Архитектура Камбоджи VII–VIII вв.

Глава «Архитектура Камбоджи VII–VIII вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Проскурякова Т.С.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Географическое положение и природные условия во многом определили историческое развитие Камбоджи и в значительной степени повлияли на пути формирования ее архитектуры. Камбоджа расположена на юго-западе Индокитайского полуострова. На рубеже нашей эры через земли, которые населяли племена кхмеров, проходили великие торговые пути, связывающие Восток с Центральной Азией и Западом. Немалую роль в осуществлении этих связей играл Меконг — важнейшая водная артерия Азии. Он соединял Тибет, Центральную и Южную части Индокитайского полуострова, Китай. Разветвляясь на территории Камбоджи, Меконг образует широкую дельту, что позволяет судам проникать из Южно-Китайского моря в глубь страны. Через низовья Меконга проходил путь из Китая в Индию. Этим же путем осуществлялась связь дальневосточных стран с восточной частью Римской империи. Территория Камбоджи была пересечена сетью каналов, по которым путешественники и торговцы могли плыть в различные районы страны. Существовала еще северная дорога, соединяющая Индию и Бассак — колыбель кхмерского государства. Положение Камбоджи на перекрестке великих путей с древних времен способствовало ее экономическому и культурному развитию.

Камбоджа богата строительным сырьем. Гранитные образования Датрей на юго-западе страны покрыты слоем песчаника. Песчаник распространен и севернее озера Тонле-Сап в горах Кулен. Помимо песчаника в Камбодже большие запасы латерита, глины и прочных пород деревьев (тиковое, сал, манговое, камфарное, красное, черное, сандаловое, пальмы). На юго-западе страны имеются запасы мрамора, гранита и базальта.

В развитии архитектуры средневековой Камбоджи главная роль принадлежит ангкорскому зодчеству — величественной странице художественной культуры Азии. Ему предшествовал период возрождения (VII—VII вв.) доиндийских традиций и их развития в новых социальных условиях.

Схематическая карта Камбоджи, Бирмы, Таиланда, Лаоса и Вьетнама
Схематическая карта Камбоджи, Бирмы, Таиланда, Лаоса и Вьетнама

Зарождение и развитие феодальных отношений в приморской державе Фунань (I—VI вв.) [Архитектура Фунани, см. ВИА, т. 1, гл. 10] способствовали возвышению вассального кхмерского государства, расположенного в долине реки Се Мун, которое во второй половине VI в. добилось независимости, а в конце VI в. низвело Фунань на положение вассала. Окончательное становление кхмерского государства относится ко времени правления Ишанавармана I (около 616—635), который объединил западные и южные земли полуострова. Согласно летописям и сохранившимся памятникам архитектуры, раннефеодальная Камбоджа [В китайских летописях вплоть до XIII в. страна именовалась Ченлой. Местные жители называли свою страну Кампучеа, а позднее Камбуджадеша или Кхмер.] была страной значительной материальной и духовной культуры, насчитывающей около 30 городов. Политическим центром государства была Ишанапура.

1. Ишанапура, VII в. Генеральный план центра столицы: 1 — южная группа святилищ; 2 — центральная группа святилищ; 3 — северная группа святилищ; 4 — второстепенные группы или отдельные святилища
1. Ишанапура, VII в. Генеральный план центра столицы: 1 — южная группа святилищ; 2 — центральная группа святилищ; 3 — северная группа святилищ; 4 — второстепенные группы или отдельные святилища
2. Ишанапура, VII в. Изображения гражданских построек на барельефах инструментальных сооружений
2. Ишанапура, VII в. Изображения гражданских построек на барельефах инструментальных сооружений

Главным храмовым комплексом столицы был Самбор Прей Кук (рис. 1). Его окружали царский дворец, защищенный оградой, дома богатых сановников, жилища храмовых прислужников, музыкантов, танцовщиц. Далее располагались мастерские, поселения ремесленников, земледельцев. Здания, построенные из дерева, не сохранились. Заметны лишь границы города квадратной конфигурации с длиной сторон более 2 км, обнесенного двойным земляным валом с оградами и рвом между ними. Типы гражданских построек Ишанапуры изображены на рельефах монументальных сооружений Самбор Прей Кук (рис. 2).

Основным строительным материалом для культовых сооружений, монастырей, построек для хранения священных текстов и ритуальных атрибутов служил высококачественный кирпич (размером 25x14x5,7 см). Кладка велась «в клетку» или возводились две кирпичные стенки, пространство между которыми заполнялось кирпичным боем, перемешанным с землей. Хорошим было и связующее вещество на растительной основе, которое в смеси с кирпичным порошком обеспечивало большую прочность сцепления. Кирпичная кладка образовывала таким образом вид крепкого монолита, что было важно при перекрытии пролетов ложным сводом. Если в святилищах V—VI вв. перекрытие пролета осуществлялось уступами в стенах, то в VII веке пролет перекрывался постепенным напуском внутрь горизонтальных рядов кладки противоположных стен до их соединения на вершине. Такое плавное венчание башен ложным сводом привело к появлению специфического для кхмерской архитектуры типа сооружения — прасата.

Снаружи прасаты покрывались штукатуркой с позолотой. В связи с тем что кирпичные поверхности плохо поддаются скульптурной обработке, с VII в. стали применяться песчаниковые вставки для колонн, перемычек, обрамлений окон, дверей, т. е. для элементов, подвергающихся скульптурной обработке после возведения.

Перекрытие прасатов ложным сводом ограничивало размеры перекрываемого пролета. Однако зодчие Камбоджи не ставили задач создания больших пространств интерьера. Благоприятные климатические условия позволяли проводить многолюдные религиозные церемонии под открытым небом и снаружи созерцать храмы, которые строились как жилище бога, обожествленного царя или как священное место для хранения царской линги [Линга — каменное изваяние символического фаллоса] Такое назначение храмов во многом определило их объемно-пространственное построение и художественный образ монументальных сооружений Камбоджи. Этим объясняется также широкое применение в архитектуре кхмеров объемной скульптуры и рельефов.

Основным строительным материалом в жилищном и гражданском строительстве было дерево. Из дерева возводились фортификационные устройства, дворцовые и монастырские постройки. Поэтому влияние деревянного зодчества на каменную архитектуру было особенно сильным. Песчаниковые блоки соединялись так же, как и деревянные: в паз и гребень, четвертями, в фальц. Это в значительной мере ослабляло несущую способность конструктивных элементов и губительно отражалось на прочности сооружений.

Храмы VII в. поражают богатством скульптурного убранства, многообразием типов и форм. Планировочные схемы сооружений более разнообразны по сравнению с планировкой построек предыдущего периода. Центральное святилище окружалось пристройками, входными вестибюлями, многостолпными залами. Стены храмов раскрепованы орнаментированными пилястрами, перемычки украшены изящными растительными гирляндами с фантастическими фигурами. Боковые фасады оформлены ложными нишами и ложными дверями; ярусы, завершающие центральное святилище, также имеют ложные ниши и богато орнаментированные проемы. Форма покрытия прасатов различная: круглая, вытянутая, вазообразная и двускатная.

Характерными памятниками VII в. являются сооружения храмового комплекса Самбор Прей Кук. Комплекс состоит из трех главных групп святилищ (центральной, южной, северной) и окружающих их четырех второстепенных групп. Кроме того, имеются единичные святилища без оград, что свидетельствует о возможном наличии общей ограды вокруг всего религиозного центра.

3. Ишанапура, VII в. Комплекс Самбор Прей Кук. Южная группа святилищ. Ограда группы святилищ. План. Поперечный разрез центрального святилища
3. Ишанапура, VII в. Комплекс Самбор Прей Кук. Южная группа святилищ. Ограда группы святилищ. План. Поперечный разрез центрального святилища

Южная группа, окруженная двумя прямоугольными оградами, состоит из центрального прямоугольного в плане святилища и окружающих его пяти многоугольных башен. Внутренняя ограда прорезана четырьмя кирпичными въездными башнями, а внешняя — двумя, ныне не сохранившимися (рис. 3). Внутри центральной башни стены раскрепованы пилястрами и покрыты штуком с медальонами. Стены ограды с высоким цоколем раскрепованы пилястрами, пространство между которыми заполнено скульптурными изображениями. Стены завершены карнизом с округлым двускатным покрытием.

4. Ишанапура, VII в. Самбор Прей Кук. Главное святилище центральной группы. Фасад, разрез
4. Ишанапура, VII в. Самбор Прей Кук. Главное святилище центральной группы. План
4. Ишанапура, VII в. Самбор Прей Кук. Главное святилище центральной группы. Фасад, разрез, план

Основное сооружение центральной группы — главное святилище размером в плане 8,35x5,56 с двойной оградой (рис. 4). Оно перекрыто ложным сводом при толщине стен 2,5 м и высоте 14 м. С восточной стороны между оградами размещены подсобные строения, два многоколонных зала, симметричных основной композиционной оси восток — запад, и бассейн.

5. Ишанапура, VII в. Самбор Прей Кук: 1 — северная группа святилищ; план; 2 — святилище № 17; разрез; план (чертежи выполнены по обмерам А. Парментье)
5. Ишанапура, VII в. Самбор Прей Кук: 1 — северная группа святилищ; план; 2 — святилище № 17; разрез; план (чертежи выполнены по обмерам А. Парментье)

Северная группа включает разновременные памятники. Она состоит из главной башни (VII в.), расположенной в центре террасы, четырех небольших храмов (VIII в.) и нескольких башен между оградами с западной стороны, относящихся к более позднему периоду (рис. 5,1).

Тенденция к ансамблевой организации прасатов, которая проявилась в южной и северной группах Самбор Прей Кук, в дальнейшем строительстве получила большое развитие. Самым распространенным был принцип шахматного размещения пяти прасатов на платформе с доминирующим центральным святилищем.

В северной части комплекса расположено святилище, построенное из песчаниковых плит с плоским покрытием (святилище № 17). Плиты покрытия с фасадной стороны имеют небольшие круглые ниши с фигурками. Такое плоское покрытие, применяемое и в период Фунани (IV—VI вв.), отдаленно напоминает перекрытие индийских сооружений, однако влияние индийской культовой архитектуры на кхмерское зодчество в это время уже закончилось (рис. 5,2). К VIII в. культурные связи с Индией значительно ослабли, а экспортированные из Индии религиозные, философские и космогонические идеи получили местное воплощение в своеобразных формах архитектуры. Это сказалось на группировке отдельных башен в ансамбли, совершенствовании типа покрытия прасата, а также на развитии самобытных монументально-декоративных приемов скульптурного убранства кхмерских храмов.

В храмовой архитектуре преобладает строительство отдельных и сгруппированных святилищ на возвышающихся точках рельефа, а не в горных массивах, что было типично для зодчества Индии. В кхмерских памятниках Пра Вихеаре, Вате Пхоу и Прасате Неак Буо, построенных на склонах Дангрекских гор, главные архитектурные объемы расположены на вершинах. Подходы к главным святилищам комплексов решены серией террас и лестниц вдоль склона горы, что свидетельствует о преемственности местных строительных традиций, ведущих начало от анимистических представлений и культа предков, поклонение которым совершалось на вершинах гор.

Важным для развития градостроительства Камбоджи было формирование геометрической структуры плана города. Так, столица раннефеодальной Камбоджи Бантай Прей Накор получила компактную квадратную конфигурацию (2,5x2,5 км) с размещением общественного и религиозного ядра в центре города благодаря строительству святилища Пра Зэт Том в группе прасатов Пра Зэт Ток (V в.). Таким образом, геометрический центр города стал фиксироваться главным святилищем культового сооружения.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)