Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: сады и парки

Глава «Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв. Сады и парки» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Лазарев Г.З.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Развитие садово-паркового искусства неотделимо от общего развития китайской национальной архитектуры. Оно в значительной степени обусловлено особенностями китайского народа, его мировоззрением и традициями. Религиозные верования китайцев с древнейших времен были связаны с одухотворением сил и явлений природы. Конфуцианство и даосизм, призывающие к нравственному самоусовершенствованию личности, к поискам самоусовершенствования в общении с природой, в единстве с ней, дали мощный толчок к развитию парков. К эпохе Цин окончательно сложились два основных направления в парковом искусстве Китая. Одно — это небольшие парки, входящие в состав жилого комплекса и непосредственно связанные с ним. Они возникли на юге Китая и в дальнейшем получили распространение на всей территории страны. Другое направление объединяет парки, загородные резиденции, летние дворцы императоров и членов царствующего дома. Появление их связано с созданием на территории Китая могущественных империй Цинь (221— 207 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э.— 220 г. н. э.).

Императорские парки прошли длительный путь развития. В таких городах, как Чанъань, Кайфын, Ханчжоу, Нанкин, и в окрестностях этих городов, являвшихся в свое время столицами различных династий, были, а частично и сохранились, огромные императорские парки. Они послужили основой позднего, так называемого «северного» направления в парковом искусстве, получившего наиболее полное выражение в парках и загородных резиденциях императоров Цинской династии. Отдельной группой стоят парки при монастырях, храмах и других сооружениях культового характера. Они образуют как бы связующее звено между первыми двумя направлениями.

Возникновение парков связано с развитием архитектуры жилища. Простейшая форма парка — дворик в небольшом жилом комплексе. С увеличением размеров жилища увеличиваются число двориков и их территория, расширяются возможности для создания более богатых по композиции и содержанию садов — небольших парков. Появляется своеобразная парковая группа, соединяющая в себе водоемы, камни, зелень, архитектурные сооружения, которые являются обязательной принадлежностью любого такого парка. В процессе паркового строительства были определены соотношения отдельных частей парка, сочетания различных форм скал, гор, водоемов, зелени, архитектуры, место и значение каждой составляющей части в общем ансамбле независимо от того, павильон это или беседка, горы или отдельный камень, группа деревьев или заросли бамбука. Каждая часть парка представляет нечто целое, законченное и в то же время является частью другого большого целого. Эта взаимная связь, взаимная обусловленность приводит к тому, что каждый парк становится единым организмом.

Равнины, отличающиеся небольшими размерами, миниатюрные горы с остроконечными пиками и отвесными ущельями, холмы, покрытые зарослями, водоемы придают паркам разнообразие и живописность. В зависимости от замысла выделяется определенная часть парка, придающая ему особое звучание. На равнинных участках воздвигают павильоны и кабинеты, гостиные, создают лужайки и цветники, иногда на них размещается небольшое поле, образующее своеобразный сельский пейзаж. Особую красоту паркам придают камни разных пород. Часть из них, представляющая собой случайное произведение природы и напоминающая ствол фантастического растения или облик мифического животного, ставится отдельно. Иногда группа камней, расположенных как бы случайно, но в то же время гармонично сливающихся с окружением, украшает парк. Проникновение в природу красоты камня находит полное выражение в создании «каменных гор». Эти искусственные нагромождения камней поражают своей причудливостью и живописностью. Создается сложный многоплановый «каменный ландшафт», который, не являясь точным подражанием природе, подчеркивает многообразие природы и красоту как естественных, так и искусственных скал.

В парках используются также камни своеобразной фантастической формы — «хуши», получаемые из местного красного и серого известняка, пролежавшего в воде 100—150 лет. Хуши устанавливаются отдельно как скульптурно-декоративный элемент и часто служат одной из достопримечательностей парка.

В каждом парке важное место занимают водоемы, значительно обогащающие пейзаж и придающие ему естественность. В гладкой поверхности водоемов отражаются архитектурные сооружения, деревья, быстро бегущие облака. Как правило, все водоемы искусственного происхождения. Берега сильно изрезаны, что зрительно увеличивает их размеры и способствует обогащению перспективы парка.

Центром садово-парковой архитектуры юга Китая в течение почти тысячи лет был Сучжоу — город просветителей и художников, поэтов и музыкантов, отставных чиновников, богатых вельмож и купцов, имевших при своих усадьбах большие и малые сады. Парки Сучжоу создавались веками, часто перестраивались, переходя от одного владельца к другому. Последние крупные работы велись в этих парках в период правления Цинской династии в XVIII—XIX вв. В настоящее время насчитывается около 60 парков, объединенных общностью приемов и традиций, выработанных многими поколениями. Большая часть парков Сучжоу находится в черте города, плотность застройки которого очень велика. План парка обусловлен размерами и положением участка в системе застройки квартала. Парки многократно расширялись за счет соседних территорий, в результате чего границы парков приобретали чрезвычайно изрезанный и ломаный характер.

Первоначально парки были частью больших жилых комплексов, поэтому они не имели собственного переднего входа и в них попадали или через жилую половину, или через ряд длинных коридоров, двориков или узких переулков. Средневековая замкнутость способствовала тому, что вокруг парков возводились высокие стены, служащие не только внешним окружением парка, но и важным композиционным элементом, сохраняющим парк как архитектурное целое.

Южное направление садово-парковой архитектуры характерно также и тем, что в его основе лежит стремление к созданию места для отдыха, работы, раздумий. Поэтому в таких парках нет парадной пышности северных императорских парков, больше непринужденности, интимности.

142. Провинция Цзянсу. Сучжоу: 1 — парк Лююань, план; 2 — парк Чжочжэньюань, план; 3 — парк Июань, план; 4 — парк Шицзалинь, план
142. Провинция Цзянсу. Сучжоу: 1 — парк Лююань, план; 2 — парк Чжочжэньюань, план; 3 — парк Июань, план; 4 — парк Шицзалинь, план

Цинский период подводит итог многовековому развитию сучжоусских парков. Некоторые из них — Июань, Лююань, Чжочжэньюань, Шицзалинь, Ваншиюань и др. — вошли в число лучших произведений китайской и мировой архитектуры. Все парки Сучжоу невелики по размерам. Самый большой парк — Чжочжэньюань — занимает участок площадью около 2 га, причем максимальные размеры территории не превышали 210x130 м. Самый маленький парк — Ваншиюань — имеет менее 0,3 га с максимальными размерами участка 65x50 м (рис. 142).

Замысел автора находит свое выражение и в названии парка: парк Июань — парк радости, веселья и согласия; парк Шицзалинь — лес Будды. Парк Ваншиюань — парк рыболова. В названии парка Лююань воплощена мысль, что парк настолько прекрасен, что тот, кто увидит его, не захочет уйти. В названии парка Чжочжэньюань выражается обида отставного чиновника на несправедливость императора: «В то время, как невежды управляют, знающие растят сады». Названия беседок и павильонов также выражают их назначение, например «беседка ожидания инея», «беседка, омываемая ароматом лотоса», «павильон щебетания птиц и шелеста листьев», «павильон уединения», «павильон размышления» и т. д.

143. Сучжоу. Парк Лююань, XVII в. 1 — павильон Цюйилоу 143. Сучжоу. Парк Лююань, XVII в. 2 — павильон Минсэлоу
143. Сучжоу. Парк Лююань, XVII в. 1 — павильон Цюйилоу; 2 — павильон Минсэлоу

Один из наиболее старых парков Лююань построен в середине эпохи Мин около 1600 г. (рис. 143). В планировочном отношении парк отчетливо делится на несколько частей. В восточной части находятся основные парковые постройки, которые образуют отдельную компактную группу с симметричной планировкой. Центральную часть парка занимает небольшой водоем с изрезанными берегами, к южной стороне которого террасой спускается павильон, а северный берег занят холмами. У северной стены парка расположены заросли вечнозеленого бамбука, ивы, обвитая виноградом галерея. В западной части — своеобразный «горный пейзаж» с двумя беседками. В стенах обилие проемов, имеющих разнообразную форму. Часть из них забрана решетками с неповторяющимися рисунками геометрических фигур, растительных мотивов или целых картин на различные сюжеты. Архитектурные сооружения отличаются большим разнообразием типов — беседки, небольшие парковые павильоны, террасы и более крупные здания.

Многочисленные галереи парка или соединяют отдельные павильоны или, располагаясь вдоль стен и следуя всем ее изломам, защищают посетителей от дождя и солнца, позволяя им в любую погоду любоваться парком. В наиболее красивых местах парка расположены уютные беседки, откуда открывается чудесный вид.

Дворики в парках, располагаясь перед сооружением, позволяют воспринимать его отдельно от других с наилучшей точки зрения, служат передней открытой частью павильона. Галерея перед павильоном еще теснее связывает помещения с внешним пространством. Маленькие дворики находятся между павильоном и стеной, заканчивают собой коридоры, в них выходят проемы. Они служат хранилищами света и воздуха, придают паркам еще большую легкость и изящество. В них высаживается бамбук, одно или несколько деревьев, кустов, ставятся камни.

Здания в садах и парках воздушны, легки и изящны. Они тесно связаны с окружающим пространством, открыты или на все четыре стороны, как беседки, или минимум на две. Стены прорезаются окнами. Основные цвета, применяемые на юге,— черный, белый, коричневый, серый. Серая черепица, белые стены, коричневые разных оттенков деревянные детали, столбы, черные каменные панели с иероглифами не создают яркой гаммы, не выделяются из окружения, не спорят с пышностью природы. Важную роль играет зелень. В больших количествах она образует пейзаж, целые картины, в малых служит декоративным или композиционным элементом, важным для отдельных частей парка, павильонов. Иногда зелень образует кулисы, заставляя обратить внимание на определенный объект и закрывая все остальное. В парках много цветов, в частности лотосов, любимого летнего цветка китайцев, символа чистоты, красоты и благородства.

144. Сучжоу. Парк Чжочжэньюань, XVI—XVIII вв. 1 — павильон и беседка Сянчжоу; 2 — беседка Учжуюцзюй; 3 — галерея Шуйлан; 4 — беседка Литин
144. Сучжоу. Парк Чжочжэньюань, XVI—XVIII вв. 1 — павильон и беседка Сянчжоу; 2 — беседка Учжуюцзюй; 3 — галерея Шуйлан; 4 — беседка Литин

Парк Чжочжэньюань создан в середине XVI в. императорским чиновником, вышедшим в отставку, на заброшенном участке храма Дахунсы (рис. 144). В XVII—XVIII вв. он много раз переходил от одного владельца к другому и приходил в упадок. Последний раз парк был восстановлен в 1744 г. Водоемы занимают больше половины всей площади парка. Горки, дамбы, мосты делят водоем на несколько больших и маленьких озер. Большинство архитектурных сооружений сосредоточено около водоемов. Архитектурные сооружения в парке равномерно распределены по его территории. Часть построек стоит под некоторым углом друг к другу, что придает парку большую живописность. В восточном углу парка за павильоном Хайтанчунь находится миниатюрный парк Дунъюань с одним двориком и небольшим водоемом.

Широко используется многоплановость пейзажа. Глубина пространства определяется не перспективным сокращением линий, а членением его на отдельные планы, выделением каждого плана архитектурными сооружениями в виде беседки, легкого павильона, стены, мостика или другими средствами (зелень, водоем, горки).

Берега искусственных озер изрезаны, что зрительно увеличивает их размеры. Для этой же цели возведены посредине водоемов островки и сооружены мостики-переходы. Мостики идут над самой водой. Дорожки часто меняют свое направление.

Как и в других парках, в парке Чжочжэньюань учитывается смена времен года. Весеннее цветение придает особую прелесть всему парку; густая летняя листва, богатство цветовой гаммы осенью по-разному подчеркивают архитектуру; белое покрывало снега и инея зимой превращает парки в сказочные дворцы. В парках создаются отдельные павильоны и целые пейзажные картины, связанные с определенным временем года или даже дня. Каждая постройка, каждая часть парка, даже самая маленькая — это ожившие страницы истории древнего искусства.

145. Сучжоу. Парк Ваншиюань, XIX в. 1 — мощеный дворик 145. Сучжоу. Парк Ваншиюань, XIX в. 2 — беседка Юэдаофэнлай
145. Сучжоу. Парк Ваншиюань, XIX в. 1 — мощеный дворик; 2 — беседка Юэдаофэнлай

Парк Ваншиюань был построен в 1770 г. отставным чиновником (рис. 145). Ваншиюань занимал часть более древнего парка Вансысян, сооруженного в 1140 г. В XIX в. парк несколько раз реставрировался. Среди парков Сучжоу парк Ваншиюань занимает несколько обособленное место. Жилая часть усадьбы тесно связана с парком, где сооружения павильонов, террас, галерей, беседок, переходов следуют одно за другим, образуя почти непрерывную цепь вокруг озера. В парке почти нет глухих стен. Плоскость их расчленена большим количеством разнообразных по величине и форме проемов. Весь парк пронизан воздухом. Гармоничное сочетание павильонов, галерей, расположенных перед ними двориков, удачно найденное место зелени и камней позволили избавиться от впечатления тесноты, несмотря на большую застроенность. Парк раскрывается постепенно. Создатели парка показывают его по частям, выявляя отдельные стороны, характерные черты, заставляют человека наиболее полно воспринимать красоту. При движении следует смена перспектив, меняется угол зрения и даже при малых размерах парка нет однообразия.

Парк Ваншиюань входит в комплекс, состоящий из жилой части, семейного храма и парка. Жилая часть, расположенная к востоку от парка, соединена с ним несколькими проходами. В числе парковых сооружений — музыкальный кабинет Циньши, гостиная Дахэгуань, беседка Юэдаофэнлай, что в переводе означает «беседка ветра, рожденного луной», павильон Дяньгун с двориком, засаженным гортензиями, двухэтажный павильон — кабинет Цзисюйцзи, предназначенный для чтения книг и занятий. Каждое сооружение, дерево, камень, дворик связано с древними традициями и преданиями. В парке гармонично сочетаются канонические требования паркового зодчества и творческая фантазия создателей парка.

В конце XIX в. в г. Сучжоу был построен последний значительный по своим размерам парк Июань. Изрезанный участок парка вытянут с востока на запад; в нем сравнительно мало архитектурных сооружений. Они расположены свободно, часть из них соединена галереей, идущей непрерывной извилистой линией с востока на запад через весь парк. Вдоль стены, расположенной в меридиональном направлении и делящей парк на западную и восточную части, с двух сторон также устроены галереи. Стена изрезана проемами — своего рода узорными окнами, через которые видны пейзажи обеих частей парка. Восточная часть парка ближе по характеру к жилой усадьбе. Здесь сосредоточено большинство построек. При сооружении горок, занимающих около трети всей территории, широко использовался камень «хуши» из других заброшенных парков. Первоначально парк славился большим количеством хуши, соснами с белой корой «байписун», надписями. В парке много беседок. Некоторые из них, как Сяоцанлан, Цзиньсутин, стоят отдельно: другие, как Юйяньтин или Наньсюэтин, включены в галерею.

146. Сучжоу. 1 — парк Шицзалинь, беседка Шаньцзитин 146. Сучжоу. 1 — парк Шицзалинь, беседка Шаньцзитин; 2 — парк Шицзалинь, мостик; 3 — парк Сиюань, беседка Хусинтин
146. Сучжоу. 2 — парк Шицзалинь, мостик 146. Сучжоу. 3 — парк Сиюань, беседка Хусинтин

Очень красив и парк Шицзалинь (рис. 146).

Южные парки, как правило, почти целиком созданы руками человека. Участок, на котором сооружается парк, сама природа — лишь материал, из которого создаются парки. Тонкое проникновение в мир природы, умение отразить в миниатюре ее характерные черты позволили создать подлинные произведения искусства.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)