Архитектура Египта VII—XVIII вв.
Глава «Архитектура Египта», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969
В 641 г. полководец Амр присоединил к халифату Египет. Первой заботой арабов в Египте было создание там удобной и надёжной военной базы. Таковой стал Фустат, название которого отражает характер поселения (от греко-византийского fossaton — лагерь). Фустат построен на восточном берегу Нила рядом с древним укреплением Вавилон, где доныне стоят остатки стен, башни, коптские церкви.
Выбранное местоположение имело ряд преимуществ со стратегической точки зрения: остров Рода обеспечивал удобную переправу армии на западный берег Нила, вдоль берега шла дорога с юга в Александрию, а к востоку открывались долины, выводившие к Красному морю и упрощавшие связь с Мединой. Еще в VI в. до н. э. был прорыт канал Халидж, соединявший Нил с Красным морем. По соседству лежали плодородные земли и скотоводческие районы, снабжавшие город продовольствием. Наконец, в соседних городах Мукаттам находились запасы прекрасного строительного камня, что, впрочем, пришельцы оценили значительно позднее — в качестве строительного материала их вполне устраивали отложенные рекой пласты глины.
1. Каир. Мечеть Амра, 641 г. План-реконструкция | 2. Каир. Ниломер, 862 г. Разрез и план |
На первых порах Фустат представлял собой скопление хижин из глины и камыша, причем каждый клан заселял особый квартал хитта. Центром поселения стала мечеть Амра, названная по имени полководца (641 г.). Лишенная декора, она мало отличалась от домов — тот же прямоугольник глиняных стен 29 × 17 м с низкой земляной крышей на пальмовых столбах. Но по мере того как Александрия приходила в упадок, Фустат заселялся и расширялся; в середине VIII в. он стал административным центром Египта. В 672 г. мечеть Амра расширили, причем она получила двор и минареты по углам, скопированные с башен дамасского храма. В 827 г. мечеть увеличена вдвое. Ее глубокие нефы с балочным потолком делились аркадами на колоннах, взятых из руин христианских зданий. Украшенная мозаиками, эта мечеть в течение двух столетий оставалась лучшим зданием средневекового Египта.
Она дошла до наших дней после многочисленных современных перестроек и ремонтов. Это четырехугольник кирпичных стен высотой более 9 м со сторонами (по внутреннему обмеру) от 105 до 120 м. Теперь аркады мечети образуют двадцать поперечных кибле нефов (первоначально они были параллельны кибле, рис.1). Колонны фасада спарены. Арки скреплены резными деревянными связями. Во внешней стене прорезаны арочные окна, их арки покоятся на вмонтированных в кладку деревянных кружалах. Мозаики исчезли еще в X—XI вв.
Колебания воды в реке вызвали необходимость измерения ее уровня. Для этой цели построен в 862 г, так называемый ниломер на южной оконечности о. Рода. Этот каменный колодец с квадратной шахтой около 6,2 м шириной заканчивается внизу цилиндром 4,35 м в диаметре (рис. 2). Каменные ступени лестницы опускаются на углубленную в стены площадку с четырьмя арочными нишами и ниже — до пола. Колодец сообщался с рекой тремя тоннелями, из которых два открывались в квадратную шахту, а третий — в круглую. Пол шахты из дерева сикоморы — фиги. Среди колодца стоит октогонального сечения колонна-водомер с делениями, с базой и капителью в стиле композит, укрепленная в отвесном положении горизонтальными связями. Руководить постройкой был приглашен видный астроном и математик Ахмед Ибн Мухаммед ал-Хасиб из Ферганы.
3. Каир. Мечеть Ибн Тулуна, 876—879 г. План, вид со двора, интерьер |
В 869 г. наместником Египта был назначен Ахмед Ибн Тулун, отколовшийся от аббасидского халифата и захвативший Сирию. При нем Фустат из провинциального города превращается в столицу. Однако движимый обычным среди арабских владык желанием отделиться от беспокойного города с его толпой и смутами, он перенес резиденцию к северо-востоку от Фустата на склоны гор Мукаттам и на холме Яшкур построил в 876—879 гг. мечеть, которая носит его имя (рис. 3).
Мечеть Ибн Тулуна замечательна как размерами (140,33 × 122,26 м), так и благородством форм. Воспитанный в Самарре, Ибн Тулун использовал многое из того, что видел в столице халифата (возможно и вывез оттуда зодчего). Мечеть окружена с трех сторон внешним двором — зиада, аркады её нефов покоятся не на колоннах (в окрестностях невозможно было набрать нужное их число), а на кирпичных пилонах, как в самаррской мечети Абу Дулаф. Формы минарета с внешними лестницами складываются из четырех частей: нижней квадратной, круглой и двухъярусного октогонального киоска. Общая высота составляет 40,44 м. Есть основание полагать, что первоначально минарет воспроизводил черты ал-Мальвийи и был одет кубическим объёмом в 1296 г. Стены и пилоны мечети кирпичные; минарет сложен из камня-известняка. Вторая площадка минарета связана с крышей мечети каменным мостиком на двух подковообразных арках.
Нефы зала вытянуты параллельно кибле. В перспективе прямоугольных пилонов аркад слагается совсем иной образ, чем при колоннаде: ограничивая поле зрения в пределах нефа, они создают впечатление прорезанных арками параллельных стен. Углы пилонов отмечены декоративными колоннами.
Строители опирались и на опыт мечети Амра: в тимпанах арок прорезаны меньшие арочки, тоже с угловыми колонками, стену венчают ступенчатые зубцы. Профиль стрельчатых арок слегка подковообразный. Убранство мечети сдержанно и благородно: меж пятами арок тянется лента резного по стуку орнамента, огибающая архивольт, вторая лента завершает стены под потолком. Сплошь заполнены резьбой софиты арок и михраб 1094 г., обрамленный лентой куфического письма. Балочные потолки были украшены росписью. Мотивы орнамента заимствованы из Самарры. Среди двора размером 92 × 92 м находится водоем под купольным павильоном (он, как и отделка главного михраба, относится уже к 1296 г.).
В X в. обширная и неоднородная держава Аббасидов стала распадаться. Близился закат халифата. Общая политическая обстановка вызвала беспорядки в Египте и его столице Фустате. Это был долгожданный сигнал к действию для Фатимидов, давно ожидавших подходящего момента утвердить на берегах Нила центр своей империи. В 969 г. фатимидские войска под водительством Джаухара вступили в Фустат.
4. Каир. План города в X в. 1 — Баб ал-Футух; 2 — Баб ан-Наср; 3 — Баб аз-3увейла; 4 — дворцы; 5 — мечеть ал-Азхар; 6 — мечеть ал-Хаким: 7 — мечеть ал-Акмар; 8 — горы Мукаттам; 9 — канал Халидж |
Фатимиды предпочитали создать обособленную резиденцию, поэтому наметили контуры новой столицы. При выборе места Джаухар колебался между городами Амра (на берегу реки, но в подверженной наводнениям зоне) и Тулуна (дальше от реки, но ближе к горам, в сухой здоровой местности). Наконец были выбраны земли вдоль канала Халидж, предопределившего в дальнейшем направление роста города. Прямоугольник стен из кирпича охватил площадь около 120 га (рис. 4). Новая столица ал-Кахира (Победоносная) была, подобно Самарре, городом-резиденцией, предназначенной для избранных. Ядром городской застройки стала не мечеть, как прежде, а обширный дворец, вернее, два дворца, занимавшие одну пятую городской территории; западный дворец отделялся от восточного главной меридиональной артерией города. При дворце были мечеть и кладбище, обширные склады, конюшни, мастерские; подземные коридоры связывали дворец с различными точками города. В черте города оставались незастроенные пространства и дома стояли в окружении садов.
Оживилась торговля — караванная, речная и морская. Фатимиды мечтали сделать Каир блестящей столицей Средиземноморья. Просвещённые правители содействовали расцвету наук и искусств, насаждали в Каире утонченные вкусы. Но и старый город Фустат, более густо населённый, не терял значения. Авторы X—XI вв. прославляют Миср (так они называли Фустат) наравне с Багдадом и ставят его выше Дамаска. Города-близнецы поделили функции столицы: Каир был административным и культурным центром, Фустат — средоточием торговли и ремесел.
Раскопками открыты дома Фустата X—XI вв. Участки среди лабиринта узких, кривых улиц и тупиков были неправильной конфигурации, но внутренний двор почти всегда имел квадратные или почти квадратные контуры (рис. 5). Он сообщался с улицей посредством сомкнутых под углом помещений. Как и в домах Двуречья, со всех сторон или, по крайней мере, с одной во двор выходили глубокие айваны. К главному из них, открытому на север или восток, примыкала по обе стороны пара комнат, и фасад этих помещений затенялся трёхпролётной галереей. Остальная площадь постройки заполнялась второстепенными помещениями. Воздух освежал вырытый среди двора бассейн. Дом состоял из двух частей: внешней — парадной и внутренней — жилой половины со своим двором, спланированных по одному образцу. Иногда к дому примыкал третий — хозяйственный двор. Кирпичные постройки имели, видимо, балочное перекрытие. Найдены остатки геометрического декора из терракотовых кирпичиков и резного стука.
5. Фустат. Дом X—XI вв. План | 6. Каир. Ворота Баб ан-Наср (план, общий вид) и Баб ал-Футух (план, разрез), XI в. |
В монументальном зодчестве заметны новшества. Начинается применение камня, пока еще умеренное — для облицовки фасада минаретов, городских ворот.
От укреплений фатимидского времени в Каире сохранились трое ворот и примыкающие к ним части стен XI в., интересные как образец фортификации, а еще более — как очень своеобразный памятник архитектуры той поры. Они были построены из камня спустя с лишком сто лет после основания города, когда начальные сырцовые укрепления обветшали, причем контур стен захватил с юга и севера дополнительные участки (рис. 4). Все эти ворота имеют прямой широкий проезд с отступающей в глубину полуциркульной аркой меж двух башен; перед створками ворот в перекрытии сделаны щели, через которые защитники лили на осаждающих смолу. Башни везде на две трети высоты массивные, а вверху устроены сводчатые камеры с бойницами. Ворота сложены из отлично отесанного и пригнанного камня на известковом растворе.
Баб ан-Наср, северные ворота, имеют две квадратного плана башни, а рядом — третью с винтовой лестницей (рис. 6). Фасады башен разделены на три яруса небольшим выступом цоколя (внизу), куфической надписью и карнизом на модульонах (вверху). Второй ярус декорирован высеченными из камня щитами — по три на каждой башне, а на тимпанах арки изображены щит и меч. У Баб ал-Футух (вторые северные ворота) и Баб аз-Зувейла (южные ворота) башни снаружи закруглены. Они различаются между собой лишь в деталях. На щековых стенах и по фасаду Баб ал-Футух оформлены плоскими арочными нишами (на криволинейных поверхностях фасада арки оказались изогнуты в двух измерениях), а арку проезда венчает карниз на консолях. Башни ворот Баб аз-Зувейла опоясаны вверху тягой, их щековые поверхности отмечены плоскими фестончатыми нишами, а над воротами открывается вторая арка. Дата постройки Баб аз-Зувейла определяется точно 1092 г., остальных — 1087 г. в надписях фасада.
По письменным источникам, ворота возведены тремя братьями — зодчими из города Урфы (Северная Сирия). Это подтверждают конструкции ворот (крестовый свод над проездом Баб ан-Наср, плоские купола на сферических парусах у остальных, полуциркульные арки) и детали (карниз почти классического типа и щиты Баб ан-Наср, обломы, бычьи головы на консолях Баб ал-Футух), характерные для византийской Сирии.
Из Ифрикии Фатимиды заимствовали планировку мечетей с рассекающим аркады осевым нефом и купола на пересечении нефов. Подкупольная конструкция вначале имеет вид скромных тромпов, но на рубеже XII в. в углах четверика появляются ячеистые паруса, а в начале XII в. — ребристые оболочки купола.
Фатимиды ознаменовали взятие Египта постройкой мечети ал-Азхар, заложенной в северной части Каира одновременно с городской стеной. С 988—998 гг. мечеть, совмещая функции учебного заведения, заслужила всемирную славу в качестве высшей духовной семинарии мусульман. Почти каждый из правителей внес свою дань в подновление, расширение и укрепление мечети, и в настоящее время она представляет собой огромный комплекс примерно 120 × 130 м. Первоначальное ядро — зал шириной 85,2 м и глубиной 24,55 м с пятью параллельными кибле нефами, прорезанными посредине широким поперечным проходом; у михраба и по углам стояли три купола (сохранился лишь средний). Аркады опираются на античные колонны. На аркадах лежит балочный потолок. Вдоль северо-западной стороны аркады отсутствовали и трудно сказать с уверенностью, были ли они вдоль боковых сторон. Нарядные минареты добавлены в XV, XVI и XVIII вв. Резной стук мечети ал-Азхар принадлежит к лучшим образцам этого вида декора в Египте.
7. Каир. Мечеть ал-Хакима, 1013 г. Общий вид-реконструкция |
В 1013 г. фатимид ал-Хаким закончил постройку второй большой мечети, прямоугольник стен которой составлял 121 × 113 м (рис. 7). Зал мечети, так же как и в ал-Азхар, был пятинефный с осевым поперечным ходом; вдоль киблы стояли три купола. Однако арки опирались на прямоугольные столбы, как в мечети Ибн Тулуна. По боковым сторонам двора тянулись двухрядные аркады. Пилоны мечети сложены из кирпича, внешние стены — из тесаного камня. Уникальной чертой здания являются угловые башни-минареты главного северо-западного фасада. Минареты разной формы: северный круглый, западный — квадратного и выше — восьмиугольного сечения. Их гладкую поверхность оживляют рельефные пояса письма и орнамента, круглые и квадратные медальоны. Позднее орнамент скрыт каменными футлярами в виде двух кубов со слегка покатыми гранями, а рухнувшие при землетрясении верхние части надстроены в начале XIV в. рубчатым стволом. Северный минарет, кроме того, замурован в башню городской стены 1087 г. Монументальный портал входа оформлен резными по камню декоративными нишами, тягами, медальонами. Фасады были увенчаны ступенчатыми зубцами. Внутренний декор мечети составляли резные по стуку эпиграфические и орнаментальные бордюры. К XX в. дворовые аркады рушились и стуковый декор почти не сохранился.
Миниатюрная мечеть ал-Акмар (1125 г.) с окруженным купольной аркадой двором 10 X 10 славится декором облицованного камнем фасада. Здесь раскрываются, пока еще очень сдержанно, богатые возможности резного камня: впервые для Египта введены сталактиты в характерных удлиненных нишах, а также плоские ребристые полукупола-раковины.
8. Каир. Деревянный резной фриз из дворца Фатимидов |
Декор при фатимидах получил блестящее развитие. Резьба по камню играла первостепенную роль в оформлении фасада. Большого совершенства достигла резьба по стуку, изящные и разнообразные композиции которого, растительные и геометрические, заполняли бордюры, тимпаны и обрамления арок, михрабы. Изысканной резьбой покрываются деревянные части — балки, консоли, фризы, двери, а особенно михрабы (их можно было разбирать и снова монтировать) и мимбары. В резном по дереву орнаменте дворца растительный узор перемежается изобразительными сюжетами (сцены охоты, фигурки музыкантов и танцовщиц, животных и птиц — рис. 8).
9. Минареты XI в. Машхад ал-Кибли близ Шеллаля, 1077—1081 гг. (фасад, разрез фонаря, план); мечеть ал-Джиюши в Каире, фасад | 10. Асуан. Мавзолеи XI—XII вв. |
Во второй половине XI в. границы государства отодвинулись к югу, в Верхний Египет, где строились небольшие мечети, покрытые шестью или девятью куполами на квадратных столбах. Здесь строительным материалом служил сырец, своды и купола выполнялись иногда из жженого кирпича. При мечетях всегда ставились минареты. С этого времени началось самостоятельное развитие форм египетских минаретов, сочетавших квадратное основание и круглый верх с фонарем, причем отношение этих двух частей по высоте могло быть различным. От XI в. сохранилось в районе Асуана пять сырцовых минаретов этого типа; каменный минарет при мечети ал-Джиюши в Каире еще сохраняет сирийский призматический объем (рис. 9).
К югу от Каира в XI в. простирались обширные кладбища, но мемориальные сооружения до нас не дошли. О них дает понятие некрополь в Асуане, растянувшийся на 1800 м полосой до 500 м вдоль дороги на Шеллаль. В этом некрополе различаются два типа мавзолеев — квадратный и прямоугольный.
Квадратные мавзолеи, видимо, более ранние, шириной от 2,5 до 5 м, все покрыты куполом на восьмиграннике. Четверик сводится к восьмиграннику кое-где просто посредством переброшенных по углам каменных плит, иногда при помощи сферического паруса, но в большинстве — тромпами. Последние имеют вид полукупола, но в некоторых случаях повторяют сасанидский тип раструбом. Своеобразные формы восьмерика с вогнутыми гранями и ребрами свидетельствуют о заимствовании опыта тунисских зодчих — те же черты наблюдаются в конструкциях больших мечетей Кайруана и Суса. Тромпы асуанских мавзолеев порой перемежаются двугранными нишами, причем те и другие образуют на фасаде выступы (рис. 10). Эти формы, типичные для Асуана, не встречаются в Каире.
Прямоугольные мавзолеи расчленены на среднюю купольную часть и крылья под сводами с шелыгой по длинной оси постройки. Два более крупных здания этого типа относятся уже к началу XII в.; своды крыльев здесь выложены поперек корпуса, арки купольного помещения получили фигурное очертание (рис. 10).
Развитие Каира и Фустата было остановлено упадком экономики и смутами середины XI в. Решающий удар нанесли успехи крестоносцев в дельте Нила. Под угрозой нашествия крестоносцев в 1168 г. решено было эвакуировать и сжечь лишенный укреплений Фустат. После тяжелых событий второй половины XII в. Каир, также в какой-то мере пострадавший, восстанавливался за счет дальнейшего разрушения Фустата, откуда вывозились уцелевшие от огня строительные материалы.
В 1171 г. власть узурпирована военачальником Салах ад-Дином, установившем новую династию Айюбидов. Айюбиды, направив все силы на борьбу с крестоносцами, уделили пристальное внимание главным образом укреплениям. Резиденции предшественников еще раз были обречены на разрушение. Городской центр переносится к отрогам Мукаттама, и на выступе скалы возводится господствующая над жилыми кварталами цитадель — надежное убежище и средоточие государственной власти (1176—1183 гг.); впоследствии к ней примкнул обширный дворец. Началась лихорадочная строительная деятельность. Строили из камня, который в изобилии был под руками. Предпринято расширение городских стен, в первую очередь наиболее уязвимых — северной и восточной, причем сохранялись некоторые старые ворота. С запада защиту обеспечивала береговая линия (она проходила тогда значительно восточнее). Город с господствующей на 75 м цитаделью протянулся от нее двумя острыми углами к северу и югу. Хаотически развивалась уличная сеть. Оживление строительства наблюдается даже в Фустате, где восстановлена мечеть Амра.
При Салах ад-Дине построены первые в Египте медресе. Их двухайванный план связан с типом местного жилища и они отличаются от сирийских: специальное помещение для мечети заменяется одним из айванов, возводится минарет, в формах которого сочетаются квадратная башня и венчающий круглый ствол с куполком.
11. Каир. Мавзолей аш-Шафия, 1212 г. Фасад, разрез, план |
Среди немногих сохранившихся гражданских построек тех лет выделяется как наиболее монументальная мавзолей основателя одного из направлений ислама аш-Шафия (1212 г.). Этот памятник принадлежит к самым крупным мемориальным сооружениям средневекового Египта. Объём квадратного в плане здания делится на два яруса, из которых верхний, со срезанными углами, оформлен декоративными нишами (рис. 11). В 1480 г. в здании произведен капитальный ремонт, во время которого поставлен деревянный купол пролетом 15л на сталактитовых парусах, покрытый зеленой глазурью (позднее он обшит листами свинца), появились мраморные панели; росписи с позолотой на стенах и внутренней обшивке купола относятся к 1772 г. Резной кенотаф, один из лучших в Египте, помечен датой 1178 г.
В 1250 г. власть захватила придворная гвардия — мамлюки. Они остановили в Сирии продвижение монголов и вытеснили крестоносцев из Палестины. Каир при мамлюках, один из величайших городов мира и главный оплот ислама, становится крупным рынком, куда стекались иноземные купцы. Поглощённый Каиром Фустат более не упоминается в письменных источниках.
Мамлюкские султаны и их приближенные, состязаясь в строительстве великолепных дворцов, мечетей, медресе и госпиталей-маристанов, возводили порой грандиозные ансамбли. При этом никто из них не учитывал планировки города, в целом лишенного четких прямых артерий. Уличная сеть все более запутывалась, застройка становилась теснее. Из-за недостатка свободных участков для строительства роскошных резиденций сносились целые кварталы города. Площади катастрофически уменьшались в размерах и многие из них практически исчезали. Линия оборонительных стен при отсутствии угрозы извне стала чисто условной и застройка вышла за их пределы. Особенно интенсивно она расширялась к северу и западу, где отступающий Нил оставлял большие лагуны. К тому времени речные наносы образовали новые районы Гезире и Булак.
Строили даже на мостах, перекрывая канал Халидж. Устье Халиджа было занесено илом, поэтому прорыли второй канал Насирия, соединявшийся с первым. При эмире Узбеке воду канала подводили к обсохшей, оставшейся от XI в. лагуне. Образовавшийся пруд стал центром пригорода (на этом месте впоследствии образовалась площадь Эзбекийе). Через канал Абу ал-Мунагга, прорытый еще в XII в. в окрестностях города, был построен в 1266—1267 гг. сохранившийся доныне прекрасный шестиарочный каменный мост длиной 80 м и шириной 10,4 м. Его северную сторону украшает фриз с рельефными фигурами зверей — львов или пантер, с южной стороны фриз отсутствует, но при перестройке в XV в. между арками появились круглые медальоны с именем Каит-бея. Вдоль берега Нила устраивались места для празднеств и площадки для состязаний. На о. Рода строились виллы.
В планировке медресе появляется крестовая четырёхайванная структура. Почти всегда при медресе находится усыпальница его основателя. К концу XV в. медресе уменьшаются в размерах, а их двор покрывается сводом.
Мамлюкский период — вершина средневекового зодчества Египта. Купола, до тех пор кирпичные, выводятся из камня; их поверхность украшают рельефные ребра и шевроны, а к концу XIV в. — геометрический и растительный узор. Подкупольные конструкции разнообразны. Минареты, связанные с корпусом здания, достигают значительной высоты и получают сложную многоярусную структуру: квадратное основание переходит к восьмигранному и круглому стволу. Впрочем квадратное основание настолько сократилось по высоте, что скрывается за зубчатым парапетом крыши. Минарет расчленяют по высоте ажурные балконы и венчает затейливый бронзовый куполок в форме кувшинчика; отсюда на металлических шестах свисали лампы, зажигаемые в праздничные вечера. Фасады богато декорированы резными деталями. Особое внимание уделяется порталу со сталактитовым полукуполом. Арочные окна группируются, образуя пирамиду с круглыми люкарнами на вершине. Характерна кладка стен рядами светлого и темного разных оттенков камня, фигурные камни арок тоже чередуются по цвету. Декор необычайно многообразен: резные стук и дерево, многоцветные напольные и настенные мозаики, инкрустация дерева эбонитом и слоновой костью, медные и бронзовые накладки с гравировкой и прорезью на дверях. Широко применяется мрамор, вытеснивший в михрабах резной стук; иногда им декорирован средний ярус минаретов. Кое-где (барабан купола, куполок минарета) вводятся изразцы.
12. Каир. Мавзолей, медресе и маристан Калауна 1284—1285 гг. Планы, вход мавзолея. Стуковый михраб главного айвана медрессе Насирия, 1304 г. |
Хотя мамлюкские правители были выборными, потомки султана Калауна (1279—1290 гг.) образовали довольно устойчивую династию. При них архитектуре присуще особое богатство форм. Этот блестящий период строительства открывается огромным ансамблем, куда вошли мечеть-медресе и усыпальница султана Калауна, а также маристан. Ансамбль вырос в 1285 г. на месте западного фатимидского дворца, включив часть старых построек.
Медресе и мавзолей разделены узким коридором (рис. 12). Во двор медресе открываются с противоположных сторон два айвана, из которых больший служит мечетью. Его трёхнефное построение с разделительными аркадами на мраморных колоннах отражено на фасаде с арками в два яруса. Михраб отделан золочеными мозаиками, над ним стуковый узор. В мазолей можно попасть из коридора и через небольшой дворик, в сторону которого прорезаны над дверью окна с алебастровыми решетками. В интерьере торжественная ротонда купола опирается на угловые пилоны и промежуточные гранитные колонны с золоченой капителью. Они, как и в мечети, коринфского ордера, но несут грузный импост. Стены и пилоны расчленены панелями цветного мрамора с инкрустацией геометрического узора. Особенно великолепен в этой технике михраб с чередующимися поясами аркатур и орнамента — один из лучших образцов декора средневекового Египта. Свет льётся через зарешеченные окна барабана и цветные витражи четверика. В маристан вела дверь в конце коридора. От его многочисленных построек сохранилось немногое; между тем этот медицинский центр с отделениями для врачевания различных болезней и медицинской школой был в свое время гордостью восточной цивилизации.
На уличный фасад ансамбля выходят в три яруса окна, нижние прямоугольные с железной решеткой, верхние арочные с алебастровыми. Фасад завершается ступенчатыми зубцами с орнаментом. Над зубцами высятся купол усыпальницы (заменен в 1903 г.) и приземистый минарет с ярусами — двумя квадратными и третьим круглым (восстановлен в 1303—1304 гг. после землетрясения). Створки двери, ведущей в коридор, обиты бронзовыми пластинами с гравированным и прорезным орнаментом.
С севера к ансамблю Калауна примкнуло оконченное в 1304 г. большое медресе Насирия с мавзолеем. Сильно пострадавшая от времени постройка замыкает в Египте традицию резного по стуку декора: ее великолепный михраб является последним в этом роде (рис. 12) — все более поздние отделаны мрамором.
13. Каир. Мечеть и медресе Хасана, 1356—1362 гг. План, внешний вид, двор |
Самая значительная из мамлюкских построек как по масштабам, так и по великолепию — мечеть султана Хасана (1356—1363 гг.). Огромный ансамбль мечети, медресе и усыпальницы занимает участок неправильной формы до 150 м в длину. Медресе представляет собой классический образец четырёхайванного плана (рис. 13). Открытый двор площадью 32 × 34,6 м окружён с четырех сторон огромными сводчатыми айванами, из которых самый большой служит мечетью. Между ветвями креста находятся медресе четырёх толков ислама, каждое с собственным открытым двором, окруженным в четыре этажа кельями. Стены мечети облицованы мрамором; рядом с михрабом стоит мраморный мимбар — редкий образец кафедры из этого материала. Двери по обе стороны михраба ведут в усыпальницу, тоже одетую мрамором. Ее расписной купол 21 × 21 м на сталактитовых парусах, возведенный заново в XVII в., поднимается на 48 м от пола. Из дверей усыпальницы уцелела лишь одна, выложенная золотом и серебром. Среди мощенного цветными мраморами двора бьет фонтан под куполом на мраморных колоннах. Фасады расчленены вытянутыми вверх нишами со сталактитовым верхом, куда выходят окна медресе, и завершены выступающим на 1,5 м сталактитовым карнизом. Портал входа до 38 м высотой украшен куполом с многоярусными сталактитами, резьбой по камню и мраморной инкрустацией.
К северо-востоку от цитадели раскинулся обширный династийный некрополь, где усыпальницы соединялись с мечетями, обрастали школами и богадельнями, базарами, лавками и общественными фонтанами сабиль. Выделяется симметрией плана и фасадов мечеть-ханака султана Баркука (1398—1411 гг.). Во двор площадью 39,8 × 36,7 м открываются со всех сторон галереи, более просторные с востока, где находится мечеть; по обе стороны мечети примыкают две усыпальницы под куполами с шевронами, остальное занимают помещения ханаки и школы чтения Корана. На западной стороне поднимаются два нарядных минарета, к фасаду примыкают фонтаны.
14. Каир. Мечеть-усыпальница Каит-бея, 1472—1474 гг. План, общий вид | 15. Каир. Мечеть Мухаммеда Али, 1830—1848 гг., зодчий Юсуф Бохна. План, разрез |
Главное украшение некрополя — мечеть-усыпальница Каит-бея, блестящий образец зодчества XV в. (1472—1474 гг.). Мечеть разбита по крестовому плану и в крытый ее двор с фонарем посреди крыши выходят четыре айвана (рис. 14). Деревянные потолки мечети расписаны золоченым узором, а примыкающий мавзолей покрыт куполом с рельефным геометрическим орнаментом. Рядом поднимается изысканный минарет. При мечети есть также зал для чтения Корана и фонтан. В постройке замечательны благородные, необыкновенно стройные пропорции, насыщенность орнамента и мастерство его выполнения. Ее купол и минарет принадлежат к лучшим произведениям архитектуры мамлюкского периода.
С 1517 г. господство Османской империи привело зодчество Египта к кризису, застою мысли и упадку мастерства. В постройки той поры влились опосредствованные через османскую архитектуру византийские приемы, господствует эклектизм. План мечетей представляет собой подражание османским, ставятся граненые островерхие минареты. Мечеть Сулеймана-паши в цитадели Каира построил в 1528 г. зодчий Синан.
В начале XIX в. турецкое владычество было сброшено. Однако грандиозная мечеть Мухаммеда Али в цитадели Каира построена в 1830—1848 гг. зодчим Юсуфом Бохна по образцу стамбульской Ахмедийе (рис. 15). Купол диаметром 21 м опирается на четыре пилона и окружен полукуполами и угловыми куполами меньшего пролета. Расстояние от пола до вершины главного купола равно 52 м. По углам западного фасада тянутся к небу два тонких минарета, с одной стороны к мечети примыкает мощенный белым мрамором двор размером 46 × 46 м в окружении галерей с полуциркульными арками и куполами. Среди двора находится фонтан, накрытый купольной ротондой. Величавая и пышная, одетая белым мрамором с раззолоченными куполами и цветными витражами, мечеть не прибавила славы египетскому зодчеству и осталась чужда местной традиции.
16. Александрия. Мечеть Абу ал-Аббаса ал-Мурси, 1943 г. Общий вид | 17. Каир. Жилой дом XIX в. Вид со двора |
Однако зодчие XIX и XX вв. не раз с большим или меньшим успехом пытались возродить былое очарование форм в мечетях Каира и Александрии. В этом отношении интересна, в частности, мечеть Абу ал-Аббаса ал-Мурси, возведенная в 1943 г. Обширная и пышная постройка должна была достойно представить ислам в Александрии, второй столице Египта. Занимая 3000 м², она включает мавзолей XII в., три гробницы и женскую мечеть. Здание построено в форме октогона; центральная ротонда завершается световым фонарем на 16 колоннах итальянского гранита, пол замощён белым мрамором. Мавзолеи увенчаны куполами с резным орнаментом. Стены из искусственного камня достигают в высоту 23 м, а минарет высится на 73 м. Архитектура здания, хотя и несколько перегруженная деталями, неплохо воспроизводит черты зодчества мамлюкского периода (рис. 16).
Архитектуре жилища свойственны разнообразие и богатство форм. В Каире городская теснота заставляла строить многоэтажные дома. Мужская и женская половины делились подворно или поэтажно; иногда весь первый этаж отводился под службы — конюшни, склады, кухни, лавки с мастерскими. От летнего зноя защищали макаа — связанная с гостиной открытая к северу галерея, и дурка — крытый дворик с фонарем, через который получали свет и воздух соседние помещения. Макаа и дурка устраивались почти в каждом доме и были обязательны во дворцах, где достигали внушительных размеров. Комнаты богатых домов украшались мраморными панелями, резным стуком, фестончатыми нишами и росписью деревянных наборных потолков. Фасады верхних этажей оживлялись зарешеченными балкончиками — машрабийя (рис. 17). На плоской крыше всегда ставился направленный к северу ветроуловитель — малькаф, способствовавший вентиляции всех этажей дома. На людных улицах и по соседству с базарами строились доходные дома с квартирами для сдачи в наем (до десятка в каждом). Жильцы каждой квартиры поднимались к себе по отдельной лестнице. Такие дома достигали в Каире четырех, а в Александрии — пяти-шести этажей. Население каирских окраин селилось в жалких постройках без окон, окружавших общий двор с колодцем посередине. В сельских местностях распространены как плоскокровельный (в нижнем течении Нила), так и сводчатый тип жилища (Асуан).
Средневековая архитектура Египта порвала всякую преемственность с опытом древности и начинает свой путь с середины VII в. Мало связанная с Магрибом, используя на первых порах опыт Двуречья, она тесно общается с Сирией, получая оттуда переосмысленную редакцию художественных идей Византии и Востока. Однако зодчество Египта скоро приобретает собственный язык форм и становится ярким и цельным явлением. Объемная композиция и пропорции всегда ясны и просты. В плане предпочитается квадрат, в объёмах — куб под куполом на невысоком барабане. Здесь не получили развития ни крестовый план мавзолеев, ни пересекающиеся арки, ни двойная оболочка куполов. Египетские зодчие не особенно стремились к симметрии; вход размещается обычно на углу, портал не выделяется ни в плоскости фасада, ни по высоте, а акцентируется лишь богатым декором. Но в распределении масс чувствуется движение. Лаконичный объём куба под сфероконическим куполом дополняется вертикальным минаретом, что придает композиции динамизм. При элементарной композиции архитектура насыщена необыкновенным богатством деталей и орнамента. Египетские минареты достигают предельной сложности форм. Зодчество Египта выделяется особой монументальностью образа. Заметная даже в небольших постройках, она подавляет в крупных ансамблях.
Добавить комментарий