Архитектура Ирака XIV—XVIII вв.

Глава «Архитектура Ирака XIV—XVIII вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


После крушения Аббасидского халифата политическая обстановка в Ираке не способствовала развитию строительной деятельности. В конце XIV в. страну опустошают войска Тимура. В XVI в. Ирак переходит от турок к персам, а с 1638 г. закрепляется в составе Османской империи.

Багдад. Хан Ортма, 1358 г. План, своды
32. Багдад. Хан Ортма, 1358 г. План, своды

Багдад, Мосул и другие разрушенные монголами города Ирака поднимаются из руин не сразу. Монументальное строительство налаживается лишь к середине XIV в. в тесном контакте с архитектурной школой Ирана. В Багдаде построены в 1356 г. медресе ал-Марджания с прекрасной узорной кирпичной кладкой, тонким орнаментом резной терракоты и резной дверью, а в 1358 г. — смежный с ним хан Марджан, или хан Ортма. Архитектурное решение лаконично и своеобразно — помещения выходят в большой прямоугольный сводчатый зал (рис. 32). Но покрытие повторяет укоренившуюся в Иране конструкцию поперечных сводов на подпружных арках. Здесь эта конструкция представлена уже в развитом виде — преимущества подпружных арок использованы при устройстве между ними арочных окон; ось зала подчеркнута стоящими на поперечных сводиках куполами. На уровне пят арок зал окружен балконом, опирающимся на сталактитовые консоли.

В Ираке находятся святыни шиитов — гробница зятя пророка Али и его сына Хусейна, а также дяди пророка — Аббаса. Отмеченные в X в. надгробными постройками, они стали местом паломничества. Вокруг них выросли города Кербела и Неджеф. История строительства мавзолеев прослеживается с трудом; но не подлежит сомнению, что в современном виде их формы сложились в XVI в. и позднее. Большое внимание уделили им сефевидские правители Ирана, особенно Исмаил, которые строили усыпальницы с размахом и пышностью. Все мавзолеи состоят из центрального купольного здания с обходным коридором и окружены двором с цепью построек на периферии (лишь мавзолей Абасса примыкает к ограде). Главный фасад мавзолеев с высоким порталом по оси завершается на углах минаретами. Над порталом поднимается луковичный купол на барабане.

Кербела. Усыпальница Хусейна, XVI в. с дополнениями. План, разрез, фасад
33. Кербела. Усыпальница Хусейна, XVI в. с дополнениями. План, разрез, фасад

Самая обширная из трех — усыпальница Хусейна в Кербеле выделяется более сложным строением центрального ядра, разбитого на несколько залов; по оси стоят два больших купола (рис. 33). Эта часть предположительно относится к последней трети XVI в. Окружающая галерея с серией маленьких куполов на барабане, а также высокие минареты считаются, как и в других мавзолеях, более поздним дополнением (к мавзолею Али минареты добавлены в 1656—1659 гг.). Луковичный купол с двойной оболочкой, портал со сталактитами, круглые с балконом минареты, сталактитовый декор интерьера выполнены во вкусе архитектуры Сефевидов. Но глазури фасада по рисунку (реалистическое воспроизведение цветов, пейзаж) и палитре, включающей желтый, оранжевый, карминный тона и разные оттенки зеленого, видимо, османского происхождения. Портал, купол и верх минаретов позолочены. Основание стен снаружи и внутри обведено каменной резной панелью. Интерьер украшен резным стуком, росписью, зеркальной мозаикой. В главном зале стоит деревянное решетчатое надгробие с серебряной аппликацией. Вокруг двора размером 108 × 82,5 м расположены гробницы, фонтаны, лавки (в большей части принадлежат к XVII в.). С восточной стороны примыкают мечеть, минарет 1574—1575 гг., завия и медресе. О масштабах зданий можно судить уже по высоте купола, которая в мавзолее Хусейна достигает 26 м, Аббаса — 28 м (Кербела), Али — 32 м (Неджеф).

С неменьшей роскошью построен мавзолей Мусы ал-Кадима в Багдаде (закончен в 1515 г. и подновлён в XVII в.) с двумя большими золочеными куполами и четырьмя минаретами по углам, сверкающий внутри мрамором и стеклянной мозаикой. За свои купола он получил название Золотой мечети.

Несмотря на монументальный масштаб и богатство декора, поздние постройки Ирака лишены своеобразия и значительности, которыми отмечены ранние памятники.

В архитектуре жилища дворового плана с портиками и лоджиями, нишами, решетками, резным стуком и росписью много общего со среднеазиатским жилищем.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)