Архитектура Японии XIV–XV вв. (период Муромати)

Глава «Архитектура Японии XIV–XV вв. (период Муромати)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Авторы: Глухарева О.Н., Прибыткова А.М.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


В XIV в. усиливается влияние феодальных правителей юго-западных районов страны, в связи с чем сёгунат в Камакура теряет свое прежнее значение и могущество. В 1333 г. г. Камакура был взят представителем дома Асикага, который в 1335 г. провозгласил себя сёгуном. Резиденция нового правителя была перенесена в район Муромати около Хэйана, снова ставшего политическим центром страны. Продолжавшаяся до 1392 г. междоусобная борьба отдельных феодальных князей закончилась при сёгуне Есимицу из рода Асикага, сумевшего подчинить себе всю страну.

Письменные источники сохранили сведения о большом строительстве в этот период храмов и дворцов знати. К числу наиболее значительных построек XIV в. относится дошедший до нашего времени Золотой павильонКинкаку, входивший в состав построек загородного дворца в западном предместье Хэйана, построенного в 1398 г. сёгуном Асикага Есимицу (остальные сооружения комплекса не сохранились).

32. Киото. Золотой павильон — Кинкаку, 1398 г. Восстановлен в 1953 г.
32. Киото. Золотой павильон — Кинкаку, 1398 г. Восстановлен в 1953 г.

Квадратное в плане здание (11,6x11,6 м, высотой 12,7 м) построено из дерева и увенчано двумя крышами, покрытыми корой хиноки (рис. 32). По своей объемной композиции павильон напоминает многоэтажные павильоны «лоу», изображения которых встречаются в китайской живописи XII—XIV вв. Однако конструктивные детали — легкие кронштейны и опоры, простые ограждения террас, раздвижные двери — типичны для японской архитектуры.

Золотой павильон расположен на берегу пруда. Его отражение в воде усиливает впечатление легкости всего сооружения. Композиция первого этажа с раздвижными стенами и верандой, переходящей со стороны пруда в широкую террасу, еще сохраняет парадный стиль синдэн с его единым пространством интерьера, разделенным лишь колонками. На втором этаже, отделенном от первого по фасаду небольшим выступом с кронштейнами простой конструкции, расположен зал музыки и поэзии, также имеющий обходной балкон и широкую террасу с легкими перилами и тонкими опорами. Потолок, раздвижные двери зала и стены были украшены живописью. Сильно нависающий над балконом вынос крыши с плавной линией скатов создает тень, в которой стены как бы растворяются, придавая сооружению еще большую легкость. Нижняя крыша над вторым этажом служит основанием для третьего этажа, имеющего вид квадратного павильона с узким обходным балконом и пирамидальной крышей с фигурой птицы на вершине.

Помещение третьего этажа служило небольшой часовней, куда уединялись для размышлений и свершения религиозных обрядов. Оно было покрыто внутри и снаружи позолотой и лаковой росписью, от которой еще до пожара 1953 г., уничтожившего здание, сохранились лишь незначительные следы.

Проемы первого и второго этажей заполнены решетчатыми ставнями или раздвижными дощатыми дверями, выполненными в национальных традициях. Оконные проемы третьего этажа имеют арочное фестончатое завершение.

В то время как раздвигающиеся стены нижних этажей являются в своей основе элементами японского зодчества, павильон третьего этажа своими неподвижно укрепленными стенами и прямоугольными проемами дверей в центре каждого фасада ближе к китайским буддийским храмам.

В этом здании зодчие сумели достигнуть единства архитектурных форм с окружающей природой благодаря легким тонким опорам, раздвигающимся стенам, обходным террасам, которые связывают внутреннее пространство с парком, а также отражению здания в воде.

В 1408 г. после смерти сёгуна Есимицу комплекс построек дворца, в том числе и Золотой павильон, был превращен в буддийский храм Рокуондзи. После пожара 1953 г. здание было восстановлено в прежнем виде. Вокруг него в густо разросшемся парке сохранились многочисленные беседки для отдыха и чаепития, павильоны, служившие спальней сёгуна и его баней. Близ павильона у пруда разместился небольшой киоск, еще более напоминающий постройки синдэн-дзукури.

33. Киото. Серебряный павильон — Гинкаку, XV в. Общий вид 33. Киото. Серебряный павильон — Гинкаку, XV в. План
33. Киото. Серебряный павильон — Гинкаку, XV в. Общий вид, план

При внуке Есимицу сёгуне Есимаса (1449—1471) в восточной части Хэйана был сооружен Серебряный павильонГинкаку, первоначально служивший местом придворных увеселений, а позднее превращенный в одно из помещений храмового ансамбля Дзисёдзи (рис. 33).

Двухэтажное здание павильона сооружено на острове среди неподвижной глади пруда, как это было принято для увеселительных дворцов. Под крышей первого этажа между стойками впервые появились раздвижные деревянные створки, сплошные в нижней части и решетчатые, оклеенные бумагой в верхней, что напоминает легкие стены китайских парадных зданий. Но в отличие от них створки японского павильона раздвигаются и пространство интерьера объединяется с искусственно созданным природным окружением. Над узким помостом, к которому присоединяется терраса, нависает карниз крыши павильона. Здание поднято на столбы лишь на незначительную высоту и не имеет входной лестницы со стороны главного фасада. Нижний этаж павильона по своей планировке близок к жилым зданиям сёин, не имеющим широкой обходной террасы. На задней стене главной комнаты устроена широкая ниша, которая постепенно становится постоянной деталью в японском доме. Полы устланы татами, за исключением одной комнаты с деревянным полом, где стоит статуя Будды.

Невысокие из вертикально поставленных досок стены второго этажа прорезаны со всех четырех сторон большими арочно-фестончатыми проемами окон, обрамленными дощатыми наличниками того же очертания. Внутри раздвижные створки и стены павильона были украшены декоративной живописью, которая почти не сохранилась.

Пирамидальная, покрытая дранкой крыша завершена фигурой стоящей птицы Хоо.

Сёгун Есимаса известен в истории Японии как большой приверженец секты Дзэн. В Серебряном павильоне в XV в. при его участии дзэнским священником Сюко был впервые установлен ритуал чайной церемонии «тяною», которая оказала огромное влияние на дальнейшее сложение японской архитектуры и искусства.

Первоначальный сад вокруг Серебряного павильона (в настоящее время его окружает другой) был создан по проекту известного художника — монаха Соами, разработанному согласно правилам, установленным выдающимся мастером садового искусства монахом Кокуси Мусо (1276—1351), известного устройством садов с меняющимися пейзажами. Искусство организации садовых ансамблей, в которых с различных точек зрения открываются все новые пейзажи, возникло на юге Китая и в XIII в. было перенесено монахами секты Дзэн в Японию, где сложилось в своеобразные традиционные формы.

Прославленные художники пейзажных садов всегда умело сочетали отдельные элементы природы — камни, причудливой формы скалы, искусственные водоемы, водопады, ручьи, деревья и кустарники. Устраивая сады, они не стремились к созданию естественного, реального пейзажа и не копировали случайные природные сочетания, но в творческих поисках добивались гармоничного целого, в основе которого лежала философская дуалистическая идея о равновесии между активными и пассивными силами, таящимися в природе.

Мастера распределением павильонов и отдельных компонентов сада осуществляли свою композицию, добиваясь на небольшом пространстве, порой на площади всего 15—20 м2, создания природных ландшафтов.

Такие сады сооружались при буддийских монастырях и храмах в Тодайдзи и Кофукудзи в в г. Нара, в Бёдоин в г. Удзи и в других местах. В отличие от увеселительных садов аристократии эти монастырские сады служили как бы тихим пристанищем от мирской суеты.

В XIII — начале XIV в., когда в среде военных правителей проявился значительный интерес к секте Дзэн, в Камакуре подобные живописные сады стали создаваться при резиденциях военачальников.

Обычно главное архитектурное сооружение — жилой дом или храм — находилось в центре сада и гармонично сочеталось с природным окружением. Главной задачей художников было достичь такого расположения отдельных пейзажей, чтобы из дома, с его террас и из окон, со всех сторон открывались бы самые лучшие виды. В асимметричную планировку сада умело вписывались строгие вертикали и горизонтали архитектурных сооружений, расположенных среди причудливых групп камней, кустов и деревьев. Избегая симметрии и регулярности в планировке, располагая части сада на разных уровнях, мастера добивались создания своеобразных пейзажей — панорам, которые постоянно видоизменялись при прохождении через сад. Зигзагообразные дорожки, выложенные плоскими неправильной формы камнями, как бы намечали путь следования по саду и открывали новые точки зрения. Сложные перспективы открывались и перед теми, кто проходил по тропе, идущей вдоль извилистых берегов пруда с нагромождением искусственных скал.

В зависимости от размера площади сада, колеблющейся от нескольких квадратных метров до гектара, мастера определяли пропорции отдельных компонентов, входящих в общую композицию. После окончательного определения плана, т. е. установления местонахождения в саду холмов, плоскостей и склонов, приступали к распределению на них отдельных камней или целых групп из живописно расположенных каменных глыб, заменяющих величественные скалы реального пейзажа. В некоторых садах Японии насчитывается более 100 больших камней, причем эти камни обычно имеют свое наименование и свое особое назначение в общем пейзаже.

Очень тщательно подбирались и распределялись кустарники и деревья, причем учитывалась прежде всего их расцветка, которая должна была создавать контрастность при их расположении группами. Чтобы сад сохранял свой вид во все времена года, в Японии предпочитают для садов вечно зеленые деревья и кустарники. Однако широко распространены вишня «сакура» и персиковые деревья благодаря их красоте во время весеннего цветения, а также клен из-за красочного великолепия пурпурной осенней листвы.

Большое внимание уделяется также подбору цветов, посаженных около дома в простых керамических или красивых фарфоровых горшках и реже в почве. Большими группами сажают только ирис, другие цветы принято размещать на расстоянии, среди зелени.

Украшением садов служат также миниатюрные каменные пагоды, простой формы каменные скамьи, невысокие каменные фонари, которые устанавливали в тенистых уголках сада или на берегу водоемов, как маяки. Множество легких, деревянных в виде арки мостиков с ажурными перилами, перекинутых через водоемы и отражающихся в глади воды, а также плоских, как бы собранных из случайно накиданных камней неправильной формы и лежащих почти на поверхности воды, также украшают сады.

34. Киото. Монастырь Дайгодзи. Сад Самбоин, 1598—1602 гг. 35. Киото. Монастырь Дайгодзи. Сад Самбоин
34. Киото. Монастырь Дайгодзи. Сад Самбоин, 1598—1602 гг. 35. Киото. Монастырь Дайгодзи. Сад Самбоин

Сады монастырей Тэнрюдзи и Дайгодзи в Киото, возникшие в XIV в., отличаются от ранних дворцовых садов Хэйана не только своими значительно меньшими размерами, но и самим характером своих пейзажей, наполненных лирической грустью, поэзией, отрешенностью от мирской суеты, тишиной (рис. 34, 35).

Наиболее прославленный старый сад находится в юго-западной части Киото при храме Сайходзи, который народ называет Храмом мхов (Кокэ-дарэ). Этот древний храм был разрушен и заброшен. В 1339 г. дзэнский священник и прославленный художник садов — Кокуси Мусо — реставрировал здание и соорудил около него знаменитый Сад мхов, от которого и храм получил свое название. В этом необычном саду произрастает более пятидесяти видов мха, поражающих красотой своих оттенков — от густого, почти черного, до мерцающего золотистого.

Вместе с пейзажными садами, получившими в XII—XIV вв. большое развитие, в XV в. в Японии складывается и другой тип сада — кара-сань-суй, возникший под влиянием идей секты Дзэн.

Эти своеобразные сады, созданные из песка и камней, единственной растительностью которых был мох различных расцветок, покрывающий камни, изображали как бы водную поверхность с опаленными солнцем голыми, суровыми скалами.

Расположенные на небольшой площади так называемые «сухие» сады-дворы с правильными бороздками серебристого белого или золотистого песка, из которого подобно скалам среди моря выступают различной формы темные камни, сооружались первоначально около храмов секты Дзэн, отражая в абстрактной форме образ моря со скалистыми островами.

Подобные сады служили не для прогулок, а лишь для созерцания их и глубоких философских размышлений. Сравнительно небольшое пространство такого песчаного сада, замкнутое с трех сторон глухой каменной стеной, хорошо просматривалось с террасы храма или дома, выходящего в сад. Для лучшего перспективного восприятия его строители садов обычно почти незаметно повышали уровень песчаной почвы по мере удаления ее от террасы.

36. Киото. Монастырь Реандзи. Сад камней, XV в. Общий вид
36. Киото. Монастырь Реандзи. Сад камней, XV в. План
36. Киото. Монастырь Реандзи. Сад камней, XV в. Общий вид, план: 1 — песок; 2, 3 — камни; 4 — стена; 5 — дорожка; 6 — гравий; 7 — веранда

Очень интересным по своей композиционной структуре является сооруженный в XV в. так называемый Сад камней при монастыре Реандзи в северо-западной части Киото, строительство которого приписывается знаменитому художнику-монаху Соами (рис. 36). Единственным украшением этого небольшого сада (218,4 м2), замкнутого с трех сторон невысокой каменной стеной, служат асимметрично расположенные 15 камней различной формы.

Эстетическое восприятие, на которое рассчитано устройство Сада камней, создается не только композиционными приемами, но и контрастностью цветового звучания серебристого песка и темных групп камней, местами покрытых мхами различных оттенков. Отдельные глыбы или группы из двух-трех камней являются в то же время скульптурными изображениями, например группа из двух камней в виде тигрицы с детенышем, переправляющихся через «море». Причем, человек, созерцающий этот сад, должен дополнять едва проступающие в нем формы в своем воображении и этим участвовать в создании образа.

Сад камней при монастыре Реандзи называют также «философским садом», так как в нем лаконичными средствами создан величественный образ природы в понимании сторонников секты Дзэн.

В начале XVI в. после междоусобных войн, охвативших страну и известных в истории Японии как «беспорядки годов правления Онин», вспыхнувших в 1469 г. и продолжавшихся 11 лет, наблюдается значительный упадок художественной культуры, созданной в предшествующие века.

Носителями культуры в эти тяжелые годы продолжали оставаться лишь буддийские монастыри секты Дзэн, в которых жили известные монахи-художники Сюбун (около 1449), Сессю (1420—1506) и др., работавшие главным образом в области монохромного пейзажа.

Учение секты Дзэн получило широкое распространение в правящих кругах Японии, чему в значительной мере способствовали чайные церемонии.

Возникший первоначально в дзэнских монастырях обычай пить редкий, привозной из Китая напиток — чай — для поддержания бодрости во время длительных богослужений, в XV—XVI вв. получил широкое распространение в аристократических и военных кругах.

Как уже указывалось, в конце XV в. был составлен специальный ритуал чайной церемонии («тяною» — буквальное название «горячая вода для чая»).

Возглавлявшие эту церемонию специальные лица — тядзины (мастера чая) — пользовались большим влиянием. Многие из них, воздействуя на сёгунов и владетельных князей — даймё, были законодателями в области архитектуры и искусства. Такие знаменитые мастера чая, как Ноами (XV в.), Сэнно-Рикю (XVI в.), Соами (XVI в.), а позднее знаменитый Фурута Орибэ (XVII в.) и Канимори Сово, были законодателями не только в области изобразительного искусства, но оказали значительное влияние на всю художественную культуру Японии.

По указанию тядзинов при храмах, а позднее при дворцах знати строили специальные павильоны для чайных церемоний — «тясицу». Своим внешним видом здания тясицу напоминали простую хижину с четырехскатной соломенной крышей.

Первоначально для чайных церемоний служила часть приемной комнаты, которую отделяли ширмой от остального пространства. Позднее стали сооружать особые чайные павильоны, согласно принципам Дзэн располагавшиеся среди природы в глухих безлюдных местах, в связи с чем во второй половине XV в. возникла особая форма «чайных садов» с густой растительностью и тропинками с плоскими камнями, служившими для уединенных прогулок и размышлений.

Небольшое по объему здание чайного павильона возводилось с деревянным или бамбуковым каркасом, с земляной или глиняной штукатуркой по сетке между стойками, что по мысли мастеров чая сближало постройку с природным окружением.

Строгость и аскетическая простота являлись главными принципами тядзинов. Все, что создано искусственно, в чем проступает стремление к роскоши, — все в первые годы сложения церемоний отрицалось тядзинами.

Небольшие квадратные окна с решетчатыми раздвижными рамами «рэнди-мадо», затянутыми белой бумагой, скупо пропускали свет, который падал главным образом на нижнюю часть внутреннего пространства, освещая сидевших на циновках тядзина, готовившего чай, и участников церемонии.

Кроме обычной входной двери устраивалось еще небольшое четырехугольное отверстие — род лаза «нидзири-гути», находившееся на уровне пола, через который, сгибаясь, проникали в приемную комнату все участники тяною, подчеркивая этим свое смирение и равенство во время церемонии независимо от своего ранга и положения в обществе.

Чайный павильон состоял из ряда помещений: приемной «ёрицуки», главного зала «мизуйя» и подсобных комнат.

Классическим образцом, сложившимся в XVI в., является тясицу, состоящий из небольшого главного помещения, рассчитанного всего лишь на пять участников церемонии, площадь которого равнялась четырем с половиной татами — 7,3 м2 (в Японии циновки татами служат модулем для определения площади помещения). К этому помещению примыкали небольшая приемная, где собирались участники церемонии, и помещения для хранения специальной утвари и мытья посуды. Иногда эти подсобные помещения сооружались отдельно и соединялись с павильоном особой дорожкой.

Стремясь, согласно буддийскому догмату, показать окружающий мир несовершенным, находящимся в процессе развития, тядзины в архитектуре чайных павильонов и утвари пытались создать черты незавершенности. Так, например, в главном помещении около ниши токонома один опорный столб в перегородке обычно имел вид необработанного ствола дерева «даймё-басира», как бы сохраняющего в своей натуральной форме связь интерьера с природой.

Грубые глиняные чаши для чая «тяван» имели неровную поверхность, на которой проглядывал природный материал, что также напоминало участникам церемонии о связи с природой.

Интерьер главного помещения чайного павильона отличается крайней простотой. Четкая конструкция павильона, отсутствие какой-либо мебели и спокойное гармоничное цветовое оформление интерьера создают впечатление спокойствия и сосредоточенности. Гладкие стены лишены каких-либо украшений. Небольшое четырехугольное отверстие в полу служит для помещения жаровни с углями, на которые зимой ставится бронзовый котел с водой. Единственным украшением интерьера служит ниша «токонома», где помещают свиток монохромной живописи, содержание которой часто определяет тему беседы, и цветущую ветку в вазе, напоминающую о живой связи с природой.

Интерьер как бы замыкает в своем тесном пространстве всех присутствующих на чайной церемонии, которые по мысли ее организаторов должны были отрешаться от всего суетного, чтобы вызвать в себе чувства для беседы умозрительного характера, а также для эстетического восприятия всего окружающего.

В XVII в. тядзин Фурута Орибэ придал чайной церемонии более утонченный, светский характер. Это новое направление нашло свое отражение в архитектуре павильона — в большем выделении главного помещения стиля «сукия», в сооружении дополнительных галерей по сторонам здания, служивших подсобными помещениями.

37. Киото. Чайные дома: 1 — монастырь Сайходзи, чайный дом Сёнентэй, XVI в., план; 2 — храм Мэкиан, чайный дом Тэйэн, 1573 г., план; 3 — павильон Тогудо, 1485 г., план
37. Киото. Чайные дома: 1 — монастырь Сайходзи, чайный дом Сёнентэй, XVI в., план; 2 — храм Мэкиан, чайный дом Тэйэн, 1573 г., план; 3 — павильон Тогудо, 1485 г., план
38. Чайные дома: 1 — Канагава, чайный дом, 1624 г. 2 — Киото, чайный дом Рисэнка; 3 — Киото, чайный дом храма Мэкиан, 1573 г.; 4 — Гинкакудзи, павильон Тогудо
38. Чайные дома: 1 — Канагава, чайный дом, 1624 г. 2 — Киото, чайный дом Рисэнка; 3 — Киото, чайный дом храма Мэкиан, 1573 г.; 4 — Гинкакудзи, павильон Тогудо

Наиболее ранними, сохранившимися до наших дней чайными павильонами являются павильон Тогудо (1485 г.), находящийся около Серебряного павильона (1489 г.) в восточной части Киото, и павильон Тэйэн, построенный при храме Мэкиан в 1573 г.; ранним сооружением этого типа является и Сёнентэй монастыря Сайходзи (конец XVI в., рис. 37). Все эти и другие павильоны сооружены в сочетании с окружающей природной средой как неотъемлемые части единого комплекса архитектуры и окружающего «чайного сада» (рис. 38).

Скромность и простота конструкций чайных павильонов оказали влияние и на сложение в XVI в. японского жилища, которое по праву можно рассматривать как наиболее самобытное достижение японского зодчества феодального периода.

В XVI в. окончательно складываются все планировочные принципы и конструктивная система жилого дома. Простота плана и конструкций сочетается с рациональным использованием внутреннего пространства, которое можно трансформировать, соединяя отдельные помещения между собой и с окружающей природой.

Структура жилых каркасных построек имеет ряд своеобразных деталей. Стойки каркаса опираются на небольшие камни с отверстием в верхней части для шипов стоек. Эти камни укладываются на слой гравия толщиной до 0,6 м. Укрепленные без погружения в землю стойки при частых сейсмических колебаниях балансируют, что сохраняет здание от разрушения.

Наружные и внутренние колонны устанавливаются на расстояниях, кратных основной измерительной величине — 1 кену (около 1,80 м). Балки и прочий строительный материал заготовляются также стандартных величин, кратных 1 кену. Оси внешних и внутренних колонн не совпадают, потому что внутренние ставятся в зависимости от размещения перегородок.

Колонны на высоте 1 кена над полом связываются балкой «нагэси» с пазами для скольжения раздвижных дверей и перегородок. Пролеты между колоннами выше балки в наружных стенах заполняются или бамбуковой сеткой, по которой производится штукатурка, или раздвижными, оклеенными бумагой решетками. Пролеты между внутренними колоннами выше балки заполняются деревянной решеткой «рамма», обеспечивающей циркуляцию воздуха в смежных помещениях.

Стены японских построек защищают только от атмосферных воздействий и представляют собой то или иное заполнение между колоннами. Один из видов такого заполнения — укрепленная в пазах колонн решетка из бамбуковых реек, связанных рисовой соломой, на которую наносится глиняный раствор с последующей тщательной затиркой.

Стремление объединять внутреннее пространство с окружающей природной средой привело от создания подвесных «ситомидо», широко распространенных уже в XI столетии, к созданию конструкции скользящих деревянных дверей «амадо» и скользящих деревянных панелей «сёдзи» из легкой деревянной решетки, оклеенной с наружной стороны рисовой пропускающей свет бумагой. Таким образом, раздвигая амадо и сёдзи, можно полностью открыть комнаты. Перегородки между комнатами состоят также из раздвижных панелей «фусума», подобных сёдзи, но оклеенных плотной непрозрачной бумагой с двух сторон, которые позволяют разделять или объединять внутреннее пространство жилого дома. Такая трансформация внутреннего пространства составляет характерную особенность японского жилого дома и связана с жизненным укладом и обычаями. Японцы сидят и спят на полу, в комнатах почти нет мебели, отсутствие которой позволило устраивать раздвижные перегородки.

С XIV в. в домах высших и средних слоев населения для покрытия полов, за исключением веранд, стали применять маты (татами). Татами изготовляются из рисовой соломы, плотно уложенной внутри покрышки, вытканной из тростника. Татами удобны, когда их размеры кратны площади комнат. Поэтому установились стандартные размеры татами, и площадь комнат при строительстве дома определяется количеством татами.

Светлозеленые циновки татами из рисовой соломы (0,9x1,8 м), обшитые черной тесьмой по длинным сторонам, покрывают весь пол, образуя своеобразный узор. Шкафы для утвари и постельных принадлежностей скрыты внутри стен.

Выступающая над террасой «энгава» крыша создает тень, и мягкий рассеянный свет, проникающий через сёдзи, слабо освещает комнату, выходящую на террасу.

Очаг с деревянной решеткой «катацу», покрытый сверху одеялом, или глиняная жаровня «хибати», которая часто, как и в чайном павильоне, помещается в особом углублении в полу, служат отоплением комнат в зимнее время.

39. Оцу. Храм Ондзёдзи. Кодзёин — дом для священников, XVI в. Общий вид
39. Оцу. Храм Ондзёдзи. Кодзёин — дом для священников, XVI в. План
39. Оцу. Храм Ондзёдзи. Кодзёин — дом для священников, XVI в. Общий вид, план
40. Киото: 1 — дворец Кадура, сёдзи; 2 — храм Мэкиан, токонома; 3 — Серебряный павильон, веранда
40. Киото: 1 — дворец Кадура, сёдзи; 2 — храм Мэкиан, токонома; 3 — Серебряный павильон, веранда

Один из ранних сохранившихся домов — жилой дом Кодзёин в храме Ондзёдзи (1601). Размеры комнат соразмерны татами, в приемной комнате — токонома и небольшой сёин, выступающий из общего объема. Дом окружен верандой. Простота и легкость фасадов несколько нарушены поздним фронтоном над входом (рис. 39).

Главным помещением жилого дома служит приемная с нишей токонома (рис. 40). Между токонома и токовани находится столб «даймё-басира». Обычно он, как и в чайных павильонах, имеет вид естественного ствола дерева и контрастирует с тщательной отделкой всех остальных деревянных деталей.

В постройках сельского типа обычно нет потолка, и сложная надстройка кровли хорошо видна. В городских жилых домах конструкции кровли скрыты легким висячим потолком. Горизонтальные обвязки «нагэси», подобно карнизу, связывают на высоте около 1,8 м столбы между собой и поддерживают верхнюю часть стены, оштукатуренную над сёдзи и заполненную решеткой, рамма над фусума. В жилище богатых горожан решетка рамма в виде различных ажурных композиций над нагэси служит украшением комнаты.

Все деревянные части интерьера не окрашиваются. Столбы и другие деревянные детали тщательно скоблят или в отдельных случаях покрывают тонким слоем черного лака, через который просвечивает естественный рисунок дерева.

В небогатом жилище деревянные полы настилаются только в приемной комнате; в других жилых помещениях, где обычно семья собирается около очага, пол, как правило, бывает глинобитным и только частично имеет дощатый настил.

В некоторых префектурах, таких как Миязака, Кумамото и др., сохранились дома типа синдэн, все помещения которых расположены в один ряд и выходят на общую террасу перед домом.

В некоторых городах (например, Нара или Хэйан) жилые дома располагались свободно по оси север — юг, среди больших дворов или садов. Но с ростом городов и развитием торговли уже в X—XII вв. дома горожан стали вытягиваться в глубину двора или сада до 40 м, ширина же фасада по-прежнему оставалась около 8 м. Обычно в таких домах, обращенных фасадами на улицу, нижний этаж служит торговым помещением, в то время как расположенные над ним антресоли являются жилищем хозяина и его семьи.

Дома, находящиеся в стороне от торговых улиц, обычно расположены среди сада, иногда искусно спланированного даже на небольшой площади. Благодаря открытым террасам и раздвигающимся сёдзи внутреннее пространство дома как бы растворялось в природном окружении. Особый эффект также создавали просвечивающие через белую бумагу сёдзи силуэты сосновых ветвей или бамбука, растущих около дома.

Устраивая сад вокруг дома, мастера создавали из камней и деревьев специальные пейзажи, которые открывались из окон или террас дома, что также создавало гармоничное сочетание архитектурных форм с природными.

Согласно древней китайской символике с западной стороны дома располагали «океан скал», перед фасадом — «бурный горный поток», на юге — «озеро, покрытое рябью», позади дома, на севере — небольшой холм, а на восточной стороне — дорогу.

Все основные архитектурные принципы национального жилища, сложившиеся в XVI в., сохраняются в Японии и в настоящее время.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)