Архитектура средневековой Армении
Глава «Архитектура Армении» (Введение. Заключение), «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Халпахчьян О.X.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966
Армения — страна древнейшей культуры, истоки которой восходят к высоко развитой культуре племен, населявших на рубеже II и I тысячелетий до н. э. территорию Армянского нагорья.
Архитектура Армении характеризуется глубоко своеобразными произведениями большой художественной и конструктивной ценности, произведениями, основанными на самобытных богатых народных традициях. Выдающееся мастерство каменщиков и резчиков по камню, нашедшее широкое применение в многочисленных произведениях архитектуры, свидетельствует о могучих творческих силах армянского народа.
Развитие архитектуры Армении протекало в тесном общении с искусством сопредельных стран, что, естественно, было обусловлено общностью путей их исторического развития. Усваивая лучшие достижения мировой архитектурной и инженерной мысли, плодотворно перерабатывая и претворяя их в своей творческой практике, зодчие Армении создали самостоятельные архитектурные школы, давшие оригинальные, мирового значения образцы армянского национального зодчества.
- Архитектура Армении IV–VII вв.
- Архитектура Армении IX–XI вв.
- Архитектура Армении XII–XIV вв.
- Архитектура Киликийской Армении (1080–1375 гг.)
- Архитектура Армении XV–XIX вв.
История архитектуры Армении представляет собой мало изученную область истории материальной культуры армянского народа. Ознакомление с памятниками армянского зодчества началось примерно со второй половины XVII в., когда приступили к более или менее подробному описанию немногих хорошо сохранившихся сооружений. Присоединение Восточной Армении к России оживило интерес к архитектурным произведениям этой страны. Однако проводившиеся в XIX и начале XX в. исследования охватили в большинстве случаев ограниченный круг случайно подобранных памятников, что привело к утверждению ошибочных воззрений на происхождение армянской архитектуры. За редким исключением большинство исследований освещало армянское зодчество как воспроизведение архитектурных форм сопредельных стран — Рима, Сирии, Византии, Ирана. Во многих зарубежных и русских работах замалчивалось национальное своеобразие армянского зодчества. Большую ценность представляют исследования некоторых ученых начала XX в., например И. Стржиговского, Ф. Маклера, И. Балтрушайтиса, в которых вскрываются корни происхождения и высокие конструктивные и художественные достоинства архитектурных сооружений Армении. Тем не менее эти исследования не свободны от распространенных в западноевропейской науке теорий заимствований и влияний иноземных культур, а также от антиисторизма, связанного с недостаточно глубоким знанием особенностей исторических путей развития армянского народа.
Карта средневековой Армении с указанием современных государственных границ. Внизу — карта Киликийской Армении X—XIV вв. Сост. О. X. Халпахчьян |
Коренное изменение в изучении архитектуры Армении произошло в советское время. Опровергая необоснованные толкования буржуазных идеологов, советские ученые правдиво освещают пути развития армянского зодчества. В своих исследованиях Т. Тораманян, И. Орбели, Б. Пиотровский, Н. Токарский и многие другие советские ученые рассматривают историю архитектуры Армении на широком историко-социальном фоне. Изучение, фиксация и реставрация сохранившихся памятников и раскопки древних сооружений и городищ, расположенных на территории Армянской ССР, уточняют и обогащают сведения об истории архитектуры Армении. Основывая свои исследования на многочисленных вещественных источниках, советские ученые вскрывают национальную самобытность, своеобразие и высокие конструктивно-художественные качества армянской архитектуры.
Территория, с которой тесно связана история образования и развития армянского народа, представляет собой обширную высокогорную область, известную под названием «Армянское нагорье» и расположенную в северной части Передней Азии, к югу от Главного Кавказского хребта. Территориально Армения граничила на севере с Грузией, на северо-востоке и юге — с Персией (современный Иран), на западе — с Каппадокией и Понтом (современная Турция). В соответствии с периодами политического подъема и упадка государственная граница Армении неоднократно изменялась.
Армения — горная страна с сильно пересеченным рельефом. Свыше 90% поверхности страны лежит на высоте более 1000 м. Высокие горные хребты и отдельные горные вершины чередуются с лавово-туфовыми плоскогорьями, глубокими ущельями, речными долинами и озерными котловинами. Климат, в общем континентальный, в отдельных районах имеет местные, разнообразные особенности; в частности, во впадинах он сухой, нередко полупустынный. Зима (в горах) — длительная, морозная, снежная; лето — сухое, теплое, во впадинах жаркое. Осадков выпадает мало. Площадь лесов незначительна. Пейзаж Армении отличается большим разнообразием. Наряду с изумрудной зеленью полей и садов, можно видеть суровые скалы глубоких ущелий со стремительными горными речными потоками. Яркое солнце и голубое небо в сочетании с окружающим пейзажем придают ландшафту страны незабываемую колоритность и живописность.
Территория Армении исключительно богата разнообразными породами естественного камня вулканического и осадочного происхождения. В основном это различные туфы и базальт. Встречаются также гранит, трахит, мрамор, известняк, пемза, оникс и другие породы. Наибольшее и повсеместное распространение имеет туф. Его высокие физико-химические свойства, неглубокое, местами поверхностное залегание слоями значительной толщины и возможность получать блоки довольно крупных размеров издавна сделали туф незаменимым строительным материалом для всех видов сооружений. В низменных местах получили распространение также обожженный кирпич и кирпич-сырец, из которого возводились не только народные жилища, но и оборонительные сооружения. Из вяжущих веществ применялись глина, известь, гажа, цемянка. Строительный лес имелся в ограниченном количестве.
Архитектура Армении эпохи феодализма наглядно отражает уровень культурного развития страны. Изучение ее средневековых памятников свидетельствует о том, что процесс многовекового развития армянского зодчества не был непрерывным. В зависимости от политической обстановки (длительные войны враждовавших между собой могущественных соседей на ее территории, продолжительное господство иноземных поработителей — арабов, сельджуков, монголов и др.) временами нарушался нормальный ход развития архитектуры. Тем не менее армянские зодчие и мастера-каменщики бережно хранили самобытность и ярко выраженный национальный характер архитектуры Армении. Ее высокохудожественные произведения свидетельствуют о зрелом мастерстве их исполнителей и занимают достойное место в истории мирового зодчества. Единая по своей социальной природе средневековая архитектура Армении различна на отдельных этапах своего развития, протекавшего в тесном общении с искусством сопредельных стран. В соответствии с художественным мировоззрением и требованиями развивавшегося армянского общества архитектура в каждом последующем периоде обогащалась новыми строительно-техническими приемами, художественными формами и композициями, отвечавшими непрерывно изменявшимся запросам жизни.
Период IV—V вв. характеризуется становлением новой для Армении архитектуры феодализма, доведенной в VI—VII вв. до высокой степени совершенства. Ведущей областью зодчества рассматриваемого периода было монументальное культовое зодчество, в основном развивавшееся по двум направлениям. С одной стороны, разрабатывались унаследованные от дохристианского периода базиликальные, с другой, — порожденные новым культом центрические, увенчанные куполом композиции, которые своей объемно-пространственной формой более соответствовали типу христианского храма, трактуемого не как жилище божества (что имело место в язычестве), а как помещение для широких народных масс. Обе системы развивали одну и ту же архитектурную тему — создание большого единого внутреннего пространства, в результате чего был разработан тип купольного зала. В процессе развития центрических композиций выработался тип культового здания, в котором господствует увенчанный куполом громадный внутренний объем и преобладает вертикальность членений. Сдержанный архитектурный декор подчеркивает основные объемы и детали здания. Полная гармония архитектурных форм и конструкций составляет отличительную черту архитектуры рассматриваемого периода. Если первоначальная культовая архитектура Армении была связана определенной общностью с христианскими памятниками Сирии и Малой Азии, то вскоре армянские зодчие создали новые архитектурные образы. Многообразие типов, тектоничность сооружений, смелость архитектурных и конструктивных решений имели решающее значение для развития архитектуры последующего времени не только в Армении, но и в других странах.
Архитектура Армении имеет близкое сродство с архитектурой Грузии этого периода, что естественно объясняется их соседством, общностью путей их исторического развития, а также творческим содружеством: в частности, грузинский храм в Атени (VII в.) был построен армянским зодчим Тодосом. Характерная для мусульманского зодчества подковообразная арка была известна армянским строителям уже в IV—V вв., т. е. несколькими столетиями ранее, чем возникла магометанская религия. Развитая форма купольного покрытия на барабане, получившая распространение в Армении в VI—VII вв., появилась в Византии только в IX в. Наконец, гурты, отличительная особенность сводчатых покрытий романских и готических сооружений, известны по многим армянским памятникам архитектуры в VII в.
В армянском зодчестве IX—XI вв. в основном развивались традиции предшествующего арабскому нашествию времени. В этот период получили развитие градостроительные основы армянской архитектуры и было положено начало формированию монастырских архитектурных ансамблей. Одновременно с преемственной разработкой строительных и художественных принципов архитектуры VII в. были созданы и новые приемы, выявляющие самобытные качественные отличия нового стиля. В объемно-пространственной композиции культовых сооружений первоначально разрабатывались как центрические, так и базиликальные схемы. Однако связанное с ростом городов и городской жизни развитие архитектуры получило новое направление, породившее тенденцию объединения интерьера вокруг вертикальной оси, что наиболее ярко выразилось в центрических зданиях и сооружениях типа купольного зала и крестовокупольной постройки. Дробность членений интерьера уступила место господству подкупольного объёма, привела к видоизменению композиции здания и, в частности, к усилению его вертикальной направленности. Получило развитие декоративное убранство, способствовавшее усилению архитектурной выразительности сооружений.
Для армянского зодчества XII—XIV вв. знаменательно развитие нового стиля, сложившегося под влиянием светской архитектуры. В это время было разработано много разнообразных архитектурных и конструктивных приемов. В области объемно-пространственной композиции были созданы оригинальные бесстолпные помещения с перекрытием на перекрещивающихся арках. Необходимость придания небольшим сооружениям, в особенности храмам, величественного вида вызвало дальнейшее увеличение высоты, что определило изменение пропорций и декоративного убранства. Сооружения получили насыщенную декоративную обработку, которая появилась и на конструктивных деталях. В купольных покрытиях применялись нервюры, игравшие не только конструктивную, но и декоративную роль. Большое распространение получили сложная орнаментальная резьба, мозаичная выкладка из разноцветных камней, сталактитовые украшения, фресковые росписи. В гражданском зодчестве широкое применение имела типовая гипсовая орнаментация. Значительного развития достигли монастырские архитектурные ансамбли, с характерной для них асимметричной композицией.
В архитектуре Киликийской Армении нашла свое преемственное продолжение архитектура коренной Армении, развитие которой было прервано в середине XI в. сельджукским нашествием. Из всех видов строительства наибольшие успехи были достигнуты здесь в искусстве возведения из камня горных замков и крепостей, оказавшем влияние на строительство крестоносцев в Сирии и Палестине.
Гражданские сооружения не играли большой роли в развитии архитектуры Киликийской Армении, так же как и культовые, которые повторяли выработанные в коренной Армении типы, лишь приспособленные к местным условиям. Хотя в Киликии и придерживались древних армянских традиций, однако они были проникнуты новыми веяниями, порожденными культурным общением со странами Азии и Европы.
Усваивая лучшие достижения мировой конструктивной и архитектурной мысли и плодотворно перерабатывая и претворяя их в своей архитектуре, армянские зодчие сами оказывали влияние на архитектуру соседних и более удаленных стран, где они находили себе приют, вынужденные спасаться от жестокости завоевателей. Влияние армянского искусства прослеживается в архитектурных композициях и в декоративных приемах сельджукской архитектуры Малой Азии, в создании которой деятельное участие принимали зодчие-армяне. Так, например, армянин Галуст построил одно медрессе в Конии (1251 г.), а другое — в Сивасе (1270 г.), а армянин Тагавур, сын Стефана, — медрессе в Малатии (XIII в.).
Значительную роль сыграли армяне в формировании византийской архитектуры. Одним из доказательств может служить факт приглашения в 989 г. в Константинополь для ремонта главного храма Византийской империи — собора Софии — зодчего Трдата, строителя крупнейших храмов Ани.
О влиянии армянского зодчества на архитектуру стран Восточной Европы — Сербии, Болгарии, Молдавии, Румынии и даже древнерусского Галицкого княжества — свидетельствуют сохранившиеся памятники и исследования современных ученых. В не меньшей мере влияние Армении прослеживается на крепостных и культовых сооружениях Франции, Англии, Италии и Пиренейского полуострова. В распространении этого влияния огромную роль сыграли крестовые походы, способствовавшие интенсивному культурному обмену между армянами и франками.
Большая роль армянского зодчества, особенно его строительных приемов, прослеживается в архитектуре Великого Болгара на Волге. Влияние Армении отразилось также на строительстве Владимиро-Суздальского княжества, в частности на его строительной технике. Декоративное убранство Дмитриевского собора во Владимире (1194—1197 гг.) имеет много общего с орнаментацией храма Креста (915—921 гг.) на острове Ахтамар. В строительстве Крымского полуострова XII—XV вв. ведущее значение имели зодчие армянских колоний Кафы (Феодосия), Сурожа (Судак), Солхата (Старый Крым) и других поселений.
Можно безошибочно утверждать, что начиная с X в., а возможно и ранее, слава армянских строителей как искусных мастеров-каменщиков была распространена далеко за пределами Армении. В этом вопросе весьма показателен обнаруженный И. Орбели ценнейший документ — торговый договор венецианских купцов с армянским царем Киликии, в конце которого специально оговорено обязательство первых впредь не похищать киликийских каменщиков для выполнения строительных работ на венецианских стройках. Вынужденные проживать вне Армении армянские зодчие и специалисты каменных дел с присущим им мастерством воплощали в возводимых сооружениях лучшие строительные традиции и достижения своей родины, примененные в новых, конкретных условиях их места работы.
Развитие архитектуры Армении XV—XIX вв. протекало в тяжелых условиях непрерывной борьбы армянского народа против сменявшихся иноземных поработителей. В архитектуре этого времени продолжалось преемственное развитие многовековых традиций. Наряду с камнем, распространение получил кирпич, применявшийся и для декоративной обработки. В культовом зодчестве наблюдалось ограничение типов храмов, вместо которых получили развитие открытые галереи и колокольни. Большое оживление наступило в гражданском зодчестве в связи с развитием городов и городской жизни.
Армянские зодчие эпохи феодализма создали оригинальные архитектурные образы, конструкции, композиционные и декоративные приемы, которые не только представляют собой значительный вклад в сокровищницу мировой культуры, но и свидетельствуют о неисчерпаемых художественных и технических способностях армянского народа.
Добавить комментарий