Архитектура Азербайджана XVIII в.
Глава «Архитектура Азербайджана XVIII в.», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Авторы: Усейнов М.А., Бретаницкий Л.С., Саламазаде А.В.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969
После значительного развития архитектуры и градостроительства в XVII в. в XVIII в. намечается общий упадок.
История Азербайджана XVIII в. характеризуется почти беспрерывными нашествиями врагов и внутренними столкновениями. Все крупные города Азербайджана в течение этого периода подвергались разрушению. Определяющим фактором для развития архитектуры в XVIII в., так же как и для экономики и культуры страны в целом, явился процесс феодального раздробления страны. Попытка отделиться от иранского государства, угнетавшего азербайджанский народ, была прогрессивным явлением. Однако отсутствие внутреннего единства в стране, приведшее к распаду Азербайджана на мелкие ханства, влияло отрицательно на этот процесс. В силу этого противоречия наблюдаются, казалось бы, трудно примиримые явления: с одной стороны, наблюдается упадок хозяйственной деятельности и торговли, разрушение материальных ценностей в результате беспрерывных междоусобиц, а с другой стороны — оживляется по сравнению с первой половиной XVIII в. строительство, ремесленное производство, закладываются новые города. Можно утверждать, что в связи с освобождением от турецкой оккупации и зависимости от иранского государства, взимавшиеся с населения налоги в пользу Ирана стали теперь поступать в казну местных феодальных владетелей. Основную часть средств ханы направляли на строительство своих резиденций. Так было в Шуше, Шеки, Гандже, Кубе, отчасти в Баку и др. При этом строительство, как правило, велось местными силами, так как приглашение высококвалифицированных зодчих и мастеров из центров, славившихся своими строительными школами, было затруднено.
Зодчие и строители, выполнявшие заказы местных ханов, были неприметными народными мастерами, работавшими главным образом в сельских местностях; в городах они строили для средних и бедных слоев населения. То обстоятельство, что эти местные кадры стали теперь исполнителями монументальных сооружений, сказалось на архитектурном облике центров ханства. Влияние народного зодчества и в основном народного жилища на развитие архитектуры данного периода усиливается. И поэтому, говоря о зодчестве второй половины XVIII в. и начала XIX в., необходимо подчеркнуть ведущее значение усиления роли народного зодчества. В связи с этим становится объяснимым, почему, несмотря на ясно прослеживаемый уже с начала XVIII в. упадок монументальной архитектуры, во второй половине XVIII в. появляются ростки плодотворных реалистических тенденций в строительстве, ведущемся в центрах ханств.
Разделение страны на ряд самостоятельных ханств связано с превращением некоторых городов и населенных пунктов в центры административного управления и ремесленного производства. В тех случаях, когда центрами ханств становились прежние относительно крупные города (Шемаха, Ганджа, Баку и др.), этот фактор не имел существенного значения. Превращение в центры малозначительных населенных пунктов — Нуха (ныне Шеки) и Шуша — обусловливало их расширение главным образом в результате поселявшихся в них ремесленников и ханской челяди.
В XVIII в. велось строительство дворцовых сооружений для местных ханов и цитаделей вокруг ханских резиденций. Довольно значительное строительство вели карабахские, шекинские, кубинские, ганджинские и бакинские ханы.
53. Шеки. Дворец Шекинских ханов. Разрез, интерьер, план I и II этажей, шебеке |
Дворец шекинских ханов в Шеки является значительным архитектурным памятником второй половины XVIII в. (рис. 53). Во дворце использованы многие виды народного прикладного искусства и, в частности, интересные образцы стенной живописи XVIII—XIX вв. Шекинский ханский дворец расположен в возвышенной части города. Дворец располагался внутри крепости — ханской цитадели — и входил в состав комплекса сооружений. Он справедливо считается летним дворцом-павильоном, а здание, служившее зимним дворцом, находилось, видимо, среди указанных в плане 1853 г. жилых корпусов, группировавшихся вокруг садов.
Дворец представляет собой двухэтажное здание, главным фасадом обращенное к югу. Планы этажей идентичны: три помещения расположены в один ряд и отделены друг от друга прихожими. Парадными помещениями дворца являлись залы, расположенные в центре первого и второго этажей. Отсутствие в прошлом внутренней связи между первым и вторым этажами вытекало из разделения дворца на две половины — парадно-гостевую и интимную. Сохранились свидетельства, что зал нижнего этажа дворца назывался диван-хане — зал приемов.
Архитектурные членения главного южного фасада четко отражают внутреннюю планировочную структуру дворца. Южный фасад — пятичастный; на нем выделены средние залы, боковые комнаты и прихожие, отделяющие залы от комнат. Наружные ограждающие поверхности залов и комнат главного фасада решены в виде сплошных витражных окон — шебеке. Композиция главного фасада дворца характеризуется сочетанием трех элементов: орнаментированной стены, ажурных шебеке и пространственных порталов.
В интерьере интересны росписи, привлекавшие внимание многих исследователей. Известны имена пяти мастеров-художников, расписывавших дворец шекинских ханов. По всей вероятности, наиболее ранней надо признать надпись с именем мастера-устада Абаскули, размещенную на плафоне зала второго этажа. Надпись примечательна своей орнаментальной композицией. Этот мастер, возможно, был архитектором дворца или же руководителем декоративной отделки.
54. Баку. Дворец бакинских ханов, XVIII в. План XIX в. |
Дворец бакинских ханов известен по сохранившимся обмерам начала XIX в. (рис. 54). В плане это обширный, сгруппированный вокруг пяти дворов жилой комплекс, сложившийся, видимо, в XVIII в. Жилые корпуса, сосредоточенные вокруг дворов, представляли собой, судя по разрезам и фасадам, двухэтажные сооружения, близкие народному жилищу Апшерона. Жилые корпуса были двух типов. Одни из них сложны по своей планировке и вызывают ассоциацию с планировкой дворца Ширваншахов. Вторая же группа корпусов — это сооружения с однорядными помещениями. Жилые помещения имели довольно большие окна типа шебеке, обращенные во дворы.
55. Ордубад. Дильбер-мечеть, 1604 г. Фасад |
56. Сел. Балаханы. Овдан, XVIII в. Разрез, вход |
Культовое строительство XVIII — начала XIX вв., за отдельными исключениями, маловыразительно. Заслуживают внимания и изучения мечети того времени, строившиеся в сельских местностях, и так называемые квартальные мечети (махалле месджиди) в городах. Небольшие по объему, они представляют собой цельные архитектурные произведения, отражающие многие черты народной жилой архитектуры данной области. Эйван или портальная ниша, деревянные шебеке и резные колонны, плоские кровли вместо купольных перекрытий, обработка михрабов в формах, близких к камину — бухары, — вот те черты архитектуры квартальных мечетей, которые показывают их непосредственную связь с формами, обычными в народном жилище. В этом отношении наиболее показательны квартальные мечети Ордубада (Дильбер-мечеть, рис. 55). Небольшие, простые, но тесно связанные с монументальной культовой архитектурой мечети характерны для многих селений Апшерона.
Сооружениями общественного назначения были овданы — водохранилища. Обычно эти каменные сооружения состоят из надземной и подземной частей и предназначены для сбора и хранения питьевой воды (рис. 56).
Основой композиционной схемы была лестница, обеспечившая доступ с поверхности земли к подземному хранилищу воды. В типологическом отношении различаются две разновидности овданов:
овданы для захвата подземной грунтовой воды. Этот тип широко распространен на Апшеронском полуострове. В некоторых случаях водохранилища устраивались в виде колодцев, которые выходили непосредственно на поверхность земли;
овданы, рассчитанные одновременно и для сбора атмосферных осадков. В расчете на сбор большого количества дождевой воды и снега их делали большими объемами. В большинстве случаев такие водохранилища представляли в плане прямоугольник.
Народное жилье главным образом связано с сельским строительством, но типы его составляли основу полугородского типа. Классовая дифференциация населения наложила очень ясный и во многих случаях определяющий отпечаток на развитие тех или иных разновидностей жилых домов.
Общим для народного жилья почти всех районов Азербайджана является наличие эйвана или крытого балкона, ориентация эйвана на наиболее благоприятную сторону, обычно на юг, решение интерьера комнаты с применением многочисленных ниш — тахча или джамухадан, полок — ирэф или лэмэ, каминов — бухары и т. д. Эти черты народного жилья в условиях различных районов получают ту или иную трактовку и значимость в структуре дома.
Один из дифференцирующих признаков народного жилища по районам — их различная конструктивная характеристика. Купольное перекрытие в жилье Ганджи, сводчатое перекрытие в апшеронском, плоское перекрытие в низменных и, наконец, скатное перекрытие в жилье нагорных районов значительно влияют на формирование архитектурного облика народного жилья отмеченных районов. Не менее разнообразны и конструкции стен. Тесаный камень, булыга, обожженный кирпич, кирпич-сырец представляют собой главнейший стеновой материал.
В период XVIII—XIX вв. в Азербайджане распространены следующие основные типы жилья: дома типа«карадам»; дома антового типа; купольные дома — «гюмбезли эв»; дома с однорядным расположением жилых помещений без эйванов (самостоятельную группу внутри этого типа составляют однорядные дома с «вестибюлями»); дома с двухрядным расположением жилых помещений.
Для домов типа карадам и купольных определяющим признаком является конструкция их перекрытий. Остальные же виды жилья различаются по характеру расположения жилых помещений и их взаимосвязи. Наиболее широко представлен антовый дом с эйваном. Этот тип народного жилья дает наибольшее количество разновидностей.
57. Куба. Жилой дом по Хачмасской улице. Фасад, планы |
58. Сел. Джары. Жилой дом у башни Чингиз-кала. Фасад, план, фрагмент фасада |
59. Жилые дома: 1 — Шеки. Жилой дом Гаджи Мустафа по ул. Низами, 35. Фасад, планы; 2 — Ордубад. Жилой дом по ул. Шаумяна, 13. Фасад, план; 3 — сел. Верхние Акулисы. Жилой дом Мамед Али. Генеральный план, фасад, план |
Прекрасные образцы актового типа домов сохранились в Кубинском, Шушинском, Закатальском и Шекинском районах (рис. 57—59). В Шеки, наряду с домами с эйванами, встречаются однорядные дома, в которых передняя стена комнат решается в виде широкого откидного окна-шебеке, позволявшего в летнее время превратить комнату в открытую веранду.
В Ордубаде сложился тип зажиточного дома полугородского типа. Такой дом отличается значительной сложностью плана и характерным взаиморасположением помещений. Организующим звеном плана таких домов обычно является «вестибюль» восьмиугольной, шестиугольной или редко прямоугольной формы. Из вестибюля входы ведут в основные составные части жилого дома. Количество внутренних входов в вестибюль иногда достигает пяти; один из них связывал вестибюль со двором. Доступ же в жилые помещения осуществляется как непосредственно из вестибюля, так и через двор. В первом этаже располагается часть жилых комнат и основные хозяйственные помещения. Условия затесненной застройки, небольшие размеры и случайная конфигурация участков привели к довольно большому числу вариантов решений.
Не менее характерным является в Ордубаде организация двора земельного участка. В условиях жаркого климата большое значение придается созданию в летнее время прохлады во дворе. Высокие глинобитные стены, изолируя дом от улицы, одновременно играют значительную роль в создании микроклимата, обеспечивая затенение части двора. На участке большинства домов имеются чешме — небольшие бассейны, углубленные в землю на 3—4 м. Спуск к чешме осуществляется по сводчатому лестничному проходу. Фруктовые деревья, виноградники, бассейн с проточной водой, чешме, ниши на внутренней стороне ограждающей стены создают уют и прохладу внутри дворов жилых домов. Устраиваются также специальные прохладные помещения — союгхана.
60. Ганджа (Кировабад): 1 — жилой дом по ул. Мясникова, 51. Фасад, разрез к планы; 2 — жилой дом по ул. Комсомольской, 24, разрез, планы, фасад |
В Кировабаде наибольший интерес вызывают жилые дома купольного типа, построенные в XVII—XVIII вв. (рис. 60). В зависимости от конфигурации плана перекрываемых помещений изменяется и характер купольных перекрытий. Квадратные в плане помещения перекрываются стрельчатыми куполами, а вытянутые прямоугольные — сводами двоякой кривизны с арками-нервюрами, опирающимися на продольные стены. Купола над квадратными помещениями средней части также укрепляются двумя нервюрами. Как купольные, так и сводчатые с двоякой кривизной конструкции в центре замыкаются вторым небольшим куполом. Происхождение вторых куполов, возможно, связано с наличием в наиболее древних домах данного типа световых отверстий, которые позднее, в связи с освещением помещений через окна, стали закрываться этими куполами.
Жилище Апшерона известно в основном по образцам сельского дома. Жаркое лето, отсутствие строительного леса, изобилие прекрасного камня-известняка и извести — вот те природные факторы, которые определили создание и развитие апшеронского народного жилища, влияли на сложение его своеобразных конструктивных и художественных черт. Обычно дом состоит из двух, реже трех жилых комнат, одна из которых, как правило, выделяется как парадная. Кухни и помещения для хозяйственных нужд и скота составляют единое целое с жилым домом, если не организуются в виде отдельной пристройки. Для Апшерона наиболее благоприятная ориентация не южная, как в других районах, а восточная и юго-восточная. Специфично для Апшерона и устройство кухни, которая в апшеронских домах в большинстве случаев является самостоятельной комнатой с очагом и тендиром.
Жилища Ленкоранского и прилегающих районов, принадлежащих к общей группе, именуемой Талыш, имеет ряд особенностей, характеризуясь в основном выделением летнего помещения в отдельно стоящее деревянное сооружение — лям. Сюда относятся жилые дома Ленкорани, Астары, Масаллов, Лерика и Ярдымлинского района.
Добавить комментарий