Архитектура Японии XVII–XIX вв. (период Эдо)
Глава «Архитектура Японии XVII–XIX вв. (период Эдо)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Авторы: Глухарева О.Н., Прибыткова А.М.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971
В начале XVII в. период междоусобных войн закончился победой феодалов Токугава, которые, захватив власть в стране, создали могущественный военный сёгунат, правивший Японией с 1603 по 1868 г.
Сёгуны Токугава основали свою резиденцию в новой столице Эдо (современный Токио).
Прекращение междоусобных войн способствовало развитию в стране производительных сил. В этот период феодального абсолютизма в связи с ростом ремесла и торговли происходит развитие товарно-денежных отношений. В городах усиливается влияние торговцев, которые имели большие средства благодаря возросшим торговым связям с Китаем и европейскими странами.
Стремясь сохранить в стране феодальный строй и желая оградить страну от иностранных влияний, в 1639 г. правители Японии закрыли, за исключением Нагасаки, все порты для европейских кораблей. Эта изоляция страны от внешнего мира продолжалась более двух веков.
В XVII—XVIII вв. город Эдо становится экономическим и культурным центром страны. В планировке новой столицы уже отсутствует влияние китайского градостроительства.
Эдо быстро застраивался большими мастерскими ремесленников. Подчиненные сёгунам Токугава и находившиеся в вассальной зависимости даймё также сооружали свои дворцы в Эдо, где они, подчиняясь приказу правителей, должны были жить не менее года, а возвращаясь в свои владения, обязаны были оставлять в столице своих жен.
В начале XVII в. продолжалось и строительство замков-крепостей, которое позднее было ограничено особым указом, запрещавшим возводить более одного замка в каждой из провинций.
В процветавшей новой столице сооружались также и здания общественного назначения — театры, гостиницы, рестораны и бани.
В XVII в. была введена система особых правил — «кивари», устанавливающая модуль (расстояние между центрами стоек), которому подчинялись все размеры здания и его деталей. Эта система устанавливала также принцип проектирования домов соответственно социальному положению его владельца. Так, например, в домах самураев вход имел особый вид. Самураи низшего ранга — пехотинцы, — состоявшие при малоимущем даймё, жили в домах с соломенными крышами, подобно крестьянским хижинам, а самураи, занимавшие более высокое положение, имели право строить большие дома с черепичными крышами.
Города в период правления Токугава располагались вдоль дорог и застраивались одноэтажными или двухэтажными деревянными домами, примыкающими друг к другу. Главное здание города «хонжин» служило гостиницей для проезжающих даймё и знати. Здания, примыкавшие к хонжину, назывались ваки-хонжин и являлись пристанищем для простых людей, а иногда и торговым помещением. Все эти здания имели ворота и особые входы, которые вели в приемные комнаты, располагавшиеся со стороны главного фасада. В верхнем этаже домов находились спальни. До настоящего времени такие хонжин сохранились в префектуре Сига на Токайдо (дороге, являвшейся главной магистралью и соединявшей старую императорскую столицу Киото с Эдо).
В светской архитектуре XVII в. ярко проявились черты нового стиля, зародившегося в постройках времени Хидэёси. Новые художественные средства для убранства дворцовых интерьеров, разнообразие отделочных материалов, сочетание строгих конструктивных форм с насыщенностью декоративного оформления — все это с успехом применяется при возведении дворцов в Эдо и других крупных центрах.
Эти новые эстетические принципы проникают и в храмовое зодчество XVII в. На смену простым и строгим ранним культовым сооружениям Японии приходят богато декорированные храмы, отвечающие торжественным религиозным церемониям этого времени.
43. Киото. Монастырь Ниси Хонгандзи. Павильон Хинкаку, XVII в. |
44. Киото. Монастырь Ниси Хонгандзи. Зал аудиенций, XVII в. Интерьер, план |
Стремление к декоративности особенно видно в храмах буддийской секты Син-хонгандзи («Монастырь чистых обетов»), имевшей приверженцев в придворной среде. Таков ансамбль храма Ниси Хонгандзи в Киото. Большое храмовое здание с высокой центральной частью и фланкирующими ее флигелями свидетельствует о тесной связи культовых зданий XVII в. с дворцовыми постройками этого времени. В павильоне Хинкаку этого ансамбля (рис. 43) большие с закругленным верхом окна в двух верхних этажах центральной части и крыши с пологим уклоном скатов, украшенные изогнутыми фронтонами «кара-хафу», свидетельствуют об отходе от традиционных форм зодчества и о подражании иноземным приемам.
Сооруженная в 1594 г. для Хидэёси приемная комната в замке Фусими по приказу сёгуна Иеясу в 1632 г. была перенесена в храм Ниси Хонгандзи и превращена в зал аудиенций. Зал аудиенций — характерное сооружение нового стиля, в котором ясная расчлененность конструктивных форм гармонично сочетается с пышным убранством. Прямоугольный в плане зал (21x17 м) простыми четырехугольными в сечении столбами разделен на три нефа (рис. 44). Кассетированный потолок украшен росписью геометрического характера.
В главной западной части зала почти во всю ширину расположена низкая платформа «дзодан», на которой восседал сёгун во время торжественных приемов вассальных даймё. В правой части зала платформа не доходит до стены, так как в северо-западном углу, согласно традиции, размещается сёин и ниша «тигай-дана» с полками, скрытые перегородкой с большим круглым отверстием. Позади платформы в центральном нефе находится широкая ниша (токонома), задняя стена которой украшена живописной композицией.
Центральный неф зала в верхней части между столбами имеет резные ажурные решетки рамма. Великолепные ажурные композиции этих рамма с изображением летящих или отдыхающих среди камышей цапель выполнены Хидори Дзингоро (1590— 1634) с большим художественным тактом и пониманием архитектурных принципов интерьера.
Легкие раздвижные стены (фусума) богато украшены живописью известных художников — Кано Рёкэн и Кано Танниу, изображающей традиционные деревья, цветы и охотничьи сцены, объединенные в единое целое золотым фоном. Красочная живопись контрастирует со светло-зелеными циновками (татами).
С северной стороны зал аудиенций замкнут коридором, открывающимся в окружающий павильон сад, а с восточной стороны к нему примыкает терраса, перед которой находится двор с открытой сценой театра «Но».
45. Киото. Монастырь Ниси Хонгандзи. Ворота Карамон, конец XVI в. |
Ни одно из архитектурных сооружений не свидетельствует так ярко о новых эстетических принципах, сложившихся в конце XIV — начале XVII в., как ворота Карамон (рис. 45), также перенесенные по приказу Иеясу в храм Ниси Хонгандзи из бывшей резиденции Хидэёси. Они имеют вид небольшого четырехугольного здания с широким проходом, увенчанного массивной крышей типа «иримоя» с фронтонами «кара-хафу», сильно выступающими над портиками. Боковые стены портиков, фризы и балки, а также створки ворот украшены ажурной и рельефной резьбой и росписью. Сложное скульптурное убранство выполнено замечательным скульптором-левшой Хидори Дзингоро. Резьба ворот поражает богатством приемов сложной многоплановой композиции. Фантастические единороги, мчащиеся среди клубящихся облаков, цветы — все это передано с большой динамичностью и тонким чувством ритма. Позолоченные яркие объемные фигуры сочетаются здесь с плоской барельефной резьбой и ажуром и и составляют общую композицию.
В 20-х годах XVII в. в окрестностях Киото на р. Кацура был сооружен увеселительный императорский дворец. Этот интересный памятник японского зодчества как бы завершает собой все достижения национальной деревянной архитектуры.
46. Киото. Загородный дворец Кацура, XVII в. 1 — общий вид; 2 — генеральный план; 3 — Новый сёин | |
47. Киото. Загородный дворец Кацура, XVII в. Веранда Старого сёина |
Ансамбль дворца Кацура состоит из ряда зданий, объединенных между собой большим «пейзажным» садом с искусственным озером в центре (рис. 46). Сочетая в себе классические черты национальных стилей прошлого — аристократического жилища «синдэн» и богатого городского дома «сёин», — многочисленные постройки дворца отличаются ясной тектоникой, простотой своих форм и тесным единением с природным окружением.
Наиболее значительные павильоны дворца — Старый сёин и Средний сёин — характерны строгой пропорциональностью своих масс. Сооруженные в традиционных формах оба эти здания высоко подняты на столбах и окружены террасами под сильно нависающими кровлями типа «иримоя» (рис. 47). Единение интерьера и сада с низким кустарником и камнями на переднем плане достигается благодаря раздвижным сёдзи и террасе. В 1658 г. в ансамбль Кацура включено еще одно здание, сооруженное рядом со старыми и соединенное с ними большим концертным павильоном открытого типа.
Пейзажный сад дворца объединяет целый ряд самостоятельных садовых композиций, пышных увеселительных дворцовых, парков периода Хэйан и скромные чайные сады, овеянные тишиной и меланхолией. Парковые сооружения, в том числе и чайные павильоны, расположены в живописных, уединенных местах на берегу озера. Среди них наибольшей известностью пользуется чайный павильон с поэтичным названием «Сосна-лютня» (Сёкинтэй), отличающийся строгой завершенностью своих простых форм. Его соломенная, сильно нависающая крыша благодаря плавным линиям скатов не производит впечатления давящей на стены тяжести.
48. Киото. Загородный дворец Кацура, XVII в. Парк. Чайный павильон Сёкинтэй | |
49. Киото. Загородный дворец Кацура, XVII в. Чайный павильон Сёкинтэй. Интерьер, план |
Павильон Сёкинтэй состоит из традиционных помещений, часть которых выходит на террасу; перед последней расположен пруд с причудливо изрезанными берегами (рис. 48 и 49). Интерьеры отличаются предельной простотой. В то же время нельзя не отметить в конструкциях нарочитой асимметрии отдельных частей, лишенных подчас той функциональной логики, которая характерна для ранней деревянной архитектуры Японии. Большие плоскости стен, окрашенные в виде синих и белых прямоугольников различной формы, а также сёдзи, оклеенные синей и белой бумагой, создают декоративный эффект, но лишают интерьер простоты, необходимой для созерцательных и глубоких размышлений участников чайной церемонии.
В XVII в. в архитектуре Японии наряду с традиционными формами деревянного жилого дома с четким конструктивным решением продолжается развитие и новых форм, которые начали складываться еще в последние годы XVI в. Отход от логической ясности архитектурных форм и преобладание декоративных элементов, характерное для этого направления, нашло свое яркое воплощение в известном архитектурном ансамбле позднефеодального периода, сооруженном в г. Никко в первой половине XV в.
Грандиозный ансамбль состоит из двух самостоятельных частей, являющихся погребальными храмовыми комплексами, расположенными около мавзолеев сёгунов Токугава. В пышной и перегруженной украшениями архитектуре храмов Никко можно видеть смешение китайских и японских национальных стилей.
50. Никко. Ансамбль Тосёгу, XVII в. Генеральный план: 1 — каменные тории; 2 — пагода; 3 — внешние ворота; 4 — священная конюшня; 4 — колокольная башня; 6 — барабанная башня; 7 — ворота Емеймон; 8 — ворота Карамон; 9 — храм Хайден |
Первый архитектурный комплекс Тосёгу был сооружен в память первого сёгуна Иэясу его внуком сёгуном Иэмису. Строительство продолжалось около 30 лет и было закончено в 1647 г. Весь комплекс построек, состоящий из 34 зданий, расположен в красивой местности, поросшей густыми лесами, причем сооружения расположены на склоне горы, поднимающейся террасами (рис. 50). Лежащий в основе этого комплекса принцип симметричной планировки, характерный для ансамблей Китая, не проведен до конца, о чем свидетельствует свободное размещение отдельных зданий, сооруженных вне зависимости от общего плана.
Для строительства грандиозного ансамбля в Никко были созваны лучшие мастера, резчики, скульпторы и художники. В росписи интерьеров принимали участие известные художники Кано Танниу и Кано Ясуноби.
В декоративном убранстве храмов нашло свое воплощение богатое народное творчество.
Однако, несмотря на богатство приемов украшений, чрезмерная пышность и изощренность декора приводит порой к утрате и разрушению строгих архитектурных форм, лишают здание тектоничности, характерной для японского зодчества.
51. Никко. Ансамбль Тосёгу, XVII в. Храм Емеймон |
Примером такой перегруженности скульптурной и живописной орнаментацией может служить надвратный храм Емеймон комплекса Тосёгу. Его столбы и балки перекрытия портика, а также открытый балкон второго этажа с легкими перилами, обходящий четырехугольное помещение небольшого храма, сплошь покрыты высокорельефной резьбой по белому лаку, местами позолотой и яркой росписью на золотом фоне. Рельефные головы фантастических львов и драконов на концах выступающих балок как бы поддерживают балкон и выступающую крытую серой черепицей крышу, которая кажется чрезмерно тяжелой для такого здания (рис. 51).
Основные конструктивные формы этой сложной постройки теряются в огромной массе украшений, которые лишают здание подлинной выразительности.
Вторые парадные ворота архитектурного комплекса Тосёгу — Карамон, ведущие к храму Хайдэн, сооружены в традициях XVI в. и по своей форме близки к воротам храма Ниси Хонгандзи в Киото. Но более ранние ворота Карамон менее расчленены и отличаются большей выразительностью архитектурных масс по сравнению с воротами в Никко.
Пятиярусная пагода комплекса Тосёгу с сильно вынесенными крышами сооружена в традициях классических японских пагод VII—VIII вв. Она резко контрастирует с остальными постройками комплекса, что свидетельствует об утрате строгих архитектурных принципов японского зодчества.
В 1651 г. после смерти сёгуна Иэмицу около его погребения было начато сооружение второго комплекса Тайю-ин, находящегося также в Никко недалеко от первого, законченного в 1654 г. По своему архитектурному облику он аналогичен комплексу Тосёгу, но его 18 зданий расположены на площади более симметрично.
Японские исследователи архитектуры рассматривают храмы и другие сооружения погребального ансамбля Никко, как яркое выражение архитектурного национального стиля «гонгэн», в котором сочетаются традиции, сложившиеся при сооружении ранних храмов синто и позднефеодального жилого дома типа сёин. При всех отдельных достижениях строителей и народных мастеров, принимавших участие в сооружении ансамбля, в этом позднефеодальном памятнике отражена попытка клонившейся к упадку феодальной знати возродить и поднять былое могущество.
Конструктивная ясность и тектоничность, т. е. все то, что было главным и наиболее значительным для раннефеодальной архитектуры Японии, сменяется здесь стремлением к чисто внешней пышности и показной роскоши, что свидетельствует об утрате в середине XVII в. лучших, прогрессивных традиций.
В течение XVIII—XIX вв. в связи с сепаратизмом отдельных сильных княжеств, не желавших подчиняться сёгунам, и ослаблением могущества сегунов Токугава, в стране нарастал внутриполитический кризис.
В архитектуре этого времени не было создано чего-либо значительного, а при сооружении светских и культовых зданий повторялись и варьировались главным образом архитектурные формы, сложившиеся в течение XVI—XVII вв.
Рост капиталистических отношений, вызванный развитием торговых связей с европейскими странами и Америкой в XIX в., а также подъем крестьянского движения в 1865—1867 гг. привели к перевороту в стране, известному в истории как буржуазная революция Мэйдзи. В 1867 г. сёгунат Токугава прекратил свое существование, и Япония вступила на путь капиталистического развития.
***
Архитектура Японии является ценным и значительным вкладом в сокровищницу мировой культуры. Своеобразие японской архитектуры особенно ярко проявилось в деревянном зодчестве, в котором утилитарная целесообразность и эстетические принципы всегда неразрывно связаны в единое целое.
Уже в ранних деревянных сооружениях храмово-дворцовой архитектуры дофеодального периода на первый план выступают ясность и законченность конструктивного решения. Складывается эстетический принцип японского искусства «ваби-саби» (красота простоты), который получил свое наивысшее достижение в архитектуре японского жилища с предельной простотой его облика и интерьера.
Установление модульной системы на раннем этапе развития японского зодчества привело к стандартизации элементов, что сближает японское зодчество прошлого с современным.
Отличительной чертой японского зодчества были неразрывная связь архитектурных форм с природной средой, гармоничное единение постройки с ландшафтом. Создание искусственного природного окружения в виде парка или песчаного, сухого сада для наибольшей выразительности архитектурного образа также является результатом замечательных усилий специалистов садового искусства Японии, их исключительной творческой фантазии и специфического понимания организации природного пространства.
На протяжении веков японская архитектура неоднократно испытывала на себе значительное влияние китайского и корейского, а в позднефеодальный период и европейского зодчества, но, используя многие достижения других народов, как в строительной технике, так и в декоративном искусстве она все же сохраняла свою самобытность, творчески перерабатывая все привнесенное с материка и создавая на основе воспринятого извне свои собственные композиционные приемы.
Благодаря изолированному, островному положению страны и отсутствию иностранных нашествий в Японии сохранились ранние уникальные памятники дальневосточного деревянного зодчества, по которым можно составить ясное представление и о ранних архитектурных формах Китая и Кореи, не дошедших до нашего времени. Многие современные архитекторы Западной Европы и Америки широко используют отдельные достижения японского национального зодчества. Целесообразность в планировке жилища, простота и простор классического японского интерьера, скользящие перегородки (фусума), внутренние шкафы в стенах — все эти особенности японского зодчества используются в современном строительстве.
Добавить комментарий