Архитектура Ирана XVI—XVII вв.

Глава «Архитектура Ирана XVI—XVII вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


В начале XVI в. произошло политическое объединение страны в государство Сефевидов. Сефевидская держава была конгломератом племен, в среде которых политическая инициатива принадлежала азербайджанской кочевой знати. Феодальный род Сефевидов происходил из Ардебиля, города в южном Азербайджане. Первые шахи этой династии Исмаил I (1501 — 1524 гг.) и Тахмасп I (1524—1576 гг.) избрали столицей Тебриз.

При сефевидах строились и отчасти сохранились роскошные дворцовые павильоны. Развитие торговых отношений с соседними странами вызвало усиленное строительство мостов и караван-сараев, в эту эпоху особенно многочисленных и монументальных.

Из ранних построек XVI в. заслуживают внимания исфаханский мавзолей Гаруни Вилайя с превосходными мозаиками (1512 г.), соборная мечеть в Савэ, где использован старый прием поперечных арок (северо-западный айван и вытянутые боковые залы по обе стороны главного купола на юго-западной стороне); строили мечеть каменщик Сад ибн Мухаммед Кадук из Иезда, мастер Хаджи ибн Мир Хаджи из Кума. При шахе Тахмаспе возведены стены Тегерана и Мешхеда.

К концу XVI в. войны с османской державой и узбекскими ханствами, народные восстания и феодальные междоусобицы привели государство к упадку.

Шах Аббас I (1587—1629 гг.), опиравшийся в своих действиях на иранскую знать, добился централизации государства (в него вошли Афганистан, включая Кандагар, Азербайджан, восточные Армения и Грузия), укрепил его границы, содействовал развитию торговли. Прокладывались новые дороги, на них строились караван-сараи и цистерны. Укреплялись экономические и политические связи с европейскими государствами, в частности с Россией, куда шли шелка, оружие, сухие фрукты и откуда вывозились меха, кожи, медь, железо и другие товары. Правление Аббаса I было кульминационным пунктом в истории сефевидской империи.

Именно тогда расцвела во всех своих характерных чертах архитектура сефевидского времени. Экономический подъем благоприятно отразился на развитии городов. В 1597—1598 гг. столица была перенесена в Исфахан, заново отстроенный шахом Аббасом. К середине XVII в. город занимал до 38 км в окружности, насчитывая до 600 тыс. жителей.

Сефевидские зодчие были большими мастерами компоновки плана зданий — четкого, пропорционального, удобного и вместе с тем похожего на кружево изощренной декоративностью рисунка. Объемные формы и конструкции целесообразны и рациональны. На основе достижений предыдущих столетий разработан ряд красивых и практичных форм. Архитектура этого времени масштабна, покоряет плавными линиями, заключает нерасчлененные пространства.

Новое в архитектуре выразилось скорее в трактовке масс и объемов, чем в принципах конструкции и композиции. По-прежнему господствует двойной купол. Пересекающиеся арки в качестве несущей опоры главного купола были отвергнуты, вероятно, потому, что купол и барабан были при этом слишком легки и стройны. Эстетические идеалы выражались в помпезных и массивных объемах. Однако зодчие редко прибегали к элементарным формам обычных тромпов, предпочитая систему щитовидных парусов или нарядный каскад сталактитов. Паруса позволяли покрывать помещение плоской скуфьей плавно очерченного профиля — такое решение интерьера наиболее отвечало вкусам эпохи, тогда как снаружи здание завершалось монументальным внешним куполом хороших пропорций. Профиль купола имеет слегка выраженное луковичное очертание. Купол велик, даже грузен, но его закрывает вблизи высокий парадный портал с парой стройных минаретов по бокам. Формы портала простыло композиции, без членения на панно — это простая обрамляющая арку и плоскости тимпанов рама.

Подчеркнутое величие, массивность, масштабность объемов уравновешиваются утонченной изысканностью декора и декоративной трактовкой деталей. Фасад и интерьер покрыты глазурью. Аббас I почти целиком заменил резные мозаики изразцами в сочетании с неполивным кирпичом и майоликой. Гамма красок расширяется, включая зеленые, желтые, отчасти фиолетовые и коричневые тона. Красочность в архитектуре доведена до апогея. Сефевиды, не довольствуясь характерным для тимуридских зданий лазоревым куполом, ввели в облицовку крупный и яркий растительный узор с огромными завитками, что придает постройкам особенно праздничный и подчеркнуто парадный вид. Айваны завершаются полукуполом глазурных сталактитов.

Другой, не менее красивый прием завершения айвана противоположен первому по трактовке: место опускающейся сверху друзы сталактитов занимают плавно и упруго расцветающие вверх пучки щитовидных парусов, увенчанные плоской звездчатой чашей расцвеченного мозаикой полукупола. В этом варианте предельно ясно и наглядно выражена идея работы конструкции, где нагрузка покрытия упруго растекается по ячеям сетки и собирается на угловых опорах. Эта система парусов, разделенных как бы сплетенными в красивую сетку нервюрами, получила в Средней Азии название сложно-щитовидных или корзинчато-сетчатых. Такие паруса применяются не только на айванах, но и в помещениях — вестибюле, проходах, галерее (но не в главном зале). В их декоре, как и в системе сталактитов, матовая фактура кирпича может сочетаться с глянцевым мерцанием глазурей.

Идеалом в зодчестве эпохи были грандиозные масштабы, крупные объемные массы, а вместе с тем блестящий и красочный декор, изящные и разнообразные детали.

Шах Аббас I проводил колоссальную строительную программу. Его деятельность характеризуется градостроительными мероприятиями широкого размаха, какого еще не знала история средневекового Ирана. Шах Аббас строил город Ашраф на Каспийском море, перестраивал свою летнюю резиденцию Шираз, но особое внимание уделял Исфахану. Сущность сефевидской школы познается лучше всего на памятниках Исфахана. Комплекс Мейдане-Шах дает почти исчерпывающее понятие об архитектуре эпохи.

Исфахан. План города в середине XIX в.
29. Исфахан. План города в середине XIX в.: А — Мейдане-Шах; Б — территория дворца; В — базар; Г — цитадель; Д — пригород Джульфа; Е — Чор-Баг; 1 — Месджиде-Шах; 2 — мечеть Лотфолла; 3 — Соборная мечеть; 4 — мечеть Али; 5 — Али-Капу; 6 — Чехель-Сотун; 7 — Хашт-Бехишт; 8 — Зеркальный павильон; 9 — Хафт-Даст; 10 — медресе и караван-сарай Мадери-Шах; 11 — мост Марнун; 12 — мост Аллаверды-хана; 13 — акведук; 14 — Поле-Хаджу
Исфахан. Площадь Мейдане-Шах. План
30. Исфахан. Площадь Мейдане-Шах. План: 1 — базар; 2 — Месджнде-Шах; 3 — мечеть Лотфолла; 4 — Али-Капу

Аббас I, задумав сделать Исфахан столицей империи, перенес центр города на 1,5 км к югу от сельджукской территории (рис. 29). Центром столицы стала гигантская регулярная площадь Мейдане-Шах 510—165 м, вытянутая с севера на юг. Она была обнесена аркадами, за которыми приютились лавки (рис. 30). Вдоль аркад росли деревья и по мощеным камнем каналам текла вода. Центральная часть площади служила для парадов, церемоний и игры в поло. На севере площадь замкнута огромным базаром с караван-сараями, медресе, банями и мечетями. Через базар крытая улица ведет к сельджукскому городу и его центру Мейдане-Кухна со старой соборной мечетью. К южной стороне площади примыкает главная мечеть города — Месджиде-Шах, или Шахская мечеть. С запада раскинулись шахские сады и дворцовые павильоны, с восточной — мечеть Лотфолла.

В полукилометре к западу от площади была прорезана отделенная садами прямолинейная магистраль Чор-Баг, главная артерия нового города. По обе ее стороны разбита шахматная сетка улиц с каналами и обилием зелени. Магистраль делилась на три аллеи с посаженными в восемь рядов платанами и тополями и живой изгородью из кустов жасмина. Под деревьями, по выложенным ониксом каналам, бежала вода. Аллея опускалась к югу ступенями. Вдоль нее тянулись мощенные цветными плитками, украшенные резным мрамором и оживленные фонтанами пруды. По обе стороны аллеи стояли дворцы придворных в окружении садов, отделенных от нее лишь аркадами. Аллея тянулась на 1650 м к югу, пересекая реку Зандеруд по мосту Аллаверды-хана и далее на 3 км к загородным садам Хазор Джериб.

Путешественники описывают Чор-Баг цветущим садом. Давно уже нет дворцов, прудов с рыбками и фонтанов, но стоят еще кое-где старые деревья, дополняемые новыми посадками. Поддерживается и озеленяется площадь Мейдане-Шах — свидетельство смелых градостроительных мероприятий той отдаленной поры. Идея создания озелененной аллеи-эспланады, по существу, общественного парка, с раскрытым вдоль нее пространством была смелой и совершенно новой для того времени. Самый замысел грандиозного регулярного городского ансамбля не находит себе равных в градостроительной практике Ближнего Востока. Исфахан того времени был огромным городом с колоссальным числом общественных зданий. Шардэн называет 162 мечети, 48 медресе, 1802 караван-сарая и 273 бани.

Здания, окружающие площадь Мейдане-Шах, дают понятие об архитектурной композиции времени Сефевидов.

Месджиде-Шах — самая большая и эффектная из мечетей своего времени. Необходимость ориентации на Мекку вызвала асимметричную относительно площади постановку здания (рис. 31). Трудная задача соединения с площадью решена с выгодой для плана и ансамбля мечети, которая обращена к площади в живописной перспективе, открывая взору величественные порталы, минареты и купола. Традиционный дворовый план соборной мечети здесь значительно изменен. Двор вытянут в поперечном направлении. Боковые галереи уступили место двум побочным дворикам с цветником (вдоль каждого из них проведен канал, питающий три водоема) и двум залам. По обе стороны главного купола лежат продольные двухнефные залы с плоскими куполами на октогональных пилонах (по три в каждом зале). В этом решении нашел развитие прием планировки, отмеченный уже в мечетях XIV в. (соборная мечеть в Йезде).

Исфахан. Месджиде-Шах, 1612—1630 гг. План Исфахан. Мечеть Лотфолла, 1603—1618 гг. Внутренний декор купола
31. Исфахан. Месджиде-Шах, 1612—1630 гг. План 32. Исфахан. Мечеть Лотфолла, 1603—1618 гг. Внутренний декор купола

Четыре айвана по осям двора по-прежнему составляют основу композиции. Фасады отражаются в зеркале центрального водоема. Ниша входного портала завершается сталактитовым полукуполом; его арка, обрамленная жгутом на двух мраморных базах, поднимается на 27,5 м. По углам портал фланкирован минаретами с деревянными фонарями на сталактитовом венце. Все поверхности и грани сталактитов сверкают глазурью мозаик. Створки дверей покрыты апликацией ажурного серебра. Каллиграф Али Риза проставил в надписи фриза свое имя и дату — 1616 г. Под углом в 45° вперед выступают боковые крылья со сталактитовыми завершениями лоджий; продолженные парой стенок-экранов, они образуют перед фасадом курдонер с водоемом. Купольный вестибюль ведет во двор, где высится портал мечети с минаретами и нишей, покрытой полукуполом на системе щитовидных парусов. Через огромную арку льется обильный свет в зал с облицованным глазурями куполом и украшенным майоликами и мрамором михрабом. Интерьер двух боковых залов (каждый под восьмью куполами) и фасады дворов одеты глазурями.

Постройка мечети начата в 1611 г. зодчим Абуль Казимом, но некоторые части доделывались в 1630 г. Кроме Али Риза над ее украшением работали и другие каллиграфы. Мечеть ремонтировалась и обновлялась в первой половине XVIII в. и XX в.

На восточной стороне Мейдане-Шах выросла нарядная мечеть Лотфолла (1603—1618 гг.), служившая собственной капеллой шаха Аббаса. Она также стоит вполоборота к площади и связана с нею коридором; невысокий портал (без минаретов) позволяет видеть великолепный купол спокойных и благородных пропорций, с крупным узором на фоне кофейного оттенка. Это редкий для своего времени образец купола с одинарной оболочкой. Он опирается внутри на восемь обрамленных жгутом арок (четыре из них сведены к углам сомкнутым сводом). Над арками паруса поддерживают кольцо прорезанного окнами барабана диаметром 12,8 м. Орнаментальные решетки пропускают рассеянный свет, отраженный в глазури мозаик и майолик. Орнамент купола состоит из серии медальонов, образующих как бы ячеи сети (рис. 32). Мечеть Лотфолла уступает Шахской мечети по размерам, но ее убранство не менее изысканно и богато. Ее декор выполнил Мухаммед Реза ибн-Хусейн из Исфахана, а надписи — каллиграф Али Реза.

В Исфахане сохранилась лишь малая доля дворцов, построенных Сефевидами.

Исфахан. Али-Капу, XV—XVII вв. Общий вид, деталь интерьера
33. Исфахан. Али-Капу, XV—XVII вв. Общий вид, деталь интерьера

Дворец Али-Капу сложное по функциям и содержанию сооружение (рис. 33). По структуре и по смыслу названия (в переводе означает «Высокие ворота») — это парадная арка входа в обширный дворцовый ансамбль с размещенными в саду павильонами. В то же время здание включает ряд помещений, где располагались приближенные и гвардия, канцелярия, судилище и т. п. Иными словами, это было средоточие власти, символ государства. Население считало ворота Али-Капу священными — створки дверей, по преданию, были вывезены из мавзолея Али в Кербеле; на пороге Али-Капу находили убежище и право неприкосновенности осужденные. В основе здания лежит постройка XV в., к которой в то время примыкали тимуридские сады; при Аббасе I (около 1598 г.) она была расширена и надстроена. На оси здания лежит вестибюль с куполом на тромпах, украшенных золоченым рельефным орнаментом и росписью с изображением цветущих деревьев. Над вестибюлем помещается сводчатый аудиенц-зал (в стенах и парусах этого зала вырезаны фигурные ячейки для фарфора), а перед ним — талар, галерея с расписным потолком на деревянных колоннах. С галереи шах наблюдал за игрой в поло и любовался широкой панорамой окрестностей города. Стены аудиенц-зала и расположенных над ним маленьких комнат были украшены живописью.

За Али-Капу простирались сады, окруженные стеной длиной около 6 км (частично уцелели). Из дворцовых павильонов сохранились Чехель Сутун, Хашт-Бехишт и Талар Ашраф. Из них наиболее известен Чехель Сутун — «Сорок колонн» (1590 г.). Его портик в действительности имеет 20 колонн (14,6 м высотой со сталактитовыми капителями) и дощатый потолок чинарового дерева. Посреди портика устроен водоём с фонтаном, а четыре колонны по углам водоема опираются на мраморные базы в форме львов. В глубине портика лоджия завершается тронной нишей; ее сталактитовый полукупол и грани колонн покрыты зеркальной мозаикой, потолок украшает роспись. Лоджию фланкируют два зала. Позади ее замыкает поперечный аудиенц-зал под тремя куполами; его торцы затенены боковыми портиками. Стены аудиенц-зала украшены сюжетной живописью и майоликовыми плитками. Купола сохраняют свой первоначальный яркий расписной орнамент с ультрамарином, пунцовой и зеленой краской. Портик павильона, некогда завешенный портьерами, ныне отражается в зеркале водоема.

Исфахан. Дворцовый павильон Хашт-Бехишт, XVII в. План, внутренний вид
34. Исфахан. Дворцовый павильон Хашт-Бехишт, XVII в. План, внутренний вид
Исфахан. Майоличное панно из дворцового здания
35. Исфахан. Майоличное панно из дворцового здания

Другой павильон, Хашт-Бехишт, построенный около 1670 г. и перестроенный в конце XIX в., отличается затейливой композицией, построенной на комбинации в плане октогональных фигур (рис. 34). Центральный зал освещается фонарем на сталактитовых парусах. Тимпаны арок фасада украшены майоликой. При шахе Аббасе II был возведен трехайванный Талар Ашраф, где повторяется старый прием конструкции свода на поперечных арках; интерьер павильона богато расписан.

Дворцовая архитектура синтезирует различные виды изобразительного искусства; живопись; многоцветную майолику на прямоугольных плитках, составляющих целые сюжетные сцены (их действие обычно происходит в саду) (рис. 35); объемную скульптуру в форме баз для колонн. Так, в Зеркальном павильоне (он стоял на южном берегу Зандеруда) четыре средних колонны портика опирались на кариатиды, сгруппированные по четыре.

С дворцовой архитектурой неразрывно связано садово-парковое искусство, возведенное почти в культ. Сад с тенистыми деревьями, цветами, прудами и текущей во-дой символизировал рай на земле. Образ цветущего сада прочно вошел в поэзию, изобразительное и прикладное искусство. Сефевидские сады известны по описаниям путешественников, миниатюрам и сохранившимся образцам, которые, впрочем, значительно изменились. В их рисунке царили порядок и симметрия: оси прямоугольного плана выделялись главными аллеями, на их пересечении в центре парка возвышался дворцовый павильон. Космогоническая идея разделенной на четыре части вселенной с горой в центре нашла кое-где выражение в искусственной насыпи, позволявшей из центра сада охватить глазом его пространство. Вдоль главных аллей по каналам струилась вода; пруды и фонтаны освежали воздух. В зеркале прудов, наполненных водой вровень с берегами, отражались деревья и колоннады киосков. Очертания водоемов разнообразны и прихотливы — от квадрата и прямоугольника до креста, октогона и сложных многолопастных форм, напоминающих медальоны книжного переплета (но редко круглые). Сады на склоне холмов понижались террасами и с каждой террасы по каналам сбегала каскадами вода. По обе стороны каналов опускались ступеньками дорожки. В садах были разбросаны киоски, фонтаны и пруды. Самый большой водоем находился в центре сада, у дворца. Бассейны были выложены мрамором; иногда пруд и канал облицовывались лазурными изразцами, придававшими окраску кристально чистой воде.

Очерченное главными аллеями пространство делилось сеткой на прямоугольники и каждый был занят посадками фруктовых деревьев одного сорта — абрикосовых, гранатных, фисташковых, миндаля, фиги, вишен, слив, виноградника и т. д. Границы посадок обрамлялись рядами тополей, платанов. Между деревьев и вдоль аллей высаживались цветы — лилии, нарциссы, тюльпаны, мальвы. Среди деревьев особенной любовью пользовался кипарис, изображаемый в миниатюре, коврах и тканях, среди цветов — розы. Сады населяли декоративные животные и птицы: лани, фазаны; в прудах плавали утки и лебеди. Сад окружала стена из сырцового или обожженного кирпича, иногда декорированная изразцами или сталактитами.

Замечательные сады Исфахана известны, к сожалению, только по описаниям путешественников. Образцом сефевидского сада был сад Хазор Джериб к югу от Исфахана размером 1000 × 700 шагов. В него вели трое ворот, а по углам стояли нарядные башни для голубей. Вода из выложенного камнем главного канала падала каскадами в бассейны каждой нижней террасы.

На четвертой террасе находился большой восьмиугольный водоем, а на возвышениях по обе его стороны — два меньших. В глубине сада на скрещении аллей стоял открытый на четыре стороны двухэтажный дворцовый павильон с уютными угловыми комнатами.

Эшреф. Парк XVII в. План
36. Эшреф. Парк XVII в. План

Особенно часто упоминается очевидцами заложенный Аббасом в 1612 г. парк и дворец в Эшрефе, на побережье Каспийского моря. В результате дополнений в XVIII в. здесь возникла целая система садов и дворцовых построек (рис. 36); из них главные — Баги-Шах (около 450×200 м), Баги-Чашме (около 450 × 130 м) и Баги-Сахиб-Земан — опускаются террасами. Осевые аллеи тянутся вдоль каналов, образующих систему каскадов; в стороны отходят боковые дорожки. Посреди Баги-Шаха устроен огромный квадратный водоём. Между этим садом и Баги-Чашме на искусственном возвышении лежит Баги-Тепе, откуда открывается вид на окрестности. Павильоны Сахиб-Земан и Чашме, как это часто делалось в сефидских садах, стоят над водоёмами. Баги-Сахиб-Земан смыкается с гаремом. Во многих постройках сохранились остатки настенной живописи — пейзаж, эротические сцены, нимфы.

При Сефевидах, особенно Аббасе I, производилось обновление, расширение и украшение ансамбля гробницы имама Реза в Мешхеде. В то время к Старому двору были подведены торжественные эспланады с каналом по оси, построено медресе на северной стороне этого двора и т. д. При шахе Исмаиле был вызолочен по медной облицовке купол гробницы.

Дополнялись и перестраивались многие более ранние мечети. В частности, старая соборная мечеть Исфахана получила ряд дополнений (залы западной части); были заново оформлены юго- и северо-западный айваны двора. Их гипертрофированные сталактиты с крупным узором изразцов на фоне обожженного кирпича — самые крупные из существующих. Формы, неотразимые по своей логике, свидетельствуют о математическом расчете, пространственном геометрическом мышлении и эстетическом совершенстве. Они кажутся не громоздкими, а упругими, даже воздушными, чему способствует мягкая игра красок изразцовых вставок и кирпича.

Мешхедская мусалла в 1 км от города — самая большая и красивая в Иране (см. рис. 27). Построенная в конце XVII в., она все еще славится превосходным качеством глазурных мозаик работы Ходжи Шуджа из Исфахана. Надписи, выполненные известным каллиграфом Мухаммедом Хусейном из Мешхеда, содержат дату 1676—1677 гг. Укрывающая михраб арка портала фланкирована двумя сводчатыми залами, игравшими роль контрфорсов, в этих залах молились женщины.

Мешхед. Мавзолей Ходжа Раби, XVII в. План, ниша фасада
37. Мешхед. Мавзолей Ходжа Раби, XVII в. План, ниша фасада
Исфахан. Медресе и караван-сарай Мадери-Шах, 1706—1914 гг. План
38. Исфахан. Медресе и караван-сарай Мадери-Шах, 1706—1914 гг. План

Мавзолеи получали в плане общий контур октогона, усложненного по углам нишами и дополнительными камерами. Наиболее ранняя и значительная из таких построек — мавзолей Ходжа Раби, возведённый в 1622 г. в 6,5 км к северу от Мешхеда (подновлен в 1672 и 1707 гг.) с серией двухъярусных арок по фасаду (рис. 37). Пример постройки более правильных очертаний — мемориальное сооружение Кадам Гах близ Нишапура (1643, 1680 гг.), по соседству с которым покоится прах Хафиза.

Позднее произведение сефевидского периода, медресе Мадери-Шах в Исфахане, появилось уже в 1706—1714 гг. (рис. 38). Тем не менее ему свойственны благородство форм и пропорций, спокойное величие масс, богатство многоцветных мозаик. Монументальный портал входа связан окованной серебром дверью с октогональным вестибюлем, где под куполом устроен бассейн для омовений. Двор с длинным зеркалом водоёма обступили в два этажа кельи. Мечеть с порталом напротив входа сходна с Шахской мечетью, но уступает ей размерами. Внутренний купол, покоящийся на системе щитовидных парусов, украшен орнаментом с тройной системой завитков, поразительно напоминающих мозаики купола Скалы в Иерусалиме (видимо, прототип рисунка был общим). По синему фону высокого внешнего купола нанесен крупный желтый растительный узор — это третий в Исфахане купол с узорной оболочкой. Внешний фасад медресе, обращенный к Чор-Багу, расчленен двумя ярусами арочных ниш. С другой стороны медресе разместился большой караван-сарай того же имени и времени строительства.

При Сефевидах окончательно сформировался архитектурный тип караван-сараев, в ту эпоху особенно монументальных. Композиция этих утилитарных сооружений продумана и решена с таким совершенством, которое выдвигает их в ряд особенно ценных достижений зодчества Ирана. Им свойственны солидные размеры, ясная и детальная прорисовка симметричного плана, принципы которого были четко установлены. Двор с четырьмя айванами по осям окружен комнатами для приезжих. Здание огибает галерея для вьючных животных, освещенная через отверстия в сводах. Такое расположение, изолируя стойла от комнат, обеспечивает в то же время животным прохладу. Погонщики размещались в глубоких нишах вдоль галереи. Галерея и двор сообщаются проходами по углам здания.

Решение плана в углах, обычно с поворотом галереи под 45°, особенно эффектное и разнообразное, придает зданию индивидуальный характер. Единственный вход отмечен большим порталом. Круглые башни на углах глухой внешней стены содействовали обороне дорожных караван-сараев. Конфигурация плана, прямоугольная с квадратным или почти квадратным двором, иногда заменялась восьмиугольной, при этом четырехайванная схема двора сохранялась. Посреди двора, под землей, укрывалась цистерна с запасом воды — ее плоская кровля служила перроном при формировании караванов. Круглые купольные цистерны ставились обычно вне здания — напротив или близ входа.

Караван-сарай Дехи-бид. План
39. Караван-сарай Дехи-бид. План

От XVI—XVII вв. остались великолепные образцы этого типа зданий, размещенных на караванных путях на расстоянии дневного перехода от города и друг от друга. Караван-сарай Майар, построенный при шахе Исмаиле (1502—1524 гг.), занимает 89 × 82 м. Вдоль фасада тянется крытая галерея базара с мечетью на одном конце, чайной и пекарней — на другом. Галерея раскрывается у входа караван-сарая боковыми крыльями. Караван-сараи Амин Абад на пути из Шираза в Исфахан времени Аббаса I, Хане Хурра и ныне разрушенный Дехи-бид были построены в форме октогона (рис. 39).

Караван-сарай Мадери-Шах времени Аббаса II в 45 км к северо-западу от Исфахана, размером 77,5 × 87,5 м, был предназначен для посольств. Высокопоставленные гости — представители двора или дипломатических посольств — останавливались также в. ныне несуществующем караван-сарае Чехель-Ессие. Его план отличался изысканным рисунком: угловые башни заменены по переднему фронту круглыми камерами, внутренние дворики решены в форме вытянутого октогона по обе стороны входа.

Караван-сарай Шебли к юго-востоку от Тебриза, XVII в. План, разрез
40. Караван-сарай Шебли к юго-востоку от Тебриза, XVII в. План, разрез

Специфична архитектура караван-сараев, рассеянных на горных дорогах. Их планировка и конструкции были обусловлены в первую очередь заботой о сохранности тепла, поэтому постройка заглублялась в землю и свет поступал через защищенные ажурными колпаками отверстия в куполах. Среди горных караван-сараев, обычно небольших и несложных по планировке, выделяется размерами (50 × 46 м) и архитектурными достоинствами караван-сарай Шебли у перевала того же имени к юго-востоку от Тебриза. Он построен, по-видимому, после Аббаса I, хотя по обычному типу городских и равнинных ханов дворового плана, но тем не менее целиком покрыт сводами (рис. 40). Более комфортабельные угловые помещения были отведены для путников, погонщики же размещались в нишах галереи. Центральный зал предназначался для группировки караванов. Цоколь выложен из тесаного известняка, выше идет кирпичная кладка. Пазухи сводов выровнены дополнительными сводчатыми конструкциями, что исключает размыв кровли осадками и создает защитный тепловой заслон. В портале входа над дверью устроена лоджия.

В сефевидский период процветает и мостостроение. Мосты того времени необычайно монументальные, кроме обычных утилитарных задач имели еще и парадное назначение, являясь местом развлечения и прогулок. Вершина иранского мостостроения — столичные мосты Исфахана, переброшенные через Зандеруд. Оба они служат плотиной. Мост Аллаверды-хана длиной 295 м и шириной 13,75 м покоится на 33 арках; его полотно тянется между двух высоких стен, защищающих караваны от ветра. Арки дают выход на внешние галереи, отделенные от пыльной дороги — там пешеход мог насладиться прохладой от воды и отдохнуть в павильонах, украшенных живописью во времена Аббаса I.

Исфахан. Мост Поле-Хаджу, XVII в. Общий вид
41. Исфахан. Мост Поле-Хаджу, XVII в. Общий вид

Тот же замысел был развит в мосте Поле-Хаджу (1642—1667 гг.), где искусство мостостроения достигло кульминации (рис. 41). Этот мост-плотина поднимает уровень воды верхнего бьефа на 2 м. Полотно шириной 26 м на 21 арках пролегает между двух обрамленных аркадами пешеходных дорожек; посредине и на концах моста построены нарядные павильоны. Внутренние лестницы ведут в нижний ярус, где средние устои открывают перспективу уходящих вдаль арок и сводов. Острые волнорезы разделяют поток, сбегающий по ступеням нижнего бьефа. Старый Лондонский мост и Понте Веккио во Флоренции тоже имели надстройки различного назначения, но Поле-Хаджу единственный в мире из сохранившихся мостов подобного типа.

Крупные караван-сараи обрастали пристройками — лавками, чайными и т. д. В большом караван-сарае Мадери-Шах размещены углубленные в землю цистерна и баня (XVII в.). Маленькая баня того же времени устроена в шахском саду Фин близ Кашана.

Цистерны, или об-амбары, строились не только на дорогах, но и в городах, так как уровень снабжавших город водой надземных каналов — ганатов сильно колебался. Цистерны, наполняемые с весны, содержали от нескольких десятков до сотен кубометров воды. Так, цистерна Хадшим-Харум в Кашане сефевидского времени (возможно, более ранняя) может вместить 1700 м3. Различаются два типа цистерн: круглые купольные и прямоугольные со сводами или куполами на пилонах. Для вентиляции цистерн возводились башни-ветроуловители бодгиры.

К концу XVII в. вновь наступил экономический упадок. Государство ослабло политически, его устои подтачивались народными восстаниями. В 1721 г., воспользовавшись освободительным восстанием афганского племени гильзаев, в Иран двинулись афганские войска из Кандагара. В 1722 г. пал Исфахан. Иранские города и села упорно сопротивлялись афганцам, некоторые из них не сдались до конца (Иезд). Опираясь на народное сопротивление, полководец Надир-кули из Мазандерана восстановил независимость страны и в 1736 г. провозгласил себя шахом.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)