Архитектура Азербайджана XVI—XVII вв.

Глава «Архитектура Азербайджана XVI—XVII вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Авторы: Усейнов М.А., Бретаницкий Л.С., Саламазаде А.В.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


В конце XV и начале XVI вв. в Азербайджане завершилась борьба за создание централизованного Сефевидского государства, столицей которого был избран Тебриз. Объединение азербайджанских земель в пределах одного централизованного государства способствовало развитию культуры и искусства. XVI в. был периодом крупных достижений в области литературы и искусства.

Зодчество XVI—XVII вв. в значительной степени продолжает традиции предыдущего периода. Появляется ряд выдающихся произведений архитектуры, крупнейшим среди них является замечательный комплекс культовых сооружений в Ардебиле. Непрекращавшиеся военные действия на территории Азербайджана в этот период, ограниченность временами материальных ресурсов, определили направление развития зодчества, несущего черты простоты и лаконизма. В XVI—XVII вв. не создается новых типов архитектурных сооружений, но ранее сложившиеся существенно изменяются. Мавзолеи, культовые сооружения, караван-сараи, мосты, овданы, кягризы и бани остаются основным видом строительства. Башенные мавзолеи больше не возводятся.

Претерпевает изменения связанное с архитектурой декоративное искусство. Изразцовая орнаментика и поливные кирпичи, достигнув высокого уровня развития в ардебильском комплексе, потом исчезают за единичными, к тому же качественно невысокими примерами. В изразцовом убранстве преобладают растительные мотивы, предваряющие мотивы стенных росписей последующего времени. Сталактитовые композиции реже применяются на фасадах зданий, в интерьере они имеют подчеркнуто декоративный характер. Резьба по камню в Ширване продолжает оставаться на высоком уровне и в XVII в.

Тебриз в XVI в. являлся наиболее крупным центром художественной деятельности. Наряду с миниатюрой, в Тебризе были высоко развиты поэзия, музыка, декоративно-прикладное искусство, особенно ковровое. Архитектурная школа Тебриза занимала ведущее место в развитии азербайджанского зодчества того времени. Так, в Баку — большом архитектурном центре — работал мастер Амиршах из предместья Тебриза, который построил Восточные ворота ансамбля дворца Ширваншахов. Немаловажным центром развития архитектуры в XVI—XVII вв. был и Ардебиль, входивший в тебризскую школу. Значение крупного архитектурного центра сохраняет Шемаха. Хотя из городских сооружений до нашего времени ничего не дошло, но известное представление о творчестве шемахинских зодчих дают сведения о их деятельности за пределами родного города. До нас дошло имя мастера Шамсаддина из Шемахи (XVI в.).

Памятники архитектуры Шемахи, Баку и Апшерона объединялись так называемой ширвано-апшеронской архитектурной школой. В XVI—XVII вв. уже нельзя говорить о единой архитектурной школе на этой территории. В тот период уже не существовало ширванского государства, которое в прошлом обусловило единообразное развитие зодчества. После его распада произошло выделение локальных школ на территории, непосредственно примыкавшей к Шемахе, и на Апшероне.

В XVI—XVII вв. продолжала существовать и нахичеванская архитектурная школа, однако для ее характеристики недостаточно данных. Путешественники, посетившие Нахичевань в XVII в., сообщают о довольно значительном количестве сооружений в городе. Сведений же о строительстве в XVI—XVII вв. зодчими из Нахичевани каких-либо сооружений вне родного города нет. По-видимому, начиная с XV в., Нахичевань уступает свое значение крупного архитектурного центра Тебризу. Однако наиболее значительные произведения нахичеванской архитектурной школы, созданные в Нахичевани до XV в. и не утратившие своего великолепия в XVII в., не могли не оказывать воздействия на приезжавших туда мастеров из других городов и стран. Э. Диц считает, что определенное влияние на творчество крупнейшего турецкого зодчего XVI в. Синана оказали сооружения Мараги и Нахичевани. Таким образом, главными центрами архитектурной деятельности XVI—XVII вв. были Тебриз, Ардебиль, Баку, Шемаха и ряд селений Апшерона.

Все характерные стилевые особенности ширвано-апшеронской архитектуры XII—XV вв. можно подметить и в сооружениях XVI—XVII вв. Следовательно, в стилистическом отношении ширвано-апшеронская архитектура проявляет большую устойчивость. В ряде случаев даже затруднительно различить произведения XV и XVII вв.

Поскольку большинство построенных на Апшероне зданий предназначалось для небольших населенных пунктов, то зодчие при недостатке местных материальных ресурсов добивались очень рациональных решений. Мастера южных архитектурных школ страны строили в условиях значительно больших материальных возможностей, поэтому для них в целом характерно решение строительных задач объемными средствами. Широко применяются аркады или глубокие арочные ниши с лопатками. Все это дает основание для разграничения южных и северных школ Азербайджана при всей их стилистической общности.

Памятникам XVI—XVII вв. в целом свойственна еще одна особенность. В связи с тем, что основными объектами строительства в тот период не были уникальные здания (в отличие от XII—XV вв.), декоративно насыщенные сооружения составляют исключение. Для архитектурного решения многих широко распространенных сооружений характерно применение довольно простых членений. Одним из излюбленных приемов архитектуры XVII в. становятся глубокие стрельчатые арочные ниши. В соответствии с этим меняются портальные композиции, которые подчеркнуты объемно-пространственными средствами. Сочетание основных конструктивных элементов — купола, арок и стен — определяет композицию архитектурных памятников того периода.

Конструктивные приемы играли большую роль в формировании архитектурного образа сооружений. Строительный материал и конструкции, а также композиционная схема создают черты своеобразия общего облика памятников.

Несмотря на ограниченное применение, поливная керамика того времени была на самом высоком уровне. Материалы куполов и сводов, ,как правило, идентичны с материалом стен. Каменные купольно-сводчатые сооружения XVI—XIX вв.— это в основном памятники Апшерона. Здесь пролёты небольшие до 5—б м. Кладка сводов велась горизонтальными рядами, параллельно длинной стороне свода. Каменные купола также складывались горизонтальными рядами, с уменьшением размера рядов к вершине. Сохранившиеся кирпичные купола имеют более значительные размеры. Так, диаметр купола кировабадской джума-мечети равен 14 м. Большие кирпичные купола возводились и над центральными узлами крытых рынков.

Плановое решение, конструктивная схема и архитектурная композиция сооружений того времени тесно связаны друг с другом. Эта черта особенно хорошо выявляется на анализе плановой структуры и конструктивной схемы девятичастных в плане помещений, обычных для апшеронских мечетей XVII в. В этой плановой схеме достигается наилучшая связанность всех элементов конструкции — держащие купол опоры прочно связываются со стеной обычно посредством сводов. Таким образом, распоры перекрытий передаются на стены, которые работают вместе со связанными с ними конструкциями. Такая схема, несомненно, надежна и с точки зрения сейсмостойкости. Различные варианты такой схемы были широко распространены не только в культовом строительстве, но и, в частности, в банях. В банях, однако, редко встречаются отдельно стоящие опоры, а купол покоится на массиве, образуемом между примыкаемыми к центральному пространству глубокими нишами.

Баку. План города 1738 г. Ганджа (Кировабад). План города 1797 г.
36. Баку. План города 1738 г. 37. Ганджа (Кировабад). План города 1797 г.

Крупнейшими городами Азербайджана в рассматриваемый период были Тебриз, Ардебиль, Ганджа, Шемаха, Баку, Нахичевань. Большое значение в изучении градостроительства XVI—XVII вв. имеют планы Баку, Ганджи и Шемахи, Нахичевани и Шеки, составленные в XVIII и начале XIX вв. русскими военными инженерами (рис. 36, 37). Материалы позволяют охарактеризовать состояние градостроительства в Азербайджане в XVII в. как наиболее показательном из изучаемых столетий.

На структуру городов того времени и характер их застройки влияли следующие факторы: феодальный уклад общества, беспрерывные военные действия, ремесленно-торговое направление их экономики при сохранении частью городского населения связей с сельским хозяйством. Если эти факторы определяли общие черты городов, то природные и конкретные исторические условия порождали их различия, сообщая городам индивидуальные черты.

Феодальным строем объясняется наличие почти во всех городах цитадели; дворцовый комплекс и укрепления — главные компоненты этой части городов. В Азербайджане в XVI—XVIII вв. они известны под названием ичери или ич гала (внутренняя крепость), иногда,бала гала (малая или верхняя крепость) или же арк (так называлась цитадель Тебриза). Второй, главной частью городов была располагаемая вокруг цитадели застройка, т. е. собственно город, который в Средней Азии называется шахристаном. Эти части в большинстве городов обносились крепостными стенами. Однако почти во всех городах застройка выходила и за крепостные стены, где селилось население, связанное с сельским хозяйством, извозным делом, а также с торговлей. Эти поселения назывались обычно байыр-шехер. Если крепость, цитадель и другие общего назначения элементы городов в какой-то мере возникали в результате единовременных градостроительных мероприятий, то жилые районы складывались стихийно и медленно. Жилая застройка в городах того времени была обращена на улицу глухими фасадами.

Основная часть территории городов делилась на кварталы — махалле, что диктовалось в первую очередь социально-экономическими причинами. Жители махалле входили в общины, определявшиеся по социальному положению, по ремеслу и иногда по принципу землячества — главным образом при переселении из других городов страны. Формированию махалле в градостроительные единицы способствовало сооружение в них кроме жилищ, бань, мечетей, водоснабжающих устройств и др.

В связи с тем что строительство в городах вели в основном отдельные феодалы и частные лица, а не городские общины, то благоустройство улиц и площадей города занимало второстепенное место. Центральная власть стремилась придать представительность лишь некоторым комплексам в Ардебиле, Тебризе и Гандже и благоустроить их территорию. Больше внимания уделялось озеленению и водоснабжению городов. Наряду с многочисленными дворовыми садами имелись зеленые массивы общего пользования в Тебризе, Шемахе, Гандже, Ардебиле, Нахичевани, а также встречались насаждения на центральных улицах и площадях, которые служили в первую очередь для создания тени. Путешественники с восхищением говорят о таких озелененных аллеях в Ардебиле и в Гандже.

Водоснабжение находилось на довольно высоком уровне. Оно осуществлялось по двум системам. В городах с развитым садоводством (а их было большинство) для обеспечения поливной водой устраивалась система небольших отводных от рек каналов — арыков. Ими охватывалось подавляющее большинство домов. Питьевой же водой города снабжались, как правило, системой кягризных водопроводов — подземных каналов, по которым вода подводилась в город зачастую из довольно далеких горных источников. Кягризы были в Тебризе, Ардебиле, Гандже, Шемахе и др. Кроме этих основных источников водоснабжения, в городах устраивались колодцы и водохранилища типа овдан или йердан.

Города Азербайджана являлись центрами не только торговли, но и ремесленной промышленности. Таким образом, развитие градостроительства в XVII в. было обусловлено соответствующими экономическими условиями. Более или менее значительные градостроительные мероприятия связывались с сооружением крупных культовых или торгово-складских комплексов — караван-сараев, рынков и др. В отдельных случаях центральные культовые и торгово-рыночные сооружения составляли единый комплекс. Такие комплексы способствовали созданию центральных площадей и формированию основных магистралей. Остальная же территория города представляла собой малоорганизованную сетку улиц.

Центры городов в XVII в. составляли торгово-рыночные комплексы. Значительное влияние на характер планировки городов Азербайджана того времени продолжают оказывать нужды обороны городов. Обнесенная крепостными стенами территория города была затеснена, что обусловливало плотную застройку и внутри крепости. Значительное строительство велось также вне крепостных стен; характер этой застройки был различен в каждом городе, но в целом ей была свойственна полная свобода в размещении.

Тебриз в XVI—XVIII вв. пережил три периода в своем развитии. Первый — от начала до середины XVI в., когда он как столица сефевидского государства и крупнейший город Передней Азии не только сохранил свой выдающийся архитектурный облик, невзирая на военные действия, но и обогатил его. Население города в тот период составляло не менее 300 тыс. человек. Второй период, после перенесения столицы из Тебриза, охватывает середину XVI — конец XVII вв. Несмотря на частые разрушения в связи с военными действиями, Тебриз сохранял облик перворазрядного города. Третий период — время упадка, связанного с общим упадком экономической жизни в странах Передней Азии, ослаблением сефевидского государства и с дальнейшими феодальными междоусобицами в Иране.

Для градостроительной структуры Тебриза была характерна замкнутость махалле, зачастую отделявшихся специальными воротами. В сложении величественного облика центральных районов города первостепенную роль играли культовые сооружения. Это единогласно отмечают все источники. По данным Эвлия Челеби, посетившего город в 50-х годах XVII в., в Тебризе насчитывалось 320 культовых зданий. В нем было очень много торговых сооружений. Тебриз того времени — город многочисленных садов, дворовых садиков и озелененных мест для гуляний. Эвлия Челеби особо останавливается на описании аллей шейха Сефи — места проведения общественных сборов, конных и спортивных состязаний. Немаловажное место занимали устройства, связанные с водоснабжением Тебриза. Воду в город подводили 900 кягризов. Эвлия Челеби говорит о чистоте основных улиц и площадей города.

Ардебиль — город средней величины, отличавшийся свободной планировкой и довольно высоким для того времени уровнем благоустройства. Отсутствие в нем укреплений позволяло избегнуть крайней скученности застройки. На планировку города оказывала влияние протекавшая через него речка, из которой отходили многочисленные каналы для орошения садов. Улицы города были обсажены деревьями.

В период правления Сефевидов комплекс шейха Сефи был подлинным градообразующим фактором Ардебиля. Это выразилось не только в том, что он организовывал целый район города и имел немаловажное экономическое значение, но и в том, что был религиозным центром, привлекавшим в Ардебиль тысячи людей.

Центр Ардебиля составляли крупная городская площадь — мейдан, и несколько широких улиц — Дарване, Гавач, Ниардавар, Кумбалан и Кафиркуче. Система этих улиц, река и площади образовывали довольно четко определившееся деление Ардебиля на ряд районов, внутри которых господствовали кривые, узкие улицы. Наряду с культовыми сооружениями, в центральных районах города располагались монетный двор, жилище хана, здание, предназначенное для послов — Мехман-хане, госпиталь — Дар-ул-шифа, бани и караван-сараи. К главной площади Ардебиля, на которой размещались большие городские комплексы, тяготели все основные общественные сооружения. Непосредственно за площадью находился крытый рынок, большое четырехугольное, перекрытое куполом здание — кейсарие. Ардебиль имел хорошо налаженное водоснабжение, обильно получая хорошую питьевую воду из кягризов, подводивших её с горы Савалан.

О градостроительной структуре Баку известно из исторических источников и сообщений путешественников. После XVI в., являвшегося для Баку временем застоя, в XVII в. в городе строились, в основном, караван-сараи и другие связанные с торговлей сооружения. Это привело к перемещению центра города в его торговую часть. В XVII в. сильно развился форштадт города, где располагалась окруженная стенами цитадель правителя.

Несмотря на падение прежнего значения, Ганджа (ныне Кировабад) оставалась значительным городом Азербайджана и к концу XVII в. превосходила по численности населения и по занимаемой территории все другие города Северного Азербайджана. Город имел многочисленные сады. Застройка внутри крепости, хотя и была скученной, отличалась правильной планировкой. Центральный комплекс города, состоявший из джума-мечети и сгруппированных вокруг огромной площади торгово-рыночных сооружений, служил одним из лучших примеров градостроительных начинаний в Азербайджане XVII в.

Значение Шемахи определялось в XVI—XVII вв. ее торговыми связями и положением своеобразного дипломатическо-консульского пункта на периферии государства Сефевидов, через который осуществлялись деловые связи с Россией и странами Западной Европы. Шемаха в XVI—XVII вв. разделялась в основном на две части — южную, где находились бедные кварталы, и северную, где располагались дворцы и богатые дома; каждая часть города была обнесена крепостными стенами. Торговая часть города с многочисленными караван-сараями размещалась за ними. Город делился на 26 махалле, наиболее благоустроенными из которых были мейдан и шапуран.

Культовое строительство в XVI в. сосредоточивается главным образом в южных областях страны. На севере, особенно в Ширване, оно, видимо, велось в сравнительно ограниченных размерах. Однако уже в XVII в. на Апшероне было построено значительное количество мечетей.

При феодально-теократическом характере сефевидского государства развитие культового строительства было естественным. В культовом строительстве того времени наряду с мечетями значительное место занимает сооружение медресе, текие, завие и других видов культовых учреждений. Крупнейшие погребальные комплексы трактуются как культовые очаги. Свойственный для предшествующего периода светский характер мемориальных сооружений, таким образом, утрачивается. Ряд мечетей того периода возник на базе погребальных сооружений. Мечети, датируемые XVII в., сохранились в большинстве старых населенных пунктов Апшерона — Бузовна, Маштага, Мардакян, Нардаран, Кишла и др.

Апшерон. Мечети XVII в.: в сел. Яныхлы; Ашаги в сел. Бузовна; Гаджи Бахши в сел. Нардаран. Планы
38. Апшерон. Мечети XVII в.: в сел. Яныхлы; Ашаги в сел. Бузовна; Гаджи Бахши в сел. Нардаран. Планы

Изучение основного вида культового строительства — мечетей — позволяет отметить два главных типа решения плана (рис. 38). Первый тип с четко выраженной осью симметрии, главный вход размещался с северной стороны. Второй тип характеризуется асимметричным расположением входа в мечеть. Таковы мечети Апшерона. Наблюдаемое в сравнительно небольших по объему мечетях расположение главного входа не по главной оси зданий не следует рассматривать как результат стремления добиться асимметричного решения композиции фасада. Асимметричность — следствие рационального использования небольшой площади помещения, для прохода отводилось угловое, «мертвое» пространство. Объединяющим фактором для планового решения обоих типов служит наличие центрального, квадратного в плане пространства, перекрытого куполом. Каждый из типов имеет различные вариации основной схемы.

Барда. Мавзолей Имам-заде, XVIII в. Общий вид, план
39. Барда. Мавзолей Имам-заде, XVIII в. Общий вид, план

В конце XVII в. на Апшероне строятся Т-образные в плане мечети, появление которых объяснялось стремлением зодчих доступными им конструктивными средствами добиться создания достаточно емких помещений. Так возникло сочетание перекрытого куполом здания с длинным сводчатым рукавом. Хорошим примером может служить мечети в сел. Дигях и Бузовна. К мечетям по характеру архитектуры близки купольные гробницы, повторяя во многом планировку и архитектурное решение мечетей и отличаясь от них в основном отсутствием михраба. Некоторые из подобных мечетей являются позднейшей переделкой мавзолеев центрально-купольного типа (Имам-заде в Барде, рис. 39).

Излюбленный композиционный прием культового строительства в этот период — оформление фасадных стен в виде ряда глубоких стрельчатых ниш — эйванов. Метрический ряд стрельчатых арок, заключенный в прямоугольное обрамление, составляет обязательную принадлежность архитектуры культовых сооружений — мечетей, медресе и многих погребальных сооружений этого периода, возведенных на большой территории (от Тебриза до Ганджи).

Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи, XV—XVII вв. План комплекса
40. Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи, XV—XVII вв. План комплекса
Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи. Входной портал, поминальная мечеть
Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи. Мавзолей Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи. Деталь орнаментации
41. Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи. Входной портал, поминальная мечеть, мавзолей 42. Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи. Деталь орнаментации

Культовый комплекс в Ардебиле возник вокруг мавзолея шейха Сефи (XIV в.), родоначальника династии Сефевидов (рис. 40, 41, 42). Строился он в течение всего XVI в. и в начале XVII в. В сложившемся виде ардебильский комплекс представляет собой ансамбль сооружений, сгруппированных вокруг ряда дворов. Здания комплекса богато декорированы прекрасными резными глазурованными плитами с разнообразными орнаментальными композициями. В убранстве были использованы драгоценные металлы — золото и серебро. Комплекс включает большой портал, построенный в 1647 г. зодчим Исмаилом, сад, малый двор, большой двор перед мечетью с бассейном посредине. Эти объемно-пространственные элементы объединяют восьмигранную мечеть, поминальную мечеть с примыкающим к ней круглым мавзолеем шейха Сефи, Чини-хана («дом фарфора»), несколько погребальных помещений, в том числе усыпальницу шаха Исмаила I, ряд помещений для паломников и другие службы.

Сооружение ардебильского комплекса — следующий этап в развитии азербайджанского зодчества. Здесь наивысшего расцвета достигают портальные композиции и майоликовая декорация. Весьма важно значение комплекса как памятника, объединяющего черты стиля южных и северных школ азербайджанского средневекового зодчества.

Ганджа (Кировабад). Джума-мечеть, 1606 г. Общий вид, план Сел. Нардаран. Мечеть Гаджи-Бахши, 1663 г. Общий вид, план
43. Ганджа (Кировабад). Джума-мечеть, 1606 г. Общий вид, план 44. Сел. Нардаран. Мечеть Гаджи-Бахши, 1663 г. Общий вид, план

Джума-мечеть в Гандже построена в 1606 г. зодчим Бахауддином; она входила в ансамбль центральной площади города (рис. 43). Во двор мечети вел портальный вход, подчеркнутый стройными спаренными минаретами. Квадратное в плане здание мечети состоит из квадратного молельного зала, перекрытого куполом, и примыкающих к углам зала небольших помещений. На южной стороне размещен михраб, подчеркнутый глубокой нишей. Многочисленные проемы, соединяющие между собой зал, портальные ниши и угловые помещения, придают плану своеобразие — сочетание пространственности общей композиции с довольно частыми проемами сообщают интерьеру легкость. Это стремление избегнуть грузности характерно и для фасадов кировабадской джума-мечети, кирпичная кладка которой имеет легкие накладные обрамления.

Мечеть Гаджи-Бахши в сел. Нардаран — изящное небольшое сооружение, возведённое в 1663 г. зодчим-устадом Мурад Али (рис. 44). Для плана мечети характерно примыкание к квадратному молельному залу с южной стороны объема проходного помещения с ведущей в него глубокой входной портальной нишей. Такое решение плана создает характерную для апшеронских мечетей того периода асимметричную композицию. Мечеть в Нардаране может служить примером высокого уровня апшеронского каменного зодчества XVII в., которое успешно продолжало традиции высокого мастерства, достигнутого еще в XV в.

Сел. Гюрджилер. Мавзолей. Фасад Сел. Калахана. Мавзолей с надписью. Общий вид. Мавзолей с сохранившимся входным сооружением. План
45. Сел. Гюрджилер. Мавзолей. Фасад 46. Сел. Калахана. Мавзолей с надписью. Общий вид. Мавзолей с сохранившимся входным сооружением. План

Мавзолеи. Политические и социальные изменения, происходившие в Азербайджане с начала XVI в., отразились и на характере архитектуры сооружений этого типа. Свойственная предшествующему периоду светская мемориальная специфика погребальных сооружений в целом утрачивается. Не строятся башенные мавзолеи. Повсеместно начинают возводиться восьмигранные мавзолеи, типичными примерами которых являются агбильские (XVI в.), калаханские (XVII в.). Особняком стоит мавзолей в сел. Гюрджилер Кубатлинского района (рис. 45). Строятся и купольные мавзолеи. Оба типа претерпевают в этот период существенные изменения. Восьмигранные мавзолеи приобретают в XVI—XVII вв. значительно большее единообразие. Усыпальницы — подземные склепы — как правило, не устраиваются. Погребение имеет вид обычных могил.

Большим типологическим своеобразием отличаются восемь восьмигранных мавзолеев, расположенных в сел. Калахана Шемахинского района (рис. 46). Их оригинальность заключается не столько в объёмных особенностях самих мавзолеев, сколько во включении в общий ансамбль ограждающей стены с входом-порталом. Калаханские мавзолеи можно даже рассматривать как новое типологическое явление. Дата строительства одного мавзолея — 1663 г. (зодчий Абдул Азим), а также единство замысла дают возможность отнести все мавзолеи к XVII в. Однотипные мавзолеи приобретают индивидуальные черты благодаря различному решению входной грани.

Следующая типологическая группа — купольные гробницы — в рассматриваемый период представлена менее широко. Основной ее признак — зал квадратной формы, перекрываемый сферическим куполом. Наружная объемная композиция купольных гробниц слагается из нижнего кубического объема и купола стрельчатой формы. К группе купольных гробниц наряду с кировабадским мавзолеем Имам-заде относится мавзолей в сел. Сары-тепе (XVI в.) в ущелье у р. Кошкарчай, мавзолей шейха Джунейда и несколько небольших мавзолеев в апшеронских селениях.

Сел. Хазра. Мавзолей шейха Джунейда, 1544 г. План, разрез
47. Сел. Хазра. Мавзолей шейха Джунейда, 1544 г. План, разрез

Гробница шейха Джунейда в сел. Хазра Кусарского района (рис. 47) может служить наиболее ярким примером купольных гробниц XVI в., превратившихся в культовые сооружения. Гробница была возведена в 1544 г. на месте захоронения шейха Джунейда, деда шаха Исмаила I, основателя государства Сефевидов. Культовый характер гробницы усилился пристройкой к мавзолею (вскоре после строительства) специальной мечети, нарушившей цельность первоначального замысла.

Ганджа (Кировабад). Гробница Имам-заде, XVII в. Общий вид
48. Ганджа (Кировабад). Гробница Имам-заде, XVII в. Общий вид

Композиция плана и объемов гробницы интересна с точки зрения ведущих тенденций архитектурного развития XVI в. Это прежде всего тяга к объемно-пространственным приемам. Интерьер гробницы в свое время был богато отделан глазурованными плитами на высоту панели и росписями. Роспись структурного характера сохранилась на внутренней поверхности купола. Примером превращения ранее построенного мавзолея (XIV в.) в культовый памятник может явиться комплекс Имам-заде в Гандже (рис. 48), представляющий в нынешнем виде наслоение многих веков.

Своеобразным видом общественных сооружений феодального Востока являются караван-сараи. В структуре азербайджанских городов того времени караван-сараи и непосредственно с ними связанные торговые сооружения занимали следующее место после жилых домов и мечетей. Эвлия Челеби сообщает, например, о 200 караван-сараях в Тебризе.

В XVI—XVII вв. караван-сараи строились либо в городах, имевших торговые связи, либо на оживленных торговых путях. Городские караван-сараи в большинстве случаев строились в непосредственной связи с торговой частью города, с необходимыми для торговых целей помещениями. Характерными в этом отношении являются дошедшие до нас караван-сараи в Баку. Происхождение подобных караван-сараев можно связать с теми типами жилых домов, в которых жилые помещения расположены по периметру небольшого двора. В городских караван-сараях все помещения, кроме угловых при прямоугольном очертании плана, в основном повторяли одну и ту же ячейку, сходную со схемой однокомнатного актового дома.

Наружной архитектуре караван-сараев свойственно различие в приемах оформления основного элемента фасада — входа, который подчеркивался порталом. Стены уличных фасадов караван-сараев обычно глухие, без оконных проёмов.

Баку. Торговый комплекс. План XIX в.
49. Баку. Торговый комплекс. План XIX в.
Баку. Ичери-шехер. Двухэтажный караван- сарай. План I этажа
50. Баку. Ичери-шехер. Двухэтажный караван- сарай. План I этажа

Основные черты караван-сараев и связанных с ними торговых сооружений наилучшим образом проявились в комплексе торговых сооружений в старой части Баку — Ичери-шехере, состоявшем из пяти караван-сараев различного назначения с мечетью (рис. 49, 50).

В связи с торговым комплексом — двухэтажным караван-сараем — следует рассматривать и расположенную на той же улице аркаду, выявленную в 1964 г. Обрамляя рыночную площадь, эта аркада входила в цепь сооружений торговой улицы старого Баку (рис. 51).

Одним из объектов широкого строительства в XVII—XIX вв. были бани. Бани в городах Азербайджана, так же как ІІ в других странах феодального Востока, помимо гигиенических, выполняли функции своеобразных общественных помещений. Бани того периода состояли из двух больших квадратных или восьмиугольных помещений, расчлененных четырьмя пилонами или столбами на меньшие помещения. Одна группа помещений предназначалась для раздевальни и называлась байыр, а другая — зал с группой помещений — ичери, предназначалась для мытья.

Раздевальня и мыльное отделение имеют аналогичное планировочное и конструктивное решение. Раздевальни и зал для мытья либо непосредственно примыкали друг к другу, либо между ними в один или два ряда располагались небольшие подсобные помещения. К мыльному отделению, обычно с противоположной к подсобным помещениям стороны, примыкали водоемы холодной и горячей воды — хазна. Под бассейном горячей воды устраивалась специальная топочная камера (кулхан) со сводчатым или купольным перекрытием. В бане отапливалось только мыльное отделение посредством устроенных под полом жаровых каналов. Эти каналы соединялись одним концом с дымовой трубой, а другим — с топочной камерой таким образом, что горячий воздух, проходя через каналы, обогревал помещения и, охлажденный, выходил через дымовую трубу. Раздевальня нагревалась теплым воздухом, поступавшим из мыльного отделения. Часто бани, за исключением куполов, почти целиком находились под землей. Это обстоятельство объясняется главным образом стремлением создать благоприятный температурный режим внутри бани во все времена года.

Баку. Аркада рыночной площади в процессе 49. Баку. Торговый комплекс. План XIX в. реставрации Баку. Рыночная площадь и баня Гаджи-хаммам, XVII в. (?). Общий вид, план бани
51. Баку. Аркада рыночной площади в процессе 49. Баку. Торговый комплекс. План XIX в. реставрации 52. Баку. Рыночная площадь и баня Гаджи-хаммам, XVII в. (?). Общий вид, план бани

Из числа многочисленных бань отметим баню в Баку в Ичери-шехере (рис. 52), построенную предположительно в XVII в. Характер интерьера бань того времени хорошо прослеживается по зарисовке XVII в. художника Г. Гагарина ныне не существующей бани в Шемахе.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)