Архитектура Индии. Тюляев С.И. (часть II)

Архитектура Индии. Автор: Тюляев С.И. Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1939 (продолжение)


С конца X в. начинается долгая эпоха постоянных вторжений мусульман на север Индии, приведших к образованию в Индо-Гангской долине и в Декхане ряда некрупных мусульманских государств. Вместе с оседанием мусульман и распространением ислама в Индию приносятся многие элементы культуры Средней Азии, Ирана и позже Турции. С возникновением империи так называемых Великих Моголов в 1525 г., фактически распавшейся в XVIII в., индо-мусульманская архитектура перевивает новый и последний расцвет. При Акбаре империя Моголов простиралась от дельты Ганга на востоке и Голконды на юге до Гималаев на севере и включала нынешний Афганистан. Таким образом, Моголы владели торговыми путями, ведущими из Индии через горные проходы барьера Сулеймановых гор в Афганистан, а оттуда в Иран, Среднюю Азию и дальше — в Китай. Одновременно открывается широкий путь усиленному притоку культуры Передней и Средней Азии, особенно позднетимуридских государств Средней Азии и Афганистана, а также Ирана.

На основе обогащения художественными формами, принесенными из стран Передней и Средней Азии, в индийской архитектуре севера и полуострова Декхана эпохи ислама, в особенности при Моголах, в XVI—XVII вв.. развилась особая, так называемая индо-мусульманская ветвь индийского зодчества, в то время как в южных, немусульманских государствах, например Виджайянагар и затем в Mадype, местная архитектура являлась дальнейшим развитием древних традиций.

Индия создала свой собственный тип мусульманской архитектуры и на основе применения своего огромного архитектурного наследия чрезвычайно удачно сочетала многие конструктивные принципы и декоративные элементы своего древнего зодчества с архитектурными формами и декорацией, внесенными завоевателями-мусульманами в Индию. На основе этого органического слияния, достигнутого поисками живой, творческой архитектурной мысли Индии еще до Моголов, при последних в Северной Индии сложился на основе дальнейшего развития местных строительных форм особый, совершенно законченный архитектурный стиль. В это время в огромной централизованной империи началось большое строительство дворцов, мечетей и мавзолеев. В создании новой, могольской архитектуры, помимо местных мастеров, участвовали и многие архитекторы Афганистана, Ирана, Средней Азии и других мусульманских стран.

Купол и портал, а также отвлеченно-декоративный орнамент поверхности и контурные линии стали играть огромную роль в мечетях и мавзолеях Моголов, при сохранении многих очень важных принципов конструкции и декорации индийской архитектуры, применявшейся здесь к новым требованиям.

Вначале для мусульманских мечетей нередко использовались, целиком или частично, вишнуитские и джайнские храмы. В Старом Дели сохранились руины мечети Куттуб-ед-Дина, перестроенной в течение 1193—1300 гг. из вишнуитского храма. Низкие конические купола мечети сохраняют индийский тип как по форме, так и по способу каменной кладки напуском. Для галерей использованы колонны старого храма. На фасаде — килевидная арка индийской формы, и наряду с куфическими декоративными надписями чисто мусульманского характера — типично индийская прерывающаяся лоза с цветами лотоса. Этот старейший из сохранившихся образцов (мусульманской архитектуры Индии очень интересен именно как наглядный пример комбинации индийских и мусульманских конструктивных и декоративных элементов. Исключительно удачен минарет мечети Кутб-Минар, пучкообразной формы, построенный в то же время, что и мечеть, но архитектурно не соединенный с нею. Он имеет максимальную высоту для этого типа построек — 72,6 м. От оригинала сохранились только три нижних этажа, а последние неправильно восстановлены султаном Фируз-шахом (1351—1388 гг.).

Наличие в Индии многих локальных течений в искусстве, а соответственно этому и местных архитектурных школ, привело к тому, что в первые века проникновения ислама в архитектуре ранних мусульманских государств в Северной и Центральной Индии тоже образовались свои местные школы. Проследить генезис их развития мы не можем ввиду почти полного исчезновения памятников.

При Моголах, в XVI в., когда огромная часть Индии была объединена в одну империю при абсолютной (власти султана и господстве ислама как официальной религии, местные школы «мусульманской» архитектуры начинают уступать доминирующему могольскому стилю, представленному великолепными сооружениями Моголов главный образом в их столицах Агре, Дели и Лагоре, а также и в других городах Северной и Центральной Индии.

Особое развитие в могольской архитектуре получает купол и декоративный павильон; в мавзолеях господствует центрическая форма построения. Индийская килевидная арка, форма купола и техника стенной декорации вошли органическими элементами в формы культовых мусульманских зданий Индии.

Иллюстрации в альбоме

65. Старое Дели. Мечеть Куттуб-ед-дин. Общий вид (1193—1300 гг. н.э.)
66. Дели. Мечеть Куттуб-ед-дин. Арка фасада
67. Дели. Мечеть Куттуб-ед-дин. Минарет Кутб-Минар (окончен в 1231 г.). Деталь
68. Дели. Мечеть Куттуб-ед-дин. Часть колоннады
69. Биджапур. Могила Мухаммеда Адиль-шаха (1626—1656 гг.)
70. Биджапур. Могила Мухаммеда Адиль-шаха. Разрез
71. Агра-форт. Часть стены (конец XVII в. н. э.)
72. Дели. Могила императора Хумайюна (окончена в 1572 г. н. э.)
73. Фатехпур-Сикри. Большая пятничная мечеть. Главный портал „Буланд-Дарваза“ (1602г.н.э.)
74. Фатехпур-Сикри. Большая пятничная мечеть. Могила Селима Чишти. Деталь (1571 г. н. э.).
75. Агра-форт. Ворота Дели (конец XVI в. н. э.)
76. Агра-форт. Один из дворцовых павильонов Диван-и-Кхас (начало XVII в. н. э.)
77. Голконда. Могила Абдулла Куттуб-шаха (1625—1672 гг. н. э.)
78. Сикандра. Могила императора Акбара (окончена в 1613 г. н. э.)
79. Сикандра. Могила императора Акбара. Галереи и павильоны верхней части главного строения
80. Сикандра. Могила императора Акбара. Входное помещение
81. Агра. Могила Иттимад-уд-Даулах (1622 — 1628 гг.)
82. Агра. Могила Иттимад-уд-Даулах. Внутренний вид
83. Агра. Тадж-Махал. Общий план сооружения
84. Агра. Тадж-Махал (1632—1650 гг. н. э.)
85. Агра. Тадж-Махал. Ограда кенотафа
86. Агра. Тадж-Махал. Вид здания со стороны сада
87. Дели. Большая пятничная мечеть. Один из входов (1644—1658 гг. н. э.)
88. Дели. Большая пятничная мечеть. Двор
89. Дели. План части города времени Великих Моголов
90. Дели. Моти-Масджид. Внутренний вид (1659 г. н. э.)
91. Дели-форт. Диван-и-Ам
92. Дели-форт. Диван-и-Кхас. Часть внутреннего помещения
93. Дели-форт. План дворцовых построек
94. Дели-форт. Диван-и-Кхас. Входное помещение (1637 г. н. э.)
95. Дели-форт. Диван-и-Кхас. Часть центрального помещения
96. Ахмедабад. Мечеть Сиди-Сейида. Резная каменная решетка (XVI в. н. э.)
97. Амбер. Кенотаф Джай-Сингха (XVII в. н. э.)
98. Ахмедабад. Джайнский храм Гхати-Сингха (XVII в. н. э.)
99. Читор. Джайнский Кирти-стамбха (1440 — 1448 гг. н. э.)
100. Танжор. Храм Раджраджешвара. Лестница
101. Тирувалур. Храм Вишвакарман. Рисунок Рам-Раз (X—XVI вв. н. э.)
102. Шрирангам. Храм Вишну. Колоннада и пруд Золотых лотосов (XVII в. н. э.)
103. Шрирангам. Храм Вишну. Пуду-мантапам (XVII в. н. э.)
104. Веллора. Большой храм. Калиана-мантапам (XVII в. н. э.)
105. Веллора. Большой храм. Пуду-мантапам (XVII в. н. э.)
106. Рамешварам. Тысячеколонная галерея (XVII в. н. э.)
107. Мадура. Храм Сундарешвара. Пуду-мантапам (XVII в. н. э.)
108. Мадура. Храм Сундарешвара. План
109. Мадура. Дворец раджи Тирумалайя-Найяк. Один из внутренних дворов (XVII в. н. э.)
110. Мадура. Дворец раджи Тирумалайя-Найяк. План
111. Чидамбарам. Храм Шивы (X — XVII вв. н. э.)
112. Танжор. Храм Субрамания (XVIII в. н. э.)
113. Танжор. Общий вид на часть современного города
114. Амбер. Общий вид на дворцовый комплекс (1600 — 1700 гг. н. э.)
115. Гвалиор. Дворец Ман-Сингха. Один из внутренних дворов (I486 — 1516 гг. н. э.)
116. Удайпур. Дворец Махарана. Старая часть построек (1571 г. н. э.)
117. Диг. Дворец. Общий вид со стороны озера (1725 г. н. э.)
118. Амритсар. Золотой храм. Общий вид
119. Амритсар. Золотой храм. Вход
120. Альвар. Дворец махараджи. Внутренний двор (1824—1857 гг. н. э.)

После первого периода военной борьбы Моголов за власть в Индии, продолжавшегося при Бабуре (1525—1530 гг.) и Хумайюне (1530— 1556 гг.), при Акбаре (1556—1605 гг.), вновь объединившем большую часть Индии, начинается особенно большое строительство официальных государственных зданий и фортов, продолжавшееся при Джехангире и Шах-Джехане (1628—1658 гг.). При Аурангзебе (1658— 1707 гг.) подъем прекращается, и в XVIII в. архитектура феодальной Индии создает очень мало подлинно художественных общественных зданий.

Связи Северной Индии с Ираном и Средней Азией при Моголах увеличиваются. Из чужеземных источников индийскую архитектуру Моголов особенно обогатило зодчество мусульманского Ирана. Однако цветная одежда из глазурованных облицовочных изразцов — слава иранской архитектуры и ее главная декоративная особенность при Сефевидах в XVI—XVII вв. — почти не привилась в Индии Моголов. Там господствует индийская техника резьбы по камню, особенно расцветшая в XVI—XVIII вв.

К началу могольской эпохи относится мавзолей Шер-шаха в Сахсараме, 1540—1545 гг., окруженный водной гладью искусственного пруда размером 300 м x 300 м. Восьмиугольный в плане двухэтажный мавзолей несет мощный монументальный низкий купол чисто индийской формы. Здание охвачено галереей с аркадами, разбивающей плоскость стен, и опоясано двумя рядами легких павильонов: восемь вокруг основания центрального купола и столько же на крышах галереи. Павильоны тоже облегчают подавляющую монументальность массивного здания. Они имеют форму купола, несомого на легких столбиках, и контрастируют с исключительно монументальным главным куполом.

Древняя индо-буддийская пятикупольная система «панч-ратна» («пять драгоценностей») играет, как система композиции, в Индии большую роль. Здесь цифра 5 символизирует «пять элементов»: землю, воду, воздух, огонь и, эфир. Древнейший сохранившийся прототип расположения куполов можно наблюдать в храме Чанди-Сева в Прамбанам на Яве, 1098 г. В мавзолее Шер-шаха расположение пяти куполов видоизменяется восьмиугольным планом здания: четыре Меньших купола размещены по углам квадратной ограды. Система окружения сквозными павильонами чисто индийская. Вообще подобный тип мавзолея, по-видимому, происходит от садовых построек дворцов индийских раджей, где зародились и павильоны, столь характерные и для индийской архитектуры эпохи ислама. В мавзолее весьма показательны цельность и сила общего замысла постройки, созданной индийскими зодчими. К числу элементов иранского происхождения здесь можно отнести миниатюрные башенки на парапете у основания четырех угловых куполов квадратной ограды мавзолея, по восемь у каждого купола.

Центрический мавзолей Махмуда Адиль-шаха (1626—1656 гг.) в Биджапуре, знаменитый Гол Гумбаз, — главная постройка Махмуда, начатая еще при его жизни. Здание слегка возвышается на пьедестале; оно — квадратное в плане, со стороною в 45 м, и имеет со своим куполам, одним из величайших в мире, 66 м высоты. Внутренний диаметр центрального купола равен 38 м. Перекрываемое им пространство сводится системой пандативов к квадрату 32 м X 32 м, а площадь пола под куполом представляет собой квадрат в 41,2 м по стороне. Купол, чрезвычайно монументальный, полушаровидной формы, окружен у основания декорацией в виде лепестков лотоса, как и четыре меньших купола по углам. Раньше центральный купол был снаружи позолочен. По четырем углам мавзолея расположены семиэтажные восьмиугольные прорезные башни, увенчанные высокими куполами. Они как бы служат подпорками или устоями здания и смягчают его монументальный вид. Центральный и четыре угловых купола образуют и здесь знакомую нам индийскую пятиричную систему панч-ратна. Мусульманское культовое назначение здания лишило ело всего скульптурного декоративного богатства немусульманских индийских построек. Во всем остальном мавзолей может служить образцом оригинального индийского зодчества.

Приближаются по типу к описанному мавзолеи Ибрагима II (1579—1626 гг.) в Биджапуре и Абдул-Куттуб-шаха (1626—1672 гг.) в Голконде, оба центрические, окруженные галереями. В первом — высокий купол, несколько напоминающий «луковичную» форму, окружен у основания «лепестками лотоса». Мощная} галерея с аркадами охватывает помещение святилища, стоящего на пьедестале. По четырем углам галереи: возвышаются очень легкие минареты с куполами луковичного типа.

Вся система и орнаментальные детали мавзолея являются дальнейшим развитием живой строительной традиции Индии, примененной к новым требованиям. Купол индийского вимана в форме лотосового листа превратился на севере Индии в луковичный тип индо-мусульманской мечети и мавзолея, лишенный скульптуры. На вершине купола сохраняется индийская форма шпиля — «калаша». Под ним — традиционный «маха-падма», а у основания купола — подчеркнутое окружение из лотосовых лепестков. Квадратный план здания использован для пятиричной купольной системы.

Древнее индийское архитектурное наследство использовано здесь в новой форме, на основе изменения и обогащения, принесенного изучением мусульманской архитектуры.

Огромная роль главного купола с его изящными чистыми контурами, доминирующая роль контуров здания, общая ясность, четкость и законченность конструкции, строгая декоративная отвлеченность и геометричность орнамента поверхности здания — все это составляло то новое, чем мусульманская архитектура Передней Азии обогатила индийскую. Индия претворила по-своему усвоенные ею формы столь отличной от ее древних традиций архитектуры мусульманского Ирана и вообще Передней Азии.

Купол в мусульманских зданиях Индии XVII в. принимает форму, близкую к так называемой луковичной. Однако история луковичного купола Индии, по-видимому, не ограничивается этим поздним периодом, когда сохранились памятники, доказывающие его существование. Купол луковичного типа упоминается уже в «Шильпа-Шастра», причем его основание окружено лепестками: лотоса. Отзвук такой декорации мы наблюдаем, например, в мавзолее и мечети Ибрагима в Биджапуре XVII в. В Аджанте, в чайтья 19-м и 26-м, ступа имеет купол, близкий по форме к луковичному. В эпоху ислама в Северной Индии в XVI в. эта форма купола была, без сомнения, распространенной, причем она действительно, в полном смысле слова, отвечает своему названию. На могольских миниатюрах этой эпохи мы наблюдаем башенки с луковичными куполами характерной формы. В XVII в. луковичный купол стал отличительной формой покрытия мечетей и мавзолеев Северной Индии и распространился на юг до Биджапура.

В Индии луковичная форма купола на самом деле воспроизводит форму листа лотоса, священного цветка буддизма и индуизма. Купол в виде листа лотоса индусского храма вимана превратился в луковичный купол мусульманских построек севера.

Купол мусульманских зданий по конструкции существенно не отличается от индусского, типы которого классифицированы в «Шильпа-Шастра».

Древнейшие из сохранившихся индийских куполов имеют форму, близкую к полусферической, и построены из кирпича.

Рис. 5. Конструкция ребристого купола
Рис. 5. Конструкция ребристого купола

Купола с бамбуковыми или вообще деревянными ребрами имели четыре части конструкции (см. рис. 5):

1) стержень или вертикальная ось купола;
2) бамбуковые или вообще деревянные ребра;
3) связи, идущие от нижних концов ребер купола к стержню;
4) верхушка, скрепляющая ребра купола на его вершине.

Связи на дне купола, соединяющие ось с нижними концами ребер, образуют чакра — «Колесо Закона» Будды. У него восемь спиц, направленных на четыре стороны света и промежуточные точки.

Восьмиреберные купола южной, так называемой дравидийской, архитектуры Индии (ср. со скальной архитектурой) воспроизводят упомянутые каркасные (ребристые) купола с деревянными ребрами.

В ранних мусульманских мечетях Индии было два способа постройки куполов: первый — характерный для Индии, когда купол строится из горизонтальных рядов камней, например в мечети Кутб в Старом Дели; второй — на восьмиугольной базе утверждены каменные ребра, образующие каркас; промежутки между ними заполнены горизонтальной кладкой, как, например, в мечети Джами Масджид в Чампаиире. Этот тип конструкции купола существовал в Индии раньше первого и происходит от куполов с деревянным каркасом. Восьмиреберные купола дравидийских построек в Мамаллапурам и в Калугумалайи воспроизводят каркасные купола с деревянными ребрами.

Наружная декорация куполов мусульманских зданий Индии прошла три последовательные стадии:

1. Древнейшие индо-мусульманские постройки не имели наружных украшений, кроме традиционного индийского шпиля.
2. Затем купола стали снаружи обкладываться камнем, кирпичом, а иногда глазурованными изразцами.
3. У основания купола появляется ожерелье из лепестков лотоса, как в куполах Биджапура, Голконды и др.

Мусульманские купола Индии XIII, XIV и XV вв., несмотря на общность структуры, отличаются значительным разнообразием внешней формы, которую в общем можно свести к трем типам:

1) коническая форма, соответствующая внутреннему профилю;
2) так называемый «патанский» (термин Фергюссона) купол, с приплющенной вершиной и сильно выраженными нижними боковыми сторонами;
3) полусферический или полуэллиптический купол.

Патанский купол Севера Индии произошел от купола индусского каменного портика, лишенного пластической декорации.

В Биджануре купол в форме листа лотоса индусского вимана в XVI и XVII вв. превратился в луковичный по форме купол мусульманских культовых зданий. В нем сохранился индийский шпиль — «калаша», под ним — «махападма», а у основания купола — окружение из лепестков лотоса (см. луковичные купола минаретов мечети Джами-Масджид, построенной Али Адиль-шахом I).

Кирпичные купола в мусульманских зданиях мы встречаем, например, в мавзолее Дарья-хана 1453 г. в Гуджерате, в мечети Алиф-хана середины XV в. в Дхолька, в мечети Джами-Масджид и мавзолее Махмуда в Биджапуре.

Золочение куполов, как декоративное средство, начало применяться, по-видимому, довольно рано. Во дворце Ман-Сингха, властителя Гвалиора ( 1486—1518 гг.), купола башенных павильонов были покрыты золоченой медью. Купол мавзолея Махмуда Адиль-шаха (1626—1656 гг.) в Биджапуре тоже хранит следы позолоты. Сикхский «Золотой храм» в Амритсаре, 1766 г., имеет золоченую крышу и купола, так же как и золотой храм Бенареса.

В мавзолее Ибрагима II, в отличие от более поздней архитектуры Моголов, эпохи Шах-Джехана (1628—1659 гг.), например в лице знаменитого Тадж-Махала (строился в 1632— 1650 гг.), фигурная скульптура и вообще пластика отсутствуют, как и во всяком мусульманском здании Индии. Все же в мавзолее чувствуется изобилие декоративных деталей, совершенно несвойственное иранским культовым зданиям эпохи Сефевидов, а также и Таджу, где гладкая поверхность и чистые контуры, при максимальной простоте и незагруженное деталями, играют главную роль в создании архитектурного облика здания. Роль декоративного геометрического узора и расцветки поверхности здесь огромна.

Могольский архитектурный стиль сложился при Акбаре (1556—1605 гг.) и после Джехатагира (1605—1628 гг.) вступает во вторую стадию развития.

В архитектуре мечетей первого периода претворено больше иранских элементов, чем в светских постройках, почти незатронутых новым влиянием.

Мавзолей второго Могола — Хумайюна — в Старом Дели, оконченный в 1572 г., сохраняет тип огромного индийского павильона. У него большой центральный купол иранского типа, построенный из кирпича, с облицовкой из белого мрамора, и трехпортальный фасад. Мавзолей возвышается на квадратной террасе в 6,1 м высоты, обрамленной аркадой иранской формы из красного песчаника с мраморной инкрустацией, очевидно, работы не иранских, а индийских мастеров. Согласно местным традициям при мавзолее разбит сад. Все арки мавзолея — иранского типа, без сводного камня.

Однако и в этом мавзолее при иранских деталях план индийский, причем пятиричная система здесь соблюдена не в купольных покрытиях, а в самом здании в целом. Помещение самого мавзолея восьмиугольное в плане, с диаметром 14,4 м, и окружено 4 восьмиугольными постройками в 7 м в диаметре, несущими на тонких столбиках по 4 купола в виде павильонов. Стройные купольные покрытия павильонов и их колонны — чисто индийские.

Итак, конструкция здания — в основе индийская, хотя трактовка и декорация придают мавзолею на первый взгляд иранский характер. Даже в этом эклектическом по деталям памятнике ясно, что могольская архитектура основана на индийских традициях. Сила и величественность, столь явные в таком монументальном памятнике индийской архитектуры, как, например, мавзолей Шер-шаха в Сахсараме, в эклектическом надгробии Хумайюна ослаблены. Контуры и весь рисунок последнего несколько холодны и бедны. Элементы ирано-мусульманской архитектуры, способствовавшие созданию могольского стиля, в памятнике Хумайюна не были органически претворены в стилистически зрелую форму, что привело к указанной эклектической слабости. Возможно, что это произошло благодаря творчески не вполне согласованному непосредственному вмешательству иранских строителей.

Наиболее типичные постройки Акбара расположены в Фатехпур-Сикри близ Агры.

Ворота форта близки по типу к дворцам раджей Гвалиора и Удайпура в Раджпутане.

В большой пятничной мечети иранские традиции сочетаются с индийскими весьма интересным и удачным образом. Ее главный вход «Буланд-Дарваза» («Высокие ворота»), 1602 г., представляет собой отдельное здание, вынесенное на линию ограды двора мечети. Эта исключительная постройка — действительно один из лучших образцов могольской архитектуры раннего периода. Она напоминает айваны иранских мечетей, благодаря порталу, но его боковые лоджии — индийские. Здание стоит на платформе, возвышающейся над дорогой на 12,8 м. План его — в основе прямоугольник, с двумя скошенными углами, размером 110 м с севера на юг и 1 34 м с востока на запад. Высота входа от платформы до кончика шпилей павильонов равна 41 м. Поперечник фасада равен 39,7 м. Общая форма входа иранская, но трактовка его индийская, как и техника декорации: резьба и инкрустация белым мрамором в красном песчанике. Арабские надписи, обрамляющие вход, вероятно, тоже вырезаны индийскими мастерами по оригиналам мусульманских каллиграфов.

Мавзолей Акбара в Сикандре близ Агры, начатый им самим и оконченный его сыном Джехангиром в 1613 г., резко порывает с неиндийскими традициями и этим в корне отличается от мавзолея Хумайюна. Прототипом здания, как и Панч-Махала в Фатехпур-Сикри, послужил индо-буддийский тип многоэтажного монастыря вихара, но обычный купольный навес на верхнем этаже по неизвестной причине отсутствует, что придает пирамидальной постройке незаконченный, как бы усеченный вид. Архитектура открытых через аркады галерей, сложной системой охватывающих здание, и многочисленных легких павильонов — чисто индийская.

Материал мавзолея — красный песчаник и белый мрамор.

Прекрасным образцом художественной могольской архитектуры служит известный мавзолей «верховного казначея» — «Итимад-уд-Даулах» в Агре. Он построен женой Джехангира, Нур-Джехан, в 1622—1628 гг. для своего отца Мирзы Гияс-бека, визиря Джехангира, имевшего также титул «Итимад-уд-Даулах». Стиль постройки — переходный от Акбара к Шах-Джехану.

Мавзолей белого мрамора поднят на террасу из песчаника. По углам у него четыре башни, увенчанные павильонами. Центральный четырехугольный павильон имеет стороны по 6,7 м. Ширина мавзолея по фасаду 21 м, не считая размеров платформы. Декорация поверхности типична для мусульманских культовых зданий и состоит из отвлеченно-орнаментальных форм в виде геометрических узоров и стилизованных растительных мотивов. Однако техника их исполнения чисто индийская: ажурная резьба в камне — «джали», т. е. сетка. Воспроизвести в стенной декорации по камню мозаичную одежду из глазурованных изразцов иранских мавзолеев могли только индийские резчики, издавна славившиеся искусной обработкой камня. Внутренние стены украшены растительным орнаментом, инкрустированным цветными камнями в мраморе. Изображение цветов и растений исключительно художественно и более натуралистично, чем в подобных зданиях Ирана. Отсутствие фигур одушевленных существ и тематически изобразительного орнамента придают ему полную отвлеченность и абстрактную декоративность, как в типичном здании мусульманского культа. Однако этот гладкий, как бы живописный цветной орнамент превосходно сочетается с общим индийским замыслом конструкции здания. Лишенное «пластики, оно импонирует чистотой и завершенностью своих геометрических форм и узоров и тем не менее по своей общей конструкции остается в основном индийским.

Поздний период могольского стиля начинается при Шах-Джехане (1628—1659 гг.), когда мощь империи Моголов была уже близка к упадку.

Лучшим памятником этого времени считается всемирно известный Тадж-Махал, мавзолей любимой жены Шах-Джехана, Мумтаз-и-Махал. Здание стоит в двух километрах от Агры, на берегу Джумны. Его строили 20 тыс. рабочих с 1632 по 1650 г., и оно занимает площадь в 5617 м2, представляющую собой квадрат со срезанными углами. В высоту оно имеет 75 м, причем ширина фасада равна полной высоте здания. Возвышением служит терраса, по сторонам которой расположены мечеть и крытая галерея для молящихся, обе из красного песчаника, с мозаикой из белого мрамора. Подход к памятнику открывается через сад из кипарисов с фонтанами. Сад, квадратный в плане, разбит на 16 секций и пересечен накрест каналами. Площадь всего комплекса построек равна 567 м X 305 м. Материалом здания служит лучший белый мрамор, доставленный из Раджпутаны.

Поразительное совершенство пропорций и законченность форм, симметричность и идеальная уравновешенность частей, изящная строгая (простота, легкость и чистота контуров — все гармонирует с материалом и его расцветкой, эффект которой не превзойден и непередаваем в воспроизведении. Смелость и изящная величественность форм здания имеют кульминационным пунктом восхитительный купол, необычайно нежный и чистый по контурам, легко несомый в воздухе. Четыре стройных минарета по углам террасы составляют единое целое с самим зданием. Гладкая поверхность последнего, при полном отсутствии пластики и строгой геометрической простоте и логичности форм, максимально выгодна для эффекта декоративной расцветки. В иранской мусульманской архитектуре данной эпохи для цветной декорации применяется сплошная облицовка из глазурованных изразцов, а в Индии — благородные породы камня. В белом мраморе местами вкраплен орнамент из красного песчаника. Система куполов Таджа тоже пятиричная (панч-ратна). Ближайшим по времени могольским предшественником Таджа, но несравненно более слабым, является мавзолей Хумайюна в Старом Дели, причем купол у этого мавзолея иной — иранского и среднеазиатского типа, не столь выпуклый над барабаном, «сарацинский». Перед построением памятника Шах-Джехан созвал совет лучших архитекторов и мастеров Индии, Западной и Средней Азии. Был выработан и утвержден план и детали здания. Главным автором и координатором всех остальных строителей был Устад-Иса, житель Агры, по другим сведениям — Шираза. Строитель купола Исмаил-Хан Руми, очевидно, византиец из Византии или Малой Азии, главные мастера — каменщики: один из Кандагара и двое других из Мультана (Индия); из декораторов-резчиков цветов по камню двое были из Бухары и трое — из Дели; четверо главных каллиграфов — из Шираза, Багдада и Сирии; четверо мастеров по технике инкрустации камня — индийцы из Канауджа; двое специалистов по устройству навершия купола были: один — из Самарканда и другой — из Лагора, и мастер по разбивке сада — индиец из Кашмира. Постройка Таджа обошлась в 92 млн. рупий.

Мраморная ажурная решетка в мавзолее, огораживающая кенотаф, несмотря на тонкость и техническое мастерство, несколько вяла и слаба по рисунку, по-видимому, навеянному флорентийскими орнаментами, резными в бумаге.

Большая пятничная мечеть в Дели Джами-Масджид, построенная тоже при Шах-Джехане в 1644—1658 гг., крупнейшая в мире, была создана как придворная мечеть для могольского императора и свиты. Поставленная на платформу в 10 м высоты, на самом высоком месте города, она импозантно доминирует над ним. Длина Ливана 61,3 м, глубина 36,6 м. Два минарета по углам фасада имеют 39,7 м высоты. Внутренний двор 99,1 м по стороне. Здание сложено из красного песчаника, а три луковичных купола ее Ливана облицованы белоснежным мрамором, с вертикальными черными перехватами. Планировка, рассчитанная на просторные пространства, и три купола Ливана придают мечети сходство с более ранней мечетью в Фатехпур-Сикри, времен Акбара, но здесь форма купола биджаптурская.

Общий вид мечети весьма эффектен, но вблизи заметна некоторая разбросанность частей и несоответствие масштабов. Тем не менее, это одна из лучших могольских мечетей Индии.

Моти-Масджид — «Жемчужная мечеть» — в Дели (1648—1655 гг.) тоже страдает некоторой непропорциональностью частей, в частности неправильной (посадкой куполов. Остроконечные фестоны арки и согнутый карниз характерны для поздних могольских построек, в том числе и для Золотого павильона во дворце Шах-Джехана в Дели, где крыша тоже изогнута. Последняя особенность занесена ко двору Моголов мастерами, переселившимися туда из прежней столицы Бенгалии Гаура и Биджапура. Остроконечные фестоны мы встречаем уже в XI в., например в Храме Солнца в Мудхере, где аркообразные подпорки портика — того же фестончатого типа, но со сложной декоративной резьбой.

Придворное искусство Моголов периода Шах-Джехана носит печать утонченности, роскоши и изнеженности. Например, в миниатюрной живописи доминирует бытовой дворцовый жанр, в частности гаремный, а также портрет; лирика и индивидуализм сменяют военные и исторические темы миниатюр периода Акбара. Роскошь дворцовой жизни чрезвычайно усиливается, вырождение аристократии прогрессирует. После Шах-Джехана сразу начинается резкий упадок придворного искусства Моголов, когда фанатик-мусульманин Аурангзеб (1658—1707 гг.) закрыл придворные мастерские, разогнав всех мастеров немусульман, и стал гонителем в искусстве всего того, что он считал недопустимым.

В архитектуре заметно отсутствие творческого подъема и неспособность исполнять крупные постройки, задуманные в монументальном плане. Наряду с этим развивается чрезвычайная утонченность и декоративная роскошь, характеризующие постройки Шах-Джехана, например Диван-и-Кхас («Зал частных аудиенций») в Дели, Кхас-Махал — гаремное помещение 1636 г, в форту Агры и др.

Архитектура стремится не к созданию новых архитектурных форм, а к утонченности контуров и декорации, как, например, в Тадже, Моти-Масджид в Агре и в делийском дворце. Здесь сказывалась любовь к искусству каллиграфии с ее культом изысканно-изящной линии, которая повлияла также и на рисунок миниатюры с его выразительными линейными контурами. Архитектура становится «живописной», резко отличаясь от стиля школы Раджпутаны с ее крепостью и силой форм. Влияние каллиграфии и живописной декорации полей миниатюры с растительным орнаментом заметно в декорации из самоцветных камней, инкрустированных в мраморе. В нежных, изящных очертаниях куполов архитектонически выражается тонкость линий кисти живописца.

Одними из лучших построек Шах-Джехана являются мраморные павильоны на озере в Аджмере, отличающиеся чистотой форм и совершенством пропорций.

Диван-и-Кхас в Дели (1638 г.) по своей утонченности и роскоши превосходит все дворцы Индии. Зданию белого мрамора декорировано узорами из инкрустированных цветных камней. Характерна надпись в центральном помещении дворца: «Если на земле есть рай, то он здесь, он здесь, он здесь». У входных арок верх обрамлен типичными для построек Шах-Джехана остроконечными фестонами. Растительный и цветочный орнамент в прямоугольниках и изящных остроконечных нишах покрывает обычно всю поверхность стен и колонн сверху донизу, как и потолки, скрадывая плоскости стен. Вообще орнаментация мусульманских зданий как Индии, так и Ирана, в особенности последнего, напоминает узоры ткани.

Дворец Шах-Джехана в Дели, отличаясь изнеженностью форм и изысканной декоративностью, будучи инкрустирован дорогими камнями, сильно проигрывает в тектоничности конструкции.

Творческая энергия и удачные поиски новых форм, характеризовавшие могольскую архитектуру XVI в., иссякают с началом 30-х годов XVII в., когда в архитектуре начинается увядание архитектонического начала. Исключением является мавзолей Тадж-Махал. При Аурангзебе происходит полный упадок того, что еще было ценного при Шах-Джехане. Джехангир и Шах-Джехан культивировали главным образом архитектурные идеи, уже созданные в XVl в., придавая им более утонченную форму при помощи драгоценных материалов и усиления декоративного начала в ущерб крепости форм. Излишняя утонченность форм типична для построек Шах-Джехана и даже отчасти и Джехангира. Примером наступившего упадка архитектуры является Диван-и-Ам — зал официальных аудиенций Шах-Джехана в Дели-форте, страдающий отсутствием единого стиля.

Диван-и-Ам (зал аудиенций) в Агре начат Шах-Джеханом и окончен при Аурангзебе в 1686 г. Аркада, окружающая четырехугольник, построена, по-видимому, еще при Акбаре. Внутренний размер зала 60 м X 20 м. Против здания помещается каменная цистерна «Хауз Джехангира», высеченная из целой глыбы для этого представителя династии Моголов в 1611 г. и раньше находившаяся в одном из дворов «Дворца Джехангира». Материал здания — красный песчаник, покрытый белым полированным стукко.

На юге страны, где продолжали существовать независимые от завоевателей государства и куда не проникало влияние зодчества Передней Азии, продолжал развиваться местный стиль архитектуры. Ее характерной особенностью являются высокие надвратные башни «гопурам», в виде усеченной пирамиды, прямоугольной в плане и сплошь декорированной снаружи пластикой. Типичный южно-индийский храм, как он сохранился с XVI в., представляет собой комплекс построек в виде ряда концентрических прямоугольных оград с храмом в центре и гопурам на, оградах. Огромные размеры дворов и самых храмов и монументальные башни над входом создают резкий контраст с интимностью древних храмов, не рассчитанных на массовость посещения. Таковы храмы в Танжоре XI в., Мадуре XVII в. и в Шрирангам XVII в. На основе сохранившихся памятников можно с уверенностью считать, что этот тип сложился уже в XI в., однако в известном нам сочинении «Манасара» V — VI вв. подробно описываются храмы с концентрическими оградами и гопурам над входами. Слово «гопурам» употребляется в древнем эпическом произведении «Рамаяне» в смысле городских ворот и в переводе означает «коровий форт», или убежище. В древней деревне Индии через эти ворота прогоняли скот и через них же его загоняли обратно в минуту опасности. По «Манасара», существовало пять классов гопурам, относящихся к пяти дворам храма, дворца или большого дома, причем число оград — дворов — доходит и до семи. Высота гопурам, по «Манасара», была трех размеров для каждого класса из доходила до 16 этажей. Города и деревни имели обычно минимум четверо ворот, тоже с гопурам на них.

Следовательно, приходится считать, что гопурам такого типа, как они сохранились в танжорском храме начала XI в., существовали гораздо ранее, хотя, быть может, и не в таком точно виде. Полагают, что башня гопурам в виде многоэтажной усеченной пирамиды, как мы ее знаем в типичных храмах юга страны, развилась из древнейшего ступенчатого южного храма — вимана. В последнем происходило постепенное увеличение числа этажей и рост здания, причем этажи становились все ниже, переходы между ними теряли резкую ступенчатость, так что этажи превратились из конструктивных в декоративные и равномерно покрылись богатой скульптурой. Во всяком случае это произошло очень давно, и если вимана храма Раджраджешвара в Танжоре, около 1000 г., и представляет такой переходный тип от уступчатой крыши южного вимана к пирамидальной усеченной надвратной башне — гопурам, то только как теоретический, но не исторический пример. Декорация уступчатого вимана в гопурам умножается и равномерно покрывает всю поверхность. Ребра башни становятся слегка вогнутыми.

В храмовой архитектуре юга, наряду с гопурам, важной и отличительной чертой являются входные крытые помещения — мантапам, находящиеся перед собственно храмом. Вначале мантапам примыкал к храмовому помещению, в XVII в. он нередко стоит отдельно и даже вне ограды, как, например, «пуду мантапам» в большом храме Мадуры.

Наиболее ранний из южных храмов, в виде комплекса концентрических оград с гопурам, — большой храм (вимана) в Танжоре, законченный около 1000 г. при Раджа-раджа-Дева (985—1018 гг.). Гопурам, всегда находящиеся на одной оси дворов-оград, в большинстве случаев идут, понижаясь, от наружной ограды к центральному святилищу. Здесь же наоборот: самая высокая башня находится над святилищем в центре, в ней 14 этажей, общей высотой в 61 м, при 25 м ширины по основанию. Перед входом в святилище стоит мантапам со статуей священного быка Нанди, изваянного из глыбы черного гранита, размером около 3,5 м X 5,5 м. Размеры мантапам: 31 м длины, 15 м ширины и 15 м высоты. В этом храмовом комплексе только две древних гопурам.

В художественном отношении храм Танжора ниже более позднего храма Мадуры и Шри-рангама.

В пределах ограды храма, около большой гопурам, стоит храм Субрамания, XVIII в.

Другой ранний храм этого типа находится в Чидамбарам. Различные части комплекса его построек относятся к X—XVIII вв.

Концентрические прямоугольные ограды южно-индийских храмов образуют внутренние дворы, считавшиеся священной частью храмового комплекса. Чем ближе к собственно храму в центре, тем священнее и недоступнее дворы для низших каст. Последние допускаются только в самые внешние дворы храма. В пределы центральной внутренней ограды вступают исключительно жрецы-брахманы.

После сокрушения мусульманами южно-индийского государства Виджайянагар (XIV—XVI вв.) сильнейшим индусским государством юга и оплотом индуизма против ислама стал г. Мадура при династии Найяков. В Мадуре сосредоточились ремесленники и строители из других мест юга полуострова, в частности из португальской колонии в Гоа.

Большой храм в Мадуре был построен раджой Тирумалайи Найяк между 1623 и 1645 гг. на месте более древнего храма, или же восстановлен совершенно заново. Этот огромный комплекс хорошо сохранился. Святилище окончено, по-видимому, еще при Вишванатхе в 1520 г. «Калийяна мантапам» построен только около 1707 г. Некоторые другие, менее существенные части датируются 1770 г.; оград храма — семь; это — концентрические прямоугольники. Две стороны внешней ограды равны 220 и 222 м, две другие — 254 и 260 м. Гопурам — девять: четыре больших и пять меньших; самая большая — восточная, 46 м высоты. Ее основание — из камня, верх — из кирпича, скульптура — из обожженной (неглазурованной глины, ранее ярко раскрашенной. Северная башня имеет 11 этажей. В пределах ограды храма галерея с белой колоннадой окружает пруд «Золотых лотосов» 55 м X 49 м. «Пуду мантапам» имеет 30 м X 100 м; это помещение, стоящее вне оград, теперь занято под базар. Мантапам большого храма, примыкающий к входной ограде, имеет 1000 колонн. Такое громадное увеличение размеров мантапам соответствует монументальной грандиозности и массовой роли данных храмовых комплексов.

Храм Мадуры — типично индусский, как и его скульптура в целом, но все же в последней заметно европейское влияние, занесенное в Мадуру индусскими мастерами, переселившимися из португальского Гоа, где они строили христианские церкви. Европейское влияние вообще рано проникает на юг полуострова и Цейлон через португальских и голландских мореплавателей. Покрытие мантапам поддерживается многочисленными столбами, богато декорированными разнообразнейшими пластическими формами.

Очень интересен дворец Тирумалайи Найяк в Мадуре, где органически сочетаются архитектурные элементы различных стран. В зале аудиенций индийские арки искусно введены в структуру, как это практиковалось в XVI в. в Виджайянагаре и Биджапуре. Форма арки индусская, но применение ее обычное для мусульманских зданий. Поддерживающие арку колонны заимствованы из португальских церквей; общий характер и конструкция зала напоминают готические постройки.

Стремление к грандиозности, столь характерное для рассматриваемого типа южных храмов, особенно наглядно в большом храме Шрирангам, расположенном в 4 км от Тричинополи, на острове того же наименования, на р. Кавери. Этот храм со своими семью концентрическими оградами — один из крупнейших в мире. Он посвящен Вишну. Храм построен в XVI—XVII вв. на месте гораздо более древнего, от которого сохранилась маленькая постройка, датируемая Фергюссоном XII в. Общий план комплекса и стиль построек аналогичен храму Мадуры. Внешняя ограда имеет 880 м длины и 760 м ширины. Из пятнадцати гопурам по четыре имеется на каждой из первых трех оград и три на четвертой. Башни уменьшаются — от внешней ограды к центру. Большая северная гопурам имеет 46 м высоты; одна из неоконченных планировалась в 91 м, а исполнена в 52 м. Входы построены из цельного гранита, статуи башен — из неглазурованной обожженной глины. Храм с 1000 колонн имеет размеры 40 м X 37 м.

Помимо храмовых построек, эти комплексы включают помещения религиозных школ, различные вспомогательные учреждения, а также священные пруды и водоемы для омовений.

Закономерность расположения высотных композиций — гопурам — играет большую роль в создании монументального образа всего комплекса. Здесь имеет значение направление повышения или понижения высоты гопурам, расположенных на одной центральной оси дворов-оград. Уменьшение их высоты по направлению от наружной ограды к центру, как, например, в храмах Мадуры и Шрирангам, зрительно невыгодно, наоборот — сила впечатления и монументальная цельность комплекса увеличиваются, если башни становятся более высокими к центру, как в храме Танжора. Последнее всегда отвечает первоначальному замыслу строителей. Обратное положение встречается, когда впоследствии происходит органический рост комплекса путем добавочного построения новых наружных концентрических оград, гопурам которых делались соответственно более высокими, чем старые, как, например, в храме Тируваллура, X—XV вв.

Изобилие и большая сложность пластической декорации очень характерны для поздней эпохи на юге Индии. Этим отличаются мантапам храмов Мадуры, Шрирангам, Веллора и др. У монолитных каменных колонн кариатидоподобные фигуры в средней части, стоящие на суживающихся книзу постаментах, подпирают главами консоли. Изощренная нагроможденность и сложность форм этой скульптуры придают композиции беспокойность, напряженность. Необычайное искусство и техническое мастерство разработки сложнейших деталей указывают на использование традиций скульптуры в дереве.

В эпоху Мадуры и предшествовавшего ему мощного индусского государства юга Виджайянагар XIV—XVI вв. утонченность и роскошь в архитектуре достигли исключительного развития, главным образом благодаря пластическому оформлению конструктивных форм. Сохранившиеся памятники еще не дают представления о том, что, по свидетельству путешественников, господствовало в сказочно роскошных дворцах Виджайянагара, ныне разрушенных. Упоминаются, например, целые залы из резной слоновой кости.

Светская архитектура позднего периода, помимо могольской, представлена главным образом дворцами немусульманских правителей некрупных государств Раджпутаны и других мест.

Эти дворцы сохранились только с XV в., но их строители продолжают древние традиции. Здесь очень умело использован рельеф и особенности местности и пейзажа, что создает целостность архитектурного ансамбля. Величие и сила замысла, мощь и простота форм при цельности и оригинальности конструкции и громадном умении использования особенностей камня как архитектурного материала ставят эти постройки XV—XVIII вв. во многих отношениях выше, чем утонченные и роскошные, но в общем однотипные постройки Великих Моголов. 

«Манасара» дает классификацию дворцов властителей по 9 рангам их могущества, со строгим учетом этажности и других отличий для каждого ранга. Дворцы строились в виде комплексов построек с концентрическими оградами, число коих доходило до 7, с гопурам на них.

Однако таких дворцовых ансамблей не сохранилось. Древнейший дворец Ман-Сингха, раджпутского махараджи Гвалиора (1486—1518 гг.), замечателен своим внешним видом. Фасад его — настоящая крепостная стена по конструктивной мощи ее форм. Высокие башни поднимаются от земли в виде полуколонн, выступая на фоне суровой простоты стены, почти лишенной окон. На башнях — павильоны, высокие купола которых возвышаются над краем стены фасада. Раньше они были покрыты позолоченной медью. Внутренняя отделка некоторых помещений отличается обилием архитектурных деталей, но в других преобладает суровая простота. Дата постройки около 1500—1507 гг.

Огромное могучее здание, как крепость, возвышается на краю отвесной скалы. Достраивали дворец Викрама-Шахи, а также Джехангир и Шах-Джехан после занятия Гвалиора Моголами. Стены частично сохранили орнамент из глазурованных изразцов, изображающий стилизованные деревья, людей, животных и птиц.

Двое мощных ворот составляют одно целое по стилю с фасадом.

Интересен дворец Бир-Сингх-Дева в Датиа (Раджпутана), первого десятилетия XVII в. Он представляет собой четырехэтажный массив гранитной скалы, свыше 91 м по стороне квадрата, и стоит на основании со сводами в 12,2 м высотой. До вершины самого высокого центрального купола 42,7 м. Купола и павильоны смягчают суровую мощь стен восточного фасада, имеющего многочисленные окна и террасы.

Этот дворец-крепость — один из лучших памятников раджпутской архитектуры XVII в. Особенно величественна и романтична его сторона от воды (западная), с четким силуэтом на небесном фоне. В двух нижних этажах — обширные залы аудиенций во всю площадь этажей. Два верхних этажа образуют ограду внутреннего двора, как и у большинства индусских дворцов. В центре этого двора — четырехэтажный массив личных покоев, тоже квадратный в плане. Большие апартаменты в двух верхних этажах расположены по четырем углам и в середине каждой из четырех сторон. Они увенчаны куполами, окруженными каждый четырьмя миниатюрными купольными павильонами, по системе нанч-ратна, каж и над личными покоями в центре двора.

В стиле дворца в Датиа, как и других раджпутских построек XVI—XVII вв., еще видна жизненность старых традиций, видоизменяющихся в известной мере на основе непрекращающегося творчества архитектурной мысли.

Смелое сочетание высотности постройки с богатым декоративизмом чисто индусского типа удачно разрешено в Башне победы («Кирти- Стамбха») в Читоре (1440—1448 гг.). Ее построил Кумбха-Рана, раджпутский властитель Мевара (1418—1468 гг.), в память победы над мусульманами.

В башне 9 этажей, увенчанных изящным куполом. Ее база — квадрат со стороной в 14,3 м. Наибольшая ширина у основания башни — 9,1 м, высота 37,2 м. Декоративная скульптура мастерски сочетается со конструктивными особенностями постройки. В XV и начале XVI в. Гуджерат был центром деятельного архитектурного творчества всеиндийского значения, но чисто раджпутского стиля.

Известны также дворцы Удайпура — столицы Мевара, расположенной на берегу озера, с виллами-дворцами на двух островках. Здания строились в разное время — со второй половины XVI в. и главным образом в XVII и XVIII вв. — и тем не менее сохраняют единство стиля.

Искусство Раджпутаны и могольское подверглись взаимному влиянию. Так, в архитектурной декорации дворца Амбера (1625—1666 гг.), прежней столицы Джайпура, заметно подражание дворцам Моголов. При основании новой столицы Джайпура в 1728 г. властитель Сиваи Джай-Сингх II принял дворец Амбера за образец новой стройки.

Город Джайпур — единственный и новый пример планировки по канонам «Шильпа-Шастра». Его тип близок к тому, который Рам-Раз  [индийский ученый, живший в XIX в., автор труда по архитектуре Индии] называет «прастара». Главные улицы города проходят почти точно в направлении восток — запад и север — юг, пересекаясь под прямыми углами. На севере город примыкает к холму, укрепленному фортом. Строителем города был джайн из Бенгалии по имени Ведиадхар, ученый сотрудник Сиваи Джай-Сингха II. Дворец последнего стоит в центре города, на открытом месте. Центральная часть дворца, называемая «Чандра-Махал», пирамидальной формы, имеет 7 этажей. Другая часть постройки носит название Дворец Ветров; ее девятиэтажный фасад из розового камня очень интересен, как пример трактовки в архитектурных формах темы, определяемой названием здания.

На XVIII в. мы кончаем наш обзор архитектуры Индии. В этот период к числу подлинно художественных памятников необходимо отнести известнейший Золотой храм в Амритсаре — главную святыню сикхов. Он был заложен сикхами при Акбаре и перестроен в 1766 г. Его тип повторяет формы дворцов Раджпутаны.

В XIX IB. IB архитектуре появляется псевдо-восточная трактовка местного стиля, примером чему служит дворец махараджи Альвара.

Памятники последних двух тысячелетий свидетельствуют о высокой художественной культуре индийского зодчества, о разнообразии и оригинальности его форм.

Пластика, мастерски сочетающаяся с архитектурой, отличалась в лучшие ее периоды силой и смелостью выражения, при необычайном богатстве сюжетов и образов.

В индийской монументальной скульптуре с исключительным искусством передается движение и драматизм идеи.

Империалистическая политика англичан и колониальное иго губительнейшим образом отозвались на искусстве больших форм и художественных ремеслах страны. Насильственное насаждение в Индии архитектурных типов метрополии ускорило деградацию местного зодчества и привело его к полнейшему упадку. В так называемой англо-индийской архитектуре, упорно внедряемой колонизаторами, практикуется анти-художественное, беспринципное смешение стилей и попытки пересаживать модернизованные, псевдо-индийские формы на здания западного типа.

Национальные особенности местной архитектуры превращаются, таким образом, в псевдо-индийские. Вследствие указанных причин постройки индийских раджей XIX в. носят черты упадка строительных традиций, эклектики, измельченности и обеднения форм.

Большое количество зданий Индии остается неизученным. Многие памятники гибнут без наблюдения. Старинные деревянные дворцы раджей продаются ими и сносятся.

В отдаленных местностях, где разрушительное влияние империалистического подавления национальной культуры было более слабым, еще существует искусство народной архитектуры. Так, например в глухих углах Западной Бенгалии еще живет, но постепенно исчезает, искусство деревенского зодчества. Скульптурное оформление деревянных домов сельских жителей является подлинно художественным произведением касты индийских плотников «сутра-дхар», ныне исчезающей, поскольку данный вид бенгальской архитектуры сменяется безвкусным подражанием модернизованным западным коттеджам. Эта чисто народная скульптура характеризуется полной свободой от догм и канонов, религиозной тематики и всякой нарочитой стилистической условности.

Карнизы, фризы и дверные рамы жилых зданий с крышами из тростника скульптурно оформлены плотниками на основе народной традиции. Мотивы этой скульптуры заимствуются из жизни людей и животных и носят исключительно светский характер, в противоположность мифологическим мотивам классической скульптуры храмовой архитектуры Индии.

По своему характеру эта бенгальская народная скульптура бывает утилитарной, чисто декоративной или сочетанием того и другого. В некоторых домах опоры карнизов, оформленные скульптурно, сохраняют целиком свое утилитарное назначение, а архитравы украшены декоративными фризами. Мастер применяет только те натуралистические формы, которые могут служить данному практическому назначению детали. Иногда он утрирует формы, например удлиняет хобот слона, давая нечто новое, имеющее пластическую выразительность, жизненность и силу, сообразно практическому требованию данной архитектурной детали. Иногда нижний конец подпорки карниза оформлен в виде, например, женщины, качающейся в гамаке. Ритм движения, простая, но пластическая трактовка прически и складок одежды весьма выразительны, свободны и отличаются подлинно художественной простотой. Нередко встречаются изображения деревенских бытовых сцен и т. п.

Намеренная условность самодовлеющего значения и перегруженность орнаментом совершенно отсутствуют. Нет также и тенденции к гротеску форм, характеризующей скульптуру Южной Индии.

Но этот вид подлинной индийской художественной архитектуры быстро вытесняется псевдо-индийскими постройками.


Литература

  • Ram - Raz, Essay on the architecture of the Hindus. London 1834.
  • Cunningham A., The Bhilsa topes, or Buddhist monuments of Central India. London 1854.
  • Biggs Col., Theodore C. Hope and James F ergusson, Architecture at Ahmedabad, the capital of Goozerat. London 1866.
  • Cole Henry-Hardy, Illustrations of ancient buildings in Kashmir. London 1869.
  • Cole Henry-Hardy, The architecture of ancient Delhi, especially the buildings around the Kutb Minar. London 1872.
  • Cunningham A., The stupa of Bharhut. London 1879.
  • Fergusson J. and Вurgess J., Cave temples of India. London 1880.
  • Cunningham A., Mahabodhi, or the Great Buddhist. Temple at Buddhagaya. London 1892.
  • Le Bon Gustave, Les monuments de l’Inde. Paris 1893.
  • Smither J. G., Architectural romains, Anuradhapura, Ceylon. London 1894.
  • Burgess J., The ancient monuments, temples and sculptures of India. 1897.
  • Cave H. W., The ruined cities of Ceylon. 1900.
  • Waddell L. A., Report on excavations at Pataliputra. Calcutta 1903.
  • Hearn G. R., The seven cities of Delhi. London 1906.
  • Sohrmann H., Die altindische Säule. Dresden 1906.
  • Saladin H., Manuel d’art musulman, I. L’Architecture. Paris 1907.
  • Fergusson James, A history of Indian and Eastern architecture. Revised and edited with additions by J. Burgess and Spiers, R. Ph. 2 vols. London 1910.
  • Swarup B., Konarka, the Black Pagoda of Orissa. Cuttack 1910.
  • Smith V. A., A History of fine art in India and Ceylon. Oxford 1911.
  • Barnett L. D., Antiquities of India. London 1913.
  • Havell E. B., Indian architecture: its psychology, structure and history. London 1913.
  • Sanderson G. and Begg T., Tipes of modern Indian building. Allahabad. 1913.
  • Jouveau-Dubreuil G., Archéologie du Sud de l’Inde. 2 vol. Paris 1914.
  • Havell E. B., The ancient and mediaeval architecture of India. London 1915.
  • Jouveau-Dubreuil, Pallava antiquities. Pondisherry 1916—1918.
  • Wetzel Friedrich, Islamische Grabbauten in Indien aus der Zeit der Soldaten-Kaiser. Leipzig 1918.
  • Marshall Sir John, A guide to Sanchi. Calcutta 1918.
  • Aсharya P. K., A summary of the Manasara. Leiden 1918.
  • Havell E. B., A handbook of Indian art. London 1920.
  • Ayyar P. V., South Indian shrines. Madras 1920.
  • Marshall Sir John, A guide to Taxila. Calcutta 1921
  • Сreswell K. A. C., A provisional bibliography of the Muhammadan architecture of India. Bombay 1922.
  • Marshall Sir J. H., The monuments of ancient India; in Cambridge History of India, vol. I. Cambridge 1922.
  • Rapsоn E. J., Editor. Cambridge History of India. Cambridge 1922.
  • La Roche E., Indische Baukunst, 6 Bände. München, 1921—1922.
  • Höver Otto, Indische Kunst. Breslau 1923.
  • Sahni D. R., Guide to the Buddhist ruins of Sarnath. Simla 1923.
  • Havell E. В., A handbook to Agra and the Taj. Calcutta and Simla 1924.
  • Glück H. und Diez E., Die Kunst des Islam. Berlin 1925.
  • Waldschmidt G., Gandhara-Kutscha-Turfan. Leipzig 1925.
  • Codrington K. de B., Ancient India from the earliest times to the Guptas with notes on the architecture and sculpture of the mediaevel period. London 1926.
  • Cousens H., The architectural antiquities of Western India. London 1926.
  • Diez E., Die Kunst Indiens („Handbuch d. Kunstwissenschaft“; hrsg. von Fr. Burger). Potsdam 1926.
  • Paffe J. A., Guide to the Qutb. Delhi 1927.
  • Coomaraswamy Ananda K., History of Indian and Indonesian art. London, New-York, Leipzig 1927.
  • Acharya P. K., Manasara. Four books of Indian architecture. Oxford 1927.
  • Acharya P. K., A Dictionary of Hindoo architecture. Oxford 1927.
  • Marshall Sir John, Mohenjo Daro and the Indus civilisation. 3 vol. London 1931.
  • Acharya P. K., Architecture of Manasara. Translated from original sanscrit by P. K. Acharya. University of Allahabad. 1933. Publ. by the Oxford University Press.
  • Gravely F. H. and Ramachandran T. N., The three main styles of temple architecture recognised by the Silpa-Sastras. Madras 1934.
  • Кaк R. C., Ancient monuments of Kaschmir.
  • Вalleу, The design development of Indian architecture.

Журналы

  • „Аrcheological Survey of Indiа“. Выходит с 1871 г.; публикации обмеров, планов и чертежей памятников; вопросы реставрации и консервации.
  • „Archeological Survey of Western Indiа“. Выходит с 1876 г. (года 1902—1907).
  • „Мemoirs of the Archeological Survey of Indiа“. Выходит с 1920 г.
  • „Archeological Survey of Southern India“.
  • „Rupam , Calcutta.

Литература на русском языке

  • „Нayки, художества и искусства в древней Индии“ („Библиотека для чтения“, 1839 г.).
  • „Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара“. Редактор А. Стойкович. Книга I — Ост-Индия. Москва 1846.
  • „Древняя буддистская архитектура“ („Отечественные записки“, т. 59, 1848).
  • Жуковский А. Т., Индийская архитектура („Архитектурный вестник“, 1859).
  • Щербатова О. А., По Индии и Цейлону. Дополнительная глава об архитектуре Индии. Москва 1892.
  • Султанов Н. В., Последовательные видоизменения искусства древнего Востока („Строитель“, 1905).
  • Никитин (Афанасий), Хождение за три моря (в 1466—1472 годах) („Полное собрание русских летописей“, том VI).
  • Главы об архитектуре у Флетчера — „История архитектуры“. Спб. 1914.
  • Главы об архитектуре Индии у Шуази — „История архитектуры“.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)