех пор мечеть неоднократно дополнялась и ремонтировалась (863 г., XIII, XIV, XVII вв. и позднее).
План мечети представляет собой слегка ромбический четырехугольник 135 × 80 м. Молитвенный зал разбит на 17 продольных нефов, разделенных рядами арок на колоннах (рис. 1, 2). Осевой неф шире и выше других, он выделен двумя рядами спаренных колонн и повышенным дворовым порталом. Продольные нефы объединены одним поперечным, который тянется вдоль михрабной стены. Пересечение у михраба продольного нефа с осевым отмечено куполом; второй купол высится в начале осевого нефа. Дворовые аркады, как и в осевом нефе, на спаренных колоннах, с северной стороны двора прерываются массивным минаретом. В северо-западном углу два дворика образуют мида — зал для ритуальных омовений. Двор почти сплошь замощен каменными плитами; под вымосткой двора скрыты цистерны, откуда через отдушины можно доставать воду.
Минарет, подобно сирийским, квадратного сечения, но в отличие от них состоит из трех ярусов. Нижний ярус слегка уширяется книзу, верхний увенчан ребристым куполом (два нижних завершаются зубцами, так как минарет выполнял и военные функции).
Внешние стены мечети с массивными контрфорсами сложены из обожженного кирпича, дворовые аркады и минарет каменные.
Арки нефов, слегка подковообразные, иногда чуть стрельчатые, опираются на мраморные колонны через импосты с карнизом и резные подушки (деревянные или каменные). Колонны с коринфской или композитной капителью все, кроме двух аглабитских, заимствованы из римских построек. В этом наблюдается сходство с мечетью Амра в Каире.
Потолки нефов плоские. Балки — неотесанные стволы, обшитые досками: этот прием обусловлен отсутствием дерева подходящего сечения. Они опираются на изысканные резные консоли. Деревянные части потолка покрывал яркий полихромный орнамент стилизованных растительных мотивов. Купола сильно выступают над крышей. Формы купола над михрабом отвечают богатому декору последнего. Рубчатая скуфья опирается на аркатуру, где между ниш прорезаны восемь окон. Переход к четверику осуществляется посредством тромпов в виде раковины, которые перемежаются плоскими многолопастными арками и медальонами в форме шестилопастной розетки. Арки пояса тромпов также опираются на миниатюрные колонки. Ниши, медальоны, бордюры заполнены резным по камню растительным орнаментом. Внешние элементы купола — квадратный цоколь с аркатурой, восьмиугольный барабан с вогнутыми гранями и ребристый купол — разработаны скульптурно и нарядно.
Декор полукруглой ниши михраба собран из двадцати восьми плит мрамора, каждая со своим растительным или геометрическим узором, в середине михраба ажурным. Ниша завершается деревянным куполом с золоченым орнаментом, отчеркнутым полосой изразцов. Покоящийся на колоннах архивольт арки и окружающую плоскость стены украшают вкрапленные с интервалами глазурные плитки с металлическим блеском (люстр). Над михрабом помещаются в нишах зарешеченные окна, обрамленные аркой.
Архитектура Сиди Окба послужила эталоном в первую очередь для мечетей Ифрикии.
История Большой мечети Туниса, Джами ас-Зайтуна, напоминает судьбу кайруанской мечети: построенная в 732 г., она расширена и перестроена при Аглабидах в 864 г. По плану она воспроизводит кайруанскую, но менее значительна по размерам (15 нефов вместо 17); парные колонны вдоль осевого нефа здесь отсутствуют, купол над михрабом видоизменен — круглый барабан и разделенные пилястрами окна. Минарет отстроен по образцу марокканских в 1894 г. заново зодчими Слиманом ан Нигру и Тахиром бин Сабир.
Большая мечеть Суса, построенная в 850 г. и расширенная в 1675 г., по конструкциям несходна с тунисской и кайруанской — её нефы покрыты сводами, коробовыми в ранних частях и крестовыми в поздних. Циркульные арки, с повышенным центром в продольных рядах и подковообразные в поперечных, ложатся на опоры крестового сечения. Орнамент сводится к резным терракотовым плиткам в полукруглых тимпанах над осевым нефом. Увенчанная по фасаду зубцами, с круглыми башнями на углах, мечеть несла оборонные функции, защищая вместе с рибатом внутреннюю гавань Суса.
«Мечеть трех дверей» в Кайруане (866 г.) ввиду своих малых размеров лишена двора, ее крестовые своды лежат на четырех античных колоннах. Украшение мечети составляет декор фасада, резные камни которого разделены горизонтальными тягами, тимпаны подковообразных арок заполнены резным орнаментом. Фасад завершается карнизом на консолях.
В стремлении закрепиться на новых землях арабы укрепляли города и строили многочисленные крепости — рибаты, усеявшие побережье и сгруппированные вокруг значительных городов.
3. Сус. Рибат, 821 г. Разрез (реконструкция), план; план и разрез входа, интерьер мечети |
Хотя арабы на первых порах использовали и подновляли византийские укрепления, они возводили свои рибаты по образцу омейадских замков. Самый ранний из сохранившихся рибатов построен в Сусе около 780 г., когда город еще не был укреплен стеной. Прямоугольный форт с башнями циркульного плана венчают аркатура и зубцы (рис. 3). Двор окружен в два этажа сводчатыми помещениями, которые снизу выходят на арочную галерею, сверху — на ее плоскую крышу. С южной стороны, отмеченной квадратной башней входа, весь второй этаж занимает мечеть. В башне над входом устроены, как в Ухайдире, щели для навесного боя и опускные ворота. На юго-восточном углу в 821 г. добавлен минарет, служивший и дозорной башней — его круглый ствол покоится на четырехугольном основании. Суровая архитектура постройки из тесаного камня-ракушечника лишена декора, если не считать установленных в вестибюле колонн из античных зданий. За столетия грунт вокруг рибата повысился почти на три метра.
Стены Суса из тесаного камня возведены над остатками стен древнего Хадруметума в 859 г. Защищенный извне округлыми зубцами валганг идёт по византийскому образцу над открытыми внутрь города сводами, в большинстве двухъярусными. На стыке южной и западной стен высится тридцатиметровая двухступенчатая башня, которая вместе с примыкающей цитаделью господствует над городом.
4. Кайруан. Водоём IX в. План, вид с птичьего полёта |
Раннесредневековый Тунис, особенно в IX в., славился гидротехническими сооружениями, которые облегчали снабжение водой городов и сел. Это были мощеные водоемы круглой или полигональной формы, оштукатуренные гидравлическим раствором и окруженные парапетом из дикого камня с круглым гребнем. Размеры этих прудов позволяли плавать на лодках. Водоёму предшествовал небольшой бассейн-отстойник, а на противоположной стороне вода поступала в крытую цистерну, откуда ее разбирали жители. Водоём питали почвенные и дождевые воды, воды источников и ручьев, подводимые иногда акведуком. Самый крупный из водоёмов до сих пор функционирует у северных ворот Кайруана. Полигон с 48 сторонами, в поперечнике равный 128 м, практически выглядит круглым (рис. 4); в середине поднимается квадратный с полудужиями пилон, некогда увенчанный купольным павильоном, где отдыхал эмир. К водоёму примыкают отстойник (17-угольник поперечником 37,4 м) и сводчатые цистерны. Стенки обоих водоёмов укреплены полукруглыми контрфорсами. Вода поступает с гор за 36 км и по пути канал пересекает уед Муга по акведуку длиной 170 м. Кроме водоёмов строились цистерны, крытые сводчатыми нефами на арках и массивных устоях (цистерна Софра в Сусе).
Вплоть до X—XI вв. городские стены, дворцы (и тем более массовые типы зданий) строились из глины и сырца. Глина, смешанная с известью, укладывалась в опалубке из досок. В фортификации и гидротехнических сооружениях употреблялся также дикий камень на известковом растворе, куда добавлялись песок и толченая черепица (цемянка). В кладку укладывался для связи тёсаный камень, который шел и в облицовку, реже в кладку стен и сводов (минарет Сиди Окба).
Очертания арок были подковообразные со слабо выраженным повышением центра, часто с изломом или деформацией кривой в замке, тоже слабо намеченными. Для широких проемов и в фортификации применялись римские полуциркульные арки.
Приёмы архитектурного декора того времени разнообразны. Использовался резной стук (фрагменты, открытые в руинах Аббассии). Для кайруанской мечети завезены из Багдада люстровые плитки с металлическим блеском; но в здании преобладает резьба по камню. Там же можно видеть редкие сохранившиеся образцы росписи (михраб) и резьбы по дереву (мимбар с прямоугольными филенками, самый ранний известный в мире — 862 г.). Орнамент резьбы интерпретирует растительные мотивы: бордюры панно заполнены гибко переплетенными витками с отходящими кое-где листками в виде пальметт (в частности, таким способом компонуется мотив виноградной лозы). Вводятся круглые и квадратные медальоны с розетками. Эпиграфика — куфи — ещё не получила орнаментальной обработки.
С 908 г. Кайруан перешел в руки фатимида Махди Убейдаллаха. Однако новые правители, избегая подобно Аглабидам жить в Кайруане, избрали своей резиденцией вначале Раккаду, а в 915 г. заложили новую столицу Махдийю — надежный город-крепость на морском побережье. Еще видны остатки мощных каменных стен Махдийи (ворота Скифа ал-Калат со сводчатым коридором). Городские стены включали порт — вытесанный (может быть еще финикиянами) в скале бассейн 126 × 57 м, связанный каналом с открытым морем. Устье канала охраняли две башни. От роскошных фатимидских дворцов Махдийи почти ничего не осталось, но ещё стоит Большая мечеть 916 г. (позднее неоднократно перестраивалась) с частично уцелевшими характерными для того времени крестовыми сводами (в IX в. ими покрывались лишь цистерны).
В 947 г. в 1,5 км к югу от Кайруана была заложена новая резиденция Сабра-Мансурия. Этот город строился по образцу Багдада — с круглыми стенами из сырца и четырьмя воротами. Среди города стоял дворец со стенами из сырца и обожженного кирпича, с колоннами из красноватого мрамора до 2 л в поперечнике. Раскопки дворца выявляют планировку залов и айванов, близкую тулунидским постройкам Фустата.
Для укреплений важно было обеспечить снабжение их водой, и Фатимиды ремонтировали старые акведуки, возводили новые, наполняли водой бассейны и цистерны (по сообщению историка ал-Бакри, в Махдийе было 360 цистерн).
Несколько более заметный след в строительстве оставили последующие годы правления основанной Бологгином местной династии Зиридов. Искусство той поры тесно связано с Египтом. В Кайруанской мечети Сиди Окба появилась при Зиридах прекрасная резная деревянная максура; в 991—955 гг. в тунисской мечети Зайтуна появились, как в кайруанской Сиди Окба, нартекс и купол у входа; в 988 г. перестроена Большая мечеть Сфакса, получившая при этом асимметричный зал и вместо плоского крестовое покрытие нефов (в 1085 г. она подновлялась). Минарет, так же как и в Сиди Окба, расчленён по высоте на три башенки и уширен к основанию, но пропорции и декор более легки и изящны. Первые два объема увенчаны богатыми фризами и зубцами, верхний завершается ребристым куполком; кроме того, нижняя башня разделена горизонтальными тягами на три пояса, вертикальная ось подчеркнута серией окон с многолопастной арочкой (на втором ярусе она стрельчато-подковообразная). От X—XI вв. сохранились еще несколько мечетей в Тунисе и Сфаксе, а также Кубба Бени Хорасан в Тунисе.
Как бы то ни было, в X в. в архитектуре Ифрикии намечается известный перелом. Уделяется внимание композиции фасада с продуманным распределением архитектурных элементов по вертикали и подчеркнутой осью симметрии. Образец гармоничных и прекрасных по сдержанности форм представляет собой портал Большой мечети Махдийи, пилоны которого оформлены нишами и расчленены на два яруса тягой на уровне пят монументальной арки. Идея портала восходит к айванам Месопотамии, соответствуя в то же время формам римской триумфальной арки (об этом напоминает классическое венчание в виде аттика), тогда как подковообразный профиль арок придает ему чисто местный характер. Заметно стремление сделать более нарядными детали. Снаружи и внутри здания зодчий прибегает к нишам и аркатурам с декоративными колонками; устанавливается вплоть до XX в. тип михраба с аркой на поставленных вчетверть колонках, ребристым куполом и эпиграфическим поясом (в Махдийе панель михраба составляли резаные в камне сомкнутые круглые каннелюры с венчанием в виде раковины). Усложняется и обогащается красками декор. Раскопки Сабры-Мансурии дали большое число фрагментов резного, часто окрашенного, стука; здесь, как и в Махдийи, применялись для вымостки полов полихромные глазурные плитки. Совершенствуется в рисунке искусство напольных мозаик, прежде черно-белых, теперь включающих охру и красный тона (Махдийа). Наряду с растительным получает развитие геометрический орнамент. В отличие от предыдущего периода, в декор включаются изображения живых существ. В Сабре-Мансурии найдены стуковые барельефы животных, в Махдийи — мраморный рельеф, изображающий принца и флейтистку. Все это позволяет говорить о синтезе средневековой архитектуры Туниса с изобразительным искусством.
В эпоху господства альморавидской и альмохадской династий центр культурно-политической жизни переместился к западу и строительство Ближнего Магриба затухает. При Хафсидах (первоначально альмохадские наместники) ещё в первой половине XIII в. появились медресе. От XIII в. уцелели только крепостные ворота Баб ал-Дждид в Тунисе, Баб ад-Дарб и Баб ас-Сур в Монастире. Продолжалось традиционное гидротехническое строительство. В садах близ Туниса был бассейн 209 × 80,5 м (16 824 м²) с характерными полуцилиндрическими контрфорсами на внешней стороне борта; содержались в порядке акведуки. Близ Большой мечети Туниса еще стоят крытые рынки XIII—XIV вв., разделенные на нефы с коробовыми сводами на колоннах (средний неф уширен).
С середины XIII в. испанская реконкиста вызвала приток эмигрантов из Андалусии, в том числе из высших классов общества, принесших в искусство свои вкусы и навыки. В XIV в. архитектура удаляется от классических образцов раннего средневековья. Радикально меняется планировка мечетей: вместо того чтобы охватывать со всех сторон двор, нефы мечетей окружены двором с двух-трех сторон и обособлены от него стеной.
При османских наместниках Тунис, как и Алжир, стал интернациональным городом. Однако судьбы двух соседних стран несходны.
В отличие от Алжира турки в Тунисе постепенно ассимилировались с местным населением, старая культура слилась с пришлой. С XVIII в. основание наследственной династии Хусейнидов внесло прекращение распрей и относительный экономический подъем.
Черты османской архитектуры в Тунисе смягчены, и мечети сохраняют гипостильную планировку залов. Появляются свойственные османскому зодчеству сухой и четкий рисунок деталей, резкий контраст темного и белого камня. Но местные традиции оказались стойкими. Удерживаются крестовые покрытия нефов, подковообразные (хотя и очень смягченные) очертания арок, купола перед михрабом, минареты в форме квадратной башни обнаруживают влияние крайнего Магриба, а восьмигранные — Турции. Строились медресе, завия, а также в довольно значительном числе госпитали, коммунальные сооружения и, разумеется, дворцы.
К постройке дворцов привлекались итальянцы, элементы местной архитектуры смешиваются с европейскими и возникают эклектические черты. Турецкие правители Туниса предпочли основаться вне касбы — гнезда Хафсидов, в Дар ал-Бей (рубеж XVIII и XIX вв.). Наборные деревянные потолки и настенные изразчатые панели заставляют предполагать участие в его отделке марокканских мастеров. Кроме этого, в Тунисе много других дворцов знати.
В ту смутную эпоху большую роль играли укрепления. Тунис к началу XIX в. оброс фортами (Бордж ал-Флифель или ар-Рабта к западу от города); в начале XVIII в. возобновлены стены Кайруана (только что разрушенные) из кирпича древней Сабры; то же происходило в других городах. В фортификации заметно европейское влияние. В связи с возобновлением замершего с XI в. колесного транспорта строились мосты (для их возведения разбирались античные руины); подновлялись древние цистерны и акведуки, ставились крытые общественные фонтаны, которые наподобие египетских сабиль часто присоединялись к медресе.
В Тунисе до последнего времени сохраняется на высоком уровне техника обработки камня — тески и резьбы, выкладываются мозаики из мрамора или черного камня. Резьба по стуку в XVII—XVIII вв. получила новый характер — отдельные элементы рисунка (изображение кипариса, звезды) выступают рельефом на гладком фоне. Тонко выполняются алебастровые решетки. Поливной декор используется редко, он видоизменяется, смешивается с элементами, привнесенными с крайнего Запада и с Востока — из Ирана и Турции (в частности, это панно с изображением букета в вазоне и птиц). Завозятся итальянские изразцы. Влияние Андалусии и Турции скрещивается в работах по дереву — в наборных потолках и резьбе. Потолки украшаются росписью и позолотой.
Для жилища последних столетий в Тунисе и других городах характерна застройка вокруг двора с портиком по двум или четырем сторонам, куда выходят удлиненные залы. Иногда залы имеют Т-образный план с лоджиями по обе стороны и парадным альковом в глубине — такие покои занимает хозяин дома. Рядом с альковом отделены небольшие, связанные с залом камеры. В составе помещений дома кухня, кладовые и баня. В дом ведет изогнутый под углом ход, отделенный от улицы арочными воротами, створки которых украшены рядами гвоздей. Уличные фасады домов в оазисах Джерид, Тозёр, Нефта покрыты ковровым узором рельефной кладки из кирпича.
Своеобразны типы сельского жилища на юге Туниса. В районе Матмата до сих пор существуют подземные жилища: в глинистом грунте углубляется на 5—6 м квадратный двор, куда ведет сверху пологий пандус; во двор выходят вырытые в грунте сводчатые помещения для людей и скота. Отживает свой век тип горфа — жилищ, соединенных с зернохранилищами. Двор горфа окружают плотно сомкнутые ярусы сводчатых помещений, тыльная сторона которых образует извне надежную стену; единственный вход запирался. В верхние этажи горфа ведут узкие крутые лестницы.
Тунис, по своему географическому положению наиболее арабизированная страна Магриба, тяготеет к Египту и Сирии. Сюда проникли даже такие черты архитектуры, как кладка из обожжёного кирпича и свойственные Среднему Востоку круглые минареты. Господство Альмохадов и получившие здесь приют эмигранты из Андалусии приобщили Тунис к испано-магрибскому искусству, которое, однако, переработано и скрещено с восточными влияниями. Вместе с тем здесь заметны и пережитки античности — тунисские зодчие остаются верны колоннам в качестве опор. Ифрикия не знала стропильных покрытий с черепицей — здесь господствуют коробовые, крестовые, сомкнутые своды. Традиции средневековой Ифрикии под налетом турецких и итальянских вкусов сохраняют живую силу до наших дней. И только принимая в расчет эти традиции, можно понять до конца архитектуру арабского Крайнего Запада.
Добавить комментарий