Архитектура Японии XVII–XIX вв. (период Эдо)
Глава «Архитектура Японии XVII–XIX вв. (период Эдо)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Авторы: Глухарева О.Н., Прибыткова А.М.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971
В начале XVII в. период междоусобных войн закончился победой феодалов Токугава, которые, захватив власть в стране, создали могущественный военный сёгунат, правивший Японией с 1603 по 1868 г.
Сёгуны Токугава основали свою резиденцию в новой столице Эдо (современный Токио).
Прекращение междоусобных войн способствовало развитию в стране производительных сил. В этот период феодального абсолютизма в связи с ростом ремесла и торговли происходит развитие товарно-денежных отношений. В городах усиливается влияние торговцев, которые имели большие средства благодаря возросшим торговым связям с Китаем и европейскими странами.
Стремясь сохранить в стране феодальный строй и желая оградить страну от иностранных влияний, в 1639 г. правители Японии закрыли, за исключением Нагасаки, все порты для европейских кораблей. Эта изоляция страны от внешнего мира продолжалась более двух веков.
В XVII—XVIII вв. город Эдо становится экономическим и культурным центром страны. В планировке новой столицы уже отсутствует влияние китайского градостроительства.
Эдо быстро застраивался большими мастерскими ремесленников. Подчиненные сёгунам Токугава и находившиеся в вассальной зависимости даймё также сооружали свои дворцы в Эдо, где они, подчиняясь приказу правителей, должны были жить не менее года, а возвращаясь в свои владения, обязаны были оставлять в столице своих жен.
В начале XVII в. продолжалось и строительство замков-крепостей, которое позднее было ограничено особым указом, запрещавшим возводить более одного замка в каждой из провинций.
В процветавшей новой столице сооружались также и здания общественного назначения — театры, гостиницы, рестораны и бани.
В XVII в. была введена система особых правил — «кивари», устанавливающая модуль (расстояние между центрами стоек), которому подчинялись все размеры здания и его деталей. Эта система устанавливала также принцип проектирования домов соответственно социальному положению его владельца. Так, например, в домах самураев вход имел особый вид. Самураи низшего ранга — пехотинцы, — состоявшие при малоимущем даймё, жили в домах с соломенными крышами, подобно крестьянским хижинам, а самураи, занимавшие более высокое положение, имели право строить большие дома с черепичными крышами.
Города в период правления Токугава располагались вдоль дорог и застраивались одноэтажными или двухэтажными деревянными домами, примыкающими друг к другу. Главное здание города «хонжин» служило гостиницей для проезжающих даймё и знати. Здания, примыкавшие к хонжину, назывались ваки-хонжин и являлись пристанищем для простых людей, а иногда и торговым помещением. Все эти здания имели ворота и особые входы, которые вели в приемные комнаты, располагавшиеся со стороны главного фасада. В верхнем этаже домов находились спальни. До настоящего времени такие хонжин сохранились в префектуре Сига на Токайдо (дороге, являвшейся главной магистралью и соединявшей старую императорскую столицу Киото с Эдо).
В светской архитектуре XVII в. ярко проявились черты нового стиля, зародившегося в постройках времени Хидэёси. Новые художественные средства для убранства дворцовых интерьеров, разнообразие отделочных материалов, сочетание строгих конструктивных форм с насыщенностью декоративного оформления — все это с успехом применяется при возведении дворцов в Эдо и других крупных центрах.
Эти новые эстетические принципы проникают и в храмовое зодчество XVII в. На смену простым и строгим ранним культовым сооружениям Японии приходят богато декорированные храмы, отвечающие торжественным религиозным церемониям этого времени.
![]() |
43. Киото. Монастырь Ниси Хонгандзи. Павильон Хинкаку, XVII в. |
![]() |
![]() |
44. Киото. Монастырь Ниси Хонгандзи. Зал аудиенций, XVII в. Интерьер, план |
Стремление к декоративности особенно видно в храмах буддийской секты Син-хонгандзи («Монастырь чистых обетов»), имевшей приверженцев в придворной среде. Таков ансамбль храма Ниси Хонгандзи в Киото. Большое храмовое здание с высокой центральной частью и фланкирующими ее флигелями свидетельствует о тесной связи культовых зданий XVII в. с дворцовыми постройками этого времени. В павильоне Хинкаку этого ансамбля (рис. 43) большие с закругленным верхом окна в двух верхних этажах центральной части и крыши с пологим уклоном скатов, украшенные изогнутыми фронтонами «кара-хафу», свидетельствуют об отходе от традиционных форм зодчества и о подражании иноземным приемам.
Сооруженная в 1594 г. для Хидэёси приемная комната в замке Фусими по приказу сёгуна Иеясу в 1632 г. была перенесена в храм Ниси Хонгандзи и превращена в зал аудиенций. Зал аудиенций — характерное сооружение нового стиля, в котором ясная расчлененность конструктивных форм гармонично сочетается с пышным убранством. Прямоугольный в плане зал (21x17 м) простыми четырехугольными в сечении столбами разделен на три нефа (рис. 44). Кассетированный потолок украшен росписью геометрического характера.
В главной западной части зала почти во всю ширину расположена низкая платформа «дзодан», на которой восседал сёгун во время торжественных приемов вассальных даймё. В правой части зала платформа не доходит до стены, так как в северо-западном углу, согласно традиции, размещается сёин и ниша «тигай-дана» с полками, скрытые перегородкой с большим круглым отверстием. Позади платформы в центральном нефе находится широкая ниша (токонома), задняя стена которой украшена живописной композицией.
Центральный неф зала в верхней части между столбами имеет резные ажурные решетки рамма. Великолепные ажурные композиции этих рамма с изображением летящих или отдыхающих среди камышей цапель выполнены Хидори Дзингоро (1590— 1634) с большим художественным тактом и пониманием архитектурных принципов интерьера.
Легкие раздвижные стены (фусума) богато украшены живописью известных художников — Кано Рёкэн и Кано Танниу, изображающей традиционные деревья, цветы и охотничьи сцены, объединенные в единое целое золотым фоном. Красочная живопись контрастирует со светло-зелеными циновками (татами).
С северной стороны зал аудиенций замкнут коридором, открывающимся в окружающий павильон сад, а с восточной стороны к нему примыкает терраса, перед которой находится двор с открытой сценой театра «Но».
![]() |
45. Киото. Монастырь Ниси Хонгандзи. Ворота Карамон, конец XVI в. |
Ни одно из архитектурных сооружений не свидетельствует так ярко о новых эстетических принципах, сложившихся в конце XIV — начале XVII в., как ворота Карамон (рис. 45), также перенесенные по приказу Иеясу в храм Ниси Хонгандзи из бывшей резиденции Хидэёси. Они имеют вид небольшого четырехугольного здания с широким проходом, увенчанного массивной крышей типа «иримоя» с фронтонами «кара-хафу», сильно выступающими над портиками. Боковые стены портиков, фризы и балки, а также створки ворот украшены ажурной и рельефной резьбой и росписью. Сложное скульптурное убранство выполнено замечательным скульптором-левшой Хидори Дзингоро. Резьба ворот поражает богатством приемов сложной многоплановой композиции. Фантастические единороги, мчащиеся среди клубящихся облаков, цветы — все это передано с большой динамичностью и тонким чувством ритма. Позолоченные яркие объемные фигуры сочетаются здесь с плоской барельефной резьбой и ажуром и и составляют общую композицию.
В 20-х годах XVII в. в окрестностях Киото на р. Кацура был сооружен увеселительный императорский дворец. Этот интересный памятник японского зодчества как бы завершает собой все достижения национальной деревянной архитектуры.
![]() |
|
![]() |
![]() |
46. Киото. Загородный дворец Кацура, XVII в. 1 — общий вид; 2 — генеральный план; 3 — Новый сёин | |
![]() |
|
47. Киото. Загородный дворец Кацура, XVII в. Веранда Старого сёина |
Ансамбль дворца Кацура состоит из ряда зданий, объединенных между собой большим «пейзажным» садом с искусственным озером в центре (рис. 46). Сочетая в себе классические черты национальных стилей прошлого — аристократического жилища «синдэн» и богатого городского дома «сёин», — многочисленные постройки дворца отличаются ясной тектоникой, простотой своих форм и тесным единением с природным окружением.
Наиболее значительные павильоны дворца — Старый сёин и Средний сёин — характерны строгой пропорциональностью своих масс. Сооруженные в традиционных формах оба эти здания высоко подняты на столбах и окружены террасами под сильно нависающими кровлями типа «иримоя» (рис. 47). Единение интерьера и сада с низким кустарником и камнями на переднем плане достигается благодаря раздвижным сёдзи и террасе. В 1658 г. в ансамбль Кацура включено еще одно здание, сооруженное рядом со старыми и соединенное с ними большим концертным павильоном открытого типа.
Пейзажный сад дворца объединяет целый ряд самостоятельных садовых композиций, пышных увеселительных дворцовых, парков периода Хэйан и скромные чайные сады, овеянные тишиной и меланхолией. Парковые сооружения, в том числе и чайные павильоны, расположены в живописных, уединенных местах на берегу озера. Среди них наибольшей известностью пользуется чайный павильон с поэтичным названием «Сосна-лютня» (Сёкинтэй), отличающийся строгой завершенностью своих простых форм. Его соломенная, сильно нависающая крыша благодаря плавным линиям скатов не производит впечатления давящей на стены тяжести.
![]() |
|
![]() |
|
48. Киото. Загородный дворец Кацура, XVII в. Парк. Чайный павильон Сёкинтэй | |
![]() |
![]() |
49. Киото. Загородный дворец Кацура, XVII в. Чайный павильон Сёкинтэй. Интерьер, план |
Павильон Сёкинтэй состоит из традиционных помещений, часть которых выходит на террасу; перед последней расположен пруд с причудливо изрезанными берегами (рис. 48 и 49). Интерьеры отличаются предельной простотой. В то же время нельзя не отметить в конструкциях нарочитой асимметрии отдельных частей, лишенных подчас той функциональной логики, которая характерна для ранней деревянной архитектуры Японии. Большие плоскости стен, окрашенные в виде синих и белых прямоугольников различной формы, а также сёдзи, оклеенные синей и белой бумагой, создают декоративный эффект, но лишают интерьер простоты, необходимой для созерцательных и глубоких размышлений участников чайной церемонии.
В XVII в. в архитектуре Японии наряду с традиционными формами деревянного жилого дома с четким конструктивным решением продолжается развитие и новых форм, которые начали складываться еще в последние годы XVI в. Отход от логической ясности архитектурных форм и преобладание декоративных элементов, характерное для этого направления, нашло свое яркое воплощение в известном архитектурном ансамбле позднефеодального периода, сооруженном в г. Никко в первой половине XV в.
Грандиозный ансамбль состоит из двух самостоятельных частей, являющихся погребальными храмовыми комплексами, расположенными около мавзолеев сёгунов Токугава. В пышной и перегруженной украшениями архитектуре храмов Никко можно видеть смешение китайских и японских национальных стилей.
![]() |
50. Никко. Ансамбль Тосёгу, XVII в. Генеральный план: 1 — каменные тории; 2 — пагода; 3 — внешние ворота; 4 — священная конюшня; 4 — колокольная башня; 6 — барабанная башня; 7 — ворота Емеймон; 8 — ворота Карамон; 9 — храм Хайден |
Первый архитектурный комплекс Тосёгу был сооружен в память первого сёгуна Иэясу его внуком сёгуном Иэмису. Строительство продолжалось около 30 лет и было закончено в 1647 г. Весь комплекс построек, состоящий из 34 зданий, расположен в красивой местности, поросшей густыми лесами, причем сооружения расположены на склоне горы, поднимающейся террасами (рис. 50). Лежащий в основе этого комплекса принцип симметричной планировки, характерный для ансамблей Китая, не проведен до конца, о чем свидетельствует свободное размещение отдельных зданий, сооруженных вне зависимости от общего плана.
Для строительства грандиозного ансамбля в Никко были созваны лучшие мастера, резчики, скульпторы и художники. В росписи интерьеров принимали участие известные художники Кано Танниу и Кано Ясуноби.
В декоративном убранстве храмов нашло свое воплощение богатое народное творчество.
Однако, несмотря на богатство приемов украшений, чрезмерная пышность и изощренность декора приводит порой к утрате и разрушению строгих архитектурных форм, лишают здание тектоничности, характерной для японского зодчества.
![]() |
51. Никко. Ансамбль Тосёгу, XVII в. Храм Емеймон |
Примером такой перегруженности скульптурной и живописной орнаментацией может служить надвратный храм Емеймон комплекса Тосёгу. Его столбы и балки перекрытия портика, а также открытый балкон второго этажа с легкими перилами, обходящий четырехугольное помещение небольшого храма, сплошь покрыты высокорельефной резьбой по белому лаку, местами позолотой и яркой росписью на золотом фоне. Рельефные головы фантастических львов и драконов на концах выступающих балок как бы поддерживают балкон и выступающую крытую серой черепицей крышу, которая кажется чрезмерно тяжелой для такого здания (рис. 51).
Основные конструктивные формы этой сложной постройки теряются в огромной массе украшений, которые лишают здание подлинной выразительности.
Вторые парадные ворота архитектурного комплекса Тосёгу — Карамон, ведущие к храму Хайдэн, сооружены в традициях XVI в. и по своей форме близки к воротам храма Ниси Хонгандзи в Киото. Но более ранние ворота Карамон менее расчленены и отличаются большей выразительностью архитектурных масс по сравнению с воротами в Никко.
Пятиярусная пагода комплекса Тосёгу с сильно вынесенными крышами сооружена в традициях классических японских пагод VII—VIII вв. Она резко контрастирует с остальными постройками комплекса, что свидетельствует об утрате строгих архитектурных принципов японского зодчества.
В 1651 г. после смерти сёгуна Иэмицу около его погребения было начато сооружение второго комплекса Тайю-ин, находящегося также в Никко недалеко от первого, законченного в 1654 г. По своему архитектурному облику он аналогичен комплексу Тосёгу, но его 18 зданий расположены на площади более симметрично.
Японские исследователи архитектуры рассматривают храмы и другие сооружения погребального ансамбля Никко, как яркое выражение архитектурного национального стиля «гонгэн», в котором сочетаются традиции, сложившиеся при сооружении ранних храмов синто и позднефеодального жилого дома типа сёин. При всех отдельных достижениях строителей и народных мастеров, принимавших участие в сооружении ансамбля, в этом позднефеодальном памятнике отражена попытка клонившейся к упадку феодальной знати возродить и поднять былое могущество.
Конструктивная ясность и тектоничность, т. е. все то, что было главным и наиболее значительным для раннефеодальной архитектуры Японии, сменяется здесь стремлением к чисто внешней пышности и показной роскоши, что свидетельствует об утрате в середине XVII в. лучших, прогрессивных традиций.
В течение XVIII—XIX вв. в связи с сепаратизмом отдельных сильных княжеств, не желавших подчиняться сёгунам, и ослаблением могущества сегунов Токугава, в стране нарастал внутриполитический кризис.
В архитектуре этого времени не было создано чего-либо значительного, а при сооружении светских и культовых зданий повторялись и варьировались главным образом архитектурные формы, сложившиеся в течение XVI—XVII вв.
Рост капиталистических отношений, вызванный развитием торговых связей с европейскими странами и Америкой в XIX в., а также подъем крестьянского движения в 1865—1867 гг. привели к перевороту в стране, известному в истории как буржуазная революция Мэйдзи. В 1867 г. сёгунат Токугава прекратил свое существование, и Япония вступила на путь капиталистического развития.
***
Архитектура Японии является ценным и значительным вкладом в сокровищницу мировой культуры. Своеобразие японской архитектуры особенно ярко проявилось в деревянном зодчестве, в котором утилитарная целесообразность и эстетические принципы всегда неразрывно связаны в единое целое.
Уже в ранних деревянных сооружениях храмово-дворцовой архитектуры дофеодального периода на первый план выступают ясность и законченность конструктивного решения. Складывается эстетический принцип японского искусства «ваби-саби» (красота простоты), который получил свое наивысшее достижение в архитектуре японского жилища с предельной простотой его облика и интерьера.
Установление модульной системы на раннем этапе развития японского зодчества привело к стандартизации элементов, что сближает японское зодчество прошлого с современным.
Отличительной чертой японского зодчества были неразрывная связь архитектурных форм с природной средой, гармоничное единение постройки с ландшафтом. Создание искусственного природного окружения в виде парка или песчаного, сухого сада для наибольшей выразительности архитектурного образа также является результатом замечательных усилий специалистов садового искусства Японии, их исключительной творческой фантазии и специфического понимания организации природного пространства.
На протяжении веков японская архитектура неоднократно испытывала на себе значительное влияние китайского и корейского, а в позднефеодальный период и европейского зодчества, но, используя многие достижения других народов, как в строительной технике, так и в декоративном искусстве она все же сохраняла свою самобытность, творчески перерабатывая все привнесенное с материка и создавая на основе воспринятого извне свои собственные композиционные приемы.
Благодаря изолированному, островному положению страны и отсутствию иностранных нашествий в Японии сохранились ранние уникальные памятники дальневосточного деревянного зодчества, по которым можно составить ясное представление и о ранних архитектурных формах Китая и Кореи, не дошедших до нашего времени. Многие современные архитекторы Западной Европы и Америки широко используют отдельные достижения японского национального зодчества. Целесообразность в планировке жилища, простота и простор классического японского интерьера, скользящие перегородки (фусума), внутренние шкафы в стенах — все эти особенности японского зодчества используются в современном строительстве.
Добавить комментарий