Архитектура Японии IV–VI вв.

Глава «Архитектура Японии IV–VI вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Авторы: Глухарева О.Н., Прибыткова А.М.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Во второй половине IV в. в Японии началось формирование раннефеодального государства. Для поселений этого времени характерно отсутствие развитой городской структуры. Наиболее значительными постройками были храмовые здания древней религии синто и жилища правителей и знати. Небольшие по размерам синтоистские храмы — «жилища духов» — повторяли архитектурные формы и конструкции жилищ знати. Постройки возводились только из дерева.

Схематическая карта Японии
Схематическая карта Японии

Как показывают археологические и письменные данные, жилища родовой знати в V—VII вв. сооружались из ценных пород дерева и имели высокие двускатные крыши с многослойным покрытием из коры кипариса (хиноки). Основное население, как и в древности, продолжало жить в землянках и постройках типа «такаюка» (рис. 1).

На сохранившихся изображениях I—II вв. основу структуры такаюка составляют столбы каркаса, связанные балками и прогонами поверху и на уровне поднятого пола. Длинный конек поддерживал стропила. В торцах здания концы стропилин, так называемые «тиги», выступали над коньком. Два столба, поддерживающие концы конька, ставились вне торцовых сторон такаюка независимо от общей конструкции. Такие столбы и тиги в дальнейшем использовались в строительстве.

Сложившиеся с древности своеобразные черты японского зодчества ярче всего проявились в архитектуре синтоистских храмов. Наиболее ранний из сохранившихся синтоистских храмов находится на юго-востоке острова Хонсю в Исэ. Это самый крупный центр синтоизма.

Храмовый комплекс Исэнайку (Внутренний храм) в Исэ воздвигнут в честь Аматерасу-оми-ками — богини Солнца — в III в. н. э. Согласно обычаю, каждые 20 лет начиная с VII в. весь ансамбль в Исэ должен был сооружаться заново, причем все здания и ограды, которые возводятся рядом со старыми сооружениями, в точности повторяют все конструкции и даже малозначительные детали, после чего старый комплекс полностью разрушается. Такая полная перестройка всего ансамбля производилась уже 29 раз (последний раз в 1954 г.). В действительности иногда возведение нового комплекса в положенное время не выполнялось.

Постройки комплекса донесли до настоящего времени формы и конструкции, свойственные раннему этапу японского зодчества, в своем генезисе идущие от такаюка и во многом определившие дальнейшее направление архитектуры Японии.

1. Такаюка — древнее жилище. Схема 2. Исэ. Синтоистский храм. А — генеральный план; Б — план
1. Такаюка — древнее жилище. Схема 2. Исэ. Синтоистский храм. А — генеральный план; 1 — южные тории; 2 — южные ворота второй ограды; 3 — южные ворота третьей ограды; 4 — главные внутренние ворота; 5 — северные тории; 6 — Содэн (святилище); 7 — западная сокровищница; 8 — восточная сокровищница; Б — план; В — святилище Содэн; Г — «независимые» столбы
2. Исэ. Синтоистский храм. В — святилище Содэн 2. Исэ. Синтоистский храм. Г — «независимые» столбы

Храмовый ансамбль расположен среди густого леса гигантских криптомерий (рис. 2, А, Б). Главное здание — святилище Содэн (рис. 2, В) представляло собой как бы жилище духов «ками», где хранятся священные реликвии синто.

Прямоугольное в плане святилище Содэн увенчано двускатной соломенной крышей. Над коньком крыши у торцов здания широко расходятся перекрещивающиеся стропилины — «тиги». Массивная кровля поддерживается круглыми кипарисовыми столбами, поставленными прямо в грунт.

Промежутки между ними забраны досками. Близ каждой торцовой стороны здания стоят так называемые «независимые» столбы, служащие дополнительной опорой для конька (рис. 2, Г).

Узкая обходная галерея, поддерживаемая отдельными столбами, имеет ограждение простой формы. Пол поднят над землей на столбах на высоту 2 м. С южной стороны в здание ведет высокая лестница, над которой в середине XIX в. соорудили навес.

Массивные столбы, конек с высокими тиги, а также короткие деревянные бревна круглого сечения «кацуоги», лежащие поперек конька на всем его протяжении, которые в древнейших постройках, очевидно, служили для укрепления соломенной крыши от ветра, — все это производит впечатление массивности, казалось бы необоснованной для такой небольшой постройки, как Содэн. Но строгие формы здания, недоступного для обыкновенного посетителя, рассчитаны на восприятие среди величественной природы. Поэтому некоторые детали здания имеют большие, чем это необходимо, размеры; единственное украшение их — ровная отполированная поверхность. Здание Содэн, выстроенное целиком из кипариса, отличается теплым золотистым оттенком, который приобретает хиноки от времени.

В соответствии с общим характером здания его соломенная кровля имеет четкую форму. Пучки соломы, подрезанные по деревянным шаблонам и привязанные к стропилам, придают скатам легкую выпуклость.

Отдельные детали украшений, вроде бронзовых наконечников балок или лаковой многокрасочной росписи на перилах обходной галереи, являются позднейшими дополнениями.

К западу и востоку позади Содэна расположены две сокровищницы, простые по форме и аналогичные по конструкциям. В комплекс храма входили и другие здания, служившие для собраний священников.

3. Тории
3. Тории
4. Идзумо. Синтоистский храм. Первоначально сооружен в 550 г., реставрирован в 1744 г. Общий вид
4. Идзумо. Синтоистский храм. Первоначально сооружен в 550 г., реставрирован в 1744 г. План, фасады
4. Идзумо. Синтоистский храм. Первоначально сооружен в 550 г., реставрирован в 1744 г. Общий вид, план, фасады

Площадь храмового комплекса окружена четырьмя деревянными оградами. Кроме ворот во всех оградах между последними расположены также особые ворота «тории» (рис. 3). Тории всегда воздвигаются из ценных пород дерева и отличаются лаконизмом своей конструкции: два массивных столба стоят по краям дороги или прохода и соединяются вверху двумя поперечными перекладинами, из которых верхняя в более поздних постройках слегка изогнутыми концами выступает за пределы ширины прохода. Эта форма тории сохраняется на протяжении веков. Иногда по дороге к храму ставят несколько торий, что создает впечатление как бы сквозного легкого коридора Ось комплекса проходит с юга на север.

Синтоистское святилище в Идзумо, так называемый Великий храм в Идзумо, находящийся на морском побережье юго-западной части острова Хонсю в префектуре Симане, первоначально был сооружен в 550 г., но в течение веков подвергался реставрации и в 1744 г. был реконструирован. Структура здания основана на местных самобытных приемах, применявшихся в то время при постройке обычных жилищ.

Святилище в Идзумо сооружено из хиноки. Это простая, почти квадратная в плане постройка, пол которой поднят на высоту около 4 м, разделена внутри перегородкой на два помещения (рис. 4). Высокая двускатная слегка изогнутая крыша покоится на стропилах, которые поддерживаются прогонами на восьми массивных столбах. Крыша с выступающими тиги покрыта дранкой из коры хиноки.

Внутри здания находятся основные священные реликвии синто: драгоценный камень нефрит, являющийся олицетворением знания, меч — символ авторитета и бронзовое зеркало — символ справедливости.

Открытая терраса на столбах, окружающая здание, образует свободный обход под нависающей крышей. В небольшой пристройке южного главного фасада расположена высокая лестница, перекрытая двускатной крышей и сдвинутая вправо от центра фасада. Асимметрия архитектурных композиций, встречающаяся уже в ранних сооружениях, — характерная и самобытная черта японского зодчества.

В архитектуре храма в Идзумо видно некоторое отступление от древних традиций. Так, скаты кровли имеют легкий изгиб; тиги, не соответствующие крайним стропилам и отодвинутые от торцов, являются лишь декоративным элементом; отсутствуют отдельно стоящие у торцов столбы, напоминающие столбы в такаюка. Тем не менее храм в Идзумо отличается тектоничностью и простотой конструкций.

Синтоистские храмы, основной тип которых сохранился до нашего времени, благодаря их точному многократному воспроизведению отражают в своем облике сложившиеся в древности архитектурные традиции: тектоничность и связь построек с окружающей природой.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)