Архитектура Турции XIV—XV вв.

Глава «Архитектура Турции XIV—XV вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Бородина И.Ф.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


В первые годы существования Османского государства, в период войны с Византией, большое внимание уделялось фортификационным сооружениям. Расширялись и ремонтировались старые крепости, строились новые. Особенно мощные крепости были возведены в районе Константинополя. В конце XIV в., захватив византийские земли и выйдя к морю, Баязид II построил на азиатском берегу Босфора Анатоли-хисар (рис. 13). Окруженный мощными стенами с переходами и галереями, хисар имеет три круглые в плане башни и сооружение в виде замка с высоко поднятой квадратной частью, укрепленной более низкими башнями. Поставленный у самой воды, грозный форпост Османского государства очень живописен благодаря асимметричности композиции и выразительности архитектурных форм.

Стамбул: Еди-Куле, 1455. Общий вид Стамбул: Анатоли-хисар, конец XIV в. Общий вид
13. Стамбул: 1 — Еди-Куле, 1455. Общий вид; 2 — Анатоли-хисар, конец XIV в. Общий вид
Стамбул. Румели-хисар, 1452 г. Общий вид, план
14. Стамбул. Румели-хисар, 1452 г. Общий вид, план

Крепость Румели-хисар (рис. 14), возведенная в 1452 г. на европейском берегу Босфора против Анатоли-хисар всего за четыре месяца, отличается от него своим характером. В ней нет замка, а вся территория защищена более грандиозными стенами с башнями. Крепость неправильной, прямоугольной конфигурации вытянута вдоль пролива и занимает площадь 250 × 125 м. Стены по продольным сторонам высотой 5 м, по торцовой 3 м, толщиной 7 м и башни сложены из щебневого камня и завершены зубцами. Две круглые особенно мощные башни фланкируют стены с запада, со стороны суши, третья, 12-гранная, стоит в середине восточной стены у берега пролива. Высота северо-западной башни 28 м при диаметре 23,8 м, а восточной — 21 м при диаметре 26,7 м. В крепости пять ворот, двое главных находятся в северной и восточной стенах. По верху стен за зубцами шли широкие дорожки для стражи и бойцов. Внутри крепости размещались легкие строения и небольшие укрепления. Монументальные стены, ощетинившиеся зубцами, массивные и высокие башни делали неприступным это стратегическое сооружение с воды и с суши.

В крепость Еди-Куле (см. рис. 13), построенную в 1455 г. у Стамбула, были включены оставшиеся византийские укрепления. Стены толщиной 5 м и высотой 12 м объединили семь башен, четыре из которых были возведены вновь.

В ранний период, в XIV—XV вв., турецкие архитекторы во всех видах построек использовали достижения своих предшественников, в первую очередь обращаясь к сооружениям сельджукского периода. Они заимствовали вместе с типами сооружений характерные для них планировку, традиционную композицию, декор.

В Бурсе, ранней столицё Турции, ханы строились по схеме сельджукских караван-сараев, прямоугольных в плане с большим двором в середине. Однако они были большей частью двухэтажными. В первом этаже находились складские помещения, стойла для скота, а иногда и лавки, чего не было, например, в среднеазиатских караван-сараях. Во втором этаже размещались жилые комнаты. Вход в хан оформлялся порталом, дворовые фасады — двухэтажными сводчатыми галереями, членение которых соответствовало расположенным за ними помещениям. Комнаты второго этажа открывались на фасады окнами. Особенность ханов составлял бассейн в центре двора, с купольным восьмигранным киоском над ним.

Ханы Бурсы строились из кирпича, чередующегося с неотесанными булыгами камня; их неоштукатуренные фасады имели характерный и эффектный вид. Старейшие ханы Бурсы — Эмир-хан (1339 г.), Ипек-хан (рынок шелка), построенный султаном Челеби Мехмедом, и Гейви-хан (оба XIV в.) — сохранились лишь фрагментарно. В лучшем виде дошли Коза-хан и Фидан-хан.

Бурса. Караван-сарай Коза-хан, 1489 г. Общий вид двора Бурса. Караван-сарай Коза-хан, 1489 г. План, разрез
Стамбул. Караван-сарай Кюркчу-хан, 1467 г. План Бейшехир. Бедестан Эшрефоглу, XIV в. План
15. Караван-сараи. 1 — Бурса. Коза-хан, 1489 г. Общий вид двора, план, разрез; 2 — Стамбул. Кюркчу-хан, 1467 г. План 16. Бейшехир. Бедестан Эшрефоглу, XIV в. План
Бурса. Бедестан, 1405 г. План, разрез
17. Бурса. Бедестан, 1405 г. План, разрез

Коза-хан (1489 г.), зодчего Пулата Шах-оглу Абдулали, функционирует и сейчас как рынок и деловой центр. Он построен по образцу ранних караван-сараев; во дворе находится небольшая восьмиугольная купольная мечеть с фонтаном (рис. 15).

Из-за тесной городской застройки ханы Стамбула, сохраняя традиционную структуру с внутренним двором, получали часто многоугольные очертания плана. Во дворах редко устраивали бассейны. Строились ханы в два-три этажа, комнаты верхних по фасаду нередко выносились над улицей на консолях, как это делалось и в жилых домах. Таков Чухаси-хан (XV в.).

Некоторые стамбульские караван-сараи планировкой и обликом отличаются от сельджукских. Двухэтажный Кюркчу-хан (1467 г.), занимающий площадь 130 × 65 м, имеет план неправильного многоугольника (рис. 15). Он состоит из двух дворов, окруженных купольными галереями на каменных столбах, за которыми находятся худжры. Окна второго этажа выходят на фасад. Здание сложено из щебневого камня; купола и арки второго двора выполнены из кирпича.

Часто ханы строились как вакуфные владения мечетей. Так, Ипек-хан в Бурсе обеспечивал средствами Зеленую мечеть, Коза-хан и Пиринч-хан (1507) в Бурсе — мечеть Баязида II в Стамбуле.

Своеобразный, чисто турецкий тип сооружений — бедестаны (крытые рынки). Правда, в Средней Азии хотя и редко строились многокупольные тимы — пассажи, но их планировка была иной: вокруг центральной части группировались мелкие сводчатые помещения и проходы. Видимо, широкое распространение крытых рынков в Турции было вызвано суровыми климатическими условиями. Первоначально они предназначались для торговли тканями, а затем их стали использовать для продажи и других ценных товаров, например ювелирных изделий.

Бедестаны строились в районе торговых рядов — араста, представлявших собой улицы, часто перекрытые сводами и застроенные по обеим сторонам лавками. Композиция и планировка рынков была заимствована у мечетей с многокупольным покрытием на столбах. Ранний бедестан Эшреф-оглу в Бейшехире (XIV в.) имеет шесть куполов, опирающихся на стены и два столба в центре зала, по периметру он обстроен сводчатыми лавками (рис. 16); рынок в Тире (1397 г.) перекрыт восемью куполами на трех столбах, в Бурсе (1405 г.) (рис. 17) и в Эдирне (1418 г.) — четырнадцатью на шести опорах. Их архитектура проста; различаются они только размерами, от которых зависело увеличение количества опор и куполов. Окна устраивались в перекрытии или в стенах. Особенность бедестанов Бурсы — неоштукатуренные интерьеры, в которых кладка из камня и кирпича играла определенную художественную роль.

Анкара. Бедестан Махмуд-паши, 1465 г. План
18. Анкара. Бедестан Махмуд-паши, 1465 г. План
Бурса. Баня Орхан-бея, 30-е годы XIV в. План, разрезы (реконструкция)
19. Бурса. Баня Орхан-бея, 30-е годы XIV в. План, разрезы (реконструкция)
Бурса. Бани: 1 — Эски Каплыджа, 1389—1511 гг. План, интерьер, разрез; 2 — Мехкеме. План, разрез
20. Бурса. Бани: 1 — Эски Каплыджа, 1389—1511 гг. План, интерьер, разрез; 2 — Мехкеме. План, разрез

В крытом рынке Махмуд-паши в Анкаре (1465 г.) план несколько развит — прямоугольный сильно вытянутый зал, перекрытый десятью куполами на четырех столбах, окружен сводчатым коридором с лавками по обеим сторонам (рис. 18).

В Турции, как и на всем Востоке, были широко распространены общественные бани. Баня Орхан-бея в Бурсе (30-е годы XIV в.) состояла из двух отделений — мужского и женского (рис. 19). Каждое из них включало крытые куполами помещения: зал для раздевания, для отдыха перед мытьем и для мытья.

Баня Эски Каплыджа в Бурсе (1389—1511 г.), сложенная из кирпича и камня (рис. 20), первоначально состояла из согуклика и парильни. В отличие от других турецких бань в ней есть круглый бассейн диаметром 7,3 м с водой из горных естественных лечебных источников. Интересен интерьер парильни, восьмиугольный в плане с небольшими полукруглыми нишами на диагональных осях. Бассейн окружен аркадой на восьми колоннах, на которой покоится купол. В начале XVI в. к входному фасаду было пристроено большое прямоугольное в плане помещение для раздевания. Для перекрытия была применена система купола и полукуполов, разделенных арками. Из-за особенностей рельефа пристроенная часть имела цокольный этаж, где находились конюшня, харчевня и лавки.

Ранние турецкие дворцы, построенные в Бурсе и Эдирне, не сохранились. По сведениям современников в хисаре Бурсы большую территорию занимал сад с бассейнами и фонтанами, где стоял дворец — огромное здание с мраморными колоннами.

Стамбул. «Чинили-Кёшк», 1472 г., архитектор Кемаль-ед-Дин. Общий вид, план
21. Стамбул. «Чинили-Кёшк», 1472 г., архитектор Кемаль-ед-Дин. Общий вид, план

В Стамбуле после завоевания, в 1454—1458 гг. Мехмед I построил на Сенатской площади (ныне Университетская) деревянный дворец, погибший от пожара. Его называли Старым дворцом в отличие от Нового, построенного Мехмедом в 1475—1478 гг. Новый дворец состоял из ряда живописно разбросанных в парке зданий и павильонов. От него уцелело лишь одно из зданий XV в. — двухэтажный «Чинили- Кёшк» (1472 г.), построенный архитектором Кемаль-ед-Дином и названный «фаянсовым павильоном» за глазурованную облицовку (рис. 21). В цокольном этаже располагались службы. Двухъярусная галерея вдоль главного фасада пристроена позже. Сводчатые айваны в центре главного и боковых фасадов ведут в крестовый в плане купольный зал. По центральной оси за ним находится комната, пятигранным фонарем выступающая из плоскости фасада, а в угловых частях здания расположены прямоугольные залы. Абрисом плана павильон напоминает планировку Зеленой мечети в Бурсе. Для перекрытия помещений широко использованы купола на тромпах и турецких парусах, система купола и полукупола — приёмы, характерные для строительства мечетей. Айваны и стены в интерьере облицованы разноцветными мозаиками, в которых растительные орнаменты сменяются надписями.

В начальный период существования Османского государства мечети по сельджукской традиции строились двух типов с многокупольным покрытием на столбах и однокупольные. Первая планировка вскоре перестала использоваться в культовом зодчестве.

Бурса. Мечеть Орхан-бея, 1339 г., переделка 1417 г. Общий вид
22. Бурса. Мечеть Орхан-бея, 1339 г., переделка 1417 г. Общий вид
Мечети. 1 — Бурса. Мечеть Орхан-бея. Фасад, разрез, план: 2 — Бурса. Зеленая мечеть, 1413—1421 гг., архитектор Ходжи Иваз. План; 3 — Изник. Зеленая мечеть, 1379—1393 гг., архитектор Ходжи сын Мусы. Планы
23. Мечети. 1 — Бурса. Мечеть Орхан-бея. Фасад, разрез, план: 2 — Бурса. Зеленая мечеть, 1413—1421 гг., архитектор Ходжи Иваз. План; 3 — Изник. Зеленая мечеть, 1379—1393 гг., архитектор Ходжи сын Мусы. Планы

Одна из ранних мечетей — Орхан-бея в Бурсе (рис. 22, 23) возведена в 1339 г., в в 1417 г. она подверглась переделке. Восприняв от сельджуков тип крытой куполом мечети, турки усложнили план. Весь северный главный фасад занят купольной арочной галереей, откуда двери ведут в небольшой вестибюль. Из него попадали в прямоугольный зал, вытянутый по оси север — юг и разделенный аркой на две части, каждая из которых была перекрыта куполом. Пол южной половины зала, где находится михрабная ниша, приподнят на три ступени. Широкие арочные проемы из северной части зала ведут в расположенные справа и слева от него комнаты, предназначенные для казия (судьи). Интересно, что мечеть совмещала религиозные и гражданские функции.

Зелёная мечеть (Иешиль-джами) в Изнике (1379—1393 гг.), построенная архитектором Ходжи сыном Мусы, имеет несколько упрощенный план и состоит из зала и входной галереи (рис. 23). Галерея раскрывается на северный фасад тремя стрельчатыми проемами, из которых высокий центральный служит входом, а боковые решены как огромные окна. Арки опираются на античные колонны; их сталактитовые капители сделаны заново. В центральную арку вписан прямоугольный каменный портал с резными сталактитами, обрамляющими дверной проём. Такое решение, встречавшееся и в сельджукских медресе, придает своеобразие архитектуре фасада, так же как и непривычное сочетание прямоугольного проема со стрельчатой аркой.

Прямоугольный зал мечети разделен на две части: южная, квадратная, где находится михраб, перекрыта куполом на 12-гранном барабане. Северная часть решена как сводчатая галерея. Две массивные колонны, на которые опираются арки, отделяют ее от подкупольного пространства. Если интерьер мечети Орхан-бея тонул в полумраке, то здесь он хорошо освещен. Окна расположены в два ряда в каждой из стен, включая и южную михрабную. Такое двухъярусное устройство окон станет впоследствии характерным для архитектуры Бурсы.

Изник. Зеленая мечеть. Минарет Бурса. Зеленая мечеть. Главный фасад
24. Изник. Зеленая мечеть. Минарет 25. Бурса. Зеленая мечеть. Общий вид, интерьер, главный фасад
Бурса. Зеленая мечеть. Общий вид Бурса. Зеленая мечеть. Интерьер
Бурса. Зеленая мечеть. Фрагменты облицовки михраба
26. Бурса. Зеленая мечеть. Фрагменты облицовки михраба

Над северо-западным углом зала мечети возвышается минарет; он цилиндрический, невысокий и состоит из двух частей: массивной нижней, с тяжелым сталактитовым карнизом с балкончиком и более тонкой, с шатровым навершием (рис. 24).

Для облицовки мечети уже применен камень — серый известняк на фасадах, белый мрамор и розовый конгломерат в интерьерах, белый мрамор на основании минарета, и только его ствол облицован глазурованными синими, зелеными и бирюзовыми кирпичами. Глазурь, пока еще робко введенная небольшим пятном только во внешнем облике, вскоре займет преимущественное положение в интерьерах.

Композиция и план мечети Орхан-бея повторены с небольшими изменениями в Зеленой мечети (Йешиль-джами) в Бурсе, построенной в 1413—1421 гг. архитектором Ходжи Ивазом (рис. 23, 25, 26). В ней несколько иная планировка вестибюля, над которым устроена открывающаяся в зал лоджия для правителя. Боковые помещения увеличены. Входная галерея не была достроена. Купол над северо-западной частью, примыкающей к вестибюлю, со световым фонарем, а под ним в полу устроен мраморный бассейн с фонтаном, который станет неотъемлемым элементом турецких мечетей. Переход от стен к куполам в интерьере смягчается полигональным рельефным карнизом, характерным для турецкого зодчества.

Гладкие, облицованные тесаным камнем фасады расчленены окнами, наличники которых покрыты кружевом резного орнамента. Особенно пышно, в сельджукских традициях, украшен растительным узором и надписями каменный входной портал со сталактитовым сводом, выполненным мастером Ильяс-Али оглу Али. Купола мечети, стены в интерьере на высоту 3 м, лоджия правителя и грандиозный 10-метровый михраб облицованы майоликой мастером Мех- медом Меджнуном (рис. 26).

Бурса. Улу-джами, 1394—1399 гг. Общий вид, интерьер, план, разрез
27. Бурса. Улу-джами, 1394—1399 гг. Общий вид, интерьер, план, разрез

Улу-джами в Бурсе (1394—1399 гг.)— мечеть с многокупольным покрытием (рис. 27). Просторное помещение (48,63 × 45,48 м) разделено тремя рядами колонн на квадраты; каждый из них перекрыт небольшим куполом, кроме второго от входа, где устроен фонтан. Купола поставлены на восьмигранные опорные барабаны, прорезанные оконными проемами.

Снаружи мечеть массивна; в композиции преобладает горизонтальность. Множество куполов, небольших и невысоких как бы создают второй горизонтальный объем. Купол над главным входом хотя слегка и возвышается над другими, однако не дает силуэту высотного акцента. А невысокие минареты, замыкающие главный фасад, еще больше подчеркивают протяженность здания.

Композиция интерьера отражена на фасадах, которые членятся широкими пилястрами, соединенными большими, слегка выступающими арками. Интересно сочетание на фасадах чисто турецких и византийских элементов — портальной ниши главного входа со специфическим сталактитовым конусообразным завершением с окнами, расположенными по-византийски попарно, в два яруса в каждой арке.

Этот же тип повторен в мечети Эски-джами в Эдирне (1403—1413 гг.). Только по главному фасаду проходит галерея, как в мечетях Орхан-бея и Зеленой, а зал перекрыт девятью куполами на четырех столбах; слегка возвышающийся над другими купол у входа — со световым фонарем.

Эдирне. Мечеть Уч-Шерефели, 1437—1447 гг., архитектор Кемаль-ед-дин. План
28. Эдирне. Мечеть Уч-Шерефели, 1437—1447 гг., архитектор Кемаль-ед-дин. План

Мечеть Уч-Шерефели в Эдирне (1437—1447 гг.) продолжает и развивает традиционный тип мечетей, в которых молитвенному залу предшествует обширный двор (рис. 28). Это величественное сооружение площадью 66,5 × 64,5 м состоит из вытянутого по оси запад — восток зала и обширного двора, примыкающего к северному фасаду. Фасады из тесаного камня прорезаны двумя рядами окон; входные порталы украшены вязью резных по камню надписей.

Оригинальны конструкции перекрытия зала — над его центральной частью возвышается купол диаметром 24 м на опорном барабане, прорезанном двенадцатью окнами. Он покоится на шести арках, опирающихся на столбы — два шестигранных в центре и четыре пристенных. Боковые части зала перекрыты двумя малыми куполами. Арки, которые их держат, погашают распор большого купола так же, как и два контрфорса на фасаде по обе стороны михраба.

Двор опоясывают аркады купольных галерей, а по углам возвышаются по-новому трактованные, очень стройные минареты с неповторяющейся облицовкой, играющие большую роль в силуэте здания. У северного фасада они двухъярусные, северо-восточный — трехъярусный, а четвертый, высотой 67 м, состоит из четырех ярусов, разделенных тремя балконами (отсюда и название мечети — «с тремя балконами»). В центре двора устроен фонтан.

Интересное цветовое решение арок галерей из чередующихся блоков темного и светлого камня в дальнейшем станет традиционным для турецкой архитектуры.

Двор по площади больше зала мечети, но его протяженность не доминирует в композиции. Зал и примыкающая к нему галерея одной высоты и выглядят единым массивным объемом, основным в силуэте здания. Значение этой части подчеркнуто и минаретами, более высокими, чем закрепляющие углы галерей.

Стамбул. Мечеть Эски Фатих, 1463—1471 гг., перестройка 1771 г. Общий вид
29. Стамбул. Мечеть Эски Фатих, 1463—1471 гг., перестройка 1771 г. Общий вид

Мечеть Эски Фатих в Стамбуле (1463—1471 гг.), разрушившаяся во время землетрясения, была восстановлена в первоначальном виде в 1771 г. (рис. 29). Возможно, при этом в конструкции купола зала отразились достижения XVI—XVII вв., хотя план и общая структура были продиктованы сохранившимися остатками мечети. Архитектор, взяв за основу планировку мечети Уч-Шерефели, развил ее. Молитвенный зал был увеличен почти до квадратного. Его боковые части перекрыты шестью небольшими куполами, а средняя — массивным куполом и отделенным от него аркой полукуполом перед михрабом. Здесь впервые в пространственную композицию турецкой мечети было введено сочетание купола с полукуполом, видимо, не без влияния архитектуры собора св. Софии.

В основу планировки первых османских медресе, построенных в Изнике и Бурсе.

положены планы сельджукских, где по периметру открытого двора размещались купольные галереи, а за ними худжры. Однако в них отсутствуют айваны на осях двора, а в направлении кыблы возводится купольная дарсхана, выступающая из пределов прямоугольного плана; худжры открываются окнами на фасады. Медресе строились в основном одноэтажными из кирпича и камня. От сельджукских они отличаются и более скромным декором, который очень умеренно вводился только в интерьерах; кладка на фасадах оставалась необработанной, главные входы утратили обильную резьбу по камню.

Бурса. Медресе Йилдырым Баязида, 1399 г. Общий вид
30. Бурса. Медресе Йилдырым Баязида, 1399 г. Общий вид
Бурса. 1 — медресе Йилдырым Баязида. План, разрез; 2 — госпиталь Йилдырым Баязида. План, разрезы; 3 — медресе Зеленое, 1415 г. План, разрез
31. Бурса. 1 — медресе Йилдырым Баязида. План, разрез; 2 — госпиталь Йилдырым Баязида. План, разрезы; 3 — медресе Зеленое, 1415 г. План, разрез

Одно из ранних сохранившихся медресеЙилдырыма Баязида в Бурсе (1399 г.) — характерный пример этих зданий XV в. (рис. 30, 31). Худжры расположены по продольным сторонам двора, от которого отделены аркадами сводчатых галерей. К торцовой, противоположной входу стене, как бы приставлено квадратное здание дарсханы. Интересно, что ритм аркад галерей соответствует не расположенным за ними помещениям, а входам в них, устроенным в углах худжр. В центре двора над фонтаном выстроена легкая шестигранная ротонда. И внешние, и дворовые фасады оставлены в кладке из чередующихся рядов камня и кирпича; кровля черепичная. Умерен декор интерьеров, купол дарсханы покоится на парусах из сталактитов и карнизе из треугольных призм.

Одновременно рядом с медресе Йилдырым Баязида было выстроено здание психиатрического госпиталя, которое в основном повторяет и планировку, и объёмную композицию учебного заведения (рис. 31). Оно расположено на участке с понижающимся рельефом, который придает живописность зданию. Наклонная поверхность обусловила устройство невысоких лестниц у галерей и создание ступенчатой дорожки, ведущей через весь двор от входа к купольному залу, выгодно поставленному на самом высоком месте.

Пример строительства комплекса медресе и больницы не единичен; в средневековой Турции оно было распространено, свидетельствуя о высокой культуре страны для того времени.

Аналогичную планировку и архитектуру имеют медресе Зеленое (1421 г.) и Мурада II (1426 г.) в Бурсе. Только в первом из них в середине каждой продольной стороны двора сделаны дополнительно две дарсханы одной высоты с худжрами, открывающиеся в галерею широкими арочными проемами. Большая дарсхана поставлена несколько выше уровня двора; ее купол покоится на сталактитовых тромпах и карнизе из треугольников.

Мерзифон. Медресе Челеби Мехмеда, 1414 г. Аксонометрия (реконструкция), план
32. Мерзифон. Медресе Челеби Мехмеда, 1414 г. Аксонометрия (реконструкция), план

В медресе Челеби Мехмеда в Мерзифоне (1414 г.) строители отошли от принятой схемы (рис. 32). По осям квадратного двора расположено по купольному айвану, выступающему из плоскости фасадов; один, оформленный с внешней стороны порталом, служит входом во двор. В планировке еще сохранилась связь с сельджукскими четырёхайванными медресе.

Бурса. Медресе-мечеть Мурада I, 1363 г. Фрагмент главного фасада, фасад, разрез, планы
33. Бурса. Медресе-мечеть Мурада I, 1363 г. Фрагмент главного фасада, фасад, разрез, планы

В одном из первых османских медресе в Бурсе, построенном Мурадом I около 1363 г., совмещены функции медресе и мечети (рис. 33). Здание двухэтажное, первый используется под мечеть, а во втором расположены худжры. План мечети имеет много общего с мечетями Орхана-бея и Зеленой в Бурсе. Центральное место занимает большой прямоугольный зал высотой в два этажа, он разделен на две части: первая, квадратная, перекрыта куполом на 16-гранном барабане, а прямоугольная, примыкающая к михрабу — сводом. Более развиты входные и боковые части, состоящие из нескольких небольших зал. Главный фасад оформлен двухэтажной купольной галереей. Худжры медресе расположены с трех сторон зала; они выходят во внутренний коридор, замыкающийся на юге маленькой комнатой над михрабом мечети. В северо-восточной части здания находится невысокий минарет (26,5 м). Суровость боковых фасадов смягчается двумя рядами окон. В технике строительства медресе и в некоторых архитектурных формах чувствуется византийское влияние. Первый этаж здания сложен из камня, а второй — из чередующихся рядов камня и кирпича. Купольные галереи раскрываются на боковых фасадах, как и в мечети Орхан-бея, сдвоенными, но уже стрельчатыми арками, которые опираются на колонну с капителями, заимствованными из византийских построек. В то же время планировка носит чисто турецкий характер.

Мавзолеи, получившие в Турции название тюрбе, имеют часто по сельджукским традициям многоугольные планы, однако строились и квадратные, но в их внешнем облике все больше проявляются новые специфические местные черты.

Тюрбе Чандарли Хайреддин-паши (1379 г.) в Изнике — самая ранняя из сохранившихся турецких гробниц. Она состоит из двух разных по площади, квадратных в плане помещений, каждое перекрыто полусферическим куполом на многогранном барабане. Переход к куполу в первом большом зале смягчен фризом из треугольных призм. Кладка здания выполнена из чередующихся рядов кирпича и каменных блоков. Мавзолей приземист, тяжел.

В композиции главного фасада и интерьера своеобразно трактуется симметрия: чтобы вход, оформленный небольшим колонным портиком, находился в центре, его пришлось устроить в угловой части большого помещения, а расположенное рядом окно сдвинуть с оси. В интерьере симметричны не противоположные, а смежные стены.

Во внешнем облике, как и в технике строительства, ощутимо влияние византийской архитектуры: фасад украшен двумя слегка выступающими из плоскости полуциркульными арками, применены полусферические купола, портик с колоннами.

Бурса. Зеленый мавзолей, 1421 г. Общий вид, планы, разрезы, входной портал, михраб
34. Бурса. Зеленый мавзолей, 1421 г. Общий вид, планы, разрезы, входной портал, михраб

В Зелёном (Иешиль) мавзолее Челеби Султан Мехмеда (1421 г.) в Бурсе (рис. 34), одном из выдающихся произведений архитектуры Турции раннего периода, намечается новое осмысление наследия сельджукского зодчества. Он построен по типу башенных мавзолеев восьмигранным, высотой 22,17 м. Однако завершение решено по-новому: как и в мечетях того времени слегка стрельчатый купол поставлен на восьмигранный барабан немного меньшего периметра, чем основной объем здания.

Внешние стены оформлены большой декоративной стрельчатой с плечиками аркой из камня, из него же выполнены тяги по углам и вверху стен, наличники окон, стройный входной портал, ниша которого завершена майоликовыми сталактитами. Окна, прорезанные в стенах и подкупольном барабане, освещают высокий светлый зал с надгробиями на полу. Под ним находится склеп, перекрытый низким сводом.

Название свое гробница получила за обилие изразцового убора: стены снаружи и в интерьере на высоту 3 м облицованы темно-зелеными плитками; проемы окон, арки на фасаде обведены майоликовыми бордюрами; над окнами помещены вставки с надписями. Особенно пышно украшены многоцветными изразцами с тончайшими орнаментами михраб, надгробие Челеби Мехмеда и ограждение вокруг него, выполненные Мехмедом Меджнуном.

Несмотря на традиционную сельджукскую схему, внешний облик мавзолея отличается оригинальностью, проявлением новых специфических черт. Изменился силуэт благодаря перекрытию; здание состоит как бы из двух уменьшающихся объёмов: над восьмигранником возвышается массивный барабан, плавно завершенный небольшим куполом. Портал слегка вынесен из плоскости стены, он гладкий, без пышной резьбы. В облицовке щедро применена глазурь, хотя еще по сельджукской традиции ребра здания подчеркиваются каменными тягами. Архитектура гробницы, отличающаяся хорошими пропорциями, оказала большое влияние на последующее мемориальное зодчество Турции.

Бурса. Мавзолей Мурада II, 1451 г. Общий вид (фото Ю. Яралова), интерьер
Бурса. Мавзолей Мурада II, 1451 г. План, разрез
35. Бурса. Мавзолей Мурада II, 1451 г. Общий вид (фото Ю. Яралова), интерьер, план, разрез

В Бурсе находится целый комплекс построенных из кирпича и камня мавзолеев членов семьи Мурада II и его приближенных. Наиболее интересный и оригинальный из них — тюрбе самого правителя, выстроенный в 1451 г. (рис. 35). В приземистое квадратное в плане здание, на фасадах которого кладка никак не обработана, ведет небольшой портал с севера. Только центральная часть большого зала, где лежит надгробие, перекрыта куполом на барабане, опирающемся через арки на столбы и колонны. Переход к барабану осуществлен с помощью сталактитовых тромпов. Небольшое квадратное купольное помещение с востока пристроено позже.

В период становления Османского государства в его архитектуре еще сильны традиции, воспринятые от зодчества сельджуков. Это проявляется и в планировке некоторых типов сооружений — мавзолеях, мечетях, караван-сараях, хотя уже они приобретают некоторые местные черты. Однако во внешнем облике сооружений, в их интерьерах новое, национальное проявляется с большей силой, несмотря на использование еще отдельных сельджукских и византийских архитектурных деталей. Известное влияние оказало и зодчество Азербайджана, а также Армении, чьи строители и керамисты работали в Турции. Постепенно развиваясь, обогащаясь культурными влияниями других стран, османская архитектура приобретала все большую специфичность и самостоятельность.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)