Архитектура Вьетнама в период династии Нгуенов XIX–XX вв.

Глава «Архитектура Вьетнама в период династии Нгуенов XIX–XX вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Нго-Гуи-Куин; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Возрождение единого феодального государства в период правления династии Нгуенов (1802—1945) и установление колониального режима во Вьетнаме обусловили возникновение нового этапа в истории развития вьетнамской архитектуры.

В то время как в Европе в середине XIX столетия бурно развивался капитализм, Вьетнам по-прежнему оставался сельскохозяйственной и крайне отсталой страной. Единственными формами развития промышленности были кустарное производство и отрасли, непосредственно связанные с сельским хозяйством.

В таких условиях во Вьетнаме возникало мало городов. Наиболее крупными были То-лон и Ханой. Ханой был разделен на кварталы, каждый из которых соответствовал уезду в сельских районах; То-лон, ввиду того, что в нем большая часть населения была представлена китайскими резидентами, был разделен на части соответственно их союзам.

Через год после того, как в 1802 г. Нгуен-фук-ань стал императором под именем Жиа-Лонга, в районе Тянь-Зинь было выбрано место для строительства города Гуэ, ставшего столицей государства и центром развития искусств (1 мая 1803 г.). Строительные работы были начаты в 1805 г. В том же году большое строительство началось и в городе Ханое, на том месте, где в свое время находилась столица государства в период династии Ле. Строительство города велось в соответствии с прежней планировкой улиц и кварталов. Старые кирпичные стены и башни, которые хорошо сохранились и отличались большой прочностью, не разрушались.

20. Гуэ. План
20. Гуэ. План

Город Гуэ занимал квадратный участок (сторона квадрата 2235 м, рис. 20). Стены, усиленные бастионами, достигали высоты 6,6 м. Город окружал ров глубиной 4 и шириной от 40 до 60 м. Французские архитекторы, в том числе Адран, оказывали строителю укреплений Фук-Аню постоянную помощь.

Запретный (императорский) город в городе Гуэ построен на основе прямоугольной планировки. В его центральной части возвышается мощное оборонительное сооружение; все императорские храмы расположены по обе стороны от него. Храмы имеют один вход. Со всех сторон они окружены стенами. Внутренняя планировка храмов строго симметрична. Самым высоким архитектурным сооружением, господствующим над всем Запретным городом, является трехъярусная башня с флагштоком, выстроенная из кирпича квадратной формы.

21. Сайгон. План
21. Сайгон. План

На базе крупных населенных пунктов как на севере, так и на юге, началось строительство многих городов Вьетнама, например, города Нам-Динь, Шон-тэй, Хынг-ен, Ха-тинь. Все эти города имели прямоугольную планировку. Стены их были усилены бастионами. Город Сайгон, который строился на берегу реки Донг-най с 1790 г., также имел прямоугольную форму [Строительство города велось под руководством француза Оливье де Пюманель]. Все улицы города пересекались под прямым углом, образуя прямоугольные кварталы (рис. 21).

В ходе войны против агрессии французского империализма (1945—1954 гг.) большая часть архитектурных памятников в перечисленных выше городах подверглась серьезным разрушениям. Но часть сооружений все-таки сохранилась. Уцелели, например, башни, построенные в древности и в середине века в западной части города Нам-Динь, а также башня с флагштоком в городе Ханое.

Во многих построенных в этот период городах вокруг храмов возникли целые кварталы домов простого населения. В Сайгоне такие дома составляли большие кварталы, протянувшиеся через весь город. В город То-лон в конце XVIII столетия переселилось большое количество китайцев, которые занимались торговлей. Кварталы и улицы района поселения китайских резидентов образовали целый город, который связал То-лон с Сайгоном.

Город Ханой в период правления династии Нгуенов не был больше столицей государства и превратился в центр кустарного производства с густозастроенными улицами и внешнеторговый порт.

До оккупации страны французскими войсками и начала колонизации (1862) Ханой являлся городом с большим населением, раскинувшимся на обширной территории от восточных ворот до берега реки Красной. Ханой был окружен кольцом дамб, предохраняющих город от разливов реки.

Город имел четкое административное деление на 36 кварталов. Все улицы города были соединены пересекавшей их главной улицей, проходившей через цитадель в центре в направлении восток — запад. Улицы во всех кварталах Ханоя не отличались прямолинейностью.

Императоры из династии Нгуенов запретили всем, кроме аристократии, строить дома из дерева лим, а также применять резные столбы, богато украшенные ворота, входные двери, окна. Простому народу было запрещено также строить высокие дома, напоминающие своим видом дома чиновников — начальников уездов. Ввиду того, что размеры домов простого люда строго ограничивались, жителям города, занимающимся каким-либо ремеслом или торговлей, приходилось строить дома с подвалами, где размещались магазины, склады, мастерские, а нередко и жилые комнаты.

22. Гуэ. Садик при доме
22. Гуэ. Садик при доме

Под крышей же над уровнем земли стоял всего один этаж. Так как не разрешалось строить дома с большими окнами, выходящими на улицу, то нередко на улицу выходили лишь небольшие проемы, в которые с трудом можно было рассмотреть то, что происходит вне дома. Длина участков, отводившихся в городе для застройки, достигала 60—70 м, в то время как ширина — только 4—5, а то и 2 м. Поэтому при строительстве дома в городе население располагало очень маленькими строительными площадками. Перед домом, как правило, имелся небольшой садик (рис. 22). Во внутреннем дворе за домом располагались подсобные помещения и кухня. Канализации и водостоков не было. Несмотря на то, что размеры и форма домов строго регламентировались законами феодального государства, каждый из них имел свой собственный облик.

Монументальные сооружения культового и гражданского назначения в период правления династии Нгуенов были немногочисленны. Нововведением во вьетнамской культовой архитектуре XIX в. была замена обветшавших деревянных столбов каменными, а также широкое строительство из кирпича и камня на известковом растворе.

Сооруженное в этот период здание Кхуэ-ван-как в комплексе главного храма Конфуция в Ван-миеу несколько нарушало древние традиции классической архитектуры применением в первом ярусе кирпичных столбов вместо деревянных.

В строительстве исчезают многоярусные крыши вогнутой формы, что явилось одной из наиболее приметных черт новой вьетнамской архитектуры XIX столетия.

23. Декоративные элементы в архитектуре периода династии Нгуенов 23. Декоративные элементы в архитектуре периода династии Нгуенов
23. Декоративные элементы в архитектуре периода династии Нгуенов

Структура деревянных зданий в это время начала коренным образом изменяться. На смену тяжелым и громоздким столбам «бай», поддерживавшим крышу, пришли консольные опоры, одновременно и украшавшие здания. Они стали типичными для архитектуры деревянных зданий. По-прежнему применялись резьба, лак и позолота. Однако рисунок орнаментов упростился (рис. 23).

Новые черты вьетнамской архитектуры нашли отражение в здании храма Нго-мон, построенного в первые годы XIX в. в городе Гуэ. Входная часть храма поддерживается четырьмя стройными столбами. Она имеет три двери, украшенные богатой резьбой. Особого внимания заслуживает простая и выразительная форма перил входной части, которые сделаны из специально изготовленного кирпича круглой формы с рисунком в форме цветов лотоса. Интересны также кирпичные колонны в форме женских фигур.

24. Гуэ. Дворец Тхай-хоа
24. Гуэ. Дворец Тхай-хоа
25. Гуэ. Дворец Бао-Динь, 1845 г. 26. Куанг-Нам. Зуй-Хюйен. Мавзолей императора Жиа-Лонга
25. Гуэ. Дворец Бао-Динь, 1845 г. 26. Куанг-Нам. Зуй-Хюйен. Мавзолей императора Жиа-Лонга
27. Мавзолей Минь-манга. Общий вид 27. Мавзолей Минь-манга. План
27. Мавзолей Минь-манга. План и общий вид

Несмотря на то, что некоторые дворцы и храмы по-прежнему были тяжеловесны и перегружены украшениями, например дворец Тхай-хоа (рис. 24), большинству же сооружений свойственны легкость и изящество, хорошие пропорции и сдержанность в украшениях.

Дворец Бао-Динь, построенный в 1845 г. при правлении Тхиеу-чи, — классический пример дворцов, построенных в Гуэ в этот период (рис. 25). Вся территория дворца была огорожена стенами. Вход во дворцовый комплекс представляет трехпролетные ворота с четырьмя столбами, богато украшенными резьбой и многоцветной эмалью «гуэ», а также рельефными буддийскими надписями. Сразу же за воротами был разбит парк Тхыонг-мау, а за ним — вход также с трехпролетными арочными воротами во второй парк, посередине которого стоял императорский храм Лонг-ан. За храмом располагался сад с озером, небольшое сооружение Минь-Чынг-как и другие здания, соединенные галереями с главным зданием дворца.

Храм Лонг-ан занимает площадь 38x25 м. Столбы, поддерживающие двухъярусную крышу, выполнены из брусьев квадратного сечения, украшенных рельефными рисунками в форме цветов и покрытых лаком. Столбы эти характерны для древней архитектуры Вьетнама. Однако в их украшениях заметны уже новые мотивы.

После захвата страны французскими колонизаторами многие дворцы города Гуэ, представляющие самобытные памятники вьетнамской архитектуры, были разграблены и подверглись разрушениям. Уцелел только храм Лонг-ан, который в 1909 г, по приказанию французских властей был переименован, перенесен за пределы города и использовался в качестве библиотеки. Библиотека сначала носила название Тан-Тхо-Вьен, а позднее — Бао-танг Кай-динь.

В период правления династии Нгуенов продолжалось строительство мавзолеев. Однако в противоположность скромным по своему архитектурному решению и близким к народному творчеству мавзолеям конца XVIII столетия (мавзолей Жиа-Лонг в Зуй-Хюйен, рис. 26), правители династии Нгуенов сооружают пышные мавзолеи и гробницы, строительство которых тяжелым бременем легло на плечи народа.

В 1866 г. тысячи крестьян и рабочего люда были согнаны на строительство мавзолея императора Ты-Дыка, для которого было выбрано одно из красивейших мест в Кхьем-ланге, где красота озер сочетается с чудесными видами гор и лесов, а суровая неприступность скал и утесов контрастирует с нежностью цветов лотоса. Уродливые и грубые формы мавзолея Ты-Дыка с его кирпичными столбами, выполненными в виде Деревьев, находятся в резком противоречии с окружающей природой. Вдоль берегов озер расставлены скульптуры женских фигур, украшенных эмалью и выполненных в духе лучших традиций вьетнамского ваяния. Но все сооружение в целом с небольшими молельнями причудливой архитектуры, сложенными из кирпича и крытыми черепицей, свидетельствует о снижении художественных требований.

Мавзолей Минь-манга (рис. 27) построен в первый период правления династии Нгуенов без полного соблюдения принципов симметрии, но в полной гармонии с пейзажем. Входная часть мавзолея Минь-манга украшена множеством дощечек, покрытых эмалью красивых цветов многих оттенков, что придает зданию легкость и изящество. Перила входной части выполнены из бронзы, с внешних сторон лестница облицована цветным глазурованным кирпичом. Мавзолей увенчивает легкая двухъярусная крыша с высоким коньком. Легкие скульптуры женских фигур, выполненные из красного кирпича, вместе с позолоченной глазурованной черепицей придают зданию мавзолея теплый колорит.

Увеличение объема строительства в конце правления династии Нгуенов вызывало необходимость экономного использования древесины, в особенности ценных ее сортов, и все большего применения кирпича и камня. Уже в середине второй половины XIX столетия большая часть архитектурных сооружений во Вьетнаме строилась из кирпича. В этот период многие архитектурные сооружения храмовых и дворцовых ансамблей, которые теперь были свободны от нагромождения излишне пышных украшений, отличались лаконичностью и выразительностью. В декоративном же убранстве сохранялись лучшие традиции народного искусства.

В архитектуре Вьетнама первой половины XIX столетия все шире используется кирпич для опорных столбов, что изменило традиционный вьетнамский ордер. Чаще стали применяться новые строительные материалы. При отделке поверхностей стен и кирпичных столбов в качестве украшений использовались различные виды цветного кирпича. Из него делались колонны в форме женских скульптурных фигур. Входные ворота и двери храмов все чаще делались медными с тонким ажурным рисунком и украшениями из эмали «гуэ».

Со второй половины XIX столетия вследствие крайне реакционной внутренней политики, которую проводила верхушка господствовавшего класса феодалов, а также в результате политики изоляции от внешнего мира вьетнамская архитектура находилась в состоянии упадка, как и вся феодальная система в стране.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)