Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: императорские парки
Глава «Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв. Императорские парки» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Лазарев Г.З.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971
В XVII—XVIII вв. много внимания уделялось строительству императорских парков. Путешествия императоров Канси и Цяньлуна, знакомство их со знаменитыми парками юга страны привели к распространению южного стиля в северных областях, особенно в Пекине и его окрестностях. Богатство южной природы компенсируется здесь разнообразием архитектурных форм и яркой цветовой гаммой.
В столице и столичной области в XVIII в. насчитывалось большое число парков, среди которых наиболее известные парки Трех озер — Бэйхай, Чжунхай, Наньхай, расположенные в центре Пекина; парки Трех гор — Сишань, Ваньшоушань, Юйцюаньшань, находящиеся к западу от городских стен; три парка-дворца, объединенные в один огромный парк Юаньминъюань, считавшийся лучшим императорским парком Китая. В результате войн, вызванных иностранной агрессией в 1860 и 1900 гг., Юаньминъюань был полностью разрушен. Теперь лишь по литературным источникам и картинам можно судить о красоте этого замечательного памятника китайского садово-паркового искусства XVIII в. Парк был расположен к северо-западу от Пекина в окружении других парков, лучшими из которых были Цзинъиюань на горе Ваньшоушань, Цзинминъюань на горе Юйцюаньшань, Цзинъиюань в горах Сяншань (Сишань). Эти парки были созданы в предшествующий период, и в XVII—XVIII вв. часть из них подверглась перестройке.
147. Пекин. Парк Юаньминъюань. План: 1 — Юаньминъюань; 2 — Чанчуньюань; 3 — Ваньчуньюань |
Юаньминъюань начал создаваться во второй половине XVII в. на территории нескольких небольших парков, принадлежавших членам царствующего дома Минской династии и крупным феодалам (рис. 147). Строительство велось непрерывно на протяжении XVII—XIX вв. После сооружения дворцово-паркового комплекса, получившего название парка Юаньминъюань, территория ансамбля постепенно расширяется, захватывая близлежащие участки, в результате чего возникает парк «Долгой весны» Чанчуньюань и парк «Вечной весны» Ваньчуныоань. Каждый парк огорожен стенами, имеет свою планировочную схему и в то же время является частью общего огромного садово-паркового комплекса.
Все они созданы на равнине, раскинувшейся у подножия западных гор Сишань. Весь разнообразный рельеф — горы, озера, протоки — все было создано руками человека. Юаньминъюань не только загородный парк, но и официальная резиденция императора, для которого был построен ряд специальных сооружений. Для императора, его свиты и семьи предназначались многочисленные жилые покои, парки, дворики для отдыха, площадки для тренировки по стрельбе и верховой езде. Для жертвоприношений и молений были сооружены храмы. В Юаньминъюань сочетались требования, предъявляемые к дворцу с его сложными и строгими церемониалами и к парку с его укромными уголками, создающими интимное настроение. В живописной и свободной планировке заметны следы регулярности, вызванной официальным характером загородного дворца. Вход в парковый комплекс решен в виде вынесенной за пределы парка системы дворов, лежащих на оси, с симметрично стоящими по сторонам их павильонами — зданиями шести ведомств. За входными воротами по обе стороны от них расположены административные постройки для ведения различных государственных дел. Эта официальная часть дворца завершалась павильоном Чжэньдагуаньминдянь.
В плане парка заметна образующая ось, на которой расположены дворы, главные ворота парка, павильон Чжэньдагуаньминдянь и озеро Хоуху с девятью островами, причем больший остров лежит также на этой оси, а остальные лежат симметрично ей. На островах находились жилые постройки, предназначенные для императора и его семьи. За озером начинается собственно парк, где многочисленные горы и озера, соединенные каналами с перекинутыми через них мостиками, различные многочисленные постройки образовывали живописные ансамбли. Эта часть парка была знаменита своими пейзажами, созданными по образцам пейзажей южных парков. Отдельные водоемы соединены друг с другом и образуют единую водную сеть, так что из одной части парка можно проехать в другую на лодке. Северо-западный угол Юаньминъюаня занят горами. Перед самой высокой горой располагался дворец Аньюгун, который служил храмом Предков. На равнинном участке в юго-западном углу парка проводились тренировки по стрельбе из лука и верховой езде.
В восточной стороне парка Юаньминъюань, созданной позже, раскинулся огромный водоем «Счастливое море» (Фухай), занимавший около 7б площади всего парка. К западу от озера Фухай находился буддийский храм Шэвэйчэн и перед ним была улица Маймайцзе — своеобразный торговый ряд для проживающих во дворце. Территория парка Юаньминъюань, равная 74,8 га, огорожена рвом с водой и стеной, за которой возвышались гряды холмов.
В парке Чанчуньюань, расположенном на квадратном участке, водоемы занимают более половины всей площади, равной 30,3 га. В период правления императора Цяньлуна в северной части за насыпью было построено свыше десяти сооружений в стиле итальянского барокко. Воздвигнутые из камня, в изобилии украшенные резными деталями, они отличались от окружающих построек. Эти сооружения возведены по проектам католических миссионеров, которые пользовались большим влиянием при императоре Цяньлуне и были знакомы с достижениями европейской архитектуры того времени.
Наиболее значительное сооружение парка — дворец Юаньингуань с расположенными перед ним двумя фонтанами (один из первых примеров устройства фонтанов в Китае). Это было кратковременное увлечение формами европейской архитектуры, не имеющее под собой реальной почвы. Новое оказалось чуждым китайцам. Эти своеобразные постройки стали лишь случайной страницей в истории китайской архитектуры.
Парк Ваньчуньюань — самый маленький из трех парков, хотя и занимает площадь 22,5 га. Его границы изрезаны, планировка очень живописна; обилие гор, построек делают его наиболее близким по духу к южных паркам. Прообразом этого парка послужили парки Сучжоу, Ханчжоу и других мест. В парках построено огромное количество разнообразных беседок, павильонов, соединенных галереями или стоящих отдельно. В стремлении избежать однообразия строители возводили павильоны и беседки со сложной конфигурацией плана, например в виде религиозных буддийских знаков, иероглифа «гун» и т. д.
Постройки Юаньминъюаня отличались высоким качеством отделки, в больших количествах применялись драгоценные породы дерева, большое количество серебра, инкрустация драгоценными металлами, камнями, слоновой костью.
148. Чэндэ. Загородный дворец Жэхэсингун. Павильон Яньюйлоу: 1 — западный фасад; 2 — северный фасад; 3 — план |
Вторым по значению загородным парком-дворцом является дворец Жэхэсингун, или Бишушаньчжуан (Горная деревня летнего отдыха), расположенный на севере провинции Хэбэй (рис. 148). Комплекс дворцовых и парковых построек вместе с обширным природным лесопарком занимает площадь около 430 га. Парк, лежащий в излучине р. Улухэ, начал создаваться при императоре Канси. В 1703 г. работы были в основном завершены. В парке насчитывалось более 100 больших и малых построек. Почти все постройки сосредоточены в южной части парка, непосредственно примыкающей к г. Чэндэ. Рядом с главными южными воротами были построены здания государственных учреждений. За официальной частью следуют дворцовые и жилые покои. Два дворца Чжэнгун и Дунгун составляют ядро парадной и жилой частей. Дворец Чжэнгун, предназначавшийся для приемов и жилья, состоит из большого числа сооружений, тесно сгруппированных вокруг семи небольших двориков, расположенных на одной оси юг — север. Подобная компоновка сооружений вокруг двориков является необычной для китайской дворцовой архитектуры. Контраст стесненного и открытого пространства позволяет лучше почувствовать достоинства каждого из них.
Основу архитектурного оформления павильона составляет резьба. Детали и части здания не окрашены, что является отходом от канонических требований китайской архитектуры. При перестройке многих сооружений Жэхэсингуна широко использовали кедр и другие драгоценные породы дерева, привозимые с юга.
Равнинная часть парка, на которой расположены дворцовые постройки и озеро Жунчжоуху, состоящее из двух частей Жунху и Дунху, занимает 1/5 всей территории. Вдоль берега возвышались беседки с трехъярусными кровлями и павильоны. Озеро пересекалось дамбами с разнообразными мостами, на некоторых из них также были сооружены беседки. Остальная часть парка занята горами, заросшими соснами, и узкими долинами с быстро бегущими ручьями. Здесь паслись стада оленей императорского заповедника. В наиболее красивых местах были сооружены небольшие сады, отдельные павильоны и беседки. На лесистой равнине вокруг озера располагались небольшие парки, в частности парк Вэньинъюань, или Вэньюаньшицзулинь, известный 16 пейзажами. В северной части у храма Юнлэсы возвышалась девятиярусная пагода Цинчжэньдянь.
Жэхэсингун, как и Юаньминъюань, — официальная загородная резиденция императора. Строительство его связано со стремлением укрепить связи Цинской династии с монгольскими и маньчжурскими феодалами. Кроме того, он служил для охоты императора. В начале XIX в., а особенно в середине его, парк потерял свое значение и пришел в запустение.
Парки Юаньминъюань и Жэхэсингун являются обобщением предыдущей практики садово-паркового строительства. В них были воплощены основные принципы создания парков: принцип «инь» — действовать в зависимости от местных условий, принцип «цзе» — максимально использовать окружающую природу, принцип определения главного и второстепенного, целого и частного, принцип сопоставления через контрастность — большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое, принцип в малом добиваться большого и принцип гармонии пропорций.
Наиболее сохранившийся загородный императорский дворец-парк — это парк Ихэюань, расположенный в западном пригороде Пекина в 10 км от ворот Сичжимынь (рис. 149). Гора Ваныноушань и водоем, вырытый в конце XII — начале XIII в. у южного склона горы, в течение многих веков служили местом сооружения различных дворцов и парков правителей Цзинь- ской, Юаньской, Минской династий и членов их семей. В XIII — XIV вв. озеро значительно расширяется и соединяется системой каналов с реками, стекающими с западных гор. В XV в. здесь сооружаются летние дворцы, храмы, различные павильоны и отдельные небольшие парки. В середине XVII в. император Цяньлун приказал возвести новый дворец и парк. По этому указу озеро Сиху у подножия горы Ваныпоушань было названо Куньминху, а парк был назван Цинъиюань. Строительство парка было закончено в 1770 г. Во время англо-французской интервенции парк сильно пострадал, и в 1888 г. императрица Цыси начала создание нового паркового комплекса — Ихэюань, который сохранился до нашего времени, за исключением нескольких павильонов и дворцов, разрушенных в 1900 г. во время восстания Ихэтуань и нападения восьми держав.
В планировке парка воплощен богатый опыт многих поколений, учтено лучшее, что создано было в стране на протяжении веков. Строители учли особенности места и возможности рельефа. В парке гармонично сочетаются горы, равнины, водоемы и архитектура. Гора Ваныпоушань и озеро Куньминху служат основными компонентами пейзажного парка, архитектура подчеркивает красоту его, выявляет масштабность, дает новое обогащенное восприятие отдельных частей, пейзажных картин и всего парка в целом (рис. 150). Территория парка площадью около 330 га несколько вытянута с юга на север, северную часть ее, 1/5 всей площади, занимает гора Ваньшоушань, являющаяся одним из отрогов Сишань. На склонах горы и прилегающих к ней равнинных участках сосредоточена основная масса архитектурных сооружений. Озеро Куньминху разбито дамбами на несколько водоемов с островами. Прообразом композиции озера были известные парковые комплексы озера Сиху в Ханчжоу и Куньминху в Кайфыне. Шесть мостов на дамбах и через каналы, в частности, Юйдайцяо (рис. 151) повторяют шесть мостов озера Сиху.
Центром всей композиции является ансамбль на горе Ваньшоушань, планировочная ось которого подчеркивается постановкой наиболее значительных сооружений: храма Фосянгэ, буддийского храма и храма Лунванмяо, расположенного на острове в средней части озера Куньминху. В то же время каждое из этих сооружений имеет собственную ось (юг — север), несколько сдвинутую относительно общей оси и осей других построек. Главный вход в парк устроен с восточной стороны через ворота Дунгунмынь, у которых была создана официальная часть парка с парадными павильонами, дворами и расположенными по обе стороны подсобными и служебными помещениями. Ось этого комплекса образовывала восточно-западную планировочную ось всего парка. Эта часть отличается наибольшей плотностью застройки.
По обоим склонам горы Ваньшоушань и особенно на южной стороне свободно и живописно расположились многочисленные сооружения. Отдельные постройки объединены во дворцы, храмы, сады со своей внутренней структурой, в большом парке созданы более мелкие самостоятельные ячейки, подчиненные общему замыслу.
152. Пекин. Ихэюань. Галерея Чанлан | 153. Пекин. Ихэюань. Дворец Пайюаньдянь, 1750 г. |
154. Пекин. Ихэюань. Пайлоу | 155. Пекин. Ихэюань. Парк |
Пекин. Парк Ихэюань. Беседка на мосту |
В композиции парка и архитектурного ансамбля южного склона Ваньшоушань большое значение имеет галерея Чанлан, протянувшаяся с востока на запад по берегу озера на 728 м (рис. 152). Она объединяет отдельные сооружения и выполняет важную декоративную функцию. Чанлан органически вписывается в пейзаж. Она разделена беседками на части, переходы соединяют ее с павильонами и террасами, носящими поэтические названия: Люцзятин «Беседка застывшей красоты», Цзиланьтин «Павильон, где останавливаются волны» и др. Стропильные балки и поперечные перекладины покрыты узорами и картинами в традиционном духе.
Дворец Пайюаньдянь, построенный в 1750 г., является частью наиболее важного архитектурного ансамбля парка (рис. 153). Он начинается у самого озера пятипролетным парадным пайлоу (рис. 154). В его состав входят павильоны дворца Пайюаньдянь, храмы Дахуэйдянь, Фосянгэ, а также храм Чжихойхай, сооруженный на вершине горы, и ряд других построек, расположенных рядом. Буддийский храм Фосянгэ, представляющий собой восьмигранный в плане четырехъярусный павильон, возвышается на каменном основании высотой около 20 м и служит композиционным центром всего парка (рис. 155).
На северном склоне Ваньшоушань кроме комплекса буддийских храмов, носящих черты ламаистской архитектуры, находится большой пейзажный парк с множеством тропинок, узким и длинным озером Хоуху, лежащим у подножия, с многочисленными мостиками, переброшенными через него. Эта часть парка напоминает южный район страны. Восточный склон занят группой павильонов, террас, кабинетов.
Особое место занимает сад Сецюйюань — небольшой парк, выполненный в традициях южных парков; прообразом ему послужил сад Цзичанъюань на горе Хойшань в г. Уси. Отдельные павильоны, беседки, частью объединенные галереями, свободно расположились вокруг искусственного водоема неправильной формы. Это наиболее интимная часть всего парка.
156. Пекин. Ихэюань. Корабль Цинъяньфан | |
157. Пекин. Ихэюань | |
158. Пекин. Ихэюань: 1 — мост Санькунцяо; 2 — мост Шицикунцяо; 3 — беседка на мосту; 4 — пагода Дабаота, 1750 г. |
В парке Ихэюань насчитывается более 500 различных построек. Почти все они ориентированы строго по странам света, большей частью на юг. Соблюдение этого принципа при свободной планировке придает композиции парка лаконичный и четкий характер. Наиболее интересные сооружения парка — это беседка Баоюньгэ, построенная в 1750 г. целиком из бронзы; каменный корабль Цинъяньфан (рис. 156); безбалочный храм Чжихойхай, облицованный разноцветной глазурованной керамической плиткой; беседка Чжичуньтин, из которой раскрывается самый красивый вид на гору Ваньшоушань и ее ансамбли; жемчужина озера Куньминху храм Лунванмяо, соединенный с берегом семнадцатипролетным арочным мостом Шицикунцяо (рис. 157) — одним из красивейших мостов этого типа в Китае. В парке много мостов, галерей и других сооружений, скульптурных изваяний животных, птиц, выполненных в бронзе и камне (рис. 158).
В XVII—XVIII вв. перестраивается парк Цзинъиюань в горах Сишань, лежащих в 20 км к западу от Пекина, насчитывающий 28 пейзажей, где богатство и разнообразие природы подчеркивалось архитектурными сооружениями. Парк площадью более 60 га занимает одну из долин между гор, поднимаясь по их склонам почти до вершин. Архитектурные сооружения, расположенные на значительной территории, тяготеют к средней и особенно к западной части парка. Комплексы храмов Сяншаньсы, Хуангуансы, Чжаомяо, построенного в 1780 г., и усадьба Хунъецунь расположены без соблюдения южной ориентации комплекса в целом. Отдельные же постройки в основном имеют южную и юго-восточную ориентацию. В парке много террас, водоемов, искусственных горок. Выбор места парка не случаен, район гор Сишань отличается мягкими климатическими условиями и богатой растительностью (рис. 159).
159. Пекин. Горы Сишань. Парк: 1 — пагода; 2 — пайлоу |
Практика строительства парков в XVII—XVIII вв. показывает, что древние традиции, основанные на многовековом опыте, не сковывали фантазию строителей, которые, учитывая конкретные условия, пользовались ими как исходным материалом для создания новых парков.
Добавить комментарий