Архитектура Японии 710–794 гг. (период Нара)

Глава «Архитектура Японии 710–794 гг. (период Нара)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Авторы: Глухарева О.Н., Прибыткова А.М.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Образование феодального государства создало благоприятные условия для развития производительных сил. Развиваются сельское хозяйство, ремесла и торговля, увеличивается оросительная сеть. Усиливается влияние Китая как в политической, так и в культурной жизни Японии. Китайский язык становится языком официальных документов. Заимствуются градостроительные и архитектурные идеи Китая.

Город Нара (первоначальное название Хейдзё), ставший в начале VIII в. столицей Японии, дал название новому периоду в истории страны. В период Нара (710—794) значительно расширилось строительство, столица украшается новыми зданиями. Ее планировка была осуществлена согласно китайским градостроительным принципам (рис. 15). Примером для японских зодчих служила столица Китая периода Тан — г. Чанъань с императорским дворцом в северной части города и прямолинейной сеткой улиц, ориентированных с севера на юг и с востока на запад.

15. Нара. План города: 1 — императорский дворец; 2 — Тодайдзи; 3 — Кофукудзи; 4 — Якусидзи; 5 — Тосёдайдзи; 6 — Хоккидзи; 7 — восточный рынок; 8 — западный рынок
15. Нара. План города: 1 — императорский дворец; 2 — Тодайдзи; 3 — Кофукудзи; 4 — Якусидзи; 5 — Тосёдайдзи; 6 — Хоккидзи; 7 — восточный рынок; 8 — западный рынок

В течение 70 лет в новой столице Японии колоссальные средства и огромное количество строителей используются при возведении величественных светских и культовых зданий, богатством форм подражающих, пышным дворцам Чакъаня. Сохранились сведения, что в зданиях императорского дворца в Наре были красные колонны и высокие крыши с зеленой глазурованной черепицей. В это время создается храмовый ансамбль в Наре — Тодайдзи.

В каждой провинции также строятся большие храмы, так называемые «кокубундзи» (храмы провинций).

Наряду со строительством монументальных зданий, повторяющих структуру и формы китайских храмов и дворцовых построек, не прекращалось массовое строительство, использующее многие древние строительные традиции. Легкие деревянные постройки VII—VIII вв. не сохранились, но имеются многочисленные письменные свидетельства (инвентарные записи, правительственные распоряжения, отчеты) о том, что в период китайского влияния не только в сельских округах, но и в столице продолжалось строительство на основе местных традиций. Монастырские хозяйственные постройки и даже культовые сооружения второстепенного значения, часто постройки знати и тем более дома представителей низших слоев населения с кровлями из досок, дранки и соломы, деревянными полами и неокрашенными фасадами свидетельствовали о живучести старых строительных традиций.

В исторических документах встречаются конкретные описания отдельных построек с указанием размеров и материалов. Так, по записям 762 г. постройка, принадлежавшая одному из членов знатного рода Фудзивара, занимавшему высокое положение, была размером в плане 15x8 м. Пол из широких досок толщиной 10—12 см, уложенный без балок, выступал за стены здания, образуя со всех сторон веранду. По продольным фасадам веранда в средней части уширена, здесь были поставлены колонны, образующие трехпролетные портики. При таком крестообразном плане основная часть покрыта двускатной кровлей, портики покрыты односкатной кровлей. Основные столбы каркаса погружены в грунт на 0,9 м и поверху связаны прогонами. Промежутки между колоннами забраны досками, два окна заполнены решетками. 

Правящие круги были обеспокоены тем, что в столице, где находилась резиденция императора, не было соответствующего великолепия из-за обилия традиционных местных построек. Поэтому для зданий, принадлежащих японской знати, был установлен обязательный внешний облик (черепичные кровли, окраска зданий в красный цвет).

От всех многочисленных монументальных построек нарского периода до настоящего времени сохранилось не более 20, среди которых самыми значительными архитектурными памятниками являются сокровищница Сёсоин и здание храма Великого Будды в ансамбле Тодайдзи, находящиеся в Наре.

16. Нара. Сокровищница Сёсоин, VIII в. Общий вид 16. Нара. Сокровищница Сёсоин, VIII в. Деталь фасада
16. Нара. Сокровищница Сёсоин, VIII в. Общий вид, деталь фасада

Своеобразна по своим конструктивным принципам сокровищница Сёсоин, построенная в 752 г. императором Сёму. Прямоугольное в плане здание длиной 32,4 м сооружено на высоко поднятой платформе, которая держится на 40 массивных столбах высотой 2,7 м, укрепленных широкими железными обручами (рис. 16). Стены сокровищницы, поддерживающие двускатную кровлю, возведены с необычайным искусством из трехгранных в сечении бревен, уложенных таким образом, что внутри здания они образуют гладкую, ровную плоскость, а с наружной стороны выступающие острые грани бревен создают ребристую поверхность, неровность которой усиливается игрой света. Сёсоин состоит из трех частей, каждая из которых имеет особую дверь, выходящую на общий узкий помост со стороны главного фасада. Здание не имеет лестниц. Один раз в году, когда производится проверка наличия экспонатов, а также их проветривание, на это время сооружаются дополнительная веранда вдоль фасада и лестницы, которые после окончания этой церемонии уничтожаются.

Учитывая назначение здания как хранилища больших государственных ценностей — документов, свитков живописи, музыкальных инструментов, оружия, имеющего историческое значение, редких вышивок, тканей и ковров, а также других предметов искусства — и заботясь об их сохранности, строители применили своеобразный прием для циркуляции воздуха внутри здания. В течение летней и осенней жары бревна под воздействием горячего воздуха высыхают и сжимаются, образуя щели, так что струи сухого теплого воздуха проникают в здание. В период же ненастной погоды бревна разбухают под действием влаги и расширяясь тесно смыкаются друг с другом, сохраняя внутри здания сухой воздух. 

Подобные бревенчатые постройки, сложившиеся в VIII в., носят название «адзэгура» и используются в Японии главным образом как хранилища, подобно Сёсоину. В северных областях такие постройки изредка применяются как жилища.

Наиболее значительным архитектурным памятником нарского периода является здание Дайбуцудэн (зал Великого Будды), сохранившееся до наших дней в храмовом ансамбле Тодайдзи Большого восточного монастыря. Это наиболее крупное деревянное сооружение в мире. Здание было воздвигнуто в 752 г. в восточной части г. Нара по приказу императора Сёму, горячего поборника буддизма, полагавшего, что это религиозное учение способствует уничтожению недовольства как среди неимущего класса, так и в кругах аристократии, политическое значение которой было в это время значительно ослаблено. 

Первоначальное здание имело размеры около 87x50 м и высоту около 49 м. Две пагоды, симметрично расположенные относительно продольной оси комплекса (см. рис. 5, 5), достигали высоты около 97 м, т. е. больше чем в три раза превышали высоту пагоды храма Хорюдзи.

После пожара здание Дайбуцудэн было восстановлено в XII в., но в течение последующих веков, когда Нара потеряла прежнее положение столицы, оно не поддерживалось и находилось в запущенном состоянии. Только после того как здание снова частично было разрушено во время пожара в 1567 г., оно было восстановлено в конце XVII — начале XVIII в., но уже значительно меньшего размера.

Величественные постройки Тодайдзи отражали влияние китайской архитектуры периода Тан.

Так как в самом Китае почти не сохранилось памятников деревянного зодчества этого времени, здание Дайбуцудэн, хотя и перестроенное позднее, все же дает представление о величественности и масштабах памятников этого периода.

17. Нара. Монастырь Тодайдзи. Зал Дайбуцудэн. Возведен в 752 г., восстановлен в конце XVII — начале XVIII в. Общий вид
17. Нара. Монастырь Тодайдзи. Зал Дайбуцудэн. Возведен в 752 г., восстановлен в конце XVII — начале XVIII в. План, разрез
17. Нара. Монастырь Тодайдзи. Зал Дайбуцудэн. Возведен в 752 г., восстановлен в конце XVII — начале XVIII в. Общий вид, план, разрез

В настоящее время Дайбуцудэн представляет собой огромный павильон с двухъярусной крышей, достигающий высоты 55 м. Длина его 60 м и ширина 55 м (рис. 17). Для того чтобы поместить грандиозную статую Будды (около 16 м), отлитую из бронзы, верхняя часть крыши приподнята, отчего здание кажется двухэтажным.

Мощные высотой 21 м цельные столбы с энтазисом, со сложными кронштейнами образуют 11 пролетов по длине и семь пролетов по ширине здания. Столбы и все конструктивные детали здания снаружи расписаны красным суриком и желтым лаком, что в сочетании с белыми оштукатуренными частями придает ему живописность.

Двухъярусная, сильно нависающая над стенами четырехскатная крыша покрыта серой черепицей. Короткий конек верхней крыши с двух сторон украшен позолоченными выступами, так называемыми «хвостами совы».

Центральный вход подчеркнут фронтоном в форме арбалета, носящим название «карамон» (китайские ворота). Эта деталь, акцентирующая центр здания, по-видимому, появилась значительно позднее, в XVI—XVII вв. Более позднего происхождения, очевидно, и многоярусная форма кронштейнов, расположенных один над другим с постепенным увеличением выступа (до 3 м). Кроме того, само расположение кронштейнов не только над столбами, как это было принято в зодчестве периода Тан, но и между столбами указывает на более поздний характер этих конструкций.

18. Нара. Монастырь Тодайдзи. Здание Хоккедо. Продольный фасад
18. Нара. Монастырь Тодайдзи. Здание Хоккедо. Торцовый фасад
18. Нара. Монастырь Тодайдзи. Здание Хоккедо. План 18. Нара. Монастырь Тодайдзи. Здание Хоккедо. Продольный и торцовый фасады, план

В комплекс монастыря входило также здание Хоккедо, сохранившее характер ранних построек (рис. 18).

Выдающимся храмовым ансамблем периода Нара является и Тосёдайдзи, сооружение которого относится к 759 г. Сохранилось предание, что ансамбль был построен китайским зодчим, приехавшим в Японию вместе со своими 180 учениками и строителями, что подтверждается самой структурой зданий, характерной для зданий Китая этого же времени.

Ансамбль Тосёдайдзи был сооружен в районе Икомагун, находящемся в префектуре г. Нара. Он состоит из ряда зданий, среди которых по своим архитектурным формам особенно значительны павильоны кондо (золотой зал) и кадо (зал поучений), сохранившие стиль китайских парадных построек VIII в.

19. Нара. Монастырь Тосёдайдзи. Кондо, 759 г. 1 — общий вид; 2 — разрез, план; 3 — деталь фасада; 4 — интерьер
19. Нара. Монастырь Тосёдайдзи. Кондо, 759 г. 1 — общий вид; 2 — разрез, план; 3 — деталь фасада; 4 — интерьер

Общая площадь здания кондо около 28x14 м, высота до карниза около 8 м, до конька 15 м. Кондо стоит на невысоком каменном стилобате с широкой многоступенчатой лестницей в центре. Оно имеет семь пролетов по фасаду и четыре по торцам (рис. 19). Средний широкий пролет подчеркивает центр здания, а фланкирующие его боковые пролеты к торцам здания постепенно уменьшаются. На всю длину фасада простирается портик, объединенный со зданием, общим карнизом и крышей, который придает зданию легкость.

В отличие от величественного зала Тодайдзи здание кондо Тосёдайдзи отличается изысканной простотой своих форм. Его простая четырехскатная крыша с плавными, линиями скатов, сильно нависающих и далеко отходящих от стен здания, удивительно соразмерна с общим объемом здания.

Восемь колонн портика с легким энтазисом укреплены на низких каменных базах. Двухъярусные кронштейны карниза,, расположенные на фоне белых оштукатуренных плоскостей, являются единственным декоративным элементом всего сооружения и свидетельствуют о мастерстве зодчих, подчеркивающих выделением конструкции, тектонику здания и его пропорции.

Пролеты между колоннами в стенах заполнены в нижней части деревянными панелями в виде решетки из пересекающихся брусков, а выше — решетками из вертикальных брусьев. Верхняя часть стен оштукатурена. В интерьере средние пролеты — два по ширине и три по длине здания — трактованы как зал, перекрытый решетчатым потолком. Здесь размещается алтарь. Если в средней части здания конструкция кровли скрыта решетчатым потолком, то под карнизом здания и над портиком она видна.

Консоли кондо Тосёдайдзи, характерные мощью и конструктивной логикой, по сравнению с консолями в постройках Хорюдзи и пагоде Якусидзи говорят о большом прогрессе в их развитии с точки зрения наиболее целесообразного распределения усилий. Это особенно ясно выявляется в угловых кронштейнах, конструкция которых отличается большей сложностью.

Подобно другим буддийским храмам внутри кондо против входной двери расположено алтарное возвышение, на котором находятся статуи Будды Вайрочана и двух наиболее популярных буддийских божеств Якуси и Каннон. Статуи Стражей четырех стран света меньшего размера помещены по углам алтаря.

В храмовой скульптуре этого времени можно видеть значительный отход от скованности ранних статуй (VII в.). В фигурах божеств намечается моделировка мускулов, пластичность; скульптуры в отдельных случаях уже передают движение.

К кондо по своим формам очень близко здание зала поучений (кадо). Но оно значительно длиннее (десять опорных столбов по фасаду). Крыша кадо в отличие от простой четырехскатной кровли кондо по узким торцам имеет небольшие фронтоны. Крыши обоих павильонов покрыты серой черепицей.

Эти ранние деревянные постройки периода Нара, хотя и подвергавшиеся некоторым переделкам, но сохранившиеся до нашего времени в своих основных формах, свидетельствуют о развитии в японском зодчестве VIII в. зданий, строго тектоничных по своим формам и отличающихся как логичной простотой своих конструкций, так и предельной скромностью украшений, соразмерностью частей и выразительностью силуэта.

Строительство VII—VIII вв. характерно единством стиля не только в культовых, но и в дворцовых постройках. При всей архитектурно-художественной общности построек в течение всего периода происходит непрестанное развитие конструктивных и композиционных приемов. Так, сохраняя основной принцип осевой композиции, генеральные планы комплексов значительно возрастают по размерам и составу построек (парные пагоды). Возрастают по размерам и сами постройки. Размеры кондо Хорюдзи незначительны по сравнению с залом Великого Будды в Тодайдзи, даже в его последнем виде, какой он получил к началу XVIII в.

Разнообразна и объемно-пространственная композиция основных зданий храмовых комплексов — кондо. Так, двухъярусная крыша кондо Хорюдзи повышает его объем и придает зданию монументальность, а одноярусная крыша кондо Тоседайдзи благодаря ее пропорциональности объему здания усиливает присущую ему гармоничность. Интерьеры кондо в Хорюдзи и Тосёдайдзи имеют только повышенный решетчатый потолок над алтарной частью, в то время как кондо Тодайдзи имеет специальную конструкцию верхней части для размещения статуи Будды высотой 16 м. Изменилась и конструктивная система кронштейнов, поддерживающих большой вынос карниза. Если в постройках Хорюдзи они имели форму облаков, то в кондо Тосёдайдзи это уже двухъярусные системы.

Ремонты и переделки, которым подвергались древние постройки, вызывались естественным износом дерева и частыми пожарами и касались главным образом крыши. При замене крыши производились некоторые изменения ее по сравнению с первоначальной конструкцией, что позволило создать пространство между основными несущими элементами конструкции крыши и собственно кровлей, увеличить уклон скатов, сделать крышу и карниз выше, чем в подобных зданиях Китая (см. рис. 19,2).

Монументальное культовое и дворцовое зодчество VII—VIII вв. испытывало влияние Китая, что было обусловлено общностью исторического развития обеих стран, а также давним распространением строительства из дерева в Японии.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)