Архитектура Турции XVI—XVII вв.
Глава «Архитектура Турции XVI—XVII вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Бородина И.Ф.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969
В XVI в. с увеличением территории Османской империи, ростом её военной и экономической мощи расширяется строительство как гражданских, так и культовых сооружений. Особенно интенсивно застраивался Стамбул, ставший столицей государства. В конце XV в. ряд церквей, включая и собор св. Софии, приспосабливается там в мечети, но затем начинают возводиться новые, строятся караван-сараи, дворцы, рынки, бани.
С расширением торговли караван-сараи и бедестаны превращаются в огромные сооружения, а иногда образуют целые комплексы зданий, объединённых торговыми рядами — араста. Однако помимо увеличения размеров, ханы, построенные в период расцвета Османской империи, планом и архитектурой повторяют более ранние. Таков, например, Куршунлу-хан (1560 г.) в Галате, имеющий сильно вытянутый прямоугольный план, с узким небольшим двором (8,25 × 4,7 м) на продольной оси.
![]() |
36. Между Токатом и Сивасом. Ени-хан, кенец XVI — начало XVII вв. План |
Только Ени-хан, построенный в конце XVI — начале XVII в. на дороге между Токатом и Сивасом, не похож на всё более ранние сельджукские и османские караван-сараи (рис. 36). Он квадратный в плане и включает улицу шириной в 7,5 м, которая делила его на две части — северную и южную. Вдоль стен, выходивших на эту улицу, располагались лавки, оформленные аркадами, а высокие порталы в центре вели в помещения. Северная часть, предназначавшаяся для отдыха людей, перекрыта плоской кровлей на столбах; здесь не было худжр, а по периметру стен устроены скамьи. В южной половине находились баня, мечеть и помещение для скота и повозок. Въездные ворота на двух концах улицы образовывали выступы на фасадах. Ени-хан интересен как образец провинциального сооружения, которое выполняло функции рынка и караван-сарая. До наших дней сохранились лишь его руины.
Этот тип плана был повторен в хане Окюз Мехмеда-паши в Улукышла (1619 г.).
![]() |
37. Торговые сооружения: 1 — Стамбул. Рынок, конец XV—XVI вв. План; 2 — Эдирне. Бедестан Али-паши, 1560 г., архитектор Коджа Синан. План |
Очень своеобразен бедестан Али-паши в Эдирне (рис. 37), построенный в 1560 г. выдающимся турецким архитектором Коджа Синаном. В отличие от предшествующих многокупольных рынков, он построен по типу крытых торговых рядов — араста, в виде очень вытянутого здания длиной в 300 м. Лавки располагались по обе стороны центрального коридора, в который вело шесть входов.
Заметное влияние этого бедестана чувствуется в подобном сооружении XVI в. — араста Селимие в Эдирне архитектора Давуд-аги.
В Стамбуле недалеко от бедестана, построенного в конце XV в. при Мехмеде II, в первой половине XVI в. был сооружен традиционный по плану рынок с двадцатью куполами. Эти два бедестана стали основой стамбульского рынка площадью 30 700 м² с многочисленными араста, площадями, фонтанами, мечетями, ханами, магазинами (рис. 37).
![]() |
38. Бурса. Баня Ени-Каплыджа, 1520—1566 г. Разрез, план |
![]() |
39. Стамбул. Бани Хасеки, 1556 г., архитектор Коджа Синан. План, разрез |
Баня Ени-Каплыджа в Бурсе (1520—1566 гг.) состоит из трех помещений — раздевальни, залов для отдыха и мытья (рис. 38). Последний, восьмигранный зал, перекрытый куполом, с каждой стороны имеет прямоугольную нишу. Свет проникает сквозь небольшие отверстия, устроенные в перекрытии.
Большинство стамбульских бань — с двумя отделениями, мужским и женским, помещения которых расположены симметрично продольной оси. Таковы бани Баязида (1501 г.) и построенные Коджа Синаном Чинили (1545 г.) и Михриман (XVI в.). В банях Хасеки (1556 г.) Синан по-новому решает план здания — в виде вытянутого прямоугольника с симметрично расположенными относительно поперечной оси помещениями мужского и женского отделения (рис. 39). Залы для мытья — восьмиугольные, с четырьмя нишами и дополнительными угловыми комнатами, перекрытые куполами.
Здание сложено из кирпича, чередующегося с камнем. Торцовые фасады оформлены арочными портиками. Квадратные залы раздевален высотой в два этажа освещаются двумя рядами окон. Интересен силуэт бань, состоящих из приставленных друг к другу квадратных объемов, перекрытых куполами; низкая средняя часть сооружения, занятая помещениями для отдыха и мытья, как бы уравновешивается входными портиками такой же высоты.
![]() |
40. Стамбул. Дворец Топ-Капу, XVI—XIX вв. Ворота во второй двор, план ансамбля: 1 — входные ворота; 2 — второй двор; 3 — кухни (архитектор Коджа Синан); 4 — Старый Диван; 5 — ворота в третий двор; 6 — сокровищница; 7 — библиотека Ахмеда III; 8 — гарем: 9 — госпиталь; 10 — мечеть; 11 — Багдадский дворец |
В Стамбуле продолжалась застройка ансамбля Нового дворца Мехмеда. Там постепенно сложился комплекс, получивший в XVIII в. название Топ-Капу. Основная его планировка определилась уже в XVI в., но застраивался он вплоть до XIX в. (рис. 40). Топ-Капу находится в живописном месте на стрелке Босфора и Золотого Рога. Он занимает огромную территорию, окруженную стеной и разделенную на несколько последовательно расположенных обширных дворов. Главные ворота с площади, на которой возвышается собор св. Софии, ведут в первый самый большой двор. Раньше он был засажен фруктовыми садами, где разводилась дичь для царской охоты, и частично огородами, поставлявшими продукты для дворца, а теперь превращен в европейский по типу парк с платанами и кипарисами.
Внутренняя стена с двумя башнями у входных ворот (рис. 40) отделяет эту территорию от второго двора, в северной части которого стоит увенчанное башней здание старого дивана — тронного зала. Вдоль юго-восточной стороны тянутся выстроенные Коджой Синаном помещения кухни с купольной галереей на фасаде. Противоположная от входа сторона замыкается аркадой галереи. Ворота в ее центре ведут в третий главный двор, служивший для дворцовых церемоний. Сразу против входа стоит павильонного типа здание нового дивана для официальных приемов, а за ним — библиотека султана Ахмеда III с собраниями редких рукописей. Двор окружен колоннадой, за которой с юго-востока находилась императорская сокровищница, где хранились драгоценные реликвии и произведения искусства. С северо-запада к этому двору примыкает несколько хаотичная застройка гарема с многочисленными комнатами, коридорами, внутренними двориками. Замыкает дворцовый комплекс территория, где среди спускающихся террасами садов и цветников разбросаны павильонные постройки и фонтаны.
Расцвет турецкого зодчества, утверждение самобытности ярко проявились в культовых зданиях XVI в., особенно в мечетях.
![]() |
![]() |
![]() |
41. Стамбул. Мечеть Баязида, 1505 г., архитектор Кемаль-ед-Дин. Общий вид, галерея двора, план |
Мечеть Баязида в Стамбуле (1505 г.) зодчего Кемаль-ед-Дина — следующий этап в создании монументального стиля, наметившегося уже в мечетях Уч-Шерефели и Эски Фатих, а также в развитии планировки и пространственной композиции (рис. 41). Молитвенный зал, как и двор мечети, квадратный в плане. Массивный купол диаметром 18 м на барабане возвышается, опираясь на мощные столбы, над центральной частью зала; два полукупола, более низких, завершают пространство с севера и юга от нее; боковые части зала представляют собой купольные галереи, арки которых опираются на центральные столбы и две колонны между ними из красного порфира с мраморными сталактитовыми капителями. К молитвенному залу с боков примыкают небольшие прямоугольные в плане крылья с двухъярусными минаретами, а с севера — двор. Двор окружен высокими купольными галереями, открывающимися во двор аркадами, а на фасады окнами. Основным декором двора служит чередование красного и белого мрамора в кладке арок галерей и сталактитовый карниз по верху стен. Облицованные камнем фасады мечети прорезаны двумя рядами окон; слегка выступающие гладкие мраморные порталы со сталактитовым завершением ниш ведут с трех сторон во двор.
Архитектура мечети, в которой заметно большое влияние собора св. Софии, резко отличается от всех предшествующих сооружений. Новая система покрытия позволила увеличить пространство интерьера зала, высокого, хорошо освещенного благодаря окнам в стенах и подкупольном барабане, плавно завершающемся куполом. Боковые раскрывающиеся в зал крылья, давали возможность обозревать его в разных ракурсах.
Изменился внешний облик здания. Если в мечети Уч-Шерефели центральный купол лишь немного выше его окружающих, а в силуэте преобладает массивность четверика, его гладких стен, то в мечети Баязида в объёмной композиции большую роль начинает играть перекрытие зала, высоко поднятый центральный купол. Однако значительная часть здания (галереи, крылья) сравнительно низкая, что придает общему силуэту некоторую расплывчатость, нет компактности и пирамидальности, которые появятся позже. Архитектура молитвенного зала, несмотря на окружающие купол полукупола и галереи, пока не приобрела плавности, ритма из-за резких переходов от одного объема к другому; возвышающийся четверик с центральным куполом несколько еще недостаточно связан с остальной частью, особенно это заметно на фасадах, где нет полукуполов. Широко расставленные минареты как бы уравновешивают центральную купольную часть, не давая высотного акцента сооружению в целом. И все же в архитектуре мечети уже явно проявились все черты, свойственные так называемому классическому турецкому стилю.
Зодчество Турции XVI в. неразрывно связано с именем крупнейшего архитектора Коджа Синана, грека по национальности. Он родился в 1489 или 1490 г. в городе Кайсери; еще мальчиком по набору девширме получил первоначальное военное образование, а затем вступил в корпус янычар и участвовал в войнах. Во время походов Синан проявил себя незаурядным строителем, соорудив сначала галеры для переправки войск, затем мост, после чего был назначен старшим архитектором. За свою 110-летнюю жизнь он построил в разных городах Турции 81 соборную и 50 малых мечетей, 55 медресе, 19 мавзолеев, 7 библиотек, 14 имаретов, 3 госпиталя, 8 мостов, 5 акведуков, 17 караван-сараев, 31 дворец, 35 бань, склады и бедестаны.
Особенно ярко талант зодчего проявился в шедеврах турецкой архитектуры — мечетях Шах-заде, Сулеймание и Селимие. В общей планировке всех трех зданий повторен ставший уже традиционным тип мечети с двором. Взяв за основу для молитвенного зала архитектурные формы собора св. Софии, Синан творчески их переосмыслил и создал неповторимые произведения искусства.
![]() |
![]() |
![]() |
42. Стамбул. Мечеть Шах-заде, окончена в 1548 г., архитектор Коджа Синан. Общий вид, интерьер, план |
Мечеть Шах-заде в Стамбуле была окончена в 1548 г. (рис. 42). Квадратный в плане молитвенный зал (38 × 38 м) не расчленен на части, в нем нет продольных галерей, как в мечети Баязида; его громадное пространство перекрыто центральным куполом диаметром 9 м, четырьмя полукуполами с экседрами, опирающимися через арки на четыре мощных восьмигранных столба, и небольшими куполами в углах. Высота зала 37 м. С запада и востока к нему примыкают одноэтажные открытые на фасад купольные галереи, в центре которых находятся небольшие порталы входов.
Квадратный двор с бассейном в центре окружают купольные галереи, стрельчатые арки которых, сложенные из чередующихся блоков красного и белого камня, опираются на мраморные и порфировые колонны. Два высоких стройных трехъярусных граненых минарета поставлены в местах стыка зала и двора; три входа, оформленные портиками, ведут во двор мечети.
Для композиции мечети характерны постепенное нарастание высоты к центральному куполу, ритмичность, которую создают уступами поднимающиеся объёмы — низкие боковые галереи, стены четверика, угловые купола и полукупола, невысокие башенки, погашающие распор, над пятами арок зала, и, наконец, центральный купол. Этот же ритм подчеркивают членения каменных фасадов — открытая аркада боковых галерей перекликается с высокими декоративными арками южного фасада, стрельчатыми окнами в четверике, полукуполах и экседрах.
![]() |
![]() |
![]() |
43. Стамбул. Мечеть Сулеймание, 1550—1557 гг., архитектор Коджа Синан. Общий вид, интерьер, план |
В мечети Сулеймание (1550—1557 гг.) Синан повторил план мечети Баязида, устроив в боковых частях зала низкие галереи, а среднюю перекрыв куполом с двумя полукуполами (рис. 43). Но в интерьере и особенно во внешнем облике здания мастер развивает черты монументальности, грандиозности, проявившиеся уже в Шах-заде. Обширен молитвенный зал площадью 69 × 63 м и высотой в 47,75 м; диаметр центрального купола 26,5 м. Торжествен интерьер мечети. Четыре громадные стрельчатые арки, на которых покоится купол, опираются на мощные столбы. Боковые галереи раскрываются в центральную часть средней большой и двумя малыми арками на порфировых колоннах со сталактитовыми капителями. Огромные плоскости парусов, экседры создают плавные переходы от вертикальных плоскостей к куполу и полукуполам. Ритм арок галерей, торцовых стен, экседр и основных подкупольных, все нарастающей величины и высоты, подчеркнутых одинаковой кладкой из чередующихся тёмно-розовых и белых камней, придавал торжественное и величественное звучание архитектуре интерьера.
Строго декоративно убранство зала. Стены охвачены высокой гладкой мраморной панелью. Из белого мрамора выполнены михрабная ниша с тронутыми позолотой сталактитами, императорская трибуна, поддерживаемая порфировыми колоннами, и минбар для муэдзинов. Изразцы введены лишь в виде круглых розетт с надписями по сторонам михраба, на стенах и парусах. Интерьер наполнен светом, проходящим сквозь цветные стекла многочисленных окон, размещенных над боковыми галереями, в торцовых стенах, экседрах, полукуполах и барабане купола. Выстланный белым мрамором двор окружают галереи с колоннами из розового гранита, белого мрамора и порфира. Той же величественностью, монументальностью, плавностью форм характеризуется и внешний облик мечети, в котором главную роль играет силуэт молитвенного зала. Сравнительно низкие галереи меньшего по площади двора не могут соперничать с ним, а только больше выявляют его высоту и грандиозность.
Как и в мечети Шах-заде, уступами поднимающиеся объемы боковых, примыкающих к залу галерей, куполов и полукуполов, разгрузочных башенок и контрфорсов создают плавный переход к куполу. Но в Сулеймание Синан достиг большой гармонии пропорций отдельных высотных частей, их подчинения центральному куполу, доминирующему в композиции. Силуэт приобрел мягкость, плавность и центричность. Высокие изящные минареты с тремя сталактитовыми карнизами, контрастируют со зданием зала, подчеркивая его монументальность. Они уравновешиваются более низкими, стоящими по внешним углам двора.
![]() |
|
![]() |
![]() |
44. Эдирне. Мечеть Селимие, 1569—1575 гг., архитектор Коджа Синан. Общий вид, интерьер, план |
Самым выдающимся произведением Синана, вершиной его творчества стала мечеть Селимие в Эдирне (1569—1575 гг.), в которой зодчий, отказавшись от форм и конструкций, навеянных византийской архитектурой, создал оригинальный план и неповторимый внешний облик здания (рис. 44).
Квадратный в плане зал перекрыт огромным куполом (диаметр 31,28 м) на восьми арках, опирающихся на массивные граненые колонны со сталактитовыми капителями, и небольшими полукуполами в угловых частях и над михрабом. Молитвенный зал окружен с трех сторон невысокими открытыми на фасады арочными галереями, а по углам фланкирован четырьмя минаретами. Двор с большим мраморным фонтаном в центре имеет традиционные галереи.
Семь мраморных порталов, четыре из которых находятся на боковых фасадах зала, ведут в мечеть.
Новое перекрытие изменило внешний облик и интерьер молитвенного зала, придав им ярко выраженную центричность. Все членения просторного интерьера, а также колонны подчеркивают его высоту, способствуя большей легкости архитектуры. Синан и здесь использовал нарастающий ритм арок, выделенных кладкой из чередующихся камней двух цветов. Декор насыщеннее, чем в мечети Сулеймание. Кроме мрамора обильно применены изразцы. Майоликовыми плитками с различными растительными орнаментами, надписями облицованы низ стен и михрабной части, сама ниша, купол и фронтоны окон на фасадах.
Внешний облик мечети характеризуется четкостью форм, нарастанием динамичности, пирамидальностью силуэта. Здание состоит из уменьшающихся по площади объёмов, четко разграниченных благодаря отсутствию многих полукуполов, куполов и контрфорсов, перегружавших архитектуру в предшествующих мечетях. Восемь выступающих башенок, являющихся продолжением колонн интерьера и погашающих распор купола, подчеркивают вертикальность композиции; этому же служат четыре тесно окружающих здание, взметнувшихся ввысь 70-метровых изящных минарета.
Мечеть Селимие вошла в историю мировой архитектуры как самое выдающееся произведение турецкого зодчества, в котором ярко проявились постепенно складывавшиеся национальные черты. Она служила образцом для последующих сооружений самого Синана и архитекторов XVII—XVIII вв.
Медресе конца XV—XVI вв. строились, как правило, по типу ранних османских в Бурсе с худжрами по периметру или с трех сторон открытого двора и дарсханой, часто выступающей из прямоугольного абриса плана. Таково медресе Баязида II в Стамбуле (XVI в.). Особенно следует отметить создание в тот период больших ансамблей медресе с продуманной планировкой, возводившихся обычно около крупных мечетей. Они включали общеобразовательные и специальные учебные заведения (например медицинские): медресе, больницы — шифайе, странноприимные дома — имарет.
![]() |
45. Ансамбли медресе. 1 — Стамбул. Ансамбль медресе у мечети Фатих, XVI в. План; 2 — Эдирне. Комплекс медресе у мечети Баязида II, XVI в. План. Психиатрический госпиталь. Фасад, разрез |
В Эдирне подобный комплекс возник у мечети Баязида II (рис. 45). Рядом с медицинской школой — типичным по плану медресе — находится психиатрическая больница своеобразной планировки. Она состоит из трех частей. Первая — большой прямоугольный двор, по одной из продольных сторон которого проходила арочная галерея с расположенными за ней комнатами типа худжр; в центре торцовой стороны во двор открывался айван, дверь из него вела в следующий небольшой внутренний двор, обстроенный купольными помещениями. К нему примыкало шестигранное здание; его центральную часть занимал большой зал с бассейном в середине. Стены зала и его полусферический купол со световым фонарем возвышались над остальными помещениями больницы, создавая традиционный для турецких медресе и мечетей силуэт сооружения с асимметричным расположением большой и высокой купольной части. В то же время план здания оригинален и впоследствии не повторялся.
Большой комплекс учебных зданий, своеобразный университетский городок, с симметричной геометрической планировкой, был возведен в Стамбуле вокруг мечети Фатих (рис. 45). В него входили 16 медресе с купольными дарсхана и 230 комнатами, школа, библиотека, больница, странноприимный дом и рынок. В настоящее время после реставрации и переоборудования медресе служат студенческими общежитиями. По такому же плану была выстроена группа медресе у мечети Сулеймание в Стамбуле.
![]() |
![]() |
46. Стамбул. Мавзолей Хайр-ед-Дина Барбароссы, XVI в., архитектор Коджа Синан. Общий вид. Мавзолей Сулеймана, 1559—1560 гг., архитектор Коджа Синан. Общий вид |
Образцом для мавзолеев XVI в. служил Зеленый мавзолей в Бурсе. Многие из них в Стамбуле были построены Синаном: Хюсрев-паши, Заль-Махмуда-паши, Шехзаде Мехмеда, Хайр-ед-Дина Барбароссы, Сулеймана, все восьмигранные в плане, но разнообразные по архитектуре (рис. 46). Строгость форм, простота и скупость декора отличают мавзолей Хайр-ед-Дина; оригинален внешний облик гробницы Мехмеда. Это восьмигранное сооружение перекрыто не свойственным для Турции ребристым куполом на таком же невысоком барабане. Четыре окна с майоликовыми вставками над ними, венчающий здание сталактитовый карниз с акротериями, необычная форма купола придают мавзолею особую декоративность.
Особенно торжествен и монументален мавзолей султана Сулеймана (1559—1560 гг.) (рис. 46), в архитектуру которого Синан вводит характерные для мечети детали: восьмигранное здание с полусферическим куполом окружено низкой арочной галереей на колоннах, стрельчатые окна в верхней части стен тройные и объединены аркой. Сдержан декор облицованных камнем фасадов, расчлененных слегка выступающими тягами и завершенных узким сталактитовым карнизом с акротериями по верху. Необычность архитектуре мавзолея придает галерея, небольшие арки которой по традиции сложены из черного и белого мрамора.
Контрастом внешнему облику звучит интерьер гробницы с пышным декором, росписью и изразцами. Восемь поставленных в углах колонн из полированного мрамора и порфира со сталактитовыми капителями поддерживают стрельчатые арки, на которые опирается купол. Его поверхность расписана медальонами с растительным узором, сплетающимся в единую орнаментальную сетку. Облицовка арок выполнена из вставок белого и черного мрамора, образующих волнистые полосы. Стены покрыты майоликовыми панно с тонкими растительными орнаментами, обрамленными поверху синим фризом с надписями. Надгробия султана и его детей в центре зала окружены решеткой из орехового дерева с перламутровой инкрустацией. Мягкий свет струится сквозь цветные остекления окон.
Нарядностью архитектурных форм, насыщенностью декора, орнаментики и цвета интерьер мавзолея отличается от ранее построенных гробниц; здесь нашел яркое выражение парадный монументальный стиль XVI в., во всем блеске представленный мечетями Синана.
XVI в. — период расцвета зодчества Турции. В это время были созданы наиболее выдающиеся сооружения, которые позволяют говорить о турецкой национальной архитектурной школе. Для внешнего облика монументальных мечетей, медресе, больниц характерно сочетание высокого купольного зала с предворяющим его низким объемом здания. Залы большей частью имеют многоступенчатую объемную композицию, полную динамики и ритма. Просторные интерьеры, перекрытые куполом на колоннах, освещаются десятками расположенных в несколько ярусов окон с цветным остеклением. Декор фасадов сдержан: облицовка гладкими плитками камня оживлена лишь небольшими вставками из резного камня и майолик на порталах и наличниках окон. В основном убранство сосредоточено в интерьере, где широко использовалось сочетание темных и светлых тонов камня для арок, многоцветные майолики со сложными растительными мотивами. Обилие колонн, цвета и света создавало настроение торжественности.
На масштабе строительства XVII в. и архитектуре Турции отразилось начавшееся в то время ухудшение общеполитического и экономического положения страны. Гражданское строительство, широко развернувшееся в конце XV—XVI вв., в этот период намного сокращается. Ослабление торговли свело к минимуму сооружение больших ханов, араста и бедестанов.
Из возведенных в XVII в. наиболее крупные Везирь-хан (1647 г.) и Буйюк-Валиде-хан (1650 г.) в Стамбуле, Айше-Кадын в Эдирне (1609 г.). Буйюк-Валиде-хан, построенный из каменных блоков и булыжника, включает три двора с галереями перед худжрами; во втором стояла небольшая мечеть. Хан Айше-Кадын, возведенный архитекторами Мехмедом-агой Седефкером и Хаджи Шабаном Эдирнели, планировкой и обликом повторяет более ранние. Бедестан в Нигде (XVII в.) — это скромный провинциальный рынок, построенный по типу араста.
![]() |
47. Стамбул. Дворец Топ-Капу. Багдадский павильон, 1638 г. Общий вид |
В Стамбуле продолжалась застройка дворца Топ-Капу. На его территории в 1635 и 1638 гг. были возведены дворцы в ознаменование взятия Еревана и Багдада. Это павильонного типа сооружения из кирпича и камня. Ереванский дворец небольшой, но более монументальный. Для Багдадского очень удачно выбрано место на холме, в северной части ансамбля, откуда открывается вид на Золотой Рог, Стамбул и Ускю-дар. Восьмиугольное в плане, с четырьмя выступами-фонарями и невысоким куполом над центральной частью здание окружено галереей на изящных мраморных колоннах (рис. 47). Плоская крыша галереи с далеко вынесенным карнизом, легкая аркада, многочисленные окна, а также расположение дворца у большого бассейна придают ему вид легкого паркового павильона. Нижняя часть стен облицована плитами цветного мрамора и камня, верхняя — изразцами; арки сложены из чередующихся темных и светлых камней.
Особенно богат и насыщен многоцветным декором интерьер дворца. Купол, опирающийся на стрельчатые арки, покрыт росписями в сочетании с лепкой: чередующиеся в шахматном порядке фигурные медальоны с узором внутри оплетены кружевом мелкого растительного орнамента. Стены, арки, паруса облицованы расписной майоликой. Фриз с белыми надписями на синем фоне, выполненный известным каллиграфом Махмудом Челеби Топханели, опоясывает зал над дверями и нижними окнами. Особенно интересны продолговатые панно в нижней части стен, выполненные в голубовато-зелёной гамме, где среди причудливо вьющихся стеблей, пышных цветов и листьев очень живо изображены сидящие на ветках птицы и пугливые олени. Изображение живых существ, запрещенное исламом, в монументальном искусстве исповедующих эту религию народов встречается очень редко. Недопустимое в культовом зодчестве, оно иногда проникает в светскую архитектуру.
Убранство дополняют мелкие фигурные нишки в стенах, очень характерные для жилых домов, выступающие полукруглые с коническим завершением камины, узорные алебастровые решетки окон с цветными стеклами, тонкая резьба с инкрустацией из кости и перламутра деревянных дверей и ставен. Расположенные в два яруса окна наполняют интерьер светом.
На культовое зодчество XVII в. оказало большое влияние наследие предшествующего века. Ученики Синана, среди которых наиболее талантливым был Мехмед-ага, создали интересные и значительные произведения, работая в традициях своего учителя. Высокий уровень архитектуры еще сохранялся, но дальнейшего ее развития не было.
Мехмед-ага, уроженец Румелии (Европейской Турции), был приведен в 1562—1563 гг. в Стамбул по янычарскому набору девширме. Став янычаром, он сначала нес службу в охране мавзолея Сулеймана, а затем стал обучаться прикладному ремеслу в дворцовых мастерских, где на него обратил внимание Синан. По совету Синана Мехмед-ага изготовил подарок султану Ахмеду, за который был удостоен придворной должности. В новом чине он побывал в Египте, Аравии и Македонии, а затем, постоянно получая повышение по службе, стал, наконец, главным архитектором султана после смерти Далгыч-аги.
![]() |
![]() |
![]() |
48. Стамбул. Мечеть Ахмедие, 1609—1617 гг., архитектор Мехмед-ага. Общий вид, план 49. Стамбул. Мечеть Ахмедие. Интерьер |
Самое значительное произведение Мехмеда-аги — мечеть Ахмедие, — построенная в Стамбуле в 1609—1617 гг. в традициях классического стиля (рис. 48, 49). Прообразом для нее послужила мечеть Шах-заде. Повторяя в основном ее план и общую композицию, архитектор увеличил размеры здания и внес во внешний облик и интерьер новые черты и детали. Он возвел шесть стройных минаретов, окружив более высокими молитвенный зал, а двумя закрепив углы находящегося перед мечетью двора. Открытые невысокие галереи тянутся вдоль боковых фасадов двора и оформляют вход в молитвенный зал. Под ними устроены фонтаны. Введя еще одну пару минаретов, архитектор подчеркнул масштаб мечети в целом, усилил в силуэте звучание большого объема двора.
Центральный купол молитвенного зала диаметром 23,5 м покоится на огромных арках, поддерживаемых четырьмя мощными колоннами диаметром 5 м; арки тройных экседр в полукуполах, купола в угловых частях опираются не на стены, а на свободно стоящие колонны, соединенные вдоль боковых стен легкими низкими аркадами. Обилие стройных опор, арок, отнесенных от стены, за которыми раскрывается свободное пространство, придают архитектуре интерьера легкость и праздничность. Этому способствуют и многочисленные большие окна, прорезанные тремя ярусами в стенах, экседрах, полукуполах и куполе.
Красочно и обильно убранство зала, в котором преобладает майолика с зелеными и бирюзовыми орнаментами на белом фоне. Ею облицованы все стены и верхняя часть центральных колонн. Около двух из них, стоящих у входа, устроены фонтаны. В мраморный резной михраб мечети вправлен кусок черного камня Каабы. Известный каллиграф Касим Губари украсил мечеть щитами с надписями.
![]() |
50. Стамбул. Мечеть Ени, 1597—1663 гг., архитекторы Давуд-ага, Далгыч Ахмед Чавуш, Мустафа-ага. Общий вид |
Если внешний облик и особенно интерьер Ахмедие отличаются оригинальностью, то мечеть Ени (1597—1663 гг.) всецело повторяет классические образцы (рис. 50). Строили её поочередно архитекторы Давуд-ага, Далгыч Ахмед Чавуш и Мустафа-ага. Эталоном послужила мечеть Шах-заде, от которой интерьер молитвенного зала отличается лишь введением узкой арочной галереи на колоннах вдоль стены с главным входом, как в мечети Ахмедие. Центральный купол диаметром 17,5 м поставлен на арки, опирающиеся на массивные крестообразные устои. В объёмной композиции также сильно влияние мечети Синана; угловые купола, полукупола, разгрузочные башенки контрфорсов уступами поднимаются к центральному куполу высотой 36 м; два трехъярусных минарета стоят на стыках зала с двором.
Для декора использованы мрамор и изразцы. Майолика с тонкими растительными орнаментами в бирюзовых, белых и зеленых тонах покрывает стены до пышного сталактитового карниза, и на ту же высоту — центральные столбы; резные мраморные сталактиты украшают полукупола мечети; порфировые колонны поддерживают султанскую ложу; мраморные ажурные двери ведут в мечеть из покоев султана. Особенность оформления здания — большое количество резного камня. Архитектура мечети имеет несомненную ценность. Однако, лишенная в общем новых черт, она является только повторением, хотя и мастерским, достижений предшествующего века.
Сооружения XVII в. не внесли нового в развитие планировки, конструкций, композиции. Архитектурно-декоративное же искусство того периода находилось еще в расцвете. Особенно высокого художественного уровня достигли многоцветные майолики с тонкими растительными орнаментами, заполняющие интерьеры крупных мечетей и мавзолеев. Если в мозаичных наборах сельджукского и раннего османского периодов были заметны явные влияния Азербайджана, Ирана и Средней Азии, то в характере узоров и колорите майолик XV—XVII вв. проявлялись национальные черты.
Добавить комментарий