Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: дворцы

Глава «Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв. Дворцы» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Лазарев Г.З.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Строительство дворцов в XVII—XVIII вв. велось в меньших масштабах, чем в Минский период. Наиболее важные работы по сооружению ряда дворцовых комплексов были осуществлены в Императорском городе в Пекине, главным образом в императорском дворце.

Императорский дворец Цзыцзиньчэн, известный в настоящее время как дворец Гугун, является главным сооружением основного комплекса ансамбля Большой пекинской оси, образующего центр всего города. Этот комплекс включает в себя кроме дворца храмовые ансамбли и ряд парадных дворов, ограниченных стенами и соединенных монументальными воротами. Комплекс начинается почти сразу за воротами Чжэнъянмынь площадью, называвшейся, как и ворота в северной части ее, Тяньаньмынь. Вдоль стен, ограничивающих площадь, шли «галереи длиной в тысячу шагов» (Цяньбулан), за которыми располагались помещения ямыней. Перед воротами «Небесного спокойствия» (Тяньаньмынь), ведущими в Императорский город и служившими первыми воротами императорского дворца, проходит канал «Река золотой воды» (Цзиньшуйхэ) с семью мостиками через него. Ворота Тяньаньмынь (рис. 106) были перестроены в 1651 г. и представляют собой массивное каменное основание с пятью арочными проходами, с резными перилами поверху. Ворота завершаются своеобразной надвратной башней — большим павильоном, выполненным в традиционных формах. Далее к северу расположены два двора, разделенных воротами Дуаньмынь. К востоку от них находился храм предков Таймяо (рис. 107). Здесь происходили церемонии поминания предков царствующей династии. К западу лежала территория храма «Божеств земли и злаков» (Шэцзитань) с алтарем, окруженным низкой оградой. Все эти сооружения служили прелюдией к тому торжественному архитектурному аккорду, который представлял императорский дворец. Окружающие его высокие стены с четырьмя изящными башнями-павильонами по углам отражались в воде широкого канала Тунцзыхэ, одетого в камень (рис. 108). Внутри стен располагался целый город со своими площадями, улицами, каналами и мостами. Среди множества островерхих крыш возвышались крыши шести главных залов Запретного города, которые господствовали над окружающей застройкой.

106. Пекин. Императорский город. Ворота Тяньаньмынь
106. Пекин. Императорский город. Ворота Тяньаньмынь
107. Пекин. Императорский город. Храм Предков. Таймяо
107. Пекин. Императорский город. Храм Предков. Таймяо
108. Пекин. Запретный город. Угловая башня дворца и канал Тунцзыхэ
108. Пекин. Запретный город. Угловая башня дворца и канал Тунцзыхэ

Гармония контрастов, сочетание больших и малых сооружений, широких пространств дворцовых площадей и маленьких двориков, интимных покоев, крепостная суровость голых стен и изящная легкость решетчатых ограждений за стройными колоннами, взлетающие ввысь многоярусные кровли со сверкающей на солнце золотисто-желтой черепицей над беломраморными террасами с резными перилами — все это делает Гугун одним из лучших сооружений китайской и мировой архитектуры.

Дворец был создан в 1406—1420 гг. на основе более раннего дворца юаньских императоров. Во дворце жило до 50—60 тыс. человек и за стеной его по берегам канала находилось до 10 тыс. воинов.

109. Пекин. Императорский дворец: 1 — комплекс императорского дворца 109. Пекин. Императорский дворец: 2 — Три больших павильона и Три больших палаты
109. Пекин. Императорский дворец: 1 — комплекс императорского дворца; А — императорский дворец; Б — храм божеств Земли и Злаков Шэцзитань; В — храм Предков Таймяо; 1 — ворота Тяньаньмынь; 2 — ворота Дуаньмынь; 3 — ворота Умынь; 4 — канал Цзиньшуйхэ; 5 — дворец Вэнь-хуадянь; 6 — дворец Уиндянь; 7 — ворота Тайхэмынь; 8 — комплекс Трех больших павильонов; 9 — комплекс Трех больших палат; 10 — ворота Шэньумынь; 2 — Три больших павильона и Три больших палаты: 1 — ворота Тайхэмынь; 2 — павильон Тай-хэдянь; 3 — павильон Чжунхздянь; 4 — павильон Баохэдянь; 5 — ворота Цяньцинмынь; 6 — палата Цяньцингун; 7 — павильон Цзяо-тайдянь; 8 — палата Куньнингун; 9 — ворота
110. Пекин. Императорский дворец: 1 — палата Тайхэдянь («Высшей гармонии»); 2 — палата Чжунхэдянь; 3 — палата Баохэдянь; 4 — фрагмент террассы
110. Пекин. Императорский дворец: 1 — палата Тайхэдянь («Высшей гармонии»); 2 — палата Чжунхэдянь; 3 — палата Баохэдянь; 4 — фрагмент террассы

В XVII—XVIII вв. императорский дворец (рис. 109, 1) занимал прямоугольный участок размером 760x960 м. Дворец состоял из южной части, называемой Внешними палатами (Вайчао), предназначенными для официальных церемоний и парадных приемов, и северной части — Внутренних покоев (Нэйтин) — собственно жилой части дворца. Начиная от ворот Умынь, в южной стене через весь комплекс до северных ворот Шэньумынь протянулся ряд площадей и дворов с главными сооружениями. Ворота и проходные павильоны соединяют площади и дворы, окруженные стенами и частью обстроенные по периметру зданиями с галереями, друг с другом и с остальными частями дворца. В основе планировки дворца лежит принцип Трех больших палат и Трех больших павильонов (рис. 109,2).

Три большие палаты — «Высшей гармонии» (Тайхэдянь), «Полной гармонии» (Чжунхэдянь) и «Сохранения гармонии» (Баохэдянь), являющиеся центром Внешних палат и всего дворца, — расположены на огромной террасе Саньтай высотой около 7 м, возвышающейся на грандиозной площади размером 9,66 га. Терраса площадью 2,5 га имеет в плане форму иероглифа «гун» (рис. 110).

Первый зал дворца Тайхэдянь, предназначавшийся для торжественных приемов и государственных церемоний, в 1697 г. и 1885 г. был перестроен. Огромное сооружение высотой 35 м завершено двухъярусной четырехскатной кровлей типа «чжунъянь удянь», применявшейся в наиболее значительных дворцовых сооружениях. Тайхэдянь обращен к югу галереей с одиннадцатью пролетами. Средний, самый большой пролет достигал ширины 8,4 м, остальные, кроме узких крайних пролетов, имели ширину 5,56 м. Несмотря на внушительные размеры, здание производит впечатление легкости и изящества. Тонкая проработка деталей, гармоничное сочетание отдельных частей, многоярусные доугуны карнизов усиливают это впечатление.

111. Пекин. Императорский дворец. Тайхэдянь. Интерьер
111. Пекин. Императорский дворец. Тайхэдянь. Интерьер

В центре огромного зала площадью более 2300 м2 возвышался императорский трон, окруженный символическими фигурами животных, священных сосудов и реликвий (рис. 111). В конце XVII в. боковые галереи Тайхэдянь были заменены глухой стеной. В этот же период галереи, соединявшие Тайхэдянь и Баохэдянь с боковыми павильонами, также были заменены стенами, разделившими всю площадь на три отдельных двора. Это придало всему комплексу более суровый замкнутый характер.

Точно определенное соотношение отдельных элементов комплекса (в частности, центральных залов и окружающей застройки, изящных ярусов огромных террас, легко несущих на себе громаду павильонов, и бескрайних суровых просторов замощенных площадей), единая цветовая гамма архитектурных сооружений с преобладанием красных, белых, желтых тонов и синего цвета неба придают монументальность основным постройкам императорского дворца. Они воспринимаются сразу большими массами. Их размеры, значительные сами по себе, подчеркиваются малыми архитектурными формами, курительницами, изваяниями животных, выполненными в бронзе и мраморе; лишь при приближении к центральному сооружению комплекса воспринимаются отдельные детали конструкций и декора, поражающие своей проработкой. Глухие стены, ограничивающие дворы, отсутствие в последних зелени подчеркивают торжественность и монументальность дворца.

Перед залом Тайхэдянь за пределами двора симметрично оси расположены к востоку комплекс сооружений Вэньхуадянь и к западу дворец Уиндянь. Эти дворцы вместе с Тремя большими палатами образуют ансамбль Вайчао. Дворец Вэньхуадянь на протяжении XVII—XVIII вв. неоднократно реставрировался, а в 1774 г. в связи с постройкой за ним императорской библиотеки Вэньюань был расширен. Их незначительная высота, простые односкатные кровли, низкие платформы, на которых возвышались павильоны, подчеркивают значение комплекса Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь.

112. Пекин. Императорский дворец. Канал Цзиньшуйхэ 113. Пекин. Императорский дворец. Дворцовый парк. Фрагмент
112. Пекин. Императорский дворец. Канал Цзиньшуйхэ 113. Пекин. Императорский дворец. Дворцовый парк. Фрагмент

Через двор, лежащий между воротами Умынь и Тайхэмынь, проходит канал «Яшмовый поясок» или «Река золотой воды» (Цзиныиуйхэ) с переброшенными через него изящными белыми мраморными мостиками (рис. 112). 

В центре северной части дворца Нэйтин на платформе возвышаются Дворец небесной чистоты (Цяньцингун), построенный в 1795—1797 гг., Павильон общения с небом (Цзяотайдянь) и Дворец земного спокойствия (Куньнингун), образующие комплекс Трех больших павильонов. Они предназначались для императорской канцелярии, императора и императрицы. Эти сооружения подобны Трем большим палатам, но несколько меньше по объему, проще в отделке; одноярусная терраса, как и сам двор, занимает меньшую площадь. Часть двора отведена под одноэтажные служебные постройки.

К северу у ворот Шэньумынь находится парк Юйхуаюань с вековыми соснами, кипарисами, декоративными каменными горками, где все постройки, кроме одного павильона, сооружены в XVII—XVIII вв. (рис. 113).

Первоначально к востоку и западу от Трех больших павильонов располагались Шесть восточных и Шесть западных дворцов (Дунлюгун и Силюгун), предназначавшихся для жен и наложниц императора. Часть из них в XVIII в. была перестроена. Севернее дворцов лежали пять восточных и западных дворов Цяньдусо, вместо западных дворов позже был построен дворец Чунхуагун. Северо-восточную часть дворца занимал сооруженный в XVII—XVIII вв. небольшой комплекс, в планировке которого использованы приемы, характерные для дворцового и паркового строительства. В XVIII в. перед входом в этот комплекс была сооружена Стена девяти драконов (Цзюлунби), украшенная сложными узорами орнаментов и выразительными фигурами девяти разноцветных драконов в облаках. Стена облицована глазурованным многоцветным рельефным кирпичом и выполняла роль «отражательного экрана» (инби). Северо-западную часть дворца занимали многочисленные помещения членов императорского дома, различные служебные постройки, большая часть из которых была перестроена или построена заново в XVII—XVIII вв.

Большой объем строительных работ во дворце был вызван реконструкцией многих построек, перестройкой отдельных частей дворца, восстановлением некоторых зданий после пожара. Планировка дворца в целом осталась от XV в., но частые переделки привели к тому, что построек Минского периода осталось мало. Часто на старом фундаменте воздвигали новые сооружения, стараясь сохранить особенности старой постройки, но в связи с конструктивными изменениями, вызванными ухудшением качества древесины и уменьшением пролетов, размеров отдельных частей, это не всегда удавалось.

114. Пекин. Императорский дворец. Панорама с горы Цзиншань
114. Пекин. Императорский дворец. Панорама с горы Цзиншань
115. Пекин. Императорский город. Парк Цзиншань. План 115. Пекин. Императорский город. Парк Цзиншань. Павильон Ваньчуньтин
115. Пекин. Императорский город. Парк Цзиншань. План, павильон Ваньчуньтин

В XVIII в. в границах Императорского города также осуществлялись большие строительные работы. Так, была изменена планировка парков на горе Цзиншань, возвышающейся к северу за императорским дворцом. С нее открывался великолепный вид на комплекс дворцовых зданий (рис. 114). На вершине горы была построена беседка Вечной весны (Ваньчуньтин) с трехъярусной кровлей из глазурованной черепицы. Беседка была самой высокой точкой Пекина и лежала на центральной оси города. На восточных и западных склонах горы Цзиншань были сооружены еще четыре беседки, расположенные симметрично Ваньчуньтин и образующие единую архитектурную группу. В северной части парка было построено несколько дворцовых павильонов, которые вместе с храмом Циванлоу, посвященным Конфуцию и расположенным у южного ската горы, составляли единый ансамбль (рис. 115).

116. Пекин. Императорский город. Парк Бэйхай. План: 1 — городок Туаньчэн; 2 — Белая пагода; 3 — павильон Иланьтан; 4 — беседки Улунтин; 5 — стена Девяти драконов; 6 — парк Цзинсиньчжай
116. Пекин. Императорский город. Парк Бэйхай. План: 1 — городок Туаньчэн; 2 — Белая пагода; 3 — павильон Иланьтан; 4 — беседки Улунтин; 5 — стена Девяти драконов; 6 — парк Цзинсиньчжай
117.  Пекин. Императорский город. Бэйхай. Остров Цюнхуадао. Белая пагода, 1961 г. 118. Пекин. Бэйхай. Галерея и павильон Иланьтан
117.  Пекин. Императорский город. Бэйхай. Остров Цюнхуадао. Белая пагода, 1961 г. 118. Пекин. Бэйхай. Галерея и павильон Иланьтан

К числу ансамблей, находящихся в черте Императорского города и непосредственно связанных с императорским дворцом, относятся парки Трех морей. Наибольшее развитие в XVII—XVIII вв. получил парк Северное море — Бэйхай (рис. 116). Он возник в X—XII вв., когда было вырыто озеро, насыпаны острова и холмы по его берегам. На протяжении веков создавались и перестраивались заново многочисленные дворцовые, парковые и храмовые сооружения. В XII в. из Кайфына было привезено множество декоративных камней, из которых были сооружены горки с гротами и ущельями, украсившие парк. Парк и озеро Бэйхай находятся в центре Пекина к северо-западу от дворца Гугун, на площади 104 га, из которых 54 га занимает озеро, вытянувшееся в меридиональном направлении. В южной части озера находится остров Цюнхуадао, соединенный двумя мостами, построенными в XVIII в., с южным и восточным берегами озера (рис. 117). Наиболее значительные сооружения, сосредоточенные на южном и северном берегах озера и на острове Цюнхуадао, образуют несколько ансамблей, связанных между собой акваторией озера.

Центральное место занимает ансамбль острова Цюнхуадао. На месте древнего дворца Юаньского периода, на вершине искусственного холма в 1651 г. была сооружена белокаменная ламаистская Белая пагода — Байта, возвышающаяся на двухступенчатой террасе. Постройки на южном склоне холма были превращены в буддийский храмовый комплекс Юнъаньсы. В середине XVIII в. почти в течение 30 лет по приказу императора Цяньлуна велись работы по созданию парка. Вдоль северного берега озера была построена длинная двухэтажная галерея с 60 пролетами, двумя башнями по краям и павильоном Иланьтан в центре (рис. 118). Легкие галереи вместе с изящными крышами башен и павильонов гармонично вписались в пейзаж парка с беседками, террасами, горками, стремительно спадающими водопадами, журчащими ручьями и мостиками через них.

119. Пекин. Бэйхай. Беседки Улунтин, 1651 г.
119. Пекин. Бэйхай. Беседки Улунтин, 1651 г.
120. Пекин. Бэйхай. Стена Девяти драконов (Цзюлунби). Общий вид 120. Пекин. Бэйхай. Стена Девяти драконов (Цзюлунби). Фрагмент
120. Пекин. Бэйхай. Стена Девяти драконов (Цзюлунби). Общий вид. Фрагмент  
121. Пекин. Бэйхай. Сад Цзинсиньчжай. План
121. Пекин. Бэйхай. Сад Цзинсиньчжай. План

На северном берегу озера расположено несколько храмов. Каждый из них образует самостоятельную группу, не связанную с другими. Но их в какой-то степени объединяют «Павильоны пяти драконов» (Улунтин), построенные в 1651 г. и представляющие собой своеобразное ожерелье у северного берега в виде воздушных беседок, соединенных мостиками друг с другом и берегами (рис. 119).

В северной части парка стоит Стена девяти драконов (Цзюлунби) длиной 27, высотой 5 и шириной 1,2 м (рис. 120). На обеих сторонах стены, завершенной черепичной кровлей, изображены по девять борющихся драконов. Богатая гамма красок, динамика движения, четкость рисунка отличают этот памятник XVIII в.

Недалеко от стены находится один из лучших «малых» парков Китая Сад благородной мысли (Цзинсиньчжай), построенный в Минский период (рис. 121). Это одно из наиболее интимных и тихих мест Бэйхая.

Все павильоны и водоемы в окружении тихих галерей, молчаливые камни навевают определенный строй мыслей, наводят на размышления.

У южной стены парка расположен ансамбль XIV—XV вв. Круглый городок (Туаньчэн), окруженный стеной высотой 5 м и занимающий территорию около 0,45 га. В состав ансамбля входят храмы, павильоны и беседки, стоящие в окружении древних сосен и кипарисов.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)