Архитектура Ирана второй половины XIII—XIV вв.

Глава «Архитектура Ирана второй половины XIII—XIV вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


В 1256 г. в Иран вторглись монгольские войска под предводительством внука Чингис-хана — Хулагу. Заняв и разграбив страну, Хулагу объявил ее особым улусом и в 1261 г. получил титул Иль-хана. Государство Ильханидов (с 1258 г.), расположенное между Евфратом, Персидским заливом, Индией, владениями Чагатаев и Золотой Орды, соседствовало также с вассальными государствами Сельджукидов, Ширваншахов, Куртов и др.

Для управления огромной страной, чуждой монголам по языку и культуре, Ильханы, как и сельджуки, привлекли местную знать — чиновников, феодалов и духовенство. Персы возглавляли гражданское управление страной (Хулагу выдвинул на пост визиря Шаме ад-Дина Мухаммеда Джувейни), а политическое руководство взяла в свои руки монголо-тюркская военная знать. Персы и монголы представляли противоположные направления во внутренней политике. Первые стремились создать централизованное государство с четкой административно-финансовой системой, вторые выражали центробежные силы; первые опирались на ислам, вторые придерживались язычества, буддизма и не чуждались христианства.

Аргун-хан (1284—1291 гг.), опасаясь усилившегося влияния иранской мусульманской верхушки, передал гражданскую власть в руки евреев; это вызвало противодействие как со стороны мусульман, так и монголов. Между группировками с различными этническим составом и религиозной окраской постоянно царил раздор, что не способствовало укреплению государства.

Уже к концу XIII в. производительные силы страны были подорваны. Народные восстания и мятежи кочевой знати пошатнули во второй половине XIII в. положение Ильханов.

Для спасения государства Газан-хан (1295—1304 гг.) доверил политическую роль иранской знати, принял ислам и сделал его государственной религией. Внутренние дела государства вершил везир Рашид ад-Дин Хамадани, крупный политический деятель и ученый.

Установленный Газан-ханом курс государственной политики поддерживался в правление его брата Олджейту (1304—1316 гг.), но при его последователях власть вернулась к монголам, наступили культурный застой и хозяйственная разруха. Сепаратистские тенденции феодалов привели к распаду государства Ильханов. Настала пора феодальной раздробленности и междоусобиц. В середине XIV в. на юге Ирана сложилось государство династии Музаффаридов, потомков арабских завоевателей. Северо-западная территория находилась во власти монгольской и тюркской кочевой знати под началом Чабанидов (1344—1356 гг.), затем Джелаиридов. С 1338 г. в Хорасане установился Сербедарский султанат.

Уровень культуры Ирана, подорванный при Ильханах, со временем восстановился. Широко известны исторические труды этого периода, составленные Ата Меликом Джувейни, братом везира, и особенно Рашид ад-Дином. Строились мечети, медресе и многочисленные мавзолеи. Были возведены обсерватории в Мараге и Тебризе. Газан-хан покровительствовал наукам и искусствам. Он собрал богатую библиотеку. При дворе Газан-хана возникла знаменитая тебризская школа миниатюристов.

При Ильханах прекрасными зданиями обогатилась столица Газан-хана — Тебриз, где целый квартал — с базарами, караван-сараями, банями и садами был построен на средства Рашид ад-Дина. Газан-хан построил себе в Тебризе при жизни великолепный мавзолей. Аргун-хан заложил новый город Султанию. Его достроил Олджейту, сделав его своей летней резиденцией. Мавзолей Олджейту в Султании, своеобразный по формам и смелый по конструкциям, стал вехой в истории зодчества Ирана. Многие постройки Султании были также возведены на средства Рашид ад-Дина, владевшего и здесь целым кварталом города. Однако расцвет и развитие нескольких городов не означали общего подъема градостроительства.

В архитектуре монгольского периода совершалась плавная эволюция унаследованных от XII в. конструкций, форм и декора. Введены усовершенствования конструктивного порядка: основные массивы кладки сосредоточены в точках напряжения статических сил — мощные устои в углах подкупольного пространства снимают нагрузку стен; несущие стены айванов, до того глухие, прорезаются арками и нишами. Заметно обновляются формы: достигает полного развития внешний купол; отдельно стоящий минарет заменяется парой стройных башенок над порталом входа, второе новшество в формах портала — полукупол над айваном (в связи с этим вынесены на фасад тромпы и паруса). Пропорции становятся более стройными — порталы, ниши, все элементы фасада и интерьера делаются узкими, чрезмерно тянутыми вверх. Намечается тенденция к утонченной изысканности форм — широко развиваются сталактиты в качестве декоративного заполнения куполов и тромпов, украшения карнизов и тяг.

Все в совокупности свидетельствует о глубоких изменениях в принципах архитектуры: отделение форм от конструкций, маскировка конструктивных элементов здания. Декоративное начало берет верх над трезвой ясностью форм.

Основным строительным материалом в монументальных сооружениях был обожженный кирпич. В массовом строительстве применялся преимущественно сырец. Иногда тот и другой сочетались, причем первый употреблялся для субструкций, сводов и облицовки. Камень использовался в строительстве мало. В виде исключения соборная мечеть в Ширазе построена из тесаного камня, мавзолей Пири-Бакран близ Исфахана — из речного голыша. Есть примеры кладки из обожженного кирпича или тесаного камня с заполнением из валунов. Фундаменты выкладывались из булыжного и редко тесаного камня. Вводятся продольные связи из дерева круглого сечения: в стенах как антисейсмическая мера и в фундаментах против осадки (такие крепи обычны и для предшествовавшего периода); посредством деревянных брусьев связывали основание купола, армировали сталактитовые своды и т. п. На выпуске пальцев устраивались подмости, служившие местом для подноски материала и рабочей площадкой при выполнении сводов, куполов, при облицовке. Поскольку фигурная кладка в большинстве велась одновременно с конструкцией, дыры от пальцев видны в интерьере и на фасаде.

В покрытиях употреблялись различные типы сводов. Для получения кривой нужного профиля предположительно служили гнутые деревянные лекалы. Несмотря на монотонность формы и отсутствие проемов в щековых стенах широко применялись коробовые своды. Разрабатываются варианты сводов на поперечных подпружных арках, красивые и разнообразные по форме с окнами в продольных стенах (развитие сасанидского типа Айвани-Карка). Образцами являются своды в соборных мечетях Натанза, Эберку, Йезда, медресе Имами в Исфахане, над айваном мечети в Гарладане.

По-прежнему возводились своды над квадратным и прямоугольным планом, однако их сохранилось меньше, чем от сельджукского периода. Часто употребляются монастырские своды; крестовые своды редки (соборная мечеть в Варамине); плоские своды более распространены, чем в предыдущий период (галереи мавзолея Олджейту, соборной мечети в Йезде). Встречаются нервюрные своды, купола на тромпах, на парусах ложного типа и сетчатых парусах, плоские купола в форме блюдца. Ниша портала завершается полукуполом.

Купола выводятся на квадратном, многогранном и круглом основании. Распространяется и развивается наметившаяся уже в XII в. двойная оболочка купола. Такая конструкция диктовалась как практическими соображениями — защитить внутренний купол от непогоды, так и эстетическими требованиями — подчеркнуть роль купола в объёмной композиции, сделать выразительным силуэт постройки. Внутренняя оболочка — низкого и плавного, иногда даже сплюснутого очертания, внешняя — сфероконическая, а в башенных сооружениях — шатровая или коническая. Эти две оболочки сближаются у основания до полуметра и расходятся в вершине. Обычная для сельджукского времени последовательность объемов с переходом от куба к октогональному барабану и куполу при этом сохраняется. Появляются также постройки с внешним куполом на довольно высоком цилиндрическом барабане; в этом случае оболочки теряют между собой связь (мавзолей рядом с порталом Ду манар Дардашт в Исфахане, около 1330 г.). Сфероконический профиль внешнего купола сводит горизонтальный распор к вертикальным усилиям и тем способствует устойчивости конструкции. В основании внутреннего купола прокладываются деревянные кольцевые связи. Внешняя оболочка иногда крепилась мембранами в виде основанных на внутреннем куполе радиальных кирпичных стенок.

Купола опираются на систему тромпов; иногда вводится второй переходный пояс — серия арочек, создающих 16 граней. Изредка тромпы заменяются сталактитовыми парусами (соборная мечеть в Аштарджане близ Исфахана, 1315—1316 гг.). На рубеже XIV в. появляются и щитовидные паруса. Однако зодчие еще не доверяют новой конструкции, помещая над парусами обычный пояс тромпов.

В юго-западных районах Ирана появляется (может быть из Двуречья) высокий ячеистый купол.

В композиции и отдельных элементах здания заметно устремление ввысь; вертикальные линии акцентированы. Пропорции арок достигают 1:4. Арки порталов и внутренние ниши иногда разрезают подкупольную зону (например, михраб Гомбеде Алавийан в Хамадане заключен в узкой нише, завершаемой аркой пояса тромпов). Вместе с тем видна и тенденция сделать архитектуру более пространственной — раскрыть внутренний объем, связать его с внешней средой. В силу этого глухие боковые стены айванов (а иногда и задняя) разрезаются проемами и проходами; помещения получают много света сравнительно с интерьерами сельджукских построек, где царил полумрак. Объемы с глубокими нишами извне и внутри более скульптурны; углы порталов и ниш подчеркнуты тонкими вытянутыми колоннами, соединяющимися на узких простенках в пучки. Ниши очерчены линией двоякой кривизны с остроугольными переломами (соборная мечеть в Бистаме, имамзода Раби Хатун в Аштарджане). В погоне за утонченным изяществом зодчие иногда впадают в манерность, вычурность.

Вкусам эпохи в высшей степени отвечают сталактиты (на иранском языке хонж, что можно перевести как «уголки»). Сталактиты в различных формах находят все новые области применения — карнизы, капители, купола, полукупола и т. д. Полукупола, отлитые из алебастра, обычно крепятся к конструктивному куполу на пальцах и подвешиваются на веревках в виде декоративной оболочки.

Верамин. Мавзолей имамзода Яхья. Стуковый декор тромпа. Исфахан. Соборная мечеть. Декор южного айвана. XIII в.
16. Верамин. Мавзолей имамзода Яхья. Стуковый декор тромпа. Исфахан. Соборная мечеть. Декор южного айвана. XIII в.

В декоре отмирает прием узорной кладки тесаного кирпича. Отголоском этого приема является кладка с вставками, имитированными в стуке (орнамент иногда наносили при помощи деревянного штампа). Продолжается и развивается резьба по стуку, покрывающая в интерьере поверхности стен и михраба, а также образующая эпиграфические фризы, сталактитовые карнизы и своды (рис. 16). Эффект рисунка усиливается цветом. В манере выполнения можно выделить два основных стиля: резьба высокого рельефа, иногда многослойная с глубоко врезанным рисунком (характерна для периода в целом, но исчезает около середины XIV в.); плоская резьба с линейным прочерченным орнаментом (входит в употребление к концу периода). Первому стилю вполне соответствовал растительный орнамент, крупные выпуклые элементы которого, обогащенные фактурой геометрического характера, выделялись на мелком плетении линий второго плана. Этот стук подцвечивался яркими и разнообразными красками. Резной стук второго стиля расчерчивался геометрическим орнаментом, представлявшим собой комбинацию звезд и многоугольных фигур. Излюбленным же мотивом была имитация узорной кладки из тесаного кирпича с орнаментальными вставками, где размещались розетка, виньетка, иногда даже надпись. Практиковался также третий стиль плоской резьбы с выборкой фона по цветному подслою. Таким способом орнаментировались панели, иногда фризы, а особенно софиты арок, поверхность купола и сводов (своды галереи мавзолея Олждейту в Султании).

Значительную роль играет полихромная роспись по гладкой штукатурке стен и сводов. Если два последних стиля резьбы по стуку напоминают о технике обработки металла и глазурной керамике, то мотивы росписи, тесно связанные с оформлением рукописи, повторяют затейливую вязь медальонов, заставок и иллюминации полей.

Верамин. Люстровый михраб мавзолея Имамзода Яхья. XIII в. Нетенз. Соборная мечеть. План, сталактитовый купол мавзолея
17. Верамин. Люстровый михраб мавзолея Имамзода Яхья. XIII в. 18. Нетенз. Соборная мечеть. План, сталактитовый купол мавзолея

Совершенствуется и развивается наметившийся в предыдущий период глазурованный орнамент. Техника глазурной мозаики достигает зрелости уже в начале XIV в. в постройках Султании, где сочетается синяя, голубая и белая глазурь; в дальнейшем расширяется палитра, обогащается рисунок растительного и геометрического узора. Центрами развития этого вида декора были Исфахан, Йезд и Кирман. Мастера Кашана выделывали люстровые облицовочные плитки (люстр-глазурь с радужным отливом) и целые михрабы (рис. 17). Удерживается резная поливная и отчасти неполивная терракота. Нередко различные формы декора объединяются, включая и вставки резного стука. Узкие полоски глазури, утопленной в стук, создают четкую игру синих по белому полю геометрических узоров. Бирюзовая оболочка купола еще не утвердилась в архитектуре повсеместно. Многие памятники этого времени гладко оштукатурены внутри алебастром без декора, что было несвойственно архитектуре XI—XII вв.

Мечети часто объединяют в ансамбль несколько типов зданий, связанных с культом. Сложившийся при сельджуках классический план соборной мечети с двором и четырьмя айванами в чистом виде редок для этого времени (известен единственный образец — соборная мечеть в Верамине, 1322 г.). Соборная мечеть в Нетензе включала мавзолей, ханаку — пристанище дервишей, и минарет (рис. 18). О неодновременном происхождении частей свидетельствуют несогласованность ориентации и различная глубина построек восточной и западной стороны. В качестве главного зала используется купольная октогональная постройка более раннего происхождения. Гладко оштукатуренные части датируются 1304 г. (южный портал входа) и 1309 г. (северный айван двора). Аскетичность убранства смягчается сталактитовыми полукуполами в торцовых нишах айванов.

Квадратный с нишами мавзолей шейха Абд ас-Самада имеет строгий, но нарядный белый интерьер со сталактитовым куполом. Ниши на осях стен и тромпы прорезают декоративную сталактитовую оболочку и включают зарешеченные окна; углы ниш отмечены тянутыми колонками с капителью в форме кувшинчика. Богатая панель из крестовидных голубых изразцов и звездчатых люстровых плиток осыпалась, михраб, видимо, люстровый, исчез. Фриз надписи, венчающий стены и огибающий ниши, содержит дату 1307 г. Внешний восьмигранный шатровый купол был орнаментирован голубыми изразцами. От ханаки остался лишь портал с прекрасным, несколько измельченным и сухим по рисунку геометрическим декором, сочетающим резную терракоту и глазурованную мозаику (предположительная дата 1316 или 1317 гг.). Минарет, стоящий между входами в мечеть и ханаку, по характеру декора близок ханаке и датирован 1325 г.

В соборной мечети Йезда зарождается (или возрождается?) прием, который впоследствии будет повторен в блестящих постройках Сефевидов: купольный зал и примыкающий к нему айван (здесь очень высокий и глубокий) дополнены по бокам двумя вытянутыми в глубину залами. Внешняя композиция напоминает трехнефные сасанидские айваны. Своды залов опираются на поперечные арки (южный зал XIII—XIV в., покрытие северного более позднее). Распор арок погашается извне массивными контрфорсами. Гладкая алебастровая штукатурка залов контрастирует с полихромией фасадов и главного зала, где тромпы заполнены крупными сталактитами из обожженного кирпича с эпиграфическим орнаментом синей и голубой глазури. В надписи михраба содержится дата 1375 г.

Фарумад. Мечеть 1320 г. План
19. Фарумад. Мечеть 1320 г. План

В композиции по-прежнему подчеркнуто значение купольного зала-киоска — многие мечети состоят из такого зала с порталом. Особая роль отводится залу-айвану, который часто подменяет собой зал-киоск. Некоторые мечети дворового плана лишены купольного зала, например, соборная мечеть в Фарумаде 1320 г. имеет только два глубоких айвана в длинных сторонах двора (рис. 19).

Кое-где под мечети приспособлены явно более древние, вероятно, доисламские скальные сооружения. Таковы крестовидная в плане Масджиди Санг в селении Дараб и айван в селении Идж; высеченные в камне надписи несут даты 1258 и 1332—1333 гг.

Башенные мавзолеи XIII—XIV вв. Планы: 1 — башня в Радкане; 2 — башня Ала ад-Дина в Верамине; 3 — имамзода Джафар в Исфахане; 4 — башня в Хиаве; 5 — имамзода Абд Алла в Демавенде; 6 — имамзода Джафар в Куме; 7 — башня в Кашмере Верамин — Башня Ала ад-Дина, 1289 г.
20. Башенные мавзолеи XIII—XIV вв. Планы: 1 — башня в Радкане; 2 — башня Ала ад-Дина в Верамине; 3 — имамзода Джафар в Исфахане; 4 — башня в Хиаве; 5 — имамзода Абд Алла в Демавенде; 6 — имамзода Джафар в Куме; 7 — башня в Кашмере 21. Верамин — Башня Ала ад-Дина, 1289 г.

В северных районах продолжают строиться башенные мавзолеи — имамзода; в отличие от усыпальниц предыдущего периода все они посвящены духовным лицам. Эта категория, самая многочисленная, включает до 30 памятников (некоторые уже не существуют). Формы более разнообразны: внешний контур — квадрат, круг и многоугольник (обычно октогон и гофрировка), внутренний — квадрат, октогон или круг (рис. 20, 21). Грани оформлены нишами стрельчатого очертания в прямоугольной раме. Появляются и углубленные в поверхность стены порталы; цилиндрическая башня в Хиаве (около 1300 г.) имеет четыре портала. Ниши бывают иногда и внутри башни. Лишь в одном случае, в Кашмере, башенный мавзолей получил в интерьере галерею на пилонах. Внешние поверхности отвесные или слегка наклонные. Стены дробятся многочисленными гофрами числом до 48. Они в плане полукруглые или выступают углом, прямым или острым. Первые связаны поверху моделированной в алебастре трехлопастной арочкой, вторые — сомкнутым, чаще треугольным по фасаду сводиком. Башни покрыты двойным куполом, из которых внешний имеет форму пирамиды или конуса.

В Куме — месте паломничества к гробнице Фатимы — обитали целые династии имамов, поэтому город окружен множеством башенных мавзолеев. Они группируются против городских ворот, обращенных по странам света. Одиннадцать башен датированы XIII—XIV вв. Особенность местных башен — невысокий подкупольный барабан, круглый или с увеличенным числом граней.

Мавзолеи юго-запада страны (в Шуштере, Шуше, на о-ве Харг), имея кубический объем под высоким островерхим ячеистым куполом, близки по типу одновременным постройкам Ирака (мавзолей Зубейды в Багдаде).

Хамадан. Гомбеде Алавийан, XII в. с перестройкой в 1309—1316 гг. План, резной стук
22. Хамадан. Гомбеде Алавийан, XII в. с перестройкой в 1309—1316 гг. План, резной стук
Исфахан. Мечеть-усыпальница айванного типа в Гарладане, 1315 г.
23. Исфахан. Мечеть-усыпальница айванного типа в Гарладане, 1315 г.

Гомбеде Алавийан в Хамадане (около 1315 г.) с богатым стуковым декором интерьера построен в стиле XIV в., но узорная кирпичная кладка и резная терракота фасада удерживают приемы сельджукского периода; звездчатые в плане угловые башенки придают постройке своеобразие (рис. 22).

В архитектуре мемориальных сооружений этого времени, как и в мечетях, использован айван — некоторые усыпальницы укрываются в глубине сводчатого зала. Таковы Пири-Бакран в Линджане (30 км к юго-западу от Исфахана) и айван с качающимися башнями в Гарладане на западной окраине Исфахана (рис. 23). Памятники имеют общие черты в формах и конструкциях: оба покрыты сводами на поперечных арках и заключают в стенах галереи; надгробия помещаются в нише в глубине здания. В Пири-Бакране они отделены решеткой; проем айвана впоследствии был закрыт до уровня пят стеной. Стены в нижних частях сложены из дикого камня, вверху — из обожженного кирпича. Изысканный декор в обоих памятниках включал глазури и резной расписной стук, пострадавший от времени. Надписи в разных частях Пири-Бакран содержат даты от 1299 до 1312 гг. Айван в Гарладане относится примерно к 1315 г. Позднее на углах портала поставили два небольших минарета, которые могут быть приведены в движение.

При этом они раскачиваются в такт. Секрет подвижной конструкции Гарладана неизвестен, но она находит аналогии в качающемся столбе Татева (Армения, X в.).

Султание. Мавзолей Олджейту Ходабенде, 1305—1313 гг. Общий вид, план
24. Султание. Мавзолей Олджейту Ходабенде, 1305—1313 гг. Общий вид, план

Мавзолеи Газан-хана (1295—1305 гг.) и султана Олджейту Ходабенде (1305—1313 гг.) в Султании вместе с мечетью Али-шаха в Тебризе составляли три крупнейших сооружения Ирана всех времен. Олджейту Ходабенде, взойдя на престол, почти немедленно приступил к сооружению собственной пышной усыпальницы. Замысел сооружения, видимо, в какой-то мере был подсказан формами усыпальницы Газан-хана, ныне не существующей (предположительно она имела вид мощной многогранной башни). Это октогональный зал поперечником 24,5 м. Стены толщиной до 7 м прорезаны нишами и заключают две галереи. Арки нижней галереи по одной на каждой стороне выходят внутрь здания, проемы верхней из трех арок (средняя более широкая) открываются наружу (рис. 24). Здание завершал карниз на кронштейнах и сталактитах. По углам здания стояли восемь стройных минаретов, окружавших бирюзовый купол.

Симметрию объёма нарушает пристроенная с юга усыпальница, вероятно добавленная в процессе постройки: Олджейту склонялся одно время к шиизму и задумал перевезти в свою столицу из Кербелы прах имамов Али и Хусейна — для них-то и предназначалась пристройка. Исходя из этого замысла был выполнен первый вариант декора зала: облицовка из шлифованного кирпича, по которой вставками голубой глазури многократно повторено имя Али, а осевые ниши заполнялись богатым орнаментом с резной терракотой, полосками глазури синего и голубого тонов, резной глазурной мозаикой. Спустя некоторое время правитель вернулся к суннизму. Убранство здания в связи с этим было изменено: на высоту 4 м зал огибает панель из голубой глазури, над ней по алебастровой штукатурке нанесена роспись в форме отдельных медальонов, повторяющих мотивы книжной иллюминации.

Стены внешней галереи и её плоские декоративные своды покрыты резным стуком по цветному фону, тимпаны входов и арок фасада — глазурями. Карнизы самого здания и минаретов были убраны глазурью и резной терракотой. Купол сверкал бирюзой.

Мавзолей Олджейту — выдающееся произведение зодчества как для средневекового Ирана, так и для истории зодчества в целом. Его своеобразные формы продиктованы инженерным расчетом: угловые башенки уравновешивали распор купола. Двойная оболочка купола укреплена кессонами кирпичной кладки. Можно предположить, что зодчий был знаком с конструкцией оболочки купола мавзолея султана Санджара в Мерве, где уже были предусмотрены подобные крепления.

Истекшие столетия сильно отразились на здании — рушились минареты, обнажилась конструкция купола, осыпался и потускнел декор.

Сохранившиеся три небольших медресе Исфахана и Йезда относятся ко второй половине XIV в. Четырехайванное медресе Имами в Исфахане (1354 г.) включает небольшое число построенных в два этажа худжр и квадратную купольную мечеть позади южного айвана. Боковые айваны двора слабо выявлены и неглубоки, лишь северный занимает всю ширину корпуса. Айваны и фасады двора облицованы глазурной мозаикой (из мечети, возможно, происходит мозаичный михраб, который находится в Государственном музее искусств в Нью-Йорке).

Дошедшие до нас в руинах караван-сараи в Сине близ Исфахана (1130 г.) и близ Маранды (1300—1335 гг.) обнаруживают единую систему планировки — прямоугольник (в Сине почти квадрат) солидных стен с полукруглыми вдоль стен и круглыми на углах башнями. Окружавшие двор помещения имели, видимо, более легкую конструкцию, так как от них не осталось и следов. Большое внимание к архитектуре караван-сараев обнаруживается в формах входа, имевшего в Сине вид шестиугольного вестибюля под сталактитовым куполом.

При Музаффаридах, в первой половине XIV в., была построена баня в Йезде, напротив соборной мечети. Их разделяет крытая куполами улица. Здание представляет собой серию связанных посредством узких изогнутых переходов купольных залов квадратного и восьмиугольного плана с нишами. За вестибюлем следуют раздевальня, две массажных, зал с теплым бассейном и парильня. К залам примыкают цистерны с горячей и холодной водой. Свет поступает через отверстия в куполах. К дальнему углу здания пристроено женское отделение (эти комнаты при надобности могут соединяться с основным комплексом).

Предположительно к монгольскому периоду относится мост между Марагой и Зинджаном на закругленных быках из тесаного камня с арками из обожженного кирпича и дополнительными пропускными тоннелями.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)