Архитектура Средней Азии VI—VIІІ вв.

Глава «Архитектура Средней Азии VI—VIІІ вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


Период сложения феодализма в Средней Азии насыщен событиями политического и социального значения. В 563—567 гг. господство Эфталитов прервано вторжением сасанидского Ирана и тюркского каганата. Государство кочевников, известное под названием тюркского каганата с центром в Монголии и Семиречье, стало самой могущественной из кочевых империй домонгольского времени, простиравшейся от Черного моря до Тихого океана. Зависимость от каганата оседлых районов Средней Азии была, впрочем, номинальной и сводилась по существу к выплате дани. Отдельные области сохраняли относительную свободу и самоуправление. В Хорезме правила династия Афригидов, Бухарская область возглавлялась бухархудатом, Самарканд — ихшидом, районы Пенджикента и Кашка-Дарьи составляли государственное образование Согд. Автономны были Усрушана (между Джизаком и Ходжентом), Чач с городом Бинкетом (Ташкент), Тохаристан (юг Узбекистана). Область Мерва входила во владения Сасанидов. В то же время происходил процесс разложения рабовладельческого строя и созревания феодальных отношений.

Отношения между земледельцами и кочевниками были неровными: периоды мирного сосуществования, сопровождаемые товарообменом, сменялись набегами и грабежами культурных земель. В связи с этим оазисы, как и в древности, отгораживались от степи оборонительными стенами. Постройка и ремонт стен тяжелым бременем ложились на трудовое население.

Карта населенных пунктов Средней Азии с памятниками архитектуры

Сведения о городах до VI в. еще скудны. Но тип сельских укрепленных замков устанавливается археологическими изысканиями довольно четко, особенно для среднеазиатского Междуречья (земли между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей). Каждый такой многокомнатный комплекс вмещал целую сельскую общину, члены которой состояли в кровном родстве. Контур плана компактный — строго или почти квадратный со стороной до 60 м. Массив, иногда превышавший 3500 м², заполнен помещениями жилого и хозяйственного назначения, разбитыми по строгой геометрической системе; в плане таким образом господствует симметрия, от которой отступают обычно незначительные по размерам постройки. Для того чтобы связать между собой комнаты обширного здания, часто вводится кольцевой коридор с плавными поворотами. Этот коридор охватывал здание по периметру, соединяя угловые башни и содействуя целям обороны, или был углублен в корпус (при этом бойницы прорезаны в помещениях, граничащих с внешней стеной). От построек из сырца и битой глины сохранился лишь первый этаж; наличие лестниц указывает, что прежде помещения располагались и выше.

Аул-тепе в долине Кашка-Дарьи. Жилое здание V—VI в. План
1. Аул-тепе в долине Кашка-Дарьи. Жилое здание V—VI в. План

Яркий образец такого здания представляет Аул-тепе в долине Кашка-Дарьи. Размеры его около 34 × 28 м. План почти симметричен (рис. 1). В первом этаже 23 помещения. Вход на севере изогнут под углом и прикрыт заслоном. Прямо против входа начинается лестница на второй этаж, занимавший, видимо, лишь среднюю часть здания. Вдоль восточной и западной сторон чередуются большие и малые комнаты. Перекрытия были балочные.

В VII в. благоприятная политическая обстановка содействовала экономическому подъему страны. Средняя Азия поддерживала оживленные торговые сношения с Ираном и Китаем. Караваны шли из Мерва на восток через Бухару, Самарканд, Талас. Еще столетие назад началась согдийская колонизация Семиречья, в VII в. она охватила оазисы Восточного Туркестана до озера Лоб-Нор. К VIII в. у народов Средней Азии сложилась высокая художественная культура. Расцветали ремесла — ткачество, работы по металлу, гончарство; образовалась блестящая школа монументального искусства — скульптуры и настенной живописи.

Города становятся экономическими и культурными центрами, средоточием ремесла и искусства. К VIII в. в них накапливались значительные материальные ценности. Возрождаются многие города рабовладельческого периода, возникают новые.

Город, как и вся оседлая культура, тесно связан с водными источниками; значительные города возникали по берегам рек и при выходе их на равнину. Зародышем города могла стать группа феодальных замков или торгово-ремесленный посад, нарастающий около одного из них. Города образовались на месте рынков — у перекрестья караванных путей, на границе степи и культурных земель.

Основными частями города были: шахристан — собственно город (то же, что Медина у арабов) и диз — цитадель. По мере развития города у стен его вырастали торгово-ремесленные предместья — рабады. Все эти части укреплялись стеной. Взаимоотношение частей могло быть различным. Цитадель помещалась в системе городских стен, составляя важное звено обороны города, внутри города, представляя собой последний оплот при захвате города противником, или вне городских стен, служа убежищем наместнику во время народных восстаний.

Структура города получила в разных областях Средней Азии локальные особенности, отвечающие местной экономике. На восточной окраине, в Семиречье, где обитали кочевые тюрские племена, обнесенные стеной ханские ставки образовали города-крепости. В этих городах укрывались в военное время население и скот, ставились юрты; капитальных построек в них не было. Для Чуйской долины характерны так называемые поселения с длинными валами. Такое поселение состояло из небольшого ядра, плотно застроенного жилыми зданиями, связанной с ним цитадели и двух поясов стен — один из них окружал застройку усадебного типа, другой, внешний, — поля и сады. В Хорезме ирригационная система обусловила рассредоточенное усадебное расселение, поэтому города здесь были немногочисленны.

Очертания плана города были связаны с рельефом местности. Идеальный план в виде прямоугольника с четырьмя воротами по осям и пересекающимися в центре главными улицами был возможен лишь на равнине при условии единовременно осуществляемой разбивки. Там, где местность предоставляла какие-либо возможности для обороны, их умело использовали, располагая город на берегу реки, на мысу, у обрыва плато и т. д. При этом сокращался периметр оборонительных стен. Число ворот старались уменьшать и редко города имели более четырех ворот, а в малых городах довольствовались одним въездом.

Крупных городов было немного. По площади на первом месте стоял Мерв, шахристан которого достигал 350 га. Самаркандский шахристан с цитаделью занимал около 65 га (с рабадом более 200 га при периметре стен до 6 км), бухарский шахристан — 30—35 га. В большинстве же площадь города не превышала 15 га. В средние века преобладает иной, чем в древности, тип фортификации: по гребню стены тянется открытый ход для стрелков, ограниченный по внешнему краю бруствером, башни получают округлые контуры и часто открыты в сторону города полудужиями стен. Иногда стена усиливается невысоким внешним валом. В наиболее уязвимых местах, в первую очередь у ворот, ставились выносные башни-барбаканы. Укрепления, так же как и городские постройки, возводились из битой глины и кирпича-сырца. Город снабжался водой посредством колодцев, открытых каналов и керамических труб.

Представление о планировке и типах городских построек VII — начала VIII вв. (а отчасти и более ранних) дают раскопки древнего Пенджикента — города на среднем течении Зеравшана. Размеры его (13—14 га) были обычными для того времени, а архитектура, видимо, типична для Мавераннахра, по крайней мере его восточной части.

Городище древнего Пенджикента VII—VIII в. Северный Таджикистан. План
2. Городище древнего Пенджикента VII—VIII в. Северный Таджикистан. План: 1 — храмы; 2 — цитадель; 3 — усадьбы; 4 — наусы (штриховкой показаны раскрытые жилые постройки)
Древний Пенджикент. Жилой комплекс в восточной части шахристана. План, разрезы
3. Древний Пенджикент. Жилой комплекс в восточной части шахристана. План, разрезы

Древний Пенджикент примыкает северной стороной к обрыву речной террасы. Периметр шахристана составляет около 1600 м, а стены образуют неправильный полигон (рис. 2). Главные ворота выходили на юг; с востока и запада были прорезаны дополнительные входы. Цитадель, поставленная на холме к западу от города, соединялась с ним системой оборонительных стен. Город VIII в. был заполнен капитальными жилыми зданиями в два-три этажа со сводчатыми и балочными покрытиями. От ворот на главную городскую площадь вели улицы. С запада на площадь выходили портики двух храмовых комплексов. Этот основной узел планировки занимал около 10% городской территории.

Постройки города неравноценны по масштабу и убранству. Его в значительной степени заселяла земельная знать — дехканы. Застройка здесь разрезана сетью узких улиц на кварталы, из которых каждый представлял собой массив плотно слитых жилых секций: очевидно, занимавшие жилые секции отдельные семьи не потеряли связи с родом. Образуя большесемейную общину, такой род занимал порой целый квартал, тянувшийся на 100—150 м (рис. 3). Секции домов выходили прямо на улицу и лишь в исключительных случаях имели внутренний двор.

Размеры секций были различны в зависимости от социального положения владельца. Семьи аристократии занимали в первом этаже до 20 помещений общей площадью до 900 м², рядовые горожане довольствовались парой комнат в 30 м² (рис. 4, 5). Крупные секции делятся на две части — собственно жилую и парадную, причем последняя выделяется близ входа или имеет отдельный вход.

В состав секций входили жилые комнаты, парадный зал, соединительные помещения (передние, коридоры, лестницы и пандусы), навесы-айваны, кладовые, а кое-где и холодные бани. Центром парадной группы являлся квадратный четырехстолпный зал с суфой-подиумом вдоль стен (рис. 6). Против входа суфа образует выступ-эстраду — почетное место. Иногда эстрада заменялась нишей-альковом. Балочное покрытие было прорезано в центре световым люком. Залы украшала богатая настенная живопись, резной декор потолков и колонн. Такие же залы, но большего размера были во дворце, примыкавшем к укреплениям цитадели.

Древний Пенджикент. Жилые секции различных социальных групп населения Древний Пенджикент. Большая жилая секция. Вид раскопок
4. Древний Пенджикент. Жилые секции различных социальных групп населения 5. Древний Пенджикент. Большая жилая секция. Вид раскопок
Древний Пенджикент. Парадный зал жилища. Реконструкция Древний Пенджикент. Домашняя капелла с алтарем. Реконструкция
6. Древний Пенджикент. Парадный зал жилища. Реконструкция 7. Древний Пенджикент. Домашняя капелла с алтарем. Реконструкция

Четырехстолпные залы обычны для Мавераннахра. Такие залы с богатой живописью были во дворце бухарского правителя на Варахше, они встречаются и в раскопках жилых комплексов на юге Узбекистана. Залу предшествовал высокий, обычно тоже с росписью сводчатый кулуар, иногда огибавший зал с двух сторон. Это основное ядро секции дополняется одним или двумя сводчатыми помещениями. С залом соседствует домашняя молельня с пристенным алтарем-очагом. Ее устройство отвечало установленной схеме — заслон у входа, ниша близ двери, алтарь в форме арочки с парой декоративных колонок и очажной площадкой (рис. 7). Жилая группа занимала в первом этаже несколько длинных сводчатых комнат, причем характер передней соответствует долуну в жилище XIX— XX вв.

Даже в маленьких секциях наверх ведет лестница или пандус, заключенные в квадратную или прямоугольную клетку. В крупных секциях каждая половина имела собственный пандус, начинавшийся из долуна и кулуара. Пандусы устроены целесообразно и экономно — пространство под вторым маршем использовалось в качестве коридора или чуланчика. В скромных жилищах устраивалась крутая и узкая открытая лестница.

Двери богатого жилища выходили в портик-айван или лоджию с полукуполом. В комнатах или специальных помещениях размещались корчаги для зерна и масла; кое-где встречаются амбары с закромами. Очаги для приготовления пищи устраивались в долуне, а иногда в помещениях второго этажа. Эти помещения имели более открытую и свободную планировку, более тонкие стены и балочные покрытия.

Свет проникал через проемы над входом, окна торцовых стен под сводами над уровнем крыш, световые фонари и люки. Для обогревания в зимнюю пору служили специальные площадки, на которые насыпали раскаленные угли, а также переносные жаровни.

Уже было известно устройство очагов типа современных «сандали» — ямок для угля в полу. Иногда применялась даже своеобразная центральная система отопления, где нагретый воздух распространялся из топки по всему дому через отверстия у основания стен.

В целом жилище было хорошо приспособлено к условиям климата с жарким сухим летом, холодной зимой и резкими суточными сменами температур. Лишенные окон комнаты нижнего этажа с толстыми стенами, видимо, использовались преимущественно зимой и в знойные летние дни, верхние помещения — весной, осенью и летними ночами; летом спали на плоских крышах.

Среди секций домов-массивов вкраплены обособленные комплексы общественного назначения с более или менее поместительным залом. При многообразии решений их объединяют общие черты. В отличие от залов жилища они имеют прямоугольный план с подсобным помещением в торце и, следовательно, две двери. Но, как и в парадных залах жилища, потолок в них опирается на колонны, вдоль стен тянется суфа. Часто они дополнены сводчатым кулуаром и пандусом, при входе размещается айван с потолком на колоннах или с полу-куполом. Так же как и в жилище, их нередко украшает обильная стенопись. Это был своеобразный клуб, место игр, беседы и пирушек. По-видимому, члены каждого рода или общины содержали собственный общественный зал — такой зал имелся в каждом жилом квартале, а при больших размерах квартала их могло быть и больше.

К стенам жилых кварталов тесно лепились ремесленные мастерские и лавочки, где производились стеклянные, металлические, кожаные изделия.

До ислама в Средней Азии не было единой государственной религии. Множество культов уживалось на равных правах: зороастризм и буддизм, манихейство и несторианское христианство, местные культы Анахит и Сиявуша, астральные культы солнца и луны. Отсюда и многообразие типа культовых зданий. Храмы ставились как в самом шахристане, так и по соседству, образуя вместе с двором и служебными постройками большие комплексы.

Доисламские храмы Средней Азии. Планы: а — храмы древнего Пенджикента; б — буддийский храм на городище Ак-Бешим, Киргизия Древний Пенджикент. Наус. Реконструкция
8. Доисламские храмы Средней Азии. Планы: а — храмы древнего Пенджикента; б — буддийский храм на городище Ак-Бешим, Киргизия
Древний Пенджикент. Храм. Реконструкция
9. Древний Пенджикент. Храм. Реконструкция 10. Древний Пенджикент. Наус. Реконструкция

Два храма древнего Пенджикента принадлежали местному синкретическому культу. Облик их своеобразен. Квадратный четырехстолпный зал свободно открывался на восток; перед залом тянулся вдоль фасада портик, ограниченный антовыми стенами; позади зала находилась целла (рис. 8, 9). Зал и целлу огибала с трех сторон галерея, связанная с айваном арками. Покрытия были деревянные; галерея, в северном храме открытая, с деревянным потолком на столбах, в южном храме она имела вид сводчатого коридора. Стены зала и лицевого портика покрывала живопись; в нишах, по обе стороны входа в целлу, помещались глиняные скульптуры. Храмы стояли среди двора в окружении небольших капелл и служебных помещений. Трое ворот по восточной стороне двора, затененные портиком, выходили на площадь, точнее, на две площади, разделенные стеной. Стены портика покрывала живопись, а панель у главных ворот была оформлена глиняным рельефом.

К востоку от шахристана среди садов стояли пригородные усадьбы — маленькие постройки с ведущим во второй этаж пандусом. С юга и отчасти востока простирался некрополь, насчитывавший до полутораста склепов-наусов. Это были небольшие сводчатые камеры из глины и сырца с тесным арочным проемом, закрытым дощатым щитом (рис. 10). Каждый такой склеп, без какой-либо отделки кроме внутренней глиносаманной штукатурки, представлял собой семейную усыпальницу, куда ставили астоданы — маленькие гробики из обожженной глины с налепами или прочерченным узором. По древнему зороастрийскому религиозному учению Авесты, очищенные дикими зверями и птицами, кости умершего собирались в астоданы или сосуды. Несмотря на различие культов, этот обычай был распространен от Хорезма до Семиречья. Способы же хранения сосудов с костями иногда менялись — их собирали в едином многокамерном здании, оставляли в усадьбе, зарывали в землю.

На городище Ак-Бешим (Чуйская долина) к югу от шахристана стояли два буддийские храма VII—VIII вв. Более значительный из них, у юго-западного угла города, состоял из прямоугольного зала с потолком на восьми колоннах и квадратной целлы, обнесенной с трех сторон коридором. По обе стороны входа в целлу помещались огромные глиняные фигуры будд, сидящих на постаменте. Здание расположено в глубине двора во всю его ширину; у входа во двор сосредоточены подсобные помещения. Особенность второго храма — удвоенный обходной коридор (рис. 8).

Строились также буддийские монастыри и реликварии-ступа. Примером планировки монастыря служит комплекс Аджина-тепе на юге Таджикистана (VII в.) 50 × 100 с айванами по осям квадратных дворов и сводчатыми кельями вокруг них. Близ старого Мерва (V—VI вв.) и в Ак-Бешиме (VIII в.) открыты остатки церквей, в планировке которых намечается сходство с церквями сасанидского Ирана.

У стен города собирались ярмарки, поэтому у городских ворот для людей и вьючных животных строились караван-сараи. Город окружали сельские укрепления, связанные с ним административно и экономически.

Правители строили резиденции не только в городе, но также рядом с ним и в значительном удалении. Так, пенджикентскому правителю Диваштичу принадлежал замок на горе Муг. Замок правителя Бунджиката стоял близ города на обширном прямоугольном участке, обнесенном стенами. Здание построено на склоне холма и при незначительных размерах отличалось изысканной архитектурой. Внизу были сосредоточены хозяйственные помещения, выше на платформе с покатыми срезами расположен парадный зал с лоджией и уютные жилые комнаты. Зал украшали настенная живопись и резной орнамент балочного потолка.

Сельские феодальные замки VII—VIII вв. — кёшки — относительно невелики. Облик их сильно изменился по сравнению с ранними типами общинных построек. Это уже обиталище отдельной семьи, хотя в некоторых случаях кольцевой коридор напоминает о жилых комплексах предыдущего времени. Иногда в кёшках выделялся поближе ко входу парадный зал-гостиная. Кёшки высились на глинобитной платформе-стилобате с покатыми гранями.

Древний Хорезм. Замок Якке-Парсан: а — реконструкция; б — план Кёшка; в — гофрированные стены Тешик-кала
11. Древний Хорезм. Замок Якке-Парсан: а — реконструкция; б — план Кёшка; в — гофрированные стены Тешик-кала
Древний Мерв. Большая Кыз-кала (общий вид) и Малая Кыз-кала (планы этажей)
12. Древний Мерв. Большая Кыз-кала (общий вид) и Малая Кыз-кала (планы этажей)

Черты средневекового замка ясно выражены в хорезмийских Тешик-кала и Якке-Парсан. Оба замка, обитаемые в течение трех-четырех столетий, заброшены в VII — начале VIII вв. У обоих квадратная жилая башня-кёшк стоит среди двора. В Якке-Парсан башня размером 24 × 24 м окружена крепостной стеной 74 × 54 м; с внешней стороны стены тянулся наполненный водой широкий ров. В кёшке центральное купольное помещение объединяло плоскокровельные комнаты, куда открывались двери с двойным тамбуром (рис. 11). На случай осады внутри башни был вырыт колодец. Двор заполняли жилые и хозяйственные постройки.

Мервские замки строились вокруг замкнутого двора, со сводчатыми помещениями в два этажа, из которых нижний мог размещаться в платформе. Таковы пригородные усадьбы Мерва Кыз-кала Большая и Малая (рис. 12). Не исключено, что квадратный дворик Малой Кыз-калы был покрыт куполом.

Особенность восточных и центральных районов Средней Азии (Семиречье, Чач) составляют венчающие фасад замка фризы и зубцы из фигурного кирпича. Форма кирпичей повсюду примерно одинакова — круглая, ступенчатая, волнообразная. Настенная живопись и памятники прикладного искусства дополняют представления о замках раннего средневековья такими деталями, как крытые деревянные балкончики, решетки и деревянные импосты в проемах.

Строительная техника раннего средневековья выявляет зрелую, хорошо приспособленную к местным условиям школу с намечающимися двумя ветвями — западной (Хорезм, Северный Хорасан) и восточной (Бухара, Согд, Чач, Семиречье). Основной строительный материал составляли производные лёсса: битая глина (в современной терминологии — пахса) и сырцовый кирпич с примесью самана. Пахса укладывалась слоями около метра высотой. Сырец крупного формата: прямоугольный около 25 × 50 см на востоке или квадратный около 40 × 40 см на западе, толщиной 8—10 см. Раствором служила та же глина. Здания ставились на цоколь из пахсы или сырца с забутовкой из галечника, песка, строительного мусора. Полы настилались глиной или сырцом с глиняной обмазкой. В отдельных случаях, например в комнатах для омовения, с этой целью употреблялись тонкие обожженные плиты.

Конструкции: а — кладка стен (пахса — битая глина и комбинированная кладка из глины и сырца); б — арки; в — купольное помещение
13. Конструкции: а — кладка стен (пахса — битая глина и комбинированная кладка из глины и сырца); б — арки; в — купольное помещение

Толщина несущих стен в первом этаже 1 м и более. Кладка стен была в основном трех типов: сырцовая, пахсовая и комбинированная. Швы сырцовой кладки перевязывались по вертикали и горизонтали с чередованием ложковых и тычковых рядов. Пахса, прочный и долговечный материал, во избежание беспорядочного растрескивания при высыхании делилась в процессе кладки на блоки. Различаются два метода пахсовой кладки: нарезка отвесными швами и формовка блоков при укладке. Швы между блоков в первом типе получаются отвесными, во втором — наклонными (рис. 13). Иногда пахсовые ряды прослаивались сырцом. Комбинированная кладка представляет собой чередование тонких, до 20—25 см, слоев пахсы и рядов сырца. Такая кладка насчитывает несколько вариантов: укладка сырца вплотную, «в строчку», в шахматном порядке. Стены в помещениях оштукатуривались глиной с саманом. На пахсовых стенах под штукатурку делалась насечка.

Значительный интерес представляли сводчатые покрытия построек. Своды выполнялись из сырца на глине бескружальной техникой поперечных отрезков. Этот прием был общим для Ближнего и Среднего Востока: кладка выводилась в виде веера отдельными дугами, первый ряд опирался на торцовую стену, каждый последующий ряд — на предыдущий.

В Хорезме для сводов употреблялся трапецеидальный сырец, в восточных областях — обычный прямоугольный с заполнением швов специально формованными клиньями. Сырец дуг клали вперевязку. Дуги свода могли быть отвесными, наклонными или даже изогнутыми, что облегчало кладку. При отвесных дугах самый сырец мог быть уложен наклонно. Для уменьшения пролета у пят свода выводились несколько горизонтальных рядов кладки напуском, которые образовывали в основании выступ в 5—6 см. Пролет сырцовых сводов достигал 4—5 м. Пандусы всегда сводчатые, причем дуги свода получали наклон в сторону падения пола, а пята опускалась ступенями. Пазухи заполнялись сырцом или ломом, глиной, рыхлой землей, иногда покрывались полусводом без заполнения.

В технике кладки арок наблюдается несколько приемов: кладка клинчатая; поперечными отрезками; напуском; плашмя в несколько накатов. Такое разнообразие вызвано, вероятно, несоответствием размера узкого пролета и большого формата сырца.

Кладка поперечными отрезками характерна для Хорезма; но арка может быть выведена в два наката — поперечными отрезками во внутреннем ряду и клинчатой кладкой в наружном.

Арки, так же как и своды, делятся по своему профилю на: многоцентровые — высокие и низкие; лучковые; треугольные — из составленных под углом кирпичей; комбинированные, где кривые сопряжены под углом (рис. 13). Многоцентровые подразделяются на трех- и пятицентровые. В арках такого профиля различаются конструктивно плечевые и венчающие части. Части кривой в пределах действия нижних радиусов выводятся нередко иным методом кладки, чем верхняя часть. Такой прием логичен, поскольку работа конструкции на этих участках неравноценна.

Профиль арок и сводов свидетельствует о знакомстве зодчих с геометрией — кривая обычно вписана в прямоугольник с определенным соотношением сторон 3:4, т. е. в основе кривой лежит «египетский треугольник».

С V—VI вв. в зодчестве Средней Азии появляются купола. Они возводились на круглом и квадратном основании. При квадратном основании купола опирались на тромпы обычно в форме перспективных арочек. Особенность такой конструкции в начальном этапе развития заключается в том, что тромпы заполняют лишь самые углы и дают в горизонтальной проекции квадрат со срезанными углами. При этом основание купола углубляется в толщу стен, так как его диаметр превышает размер помещения (рис. 13).

Свод на повороте галереи Мунчак-тепе
14. Свод на повороте галереи Мунчак-тепе

Для Хорезма типична конструкция купола с врезанными в оболочку тромпами. В восточных областях уже выделяется пояс тромпов. В Согде и Чаче тромпы, кроме того, ставились на поворотах галерей и пандусов (рис. 14). Полукупола в нишах фасадов пенджикентских домов тоже опирались на тромпы. Были известны и более сложные типы сводчатых конструкций на гуртах.

Найденные при раскопках Пенджикента и других городов деревянные балки позволяют восстановить характер деревянных конструкций. Покрытия состояли из балок и дощатой обрешетки. Ширина балок часто превышала их высоту. Их соединение со стеной, так же как и в потолках современных построек, маскировалось вставками, от которых сохранились в боковых гранях слегка наклонные пазы. В парадных залах колонны поддерживали мощные прогоны, а над ними средняя часть потолка покрывалась по типу, известному теперь под названием чор-хары. Это обычная форма покрытия домов Памира и Припамирья: балочные квадраты образуют уложенные по диагонали, уменьшающиеся кверху венцы в три-четыре яруса со световым отверстием наверху. Земляная засыпка и обмазка кровли ложились на слой камыша или хвороста. Крыши иногда покрывались обожженными плитами на алебастре.

Древний Пенджикент. Формы колонны — ствол с базой, капитель, план базы Древний Пенджикент. Абака и подбалка колонны
15. Древний Пенджикент. Формы колонны — ствол с базой, капитель, план базы 16. Древний Пенджикент. Абака и подбалка колонны

Выявляются все детали деревянного ордера. Как и в более поздние века, он состоял из базы или постамента, круглого, уширенного книзу ствола с шаровидным или кувшинообразным основанием и капителью в форме усеченного конуса (рис. 15).

Между стволом и постаментом вводилась круглая или октогональная подушка, необходимая при составной конструкции постамента. Квадратный в сечении и более широкий внизу, постамент в середине имел слегка вогнутый в виде скоции профиль. Около 1 м² в основании, он не мог быть вырезан из цельного дерева и выполнялся штабелем из отдельных брусьев в три яруса. В свободно лежащей на базе подушке вырезался шип круглого сечения, а в основании ствола — паз для соединения. Над капителью укладывалась октогональная абака, над абакой перекрещивались консоли и прогоны.

Постамент с характерным профилем напоминает постаменты среднеазиатских колонн XX в. с тем лишь отличием, что в XX в. он получает октогональное сечение. Шаровидная форма, или кувшинчик, — то же, что куза в современных колоннах. Это сосуд — символ плодородия на Ближнем Востоке. Из него как бы вырастали цветы, листья которых воспроизведены в резном орнаменте капители. Абака украшалась резьбой (найденная в Пенджикенте снабжена по углам модульонами) (рис. 16).

Стены из сырца и пахсы легко повреждались на выступающих углах, поэтому углы закреплялись деревянным брусом, а нередко здесь ставилась деревянная колонна со всеми ее частями. Отсюда пошли декоративные гульдаста позднейших построек из обожженного кирпича, которые оформляют углы портала и главного фасада.

Формы деревянной колонны воспроизведены из глины в домашних алтарях. Такие колонки армированы деревянным стержнем с обмотанным вокруг ствола соломенным жгутом. Колонки фланкировали выложенную из сырца пристенную эллиптическую арочку. На колонках покоился, видимо, резной деревянный балдахин да и сами колонки были порой деревянные. Перед алтарем устраивалась площадка, где разжигали огонь. Формы такого алтаря послужили непосредственным прототипом для михраба мечетей. Двери обрамлялись резным деревянным наличником. Над входом ставились резные фрамуги, в орнамент которых включались изобразительные сюжеты.

Раннесредневековое зодчество тесно связано с монументальным изобразительным искусством — стенописью и скульптурой. В храмах буддийского и местного культа, а также, вероятно, и в церквах стены были покрыты сюжетной живописью. Живопись, непременный элемент оформления залов богатого городского жилища и дворцов, украшала и залы отдельно стоящих замков. Среди них наибольшую известность получили памятники Пенджикента, Варахши и замка Балалык-тепе на юге Узбекистана. Объемная скульптура в основном была связана с храмовыми зданиями, где барельеф нашел самое широкое применение.

Полихромная живопись ярких насыщенных тонов наносилась клеевыми красками на поверхность гладко затертой глиносаманной штукатурки обычно по тонкому слою гипсового грунта. Живопись покрывала стену непрерывным полотном. Свободный рисунок возрождает перед нами картины придворной жизни, пиров и сражений, культовых обрядов и спортивных состязаний, образы народного эпоса, сказок и басен. Живопись гармонирует с архитектурой здания, акцентируя ту или иную часть помещения. В залах домов и дворцов над своеобразной эстрадой всегда исполнялся один и тот же центральный сюжет — господствующая по своему значению и масштабам царственная фигура на золоченом троне в форме животного. Живописная композиция остальных стен нередко была разбита на ярусы полосками белых перлов на черном фоне. Фигуры живописи всегда выступают на цветном поле: синем, красном, даже черном. У поверхности суфы тянулся бордюр, орнаментальная или сюжетная панель, которая делилась иногда на отдельные эпизоды рамками из тех же перлов.

Высоко стояло также искусство ваяния. Выбор материала был широкий: глина, дерево, металл — бронза, серебро и золото. Чаще всего монументальная скульптура выполнялась из глины. Характер пластики был разнообразен — барельеф, горельеф и объемная скульптура. Скульптура из сырой глины, армированная деревом, всегда окрашенная, играла огромную роль в архитектуре храмов. Она помещалась в нишах или на постаменте по обе стороны входа в святилище. Особенно обильно заполнялись скульптурами буддийские храмы. Скульптуры Будды, богов и богинь его свиты наделялись соответствующими чертами иконографии — выражение их лиц было непроницаемо спокойным или угрожающим. На Аджина-тепе (Таджикистан) и Краснореченском городище (Киргизия) открыты гигантские лежащие фигуры будд.

Древний Пенджикент. Кариатида (дерево). Реконструкция Древний Пенджикент. Живописный бордюр-панель, орнамент сводов
17. Древний Пенджикент. Кариатида (дерево). Реконструкция 18. Древний Пенджикент. Живописный бордюр-панель, орнамент сводов

В жилых зданиях глиняная скульптура не применялась, но была, видимо, довольно обычной деревянная скульптура в форме кариатид. Среди руин Пенджикента найдено несколько фигур от 1 до 1,6 м высотой (рис. 17). Угадывается характерная поза с поднятой, будто поддерживающей груз на голове правой рукой и левой, опущенной на бедро (руки не сохранились). Были хорошо проработаны черты лица, детали костюма и головного убора. Роль фигур в помещении неясна. Меньшие фигуры, возможно, изображали стойки тахта — деревянного сидения под балдахином на трех-четырех человек. Крупная фигура могла служить в помещении опорой потолка. О существовании кариатид в одном из раннесредневековых зданий Мерва известно по письменным источникам.

Архитектурный орнамент, выполнявшийся в росписи и резьбе, отличается зрелым мастерством.

Живописный орнамент применялся как внутри, так и на фасадах зданий (айваны храмов, лоджии входа жилых секций и общественных комплексов).

В настенных росписях он играет подсобную роль в виде бордюров, окаймляющих снизу и сверху полотно сюжетной живописи (рис. 18), обрамляет живопись в нишах. Рисунок бордюров строится на растительных мотивах, обычно очень стилизованных, или схож с архитектурными элементами (например, бордюр типа зубцов, гофр). Геометрический орнамент еще не получил развития. Своды покрывались по белому полю рисунком сетки с заполнением ячеек в виде цветка, кружка или стилизованного мотива. Расписным многокрасочным орнаментом несомненно были украшены и деревянные потолки.

Резной орнамент выполнялся по дереву, реже по сырой глине. Его разнообразные формы более разработаны и конкретны, чем у живописного. Он и выполнялся более тщательно по сравнению с небрежной манерой росписей. В рисунке появляются живые существа.

Стены пенджикентских залов завершались резным деревянным фризом высотой от 25 до 70 см в виде арок с мифологическим сюжетом или растительными композициями (рис. 19). У балок орнаментом покрыты лишь боковые грани, а у прогонов — лицевая, обращенная внутрь помещения. Типично сочетание двух мотивов — схематизированных пальметт и гирлянд. У прогонов эти два элемента создают венчающую часть растительного фриза. Резьбой покрывались и филенки потолка. Распространен рисунок виноградной лозы с пятиконечными листьями и гроздьями ягод. В некоторых случаях филенки несут сюжетный рельеф или розетку, обрамленные кругом из перлов, а свободные углы заполнены узором наподобие пальметты. Именно так трактован рисунок облицовочных стуковых плит в сасанидских дворцах Ирана (см. т. I). Резное дерево Мадма (бассейн Зеравшана) и Шахристана (территория Усрушаны) принадлежит той же стилистической школе: основные элементы орнамента повторяются — арочный фриз, гирлянды и пальметты, филенки с кругом. Во дворце усрушанской столицы Бунджиката (Шахристан) стены завершались фризом с реалистически трактованными фигурами животных (вереница львов, горные козлы).

Древний Пенджикент. Резной орнамент по дереву: фриз, нижняя грань прогона Варахша. Резной стук
19. Древний Пенджикент. Резной орнамент по дереву: фриз, нижняя грань прогона 20. Варахша. Резной стук

Найденные образцы лепного глиняного декора воспроизводят в Пенджикенте стандартные элементы резного деревянного фриза, в Тешик-Кала (Хорезм) — стилизованный мотив виноградного листа.

Таким образом, зодчество, изобразительное искусство и декор достигли в Средней Азии к VIII в. большого совершенства. Но над страной нависла угроза. Уже в 651 г. с крушением сасанидской державы Мерв попал в руки арабов, которые с тех пор делали набеги за Аму-Дарью. В 705 г. началось наступление войск халифата с целью прочного завоевания Средней Азии. Разбитая на мелкие владения страна даже при поддержке тюрков не могла противостоять врагу. В 709 г. пала Бухара, в 712 г. — Самарканд. В 20-х годах VIII в. арабы захватили и почти уничтожили Пенджикент. Город прожил после этого всего около полустолетия — вот почему его руины сохраняют картину городской застройки VIII в.

В годы своего владычества арабские наместники обновляли и заново отстраивали районные стены вокруг оазисов, вдоль них ставили пограничные укрепления рабаты или рибаты. С целью укрепления своего господства арабы насаждали ислам, который становится государственной религией. Официальным типом культового здания делается мечеть. Первые мечети Средней Азии известны лишь по письменным источникам. Сразу после захвата Мерва в центре его была построена соборная мечеть — Бени Махан. Когда она стала тесна, поставили другую у городских ворот, потом еще одну на канале Маджан. В Бухаре мечеть заменила доисламский храм на базаре Мох. Интересно указание о постройке в Мерве базара и Дома правления. Возведенный аббасидским наместником Абу Муслимом предположительно между 747 и 755 гг., Дом правления представлял собой купольное здание центрической композиции из обожженного кирпича с выходящими на четыре стороны порталами. Размеры его были солидны: ширина — 55 локтей, высота портиков — 30 (т. е. соответственно 20 и 15 м).

Идеология ислама восстает против изображения живой природы, что осложняло развитие изобразительного искусства. Скульптура и сюжетная живопись в мечети не допускались, но продолжали применяться в жилых зданиях. Так, заново отстроенный между 775 и 782 г., варахшинский дворец был обильно украшен стуковыми рельефами и орнаментом. В результате разрушений и перестройки дворец не дает ясной картины планировки; если залы с живописью относятся к VII или началу VIII вв., то позднее появился обширный тронный зал шириной 19,5 м, замощенный обожженным кирпичом и открытый во двор тремя арками на круглых столбах из обожженного кирпича. Пролеты арок равнялись 7,55 м (средний) и 3,25 м (крайние). Покрытие зала опиралось, по-видимому, на деревянные колонны. Столбы, арки и фасад покрывал резной стуковый декор. Настенные рельефы зала и других помещений изображали многофигурные композиции на фоне пейзажа, в частности, фризы и бордюр заключали серию живых существ — рыб, куропаток; в декоре использован усложненный мотив сетки (рис. 20), сцены охоты. Стиль и техника резьбы тесно связывают ее с доарабским искусством.

VIII в. — период становления феодального строя и серьезных политических испытаний в истории Средней Азии. В это время формируется структура феодального города, складываются эстетические нормы и строительные методы. Уже намечены основные принципы средневековой архитектуры Средней Азии — метод конструирования сводов и куполов, строй деревянного ордера и т. д. Зодчество Средней Азии VII—VIII вв. вылилось в самобытную школу, которая на базе простейших материалов и строительных методов создавала логичные, пространственные и красочные произведения.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)