Архитектура Армении IX–XI вв.

Глава «Архитектура Армении IX–XI вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Халпахчьян О.X.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


В конце VIII — начале IX вв. могущество арабского халифата было значительно ослаблено сепаратистской политикой арабских эмиров и героической борьбой покоренных народов за свою независимость. В Армении особенно крупные восстания происходили в 772—775 гг. Поддержанное армянами народное движение 816—837 гг. под руководством Бабека в Атропатене и Албании привело к ослаблению арабского господства и усилению власти представителей армянской знати из рода Багратуни. Используя свое экономическое могущество, Багратиды подчинили себе армянских нахараров и превратились в фактических правителей Армении, с чем вынужден был согласиться арабский халифат, присвоивший Ашоту Багратуни в 859 г. титул «князя князей». В 875 г. Ашот был провозглашен армянскими нахарарами и духовенством царем Ширакского государства, официально признанного в 886 г. халифатом и Византией. Столицами Армении последовательно были Багаран, Еразгаворс или Ширакаван, Карс, а с 916 г. купленная Багратидами у Камсараканов крепость Ани, по имени которого Ширакское государство стало именоваться Анийским.

Хотя усилиями Анийских Багратидов и было образовано независимое армянское государство, тем не менее не было достигнуто прочного объединения всех армянских земель. В результате поощряемых халифатом сепаратистских стремлений крупных нахараров из Анийского государства выделились мелкие, вассальные по отношению к нему царства. В Васпуракане образовалось царство Арцрунидов (908—1022 гг.), в Вананде — Карсских Багратидов (963—1065 гг.), в Сисиане — Сюникских князей (970—1170 гг.), в Ташир-Дзорагете — Кюрикидов (978—1118 гг.). Такая раздробленность пагубно сказалась на политическом и экономическом могуществе Армении.

Ослабление в X в. арабских эмиратств Малой Азии способствовало усилению Византии, которая в начале XI в. стала активно осуществлять планомерное завоевание армянских и западногрузинских земель. Постепенно ею были ликвидированы мелкие армянские княжества, а в 1045 г. вероломно захвачен Ани, с падением которого прекратило свое существование Анийское царство Багратидов. Только Ташир-Дзорагетскому и Сюникскому царствам благодаря их территориальным особенностям удалось в упорной борьбе временно отстоять свою независимость.

Осуществлявшееся через наместников — катепанов — кратковременное господство Византии оказалось роковым для Армении. Насильственное переселение армянских феодалов с их вооруженными силами и частью мирного населения на юг Малой Азии и на Балканы для защиты там византийских границ не только подорвало военную мощь Армении, но и оставило ее территорию беззащитной. Этим воспользовались турки-сельджуки, периодически совершавшие с 1048 г. свои опустошительные набеги. В 1065 г. Ани был завоеван сельджукским султаном Алп-Арсланом, у которого в 1072 г. город был выкуплен эмиром Двина Абу-л-Суваром из династии Шеддадидов. К 1070 г. почти все Армянское нагорье было включено в территорию сельджукского государства, после распада которого образовались отдельные сельджукские эмираты.

В южных областях возникло эмирство Шах-Арменов, в северных — Шеддадидов, при которых несколько стабилизировалось экономическое состояние страны, что содействовало оживлению строительства. Тем не менее в тяжелые годы сельджукского владычества армяне массами переселялись в чужие страны, в особенности в Грузию и Киликию.

Относительное спокойствие, длившееся свыше ста лет во времена Аббаса, Ашота III и Гагика I Багратуни (30-е годы X в.— 40-е годы XI в.), создало благоприятные условия для культурно-экономического развития Армении, территориально ограниченной теперь районом северо-восточной части Армянского нагорья.

Государственная власть была сосредоточена в руках царя, стоявшего во главе вассальных царей и крупных феодалов. Большое значение в политической и культурной жизни страны играло духовенство. Развитие феодальных отношений способствовало интенсивному росту феодальных поместий — княжеских, а также монастырских; последние увеличивались не столько путем, покупок, сколько в результате «дарений».

Участие Армении в международной торговле сыграло большую роль в развитии производительных сил страны, приведшем к отделению ремесленного производства от сельского хозяйства. Города, лежавшие на транзитных магистралях, связывавших Восток с Западом, быстро развивались.

Во времена Багратидов усилилась зависимость крестьян от феодалов. Жестокая эксплуатация трудового населения светскими и духовными феодалами, ростовщиками и иноземными поработителями неоднократно порождала протесты широких народных масс, из которых наиболее известны движения павликиан и тондракийцев, вновь принявшие форму религиозных разногласий. Продолжавшееся свыше 150 лет движение тондракийцев отвергало официальную церковь, проповедовало общинную жизнь и общинную собственность. Городские ремесленники для защиты своих интересов объединялись в цеховые организации — амкарства.

Для культуры Армении этого периода характерно внедрение нового, светского мировоззрения. Ведущей отраслью науки по-прежнему оставалась историография, сохранившая ценные сведения по истории стран Закавказья, Переднего Востока и Византии. Выдающиеся труды были созданы по философии, медицине, естественным наукам. Подлинный расцвет получило народное творчество. Большой популярностью пользовался зародившийся в тяжелые времена арабского владычества и сложившийся в X в. народный эпос «Давид Сасунский», в котором восхваляются патриотизм, героизм и защита родины. В литературе возникли новые жанры — новелла и светская поэзия, содержавшие критику существующих порядков.

Из всех видов изобразительного искусства этого времени лучше всего сохранились миниатюры, украшающие поля и отдельные листы рукописных книг. В основе миниатюр, выполненных яркими и сочными красками, лежат сложные композиции, включающие и светские мотивы. По манере выполнения различаются несколько школ, из которых известны Ахтамарская, Татевская, Ахпатская и др. Монументальная живопись — фреска — практиковалась в основном в интерьерах культовых сооружений. Скульптура связана была преимущественно с архитектурой и выполнялась в виде барельефов на различных частях зданий (фризы, тимпаны арок, бровки окон и пр.). Тематикой изображений служили растительно-геометрический орнамент, животные, предметы быта, сцены, связанные с трудом и отдыхом. Самостоятельная круглая скульптура применялась редко.

Особенного развития достигла архитектура. Рассматриваемая эпоха характеризуется широким размахом строительства. Наряду с крепостями и замками, большое развитие получило строительство городов. Обычные города имели 20—30 тыс. жителей; крупные, по сведениям армянских историков, такие, как Ани, Двин, Арцн, Хлат, — до 100 тыс. и более. Многолюдству городов соответствовало и их богатство. Описывая богатство и красоту армянских городов, историк Аристакес Ластивертци (XI в.) называет Ани «всемирно известным», Двин — городом «крупных доходов», Хлат — «центром международных сделок», Карс — «знаменитым, обогащающимся с моря и с суши», Арцн — «великолепным».

Арабские историки Мукаддеси, Истахри, Якуби и Ибн-Хаукаль ставят по богатству дворцы и города Армении, в частности Двин, на один уровень с арабскими и азербайджанскими.

В гражданском зодчестве появились новые виды построек — библиотеки, школы и др. В культовом, в связи с развитием городской жизни, изменением запросов феодалов и усилением монастырского уклада духовенства, — изменяется характер храмовых сооружений, число типов которых значительно сокращается. Наряду с большими городскими храмами, получают развитие миниатюрные центрические церкви типа многоапсидных, служащие часто родовыми усыпальницами. В результате роста монастырского землевладения зарождаются монастырские комплексы — Татев, Санаин, Ахпат, Хцконк и др., включающие кроме церквей, жилых и хозяйственных построек также школы, библиотеки и жаматуны, или притворы, — новый вид полугражданского-полукультового сооружения.

Строительные традиции предшествующего времени получили дальнейшее усовершенствование. Основным строительным материалом продолжал оставаться естественный камень — туф и базальт, применяемый в монументальных сооружениях в виде чисто отесанных блоков, в крепостных — иногда грубо околотых с лицевой поверхности; в массовом строительстве широко использовался мелкий камень.

Конструкция стен и опор оставалась та же, что и ранее, однако в целях экономии были значительно изменены не только размеры облицовочных камней, но и толщина стен. Обычная форма арок была полуциркульная и стрельчатая. Распространение получила парусная конструкция и в связи с ней круглая в плане форма барабана купола. Широко практиковавшаяся в предшествующее время тромповая конструкция применялась в редких случаях: обычно тромпами завершали декоративно оформленные треугольные ниши церковных фасадов. Купола часто увенчивались зонтичной формой покрытия. Для облегчения веса забутки между сводчатыми покрытиями и кровлей в ней оставляли полые перекрытые сводом объемы, в которых замуровывали большие глиняные кувшины — карасы. Кровельные покрытия выполнялись из легких туфовых плит, соединявшихся друг с другом потайными швами.

Строительные работы осуществлялись артелями вольнонаемных мастеров, возглавляемых архитекторами, которых историки Товма Арцруни и Асогик (Степанос Таронаци) именовали «мастерами-каменщиками». По Асогику, эти мастера-каменщики «с удивительным соображением составляли план», потом «приготовляли модель здания», на основании которой приступали к работам. Дошедшие до нас подобные модели, будучи схематичными, без сомнения служили только основой, которая уточнялась в процессе строительных работ.

Архитектура Армении IX—XI вв. представляет собой дальнейшее развитие зодчества VII в.

В эпоху Багратидов города Армении по своей структуре повторяли тип городов предшествующего времени. Город состоял из цитадели, укрепленной резиденции правителя и примыкавшего к нему «шахастана», обнесенного крепостными стенами; в шахастане проживали мелкие феодалы, духовенство, купцы, ремесленники. В больших городах, таких как Ани, Двин, население проживало также и вне городских стен.

В конце IX — начале X в. большие градостроительные работы выполнялись вассалами Багратидов князьями Арцруни на юге Армении, в Васпуракане. Как сообщает Т. Арцруни, Васпуракан покрылся густой сетью неприступных замков и крепостей. Особенно большое внимание было уделено княжеским резиденциям в Востане и на острове озера Ван — Ахтамаре. В Востане были проведены в соответствии с намеченным планом «улицы со всевозможными украшениями и поделками, такие чудесные», что не поддаются описанию. Территория города была укреплена со стороны озера мощными стенами. Грандиозные по масштабу того времени работы были проведены на Ахтамаре. Площадь острова была значительно увеличена устройством насыпей со всех четырех сторон. Были сооружены грандиозные дамбы, а на них «стена, грозно-внушительная, украшенная высокими и широкими вышками и возвышающимися башнями». На юго-восточном крае были построены пристань и огромный мол, оградивший безопасную гавань. Территория острова в течение пяти лет была превращена в цветущий город, прославившийся своими роскошными сооружениями.

Интенсивные градостроительные работы осуществлялись на севере Армении в кратковременных столицах царей Багратидов — Багаране, Ширакаване, Карсе. Выдающимся примером градостроительного искусства рассматриваемого периода является Ани, руины которого изучены в результате 14-летних раскопок Н. Марра и И. Орбели.

Ани. План городища X—XIII вв.
31. Ани. План городища X—XIII вв. 1 — цитадель с дворцом Багратуни; 2 — крепостные стены Ашота III; 3 — крепостные стены Смбата II; 4 — кафедральный собор; 5 — церковь Григория, рода Абугамренц; 6 — церковь Григория (Гагикашен); 7 — церковь Спасителя; 8 — гостиницы; 9 — дворец парона; 10 — церковь Григория, рода Тиграна Оненца; 11 — Девичий монастырь; 12 — мост; 13 — дворец Саркиса; 14 — церковь Аракелоц; 15 — маслобойня; 16 — Карсские ворота; 17 — главные ворота; 18 — Шахматные ворота; 19 — Гайледзорские ворота; 20 — ворота цитадели

В прошлом замок-крепость Камсараканов Ани занимал вершину холма, господствующего над мысом, образованным двумя глубокими ущельями горных рек Ахурьян и Анийской (рис. 31). В начале X в. Ани состоял из цитадели и небольшого поселения вне крепостных стен. Стратегически выгодное местоположение, а также нахождение на пересечении транзитных торговых путей между Востоком и Западом определило превращение Ани в столицу Армении. Уже к середине X в. поселение выросло в небольшой городок, для защиты населения которого Ашотом III Багратуни были выстроены в 963—964 гг. на узком перешейке городские стены с бойницами и шестью полукруглыми башнями. По свидетельству историка Вардана Бардзрбердеци, в толстых стенах и башнях имелись просторные помещения различного, в том числе и культового, назначения.

Интенсивное развитие Ани, ставшего крупным торгово-ремесленным центром страны, вызвало значительное расширение городской территории. Уже в 989 г., при Смбате II, появилась необходимость возведения новых стен, расположенных к северу на большом удалении от «Ашотовых», в месте максимального сближения ущелий Игадзора и Гайледзора.

Ани. Крепостные стены Смбата II, X—XIII вв.
32. Ани. Крепостные стены Смбата II, X—XIII вв.
Ани. Башни крепостных стен. Вид со стороны города
33. Ани. Башни крепостных стен. Вид со стороны города

Новые стены имели многочисленные часто расставленные полукруглые башни (рис. 32); как исключение, только крайние, у обрыва ущелий, имели квадратную форму. Выложенные из чисто отесанных с лица каменных квадров, стены и башни завершались по верху зубцами. Большинство башен были глухими. Предназначенные для стражников башни, в особенности фланкировавшие городские ворота, имели поэтажно расположенные помещения, сообщавшиеся каменными и деревянными лестницами (рис. 33).

Особое внимание было уделено обороне крепостных ворот, связанных с основными внутригородскими магистралями. Ворота размещались между двумя мощными, повышенной высоты башнями. При двойном ряде стен ворота сбивались с одной оси, чем искусственно создавались повороты, затруднявшие проникновение неприятеля в город. Дверные полотна обивались железными скобами и гвоздями с толстыми заостренными головками.

Укрепления Ани имели живописный силуэт, и высокий не только технический, но и художественный уровень их выполнения свидетельствовал, как и городские постройки, о богатстве столицы Армении эпохи Багратидов.

Территория города имела скученную застройку. Улицы, не исключая и магистральных, были узкие, кривые, с тупиковыми ответвлениями, связанными с своеобразной конфигурацией кварталов и усадеб. Тем не менее благоустройству города было уделено должное внимание. Городские улицы имели мостовые и выложенные из каменных плит тротуары. Для предохранения углов зданий от ударов устанавливались каменные тумбы.

Водоснабжение осуществлялось гончарными трубопроводам, протяженность которых превышала 10 км. В ответственных местах трубы для предохранения от порчи укладывали в специальные каменные футляры.

Благоустроены были также подъезды к городу. Для обеспечения безопасности переправы через реку Ахурян имелось несколько каменных мостов. Мосты были однопролетные, что уменьшало угрозу сноса их при бурных горных паводках. По реконструкции Т. Тораманяна, один из мостов имел арку пролетом 31,5 м, которая, поднимая полотно пролегавшей по ней дороги на значительную высоту, облегчала переправу через глубокое речное ущелье. Со стороны города мост имел разводную часть, разбираемую в случае опасности. В устоях моста находились караульные помещения.

Лори-берд. План городища X—XIII вв.
34. Лори-берд. План городища X—XIII вв. 1 — первый ряд крепостных стен: 2 — церковь; 3 — бани; 4 — ров; 5 — канал; 6 — второй ряд крепостных стен; 7 — различные развалины; 8 — мост

К числу городов, основанных в конце X в., относится Лори-бердстолица Ташир-Дзорагетского княжества Кюрикидов. Лори-берд также расположен на мысу, образованном ущельями рек Мисхана и Дзорагет (рис. 34). Территория города состояла из двух частей — ранней и примыкавшей к ней с северо-запада новой. Первая была ограждена в узком месте, между ущельями, мощной стеной с часто расположенными полукруглыми и квадратными башнями. Неприступность стены усиливал широкий ров с проточной водой. В этой части находились основные сооружения города, включая и дворец Кюрикидов. Новая, значительно большая по площади городская территория также была ограждена крепостной стеной, составлявшей внешнюю оборонительную линию. Судя по руинам, Лори-берд имел характерную для X—XI вв. скученную застройку с кривыми узкими улицами. Водоснабжение города осуществлялось гончарными трубопроводами. Два каменных арочных моста вблизи города обеспечивали переправу через реки Дзорагет и Мисхана.

Во времена Багратидов в Армении получило развитие строительство отдельных укрепленных пунктов, входивших в общую систему оборонительных сооружений страны. Крупные крепости, например Ани. окружались системой мелких, расположенных на подступах к ним крепостей, которые сигнализировали о надвигающейся опасности и отражали первый удар неприятеля. Наряду с реконструкцией старых, стратегически выгодных укреплений, возводились новые, своеобразные по типу замки и крепости.

Амберд. Замок, VII—XI вв. План дворца и бани
35. Амберд. Замок, VII—XI вв. План дворца и бани: 1 — первоначальное сооружение VII в.; 2 — переделки и ремонты; 3 — позднейшие укрепления; 4 — стены XI в.; а — цистерна; б — лестница

Крепость Амберд в конце X — начале XI в. обогатилась новыми оборонительными стенами и башнями, возведенными в слабо защищенных местах, вдоль обрыва ущелья речки Аркашен (рис. 35). Здание дворца с внешней стороны усилилось дополнительной стеной с тремя близко расположенными глухими полуциркульными башнями, составлявшей вторую линию обороны. Выложенные из грубо околотого камня суживающиеся кверху башни, гармонируя с окружающими скалами, придавали укреплению мощный и неприступный вид. На возвышающемся над ущельем остроконечном мысу в 1026 г. была возведена церковь, тонко увязанная со скалистым основанием своим силуэтом и художественной обработкой фасадов. На случай вынужденного отступления имелся потайной ход, ведший в ущелье к реке Амберд. Этот ход использовался также для забора воды из реки в случае порчи неприятелем гончарного трубопровода, подававшего воду из отдаленного горного источника. Территория крепости была тесно застроена различными сооружениями, в основном жилыми. Представляет интерес небольшая баня, состоявшая из трех последовательно расположенных помещений — раздевальни, купального зала и топочной камеры с резервуаром для подогрева воды — и имевшая, подобно двинской бане, подпольное отопление.

Бджни. Крепость, X в. Общий вид крепостных стен Тигнис. Крепость, X в. Общий вид
36. Бджни. Крепость, X в. Общий вид крепостных стен 37. Тигнис. Крепость, X в. Общий вид

Крепости X в. Бджни на реке Раздан и Каянберд на реке Дебед, однотипные с Амбердом, также были расположены на труднодоступных горных возвышенностях, укрепленных в слабых местах внушительными стенами и башнями, в некоторых отрезках — в два ряда (рис. 36). Отличительные особенности Бджни — значительные размеры и прямоугольная форма плана, Каянберда — слишком малая площадь крепости, разделенная к тому же на две части, находящиеся на разных уровнях.

Особый вид укреплений, характерных для равнинной местности, представляют собой замки-крепости Тигнис и Магасберд, расположенные на подступах к столицам Армении — Ани и Ширакавану. В отличие от горных крепостей типа Амберд—Каянберд, они имеют четкую геометрическую форму плана. Это прямоугольные многоэтажные здания с жилыми и хозяйственными помещениями (включая водохранилище и баню), расположенными вокруг внутреннего двора (рис. 37). Внешняя сторона замка была укреплена внушительными стенами и башнями (частично глухими) с нависающими бойницами, кронштейнами и зубцами поверху. Вокруг шло второе кольцо менее высоких оборонительных стен с башнями, близко расположенных к основному зданию, что создавало узкий, легко защищаемый осажденными круговой обход-коридор. В крепости Магасберд ворота внешней стены защищались навесной башенкой с потайной амбразурой между консольными выступами.

Строительство городов и укрепленных резиденций, связанное с развитием ремесленного производства и международной торговли, способствовало интенсивному развитию гражданского зодчества Армении. В IX—XI вв. было возведено много жилых, общественных и производственных зданий, среди которых лучшими были дворцы царей и крупных феодалов и дома городской знати, отличавшиеся роскошью и богатством отделки.

К числу таких зданий относятся дворцы царя Васпуракана Гагика Арцруни в Востане и в Ахтамаре, возведенные в начале X в. По описанию историка Т. Арцруни, многоэтажное здание дворца в Ахтамаре, служившее одновременно и цитаделью, выделялось своей архитектурой среди окружавших его различных административных и хозяйственных сооружений. Парадные помещения и залы с многочисленными нишами и апсидами, в плане прямоугольные и квадратные, имели сводчатые и купольные перекрытия, прорезанные световыми проемами. Интерьеры были покрыты богатой росписью на военные и бытовые сюжеты. Особенно отличались двустворчатые двери «мозаичные [т. е. инкрустированные] в мельчайших сочетаниях и в чудесном узоре», которые при закрытом положении «представляли собой единое изображение».

Ани. Дворец Багратидов, X в. Общий вид и план бани
38. Ани. Дворец Багратидов, X в. Общий вид и план бани

Из светских зданий Ани наиболее интересным был дворец Багратидов, находившийся в цитадели, на середине ее северной половины, обращенной в сторону города (рис. 38). В отличие от регулярной планировки дворцов в Двине (VI в.) и при храме Звартноц (VII в.) дворец Багратидов представлял собой сложный комплекс с неправильной планировкой, обусловленной разновременным возникновением помещений и рельефом местности.

Дворец был частично двухэтажным, с полуподвалом, использовавшимся для хозяйственных нужд и в качестве темницы, и по плану разделялся коридором (под которым имелся потайной выход к воротам цитадели) на две половины: южную и северную. Ядро южной части составляли квадратный зал и внутренний двор, вокруг которых располагались различные помещения, в том числе и дворцовая зальносводчатая церковь. В подполье зала помещалось водохранилище, из которого вода в пределах дворца распределялась по железным трубам, собранным из отрезков длиной по 52 см.

Северная, более официальная часть, помимо жилых комнат, включала несколько парадных залов — крестообразный, базиликальный и другие, которые сообщались с плоской кровлей одноэтажной части дворца, используемой в летнее время. Предназначенные для торжественных церемоний и приемов, эти залы были богато отделаны. Пря моугольный северо-западный зал имел сводчатое перекрытие на подпружных арках. Стены, пилястры и арки, так же как стены главного разделительного коридора, были выложены из естественного чисто отесанного камня. Широкие окна позволяли любоваться панорамой города. Базиликальный зал был разделен деревянными столбами и арками на три нефа и отличался пышностью убранства.

Вблизи жилых комнат находилась дворцовая баня, сходная по типу с баней цитадели Двина. Она имела два отделения — мужское и женское, оборудованные ваннами, лежанками для мытья и отдыха. Полы комнат для мытья обогревались проходившим под ними горячим воздухом. Пол и стены были защищены водонепроницаемой штукатуркой, местами окрашенной в красный цвет.

Благоустроенные дворцы существовали в Багаране, Ширакаване, Карсе, Аргине, а также в резиденциях мелких царей и крупных феодалов (Лори-берде. Хачене, Капане, Елегисе, Муше и др.). Выстроенные не без влияния архитектуры дворцов Ахтамара и Ани, эти сооружения составляли резкий контраст с убогими жилищами поселян и горожан-ремесленников.

В области культового зодчества начальный этап владычества Багратидов характеризуется преемственным развитием старых традиций. Памятники этого периода близки к памятникам доарабского времени. Но параллельно с этим шли поиски новых архитектурных форм, которые должны были лучше отвечать новым условиям, создавшимся после освобождения Армении от ига арабского халифата.

К наиболее ранним храмам этого периода относятся памятники бассейна озера Севан и районов, прилегающих к нему с юга. Здесь распространенным типом были небольшие по размеру и простые по композиции сооружения — тетраконхи и триконхи, в большинстве своем возводившиеся из грубо отесанных каменных блоков.

Планы церквей: 1 — Айраванка на Севане, конец IX в.; 2 — главной Ваневана, 903 г.
39. Планы церквей: 1 — Айраванка на Севане, конец IX в.; 2 — главной Ваневана, 903 г.
Планы церквей: 1 — в Ацарате, 898 г.; 2 — Аракелоц на острове Севан, конец IX в.; 3 — Ованнеса в Варагаванке, конец IX в., 4 — в Шогуагаванке, 877—886 гг.
40. Планы церквей: 1 — в Ацарате, 898 г.; 2 — Аракелоц на острове Севан, конец IX в.; 3 — Ованнеса в Варагаванке, конец IX в., 4 — в Шогуагаванке, 877—886 гг.
Планы церквей: 1 — Аствацацин в Варагаванке, X в.: 2 — Креста на острове Ахтамар, 915—921 гг., арх. Мануэл
41. Планы церквей: 1 — Аствацацин в Варагаванке, X в.: 2 — Креста на острове Ахтамар, 915—921 гг., арх. Мануэл

В церкви Айраванка на Севане (конец IX в.) внутренняя форма тетраконха полностью выявлена во внешнем объемном выражении (рис. 39). Более сложную внешнюю форму имеет главная церковь монастыря Ваневана (903 г.) Это также тетраконх, но уже с двумя приделами по сторонам восточной апсиды, вписанными в прямоугольный внешний контур здания. Органическое включение приделов в композицию здания привело к значительным изменениям наружных объемов.

Аналогичные видоизменения наблюдаются и в сооружениях типа триконха. В церкви в Ацарате (898 г.) в отличие от Айраванка апсиды снаружи ограждены прямыми стенами, которые в целях экономии кладки расположены не по геометрически правильной форме креста, а под тупым углом, что лишило сооружение достаточной чёткости и стройности (рис. 40); это избегнуто в памятниках острова Севан (конец IX в).

Дальнейшее развитие триконха шло по линии увеличения числа приделов и упрощения внешнего объема здания. В главном храме Нарекаванка и церкви Ованнеса в Варагаванке (обе конца IX в.), возведенных на южном побережье озера Ван, триконхи имеют внешне прямоугольный объём, что достигнуто устройством в восточной половине здания двух приделов, а в западной — двух глубоких сводчатых ниш, объединённых с западным прямоугольным рукавом.

В церквах в Котаванке (конец IX в.) и Шогуагаванке (877—886 г.) вместо ниш устроены обычные приделы. Внешний объём полностью отражает внутреннюю структуру здания. Храм в Котаванке имеет характерный для доарабского зодчества чёткий объём, оттеняющий значение продольной оси сооружения. В церкви Шогуагаванка крестообразная форма плана интерьера и наличие четырех приделов не только определили равнозначное строение фасадов, но и подчеркнули центричность купольного сооружения, имеющего равномерно сгруппированные объёмы вокруг вертикальной оси. Индивидуальная особенность, повышающая значение церкви в Шогуагаванке, — наличие на всех, кроме западного фасадах богато обработанных, в отличие от интерьера, трех вертикальных ниш сложного плана (состоят из двух полукруглых ниш по краям и треугольной по середине). Такого сочетания ниш и построения фасада нигде больше в памятниках армянского зодчества не встречается. Храмы в Котаванке и Шогуагаванке представляют собой новый тип культового здания, выработанный в процессе развития от простого триконха до триконха с приделами в четырёх углах.

Кроме различных по композиции триконхов и тетраконхов в IX — начале X вв. возводились также более сложные здания, воспроизводившие, как правило, типы сооружений, разработанные армянскими зодчими еще в VI—VII вв. Таковы, например, сооруженные по типу Рипсиме в Вагаршапате церкви Аствацацин в Колатаке и в Варагаванке (рис. 41).

Остров Ахтамар. Церковь Креста, 915—921 гг.; арх. Мануэл. Общий вид с юга; колокольня — 1820 г. Карс. Церковь Аракелоц, 928—953 гг. Общий вид с юго-запада
42. Остров Ахтамар. Церковь Креста, 915—921 гг.; арх. Мануэл. Общий вид с юга; колокольня — 1820 г. 44. Карс. Церковь Аракелоц, 928—953 гг. Общий вид с юго-запада
Остров Ахтамар. Церковь Креста. Фрагменты восточного фасада и интерьера южной апсиды
43. Остров Ахтамар. Церковь Креста. Фрагменты восточного фасада и интерьера южной апсиды

В храме Креста на острове Ахтамар (озеро Ван) композиция Рипсиме дана в иной интерпретации, повысившей художественное значение сооружения. Храм выстроен архитектором Мануэлом в 915—921 гг. одновременно с дворцовыми и портовыми постройками. В отличие от Рипсиме в храме Креста отсутствуют западные приделы, что при небольших, узких восточных приделах не только придало зданию более вытянутую с запада на восток форму, но и четко выявило снаружи его внутреннюю структуру (см. рис. 41). Расположенные в углах средокрестия трёхчетвертные ниши обработаны снаружи многогранниками, так же как и поперечные ветви креста, что создало некоторую дробность внешних объёмных масс. Здание увенчивает широкий 16-гранный барабан, имевший изначально, по исследованию И. Орбели, шлемовидную форму покрытия (рис. 42).

Особенность храма составляют богато декорирующие стены рельефы и росписи, насыщенные реалистическими мотивами (рис. 43). Рельефы расположены как отдельными пятнами, так и лентами, опоясывающими здание на разных отметках, даже под карнизами. Они изображают сцены из светской жизни, из библии, звериный и растительный орнамент. Большой интерес представляют рельефные фигуры царя Гагика Арцруни, держащего в руках модель храма и пирующего в виноградном саду. По насыщенности декором храм Креста является уникальным памятником армянской архитектуры. Есть основание предполагать, что рельефы храма Креста оказали влияние на развитие декоративного убранства памятников владимиро-суздальского зодчества XII—XIII вв., в частности Дмитриевского собора во Владимире.

В северных районах Армении строительство культовых сооружений возобновилось несколько позднее, чем в южных, — в IX — начале X в. Здесь воспроизводился преимущественно тип купольного зала. Таков, в частности, храм в Ширакаване (древний Еразгаворс), столице царства Багратидов, выстроенный во времена Смбата I (890—914 гг.). Отличие этого сооружения от подобных храмов VI—VII вв., например в Птни и Аруче, заключается в незначительных деталях композиции и декоративного убранства. Так, треугольные ниши имеются не только на восточном, но и на северном и южном фасадах; изменилось и назначение ниш, ставшее не столько конструктивным, сколько декоративным. В характере декора проявились черты нового стиля, в частности, получила применение прямоугольная форма орнаментальных обрамлений оконных проёмов, орнаментация тромповых наверший фасадных ниш и т. д.

Не менее показательно воспроизведение в кафедральном соборе Аракелоц (Апостолов) в Карсе, выстроенном в царствование Абаса Багратуни (928—953 гг.), центральнокупольного здания типа церкви Иоанна в Мастаре. В отличие от нее купол собора в Карсе более декоративен (рис. 44). Он украшен аркатурой, еще несколько тяжеловесной. В антрвольтах её арок, на стыках граней купола, помещены барельефы с изображениями человеческих фигур. Общая композиция здания, его конструктивные и декоративные особенности роднят его с памятниками архитектуры VII в.

Таким же характером отличаются все культовые сооружения, возведенные ранее середины X в., пока столица Армении не была перенесена в Ани. Бурное развитие этого нового политического и культурного центра страны определило новый, отличный от предшествующих времен характер развития архитектуры.

Ани. Кафедральный собор, 989—1001 гг., арх. Трдат. Общий вид с северо-востока
45. Ани. Кафедральный собор, 989—1001 гг., арх. Трдат. Общий вид с северо-востока
Ани. Кафедральный собор. Продольный разрез и план
46. Ани. Кафедральный собор. Продольный разрез и план
Ани. Кафедральный собор. Интерьер с видом на алтарную апсиду
47. Ани. Кафедральный собор. Интерьер с видом на алтарную апсиду

Крупнейшим культовым сооружением второй половины X в. был кафедральный собор Ани. Эта купольная базилика представляет собой выдающееся архитектурное произведение как по совершенству конструкции, так и по декору и силе общего художественного воздействия (рис. 45). Согласно свидетельству историка Асогика, храм построен в 989—1001 гг. зодчим Трдатом, известным своими постройками в Аргине (дворцовый комплекс и собор, оконченные в 990 г.) и реставрацией купола Софии в Константинополе в 989 г. Для получения последней работы Трдатом были представлены «составленный с удивительным соображением план и приготовленная к нему модель здания», достоинства которых оказались бесспорными при сравнении их с предложениями архитекторов других стран.

Возведенный в период наивысшего расцвета Анийского царства, собор призван был в формах монументальной архитектуры свидетельствовать о мощи Багратидов, что и определило его архитектурный образ, размеры и господствующее положение в ансамбле наибольшей новой территории столицы, её юго-восточной части. Видимый с окружающих возвышенностей и из многих частей города, собор помещался в узле сходившихся к соборной площади улиц; наличие этих улиц определило устройство входов в собор в виде больших объёмно выступающих порталов.

Прямоугольный в плане объем здания (21,7 × 34,3 м) разделен внутри четырьмя пилонами сложного профиля, расположенными близко к наружным стенам, в силу чего боковые нефы потеряли свое самостоятельное значение (рис. 46) — черта, нашедшая позднее широкое распространение в готике. По сторонам алтарной апсиды размещены небольшие двухэтажные приделы. Широкий, значительной высоты (20 м) средний неф доминирует над другими частями интерьера. Крестообразность композиции ясно подчеркнута повышенной высотой ветвей креста, а также четко выявлена в наружном объеме здания. Схема крестовокупольного сооружения преобладает здесь над базиликальной. Кафедральный собор Ани представляет собой последний этап преобразования базилики восточного типа в крестовокупольный храм.

Выполненная под влиянием памятников VII в. внешняя обработка здания аркатурой, создающей своеобразный ритм, гармонически увязанный с архитектурными деталями (треугольные фасадные ниши, световые проемы, входные портики), способствует созданию величественного облика собора. Геометрическая орнаментальная резьба, украшающая архитектурные детали, и изящная аркатура придают сооружению богатство, большую стройность и легкость. Вертикальные пропорции здания, вытянутые колонки внешней аркатуры, разбивка внутренних устоев на пучки тяг, также вытянутых кверху и поддерживающих стрельчатые арки, — все здесь говорит о стремлении всячески подчеркнуть высотность композиции (рис. 47). Величественность интерьера значительно усиливается сопоставлением размеров и пропорций пилонов и аркатуры, обрамляющей низ алтарной апсиды, которая, будучи соразмерной человеку, дает понятие о масштабах сооружения. Строгие формы здания, украшенного высеченными в камне декоративными деталями, оказали решающее влияние на дальнейшее развитие архитектуры Армении. Собор Ани принадлежит к числу лучших произведений мировой архитектуры и является существенно важным для решения вопроса о восточных корнях происхождения романского и готического зодчества.

Ани. Церковь Григория (Гагикашен). 1001—1010 гг., арх. Трдат. Статуя Гагика с моделью храма
48. Ани. Церковь Григория (Гагикашен). 1001—1010 гг., арх. Трдат. Статуя Гагика с моделью храма

Другим крупным культовым сооружением Ани является сохранившаяся в руинах церковь Григория (Гагикашен), выстроенная зодчим Трдатом в 1001—1010 гг. по заказу Гагика I Багратуни. По описанию Асогика, подтвержденному найденной при раскопках моделью церкви и реконструкцией Т. Тораманяна, Гагикашен является воспроизведением Звартноца не только по образу, но даже по размерам (наружный диаметр обоих зданий равен 35,75 м) и конструктивным особенностям. Характерное отличие анийской церкви — меньшие размеры придала, более частая расстановка окопных проёмов и замена входных портиков наличниками. Орнаментальное убранство Гагикашена отражает время его возведения. Резной орнамент, в основном геометрический, тонкой кружевной работы сосредоточен на наружных стенах здания, которые декорированы богаче, чем интерьер. Большее, чем в Звартноце, число граней, вытянутые пропорции декоративных аркатур и окон фасада создают впечатление значительной высоты сооружения. Лучшим украшением здания была помещавшаяся снаружи на стене большая (высота 2,5 м) статуя Гагика I Багратуни, изображенного в красном халате с белой пышной чалмой на голове, держащего на вытянутых руках модель церкви (рис. 48).

Одновременно с крупными храмами в Ани возводились и небольшие центрические многоярусные церкви, тесно связанные по своим плановым и конструктивным особенностям с аналогичными памятниками VII в., а по декоративному убранству — с современными им сооружениями Ани. Эти церкви представляют собой важную группу архитектурных памятников Армении.

Планы церквей: 1 — Григория рода Абугамренц в Анн, конец X в.: 2 — Спасителя в Ани. 1036 г.; 3 — Саркиса в Хцконке 1027 г.
49. Планы церквей: 1 — Григория рода Абугамренц в Анн, конец X в.: 2 — Спасителя в Ани. 1036 г.; 3 — Саркиса в Хцконке 1027 г.
Ани. Церковь Григория рода Абугамренц, конец X в. Общий вид с юга Хцконк. Церковь Саркиса, 1027 г. Общий вид с юго-востока
50. Ани. Церковь Григория рода Абугамренц, конец X в. Общий вид с юга 51. Хцконк. Церковь Саркиса, 1027 г. Общий вид с юго-востока

Наиболее ранний пример — церковь Григория рода Абугамренц в Ани (конец X в.), шестиапсидная внутри, 12-гранная снаружи, с треугольными нишами на стыках стен между апсидами (рис. 49). По сторонам алтарной апсиды имеются небольшие приделы, отраженные на фасаде выносом соответствующих граней, в которых для сохранения ритма предусмотрены мелкие ниши. Проемы обрамлены наличником из парных полуколон и архивольта; барабан декорирован своеобразной аркатурой из двух полувалов.

В церкви Григория рода Абугамренц ясно подчеркнута вертикальность композиции, отраженная в общих пропорциях и в трактовке отдельных деталей (рис. 50). Здание отличается лаконичностью и единством архитектурного образа с конструктивной основой. Дробность интерьера, подчеркнутая снаружи глубокими нишами, не нарушает цельности объемов. Декоративная обработка сдержанна и изящна.

Церковь Спасителя в Ани (1036 г.; купол XIII-XIV вв.) — 19-гранная снаружи, восьмиапсидная внутри (см. рис. 49). Благодаря малой глубине апсид и большому диаметру купола достигнуто единство объёма интерьера, что отражено и во внешней форме здания. Церковь Саркиса в Хцконке (1027 г.) имеет в плане форму вписанного в 20-гранник тетраконха с приделами в углах; купол увенчан зонтичной формой покрытия (рис. 49 и 51). Обе церкви стилистически близки к церкви Григория (Гагикашен) в Ани. Обработка наружных стен обеих церквей легкой аркатурой придала их внешнему облику большое изящество.

Ани. «Пастушья» церковь. XI в. Восточный фасад и план
52. Ани. «Пастушья» церковь. XI в. Восточный фасад и план

Оригинальную композицию имеет миниатюрная двухэтажная, так называемая «Пастушья», церковь в пригороде Ани (XI в.), вероятно, представляющая собой башнеобразное погребальное сооружение с усыпальницей в нижнем этаже и часовней в верхнем. Такие погребальные сооружения были характерны для первых веков христианства в Армении и известны, в частности, по барельефу на южной стеле надгробного памятника в Узунларе. Интерьер нижнего помещения имеет в плане форму шестиконечной звезды (рис. 52). Опирающееся на пучки колонок арочно-сводчатое перекрытие венчается в центре замком, украшенным снизу декоративной шишкой.

Внешняя поверхность нижней части расчленена рядом треугольных в плане ниш, образующих вместе со своими конховыми навершиями своеобразную аркатуру. Верхнее помещение (купольная часовня, круглая внутри и многогранная извне) покрыто зонтичной кровлей. «Пастушья» церковь отличается дробностью масс интерьера и внешнего объёма сооружения.

Ани. Церковь Аракелоц, первая четверть XI в. План
53. Ани. Церковь Аракелоц, первая четверть XI в. План

Особый интерес вызывает церковь Аракелоц в Ани (первая четверть XI в.), представляющая собой, по исследованию Т. Тораманяна, сочетание в одном сооружении пяти купольных церквей, вписанных в удлиненный (с запада на восток) прямоугольный объём (рис. 53). Центр здания занимает большая церковь крестовокупольного типа с апсидально завершенными ветвями; угловые части — небольшие купольные залы, возможно — развитые приделы, со входами через большую церковь.

Низкое расположение их перекрытий, очевидно, имело соответствующее отражение и в формах покрытия. Декоративное убранство — аркатура фасадов, подчеркивающая извне структуру здания, дверные и оконные обрамления — характерно для памятников XI в. Значение церкви Апостолов заключается не только в ее композиционной особенности — совмещении в одном здании нескольких церквей. Она ценна и как наиболее ранний из сохранившихся в Армении примеров пятикупольной композиции.

Оживление в середине X в. строительства культовых сооружений в столицах Багратидской Армении сопровождалось не менее интенсивным возведением церквей в княжеских поместьях и монастырях. Особенно много монастырей было основано во второй четверти X в. армянами, эмигрировавшими из Византийской империи и обосновавшимися в Нареке, Гамурджадзоре, Санаине, Оромосаванке, Харберде, Эрзеруме, Дпреванке, Вайоцдзоре, Аршарунике и других местах.

Наибольшее распространение получили купольные залы, но одновременно с ними возводились и храмы крестовокупольного типа с прямоугольными, кроме восточного, рукавами креста, появившиеся в результате необходимости иметь наибольшее число приделов при той же площади здания. В отличие от купольного зала, так же как храмы типа триконха (Котаванк, Шогуагаванк), крестовокупольные церкви имеют приделы во всех четырех углах здания (при необходимости их располагали и в два этажа), что определило четкую форму плана интерьера в виде вытянутого креста; внешний вид никаких изменений при этом не претерпел. Крестовокупольный храм представляет собой завершающий этап преобразования в условиях Армении базиликального типа сооружения.

По типу купольного зала и крестовокупольному типу возводились как большие храмы, так и маленькие церкви и поминальные часовни. Эти типы по сравнению с другими имеют то преимущество, что независимо от величины зданий в них всегда сохраняется цельность интерьера без опасности его измельчения, которое возможно в базиликальных и центрических (многоапсидных, центральнокупольных) сооружениях при уменьшении их размеров.

Планы церквей: 1 — Петра и Павла в Татеве, 895—906 гг.; 2 — в Каркопе, 911 г.; 3 — Аменапркич в Санаине, 957—962 гг.
54. Планы церквей: 1 — Петра и Павла в Татеве, 895—906 гг.; 2 — в Каркопе, 911 г.; 3 — Аменапркич в Санаине, 957—962 гг.
Санаин. Церковь Аменапркич. 957—962 гг. Барельеф царей Смбата II и Кюрике I
55. Санаин. Церковь Аменапркич. 957—962 гг. Барельеф царей Смбата II и Кюрике I

Видоизменение купольного зала в крестовокупольный произошло не сразу. В качестве промежуточного звена можно указать на церковь Петра и Павла (895—906 гг.) в Татеве, в которой имеются западные приделы, но восточные еще не слиты с купольными устоями, в силу чего недостаточно выявлена четкость крестовокупольной формы интерьера (рис. 54). 

Наиболее ранними примерами окончательно сформировавшегося крестовокупольного типа являются небольшие церкви в Каркопе (911 г.) и Аствацацин (около 934 г. ) в Санаине, а также самая крупная — церковь Аменапркич (957—962 гг.) там же. Особенность последней — наличие большого числа приделов, расположенных в два этажа во всех четырех углах здания. Ширина подкупольного квадрата значительно больше, чем глубина поперечных ветвей креста, почему крестовокупольность интерьера мало ощутима. Снаружи здание имеет обычный вид купольного зала. Как показали наши исследования, первоначальные фасады были гладкие с плоскими резными обрамлениями проёмов, состоявшими из поддерживаемого парными полуколонками архивольта с вытянутыми горизонтально краями; этот мотив получил с конца X в. распространение в северных районах Армении. Значительную художественную ценность представляет помещенная на щипце восточного фасада скульптурная группа царей Смбата II и Кюрике I (рис. 55). Они обращены друг к другу, головы повернуты в сторону зрителя, на вытянутых руках они держат модель храма. Фигуры выполнены достаточно реалистично; правдиво переданы одежда, выражение лиц.

Аркатура восточного и частично южного и северного фасадов, осуществленная вскоре после превращения Санаина в главный научный и религиозный центр вновь организованного Ташир-Дзорагетского царства, состоит из плоских подковообразных арочек, опирающихся на сдвоенные и строенные полуколонки с общими базами и капителями оригинальной формы. Капители составлены из стилизованных лепестков, завитков, геометрических орнаментов, увенчанных поверху профилированной абакой; базы декорированы характерными для V—VI вв. рядами концентрических колец.

Крестовокупольную композицию с двухэтажными приделами имеет церковь крепости Амберд (1026 г.). Аскетичная в своем декоративном убранстве, она отличается удачно найденными пропорциями, повышающими значение этого сооружения. Представляет интерес купол с помещенными на гранях барабана сдвоенными полуколонками, тонко прорисованным карнизом и покрытием зонтичной формы, представляющий собой один из ранних примеров куполов подобного типа в Армении. Суровую гладь южного фасада оживляет входной портал, состоящий из приставленных к стене по сторонам проема пучков колонн, несущих ступенчатую арку. Плоскости капителей колонн повернуты под углом в противоположную от двери сторону; поэтому покоящаяся на них арка получилась с раструбом, обращенным к зрителю, что придало порталу большую перспективность.

Тип купольного зала осуществлен в крупных церквах Ахпата, Мармашена, Кечариса, Бджни, отличающихся своими индивидуальными особенностями.

Планы церквей: 1 — Ншана в Ахпате, 967—991 гг.; 2 — Большой в Мармашене. 983—1026 гг.; 3 — Аствацацин в Бджни. 1031 г.
56. Планы церквей: 1 — Ншана в Ахпате, 967—991 гг.; 2 — Большой в Мармашене. 983—1026 гг.; 3 — Аствацацин в Бджни. 1031 г.
Мармашен. Большой храм. 983—1026 гг. Общий вид с юго-запада
57. Мармашен. Большой храм. 983—1026 гг. Общий вид с юго-запада

Наиболее ранняя из них — церковь Ншана в Ахпате (967—991 гг.). Она отличается от храмов Ширакавана и Аргины тем, что восточная пара пристенных устоев купола слилась здесь с алтарной апсидой, отчего здание получилось менее вытянутым (рис. 56). Интерьер достаточно величествен. Придание пристенным пилонам формы пучка колонн и соединение их поверху соответствующим числом стрельчатых арок подчеркивает высотность композиции интерьера, которая получила свое дальнейшее развитие в кафедральном соборе Ани. Иначе трактован внешний образ здания, решенный в спокойных пропорциях. Фасады гладкие, слегка оживленные конструктивно необходимыми треугольными нишами. Декор почти отсутствует; имеющийся в некоторых местах геометрический орнамент отличается тонкостью выполнения резьбы. Наиболее значительное художественное пятно — скульптурная группа царей-ктиторов, помещенная, как и в церкви Аменапркич в Санаине, на щипце восточного фасада: различие заключается лишь в одеянии царей: в Санаине они представлены в царской одежде с коронами на головах, а в Ахпате — в халатах, один — с чалмой, другой — с короной.

Большой храм в Мармашене (983—1026 гг.) представляет собой промежуточный тип между храмами Ширакавана и Ахпата. На его примере видно, как в процессе приближения алтарной апсиды к подкупольному квадрату видоизменялось пространство между восточными устоями купола и алтарным возвышением (рис. 56 и 57). В храме Мармашена это пространство представляет собой только узкий проход к дверям восточных приделов. Богатое декоративное убранство здания всецело отражает традиции анийской архитектуры конца X — начала XI в. Фасады, как и алтарная апсида, украшены изящной аркатурой со стрельчатыми арками неравных пролетов, величина которых, как и в кафедральном соборе Ани, согласована с членениями интерьера. Включенные в аркатуру треугольные ниши фасадов выполняют важную художественную роль. Соответственно низу обработан и купол, усиленный на гранях барабана тройными колоннами, которые поддерживают богатый карниз зонтичного покрытия.

В церквах Аствацацин (1031 г.) в Бджни и Григория (1003 г.) в Кечарисе восточные пилоны слиты с алтарной апсидой, но, как отголосок существования прохода между алтарем и пилонами, последние отделены от наружных стен узкими, неглубокими, но высокими нишами (см. рис. 56). Объемистые купола, создавшие большие подкупольные пространства, придают интерьерам величественность. Такой же характер имеет и внешний облик сооружений, лишенных характерных для XI в. аркатур. Храм в Бджни отличается высоким цилиндрическим куполом с зонтичным покрытием, храм в Кечарисе — выразительным порталом, состоящим из пучка перспективно расположенных колонн, объединенных поверху подковообразными арками.

В IX—XI вв. в результате интенсивного роста монастырских хозяйств в монастырях получили развитие не только храмы, жилые и хозяйственные постройки, но также школы, книгохранилища, трапезные, гостиницы, гавиты.

Гавиты, или жаматуны, — своеобразные церковные притворы в средневековой Армении, служившие в большинстве случаев усыпальницами, залами для собраний и занятий, местом, где стояли прихожане, не поместившиеся в храме. Как правило, гавиты пристраивались позднее к готовым храмам с западной стороны, в редких случаях с южной или северной.

Наиболее ранние гавиты были невысокими (около 3 м высоты) с деревянным покрытием на деревянных же столбах. Таков, например, гавит церкви Аракелоц монастыря Севан на острове озера Севан (конец IX в.), от которого сохранилось несколько деревянных капителей типа подбалок, покрытых мелкой орнаментацией, показывающей уменье народных мастеров выполнять ювелирную резьбу по дереву.

Планы гавитов монастырей: 1 — главной церкви в Ваганаванке, начало X в.; 2 — церкви в Гндеванке, 996 г.; 3 — церкви Иоанна в Оромосаванке, 1020—1038 гг. Оромосаванк. Гавит церкви Иоанна, 1020—1038 гг. Покрытие центральной секции
58. Планы гавитов монастырей: 1 — главной церкви в Ваганаванке, начало X в.; 2 — церкви в Гндеванке, 996 г.; 3 — церкви Иоанна в Оромосаванке, 1020—1038 гг. 59. Оромосаванк. Гавит церкви Иоанна, 1020—1038 гг. Покрытие центральной секции

В X в. гавиты уже полностью возводились из камня. По архитектурному типу это более или менее удлиненные залы со сводами на подпружных арках. Типичен гавит (начало X в.) главной церкви монастыря Ваганаванка (рис. 58). Усложнённую композицию имеют гавиты монастырей Каркопа и Гндеванка. Гавит первого (X в.) имеет два дополнительных помещения, из них одно изолированное, а у второго (996 г.) такие помещения непосредственно связаны с основным интерьером, что значительно увеличивает его площадь. Характерная особенность этого типа гавитов та, что их ширина меньше ширины храмов.

Дальнейшее развитие архитектуры гавитов шло по линии преобразования зальной формы в центрическую, квадратную в плане. Показательным примером промежуточного этапа служит гавит (1020—1038 гг.) церкви Иоанна в монастыре Оромосаванк, имеющий значительные размеры (по ширине он больше церкви). Гавит имеет трёхнефно-базиликальную форму, однако в нем под влиянием народного жилища — глхатуна — средняя секция центрального нефа увенчана шатром со световым отверстием в вершине перекрытия, чем подчеркнута центричность сооружения, развитая в позднейших примерах (рис. 59).

Сосредоточение в монастырях различных сооружений превращало их в архитектурные ансамбли. В некоторых случаях они формировались не сразу, а веками, что имело существенное значение для архитектуры монастырей. Часто они являлись «замками» духовных феодалов и строились вдали от населенных пунктов на горных возвышенностях или удобных для защиты склонах гор. Территория монастыря ограждалась внушительными стенами с башнями и бойницами. Жилые и хозяйственные помещения располагались вдоль стен монастыря, а основная группа — храмы, гавиты, книгохранилища, школы — обычно в центре, гораздо реже — в одном из углов двора. Архитектурным центром всегда служила основная группа, представлявшая собой, как правило, асимметричное сочетание различных сооружений вокруг главного храма. Располагавшиеся в соответствии с рельефом сооружения компоновались с учетом их взаимосвязи и местоположения основной группы по отношению к другим постройкам комплекса. Учитывались также природное окружение и обозреваемость комплекса со стороны главных подъездных путей.

Татев. Общий вид монастыря до обрушения 1931 г. Татев. Генеральный план монастыря. По О. Халпахчьяну
60. Татев. Общий вид монастыря до обрушения 1931 г. 61. Татев. Генеральный план монастыря. По О. Халпахчьяну

Примером крупного монастырского комплекса является Татев — один из важнейших религиозных центров Армении рассматриваемого периода. Основное строительство его было осуществлено в конце IX — начале X в. Монастырь занимает вершину скалистого мыса, огражденного с юга и запада отвесными скалами глубокого ущелья реки Татев, а с севера и востока — толстыми стенами с мощными башнями на углах (рис. 60 и 61). Внутри ограды ближе к юго-восточному углу находятся большой храм Петра и Павла (895—906 гг.), зально-сводчатая церковь Григория (середина IX в., перестроена в XIII в.) и сводчатая галерея (X в.), к которым позднее были пристроены колокольня и другие здания. Несколько в стороне от них возвышается монумент Троицы (904 г.). Вокруг этих сооружений, охватывая их почти кольцом, расположены жилые и хозяйственные помещения. В скальном и частично насыпном грунте было предусмотрено много потайных хранилищ.

Ансамбль Татевского монастыря гармонично согласован с горным пейзажем. Архитектурным центром служит большой храм, возвышающийся над окружающими его сооружениями и видимый издалека. Расположенные в ряд по периметру жилые и хозяйственные помещения, подчеркивая своим объёмом многогранное скальное основание, служат как бы его продолжением, что придает комплексу большое своеобразие и величественность.

Хцконк. Монастырь. Общий вид с востока
62. Хцконк. Монастырь. Общий вид с востока
Котаванк. Хачкар, IX в. Татев. Монумент Троицы — «Гавазан», 904 г.
63. Котаванк. Хачкар, IX в. 64. Татев. Монумент Троицы — «Гавазан», 904 г.

Иную планировку имеет монастырь Хцконк, состоящий из пяти церквей X—XI вв. и помешенный в глубине ущелья реки Текор (рис. 62). Обнаженные причудливо изрезанные скалы определили не только разрозненное расположение сооружений, но и центрически-купольное построение их объемов. Эти небольшие многогранные и круглые церкви имеют подчеркнуто вертикальные пропорции и увенчаны куполами с коническими и зонтичными покрытиями, что вместе с некоторой дробностью объемных масс хорошо сочетает их с суровыми скалами.

В IX—XI вв. памятники мемориальной архитектуры получили новое оформление. Наиболее распространенным видом надгробий стал хачкар — вертикально стоящая на пьедестале каменная плита (от 0,4 до до 3 м высоты) с крупным изображением креста на лицевой стороне (рис. 63). В наиболее древних, например в хачкаре 851 г. из Артамеды, орнаментальная резьба почти отсутствует. Позднее резьбой покрывали всю лицевую поверхность хачкара, разделяя ее на отдельные геометрически правильные фигуры, в пределах которых компоновались в основном геометрические по характеру узоры.

Оригинальный памятник, связанный по композиции со стелами IV—VIII вв., представляет собой качающийся монумент Троицы — «Гавазан» в Татеве (рис. 64). Это восьмигранный столб, стоящий на двухступенчатом с шарниром стилобате, выложенный из мелких камней и завершенный орнаментированным карнизом, над которым возвышается ажурный крест.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)