Архитектура Турции XII—XIII вв.
Глава «Архитектура Турции XII—XIII вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Бородина И.Ф.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969
Интенсивное строительство сельджуков в Малой Азии развернулось в XIII в. Сооружения того времени свидетельствуют о вполне сложившихся типах гражданских и культовых зданий. На их планировке и внешнем облике сказались архитектурные традиции соседних государств — Ирана, Армении, Византии, Сирии. Из дворцовых сооружений до нашего времени сохранились лишь немногие руины, которые все же позволяют представить себе общий характер таких построек сельджуков. Как правило, они ставились на холме или высокой платформе и состояли из нескольких монументальных зданий.
5. Конья. Дворец Клыч-Арслана, 1156—1192 гг. 434 |
Дворец Клыч-Арслана II (1156— 1192 гг.), расположенный на холме Ала-ед-Дин в Конье, включал несколько сооружений. Зафиксированные в начале XX в. руины одного из них (теперь разрушены) свидетельствуют о монументальности здания (рис. 5). Оно было сложено из кирпича; глухие высокие стены нижней части здания придавали ему вид крепости. Однако фасад по второму этажу был прорезан широкими и узкими арочными проемами, которые вели на окружающий здание балкон, покоящийся на массивных консолях. Стены этого высоко поднятого над землей помещения были облицованы майоликой.
В 1949 г. были раскопаны руины дворца Ала-ед-Дина Кей-Кубада (1227—1235 гг.) в центральной части города Кубадабада. Он состоял тоже из нескольких построек, включавших комнаты и большие залы. Там же на вершине холма сохранились остатки каменных стен маленького дворца, облицованных майоликой, одинаковой по цвету и узорам с глазурями дворца в Конье. Монументальны руины двух небольших резиденций сельджукской знати в окрестностях Кайсери — Хайдарбея (1252 г.) и Хизир Ильяса (1241 г.). Здания, сложенные из кирпича и блоков камня, имели вид замков.
На караванных путях возводились укрепленные одноэтажные ханы трёх типов: перекрытые целиком, с внутренним двором, либо с двором и крытым залом. Интерьер небольших караван-сараев представлял собой прямоугольное помещение с рядами колонн или столбов, на которые опирались арки и своды; сверху устраивалась плоская кровля. Вокруг центральной части, нередко перекрытой куполом со световым фонарем, отводились места для животных, а ближе к стенам, где были сделаны скамьи и очаги — для людей. Таков Сусуз-хан (середина XIII в.) на дороге из Антальи в Бурдур (рис. 6). Здание сложено из каменных блоков; его углы и фасады были укреплены башенками-контрфорсами. Портал, со сталактитовой нишей, украшала сплошная резьба по камню.
В ханах второго типа портал, размещенный на продольной оси, вел в открытый прямоугольный двор. Вокруг двора располагались сводчатые галереи и помещения для товаров и фуража, конюшни, комнаты с каминами для постояльцев. В середине двора ставилась маленькая открытая купольная мечеть-киоск на четырех арках. Чаще всего строились большие караван-сараи. К противоположной входу стороне двора такого хана примыкал крытый прямоугольный зал, вход в который также оформлялся порталом. Сводчатое перекрытие зала покоилось на колоннах или столбах, а в его центральной части устраивался световой фонарь. Ханы возводились из рваного камня; фасад, столбы и арки облицовывались тесаными каменными блоками.
6. Караван-сараи XIII в. 1 — между Коньей и Аксараем. Султан-хан, 1229 г. Общий вид, интерьер, портал во дворе, план; 2 — между Антальей и Бурдуром Сусуз-хан. План; 3 — между Антальей и Коркудели. Эвдир-хан. План; 4 — Исхакли-хан. Мечеть во дворе |
Эвдир-хан (1210—1219 гг.) на пути Анталья — Коркудели состоит из прямоугольного двора, окруженного двумя рядами сводчатых галерей. Здесь нет крытого зала (рис. 6). Киркгоз-хан (1236—1246 гг.) на дороге из Антальи в Бурдур отличается от Эвдир-хана тем, что галереи и комнаты расположены по продольным сторонам двора, а в торце — узкий сводчатый зал. Интересна планировка Алара-хана (1231 г.), где двор имеет вид открытого коридора, застроенного по продольным сторонам комнатами. Эта центральная часть окружена галереями, а вдоль наружных боковых стен проходят узкие коридоры, перекрытые по всей длине одним стрельчатым сводом.
Особой монументальностью и размером характеризуются караван-сараи с двором и примыкающим к нему залом. Самый ранний из сохранившихся ханов с такой планировкой — Кизилвиран (1207 г.) на дороге Конья — Бейшехир. По продольным сторонам его двора располагались не галереи, а по четыре больших и глубоких сводчатых ниши.
Интересно решение портальной части в виде приставленного прямоугольного объёма, прорезанного по оси сводчатым входным проёмом. С одной стороны от въезда находилось квадратное помещение, а с другой — мечеть, открывающаяся в три стороны арками.
7. Между Коньей и Аксараем. Султан-хан, 1229 г. Майолика михраба и фрагмент портала |
Очень выразительна архитектура одинаковых по планировке караван-сараев Палаз-хана (1236 г.) на пути из Кайсери в Сивас и Султан-хана (1229 г.) на дороге Конья — Аксарай. В Султан-хане (рис. 6) по продольным сторонам вытянутого двора слева располагались комнаты, а справа — галерея. Ее украшенные резьбой арки и своды опирались на мощные столбы. В центре двора стояла небольшая, тоже сложенная из каменных блоков мечеть. Она имела форму высокой квадратной в плане башни, поставленной на четыре массивные и широкие арки. Поверхность стен и арок украшала резьба по камню, а михраб — расписная майолика (рис. 7). К торцовой, противоположной входу, стороне двора примыкало обширное крытое помещение для товаров. Входной портал был украшен глубокой и разнообразной резьбой по камню. Толстые стены, мощные столбы, кладка из больших каменных блоков придавали громадному зданию (116,9 × 61,75 м) монументальность. У Сасадин-хана (1236 г.) вблизи Коньи, состоящего из двора с галереями и прямоугольного крытого зала, необычное расположение входа — с боковой стороны. Иначе, чем в других караван-сараях, решена и декоративная обработка портала: вместо пышной резьбы применено сочетание различного по цвету камня. Чередуются полосы из гладких плит синего и белого мрамора.
Общественные бани (каплыджа, хаммам) были широко распространены в Турции, как и на всем Востоке. Помимо своего функционального назначения, они служили своеобразным местом для отдыха и дружеских бесед. Чаще бани имели два идентичных по планировке отделения — мужское и женское (сдвоенные бани), которые, как правило, смыкались продольными стенами. Строились бани одинарные, работавшие посменно. В каждое отделение входило три помещения, с постепенным повышением температуры в них. Помещение, расположенное за входом, камеджах — с мраморным полом и часто с фонтаном в центре предназначалось для раздевания. За ним находился согуклик, где посетители привыкали к теплу, отдыхали, им делали массаж. Последний зал для мытья строился восьмиугольным с нишами по периметру, в которых находились краны с водой. Из ранних известны каплыджа в Илгине (1236 г.) и Абид Челеби (1283—1338 г.), стены которых сложены из рваного камня, а купол и своды — из кирпича.
Из культовых зданий в сельджукский период возводились многочисленные мечети, медресе и мавзолеи. Мечеть строилась в виде большого прямоугольного многоколонного зала, иногда с двором перед ним, обнесенным только стеной и без галерей по периметру. Первоначально залы перекрывались плоскими кровлями на деревянных колоннах. В провинциях такие покрытия мечетей сохранялись и в XIV в. Примером может служить мечеть Махмуд-бея (1366 г.) в Касаба близ Кастамону, в которой деревянные столбы, балки и потолок покрыты росписью. Однако уже с XII в. каменные колонны или столбы стали соединять арками, продолжая делать деревянное перекрытие. Как правило, в кровле, в центре или ближе к входу, оставляли квадратное отверстие или возводили световой фонарь. Под ним устраивали фонтан, например, в мечетях Улу-джами в Эрзуруме (1179 г.) и Хуанд в Кайсери (1237 г.). Уже с XII в. заметна тенденция подчеркивать композицией мечети направление на Мекку. Это достигалось расширением интерколумний двух средних рядов колонн (мечеть Улу-джами в Эрзуруме, 1179 г., Улу-джами в Афоне, 1272 г.) и возведением небольшого купола над предмихрабной частью (мечеть Дани-шменд Улу-джами в Кайсери, 1140 г.).
8. Мечети. 1 — Конья. Мечеть Ала-ед- Дина, 1156—1220 г. Общий вид (фото Ю. Яралова), план; 2 — Дивриги. Мечеть Улу-джами, 1229 г. План; 3 — Нигде. Мечеть Ала-ед-Дина, 1224 г. План |
Среди сохранившихся ранних мечетей наиболее значительная мечеть Ала-ед-Дина в Конье (1156—1220 гг.) (рис. 8). На ее обнесенной каменными стенами территории неправильной прямоугольной конфигурации находятся собственно мечеть, два мавзолея и небольшое кладбище. Мечеть занимает всю южную половину сооружения и как бы расчленена на три части. Центральное пространство перед михрабом перекрыто куполом, опирающимся через арки на столбы, а вокруг него — сводами. Боковые части разделены рядами аркад на мраморных колоннах, протянутых параллельно михрабной стене. Они держат деревянные перекрытия с земляной кровлей. Купол мечети двойной; переход к внутреннему куполу от квадрата осуществлен с помощью своеобразного карниза из треугольных плоскостей. Внешний шатровый купол сложен из камня и поставлен на барабан. Два каменных мавзолея во дворе мечети центрические, многогранные в плане, по типу башенных мавзолеев Азербайджана, один из них — тюрбе Клыч Арслана — имеет шатровый купол. Минарет построен в XIII в. Мечеть поставлена на невысоком холме; её длинные каменные фасады придают зданию суровую монументальность. Возвышающийся над ними купол подчеркивает протяженность стен и в то же время служит центром объемной композиции здания, которая получила с возведением минарета и необходимый высотный акцент, и живописную асимметричность.
Небольшие вкрапления резьбы по камню украшают входные порталы мечети и мавзолеев. В интерьере мечети декор сосредоточен в михрабной части. Стена вокруг михраба и карниз под куполом облицованы мозаикой мастером Омером Юсуфом из Хараджа. Мраморный михраб имеет вид небольшого портала, капители колонок по его бокам и верх украшены сталактитами. В архитектуре интерьера мечети основную роль играют ряды колонн и аркад, которые подчеркивают размеры помещения и создают пространственную перспективу.
С середины XII в. наряду с мечетями с плоской кровлей стали возводить и мечети со сводчатыми перекрытиями. В таких зданиях значительно уменьшается количество столбов, расширяется центральный неф, часть которого перекрывается куполами. В мечети Ипликчи в Конье (1162 г.) столбов, несущих своды, 12, а по оси помещения возведено три сферических купола. В мечети со спиральным минаретом в Амасье (1237—1247) и Хаджи Кйлинч в Кайсери (1250 гг.) расширен центральный неф. В мечети Ала-ед-Дина в Нигде (1224 г.) (рис. 8) всего восемь столбов, по два в ряд; пространство перед михрабной стеной перекрыто тремя куполами, а остальное — сводами. Эта мечеть интересна и тем, что ее интерьеры, как и фасады, облицованы тесаным камнем. Портал украшен резьбой. Переход к двум полусферическим куполам и третьему восьмигранному осуществлен с помощью сталактитовых тромпов. Монументальна каменная архитектура интерьера. Массивные стрельчатые арки, поверхность которых обработана в виде строенных валиков, опираются на низкие столбы. Только тромпы, михраб и стена вокруг него украшены резьбой; остальные поверхности оставлены в гладком камне, крупные блоки и фактура которого придают интерьеру торжественность и суровость.
Одна из выдающихся мечетей сельджукского периода — Улу-джами в Дивриги (1229 г.) (рис. 8). Прямоугольная в плане, она состоит из двух частей; собственно мечеть занимает большую часть площади с севера, с юга размещена Дарю’ш-Шифа, где раздавали лекарства. Мечеть перекрыта сводами и куполами, опирающимися на 16 колонн, которые в XVIII в. были облицованы камнем и получили восьмигранную форму. Главный вход находится в северной стене против михраба; эта ось подчеркнута значительным расширением интерколумний двух средних рядов колонн. Предмихрабная часть перекрыта самым высоким куполом на тромпах; снаружи он имеет пирамидальную форму, а внутри разделен двенадцатью тягами, опускающимися от вершины. В центре мечети находится фонтан. Резной мимбар из эбенового дерева выполнен мастером Ахмедом, сыном Ибрагима из Тифлиса. Второй вход в мечеть расположен с запада, а .третий, находившийся с востока, позже был превращен в окно.
Михраб и порталы украшены резьбой по камню, различной по характеру выполнения, композиции и орнаментике. Мелкие, в основном геометрические узоры на западном портале скомпонованы в П-образные бордюры, обрамляющие входную нишу с трехлопастной аркой. Расположение и стиль декора перекликаются с убранством азербайджанских, среднеазиатских и иранских памятников. Резьба северного портала совершенно иного художественного характера. Между крупными цветами и листьями оставлены большие гладкие плоскости камня. Поверхность узоров мелко проработана в технике, напоминающей гравировку по металлу. Стоящие по бокам портала две изящные колонны с сильно развитыми сталактитовыми капителями, какие часто встречаются лишь у деревянных колонн, поддерживают гофрированные столбы, переходящие в гладкую округлую тягу. Портал перегружен разнохарактерными деталями. Манера выполнения резьбы имеет общее с декором михраба в мечети Алавийан в Хамадане (вторая половина XII в.). Традиционная по планировке мечеть характеризуется своеобразием и разноплановостью своего декора, в котором, видимо, проявилась индивидуальность мастеров из разных стран. Известно, что строил мечеть зодчий Хуррем-шах из Ахлата.
В XIV в. появляется новый тип мечети с квадратным в плане интерьером, перекрытым одним большим куполом, и со сводчатым портиком перед главным фасадом (мечеть Давгандос в Карамане). Он послужил прототипом для архитектуры мечетей Османского государства. Портиками стали оформлять входы и у некоторых многокупольных мечетей (мечеть Акчасар в Карамане и Улу-джами в Бигди).
Медресе сельджукского периода, обычно прямоугольные в плане, строились двух типов в зависимости от климатических условий: центральный двор или оставался открытым, или перекрывался куполом со световым фонарем. С трех сторон двора или крытого зала располагались худжры, а в торцовой, противоположной входу, — дарсхана и мечеть. В некоторых медресе находились захоронения их основателей.
Медресе Сирчали в Конье (1243 г.), построенное мастером Мехмедом сыном Османа из Туса, симметрично в плане (см. рис. 11). Худжры перекрыты крестовыми сводами и выходят проемами в галерею, открывающуюся во двор стрельчатой аркадой. Свое название медресе получило по облицовке глазурованными кирпичами (сирча), образующими геометрические рисунки, мозаикой и майоликой; разнообразными орнаментами и надписями покрыты все дворовые фасады. Каменный входной портал украшен глубокой резьбой.
9. Конья. Каратай-медресе, 1252 г. Общий вид (фото Ю. Яралова), портал, интерьер | |
10. Конья. Индже-минар, 1258 г. Портал, общий вид (фото Ю. Яралова) | |
11. Конья. 1 — Каратай-медресе, 1252 г. План; 2 — Индже-минар, 1258 г. План; 3 — Сирчали-медресе, 1243 г. План |
Каратай-медресе (1252 г.) в Конье — несимметричного плана, прямоугольного очертания, в середине с большим квадратным двором, перекрытым куполом (рис. 9, 11). Портал, сдвинутый к углу фасада, ведет в купольный зал, соединенный с центральной частью. С противоположной от входа стороны к ней примыкают два квадратных в плане помещения дарсхана и мечети, разделенных глубоким айваном. Переход к куполам этих угловых залов и двора осуществлен через паруса из треугольных плоскостей. В центре двора находится фонтан, над которым в куполе устроен световой фонарь. Интерьеры медресе щедро украшены майоликой с разнообразным орнаментом; ею покрыты панели, арки, стены айвана, паруса и купола. Фасады здания облицованы блоками камня, а портал — белым и синим мрамором. Несколько необычно объемное решение входной части здания. Главную роль играет массивный купол, а не низкий портал, который в других сооружениях делался более высоким и трактовался как самостоятельный объем. Портал украшен крупным орнаментом в виде разнообразной плетенки; рисунок обрамления арки ниши и ее тимпанов уже встречался в оформлении дворового фасада в мечети Ала-ед-Дина в Конье.
Медресе Индже-минар в Конье (1258 г.) аналогично Каратай-медресе по планировке, с той лишь разницей, что входное купольное помещение расположено на оси здания (рис. 10, 11). Переход от стен к куполам из кирпича в угловых дарсхана осуществлен с помощью карниза из треугольных плоскостей, а в центральном зале-дворе — в виде оригинальных турецких парусов из таких же плоскостей. Под фонарем в куполе в середине двора находится фонтан. Интерьер центрального зала облицован глазурованными кирпичами, образующими геометрические узоры. Каменный портал медресе представляет собой собрание разнообразных резных узоров, включающих растительные, орнаментальные мотивы и эпиграфику, которая здесь преобладает. Резьба разноплановая — от слегка выступающей над плоскостью до почти горельефных деталей. При постройке медресе в его композицию была включена ранняя однокупольная мечеть, минарет которой возвышается в фасадной части.
Хатунийе-медресе, или Чифте-минарели, в Эрзуруме (1253 г.) с внутренним двором, в планировке и внешнем облике имеет своеобразные черты. Его прямоугольный двор окружен с трех сторон двухэтажными галереями с худжрами за ними, прерывающимися по осям четырьмя высокими айванами. К айвану, расположенному напротив входа, примыкает 12-гранный мавзолей с коническим куполом. Необычна композиция портала: над его углами возвышаются два минарета. Подобные порталы имеют одноименное медресе и Гёк-медресе в Сивасе (оба 1271—1272 гг.). Слегка выступающие боковые части портала трактованы как мощные устои для двухъярусных минаретов, поверхность которых обработана в виде вертикальных сомкнутых валиков и облицована изразцами. Резьба по камню на портале сведена до минимума: неширокий орнаментальный бордюр обрамляет его среднюю часть, внизу боковых устоев размещено по геральдическому картушу, ниша завершена сталактитами, а остальная часть портала выполнена из гладких каменных блоков.
Композиция портала с двумя минаретами в сельджукских сооружениях наблюдается только в городах на востоке государства, где были особенно сильны связи с Ираном. То же можно сказать и о планировке медресе с четырьмя айванами на осях. На архитектуру интерьеров и мавзолея оказало влияние зодчество Армении и Азербайджана. Об этом свидетельствуют полуциркульные арки, тонкие столбы, поддерживающие крещатые своды галерей, оформление входов в худжры арочками на сдвоенных полуколоннах, обработка фасадов мавзолея полуциркульными арками в форме жгутов. В величественных интерьерах каменная кладка умеренно оживлена резными вставками вокруг окон, по абрису ниш айванов и арок галерей, на столбах. В орнаментике переплелись мотивы и Закавказья и Среднего Востока.
От медресе Чифте-минарели в Сивасе сохранился лишь фасад. Средняя часть его каменного портала, покрытого довольно плоским резным геометрическим орнаментом, обведена с трех сторон фризом из нескольких рядов сталактитов. В отличие от использования на Среднем Востоке полос неглубоких сталактитов в виде горизонтальных карнизов, здесь они применены для обрамления. Входная ниша завершается сталактитами.
В Гёк-медресе ряд худжр по бокам открытого двора прерывался в середине айванами. Перед худжрами проходила аркада на колоннах. В центре двора находился фонтан. Все айваны и угловые дарсхана сводчатые; куполом перекрыты только мечеть в фасадной части и симметрично ей расположенный зал. Купол мечети покоится на парусах из треугольников и покрыт глазурованными кирпичами, от которых здание получило свое название. Так же облицованы двухзвенные минареты портала, а сам он выполнен из мрамора и украшен резьбой. На боковых частях портала орнамент крупный. Средняя часть обрамлена сталактитами, как в медресе Чифте-минарели, и узоры на ней более измельчены. Интересно введение рельефного изображения головы животного. Портал имел определяющее значение в объеме сооружения с гладкими фасадами, скрывающими своды; он был единственным высотным акцентом.
Гёк-медресе в Токаде (1275 г.) — двухэтажное здание с внутренним двором, окруженным галереями.
В Амасье сохранилась одна из ранних психиатрических больниц Мелике Йилдыз-хатун (1309 г.), построенная по дворовому типу медресе. Только место худжр занимают палаты в виде длинных сводчатых галерей.
Сельджуки для большинства своих усыпальниц заимствовали планировку и формы башенных мавзолеев Азербайджана и Армении. Многогранные или цилиндрические каменные объемы поставлены на невысокое квадратное в плане основание, перекрыты шатровым или коническим куполом, который в интерьере имеет полусферическую форму. Здания отделывались резьбой по камню.
Восьмигранный мавзолей Мелик Гази в Киршехире (1250 г.) перекрыт коническим куполом. Мавзолей Дёнёр в Кайсери (1276 г.) замечателен резным декором (рис. 12). Его 12-гранный объём обработан в виде слегка выступающей из плоскости аркады, мотив которой повторен на коническом куполе. Поверху многогранник опоясан резной орнаментальной полосой и сталактитовым карнизом; разноплановая резьба заполняет стены.
В мавзолее Худабенд-хатун в Нигде (1312 г.) среди геометрических и растительных орнаментов вкраплены рельефные изображения птиц, оленей и кентавров.
12. Мавзолеи. 1 — Кайсери. Мавзолей Дёнёр, 1276 г. Общий вид, план, разрез; 2 — Терджан. Мавзолей Мама-хатун, XIII в. План, разрез | |
Своеобразны планировка и облик мавзолея Мама-хатун в Терджане, построенного архитектором Муфаддалом из Ахлата (рис. 12). Сооружение состоит из собственно усыпальницы башенного типа, окруженной кольцом каменной стены диаметром 13,15 м. С внутренней стороны в стене устроено 12 стрельчатых ниш, в некоторых из них находятся захоронения. Слева от входного портала в украшенной резьбой и сталактитами нише помещен фонтан, а симметрично ему справа от портала — лестница, которая ведет на верх стены. Поверхности стены и ниш облицованы гладкими каменными плитами; входной портал декорирован резным геометрическим орнаментом и эпиграфикой, ниша завершена сталактитами. В центре вымощенного каменными плитами двора на невысоком основании стоит каменный мавзолей, имеющий в плане очертания восьмилепестковой розетки. Оригинальна форма мавзолея в виде башни из сомкнутых полуцилиндров. Коническому куполу снаружи придана едва ощутимая гофрированность, соответственно абрису стен.
В интерьере эта форма выявлена еще резче, внутреннее пространство ограничено расположенными по кругу сомкнутыми полуциркульными нишами, продолжающимися в гофрах купола. Стыки ниш и гофр подчеркнуты тягами, которые, начинаясь от пола, смыкаются в вершине купола. Захоронения находятся в склепе под полом мавзолея.
Каменное здание и снаружи, и внутри почти лишено декора. Резьба применена только для обрамлений четырех маленьких стрельчатых окон; гладкие тяги — валики — разделяют полуцилиндры. Поверхность купола снаружи украшена слегка выступающей аркатурой. Мавзолей не нуждался в убранстве — его архитектурный строй и без того достаточно выразителен и декоративен.
Комплекс необычен по планировке, структуре окружающих его стен. Та же композиция встречается в Диван-хане (XV в.) — мемориальном сооружении — дворцового ансамбля в Баку. В архитектуре самой усыпальницы заметно влияние зодчества Армении.
Среди сельджукских мавзолеев встречаются и построенные из кирпича в виде глубоких айванов, оформленных порталом, но они малочисленны. Таковы мавзолеи Гемеч-хане в Конье и эмира Явташа в Акшехире (оба XIII в.).
В зодчестве сельджуков явственно проступают строительные традиции, воспринятые у сопредельных народов. Они проявляются и в планировке, и в архитектурных формах, и в декоре. Вот почему так разнохарактерны подчас внешний облик однотипных зданий, их конструкции и орнаментика. Однако в процессе освоения этого культурного наследия вырабатывались свои приемы и начали складываться традиции, на которых основывалось развитие архитектуры Турции в последующие века.
Добавить комментарий