Архитектура Японии второй половины VI–VII вв.
Глава «Архитектура Японии второй половины VI–VII вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Авторы: Глухарева О.Н., Прибыткова А.М.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971
В середине VII в. в Японии сложилось единое раннефеодальное государство во главе с правителем — тэнно.
В 552 г. из Китая через государство Когурё, существовавшее в то время на Корейском полуострове, в Японию проникает буддизм и на протяжении VI в. постепенно получает признание в узких кругах представителей родовой знати, так как он помогал объединению страны.
Широко используя искусство для распространения своих идей, буддизм постепенно привлекал и низшие слои населения своими торжественными богослужениями, пышностью и величием храмов, украшением которых служили многочисленные статуи божеств и живопись. Доктрина буддизма о возможности спасения для каждого человека, кем бы он ни был, создавала видимость равенства между людьми, что также способствовало его распространению среди народных масс. В 621 г. буддизм получил официальное признание и стал господствующей религией Японии.
В 577 г. в Японию из государства Пякчё на Корейском полуострове прибыли первые строители буддийских храмов. Позднее в Японии появились китайские зодчие, а также корейские скульпторы и художники.
Подлинным оплотом буддизма в этот период стал город Асука (город Ранних цветов), основанный царицей Суйко в начале VII в. около Нара. Сведений о планировке города нет.
В архитектуре и искусстве этого времени заметно влияние многовековой культуры Китая, которая проникла в Японию вместе с буддизмом через Корею.
Влияние китайской архитектуры проявилось не только в храмовой, но и в светской архитектуре. В этот период, согласно письменным источникам, в Японии впервые появились дворцы, сооруженные на высоких стилобатах (подобно китайским).
Широкое развитие строительства буддийских культовых сооружений относится к VII в., почти все эти деревянные постройки погибли.
Изучение остатков ранних храмов позволяет сделать вывод, что для этих построек был заимствован принцип плановой композиции храмовых комплексов Кореи и Китая (рис. 5, 6). Так, например, самый ранний монастырь Ситэннодзи в Осака, построенный четвертым императором Ситэн-но в 588 г., «мел обычный план китайского монастыря, в котором постройки размещались одна за другой по оси юг — север.
В буддийских постройках Японии использована не только общая композиция храмовых и монастырских ансамблей, но и планировка и структура отдельных зданий, а также некоторые детали, формы и конструктивные приемы, свойственные зодчеству Китая.
В Японии, как и Китае, на протяжении веков дерево было главным строительным материалом. Согласно японской теории только архитектурные формы деревянных построек могли наилучшим образом сочетаться с природным окружением. Применение камня как строительного материала началось только в XVI—XVII вв.
Планы построек имели прямоугольное очертание, вход размещался по длинной стороне, структуру здания составлял деревянный остов из наружных и внутренних колонн, связанных балками, поддерживающими крышу. Конструкция крыши в основном состояла из горизонтальных и вертикальных элементов, составляющих единую конструктивную систему с балками и колоннами.
Высокие крыши имели далеко выступающие изогнутые скаты для удаления дождевой воды, поддерживаемые консолями над столбами каркаса и между ними. Благодаря большому весу конструкций крыши японских построек хорошо противостоят сейсмическим разрушениям. Капитальные стены не воздвигались. Промежутки между колоннами заполнялись деревянными решетками или штукатурились по легкой решетчатой основе.
Крыша составляла не только значительный элемент структуры здания, но и своей высотой и формой, линией изгиба скатов, соотношением с общими размерами здания определяла с точки зрения японских архитекторов его внешний облик.
7. Типы крыш: 1 — двускатная; 2 — пирамидальная; 3 — вальмовая; 4 — комбинация двускатных и вальмовых («иримоя») |
В Японии существовало несколько типов крыш (рис. 7): двускатные крыши (киридзума), пирамидальные (хогё) над квадратными постройками, вальмовые над прямоугольными (ситю) и, наконец, крыши, представляющие собой комбинацию двускатных и вальмовых (иримоя).
В культовом зодчестве Японии, как и в Китае, применялось черепичное покрытие, древнейшим видом которого было покрытие из чередующихся выпуклых и вогнутых черепиц, так называемое «хонгавара». Однако в Японии широко применялся и местный прием покрытия дранкой из коры кипарисового дерева.
Художественный эффект этого покрытия достигается особым блеском дранки. Слой покрытия над карнизом делается в 2—4 раза толще, чем на остальной поверхности ската, что производит обманчивое впечатление многослойной и тяжелой кровли.
Внедрение некоторых китайских строительных принципов каркасной структуры не шло в разрез с существовавшими ранее местными строительными традициями: древнее жилище, древние синтоистские святилища имели каркасную структуру.
8. Нара. Пагода Хориндзи, VII в. |
С утверждением буддизма в Японии широкое распространение получили деревянные пагоды в виде башенных сооружений, достигающих высоты 30 и даже 50 м. Пагоды строят всегда по одному принципу. Вся конструктивная система состоит из нескольких квадратных в плане ярусов. Последовательно по высоте ярусы уменьшаются в плане, образуя уступы, которые со всех четырех сторон закрываются односкатной крышей, и поэтому пагоды зрительно воспринимаются многоэтапными (рис. 8).
Только первый ярус имеет перекрытие и используется для хранения священных изображений, свитков и других культовых предметов. Остальное внутреннее пространство выше первого яруса не используется. Высота башен придает им монументальность и подчеркивает функциональную значимость этих сооружений.
Каждый ярус состоит из столбов по его периметру, поддерживающих несколько рядов балок, уложенных венцами, и являющихся опорой для следующего яруса. Центральный столб из цельного ствола дерева или иногда составленный из нескольких частей чаще проходит через все ярусы башни и выступает над крышей в виде высокого шпиля, на котором укрепляются девять бронзовых колец. Своей пятой столб опирается на каменное основание и укрепляется в нем шипом. В некоторых пагодах центральный столб проходит только через верхние ярусы, где его пята охватывается конструкцией башенного остова. Центральный столб свободно проходит через башенную конструкцию без связи с ней, так что ее осадка может происходить свободно, а колебания и раскачивания высокого и тяжелого шпиля не передаются башне.
История существования пагод показывает, что они обладают исключительной сейсмостойкостью и устойчивостью против воздействия тайфунов. Это объясняется рациональной конструкцией, отдельные элементы которой (центральный столб и башенный остов) во время землетрясений вибрируют разнохарактерно, что ослабляет общую деформацию пагод. Кроме того, пагоды способны претерпевать большое количество упругих деформаций благодаря качеству материала. Устойчивость пагод обеспечивается также их большим противодействием значительным боковым усилиям.
Наиболее значительным и сохранившимся архитектурным памятником периода Асука, т. е. времени, когда столицей был г. Асука, является буддийский ансамбль Хорюдзи, сооруженный около г. Нара. Строительство ансамбля продолжалось около 15 лет и было закончено в 607 г. По преданию, ансамбль Хорюдзи был сооружен ревностным поборником буддизма — Сётоку Тайси — членом правящего рода. Полное название ансамбля — Хорю Гамкумондзи, что означает храм Поучений и точно соответствует его назначению служить одновременно и храмом и школой проповедников буддизма в Японии.
Ансамбль Хорюдзи близок к многим одновременным архитектурным памятникам Китая и Кореи, которые почти целиком исчезли. В основу первоначального плана Хорюдзи с его комплексом отдельных зданий, ворот, галерей и двора с оградой были положены традиции китайской и корейской архитектуры подобного рода. Несомненно, что в разработке плана и в строительстве ансамбля Хорюдзи корейские зодчие принимали самое непосредственное участие.
Обычно в таких ансамблях, согласно древним китайским и корейским традициям, центральная ось располагалась строго с юга на север. Сооружения возводились одно за другим и разделялись лишь воротами и пространством дворов (см. рис. 6). Таким образом, только проходя через дворы и отдельные здания, последовательно расположенные на центральной оси, можно было ощутить красоту и величие всего архитектурного комплекса. Главные ворота — Нандаймон (Большие южные ворота) — расположены с южной стороны. Далее следовали двор и вторые ворота Тюмон (Средние ворота), за которыми воздвигались многоярусная башня — пагода, а позади нее было здание главного храма — «кондо» (Золотой зал). В конце центральной оси, в северной части, находилось здание «кадо» (Зал поучений). Со всех сторон такой храмовый ансамбль ограждался галереей, отделенной колоннадой от двора.
В течение первого столетия существования ансамбля Хорюдзи размещение его зданий было изменено. Пожар 670 г. уничтожил постройки комплекса, после чего он был сооружен заново.
Раскопки 1939 г. показали, что первоначальная территория ансамбля, возведенного в 607 г., располагалась к юго-востоку от современной, частично совпадая с ней. Существует предположение, что из первоначальных построек уцелело одно здание — современное кондо. Первоначальная композиция, согласно которой постройки размещались по оси юг — север, была изменена.
В Хорюдзи перед вступающим в главные ворота в настоящее время раскрывается большая площадь с рядом архитектурных сооружений (см. рис. 6, 2). С востока от центральной оси находится величественное кондо — древнейшая из сохранившихся деревянная постройка в мире [После пожара 1949 г. сильно пострадала живопись внутри. Кондо было реставрировано.] В западной части двора возвышается деревянная пагода, а дальше виднеется небольшое, перестроенное позднее, здание кадо. Территория комплекса обнесена галереей, первоначально прямоугольной в плане. При ремонте после пожара в X в. галерея получила современное очертание, включив постройки VIII в. — библиотеку и колокольную башню.
Асимметричность расположения и различная высота построек Хорюдзи не нарушают единства всего архитектурного комплекса, но в то же время этим разнообразием архитектурных объемов и силуэтов подчеркивается художественная значимость каждого объекта.
9. Нара. Монастырь Хорюдзи. Кондо, VII в. Общий вид, деталь | |
10. Нара. Монастырь Хорюдзи: 1 — кондо, VII в. Фасад (реконструкция), план, разрез; 2 — ворота Тюмон |
Главное здание (кондо) построено из дерева и стоит на каменном двухступенчатом основании с лестницами (рис. 9, 10, 1). Здание в плане почти приближается к квадрату. Длина его со стороны входа — 13,9 м, а длина боковых сторон 10,7 м. Высота кондо, увенчанного двухъярусной крышей, 25 м. Чтобы предохранить наружные стены, согласно корейским традициям украшенные живописью, позднее вокруг первого этажа была пристроена крытая галерея (мокоси) с крышей, несколько исказившая первоначальный силуэт здания.
Конструкции кондо отличаются простотой и лаконичностью. Двадцать восемь мощных деревянных столбов, имеющих легкий энтазис, несут на себе всю тяжесть верхней части и кровли. Они образуют пять пролетов по продольным фасадам и четыре по торцовым. Внутренние колонны выделяют центральное пространство, перекрытое потолком в виде деревянной решетки, над которым возвышается крыша типа иримоя. Проход по периметру здания между внутренними и внешними колоннами также имеет решетчатый потолок и с четырех сторон здания перекрыт односкатной крышей с большим выносом. Иримоя и односкатная крыши покрыты серой черепицей, их скаты имеют легкий изгиб. Крыша кондо после пожара была перестроена. На уровне примыкания односкатной кровли к верхней конструкции устроен балкон с легкой деревянной решеткой, за которой белеют оштукатуренные стенки.
Промежутки между колоннами оштукатурены с двух сторон. Проемы заполнены решетками из вертикальных брусков. Своеобразие зданию придают гладкие двери из цельной кипарисовой доски.
11. Консоли в зданиях монастырей: 1 — Хорюдзи; 2 — Якусидзи |
Колонны на каменном стилобате завершаются особыми консолями «кумимоно» в форме облаков (рис. 11, 1). Такая конструктивная и вместе с тем декоративная система консолей была применена в Хорюдзи не только в здании кондо, но и при сооружении пагоды и ворот Тюмон (см. рис. 10, 2), что придало общий характер постройкам. В кондо кумимоно окрашены в красный цвет; это хорошо сочетается с зелеными решетками в проемах и белыми гладко оштукатуренными плоскостями стен.
В центральной части здания против входа на возвышении в виде алтаря установлены статуи божеств. Стены здания украшены стенописью на холсте. По традиции в Японии эту живопись относят к 610 г., а исполнителем ее считают корейского художника Донтё. На стенах изображены буддийские божества, написанные в строго традиционном стиле дальневосточной живописи и отличающиеся выразительностью линейного рисунка.
В здании кондо выдержано архитектурное единство с другими сооружениями комплекса Хорюдзи.
В архитектуре кондо отражены черты раннего стиля буддийских культовых построек — композиция плана, простота интерьера с его строгими и ясными деталями, логично решены конструктивные задачи, умело сочетается тектоничность с декоративными элементами здания. При последующих перестройках исчезли типичные украшения на концах конька в форме «совиного хвоста», четкость силуэта нарушена пристройкой макоси. Во время ремонта 1700 г. установлены скульптурно-обработанные столбы, поддерживающие углы карниза.
12. Нара. Монастырь Хорюдзи. Пагода, VII в. |
13. Нара. Монастырь Хорюдзи. Пагода. Фасад, разрез, план |
К числу древнейших деревянных сооружений Японии относится и пагода ансамбля Хорюдзи — Гондзюното, которая находится в западной части двора и достигает высоты 31,9 м при размерах первого яруса 6,4x6,4 м (рис. 12, 13). Центральный столб из цельного ствола исполинского дерева хиноки диаметром в основании 0,91 м укреплен на каменном фундаменте одним шипом. Верхний конец выступает из остова пагоды и служит шпилем. Столбы первого яруса каркаса диаметром 0,33 м поднимаются только до карниза первой крыши, где они связаны венцом балок, которые вместе с кумимоно держат крышу первого яруса и вышестоящие столбы, поддерживающие подобную же систему балок и конструкцию второй крыши. Аналогично устроены остальные ярусы. Центральный столб связан с балками второго и третьего ярусов. Столбы каждого яруса последовательно отступают от периметра предшествующего яруса к центру, сужая пагоду. Крыша четырех ярусов односкатная, пятого яруса пирамидальная. Шестая нижняя крыша перекрывает галерею «мокоси», построенную в XVIII в. Для поддержки тяжелых крыш, крытых серой черепицей, строители применили систему кронштейнов на столбах, расположенных на каждой стороне здания и по его углам. Высотный силуэт пагоды сильно смягчен массивными горизонтальными крышами, которые лишь незначительно уменьшаются в размерах по мере расположения их ярусами на остове пагоды.
Все здание пагоды, как и храм кондо, покоится на каменном основании и увенчано в верхней части высоким навершием «сорин» в виде шпиля с ажурным украшением, окруженного по всей высоте девятью бронзовыми кольцами. Тонкие отштукатуренные стенки между колоннами ярусов имеют решетчатые проемы посередине каждой стороны.
В каждом из пяти ярусов устроен наружный обходной балкон с легкими ажурными перилами. По существу, эти балконы не имеют практического назначения, так как используется только нижний этаж пагоды, где хранится статуя Будды VIII в.
Пагоде, воздвигнутой в ансамбле Хорюдзи, несмотря на массивность крыш, которые членят башню, свойственна устремленность вверх и величие.
Помимо пагоды и кондо к числу древних построек Хорюдзи принадлежат также Средние ворота (Тюмон). Они сооружены на высоком каменном основании с широкой лестницей в центре. Двадцать массивных столбов с кронштейнами в верхней части поддерживают далеко выступающую двухъярусную крышу типа иримоя с едва заметным изгибом. Над первой крышей расположен балкон с легкими ажурными перилами. В нижней части здания два средних пролета служат для прохода. Два крайних пролета, закрытые в нижней части решеткой, служат для размещения статуй хранителей храма — «Кондо рикиси». Общая ширина всех пролетов около 15 м.
Небольшие здания библиотеки и башни Колокола, построенные уже в VIII в., все же не нарушают единства архитектуры комплекса, обусловленного общностью структурного принципа, материала, конструктивных деталей и архитектурных форм.
Сооружения ансамбля Хорюдзи дают представление и о светских постройках VI—VII вв., так как храмы и дворцы, особенно с внешней стороны, мало чем отличались друг от друга.
Очень близка к пагоде Хорюдзи трехъярусная пагода начала VII в. Хоккидзи близ г. Нара. Предполагают, что она была сооружена раньше пагоды Хорюдзи и является древнейшей пагодой Японии. Средний столб свободно проходит через все ярусы. Консоли, как и в Хорюдзи, имеют форму облаков.
Также близка к Хоккидзи сгоревшая от удара молнии в 1944 г. трехъярусная пагода Хориндзи, также относящаяся к VII в., но она более проста и кажется более тяжеловесной из-за сильно выступающих крыш, почти одинаковых по размерам.
14. Нара. Монастырь Якусидзи. Пагода, VII в. Общий вид, разрез, деталь |
По своей конструкции и оригинальности композиции особенно интересна пагода храмового ансамбля Якусидзи (рис. 14), первоначально построенного в 680 г. в районе г. Асука, а в 718 г. перенесенного к г. Нара. Построенный здесь вторично в период столичного значения Нара ансамбль Якусидзи повторял первоначальный монастырь, и поэтому его постройки закономерно рассматривать в группе построек, возведенных в Асуке.
Трехъярусная пагода Якусидзи благодаря размещению над крышей каждого яруса закрытых галерей, так называемых мокоси, с особыми крышами меньшего размера производит впечатление шестиярусной. Эти своеобразные галереи мокоси с обходными балконами не имеют функционального значения. Они скрывают сложные деревянные конструкции башни, на которые опираются большие, тяжелые крыши основных ярусов. Необычайная конструкция пагоды с ее шестью крышами различных размеров лишает башню строгой целостности силуэта, свойственной пагоде Хорюдзи, но не исключает художественных достоинств ее благодаря ритмичности в чередовании объемов и сочетанию белых оштукатуренных стен с темными столбами и кронштейнами. Чередование кронштейнов, тесно расположенных под массивными крышами основных ярусов и редко под легкими покрытиями галерей, создает своеобразный декоративный эффект.
Центральный столб круглого сечения, составленный из трех частей, имеет диаметр в пяте около 0,9 м. Он свободно проходит через все ярусы и стоит на каменном фундаменте. Высота башни до шпиля 35 м.
Пагода ансамбля храма Якусидзи расположена западнее центральной оси юг — север. Как известно, первоначально существовала вторая, аналогичная по форме пагода на восточной стороне, уравновешивающая соотношение архитектурных масс. Несуществующее сейчас большое здание кондо размещалось на центральной оси. Наличием этих двух пагод ансамбль Якусидзи отличался от Ситэннодзи и Хорюдзи. Композиция храмового комплекса с двумя пагодами имела свои прототипы в Китае. Это влияние китайских принципов планировки в Якусидзи, очевидно, было связано с возобновлением и расширением в конце VII в. культурных связей с Китаем.
Добавить комментарий