Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: градостроительство

Глава «Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв. Градостроительство» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Лазарев Г.З.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


В градостроительстве XVII—XVIII вв. развивались древние традиции. В основе реконструкции старых и строительства новых городов лежали градостроительные каноны. Реконструкция многих городов, включая такие известные центры, как Пекин, Янчжоу, была вызвана усилением экономического развития этих городов.

Город Янчжоу, разрушенный до основания в 1645 г., был снова восстановлен и превращен в торговый и культурный центр страны. Развивался и г. Цзиндэчжэнь — центр производства фарфора, занимающий территорию около 10 км и имеющий около миллиона жителей.

Внешняя торговля привела к росту портовых городов Гуанчжоу, Нинбо, Тяньцзиня и др. Новые города строились в основном на границах, во вновь завоеванных областях и частью в прибрежных районах, но объемы строительства были сравнительно невелики и не имели большого значения для развития китайского градостроительного искусства.

100. Пекин. Городские ворота: 1 — разрез; 2 — план (слева — ворота Чжэнъянмынь, справа — ворота Цяньмынь)
100. Пекин. Городские ворота: 3 — общий вид с юго-запада
100. Пекин. Городские ворота: 1 — разрез; 2 — план (слева — ворота Чжэнъянмынь, справа — ворота Цяньмынь); 3 — общий вид с юго-запада

В XVIII в. была произведена перепись городов империи, по которой в Китае насчитывалось 1572 города, 1193 крепости и 119 застав в Великой Китайской стене. Согласно административному делению Китая на шэн, фу, чжоу и сянь, т. е. на провинции, области, округа и уезды, города также делились на соответствующие четыре ранга. В облике китайского города большую роль играли крепостные сооружения — стены, башни, ворота, рвы, которые придавали ему суровый вид (рис. 100). Городские стены, как правило, возводились из кирпича. Иногда вместо рва вокруг городских стен шел канал. Число ворот в стене колебалось от двух до девяти и более. Так, в г. Чунцин провинции Сычуань число ворот достигало 17. Но чаще всего в городской стене имелось трое или четверо ворот, ориентированных по сторонам света.

Город, являющийся центром провинции, области или уезда, занимал прямоугольный участок, близкий к квадрату. Территория, ограниченная стенами с башнями по углам и над воротами, разбивалась рядом магистралей на несколько районов. Основу городской планировки составляли две взаимно перпендикулярные улицы, имеющие широтное и меридиональное направление. Часто одну магистраль, идущую в направлении юг — север, пересекали две параллельные улицы в направлении восток — запад или наоборот две меридиональные улицы пересекались одной широтной улицей. Главные улицы удобны для движения, ширина их в крупных городах достигала 30—40 м. Параллельно им шли второстепенные улицы и переулки, причем переулки, имеющие, как правило, широтное направление и расположенные через 50—60 м, использовались только как жилые улицы. Ширина их часто не превышала 4 м. В городах последовательно проводились принципы четкого разделения улиц по их назначению и роли в организме города, принципы разграничения территории города в пределах стен, симметрии отдельных частей относительно центральной оси. Система улиц образовывала прямоугольную сетку, разделяющую город на отдельные кварталы.

Центром города служила небольшая площадь на пересечении основных городских магистралей. На ней часто возвышались башни Колоса и Барабана, а также располагались наиболее важные здания, например административные учреждения — ямынь, храмы, училища, дворцы местной знати.

На центральной площади часто устанавливались деревянные триумфальные ворота — пайлоу, которые подчеркивали значимость места. Пайлоу сооружались также перед храмами и дворцами. Этот тип сооружений получил распространение в Минский и особенно в Цинский периоды.

В китайских городах не было больших площадей, предназначенных для населения всего города. Это объясняется тем, что в больших городах жизнь отдельных районов носила замкнутый характер. Кроме того, создание большой площади — центра города — противоречило основам градостроительства Китая, согласно которым центральное место в застройке занимали императорские дворцы, дворцы наместников и государственные учреждения.

В средневековом китайском городе имелись лишь небольшие площади перед городскими воротами, в районе пристаней и перед храмами.

Большое число лавок сосредоточивалось на путях городского движения. Они тяготели к главным улицам, образуя на пересечении магистралей торговые центры. Лавки выделялись из жилой застройки красочными вывесками на высоких столбах с перекладиной вверху. Некоторые кварталы превращались в торговые районы или рынки. В отличие от центральных улиц, где дома раскрывались на улицу лавками, магазинами, харчевнями, жилые улицы имели более суровый характер. Они образовывались стенами жилых усадеб, изредка прорезаемых воротами и небольшими проемами, расположенными выше человеческого роста.

101. Планировка городов: 1 — Баочэн, провинция Хэбэй; 2 — Линьси, провинция Хэбэй; 3 — Лонань, провинция Шэньси
101. Планировка городов: 1 — Баочэн, провинция Хэбэй; 2 — Линьси, провинция Хэбэй; 3 — Лонань, провинция Шэньси

Примером подобной планировки могут служить города Баочэн, Линьси в провинции Хэбэй и Лонань в провинции Шэньси (рис. 101). Первый из них занимает почти квадратный участок. Четверо ворот, расположенных в середине стен, ориентированных по сторонам света, дают начало двум взаимно перпендикулярным улицам, основным городским магистралям. Вся территория города разбита на правильные кварталы с четким соблюдением ширины улиц в зависимости от их назначения. Город Лонань занимает прямоугольный участок, вытянутый с востока на запад. Две магистрали проходят до улицы, идущей в широтном направлении, где сосредоточены основные городские сооружения. Значительные градостроительные работы были осуществлены в г. Шэньян (Шэнцзин). В 1625 г.

Шэньян стал столицей государства Цзинь и до 1644 г., т. е. до перенесения столицы в Пекин, был крупнейшим центром маньчжурского государства.

Город стоит на р. Хуньхэ, притоке Ляохэ. Он был окружен двумя рядами стен. Внутренняя кирпичная стена с восемью воротами имела длину 5 км, высоту более 10,5 м и толщину основания свыше 5,5 м. Вокруг предместья шла глинобитная стена длиной 18 км, высотой 2,3 м. Первая половина XVII в. ознаменовалась для Шэньяна бурным строительством. Были сооружены императорские дворцы, архивы, учреждения, храм Предков императоров маньчжурской династии, храм Неба, храм Предков всех царей и владык и ряд других храмов, три загородных дворца и т. д.

102. Дворцовые ансамбли: 1 — Шэньян. Дворцовый комплекс, план; 2 — Пекин. Дворцовые и храмовые комплексы, план
102. Дворцовые ансамбли: 1 — Шэньян. Дворцовый комплекс, план: 1 — павильон Дачжэньдянь (Тронный зал); 2 — павильон Луаньцзяку; 3 — беседка восьмизнаменных отрядов; 4 — ворота Дайцинмынь; 5 — павильон Гунчжэньдянь; 6 — башня Фэнхуанлоу; 7 — храм Циннингун; 8 — библиотека Вэныпогэ; 9 — кабинет Янсичжай; 2 — Пекин. Дворцовые и храмовые комплексы, план; 1 — императорский дворец; 2 — парк Наньхай; 3 — парк Чжунхай; 4 — парк Бэйхай; 5 — храм Предков Таймяо; 6 — храм божеств Земли и Злаков Шэцзитань; 7 — храм Неба Тяньтань; 8 — храм Земли Дитань; 9 — храм Солнца Жэтань; 10 — храм Луны Юэтань; 11 — храм Земледелия Гуаннунь- тань; 12 — парк Юаньминъюань; 13 — парк Ихэюань; 14 — парк Юйцюаньшань (Цзинминюань); 15 — парк Сишань (Цзинъиюань); 16 — парк Лэшаньюань; 17 — парк Чанчуньюань; 18 — Бэйюань; 19 — парк Ваньчуньюань; 20 — парк Чанчуньюань; 21 — парк Сиюань; 22 — храм Хуансы; 23 — парк Цзиншань; 24 — башни Барабана и Колокола; 25 — ворота Тяньаньмынь; 26 — ворота Чжэнъянмынь и Цяньмынь; 27 — ворота Юндинмынь; 28 — храм Юнхэгун; 29 — район Дунсы; 30 — район Сисы

С 1630 г. в центре города началось строительство дворцового комплекса (рис. 102). Главным сооружением этого комплекса был павильон Дачжэньдянь или Тронный зал в виде восьмиугольного здания с двухъярусной шатровой кровлей, крытой желтой черепицей, возвышающегося на невысокой террасе, в то время как в традиционной китайской архитектуре, как правило* все официальные сооружения имеют прямоугольный план.

Перед Тронным залом, лежащим на главной оси комплекса юг — север, по обеим сторонам оси расположены десять зданий, где заседали военачальники и высшие сановники. Каждая постройка, хотя и является частью комплекса, трактуется как отдельно стоящее сооружение. Весь ансамбль окружен красной каменной стеной.

К западу от этого дворцового комплекса параллельно расположены дворы другого дворцового комплекса, в состав которого входят храм Предков Таймяо и шаманский храм Танцзы. В связи с тем что императоры вплоть до XIX в. приезжали в Шэньян для жертвоприношений предкам, строительство дворца велось и после перенесения столицы в Пекин. Тронный зал Гунчжэньдянь, возвышающийся за воротами Дайцинмынь на северной стороне второго двора, был построен в 1749 г. Он представляет собой большое пятипролетное здание, перекрытое двухскатной крышей с едва заметным подъемом краев кровли к глухим боковым стенам, торцы которых украшены майоликой и фигурами драконов. Каменные боковые стены ограничивали галерею с южной стороны здания. Квадратные колонны завершаются декоративной деталью в виде головы дракона и боковыми кронштейнами в виде стилизованных облаков. Большая низкая площадка перед залом слегка возвышается над уровнем двора, резные перила отнесены к зданию и превращены в элемент фасада. Красный цвет стен и колонн, беломраморные перила, разноцветная майолика с преобладанием синих и зеленых тонов усиливают художественный эффект.

К северу от Гунчжэньдянь среди других построек на мощном основании возвышается башня Феникса (Фэнхуанлоу) с изящными легкими карнизами трех ярусов крыши.

В XVIII в. сооружается комплекс дворов библиотеки Вэныногэ, в который, кроме самого павильона Вэныиогэ в виде высокого двухэтажного здания с двускатной кровлей из зеленой черепицы входит кабинет Янсичжай, служивший своеобразным музеем, где были собраны лучшие образцы китайского и маньчжурского искусства того времени.

В южных провинциях преобладает более свободная планировка. Большую роль играет рельеф, который определяет направления магистралей и форму городской территории. В некоторых городах, как, например в Сучжоу провинции Цзянсу, планировка подчиняется принципам регулярной застройки. В XVIII в. Сучжоу превратился в крупный торговый и культурный центр юга страны.

Крупные градостроительные работы были осуществлены в Пекине. Цинские правители не внесли серьезных изменений в общую планировку города, основы которой были заложены в середине XIII в. при сооружении столицы Юаньской империи г. Даду. Строительство, проводившееся в XVII—XVIII вв., было сосредоточено главным образом в пределах стен Императорского города и в местах расположения древних храмов; велись работы по перестройке многих сооружений, главным образом дворцов, и по перепланировке парков.

103. План Пекина
103. План Пекина

Основная планировочная идея, осуществленная в Минский период, сохранила свое значение. Главная ось длиной около 8 км, пересекающая Пекин с юга на север, соединяет отдельные части города в единое целое и является основой ансамбля Большой пекинской оси, получившего в XVIII в. дальнейшее развитие и завершение (рис. 103).

Центр Пекина занимает комплекс императорского дворца «Пурпурный запретный город» (Цзыцзиньчэн). Вокруг него шли стены Императорского города (Хуанчэн), в пределах которого находились дворцовые парковые ансамбли и храмы. Третий ряд стен окружал территорию Внутреннего города (Нэйчэн) размером 6,3 x 5,1 км. К югу располагается Внешний город (Вэйчэн), сохранивший планировку конца XVI в. Вокруг стен города с их бастионами, над- вратными сооружениями и массивными многоэтажными башнями на углах шли каналы, связанные с водными путями провинции Хэбэй, Великим китайским каналом и сетью водоемов в черте города.

Кроме центральной магистрали, лежащей на главной оси города, две другие, параллельные ей, образуют восточную и западную оси города.

Ряд улиц, берущих начало у ворот западной и восточной стен, пересекает эти магистрали, но ни одна из них не проходит через весь город до ворот в противоположной стене. В местах пересечения главных магистралей, так называемых районах Восточных четырех арок (Дунсыпайлоу), башен Колокола и Барабана (Чжунгулоу), Западных четырех арок (Сисыпайлоу), размещались основные торговые центры города (рис. 104). Еще один торговый центр располагался во Внешнем городе у ворот Чжэнъянмынь.

104. Пекин. Торговая улица у башен Колокола и Барабана
104. Пекин. Торговая улица у башен Колокола и Барабана
105. Пекин. Пайлоу на городской улице
105. Пекин. Пайлоу на городской улице

Главные улицы, имеющие ширину до 40—45 м, разделялись на три полосы, средняя из которых предназначалась для носилок, колясок и верховых. Для простого народа отводились только боковые дорожки, причем движение по каждой из них было односторонним. Улицы не мостились, но были покрыты хорошо утрамбованной смесью из глины, извести и щебня. Ряд улиц был оборудован подземной канализацией. Водоснабжение города осуществлялось из искусственных озер при помощи сети каналов, подводивших воду от близлежащих гор и рек, а также при помощи большого числа колодцев.

Важным элементом украшения улиц Пекина были пайлоу (рис. 105). Они сооружались симметрично перед храмами, перегораживая улицу на некотором расстоянии от входа в храм, как, например, перед храмом Конфуция. Торжественные ворота возводились также перед государственными учреждениями, перед площадью Тяньаньмынь, где размещались министерства; на улицах Сичанъаньцзе и Дунчанъаньцзе было по нескольку пайлоу. На пересечении важных городских магистралей в районах Дунсы и Сисы стояло по четыре пайлоу. Все они возводились из дерева и имели от трех до пяти пролетов разной ширины и высоты. Различной сложности конструкции деревянных пайлоу выполнены в соответствии с требованиями китайской архитектуры. Каркас пайлоу образуют красные столбы на резных каменных постаментах и поперечные связи. Заполнение пространства между поперечными балками, завершение колонн, как и завершение всей арки, цветовое оформление и росписи выполняются в духе парадных сооружений. Этим объясняется и наличие легкой черепичной кровли, перекрывающей каждый пролет, и сложная система доугунов в карнизах. Качество отделки и материалов, степень сложности конструкций определялись местоположением пайлоу. Пайлоу перед дворцами и храмами имели более богатое декоративное убранство и сложные конструкции, чем на перекрестках улиц.

В XVIII в. в Пекине кроме императорских дворцов было 9 больших храмовых комплексов, 26 административных учреждений — ямыней, 16 монастырей, 8 жертвенников, 16 загородных дворцов, 2 христианские церкви, 4 католических храма, 4 мечети.

В связи с распространением в Китае ламаизма в Пекине увеличивается число ламаистских храмов, например сооружаются храмы Юнхэгун, Юнъаньсы. Несколько ранее, в середине XVII в., в городе было построено несколько шаманских храмов «танцзы». В конце XVII в. у ворот Цяньмынь возникает русский посольский двор и духовная миссия, а в северо-восточном углу города — русская слобода, где жили казаки, взятые в плен у города Албазин. В это время были построены две церкви, явившиеся первыми сооружениями, возведенными иностранцами в черте города. В XVIII в. в городе расширяется строительство общественных клубов землячества «хуэйгуань».

В XVII—XVIII вв. Пекин продолжал оставаться политическим, экономическим и культурным центром Китая. Многочисленные дворцы, парки, храмы, украшавшие его, превратили Пекин в один из самых своеобразнейших городов мира.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)