Архитектура Паганского государства IX–XIII вв.

Глава «Архитектура Бирмы. Архитектура Паганского государства IX–XIII вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Ожегов С.С.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


В архитектуре сооружений паганского периода отражены специфическая архитектоника бирманских построек, система декора, характерные приемы архитектурной обработки деталей; использовались монументальная живопись и скульптура. Многие из этих черт устойчиво сохранялись в течение последующих веков развития бирманского зодчества.

Ступы. Паганские ступы можно подразделить на два основных типа. Первый тип — ступы с квадратным реликварием, т. е. с характерным завершением в виде конуса или пирамидки, покоящейся на прямоугольном параллелепипеде, предназначенном для захоронения священных реликвий. Второй тип — верхнебирманские ступы, без квадратного реликвария.

Среди паганских ступ встречаются гигантские сооружения высотой до 50 м, являющиеся центрами больших храмовых комплексов, отдельно стоящие ступы высотой от 3—4 м и выше и, наконец, многочисленные небольшие ступы, входящие в архитектурную композицию крупных построек.

Развитие бирманских ступ шло по линии все большего усложнения основания и венчающей части. Колокол постепенно приобретал изысканный отточенный профиль. В Нижней (южной) Бирме получили развитие утонченные, вытянутые вверх формы ступ. Для Верхней (северной) Бирмы стали характерными массивные, несколько приземистые ступы с сильно развитым основанием и конусообразным завершением.

8. Основные типы бирманских ступ и их детали. Слева — нижнебирманская ступа (Шведагон), справа — верхнебирманская ступа (Мингалазеди), приведенные к одной высоте. А — трехступенчатое основание; Б — колокол с основанием; В — «тюрбан»; Г — орнаментальный пояс из листьев лотоса; Д — «бутон банана»; Е — зонт; Ж — флюгер; 3 — шар или «алмазный бутон»
8. Основные типы бирманских ступ и их детали. Слева — нижнебирманская ступа (Шведагон), справа — верхнебирманская ступа (Мингалазеди), приведенные к одной высоте. А — трехступенчатое основание; Б — колокол с основанием; В — «тюрбан»; Г — орнаментальный пояс из листьев лотоса; Д — «бутон банана»; Е — зонт; Ж — флюгер; 3 — шар или «алмазный бутон»

На протяжении нескольких веков выработались и традиции орнаментального декора ступ (рис. 8).

Ступа Сапада XII в. [В подавляющем большинстве названия храмов и ступ относятся к XIX—XX вв. Первоначальные названия обычно утрачены.], относящаяся к первому типу, находится в поселке Ньяун У в пяти километрах северо-восточнее Пагана (рис. 9). Ступа стоит в центре квадратной платформы, обнесенной невысокой кирпичной стеной. Небольшие размеры колокола по отношению к размерам всей ступы характерны для бирманских ступ вообще.

Ступы первого типа составляют лишь небольшую часть паганских ступ. Большинство же ступ относится к верхнебирманскому типу. Основой формирования этого типа следует, по-видимому, считать простейшие сооружения, подобные упомянутым выше ступам Таякетаи. Вытянутый яйцеобразный абрис отличает их от традиционных полусферических ступ древней Индии и Цейлона.

Ступа Локананда (рис. 10), построенная в 1059 г., одна из ранних, полностью сформировавшихся верхнебирманских ступ. Трехступенчатое восьмигранное основание имеет круговой обход по верху каждой ступени. На две нижние ступени ведут четыре лестницы, ориентированные по странам света. Такие лестницы — специфическая особенность верхнебирманских ступ. Вдоль подпорных стен каждой ступени идет ряд квадратных нишек, в которых размещались терракотовые барельефы, иллюстрирующие сцены из джатак.

9. Паган. Ступа Сапада 10. Паган. Ступа Локананда, 1059 г.
9. Паган. Ступа Сапада 10. Паган. Ступа Локананда, 1059 г.
11. Паган. Ступа Мингалазеди, 1284 г. 12. Паган. Швезигон. Центральная ступа
11. Паган. Ступа Мингалазеди, 1284 г. 12. Паган. Швезигон. Центральная ступа
13. Паган. Храмовый комплекс Швезигон 13. Паган. Храмовый комплекс Швезигон

Колокол Локананды слегка вытянут вверх, что характерно для многих ранних паганских ступ. Колокол декорирован растительным орнаментом. Такие орнаментальные пояса на колоколах ступ распространены в Бирме повсеместно.

Как и все бирманские ступы, Локананда увенчана зонтом («ти») [Описанное бирманское «ти» имеет более позднее происхождение, по-видимому, около XVII—XVIII вв. В начальный период ступы завершались «бутоном банана» (см. рис. 8).]. Бирманское ти состоит из нечетного числа уменьшающихся колец, как бы нанизанных на центральный стержень. Кольца из железных полос богато орнаментированы и позолочены. К ним подвешивают колокольчики. Ти символизируют богатство и значимость постройки, поэтому их часто инкрустируют драгоценными камнями. Размеры ти зависят от размеров ступы. На вершине стержня, служащего основой ти, всегда укреплен флюгер (хнемьяна) и над ним шар или бутон (сейнбу). Оба эти элемента позолочены и часто украшены драгоценностями.

Мингалазеди, построенная в 1284 г. (рис. 11), также служит примером верхне-бирманской ступы, она почти не тронута временем и «поновлениями» неумелых монахов-реставраторов. Высота ее более 45 м. Четыре крутые лестницы ведут на три квадратных уступа основания. Каждый уступ обнесен невысоким зубчатым парапетом и украшен квадратными терракотовыми табличками с барельефами, размещенными в небольших нишах. На углах двух уступов установлены характерные для Верхней Бирмы небольшие декоративные ступы, сделанные в форме священного сосуда «каласа». На верхнем уступе с восьмигранным постаментом колокола поставлены четыре ступы обычного типа.

Колокол и завершение ступы Мингалазеди отличаются от ступы Локананды лишь большей проработанностью и отточенностью формы. Как и все паганские ступы, Мингалазеди облицована кирпичом и покрыта штукатуркой с декоративной резьбой.

Мингалазеди почти полностью воспроизводит форму и размеры центральной ступы Швезигона, крупнейшего храмового комплекса Пагана, построенного в 1084—1113 гг. (рис. 12). Центральная ступа Швезигона, украшенная богаче, чем Мингалазеди, и позолоченная, окружена рядом «райских деревьев», напоминающих увеличенное ти. За круговым обходом размещается ряд культовых построек, среди которых важнейшими являются четыре небольших кирпичных храма обычного паганского типа. Они расположены по осям симметрии комплекса в соответствии со странами света. Сооружения комплекса представляют собой компактную группу в центре квадрата, обнесенного кирпичной стеной (рис. 13). Четверо ворот в стене увенчаны павильонами с гигантскими фигурами чинтэ.

14. Планы храмов Пагана и Таякетаи: 1 — Питакатан; 2 — Упалитейн; 3 — Шинбинтальян; 4 — Ананда; 5 — Локатэпа; 6 — Нагайон; 7 — Чауку Умин; 8 — Табьинью; 9 — Бебе (Таякетая); 10 — Лемьетна (Таякетая) (правый масштаб для Ка 4, 6, 7 и 8)
14. Планы храмов Пагана и Таякетаи: 1 — Питакатан; 2 — Упалитейн; 3 — Шинбинтальян; 4 — Ананда; 5 — Локатэпа; 6 — Нагайон; 7 — Чауку Умин; 8 — Табьинью; 9 — Бебе (Таякетая); 10 — Лемьетна (Таякетая) (правый масштаб для Ка 4, 6, 7 и 8)
15. Разрезы храмов Пагана: 1 — Упалитейн; 2 — Шинбинтальян; 3 — Питакатай; 4 — Локатэпа; 5 — Нагайон; 6 — Ананда; 7 — Чауку Умин, 8 — Табьинью (правый масштаб для № 5, 6, 7 и 8).
15. Разрезы храмов Пагана: 1 — Упалитейн; 2 — Шинбинтальян; 3 — Питакатай; 4 — Локатэпа; 5 — Нагайон; 6 — Ананда; 7 — Чауку Умин, 8 — Табьинью (правый масштаб для № 5, 6, 7 и 8).

Четкость и лаконичность решения Швезигона и мастерство выполнения отдельных сооружений ставят его в число лучших образцов средневекового бирманского зодчества.

Храмы. При всем разнообразии многочисленных паганских храмов, построенных в X—XIII вв., по композиционным признакам их можно разделить на два основных типа, развивающих и дополняющих первые известные храмы Таякетаи — Лемьетна и Бебе (рис. 14). К первому типу можно отнести храмы, венчающая часть которых покоится на массивном центральном столбе, ко второму — храмы, венчающая часть которых размещается над сводчатым залом (рис. 15).

Прототипом бирманского храма были, по-видимому, пещерные святилища в склонах холмов или гор. Они использовались в качестве монашеских жилищ и для религиозных церемоний. С течением времени пещерные святилища увеличивались за счет пристройки коридоров, а затем и более обширных помещений к склону холма.

16. Паган. Пещерный храм Чауку Умин, кон. XI в. 17. Паган. Храм Ананды, 1091 г.
16. Паган. Пещерный храм Чауку Умин, кон. XI в. 17. Паган. Храм Ананды, 1091 г.

В конце XI в. в районе Ньяун У был сооружен наиболее развитый из пещерных храмов Пагана — Чауку Умин (рис. 16).

Снаружи храм имеет вид огромного куба, приставленного к холму. Завершают храм два уступа с обходными террасами и небольшой ступой. Обширный зал перекрыт сомкнутым сводом. Из зала в глубину холма ведут узкие и невысокие пещеры- коридоры. По оси входа спиной к откосу холма в зале поставлена гигантская статуя сидящего Будды.

Чауку можно отнести к тому типу пещерного храма, который лег в основу двух ведущих типов храмов древнего Пагана. Развитие храмов первого типа шло по пути обстройки центрального монолитного массива сводчатым коридором и создания центрических композиций с двумя подчеркнутыми осями симметрии. В таких храмах обычно находились четыре объекта поклонения — статуи последних будд: Какусанды, Конагаманы, Кассапы и Гаутамы. Статуи размещались по осям четырех входов, ориентированных по странам света, и прислонялись спинами к массивному столбу в центре храма. Небольшие залы перед статуями соединялись обходным коридором. Вероятно, в качестве центрального массива вначале использовались ступы, к которым и пристраивались коридоры и помещения со статуями.

Если отодвинуть храм Чауку от холма и заменить склон холма стеной, получится второй тип храма с центральным внутренним пространством. В этом случае здание имеет одну ось симметрии, один вход и одну статую Будды, прислоненную к стене зала, противоположной входу. Храмы такого типа имеют небольшой вестибюль при входе, находящийся на одной оси восток — запад с центральным залом. В развитых храмах этого типа центральный зал нередко окружается дополнительным сводчатым коридором.

Наиболее развитым центрическим храмом, созданным в Бирме, может служить храм Ананды (рис. 17), построенный в 1091 г. Он расположен вблизи стен Пагана, в центре квадратного участка размером 175 × 175 м. Площадка обнесена кирпичной стеной с декоративными воротами в центре каждой из четырех сторон.

Сложная на первый взгляд структура храма сводится к следующей схеме. Центр занят массивным столбом размером около 25 × 25 м. В столбе, у его основания, имеются четыре большие ниши, в которых стоят 12-метровые статуи будд. Вокруг центрального массива идут два концентрических коридора шириной по 2 м со стенами толщиной до 4 м. Главный объем в виде параллелепипеда размером в плане 55 × 55 м образует нижнюю ступень уступчатой композиции храма. Выше размещаются еще пять ступеней, служащих основанием для кунтауна с золоченой ступой на вершине [Кунтаун — вытянутая квадратная усеченная пирамида с закругленными гранями, венчающая большинство бирманских храмов. Ведет свое происхождение от индийской шикхары.] и украшенных ширинками с зелеными поливными изразцами, на которых изображены сцены из джатак. Общая высота храма достигает 51,5 м. По углам ступеней установлены небольшие ступы или фигуры чинтэ. Свет проникает в храм через окна, расположенные друг против друга в стенах обоих коридоров. Для освещения статуй будд во втором уступе устроены специальные наклонные окна-тоннели. Мерцающий свет, идущий из невидимого источника и освещающий головы и плечи золоченых статуй, производит очень эффектное впечатление.

Храм имеет четыре входных вестибюля, расположенных по осям симметрии с каждой стороны храма. Из вестибюлей четыре прохода ведут к статуям Будды.

Обычно главный вход в храм бирманцы ориентировали на восток, но нередко, как в храме Ананды, на запад или другую сторону света. Неизменными оставались лишь общие принципы ориентации фасадов храмов строго по сторонам света.

Центрические храмы типа Ананды в Пагане немногочисленны. Здесь господствует тип храма с одной доминирующей осью и с залом, увенчанным кунтауном или ступой. По характеру объемно-пространственной композиции этот тип можно разделить на три основные группы.

К первой группе относятся простейшие по схеме храмы с одним небольшим залом, к которому со стороны входа примыкает род вестибюля, еще меньшего по размерам, чем сам зал. К числу храмов этой группы, наиболее многочисленной в Пагане, принадлежат Локатэпа, Нандаманья, Пьятонзу и др. Такие храмы стоят обособленно или входят в качестве составной части в крупные храмовые комплексы, как, например, комплекс Швезигона.

Ко второй группе относятся храмы, центральный зал которых окружен коридором и входной вестибюль примыкает уже не непосредственно к залу, а к коридору. Храмы этой группы, напоминая по своей структуре простейшие храмы, имеют, однако, значительные размеры (храмы Нагайон, Патотамья, Кубъяуджи и др.).

Третью группу составляют двухэтажные храмы, называемые иногда «гигантскими». Структура таких храмов наиболее сложна, высота их достигает 50—60 м. «Гигантских» храмов в Пагане считанные единицы. Они имеют в первом этаже центральный массив, окруженный коридором, и четыре входа, один из которых, с обширным вестибюлем, является главным. Второй этаж, размещенный на центральном массиве первого, близок к осевому типу храма с центральным внутренним пространством и вестибюлем. «Гигантские» храмы стоят в центре храмовых комплексов, окруженных стенами с воротами.

18. Паган. Храм Локатэпа, нач. XII в.
18. Паган. Храм Локатэпа, нач. XII в.
19. Паган. Храм Нагайон, 1084 г.
19. Паган. Храм Нагайон, 1084 г.

Одним из наиболее интересных образцов храмов первой группы может служить Локатэпа, что означает «Украшающий Вершину Мира» (рис. 18). Размеры его в плане 10 × 15 м, высота около 16 м. Основной объем представляет почти правильный куб, увенчанный кунтауном, стоящим на трехступенчатом основании. Мощные, почти двухметровые стены поддерживают сомкнутый свод центральной капеллы со скульптурой сидящего Будды. Стены и своды капеллы и примыкающего к ней небольшого вестибюля покрыты росписями, сделанными темперой по штукатурке, изображающими сценки из джатак, персонажей буддийской мифологии, фигуры 28 последних будд. Росписи, как и сам храм, относятся к началу XII в. Своды покрыты орнаментальными рисунками. Храм освещается тремя окнами. В толще западной стены идет лестница, ведущая на террасу, находящуюся над вестибюлем. Снаружи храм имеет традиционную систему декора с пилястрами на углах, богато декорированным входом, наличниками окон и венчающей частью. Стены были покрыты штукатуркой, украшенной орнаментальной резьбой. Значительные фрагменты ее сохранились и сейчас.

Храм Нагайон, принадлежащий ко второй группе (рис. 19), расположен в 4 км к югу от города Пагана. Храм был построен на рубеже XI и XII вв. в честь фантастического дракона-змея Наги.

Храм находится в центре участка размером 110 × 125 м, обнесенного кирпичной стеной с четырьмя воротами. Главная ось направлена с севера на юг.

Основной объем храма имеет в плане размеры 25 × 29 м. Три ступени его завершаются традиционным кунтауном со ступой. С севера к нему пристроен вестибюль с единственным входом. Из вестибюля арочный проход ведет в широкий, почти трехметровый, светлый коридор и дальше в относительно небольшой центральный зал, освещенный тремя окнами в своде, со скульптурой стоящего Будды. В интерьерах сохранились фрагменты стенных росписей и древние барельефы.

Обмерные чертежи Нагайона показывают, что его силуэт довольно точно следует композиции внутренних пространств. Конструкции здания массивны, но вместе с тем распределениё основных масс материала говорит о практическом знании строителями законов работы клинчатых сводов и их систем.

Самый крупный в Пагане «гигантский» двухэтажный храм третьей группы — храм Табьинью или «Всезнающий» (рис. 20) — был построен в юго-восточной части города в 1144 г. Длина его вдоль главной оси восток — запад 77 м и высота 63 м. Первый ярус храма состоит из огромного сплошного массива в центре, вокруг которого идет галерея-коридор с четырьмя входами. Перед главным восточным входом расположен обширный вестибюль, из которого сквозь толщу центрального массива идет широкая фронтальная лестница, расходящаяся затем в стороны и выходящая на площадку перед помещениями второго яруса. Кроме основной обходной галереи в первом ярусе храма был еще один антресольный коридор, служивший жилищем для монахов.

Второй ярус храма по своей структуре напоминает храмы типа Нагайона с центральным залом и обходной галереей, к которой с востока пристроен вестибюль. Этот ярус имел уже только культовое назначение. Лестница в толще стен вела на антресольную галерею второго яруса, где размещалась библиотека. Оба яруса имеют характерный уступчатый силуэт. Храм увенчан кунтауном с небольшой ступой на вершине.

Как и в других «гигантских» храмах, в Табьинью, несмотря на большую выразительность и разнообразие интерьеров, достигаемые умелым чередованием широких и узких лестниц, полутемных коридоров и светлых залов, огромная масса материала преобладает над внутренним пространством. Совершенно иное впечатление оставляют храмы типа Локатэпы и Нагайона, где пространство храма имеет доминирующее значение, и даже коридоры выглядят как своеобразные анфилады залов.

Говоря о бирманских буддийских храмах, не следует забывать, что они не предназначались для каких-либо церемоний, например, проповедей, богослужений и т. п., связанных с большим скоплением народа. Храм предназначался лишь для хранения в нем священных статуй, реликвий и индивидуального поклонения им. В больших помещениях просто не было надобности. Поэтому даже самый крупный из залов Пагана, зал Нагайона имеет площадь всего около 65 м². Зато огромная 16-метровая высота его создает поистине величественное впечатление.

Отсутствие необходимости создавать обширные пространства перед предметом культа вызвало к жизни еще один любопытный тип храма, представленный в Пагане храмами Шинбинтальян [Или Шветальян — собирательное название для храмов со статуей лежащего Будды.] (рис. 21) и Мануха, построенными в XI в. Это храмы, в которых почти все внутреннее пространство заполнено гигантскими статуями Будды, а сами здания — лишь своеобразные футляры для статуй. Так, в Шинбинтальяне — одна статуя лежащего Будды длиной 21 м, а в храме Мануха — четыре статуи Будды, три сидящих и одна лежащая. Снаружи помещение для каждой статуи выделено в отдельный объём.

Особое место среди архитектурных памятников Пагана занимают два здания: Упалитейн и Питакатай. Тейны или залы служат для торжественных церемоний посвящения в духовные звания. Чаще всего они возводятся в Бирме в виде легких деревянных построек на территории монастырей или храмовых комплексов. Капитальные здания тейнов встречаются крайне редко. Паганский Упалитейн (рис. 22), построенный в середине XIII в. и названный в честь монаха Упали, следует отнести к числу уникальных сооружений бирманской архитектуры.

20. Паган. Храм Табьинью, 1144 г. На первом плане — руины древних стен Пагана 21. Паган. Храм Шинбинтальян. Интерьер
20. Паган. Храм Табьинью, 1144 г. На первом плане — руины древних стен Пагана 21. Паган. Храм Шинбинтальян. Интерьер
23. Паган. Упалитейн. Фрагмент интерьера. Росписи XVII в.
22. Паган. Упалитейн, середина XIII в. 23. Паган. Упалитейн. Фрагмент интерьера. Росписи XVII в.
24. Паган. Питакатай, 1058 г. 25. Паган. Руины монастыря Нандаманья
24. Паган. Питакатай, 1058 г. 25. Паган. Руины монастыря Нандаманья

Это небольшое сооружение, расположенное на полпути от Пагана к Швезигону, поражает своим своеобразием и неповторимым изяществом. На кирпичной платформе, слегка приподнятой над землей, стоит прямоугольник стен размером 13,5 × 7 м, перекрытый сомкнутым сводом. С торцов свод прикрыт двумя богато орнаментированными фронтонами, между которыми по скатам крыши протянулись ряды декоративных зубчатых гребней. Центр крыши увенчан небольшой ступой. В середине каждого фасада расположен портал. Живописные неровности стен и обломов, мягкие формы деталей и орнаментов придают особое очарование этому памятнику, композиция которого в целом говорит о незаурядном таланте его строителя.

Интерьер Упалитейна разделен поперечной стенкой в отношении 1:5. К стенке с двух сторон прислонены сидящие фигуры Будды. Все стены и своды покрыты сочными яркими росписями, относящимися к рубежу XVII и XVIII вв. Сцены из жизни 28 будд дополняются подробностями бирманского придворного быта, изображениями животных и растений (рис. 23).

Подобно Упалитейну, Питакатай является уникальным для Бирмы образцом капитального здания библиотеки священных текстов. Питакатай (рис. 24) был построен в 1058 г. для хранения буддийских рукописей Питак. В 1763 г. Питакатай был реставрирован. Библиотека стояла в центре города, вблизи королевского дворца. Квадратное в плане здание размером 15,5x15,5 м завершается многоярусной крышей высотой около 18 м, напоминающей крыши монастырских, дворцовых и других бирманских деревянных зданий. Питакатай — одна из построек, где можно проследить связь между деревянным и кирпичным зодчеством Бирмы.

В центре здания находится небольшой квадратный зал, окруженный коридором, освещенным с трех сторон маленькими квадратными окнами. Три богато декорированные крыльца ведут на восточную террасу, расположенную перед входом в здание. Как и в Упалитейне, наиболее богатое декоративное решение получили крыша и входная часть.

В Пагане можно встретить руины десятков кубообразных кирпичных сооружений, некогда входивших в состав больших монастырских комплексов (рис. 25). Чаще всего это двухэтажные постройки с массивными стенами и сводчатыми перекрытиями. Размеры сторон их в плане не превышают 10—11 м. Эти кирпичные здания в монастырях служили местом хранения ценностей и жилыми помещениями, так как были устойчивы против пожаров и сохраняли прохладу даже в самое жаркое время дня.

Детали зданий и декор. При всем многообразии декоративного убранства паганских храмов можно выделить некоторые характерные традиционные приемы, которыми пользовались зодчие древнего Пагана. Стены основных объемов паганских храмов покрывались гладкой штукатуркой. Они стояли на сильно развитом цоколе и увенчивались профилированным карнизом. В профилях цоколей и карнизов преобладали полки и полувалы, чаще всего кратные размерам кирпича, за исключением мелких промежуточных профилей. Часто встречаются прямые и обратные гуськи. Стены украшались пилястрами. Пропорции пилястр — самые различные. Капитель и база обычно представляли зеркальное отражение друг друга. Непременными их деталями являются прямоугольного профиля «плинт» (или «абака» в капители) и отделенный от него глубоко утопленной полкой уплощенный полувал, соединенный со «стволом» пилястры несколькими мелкими промежуточными обломами. «Плинты» и «абаки» обычно имеют на углах выступающие вверх (или вниз) плоские каплевидные элементы, чрезвычайно характерные для бирманского архитектурного декора.

26. Паган. Храм Тиломинло. Фрагмент 27. Паган. Храм Локатэпа. Скульптура Будды на фоне росписей XII в.
26. Паган. Храм Тиломинло. Фрагмент 27. Паган. Храм Локатэпа. Скульптура Будды на фоне росписей XII в.
Паган. Храм Тиломинло. Наличник восточного портала. 1218 г.
Паган. Храм Тиломинло. Наличник восточного портала. 1218 г.

Обломы цоколей и карнизов, капители, базы и стволы пилястр (рис. 26) в ряде памятников покрыты орнаментами, вырезанными в штукатурке.

Орнаментальной резьбой, примыкавшей к цоколям и карнизам, украшались часто и узкие ленты плоскостей стен. К цоколю обычно примыкала лента треугольников, обращенных вершинами вверх и сплошь покрытых резьбой. Под карнизом вырезали род гирлянды.

Обработка стен, напоминающая своеобразную ордерную систему, встречается практически во всех паганских храмах. Интересно, однако, что пилястры, стоящие не на углах и не в местах раскреповок, а просто на гладкой стене, очень редки. Нет в Пагане и образцов двухъярусного ордера. При горизонтальном членении стены горизонтальные тяги проходили только в простенках между пилястрами, как например, в храмах Ананды и Табьинью.

Характерной для бирманского зодчества является обработка порталов, наличников окон и фронтонов (см. вклейку). Порталы и наличники состоят из двух пилястр, на которых лежит род фронтона, называемого по-бирмански сэле, состоящего из поддерживающего пояса сложной криволинейной формы и венчающей части из сильно вытянутых вверх элементов, напоминающих листья. Наличники обычно украшены богатой орнаментальной резьбой по штукатурке. В орнаменте поддерживающего пояса часто изображали крокодилов или драконов. В венчающий лист иногда помещалась фигура божества. При сохранении общих принципов построения портала и наличника их декор бесконечно варьировался.

Оконные проемы в паганских храмах заполнялись кирпичной решеткой, чаще всего с крестообразными отверстиями в размер кирпича. Иногда проемы заполняли каменными или керамическими решетками с отверстиями круглой или каплеобразной формы. Решетки обеспечивали хорошую циркуляцию воздуха и освещение интерьера, не давая в то же время возможности влезть в окно.

Построение фронтона, замыкавшего двускатную крышу храма, в принципе не отличается от построения наличника. В связи с большими размерами фронтонов несколько укрупнялись их детали и увеличивалось количество промежуточных элементов. Тимпан фронтона отделялся от плоскости стены горизонтальной тягой, проходившей между капителями пилястр.

В паганский период выработалась и своеобразная форма каменного крыльца. Поручни лестницы крыльца заканчивались внизу своеобразными скульптурными формами, напоминающими форму крайних элементов бирманского фронтона с характерным наружным профилем, похожим на большой гусек.

Особое место в системе декора паганских храмов занимает их венчающая часть. Иногда в качестве венчающего элемента применялась ступа, но чаще — характерная форма кунтауна с небольшой вытянутой ступой на вершине. Четкая система горизонтальных членений углов кунтауна контрастирует в нем с гладкими плоскостями центра.

Скульптура и живопись в архитектуре Пагана. Обязательной частью бирманского буддийского храма является скульптура. Прежде всего это основная статуя Будды, замыкающая главную ось храма (рис. 27). В храмах с центральным столбом таких «основных» статуй бывает четыре. Статуи Будды были ярко раскрашены, в более богатых храмах их покрывали позолотой, украшали драгоценными камнями. Основным материалом для статуй были оштукатуренный кирпич или камень. Реже встречаются большие главные статуи из дерева, мрамора или металла.

В Бирме сформировалась национальная школа культовой монументальной скульптуры. Паганские статуи Будды носят ярко выраженные иконографические черты этой школы.

Помимо главной статуи в храмах размещалось много других скульптурных изображений подчиненного характера. Барельефы и скульптуру из пантеона буддийских святых располагали у основания главной статуи или в специально сделанных нишах в стенах. Статуи фантастических стражей в облике людей и животных включались в композицию входа с двух его сторон.

В композиции интерьеров паганских храмов большое значение играла монументальная живопись темперой по сухой штукатурке. Росписи в храмах занимают все пространство стен и сводов. Сюжетами их являются житие будды Гаутамы, сцены из джатак, изображения 28 последних будд, геометрический и растительный орнамент, буддийская символика. Стены на высоту до 1 м от пола и своды покрывались орнаментальной росписью.

***

Зодчество древнего Пагана оказало огромное влияние на весь ход развития архитектуры Бирмы. В Пагане впервые были разработаны такие архитектурные сооружения, как квадратный город, характерная бирманская ступа, различные типы храмов. Многие достижения зодчих древнего Пагана помогли последующим поколениям бирманских мастеров создать великолепные памятники монументального искусства в Рангуне, Пегу, Проме, Мандалае и других городах Бирмы.

Время не сохранило ни одной деревянной постройки древнего Пагана, но, несомненно, уже в те далекие времена существовали величественные деревянные здания. Об этом свидетельствуют деревянные детали древних храмов, украшенные резьбой, изображения деревянных построек в росписях паганских храмов и, наконец, следы примыкания многоярусных крыш на древних зданиях монастырей, воспроизводящие во всех подробностях структуру древних деревянных пристроек.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)