Архитектура арабских стран

Глава «Архитектура арабских стран», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


Арабские народы, заселявшие в древности главным образом Аравийский полуостров, в VII—VIII вв. расселились по берегам Средиземного моря, на севере Африки, проникли на Пиренейский полуостров, на Иранское нагорье, в Среднюю Азию. В результате захвата стран Азии и Африки образовалась обширная, пестрая по этническому составу держава — халифат, существовавшая несколько столетий.

Быстрое продвижение арабов на север, восток и запад было обусловлено социальными переменами — созреванием феодальных отношений. Упадок примитивного скотоводческого хозяйства кочевников-бедуинов требовал расселения племен за пределами Аравии, что было возможно лишь при их совместных действиях и централизации власти. Почву для объединения племен подготовил монотеизм — с 622 г. ислам стал знаменем объединения арабских племен и подогревал их воинственное рвение. «Священная война» — джихад, покорение дальних стран и распространение там новой религии объявлены священной обязанностью принявших ислам — мусульман. Движение за веру возникло в Хиджазе, на западе Аравии, под началом племени курейш, к которому принадлежал пророк Мухаммед.

Карта Африки и Ближнего Востока

Из Хиджаза арабы направились к югу и северу: в 30-х годах VII в. заняли Химьяритское царство (территория современного Йемена), а к 640 г. покорили византийскую Сирию. Менее чем за 40 лет они прошли на восток до Инда, достигли границ Китая и в 715 г. появились в Средней Азии. Энергично продвигаясь на запад, арабы захватили весь север Африки, проникли на Пиренейский полуостров, а в 721 г. перешли Пиренеи.

Первые правители — халифы, были выборными; халиф соединял в своих руках не только светскую, но военную и теократическую власть. В ту пору центром государства оставался Хиджаз со столицей в Медине и священным городом Меккой. Династия Омейядов (661—750 гг.) правила одной из самых обширных империй мира, включавшей все захваченные арабами страны. Но по мере расширения границ халифата все резче проступало численное несоответствие между массой покоренных народов и арабской правящей верхушкой. Протест населения выливался в форму религиозных течений — хариджизма, шиизма (противники Омейядов шииты были сторонниками потомков Али, зятя пророка). При Аббасидах (750—1258 гг.) начался политический раскол — в Египте образовался халифат Фатимидов (они называли себя потомками дочери пророка Фатимы), возникли берберские государства Северной Африки, эмираты Пиренейского полуострова, отпали иранские и среднеазиатские владения. Монгольское нашествие довершило гибель халифата Аббасидов. В XIV в. Османская империя захватила земли до Евфрата, Аравию, Египет, средиземноморское побережье Северной Африки и удерживала за собой Ближний Восток вплоть до первой мировой войны. В настоящее время почти все эти страны представляют собой самостоятельные арабские государства, где арабы слились с местным населением.

Арабское завоевание, сопровождавшееся разрушением памятников культуры покоренных стран, в некоторых отношениях сыграло положительную роль. Омейядское государство объединило народы, пребывавшие в состоянии непрерывных войн, сплавило древние цивилизации, в том числе античную. Достижения народов Востока в области науки были развиты и переданы впоследствии Западу. Широкие торговые и культурные связи способствовали расцвету науки, искусств и ремесел. До эпохи Возрождения уровень культуры стран Востока был выше европейской. Арабский язык, на котором писались труды по истории, географии, естественным наукам, стал «латынью Востока».

Интенсивные экономические и политические связи содействовали обмену строительным опытом. Но как не было «мусульманской архитектуры», не было и нет единой «арабской архитектуры». Едва ли можно вообще говорить об арабской архитектуре в первые годы халифата. Арабы не принесли с собой опыта капитального строительства, наоборот, они сами учились строить у покоренных народов. Они использовали местных зодчих — коптов, греков, сирийцев, иранцев, привлекая для отделки зданий художников-христиан — живописцев и мозаистов. Заимствовали мраморные колонны из римских и византийских построек, что положило специфический отпечаток на ранние мечети. Тем не менее синтез разнородных частей дает ростки ряда локальных школ с собственными характерными чертами. В X—XI вв. проступают особенности архитектур Ирака и Сирии, Египта и Северной Африки.

Вчерашние кочевники оказались энергичными градостроителями — закрепляя свои военные успехи, они закладывали на новых землях города. Первые города возникали как военный лагерь и местопребывание гарнизона; многие из них сложились вокруг рабатов, или рибатов, — пограничных укреплений и форпостов «Священной войны». Со временем военный лагерь превращался в резиденцию правителя. Постройкой столицы отмечалось начало блестящих династий (Багдад, Каир, Фес). Из боязни народных волнений резиденция отделялась от столицы, образуя особый, обычно недолговечный «царский город» (Самарра в Двуречье, Мадинат ас-Захра близ Кордовы и др.). Из городов первых лет ислама некоторые зачахли (Куфа), другие, будучи удачно поставлены на торговых путях, в благоприятных географических условиях, процветают и поныне (Басра, Багдад, Фес и др.).

В местоположении и конфигурации городов первостепенную роль играла топография местности. Для города выбирали скалистое плато, склон горы, выступающий мыс, где его оборона облегчалась природными условиями; поэтому правильная конфигурация характерна лишь для городов равнины. От римлян арабы переняли прямоугольный «гипподамов план» с пересечением в центре двух главных магистралей (Сфакс в Тунисе); в Двуречье утвердился круглый план, как в сасанидских Ктесифоне и Гуре (таков ранний Багдад).

Основание города начиналось с возведения укреплений, дворца и главной мечети. Город окружался крепостной стеной, нередко двойной. На верхней точке рельефа над городом — мединой — господствовала цитадель — касба. В стенах города прорезались ворота — с четырех сторон или по числу путей, связывавших его с другими значительными городами страны. Городская застройка делилась на кварталы по этническому или производственному признаку. Эти кварталы, становившиеся нередко гнездом племенной розни, огораживались и запирались на ночь. В центре города размещались главная мечеть и торговые кварталы, где каждая улица была отведена определенному ремеслу, рынки нередко выходили за ворота (например, дровяной и по продаже скота). За стенами расстилались обширные кладбища; в этом отношении города Востока отличались от европейских, где хоронили в городской черте близ церквей. Города снабжались водой из реки, источника или колодцев, которые часто становились ядром растущего поселения. Нередко города имели разветвленную сеть канализации с крытыми коллекторами.

Типология зданий и сооружений обусловлена в первую очередь природно-климатическими факторами, феодальным укладом жизни, требованиями культа, а отчасти заимствована у покоренных народов.

До ислама фортификация в Хиджазе была практически неизвестна; один город Таиф был защищен стенами. Медина не имела стен, и только при Мухаммеде была окружена рвом. По дороге в Дамаск и Двуречье арабы встретили римские пограничные форты, по образцу которых стали возводить свои укрепленные замки и рибаты — почти квадратные в плане, чаще всего около 70 × 70 м, с круглыми башнями на углах и полукруглыми вдоль стен, с помещениями вокруг двора. У римлян проход в воротах всегда прямой, и арабы долго сохраняли эту черту в своих укреплениях (таковы ворота Каира XI в.). Однако коленчатый вход был известен с древности в Малой Азии (Синджирли), Двуречье (Ашшур), Средней Азии; он появляется в укреплениях Багдада, а позднее в Халебе и Дамаске. Ход для стрелков шел обычно по гребню стены, но иногда и в толще стен (Ухайдир в Двуречье, 776 г.; стены Каира, XI в.). Уже с VIII в. арабы вели навесной бой через щели арок (стены и ворота Ухайдира, ворота Каира XI в.) и в этом намного опередили Западную Европу, где машикули появились с конца XII в. Римляне делали в воротах опускные решетки, такая решетка была в Ухайдире. Таким образом, арабы за полтора столетия сделали значительные успехи в фортификации.

На востоке арабы познакомились с архитектурой сасанидских дворцов, от которых переняли купольный аудиенц-зал с открытым на фасад трехнефным сводом-айваном в качестве его преддверия. Это сочетание, определяя формы дворцов Двуречья, отчасти проникло и в композицию замков Иордании. Правители и наместники никогда не пользовались жилищем своих предшественников; выбирая для него из соображений престижа и безопасности новое место, они тем самым обрекали старый дворец на разрушение. Вот почему известны лишь немногие памятники дворцовой архитектуры.

Среди многообразных типов жилища можно выделить два основных — замкнутый дворовый и башенный. Дворовый хорошо приспособлен к условиям сухого жаркого климата с песчаными бурями. Башенный тип жилища, распространенный в Аравии и горном Марокко, сложился в обстановке племенной вражды. Еще задолго до н. э. утвердилось деление жилища на мужскую и женскую половины, существовавшее во дворцах Ассирии и ахеменидского Ирана, в домах Древней Греции и Рима. Феодальному Востоку оставалось только канонизировать эту структуру жилища. Некоторые элементы жилища, как лоджия-айван, занесенные с востока на запад, появились на берегах Африки.

В первые годы ислама мусульмане были невзыскательны к помещению для молитвы. Первая мединская мечеть представляла собой простой навес во дворе жилища Мухаммеда. В захваченных городах арабы приспосабливали под молитву церкви и здания иных культов, даже не брезговали молиться бок о бок с христианами, отнимая у них часть здания. Во вновь отстроенных городах они довольствовались навесом или просто огороженным клочком земли. Со временем архитектура была призвана поддержать престиж новой религии, и мечеть стала главным объектом строительства наравне с дворцом. Оформилась строительная программа. Предельно простые формы литургии не были связаны с какими-либо специальными требованиями к культовому зданию. Если в церкви совершается служба, за которой следят верующие, и если храмы других культов представляли собой святилище или дом божества, то мечеть является всего лишь местом молитвы. Этой функции вполне удовлетворял так называемый арабский тип мечети, состоявшей из зала с кровлей на столбах и лежащего перед ним двора.

Со второго года хиджры молящиеся обращают лицо в сторону Каабы — домусульманского святилища Мекки, почитание которого включается в религиозный кодекс мусульман; соответствующим образом ориентируются и мечети. Направление к Каабе называется кибла. Нужное направление указывает ниша — михраб, с арочным венчанием. Происхождение форм этой детали не вполне ясно: в разных странах могли оказать воздействие домашние алтари доисламских культов, апсидальные ниши тронного зала, обращенная в сторону Иерусалима ниша синагоги (как в Дуре).

Обязательная деталь мечети, михраб, появляется, однако, лишь на рубеже или в начале VIII в.

Арабы становились на молитву рядами, как в строю, отсюда преобладание ширины зала над глубиной. Плоские балочные кровли ранних мечетей ложились на столбы или колонны, образуя поперечные нефы, параллельные стене с михрабом; такой тип мечети называется мекканским. Его аморфная структура позволяет производить гибкую трансформацию плана: уширять здание в любом направлении, удлиняя нефы и увеличивая их число.

Из Дамаска, где были свежи традиции античного и византийского зодчества, заимствована базиличная композиция мечети с продольными нефами. От базилики пошло также выделение более широкого и высокого среднего нефа, ведущего к михрабу; этим достигается бо́льшая выразительность плана с акцентом главной оси.

Двор арабской мечети, необходимый по условиям климата, органически включается в композицию здания (это отличает мечеть от храмов иных культов). Нефы зала обычно свободно открываются во двор. Как правило, прямоугольный двор предшествует залу и может быть расположен в плане: либо вдоль оси здания, как в мединской мечети, либо поперечно, как в Дамаске (таковы мечети дальнего Запада). Дворы первого типа всегда более просторны. Для защиты от солнца двор окружен галереями. В первом типе двора боковые галереи размещаются в один—два нефа, во втором они гораздо шире, составляя три — четыре нефа. Молитва совершается и во дворе, поэтому на дворовом фасаде нередко делается михраб, который в этом случае называется аназа. Во дворе устраивается бассейн для ритуальных омовений перед молитвой.

Христиане призывали молящихся колокольным звоном, иудеи собирались в синагогу под звуки трубы; мусульмане стали возглашать призыв к молитве. Первое время о начале молитвы возвещали с крыши мечети или близлежащего высокого здания и лишь примерно через полвека для этой цели стали возводить специальные башни — минареты. Прообразом минарета явились, с одной стороны, сигнальные башни, с другой — христианские колокольни: отсюда идут различия круглых восточных и квадратных западных минаретов.

Мечети различаются своими размерами и функциями. В городе строилась большая соборная мечеть ал-масджид ал-джами для общегородской пятничной молитвы и десятки малых квартальных. Стоящая посреди города большая мечеть была не только культовым, но политическим и культурным центром. При мечетях создавались крупные библиотеки, там читались лекции, а некоторые мечети, как каирская ал-Азхар или Каравийин в Фесе, стали прославленными университетами мусульманского мира.

В соборных мечетях важной принадлежностью служит помимо михраба деревянная ступенчатая кафедра — мимбар, которая появляется уже в ранних мечетях. При отделке мечети на этих двух деталях сосредоточены усилия лучших мастеров. После покушения на одного из омейядских халифов для правителя или наместника выделяется близ михраба деревянная решетчатая ограда — максура, тоже превосходного исполнения. В крупных городах были пригородные мечети мусалла для молений по годовым праздникам с большим стечением народа. Такие мечети представляют собой обширную площадь, обнесенную прямоугольником стен, но крытые постройки в них необязательны.

С религиозным культом связаны и некоторые другие типы зданий. Это прежде всего духовные семинарии — медресе. Порождение ортодоксального схоластицизма, они выражали суннитскую реакцию против многочисленных ересей, пышно расцветавших на почве политических неурядиц. Духовные семинарии представляли собой опору ортодоксальной религии, политический государственный институт, где прививались доктрины, апробированные государством. Отсюда выходили теологи и законоведы, дипломаты и духовные наставники. Студенты и наставники жили при медресе за счет установленного вакфа, т. е. приписанных к медресе доходных заведений — бань, рынков и т. п. Идея медресе и ее архитектурное воплощение оформились в Бухаре и Хорасане (север Ирана) уже в X—XI вв. На рубеже XII в. медресе появились в Дамаске, отсюда проникли в Египет. В плане они представляют собой окруженный худжрами — кельями студентов — двор с мечетью и аудиторией. Часто в медресе, в особом помещении под куполом, устанавливалась гробница его учредителя. Медресе по своей функции сооружение скорее общественное, чем культовое.

В отличие от христианства и буддизма ислам не знал монастырей. Существовали суфийские религиозные учреждения: на западе завия, на востоке — ханака. Такие убежища мистиков-суфиев — центры пропаганды идей мистицизма, начинают распространяться с XII в., когда суфизм оформляется в виде отдельных сект или орденов, и достигают обширных размеров к XV в., когда деятельность орденов захватывает политические сферы. В состав завия входят общежития, трапезные, залы для радения, мечеть, бани, гробница покровителя ордена. Гробницы почитаемых аскетов и мистиков, купольные павильоны, чаще всего в форме открытого на четыре стороны арками киоска, так называемые кубба, возникают как выражение чисто народных культов — противоположный полюс учреждению официального культа, мечети. Они стоят либо изолированно, либо среди кладбищ, скрашивая однообразие всхолмленной могилами поверхности. Мавзолеи правителей, членов их семьи и приближенных часто входили в состав мечети или медресе, иногда объединялись в династийные некрополи.

Сложилась развитая сеть зданий общественного назначения. Интенсивная караванная торговля вызвала строительство в городах и на путях постоялых дворов караван-сараев фундук. Средневековые рынки сук образовали систему крытых улиц с мастерскими и лавками; для торговли тканями отводились особые крытые пассажи кайсария. Среди рынков и по соседству располагались караван-сараи. Особое значение в городской жизни получили бани хамам, служившие помимо своего прямого назначения местом деловых встреч и приятельской беседы. Уже с VIII в. в Сирии и Египте возникают больницы маристаны. Это были обширные комплексы с помещениями для стационарных и приходящих больных, с отделением для душевнобольных, баней, кухней и др. В городах средневековой Европы подобные учреждения были неизвестны. Предпринимались серьезные работы гидротехнического характера: малое количество осадков требовало создания продуманной системы ирригации, устройства наземного и подземного водопровода, водоемов и крытых цистерн.

Арабы развивают строительную технику занятых ими стран, используя сообразно с местными условиями камень, кирпич, каркасную конструкцию. Византийская кладка с чередованием рядов камня и кирпича подсказала арабским зодчим применение поясов разноцветного камня — этот прием получил с XIII в. развитие в Сирии и особенно в Египте. Формы арок образуют множество вариантов: стрельчатая, подковообразная, стрельчато-подковообразная, трех- и многолопастная и др. Стрельчатый профиль, зародившийся на Востоке, вызван стремлением повысить дугу архивольта, что важно при бескружальной кладке. Подковообразное очертание повышает центр кривой; это способствует большей выразительности профиля, причем пяты маскируются напуском кладки с оштукатуркой; в многолопастных арках этот основной элемент умножается и получает декоративный характер. В некоторых мечетях высота нефа повышается путем наращивания аркады в два яруса; здесь конструкция римских акведуков нашла развитие в вариации типа арок каждого из ярусов. Арки опираются на колонны или на пилоны.

На Ближнем Востоке преобладают сводчатые покрытия, на западе — стропильные. Переход от четверика стен к куполу осуществляется различно, но в основе лежат две конструкции — тромп, т. е. арочное перекрытие углов с заполнением оболочки, и парус. Широко употребляются декоративные тромпы в виде раковины — излюбленное завершение ниш в византийских постройках. Разработаны декоративные виды куполов — ячеистые, на гуртах и нервюрах.

Формы архитектуры пространственны. В жилых и культовых зданиях развивается тема внутреннего двора в окружении галерей и аркад. Но внешние стены глухие. В композиции, соединении элементов, их соподчинении, тектонике есть своя логика. Элементами членения стеновой плоскости в отличие от европейской архитектуры служат преимущественно ниша, арочный проем. Главный внешний акцент архитектуры — портал входа, внутри мечети — михраб. В их формах заметно много общего. Соединительные элементы стены — панель в основании стен, тяги или орнаментальный бордюр на уровне пят арок (разорванный аркой или огибающий архивольт), бордюр и карниз вдоль гребня стены. Карнизы в основном двух видов: сталактитовый — в камне и стуке, консольный — в дереве. Ордер распадается на два существенно различных варианта: самостоятельный — конструктивный и пристенный — декоративный. Конструктивный ордер в виде свободно стоящих колонн из цельного камня распространен главным образом в Магрибе, где в формах колонн переработаны детали римского и византийского ордера. Декоративный зародился на Востоке, отражая тектонику кирпичных зданий — колонны ставятся в четверть под архивольты арки портала, михраба, на поворотах панели и по углам пилонов.

В сфере культа изобразительное искусство изгонялось, здания лишались скульптуры и сюжетной живописи, поэтому возрастала роль архитектурного декора и орнамента. Специфику декора арабских стран и ближнего Востока составляют сталактиты (по-арабски мукарнас — соединенные). Этот вид декора, образуя призматические группы, действительно напоминает сталактиты или пчелиные соты. Трудно сказать, где он зародился, но появился в XI в. на востоке (Иран) и западе (Магриб). Этот вид декора универсален: сталактиты составляют карнизы и несут полочки, заполняют ниши, тромпы и паруса, купола и полукупола, украшают софиты арок. Выполняются они в кирпиче, камне, стуке, дереве, поливной и неполивной керамике.

Орнамент покрывает ковром стука поверхность стен из бетона и выявляет фактуру благородных материалов — камня, мрамора, дерева ценных пород. Он подчеркивает соподчинение частей здания, акцентирует важнейшие его элементы: портал входа, михраб мечети, купол покрытия перед михрабом, мимбар. Портал и михраб богато орнаментированы. Вдоль стен орнамент разбивается на панно и ленточные бордюры. Один и тот же узор употребляется равно в камне, дереве, металле, в постройках и художественном ремесле.

По характеру узора орнамент в основном делится на растительный, геометрический и эпиграфический. Растительный орнамент развивает построения римских, византийских, иранских, коптских образцов. Геометрический орнамент в IX—X вв. проходит еще начальную фазу развития, и его расцвет падает на XII—XIII вв., отражая быстрые успехи математики; сложные раппорты строятся на лучевой сетке. В отличие от христианства и буддизма ислам отказался от изобразительных образов для пропаганды своих идей. В связи с этим в культовых зданиях был необходим какой-то эквивалент, который принял бы идейную нагрузку. Эта роль была отведена эпиграфике — надписям преимущественно коранического содержания. Так родился третий вид орнамента, неизвестный в Европе. Разрабатываются орнаментальные почерки, все более сложные. С архитектурой средних веков особенно связан геометрический почерк куфи, родиной которого считается город Куфа в Ираке. Все три вида тесно сосуществуют; растительные мотивы заполняют ячеи геометрической сетки линий и перевивают буквы письма; иногда в узор включаются и зооморфные мотивы. Орнамент арабских стран, так же как и Ирана и Средней Азии, отличается от европейского интенсивным развитием геометрических форм, эпиграфический же орнамент в корне чужд искусству Европы.

***

Арабская экспансия захватила обширные районы Азии, Африки и Европы. Арабы освоили не только северный, но и восточный берег Африки вплоть до Мадагаскара. Они основали многочисленные города, из которых многие существуют до сих пор. Во Франции в Провансе и долине Роны об арабском нашествии напоминают остатки укреплений, цистерн, колодцев, керамического водопровода и облицованных камнем канализационных каналов. В 827 г. к владениям Ифрикии присоединилась Сицилия; на остров со смешанным населением проник ислам. Города Сицилии в X в. процветали, и Палермо почти не уступал Кордове по числу мечетей (в конце XI в. остров перешел к норманам).

Арабы проявили себя на завоеванных территориях как расчетливые хозяева, разумно использовавшие материальные ценности и достижения культуры покоренных народов, в частности архитектуры, как энергичные строители, возводившие города, крепости и водосборные сооружения, привлекая к делу местных зодчих.

Архитектура арабских стран, продолжая традиции завоеванных стран, развивалась на общих основах с зодчеством Ирана, Афганистана, Средней Азии, что отразилось в градостроительстве и типологии зданий. В формах и конструкциях заметны различия, которые обусловлены тесным соприкосновением арабов с античным и византийским искусством. Ярким примером является архитектура мечети. Мусульманское культовое здание, так же как и буддийский храм, принимает в разных странах различный облик — каждый народ вкладывал в создание образа этого сооружения собственный многовековый опыт. Достаточно сравнить купольные галереи мечетей Ирана и Средней Азии с нефами под стропильной черепичной крышей мечетей Магриба. Но особенно заметно различие в формах минарета — стройного круглого суживающегося кверху на Востоке и квадратного с отвесными стенами на Западе. Орнамент, как и типология, роднит зодчество стран ислама — мусульманская идеология заставляла искать новых путей для восполнения пробела, образованного изгнанием из мечетей монументального изобразительного искусства. С другой стороны, орнамент легко проникал в отдаленные страны вместе с предметами художественного ремесла.

Сложились определенные локальные направления и в зодчестве отдельных арабских стран. Однако архитектура этих стран в основном делится на две отчетливо выраженные школы: сиро-египетскую и магрибскую. Архитектура Ирака по своим традициям примыкает к иранской.

Архитектура арабских стран, соединив строительный опыт Востока и Запада, внесла обширный вклад в историю мирового зодчества, обогатив ее такими блестящими памятниками, как дворец Альгамбра, Большая мечеть Дамаска, Кайруана, Кордовы и других городов.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)