Архитектура Японии XIII – начала XIV вв. (период Камакура)

Глава «Архитектура Японии XIII – начала XIV вв. (период Камакура)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Авторы: Глухарева О.Н., Прибыткова А.М.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


В XII в. развитие японской архитектуры было приостановлено междоусобными войнами двух могущественных родов — Тайра и Минамото, боровшихся за власть в стране. Эта борьба закончилась победой Минамото и привела к еще большей утрате политического влияния старой аристократии. Власть в стране перешла целиком к военной феодальной верхушке, которую возглавлял военачальник сёгун Минамото Еритомо. Небольшой населенный пункт Камакура, где находилась его ставка, становится в 1192—1333 гг. крупным политическим центром. 

Все эти события нашли свое отражение в культуре и искусстве Японии XII—XIV вв. Военной знати было чуждо утонченное придворное искусство Хэйан. Архитектура этого времени, отвечавшая суровым вкусам воинов, характеризуется простотой, лаконичностью и строгостью форм, скромностью внутреннего убранства.

Эти новые черты прежде всего проявились в жилых постройках. Парадный стиль «синдэн» с центральным павильоном, большим садом и прудом с островами и изогнутыми мостиками, замкнутыми с трех сторон длинными галереями с беседками и различными зданиями, значительно упрощается. Появляются более скромные виды жилища, отвечавшего вкусам военной знати и получившего название «букэ».

Жилые дома этого времени не сохранились, но точное представление о них дают современные им свитки живописи, на которых постройки изображены часто без крыш, что позволяет видеть интерьер, конструкции и детали зданий. На свитках видны веранды, комнаты с поднятыми ситомидо и дощатыми полами.

Основой для формирования этого типа жилища послужили сельские постройки, усложненные композиционными приемами синдэн-дзукури, характер которых соответствовал потребностям слоев, захвативших власть. Значительно уменьшаются объемы жилых зданий. Если раньше в центральном павильоне помещалась комната для приемов и парадная спальная, то в постройках типа «букэ» под одной крышей объединялся ряд жилых комнат. Деревянные двухстворчатые двери на петлях и простые полы из хорошо оструганного дерева подчеркивали строгую простоту жилища. Открытые галереи сменились прочными заборами, служившими в некотором роде средством защиты. Генеральный план жилой усадьбы стал более компактным, здания располагались асимметрично.

В конце XIII в. под влиянием особенностей жилищ буддийских священников, где устраивалась ниша «сёин» для занятий, изменяется интерьер жилого дома. В нем появляется приемное помещение «дзасики», в углу которого устраивается кабинет сёин, располагавшийся иногда на невысоком помосте с небольшим окном со скользящей рамой «сёдзи», затянутой белой бумагой, и небольшой встроенный пюпитр сёин для занятий. Все это привело к развитию нового типа жилища, получившего название сёиндзукури (стиль сёин).

29. Жилище сёин-дзукури
29. Жилище сёин-дзукури

В постройках стиля сёин видна общность с архитектурными формами и пространственной композицией японских жилых домов вплоть до нашего времени (рис. 29).

Вместо павильонов стиля синдэн, стоявших на высоких столбах и имевших обходную веранду с лестницей в центре фасада, строятся здания незначительно поднятые над землей, в которых вместо лестницы устраивается боковое крыльцо «гэнкан» (входная комната), где первоначально хранили воинские доспехи и оружие, а позднее — обувь, которую снимают при входе в японский дом.

Рядом с сёином за перегородкой размещалась прямоугольная ниша «токонома» (длина 1,8—2,7 и глубина 0,9 м) с небольшим возвышением внизу, предназначавшаяся для свитков живописи и цветов в вазе. Около сёин в XIV в. появляется небольшая боковая ниша «токовани» с асимметрично и на разных уровнях расположенными полками «тигай-дана», служившими для хранения деловых бумаг и различных художественных предметов вроде мелкой скульптуры или керамических изделий (сёин и токонома возникли первоначально в буддийских монастырях XII в. с распространением учения секты Дзэн).

Живопись на свитках свидетельствует, что уже тогда полы частично покрывались соломенными матами — «татами», перегородками служили скользящие створки, обтянутые бумагой с двух сторон, в наружных стенах устраивались поднимающиеся решетчатые ставни «ситом идо».

Из Камакура строгий стиль сёин постепенно распространялся в Хэйан. В свою очередь, отдельные элементы стиля синдэн, свойственные жилищам аристократии, проникали в архитектуру домов военной знати, что приводило порой к смешению этих двух архитектурных стилей. В XV столетии различия между этими стилями практически не существовало.

Стремление к отказу от иноземных влияний, выявившееся в XI в. (храм птицы Хоо в Удзи), и возрождению японских форм зодчества нашло свое отражение главным образом в светской архитектуре, в культовых же постройках под влиянием секты Дзэн продолжает сохраняться китайский стиль «кара-ё» XII—XIII вв.

Пантеистическое учение буддийской секты Дзэн, получившее распространение в китайской столице южной династии Сунов — Ханчжоу, в окрестностях которой в XIII в. возникло множество монастырей, проникло и в Японию и здесь нашло свое признание еще более значительное и широкое, чем у себя на родине.

30. Храм Энкакудзи близ Камакура, 1285 г. Здание Сяридэн, разрушено в 1923 г., восстановлено в 1925 г. Разрез
30. Храм Энкакудзи близ Камакура, 1285 г. Здание Сяридэн, разрушено в 1923 г., восстановлено в 1925 г. План
30. Храм Энкакудзи близ Камакура, 1285 г. Здание Сяридэн, разрушено в 1923 г., восстановлено в 1925 г. Общий вид
30. Храм Энкакудзи близ Камакура, 1285 г. Здание Сяридэн, разрушено в 1923 г., восстановлено в 1925 г. Общий вид, разрез, план

Под влиянием китайской архитектуры периода Сун храмы секты Дзэн воздвигались в Японии с массивными балками и мощными кронштейнами, что придавало монументальность сооружениям. Внутреннее убранство храмов отличалось скромностью и не походило на величественные буддийские храмы VIII—X вв. со множеством статуй и резных украшений. Характерным примером может служить законченное по своим формам здание Сяридэн, служившее для хранения культовых реликвий храма Энкакудзи, воздвигнутого в 1285 г. около Камакура (рис. 30). Его особенностью является двухъярусная высокая крыша типа «иримоя», которая сообщает всему зданию высотность, необычную для построек Дальнего Востока. В 1923 г. это сооружение пострадало во время землетрясения и было вновь восстановлено в 1925 г., но в меньших масштабах.

31. Нара. Монастырь Тодайдзи. Ворота Наньдаймон, XIII в. Фасад, план
31. Нара. Монастырь Тодайдзи. Ворота Наньдаймон, XIII в. Фасад, план

В XIII в. были построены и большие южные ворота (Наньдаймон) ансамбля То- дайдзи, поражающие грандиозностью и величественной простотой своих форм (рис. 31). Мощные столбы, достигающие 21 м высоты и стоящие в три ряда на низком каменном основании с широкой лестницей, поддерживают большую двойную крышу, покрытую серой черепицей. Несмотря на свою монументальность, ворота производят впечатление легкого паркового сооружения благодаря трем большим сквозным проемам, через которые видны деревья окружающего их парка. Здесь, как и в других постройках, проявилось замечательное мастерство зодчих, умело сочетавших архитектурные формы с природными.

Появились изменения и в строгой архитектуре синтоистских храмов. В некоторых храмах синто стали сооружаться крыши типа «иримоя», хотя и покрытые по традиции не черепицей, а дранкой из кипариса. Это можно видеть в известном синтоистском храмовом ансамбле на острове Итсукусима около Хиросимы, воздвигнутом в 1227—1241 гг. и реконструированном в XVI в.

Значительным нововведением, идущим от старых японских приемов (ва-ё), было устройство в храмах деревянных полов вместо каменных плиточных, принятых в Китае, что было вызвано необходимостью сидеть на полу во время длинных богослужений.

Влияние секты Дзэн проявилось и в других видах японского искусства — в скульптуре, керамике и особенно в живописи, которая развивалась под непосредственным влиянием сунской живописи XII—XIII вв. с характерным монохромным пейзажем, написанным выразительными штрихами (су-ми-э).

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)