Архитектура Камбоджи второй половины X–XII вв.

Глава «Архитектура Камбоджи второй половины X–XII вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Проскурякова Т.С.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Со второй половины X в. до середины XII в. централизованное Ангкорское государство достигло наивысшего могущества. Оно занимало всю центральную и южную часть Индокитайского полуострова, на западе — нижнее течение реки Менам, монское царство Лаво и северную часть Малаккского полуострова до перешейка Кра. Это было время расцвета кхмерской архитектуры. Ангкор становится местом пребывания выдающихся ученых, поэтов, художников, зодчих, скульпторов, строителей Индокитая.

В X в. строительство развернулось как в центре, так и в провинциях, особенно северных. Строительство культовых и частично гражданских сооружений в большинстве осуществлялось из песчаника и латерита. Основные черты архитектурного стиля Камбоджи конца X в. наиболее ярко отразились в сооружениях Северного и Южного Клеангов, расположенных в центре столицы симметрично широтной оси Пхимеана- каса и входящих в дворцовый ансамбль Ангкора.

Лучше сохранился Северный Клеанг. Он состоит из четырех вытянутых залов, расположенных перпендикулярно друг другу и образующих прямоугольник внутреннего двора. Центральный зал длиной 20 и шириной 6 м имеет ложное трехнефное покрытие, создаваемое за счет утолщения и изгиба боковых стен центрального нефа, что специфично для кхмерской архитектуры. Со стороны главного входа центральный зал пересекает трансепт, образующий просторные входные вестибюли. Центральный зал, вероятно, служивший местом приемов короля, имел традиционный входной портал с декоративно окольцованными восьмигранными четко профилированными колоннами.

Освещение центрального зала двустороннее. Оконные обрамления и заполняющие окна балясины имеют четкий профиль. Умеренность декора, простота форм, совершенство пропорций и чистота линий обломов свойственны этому памятнику, являющемуся началом классики в кхмерском зодчестве.

18. Ангкор. Та Кео. X в. План
18. Ангкор. Та Кео. X в. План

Развитие храма-горы в культовой архитектуре завершилось появлением окружающих комплекс прасатов, концентрических галерей с башнями по углам и проездными павильонами-гопурами посередине каждой стороны галереи. Такое объемно-пространственное решение было применено в Та Кео. Это — пятиступенчатая пирамида с основанием 100x120 м и верхней платформой 47x47 м, возвышающейся над землей на 38 м (рис. 18). Расположение пяти венчающих башен аналогично размещению башен в Пре Рупе, но на втором нижнем ярусе расположены уже не отдельные сооружения, как в Пре Рупе, а окружающая ансамбль галерея.

В начале XI в. власть захватил Сурьяварман I, поддержанный приверженцами буддизма и вишнуизма, боровшимися против шиваитского засилья при дворе. Временной резиденцией короля был Пра Кхан. Город занимал площадь 25 км2 (5x5 км), обнесенную тройным поясом земляного вала с двумя рвами между ними по 250 м шириной каждый.

Сурьяварман I развернул большие строительные работы в Ангкоре. Вокруг Пхимеанакаса была выстроена латеритовая ограда, за стенами которой находились деревянные царский дворец и царские палаты. Богато орнаментированные дворцовые постройки венчали многоярусные крыши. Перед дворцовой стеной с внешней стороны была возведена каменная терраса длиной несколько сотен метров и шириной 50 м при высоте 6 м. Она служила трибуной на торжественных парадах, религиозных процессиях, смотре войск и во время народных гуляний. Башни храмов Та Кео и Пхимеанакаса были покрыты позолоченными пластинами, придававшими им праздничный вид.

Большое внимание уделялось гидротехническому строительству. Была создана дополнительная система каналов, водоемов и рвов вокруг столицы. На юго-западе столицы был вырыт крупнейший искусственный водоем — Западный Барей размером 8X2 км водоизмещением 60 000 000 м3. Западный Барей служил как для снабжения столицы водой в сухой сезон, так и для ирригации ангкорских рисовых полей. Сложная сеть каналов, рвов, укрепленных камнем, и простых сточных канав объединялась в замкнутую систему, берущую начало в верхнем течении реки Сием Реап с водосбросом в среднем ее течении.

Большие работы велись по реконструкции существующих ансамблей Пра Вихеара, Ват Пхоу, Неак Буо, Прасат Кхна Сен Кев и др. Из небольших групп разрозненных святилищ они превратились в крупные архитектурные ансамбли.

19. Пра Вихеар, IX-XII вв. 1 — план и разрез ансамбля; 2 — план центральной части ансамбля
19. Пра Вихеар, IX-XII вв. 1 — план и разрез ансамбля; 2 — план центральной части ансамбля

В горах Дангрек на отвесном обрыве высотой более 700 м живописно расположен ансамбль Пра Вихеар протяженностью более 800 м. В решении этого комплекса кхмеры особенно удачно использовали рельеф. Постепенный подъем к основным сооружениям ансамбля осуществлен рядом эспланад, прерываемых крестообразными портиками. Пять последовательно расположенных гопур отмечают перепад в рельефе. Центральный массив решен симметрично (рис. 19). Сооружение выделяет монументальность, суровая простота форм, сдержанность скульптурного оформления.

20. Пра Вихеар. Библиотека. Главный и боковой фасады, поперечный и продольный разрезы (реконструкция А. Парментье)
20. Пра Вихеар. Библиотека. Главный и боковой фасады, поперечный и продольный разрезы (реконструкция А. Парментье)

Главная часть ансамбля состоит из двух смежных дворов. Первый двор окружен галереей, окна которой выходят во двор. Центр двора занимает святилище — квадратный уступчатый прасат с портиками, пристроенными с трех сторон, и примыкающим с северной стороны залом. Во втором дворе расположены восьмиколонный зал, «библиотеки» и галерея (рис. 20).

Характерный для кхмерских городов принцип прямоугольно-центрической композиции наиболее ярко выразился в планировке столицы Яшодхарапуры (XI в.). Город (4x4 км) был окружен двойным кольцом оград с рвом между ними. Четыре главных магистрали отходили от главных входов храма. Центром Яшодхарапуры был храм Баппон — одно из крупных сооружений Ангкора.

Храм Баппон представлял пирамидальный комплекс, который ознаменовал новый этап в развитии кхмерской архитектуры. В отличие от Та Кео, где своды выложены из кирпича, галереи Баппона перекрыты ложным сводом из песчаника. К сожалению, применение деревянных балок и ригелей при строительстве Баппона, а также отсутствие необходимых связей между камнями губительно отразилось на сохранности Баппона, а позднейшие реставрации несколько изменили его первоначальный облик.

21. Яшодхарапура. Баппон, 1050—1066 гг. План
21. Яшодхарапура. Баппон, 1050—1066 гг. Фрагмент скульптурного убранства двери
21. Яшодхарапура. Баппон, 1050—1066 гг. План. Фрагмент скульптурного убранства двери

Главный подход к комплексу расположен с восточной стороны. К восточной гопуре подводит поднятая на колоннах дорога длиной около 200 м. Между наружной, ограждающей ансамбль стеной размером 425x125 м и основным объемом пятиярусной пирамиды (120x100 м) располагаются «библиотеки» симметрично основной широтной оси (рис. 21). Объем центральной части ансамбля решен компактно. Особый интерес представляет главная башня, возвышающаяся на 50 м над окружающим рельефом и некогда покрытая по деревянным стропилам и обрешетке пластинами из позолоченной меди. Скульптурное оформление Баппона имеет много общего с пластикой северного Клеанга, особенно растительный декор перемычек, колонн, обломов оснований. Характерно применение отдельных рельефных панно из песчаника на башнях и павильонах.

22. Ват Пхоу. План и разрез центральной части ансамбля
22. Ват Пхоу. План и разрез центральной части ансамбля

Комплекс Ват Пхоу расположен на лесистом склоне холма Пхоу Бассак. Он включает ряд прасатов, относящихся к VII в. В начале ансамбля расположен бассейн размером 200x600 м в направлении широтной оси храма. Между бассейном и главными сооружениями комплекса находятся две группы дворцовых строений, которые расположены симметрично широтной оси. Каждая группа состоит из четырех строений, обращенных главными галерейными залами к основной магистрали. Все четыре строения подняты на общем основании — террасе. За дворцом следует серия скульптурно оформленных эспланад и лестниц, ведущих к святилищам на верхней террасе. Двенадцать уступов верхней террасы величественно подводят к главному святилищу (рис. 22). Главное святилище представляет собой крестообразный в плане прасат, объединенный с вестибюлем и трехнефным залом. Комплекс Ват Пхоу выполнен из латерита и песчаника. Система эспланад роднит Ват Пхоу с Пра Вихеаром, но в отличие от последнего площадки и марши окружены зеленью; этим особенно привлекателен ансамбль Ват Пхоу.

Конец XI — начало XII в. были для архитектуры Камбоджи временем наивысшего расцвета. В этот период были созданы крупнейшие архитектурные ансамбли, явившиеся основой создания города как единого архитектурно организованного пространства.

Этот период знаменателен чудесным творением кхмеров — комплексом Ангкор Ват. До сих пор в народе сохранилось поверье, что строительство Ангкор Вата — дело рук божества. Грандиозные размеры ансамбля (длина около 1500 м, ширина 1300 м и высота 65,5 м) свидетельствуют о масштабах архитектурных памятников того времени. Это крупнейшее культовое сооружение в мировом зодчестве.

История не сохранила имени зодчего, он остался неизвестен, как и творцы большинства памятников архитектуры Камбоджи. Основание и строительство ансамбля приписывалось, как правило, правящему царю, в данном случае Сурьяварману II (1113—1150).

Ангкор Ват расположен на юго-востоке в 1,5 км от Ангкор Тома. Это единственный пример в архитектуре кхмеров, когда направление главного входа обращено на запад. Отход от традиционной восточной ориентации, вероятно, был вызван тем, что на востоке комплекс ограничен рекой Сием Реап, а на западе проходила мощеная дорога на Баппон.

23. Ангкор Ват, 1113—1152 гг. Интерьер крестовой галереи
23. Ангкор Ват, 1113—1152 гг. План центральной части ансамбля
23. Ангкор Ват, 1113—1152 гг. Интерьер крестовой галереи. План центральной части ансамбля
Ангкор Ват. Общий вид
Ангкор Ват. Общий вид

Тип храма-горы в Ангкор Вате достигает наивысшего развития. Планировка комплекса классически проста. Его главный объем представляет четырехъярусную пирамиду: нижний уступ — открытая терраса, основание трех верхних террас опоясывают концентрические галереи, образующие дворы с павильонами «библиотек», симметрично расположенными относительно главной оси (рис. 23).

Весь ансамбль окружен 200-метровым каналом, боковые стенки которого представляют спускающиеся в воду ступени.

Внешняя ограда комплекса размером 1025x800 м и высотой 3 м прерывается с западной стороны «проездным» павильоном протяженностью 200 м. Западный «проездной» павильон совмещает функции проездной гопуры, галерейных помещений и зала. Ясность планировочной структуры павильона в сочетании с классической строгостью форм создает величавый образ сооружения. К павильону ведет шоссейная дорога с нагой-балюстрадой. Тело наги поднято на столбах. Это пример одной из прекраснейших композиций наг-балюстрад в оформлении подходов к храму. Тела наг служат поручнем балюстрады. Кхмерские художники сумели найти и функционально использовать образное содержание скульптуры. Декоративный мотив гибких линий змеиного тела использован также для перил мостов и террас.

Интересным с точки зрения архитектоники было появление в Ангкор Вате крестовой галереи. Она образована пересечением галерейного квадрата равносторонним крестом галерей. Такая крестовая галерея расположена между наружной и средней галереями. Схема плана главного массива (75x75 м), поднятого на 25 м, принципиально близка к планировочной схеме крестовой галереи, однако пересечения галерей обозначены башнями, а центр фиксирован главной башней ансамбля. Эта башня богато и тщательно скульптурно обработана. Ее свод, как и своды восьми башен, расположенных по углам окружных галерей, был покрыт позолоченными металлическими пластинами. Ныне на венчающих поверхностях башен сохранились следы подосновы в виде желтоватой массы.

Ангкор Ват выделяется рядом конструктивных достижений. Перекрывающий галереи ложный свод опирается с фасадной стороны на колонны и не затеняет стену, покрытую на всем протяжении рельефами. Ложные своды расположенных на пересечениях галерей угловых башен опираются на ряды колонн. Боковые галереи покрыты полусводами и завершены полуфронтонами со скульптурным оформлением, повторяющим оформление главного фронтона.

Такое венчание галерей позволило перекрыть пролет величиной 6 м без чрезмерного повышения ложного свода.

В Ангкор Вате гармонически сочетаются высокие, устремленные в небо башни и галереи со спокойным, четким ритмом колонн, а протяженные горизонтальные покрытия галерей увязаны с уменьшающимися по высоте горизонтальными членениями башен. Высоты уступов платформ пирамиды следуют почти в арифметической прогрессии: 3,5; 7; 13 м. Высота центральной башни 42 м. Ритмическое нарастание уступов платформ к центральной башне подчеркивает динамичность объемно-пространственного построения комплекса.

Ангкор Ват — яркий пример классической простоты и органического единства архитектуры с пластикой. Скульптура в Ангкор Вате, конкретизируя архитектуру, играет в то же время важную архитектоническую роль, подчеркивая логику построения форм. Лотосоподобные башни необыкновенно плавно и гармонично завершают пирамидальную композицию.

24. Ангкор Ват. Фрагменты скульптурного убранства 24. Ангкор Ват. Фрагменты скульптурного убранства
24. Ангкор Ват. Фрагменты скульптурного убранства 25. Бантай Самрэ. Входной портал, XII в.
24. Ангкор Ват. Фрагменты скульптурного убранства: угловая башня, фрагменты рельефов стен 25. Бантай Самрэ. Входной портал, XII в.

Каждый архитектурный элемент, не нарушая архитектоники, получал пластическое выражение. Стены внешней галереи храма на протяжении 800 м покрыты сплошным каменным рельефом высотой 1,5 м. Скульптурные рельефы способствуют выявлению тектоники конструкций (рис. 24). Они выступают из плоскости стены на 1—3 см. Такой плоский рельеф, напоминающий скорее тиснение по коже, чем резьбу по камню, был характерен для несущих частей конструкций Ангкор Вата. Пространства же стен между пилястрами заполнялись нишами с размещенными в них горельефными скульптурами, полуколонны входных порталов покрывались орнаментальными кольцами. Тектоника сооружения не нарушена даже при астрономической цифре общей площади рельефного изображения, равной 2 км2 [В. Gгoslier. Indochine. Carrefour des arts. Paris, 1961, p. 161.].

Главная роль отводилась рельефам на сюжетные темы, которые раскрывали идейно-художественное содержание памятника. В основу тематики рельефов были положены сюжеты из истории, мифологии и религии кхмерского народа. Рельефы размещались на стенах галерей. Функционально галереи предназначались для ритуального обхода храма снаружи — «прадакшине». Во время этих процессий рельефы играли колоссальную идеологическую роль, донося до верующих брахманское «евангелие» на доступном для неграмотных языке.

Значительное место в декоративном оформлении храма занимает орнаментальная резьба, растительные мотивы которой, как правило, стилизованы, если они не входят в состав тематических рельефов.

Насколько строги в Ангкор Вате формы пластического оформления, свидетельствуют тонко профилированные, близкие к дорическим капители колонн. Перемычки и фронтоны насыщены скульптурными изображениями, органически связанными с формой и конструктивным назначением элемента. Развитие ритмического строя скульптурной композиции соответствует ритму архитектуры. Многофигурные композиции рельефов равномерно заполняют пространство стен. Кхмерские художники удачно находили место для скульптурных акцентов в виде отдельных персонажей или групп на фоне растительного орнамента, в главных композиционных узлах фронтонов или перемычек.

К периоду классики в архитектуре Камбоджи относятся также ансамбли: Тхомманон, Бенг Меалеа, Тяу Сай Тевода, Бантай Самрэ и др. (рис. 25). Наиболее выдающийся из них — ансамбль Бенг Меалеа, расположенный в 40 км от Ангкора. Центральная пятибашенная композиция окружена тремя концентрическими галереями, которые в отличие от галерей Ангкор Вата лежат в одном уровне. Строгая симметрия ансамбля смягчена введением с южной стороны между галереями дополнительных строений из камня, дерева, черепицы, бамбука. Это свидетельствует о том, что храмы Камбоджи были не только средоточием культа, но и временной или постоянной резиденцией короля и его приближенных.

Основными элементами архитектурного образа главного типа монументальных сооружений Камбоджи — храмов-гор — были: террасы, используемые как стилобаты, башни — небольшие объемы с малым пространством интерьера, соединяющие башни галереи. В разнообразных комбинациях этих трех составляющих кхмеры достигли высокого мастерства. Единство пропорциональных систем и оптимальных условий зрительного восприятия объемов позволило кхмерским зодчим создать высокохудожественные произведения архитектуры.

Культовая архитектура Камбоджи развивалась на основе тех композиционных, конструктивных и декоративно-художественных приемов, которые были распространены по всему Индокитаю и прилегающим к нему странам: Цейлону, Малайе, Индонезии, Бирме. Создание храмов-гор для увековечивания имен королей было присуще многим странам Юго-Восточной Азии. Однако отражение религиозных и идейно-эстетических воззрений, как и метафизических философских концепций миропонимания в архитектуре, в Камбодже было своеобразным.

Зодчие Камбоджи создали храмы-горы как величественные ансамбли с логической простотой и ясностью расстановки объемов, где развитие архитектурных масс строго подчинено законам единой системы пропорционирования. Это выделяет памятники архитектуры Камбоджи как самобытное явление в архитектуре стран Азии.

Тип пирамидального уступчатого храма, окруженного концентрическими галереями и террасами, получил в Камбодже максимальное развитие. Пятибашенное завершение с четким силуэтом стало традиционным образом кхмерского храма периода классики. В Индии также существовал принцип шахматного размещения венчающих башен в храме, но пути формирования образа террасового храма в Индии и Камбодже существенно различны. В Индии формообразование такого храма шло от трансформации полусферы ступы в башнеподобную форму с сохранением контрастного противопоставления центрального объема композиции ансамбля четырем значительно меньшим фланговым башням. Такой тип террасового храма был характерен и для Бирмы. В Камбодже художественный образ храма-горы формировался путем расположения на стилобатах трех (Бантай Срей), пяти (Пре Руп), шести (Пра Ко), 13 (Баконг) башен. Наиболее удачным в смысле художественных достоинств композиции оказалось пятибашенное венчание с незначительным преобладанием центрального объема. Первым образцом такого рода композиции была северная группа Самбор Прей Кук уже в VII в.

Композиция ансамблей средневековой Камбоджи, главным образом классического периода, отличается большой четкостью и ясностью как в планировочных, так и в объемных построениях. Принцип композиции кхмерских ансамблей рассчитан на последовательность восприятия во времени архитектурного произведения. Когда посетитель по аллее или анфиладе лестниц приближается к главному объему, то наиболее удачные для восприятия архитектурного объема точки зафиксированы малыми формами архитектуры, открытыми террасами, площадками с бассейнами. Это делается для того, чтобы остановить зрителя и с этого места привлечь его внимание к главному объекту. Протяженность монументально оформленных подходов к комплексам Та Кео, Пхимеанакас, Баппон, Ангкор Ват, Бантай Самрэ не превышает 1 —1,5 км, т. е. лежит в границах четкого восприятия цвета и форм сооружения.

Кхмерские зодчие размещали отдельные здания ансамбля так, что, несмотря на колоссальную протяженность, ансамбли были необычайно гармоничны и композиционно едины. Анализ более 20 комплексов классического и позднеангкорского зодчества позволил вскрыть систему построения архитектурных форм кхмерскими зодчими. Архитектурные формы они строили при помощи прямоугольного треугольника, размеры катетов которого находятся в отношении 3:5. Это создавало оптимальные условия для восприятия основных компонентов ансамбля, так как угол при вершине у этой фигуры равен ~30°.

Применяя методы построения подобных треугольников, кхмерские зодчие определяли крупнейшие размеры ансамблей в плане протяженностью до нескольких сот метров и до нескольких десятков метров по высоте. Каждый объем располагался в строгом соответствии с законами оптимальных точек зрительного восприятия, т. е. на расстоянии, примерно вдвое превышающем размеры воспринимаемого объема.

26. Лингапура. Прасат Том. Графический анализ построения архитектурных форм
26. Лингапура. Прасат Том. Графический анализ построения архитектурных форм
27. Прасат Чам Крам, X в. План. Графический анализ построения архитектурных форм
27. Прасат Чам Крам, X в. План. Графический анализ построения архитектурных форм
28. Прасат Кхна Сен Кев, XI в. Графический анализ построения архитектурных форм. Развертка в направлении широкой оси. План
28. Прасат Кхна Сен Кев, XI в. Графический анализ построения архитектурных форм. Развертка в направлении широкой оси. План
29. Прасат Неак Буо, XI в. План. Графический анализ построения архитектурных форм
29. Прасат Неак Буо, XI в. План. Графический анализ построения архитектурных форм

Система построения архитектурных форм кхмерскими зодчими сводилась к следующему. По биссектрисе угла 30° проходила широтная ось комплекса (рис. 26). По этой оси развивалась основная композиция ансамбля, габариты которого регулировались сторонами угла. Угол 30° определял в горизонтальной плоскости размеры пирамиды по фасаду, а в вертикальной ее высоту. Точка пересечения гипотенузы с катетом давала начало нижнему уступу пирамиды или линии ограды, проходящей параллельно главному объему пирамиды. Далее строили подобные треугольники так: меньший катет основного треугольника становился большим катетом следующего и т. д. Гипотенуза второго треугольника служила геометрической диагональю основания пирамиды и всех ее уступов. Центр главного прасата определялся точкой пересечения биссектрисы угла 30° основного треугольника с гипотенузой второго, подобного ему треугольника (рис. 27—29).

Главное святилище открывалось зрителю под углом 30°. Под таким же углом были видны башни — гопуры внешней ограды, отстоящие на расстоянии, вдвое большем, чем длина и равная ей высота фасада гопуры ограды. Расстояние между оградами было вдвое больше, чем длина и высота гопуры следующей ограды. Расстояние от лестниц, ведущих с четырех сторон к платформе с главным святилищем, вдвое превышает ширину его у основания [Математический и графический анализ выполнен автором. Подробнее см. Архитектура Камбоджи. Автореферат диссертации автора. М. 1968.].

Таким образом, с помощью прямоугольных треугольников кхмерские зодчие создавали ансамбли с точным определением их размеров и форм. Единство пропорциональных и тектонических связей при построении кхмерских ансамблей обеспечило гармоническое единство целого.

Владение законами композиции позволило кхмерским зодчим создавать, самобытные по облику ансамбли. Зодчеству кхмеров свойственна четкость композиции ансамблей, части которых всегда связаны определенными законами пропорций и зрительного восприятия.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)