Архитектура Бирмы I–XIX вв. Градостроительство

Глава «Архитектура Бирмы» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Ожегов С.С.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Бирма — многонациональное государство, складывавшееся на протяжении ряда веков. Более трех четвертей ее двадцатишестимиллионного населения составляют бирманцы — нация, занявшая ведущую роль в создании культуры страны. Формирование первых известных государств Пью и Монов на территории современной Бирмы относится к первым векам н. э.

В IX—XIII вв. значительная часть современной территории Бирмы входила в состав раннефеодального Паганского государства. Архитектура этого периода достигла высокого расцвета и была связана с общим культурным расцветом страны.

В конце XIII в. Паганское государство распалось, и последующий период бирманской истории может быть условно назван периодом феодальной раздробленности.

В середине XVIII в. Бирма вновь была объединена под властью королевской династии Конбаунов, окончившей свое существование после завоевания страны английскими колонизаторами в конце XIX в.

Схематическая карта Камбоджи, Бирмы, Таиланда, Лаоса и Вьетнама
Схематическая карта Камбоджи, Бирмы, Таиланда, Лаоса и Вьетнама

Затянувшийся в Бирме период феодализма наложил определенный отпечаток и на характер развития архитектуры, формы которой почти не менялись в течение мно¬гих веков. Консерватизм форм бирманского зодчества был связан и с буддийскими канонами строительства культовых зданий, практически не менявшимися.

Основным строительным материалом в стране были дерево различных сортов и бамбук, использовавшиеся при возведении большинства гражданских и многих культовых зданий. Не менее важным материалом был плоский, часто квадратный обожженный кирпич, применявшийся иногда в сочетании с известняком или песчаником. Кирпич тщательно притесывали по месту и укладывали на известковом растворе или специальном растительном клее. Развитая техника кирпичной кладки с клинчатыми сводами была известна в Бирме уже в первых веках н. э.

Градостроительство

Историю бирманских городов можно проследить со времени государств Пью в среднем течении Иравади и Монов в районе рек Салуина и Ситанга. Оба государства, названные по имени населявших их народов, существовали в I—VIII вв. и оставили ряд памятников градостроительного искусства, к сожалению, представляющих сейчас развалины (рис. 1).

1. Планы городов Бирмы: Паган. 1 — ступа Сапада; 2 — храм Чауку-Умин; 3 — храмовый комплекс Швезигон; 4 — Упалитейн; 5 — храм Тиломинло; 6 — храм Ананды; 7 — городские ворота Сараба; 8 — Питакатай; 9 — храм Табьинью; 10 — храм Годопалин; 11 — ступа Мингалазеди; 12 — храм Локатэпа; 13 — храм Шинбинтальян; 14 — ступа Швезандо; 15 — храм Дхаммаянджи; 16 — храм Суламуни; 17 — храм Манухи; 18 — храм Нагайон; 19 — ступа Локананда. Мандалай, XIX в.: 1 — комплекс зэятов; 2 — храмовый комплекс Сандамуни; 3 — храмовый комплекс Кутодо; 4 — монастырь Атумаши; 5 — монастырь Швенандо
1. Планы городов Бирмы: Паган. 1 — ступа Сапада; 2 — храм Чауку-Умин; 3 — храмовый комплекс Швезигон; 4 — Упалитейн; 5 — храм Тиломинло; 6 — храм Ананды; 7 — городские ворота Сараба; 8 — Питакатай; 9 — храм Табьинью; 10 — храм Годопалин; 11 — ступа Мингалазеди; 12 — храм Локатэпа; 13 — храм Шинбинтальян; 14 — ступа Швезандо; 15 — храм Дхаммаянджи; 16 — храм Суламуни; 17 — храм Манухи; 18 — храм Нагайон; 19 — ступа Локананда. Мандалай, XIX в.: 1 — комплекс зэятов; 2 — храмовый комплекс Сандамуни; 3 — храмовый комплекс Кутодо; 4 — монастырь Атумаши; 5 — монастырь Швенандо

Из городов Пью больше других исследованы Таякетая, известный также как Шрикшетра, Старый Проме или Хмоза (по названию современной деревни) и Пейтано (бирманское имя Вишну). Оба города были построены в бассейне Иравади, у границы засушливой зоны. Лишь небольшая часть их обширной территории находилась под застройкой. Эти города занимали значительную территорию, окруженную кирпично-земляными стенами. Таякетая имеет форму неправильного эллипса с размерами осей 4,5 и 4 км. Стены окружали его в один, два, а на отдельных, наиболее опасных участках и в три ряда. Пейтано в плане приближается к квадрату со сторонами около 2,8 км и окружен одним рядом стен. В центрах обоих городов отчетливо видны прямоугольные в плане развалины дворцов. Раскопки в городах производились фрагментарно, поэтому не удалось детально реконструировать их застройку и оборонительные сооружения.

Города Пью были скорее своеобразными укрепленными районами, жители которых возделывали рис, горох, арахис и занимались животноводством. Под контролем городов находились близлежащие сельскохозяйственные районы, но в случае осады население могло уйти под защиту стен и даже обеспечить себя необходимым продовольствием.

Города Монов существенно отличались от городов Пью. Они имели форму прямоугольников. Дворец размещался вблизи геометрического центра на длинной оси север — юг. Размеры крупнейшего из монских городов Татона — 2,4 × 1,3 км. Территория города была обнесена двойным рядом кирпично-земляных стен. Снаружи к одной из коротких стен примыкала квадратная цитадель. Аналогичную композицию имел и другой монский город Пегу, размеры которого были меньше, чем Татона — 0,6 × 1,35 км. Татон и Пегу были цветущими торговыми портами на Андаманском море и вели оживленную торговлю с Индией.

2. Паган. Панорама города с храма Табьинью
2. Паган. Панорама города с храма Табьинью
3. Паган. Восточные ворота Сараба
3. Паган. Восточные ворота Сараба

В середине XI в. Монское государство вошло в состав Паганского королевства, возвышение которого началось еще в IX в. Столицей Паганского королевства был город Паган (рис. 2).

По свидетельству бирманских летописей, город Паган, остатки которого хорошо сохранились и сейчас, был основан в 849 г. Абрис его плана приближается к квадрату. Это первый известный «квадратный город» Бирмы.

План города и его ориентация сторонами строго по странам света были тесно связаны в Бирме с религиозными верованиями. Древние культы местных духов — охранителей «натов» и культ планет влияли на формы и ориентацию различных построек, начиная от простейшего жилища и кончая городом.

Город Паган — центр своеобразного градостроительного района, где на территории около 40 км² находится более 2300 построек X—XIII вв. Среди них есть гигантские храмы, достигающие 50—70 м высоты, и сотни небольших зданий.

В нескольких местах паганские постройки сконцентрированы в ясно видимые группы. В двух таких группах сохранились следы королевских резиденций.

В период расцвета Паган представлял собой сложное градостроительное образование с укрепленным центром. Прилегающие к нему части города, разделенные сельскохозяйственными угодьями с развитой системой ирригации, группировались вокруг наиболее крупных монастырей, храмов и храмовых комплексов, а также загородных королевских резиденций.

Собственно Паган был относительно небольшим городом, занимавшим территорию около 1,5 км² на берегу Иравади. Оборонительные сооружения Пагана представляли собой кирпичные стены с воротами и башнями, окруженные рвом. В Пагане сохранился уникальный памятник бирманской гражданской архитектуры IX в. — пилоны главных восточных ворот Сараба (рис. 3).

В центре города находился королевский дворец. Возможно, что город имел прямоугольную сеть улиц.

Композиция квадратного города получила дальнейшее развитие в период феодальной раздробленности в XIV—XVII вв. Планы столиц феодальных государств Таунгу, Пегу, Тенассерима и другие — это традиционная квадратная схема, применяемая в различных природных условиях. Планы городов этого периода приобретают форму почти правильного квадрата. Для городов выбирались строго горизонтальные площадки на берегах рек. Нередко особенности местности использовались в композиции города. Так, например, в Таунгу большое озеро стало органической частью городского ансамбля.

Размеры городов обычно были весьма внушительны. Новый Пегу, построенный рядом с древним монским городом того же названия, занимал территорию 2,6 × З км.

Бирманские градостроители XVIII—XIX вв. сохранили древние традиции строительства геометрически правильных городов. Ценнейшими памятниками этого периода были города Ава, Амарапура и Мандалай.

Основание Авы относят к 1365 г., ко времени царствования Шанской династии. В течение последующих 500 лет город неоднократно был столицей государства.

Он складывался на протяжении ряда веков. Архитекторы многих поколений развивали и совершенствовали его планировочную структуру.

В центре Авы, который условно можно назвать цитаделью, размещались королевский дворец, жилые дома высших военных и государственных чиновников, важнейшие государственные учреждения и постройки для стражи. Северная и южная стены прямоугольника цитадели были слегка выпуклыми в плане. Над стенами цитадели возвышались сорок четыре промежуточные башни, увенчанные остроконечными двухъярусными деревянными крышами на легких столбиках. Стены между башнями имели зубцы с полукруглым завершением. В цитадель вели трое ворот с восточной стороны и по двое ворот с остальных сторон. Городские ворота представляли собой два мощных пилона, увенчанных легким деревянным павильоном с трехъярусной крышей.

Основу уличной сети составляли улицы, пересекавшие город от ворот к воротам с севера на юг и с востока на запад. От центральных восточных ворот цитадели шла улица к главному входу в королевский дворец, расположенный симметрично относительно главной оси восток — запад. Королевский дворец состоял из многочисленных деревянных зданий, объединенных в единое целое системой переходов.

Территория города, где находились жилища основной массы населения, монастыри и многочисленные храмы, примыкала к цитадели с юга и запада и была обнесена кирпичной стеной без зубцов и башен. В город вели 16 ворот. Кроме стен, город был защищен реками Иравади, Мьингэ и рвом.

4. Амарапура. Стена и ров (фото конца XIX в.)
4. Амарапура. Стена и ров (фото конца XIX в.)

В 1782 г. король Бодопая решил перенести столицу. Для нового города была выбрана площадка в 10 км к западу от Авы. В короткий срок здесь был построен квадратный город-цитадель Амарапура. Южной стороной он примыкал к озеру Таутаман, вокруг которого выросли жилые районы. В противоположность стихийно сложившимся посадам, квадратная цитадель была построена в полном соответствии со сложившимися канонами бирманского градостроительства. Каждая сторона квадрата размером 1,6 × 1,6 км, ориентированная по странам света, имела трое ворот, размещенных на равном расстоянии друг от друга. Между воротами находились две башни. Башни размещались и по углам квадрата (рис. 4).

Все улицы ориентировались на ворота и башни, образуя геометрически правильную сетку квадратов. В центральном квадрате находился королевский дворец, занимавший около 1/4 территории цитадели. Широкий ров, окружавший город, имел не только оборонительное значение. Он предназначался еще для торжественных церемониальных процессий богато украшенных королевских барж. Мосты через ров были несколько сдвинуты с осей городских ворот для лучшей обороны города.

Архитектура основных сооружений Амарапуры (стены, ворота, дворцы), а также и зонирование города по социальным признакам были такими же, как и в Аве.

Город Мандалай был заложен предпоследним бирманским королем Миндоном в 1857 г. и стал столицей Бирмы в 1860 г. Для города была выбрана обширная ровная площадка размером 6 × 12 км к северу от Амарапуры, цитадель которой входила в систему оборонительных сооружений в южной части нового города. На северной границе новой столицы возвышался одинокий холм на равнинном берегу Иравади. По преданию, Будда, стоя на этом холме 2500 лет назад, показал место, где в будущем должна была быть построена самая величественная буддийская столица (рис. 5).

5. Мандалай. Вид на центральную часть города с холма
5. Мандалай. Вид на центральную часть города с холма
6. Мандалай. Башня и часть крепостной стены
6. Мандалай. Башня и часть крепостной стены

В композиции квадратной цитадели Мандалая не было ничего принципиально нового по сравнению с цитаделью Амарапуры. Был лишь увеличен размер цитадели в плане до 2 × 2 км, деревянные павильоны с многоярусными крышами-пьятта над воротами и башнями стен получили более богатое декоративное убранство (рис. 6), и на территории цитадели были разбиты королевские сады. Основные сооружения дворца перенесли из Амарапуры.

Квадрат цитадели с холмом и архитектурными комплексами, раскинувшимися на самом холме и у его подножия, стал основой городского ансамбля Мандалая. Схема квадратного города у подножия холма, увенчанного архитектурной доминантой, известна в истории градостроительства (Пекин). В Мандалае композиция города имела своеобразные черты. Здесь композиционная ось городского центра и дворца шла не с севера на юг, а с востока на запад, согласно бирманским канонам строительства городов. Эта ось не была единственной. Вторая ось композиции проходила вдоль главной восточной стены и завершалась на севере холмом, а на юге — парковым ансамблем королевских садов. О сознательном применении такой сложной живописной композиции говорит тот факт, что рельеф местности позволял разместить квадрат города произвольно по отношению к холму.

Между северной стеной города и подошвой холма располагалась группа сооружений различного назначения. Композиционным центром этой группы был своеобразный форум, представлявший собой систему площадей, образованную двумя перпендикулярными рядами зэятов — специфических сооружений, представляющих собой крышу, приподнятую на столбах.

Мандалайские зэяты были монументальными архитектурными сооружениями с толстыми тиковыми столбами и высокими двухъярусными кровлями, скупо украшенными резьбой. Многочисленный ряд зэятов вдоль северной стены образовывал величественную галерею, предназначавшуюся для специальных богословских экзаменов и монашеских диспутов. Храмовый комплекс Чаутауджи с пирамидальным храмом в центре и несколько других храмовых построек завершали композицию этой группы площадей.

С северо-востока к цитадели примыкали храмовые комплексы Кутодо и Сандамуни, также лежавшие у подножия холма. Ритмические ряды сотен небольших белых ступ этих комплексов контрастировали с деревом и позолотой зэятов и с многочисленными деревянными, декорированными резьбой монастырями, расположенными к востоку от цитадели.

Территория жилых районов города с многочисленными храмовыми комплексами, монастырями и зданиями городского рынка располагалась в основном к югу и западу от центра.

Расселение в городе производилось по профессиональному признаку. До сих пор в Мандалае существуют кварталы резчиков по дереву, каменотесов, жестянщиков, скульпторов и других ремесленников. Жилые дома были в подавляющем большинстве деревянными одно-, реже двухэтажными. Жилые районы были окружены валом и стеной. Остатки валов сохранились до наших дней.

Рассмотренные города относятся к разряду столичных. Их неотъемлемой частью были развитые комплексы королевских дворцов. В наиболее ранних городах Пью дворцы включались в общую систему застройки, а город в целом имел только одну систему укреплений. В монских городах, в частности в Татоне, в системе городских укреплений появляется обособленная цитадель, в дальнейшем превратившаяся в центральный район, города со своей системой укреплений. В центре такой цитадели находился королевский дворец. В Мандалае, наиболее развитом столичном городе, цитадель была полностью обособлена от внешних стен города.

Наряду со столичными городами в Бирме получили развитие города-крепости. В бирманской «Летописи Стеклянного дворца» упоминается о строительстве многочисленных укрепленных городков на окраинах государства, предназначенных для защиты от набегов соседних феодалов. Сохранились планы и рисунки одного из городов-крепостей XVIII в. — Рангуна. Небольшая, около 0,5 км, территория городка была обнесена частоколом из толстых тиковых бревен с мощными кирпичными воротами и окружена рвами. Аналогичную структуру имели и более ранние города-крепости — Пинле, Мекайя, Пинья и другие, расположенные в Центральной Бирме.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)