Искусство Индонезии с древнейших времен до конца XV века. Муриан И.Ф.

Муриан И.Ф. «Искусство Индонезии с древнейших времен до конца XV века». Издательство «Искусство», Москва, 1981

Муриан И.Ф. «Искусство Индонезии с древнейших времен до конца XV века». Издательство «Искусство», Москва, 1981


В течение одной тысячи лет – с VI по XVI век – на острове Ява существовала особая культура индуистско-буддийской ориентации, которая составила славу Индонезии среди стран Юго-Восточной Азии раннего и развитого средневековья. Классические памятники архитектуры и скульптуры были созданы государствами Центральной Явы, а затем (после X века) и Восточной Явы. В публикуемой книге И.Ф. Муриан рассматривает истоки этой культуры, идущие из древних пластов человеческой цивилизации, следы которой давно уже найдены на Яве и других соседних островах, составляющих особый этнический район – Нусантару. Большое внимание в книге уделяется описанию и анализу крупнейших памятников VIII-X веков – чанди плато Дьенг, Боробудура, индийских и буддийских храмов долины Прамбанан. В центре внимания автора оказываются также конструктивно-пространственные и пропорционально-канонические изменения, происходившие в индонезийском искусстве после X века. Искусствоведческий подход к исследованию сохранившихся памятников, сравнение художественно-образных и связанных с искусством мировоззренческих систем Центральной и Восточной Явы, по замыслу автора, призваны помочь историкам-востоковедам восполнить некоторые пробелы, существующие в сложной, нечетко зафиксированной истории яванских средневековых государств.

Предисловие
Искусство Индонезии эпохи неолита и бронзы
Ранняя скульптура. Памятники плато Дьенг VII-IX века
Буддийские чанди Мендут и Павон VIII-IX века
Боробудур VIII-IX века
Буддийские чанди долины Прамбанан. IX век
Индуистский чанди Лоро Джонггранг. Вторая половина IX века
Искусство Восточной Явы X-XV века
Библиография


Предисловие

Объединение разных народностей больших и малых островов Индонезийского архипелага в прошлом происходило по принципу этнического родства и общности культуры. Появление более твердых, государственных образований было связано с развитием международной морской торговли, в которой большую роль играло использование Малаккского и Зондского проливов, отделяющих остров Суматру от Малаккского полуострова с севера и от острова Явы с юга.

Государство Шривиджая [Написание слова «Шривиджая» (как и название династии Шайлендра), встречающегося в древних санскритских текстах, дается по его санскритскому звучанию, а не поздне-яванскому, соответственно которому правильнее было бы писать Сривиджая и Сайлендра.], давно контролировавшее эти проливы (особенно между Суматрой и Явой), стало первой экспансионистской державой, которая удерживала свое первенство в районе Индонезийского архипелага вплоть до XIII-XIV веков. Другая активная, хотя и кратковременная попытка объединения разных земель этого района была предпринята в XIII-XIV веках представителями восточно-яванских династий Сингосари и Маджапахит. Эта вторая попытка объединения земель также была связана со стремлением захватить важные международные торговые центры – и не только на Яве, но и на других островах. Стремление к имперскому объединению земель не нашло осуществления в средневековой Индонезии. После длительного брожения в связи с экономическими и политическими изменениями, а также проникновением мусульманства, Индонезия уже в XVII веке оказалась жертвой колониалистских завоеваний голландцев.

Однако лишь в XIX веке колониальные владения, принадлежащие европейцам, стали постепенно приобретать твердые границы. Нидерландская Индия, как называли голландцы свои владения на Индонезийском архипелаге, включала территорию, на которой уже в XX веке в результате национально-освободительного движения, поражения Японии во второй мировой войне и революции 1945 года образовалось независимое государство Индонезия.

Современное общее название Индонезия отражает в первую очередь национально-этнический состав государства. В древности, когда в Юго-Восточной Азии происходил процесс сложения первых государственных объединений, народности так называемой индонезийской группы играли важную роль как на территории современной Индонезии, так и на юго-восточном окончании азиатского материка. Эти народности размещались на удаленных друг от друга территориях и находились на разной стадии культурного развития. Их географическое положение на юго-восточной оконечности Азии и островах Индонезийского архипелага обеспечивало всем этим народностям широкие связи со многими центрами древней цивилизации.

Перекрещивающиеся влияния, шедшие со всех сторон на открытую территорию островов, встречали стойкую реакцию местного населения, которое преобразовывало все привнесенные элементы культуры соответственно своим собственным локальным потребностям.

Характер народных культур древности, а затем и средневековья был устойчивым, постоянно воспроизводимым самой жизнью, способным абсорбировать и удерживать бесконечные поправки и изменения временем. Однако при всей неизбывной ценности общенародного слоя древней и средневековой культуры в сокровищницу мирового искусства отбирались лишь вершины, которые, хотя и имели своим основанием сложный этнический конгломерат местных культур, все же относились только к одному определенному месту и определенному времени. Таким высоким взлетом искусства, давшим многие шедевры мирового значения, было средневековое искусство монументальной архитектуры и скульптуры, которое родилось, сформировалось и существовало на Яве с VII по XV век нашей эры. Истории формирования и поступательного развития средневекового искусства Явы, составившего подлинную славу культурных достижений Индонезии, и посвящается предлагаемая читателю книга.

Советские ученые давно уже отказались видеть в теории влияний исчерпывающее и ключевое объяснение возникновения и взлета той или иной мировой культуры. Собственная история каждого народа определяет его своеобразие. С этим долго не считались первые исследователи средневековой Явы, которых ввело в заблуждение формальное сходство религий, а также культовой скульптуры и архитектуры Индонезии и Индии. Европоцентристская установка первых европейских открывателей индонезийских древностей подсказала им индоцентристское решение вопроса о происхождении монументального искусства Явы, предусматривающее ее историческую и культурную несамостоятельность по отношению к древней индийской цивилизации.

Лишь в XX веке, когда многие восточные колонии и зависимые от Европы страны стали набирать силу в своей борьбе за независимость, мировая востоковедческая наука решилась признать, что накопленные и изученные исторические факты подтверждают право каждого народа на свою собственную историю и свое собственное будущее.

Так постепенно устанавливалось общее мнение, что, несмотря на проиндийские образцы архитектуры и особенно скульптуры, оригинальный гений индонезийского народа проявил себя в своеобразии и в совершенстве художественных образов, встающих вровень с лучшими произведениями древнейшей многовековой культуры Индии, а иногда и затмевающих их.

Первые научные исследования – обмеры, зарисовки, раскопки, коллекционирование, восстановление памятников и написание книг – были начаты на рубеже XVIII-XIX веков после организации Батавского общества искусств и наук в 1778 году и, позднее, при участии известного английского политического деятеля и ученого Томаса Стэмфорда Рэфлса.

Организовав очень кропотливую расчистку и обмеры древних руин Прамбанана и Боробудура, Т.С. Рэфлс затем посвятил этим памятникам немало страниц в своей двухтомной истории Явы, выдержавшей три издания [Raffles Th.S. History of Java, vol. 1-2, 1817-1818 (повторение издания в 1830 и 1848 гг.)]. Голландец X. К. Корнелис, осуществлявший первое обследование памятников, составил их описание в 1814 году [Cornelius H.S. Beschrijving van de zeer merkwaardige Ruines. 1814 (см. упоминание этой книги в библиографии ко второму тому книги: Krom N.J. Barabudur. Archaeological Description, vol. 1-2. The Hague, 1927, p. 333)]. В дальнейшем над открытием и изучением индонезийских памятников работали главным образом голландские ученые. Среди них можно назвать В. ван Хувела, Ф. Вильсена, К. Леманса, Й. Брюмюнда (исследования сороковых-семидесятых годов прошлого века) и ряд других.

В конце XIX – начале XX века расчистка и реставрация памятников вступила в новую фазу, более глубокую и профессиональную, принесшую науке открытие многих новых руин, скульптур, рельефов, а главное – всестороннее их описание и исследование. К ученым-реставраторам присоединились археологи, этнографы, лингвисты, искусствоведы.

К тому времени накопилось довольно много материалов, регулярно публиковавшихся в разного рода отчетах, ученых записках, журналах и изданиях Батавского общества искусств и наук и Королевского института языка, географии и этнологии Нидерландской Индии (организован в 1861 году). Наряду с многочисленными подробными (а иногда и популярными) описаниями архитектурных памятников, сделанными на местах (Р. Фридериха, Й. Эйзермана, Г. Руфара, К. Плейта, Й. Гронемана, Я. Брандеса, Т. ван Эрпа и других), в печати появились расшифровки встречавшихся подписей на санскрите и древнеяванском (X. Керна, Я. Брандеса), а также исследования более широкого плана, например, исторического (Н. Крома, Й. Шельтемы), буддологического (А. Фуше, А. Грюнведеля).

Публикации переводов на европейские языки древних текстов с санскрита и древнеяванского, сделанные многими учеными (X. Керн, Я. Брандес), способствовали более точному прочтению культово-смыслового содержания отдельных памятников. К двадцатым годам XX века образовалась довольно широкая панорама изучения древней и средневековой истории Индонезии, куда вошли и этнографические обследования народов Явы и других островов Индонезийского архипелага.

Обстоятельные монографии, вышедшие из-под пера Т. ван Эрпа и Н. Крома (еще раньше – работы Я. Брандеса), завершают значительный этап в развитии науки о древней культуре Индонезии. Именно в этих трудах вопрос о самобытности индонезийской культуры получает новое разрешение, пересмотревшее старый колониалистский подход. Работы Ф. Босха и В. Стюттерхейма, появившиеся в двадцатые-тридцатые годы, открывают новую страницу современного, оснащенного многими фактами изучения разных сторон и разных периодов истории Индонезии.

К многочисленным статьям и фундаментальным книгам этих авторов примыкают исторические, лингвистические и литературоведческие работы француза Ж. Седеса, голландца Т. Пижо, индийца Н. Шастри, индонезийца Р. Пурбочароко и многих других. Пополнение музейных коллекций в тридцатые годы было особенно интенсивно за счет археологических раскопок, приведших к созданию обобщающих трудов уже в пятидесятые годы (X. ван Хеекерен, нередко ссылающийся на авторитет австрийского ученого Р. Хайне-Гельдерна).

В пятидесятые годы нашего века заметный след в изучении истории Индонезии оставили исследования К. Берга и особенно публикации и остроумно мотивированные заключения голландского ученого Й. де Каспариса, занявшегося расшифровкой и толкованием открытых им самим и до него надписей.

В шестидесятые и семидесятые годы стало возможно создавать обобщающие монографии в самых разных областях изучения культуры Индонезии. Если раньше архитектура и скульптура явились лишь поводом для исследования истории Индонезии по самому широкому профилю (труды Н. Крома, Т. ван Эрпа, В. Стюттерхейма, П. Мю и других) или входили лишь составной частью в общие истории восточного искусства (Й. Фергюсона, Е. Хувела, X. Циммера, А. Кумарасвами), то начиная с шестидесятых годов стали издаваться сводные и проблемные труды по истории искусства собственно Индонезии (Ф. Вагнера, А. Бернет Кемперса, Кл. Холт и многих других).

Большое место заняли альбомы по индонезийскому искусству, изданные во многих странах мира. Существенно изменился удельный вес научных достижений современных индонезийских ученых, которые стали ведущей силой во всех работах с памятниками, будь то реставрация Боробудура и Прамбанана, археологические или иконографические исследования, восстановление плана столицы Маджапахита, коллекционирование и обработка музейных экспонатов, составление каталогов, путеводителей, написание многих серьезных статей и книг.

И тем не менее, несмотря на длительный и все более расширяющийся путь развития мировой исторической науки, в далеком прошлом Индонезии, особенно в ее древности и средневековьи, осталось еще много темных, а то и просто пустых мест, которые сильно затрудняют последовательное изложение истории культуры и искусства. Проблематичными остаются самые ранние этнические связи, миграции и взаимообогащение древнейшими культурными формами.

Довольно сложно охарактеризовать целые пласты древнего искусства, например наскальной живописи, которую можно видеть лишь в восточной части архипелага. Неясна степень самостоятельности очень интересной бронзовой культуры.

Почти совсем исчезло очень важное звено, соединяющее искусство бронзового века с развитыми формами раннесредневековой архитектуры и скульптуры. К области предположений относится определение путей сближения с культурой древней и средневековой Индии, а также стран Юго-Восточной Азии. Неясны история и происхождение династии Шайлендра, а также развитие взаимоотношений ее яванского владения с соседними государствами – Шривиджаей на Суматре и Матарамом на Центральной Яве.

Открытым остается вопрос о причине переноса культурного центра с Центральной Явы в восточную ее часть в X веке. Еще много крупных и мелких проблем и вопросов предстоит решить всем ученым, продолжающим в настоящее время заниматься древней культурой Индонезии.

Советские историки, этнографы, лингвисты, литературоведы и искусствоведы уже давно включились в решение этих вопросов. Проблемы яванской средневековой культуры освещаются ими на материале истории (Д.В. Деопик, Ю.В. Маретин, Л.М. Демин, Г.Г. Бандиленко и другие), театра (Л.А. Мерват, А.Д. Авдиев, С.С. Кузнецова, И.Н. Соломоник), скульптуры и архитектуры (Г.Г. Бандиленко, Л.Д. Лапкина и другие), декоративно-прикладного искусства (Н.П. Чукина и другие).

О сложных взаимовлияниях яванской и малайской литератур не раз писали В.И. Брагинский, Б.Б. Парникель и другие индонезисты-литературоведы.

Разбором сохранившихся до настоящего времени у малых островных народностей древних социальных отношений и культурных навыков занимался М. А. Членов, а установлением иконометрических законов изменения пропорций в скульптуре занимается Г.Г. Бандиленко.

В советской науке все большее место занимает важная с точки зрения методологии тенденция к обобщению разного рода исследований и включению их в общий поток развивающегося востоковедения.

Вводя культуру Явы в более широкий круг «малайского мира» [См. об этом в кн.: Малайско-индонезийские исследования, посвященной памяти академика А.А. Губера. Состав. Б.Б. Парникель. М., 1977.], ученые рассматривают ее еще шире – как часть культуры Юго-Восточной Азии, неразрывно спаянной с культурами индийского и дальневосточного регионов [См. об этом в кн.: Юго-Восточная Азия. Проблемы региональной общности. М., 1977.]. Именно таким глубоким и широким подходом отличаются труды А.А. Губера, Д.В. Деопика, В.А. Тюрина, Б.Б. Парникеля и многих других.

Наиболее активно решаются этими учеными сложные общеметодологические проблемы.

Важнейшими из них являются вопрос о самобытности и самостоятельности развития индонезийской культуры, а также вопрос о границах и характере культурно-этнической общности малайско-индонезийских народностей так называемой Нусантары. Во всех работах и высказываниях советских ученых эти проблемы находят широкое, научно мотивированное освещение, свободное от каких-либо европоцентристских, индоцентристских или националистических моментов.

Состояние современной индонезистики позволило автору настоящей книги опереться на достижения смежных наук и попытаться написать о древней и раннесредневековой культуре Индонезии в искусствоведческом плане. Любые формообразующие законы столь связаны между собой, что для вычленения необходимого их аспекта, например художественного, приходится внимательно изучать все смежные, привходящие, сопутствующие, а иногда неожиданно определяющие факторы. Чем шире общая картина, тем точнее узкий ход исследовательской мысли. Особенно ценными оказываются работы, близкие к выбранной теме по материалу, но дающие этому материалу иное объяснение и внехудожественную оценку [Так, в кандидатской диссертации Г. Г. Бандиленко (Бандияенко Г. Г. Развитие культуры средневековых индонезийских государств VII-XV вв. По материалам искусства и архитектуры. М., 1974) памятники архитектуры и скульптуры используются для более убедительной характеристики до сих пор неясных исторических периодов, а также общего решения вопросов периодизации истории Индонезии и ее культуры.]. Всякого рода исторические, археологические, этнографические, эпиграфические сведения и теории чрезвычайно важны для проверки правильности направления искусствоведческого исследования, посвященного древним, затерявшимся в веках периодам.

Поэтому без многолетней поддержки многих коллег-индонезистов и живого общения с ними (например, на так называемых губеровских или малаиско-индонезийских чтениях) автору данной книги было бы трудно определить свой собственный путь в изучении древнего и средневекового искусства Индонезии. Ни самостоятельного знакомства с обширной научной литературой ни посещения самих архитектурных памятников и музеев в Индонезии не было бы достаточно, чтобы рассчитывать на осуществление поставленных целей.

Автор выражает благодарность всем тем, кто оказал ему помощь своими советами, замечаниями по рукописи и предоставлением иллюстративного материала, – С.И. Тюляеву, Б.Б. Парникелю, Г.Г. Бандиленко, Л.М. Демину. Д.Н. Голосову, Н.В. Розановой, В.В. Вертоградовой, И.Ю. Перской, а также голландской исследовательнице Й.Е. ван Лохойзен-де Леу.


Библиография

  • Бандияенко Г. Г. Культовая скульптура средневековой Явы (VIII-XV вв.). – В кн.: Проблемы этнографии Востока. М., 1973.
  • Бандияенко Г. Г. Развитие культуры средневековых индонезийских государств VII-XV вв. По материалам искусства и архитектуры. Автореферат. М., 1974.
  • Бенедиктов А. И. Монументальное зодчество острова Ява. – В кн.: Архитектура Юго-Восточной Азии. М., 1961.
  • Борисковский П. И. Древний каменный век Южной и Юго-Восточной Азии. Л., 1971.
  • Всемирная история в 10-ти т., т. 2. М., 1956.
  • Губер А. А., Деопик Д. В. Индонезия. – В кн.: Краткая всемирная история, т. 1, 1966.
  • Демин Л. М. Боробудур и Прамбанан. – «Наука и религия», 1964, № 8, с. 33-41.
  • Демин Л. М. Искусство Индонезии. М., 1965.
  • Деопик Д. В., Постников А. В. Из опыта составления карт по древней и средневековой истории стран Юго-Восточной Азии. – «Вестник МГУ. Востоковедение». 1973, № 2, с. 33-44.
  • Искусство Индонезии (альбом). Сост. Рябинкин П. Н. М., 1959.
  • Каруновская Л. Э. Доисламские верования в Индонезии. – «Труды Ин-та этнографии им. Миклухо-Маклая», т. 51. М., 1959, с. 237-249.
  • Крюков М. В., Чебоксаров Н. Н. Древнее расселение человека. – В кн.: Народы Восточной Азии. М. - Л., 1965, с. 36-75.
  • Культура Древней Индии. М., 1975.
  • Лапкина Л. Д. Архитектура Индонезии. – Всеобщая история архитектуры в 12-ти т., т. 9. М. - Л., 1971, с. 147-180.
  • Маретин Ю. В. Индийские влияния и проблема самобытности индонезийской культуры (основные аспекты методологического подхода). – В кн.: Малайско-индонезийские исследования. М., 1977, с. 42-63.
  • Маретин Ю. В. Искусство Индонезии: основные вехи трехтысячелетнего развития. 1. Архитектура, скульптура, живопись. – «Страны и народы Востока», вып. 13, кн. 2. М., 1972, с. 227-248.
  • Муриан И. Ф. Канон в художественной системе Боробудура. – В кн.: Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, с. 129-144.
  • Муриан И. Ф. Боробудур. – Сокровища искусства стран Азии и Африки, вып. 1. М., 1975, с 86-114.
  • Муриан И. Ф. Лара Джонггранг, архитектурный памятник Центральной Явы. – Сокровища искусства стран Азии и Африки, вып. 2. М., 1976, с. 28-51.
  • Муриан И. Ф. Канон и иконография в художественной системе Боробудура. – «Народы Азии и Африки», 1977, № 3, с. 102-110.
  • Муриан И. Ф. Две модели мира в искусстве средневековой Явы. – В кн.: Советское искусствознание, 79/2, вып. 2. 1979, с. 58-79.
  • Парникель Б. Б. Введение в литературную историю Нусантары IX-XIX вв. М., 1980.
  • Парникель Б. Б. Трансформация и переосмысление заимствованного литературного материала (индийские эпические герои в Нусантаре). – В кн.: Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада, т. 2. М., 1974, с. 323-378.
  • Перская И. Ю. Источники по истории Индонезии с древнейших времен по 1917 г. М., 1974.
  • Перская И. Ю. Французская историография древней и средневековой Индонезии. – В кн.: Источниковедение и историография страна Юго-Восточной Азии. М., 1971, с. 110-128.
  • Ранняя этническая история народов Восточной Азии. М., 1977.
  • Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970.
  • Ротенберг Е. О. Искусство Индонезии. – Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2. М., 1961, с. 263-279.
  • Ротенберг Е. О. Средневековое искусство Индонезии. – «Искусство», 1958, № 11, с. 59-66.
  • Тюрин В. А. К вопросу об истоках малайской культуры. – «Вестник истории мировой культуры», 1959, № 3, с. 84-98.
  • Холл Д. Дж. История Юго-Восточной Азии. Пер. с англ. М., 1958.
  • Чеснов Я. В. Историческая этнография стран Индокитая. М, 1976.
  • Шевеяенко А. Я. Сопоставление путей генезиса феодальных отношений во Франкском государстве и в Индонезии. - «Вопросы истории», 1965, № 12, с. 79-96.
  • Юго-Восточная Азия в мировой истории. М,. 1977.
  • Юго-Восточная Азия. Проблемы региональной общности. М., 1977.
  • Arts and crafts in Indonesia. Djakarta, 1958.
  • A Short Cultural History of Indonesia. Djakarta, 1964.
  • A Short Guide to the Museum National, Jakarta, 1972.
  • Auboyer J. De l'lnde an Cambodge et a Java. 1950.
  • Auboyer J. Borobudur un prestigieux temple-montagne. Paris, 1978, No 118. p. 18-31.
  • Banerjea Л N. The development of Hindu iconography. New York, 1956.
  • Berg С. С. De geschiedenis van pril Madjapahit, vol. 1-2. Amsterdam, 1951.
  • Berg С. С Maya's Hemelvaart in het Javaanse Buddhisme, vol. 1-2. Amsterdam, 1969.
  • Berita Dinas Purbakala. Bulletin of the Archaeological Service of the Republic of Indonesia. 1955-1956, № 1-3.
  • Bernet Kempers A. J. Ancient Indonesian Art. Amsterdam, Cambridge, Massachusette, 1959.
  • Bernet Kempers A. J. Herstel in Eigen Waarde. Monumentenzorg in Indonesie. Zutphen, 1978.
  • Bernet Kempers A. J. The Bronzes of Nalanda and Hindu. Javanese Art. Leiden, 1933.
  • Bhattacharyya B. The Indian Buddhist Iconography. Calcutta, 1958.
  • Boisselier J. Le Visnu de Tjibuaja (Java Occidental) et la statuaire du Sud-Est Asiatique. - AbA, vol. 22, 1959, No. 3, p. 210-226.
  • Boner A. Principles of composition in Hindu sculpture. Leiden, 1962.
  • Borobudur. Beauty in peril (an album). Paris, UNESCO, 1973.
  • Bosch F. D. K. A hipothesis as to the origin of Hindu-Javanese Art. - Rup., 1924, No. 17, p. 6-41.
  • Bosch F. D. K. A. J. Bernet Kempers. Ancient Indonesian Art. Amsterdam, 1959. - BKI, deel 116; 1960, p. 385-388.
  • Bosch F. D. K. A remarkable ancient Javanese sculpture. - AbA, vol. 14,1961, No. 3-4, p. 232-240.
  • Bosch F. D. K. Crivijaya, de Cailendra en de Sanjayavamca. - BKI, deel 108, 1952, p. 113-123.
  • Bosch F. D. K. De beteekenis van de reliefs van de derde en vierde gaanderij van Baraboedoer. - Oudheidkundige Verslag van het Oudheidkundige Dienst in Nederlandsch Indie, Weltevreden 's-Hage, 1929, biz. 179-243.
  • Bosch F. D. K. Het Avatamsaka, de Gandawyuha en Barabudur. - TBG, deel 61, 1922, biz. 268-303.
  • Bosch F. D. K. Hiranyagarbha, a Series of Articles on the Archaeological Work and Studies. The Hague, 1961.
  • Bosch F. D. K. «Local Genius» en Oud-Javaanse Kunst. - Mededelingen der Koninklijke Nederlandse Akademie van wetenschappen. Nieuwe reeks, deel 15, afl. 1. Amsterdam, 1952.
  • Bosch F. D. K. Selected Sdudies in Indonesian Archaeology (reprinted). The Hague, 1961.
  • Bosch F. D. K. The Bhimastava. - In: India Antiqua. Leiden, 1947, p. 57-62.
  • Bosch F. D. K. Une serie de basreliefs au Baraboudour. - AA, vol. 6, 1956, No. 3, p. 163-174.
  • Bosch F. D. K. and Haan B., de. The old Javanese bathing place Jalatunda. - BKI, deel 121, afl. 2, 1965.
  • Bothas D. Indonesien tropische Inselwelt. Leipzig, 1959.
  • Brandes J. L. A. Beschrijving van Tjandi Singasari en de wolkentooneelen van Panataran. 1909.
  • Brandes J. L. A. Twee oude berichten over Baraboedoer. - TBG, deel 44,1901, biz. 73-80.
  • Briggs L. P. The origin of the Sailendra dynasty. - JAOS, vol. 70, 1950, p. 76-89.
  • Callenfels S., van. De basreliefs van het tweede terras van Panataran. - TBG, deel 56, 1914, deel 57, 1916.
  • Casparis J. G., de. Catalogue Museum van Aziatische Kunst in het Rijksmuseum. Amsterdam, 1952.
  • Casparis J. G., de. Historical writings on Indonesia (Early period). - In: Historians of Southeast Asia. London, 1961.
  • Casparis J. G., de. Inscripties uit de Cailendra. - Tijd. Prasasti Indonesia, vol. 1. Bandoeng, 1950.
  • Casparis J. G., de. Selected inscriptions from the 7th to the 9th century A. D. - Tijd. Prasasti Indonesia, vol. 2. Bandung, 1956.
  • Casparis J. G., de. New Evidence on cultural Relations between Java and Ceylon in Ancient times. - AbA, vol. 24, 1961, p. 241-248.
  • Chatterjee BR. History of Indonesia. Early and medieval. Meerut, 1967.
  • Coedes G. Les Etats Hindouises d'lndochine et d'lndonesie. Paris, 1948.
  • Coedes G. On the origin of the Sailendras of Indonesia. - JGIS, vol. 1, 1934, No. 2, p. 61-71.
  • Combaz G. L'evolution du stupa en Asiae. - Melanges chinois et bouddhiques, vol. 13. Bruxelles, 1934-1935.
  • Coomaraswamy Ananda K. History of Indian and Indonesian art. New York, 1972.
  • Damais L. C. Etudes d'Epigraphie indonesienne. - BEFEO, vol. 45, 1951.
  • Dumarcay J. Borobudur. Kuala Lumpur, 1958.
  • Dupont P. Les Buddhas dits d'Amaravati en Asie du Sud-Est. - BEFEO, vol. 49, 1958.
  • Erp. Th., van. Beschriving van Barabudur. Bouwkundige beschriving. The Hague, 1931.
  • Erp. Th., van. De ommanteling van Barabudur's oorspronkelijken voet. 's-Gravenhage, 1928.
  • Erp. Th., van. Het ornament in de Hindoe-bouwkunst op Midden-Java. - In: Verslag le Congress Oost Genootschap. Nederland, 1921.
  • Erp. Th., van. Hindu Monumental Art in Central Java. - In: Twentieth Century Impressions of Netherlands. India, 1909.
  • Erp. Th., van. Voorstellingen van Vaartuigen op de reliefs van den Boro-boedoer. 's-Gravenhage, 1923.
  • Fergusson J. History of Indian and Eastern architecture. London, 1910.
  • Fischer L. The story of Indonesia. London, 1959.
  • Fontein J., Soekmono R., Satyawati Suleiman. Ancient Indonesian Art of the Central and Eastern Javanese Periods. New York, 1971.
  • Fontein J. The local genius of classical Java. - «Art news», vol. 70,1971, No. 6, p. 51-55.
  • Foucher A. Le Buddha inacheve de Boro-Budur. - BEFEO, vol. 3, 1903, p. 78-80.
  • Foucher A. Notes d'archeologie bouddhique. - BEFEO, vol. 9, 1909, p. 1-51.
  • Foucher A. The beginning of Buddhist art. London, 1918, p. 205-269.
  • Foucher A. The influence of Indian art on Cambodia and Java. Calcutta, 1922.
  • Frederic. L. The temples and sculpture of Southeast Asia. London, 1965.
  • Galestin Th. P. Houtbouw op Oost-Javaansche tempelreliefs. 's-Gravenhage, 1936.
  • Galestin Th. P. Indonesie, Algemene Kunstgeschiedenis. Utrecht, 1951.
  • Gangoly О. С. Relation between Indian and Indonesian culture. - JGIS, vol. 7, 1940, No. 1, p. 51-69.
  • Gangoly О. С. The Art Java. Calcutta, 1927.
  • Getty A. The Gods of Northern Buddhism. 1928.
  • Ghosh A. Early Art of Srivijava, - JGIS, 1934, No. 1, p. 31-38.
  • Goetz D. H. A Brief Historical Survey of Buddhist Art in Indonesia. - M, 1956, No. 9, p. 51-52.
  • Goloubew V. L'age du bronze au Tonkin et dans le Nord-Annam. - BEFEO, vol. 29, 1929, p. 1-46.
  • Goloubew V. Sur l'origine et la diffusiondes tambours metalliques. - In: Praehistorica Asiae Orientalis, Hanoi, 1932, p. 137-150.
  • Gordon A. K. The iconography of Tibetan Lamaism. New York, 1967. Govinda L. A. Some aspects of stupa simbolism. Calcutta, 1936.
  • Grenade F. Borobudur. - «L'Oeil», Paris, 1978, No. 274, p. 52-59.
  • Groeneveldt W. P. Catalogue der Archaeologische Verzameling van het Bataviaasch Genootschap van Kunsten en Wetenschappen. Batavia, 1887.
  • Groneman J. De Baraboedoer op Midden Java. - De Indische Gids, 1887, p. 99-125.
  • Groneman J. The Hindu Ruins in the Plain of Prambanan. Semarang - Soerabaia, 1901.
  • Groneman J. The Tjandi Barabudur in central Java. Semarang - Soerabaia, 1906.
  • Grousset R. La civilization de l'Orient, vol. 2. Paris, 1930, p. 251-277.
  • Hallade M. Hindu-Buddhist Art. - In: Encyclopaedia of World Art, vol. 8, New York, 1963, p. 59-83.
  • Hartel H. und Auboyer J. Indien und Sudostasien. - Propylaen Kunstgeschichte, Bd 16. Berlin, 1971.
  • Havell E. B. The ideals of Indian art. London, 1911.
  • Heekeren H. R., van. New investigations on the lower palaeolithic Patjitan culture in Java. Djakarta, 1955.
  • Heekeren H. R., van. Outdekking van het Hoabinhien op Java. - TBG, deel 77, afl. 2. 1937, biz. 269-276.
  • Heekeren H. R., van. Prehistoric life in Indonesia. Djakarta, 1955.
  • Heekeren H. R., van. The Stone Age of Indonesia. The Hague, 1957.
  • Heekeren H. R., van. The Bronze-Iron Age of Indonesia. The Hague, 1958.
  • Heger F. Alte Metalltrommeln aus Stidost-Asien. Leipzig, 1902.
  • Heine-Geldern R. Altjavanische Bronzen Museum. Wien, 1925.
  • Heine-Geldern R. Drum named Makamalau. - In: India Antiqua, Leiden, 1947, p. 167-179.
  • Heine-Geldern R. Introduction to the catalogue of the exposition «Indonesian Art». New York, 1948.
  • Heine-Geldern R. L'art prebouddhique de la Chine et de I'Asie du Sud-Est et son influence en Oceanie. - RAA, 1937, vol. 9, No. 4, p. 177-206.
  • Heine-Geldern R. Prehistoric research in the Netherlands Indies. - In: Science and Scientists in the Netherlands. New York, 1945, p. 129-164.
  • Heine-Geldern R. The archaeology and art of Sumatra. - In: Loeb E. M., Heine-Geldern R. Sumatra. Wien, 1935, p. 305-350.
  • Heine-Geldern R. Urheimat und friiheste Wanderungen der Austronesier. - An, Bd 27, 1932, S. 543-619.
  • Heine-Geldern R. Weltbild und Bauform in Sudostasiens. - Wiener Beitrage zur Kunst und Kulturgeschichte Asiens, Bd 4, Wien, 1928-1929.
  • Hoenig H. Das Formproblem des Borobudur. Batavia, 1924.
  • Holt CI. Art in Indonesia: continuities and change. New York, 1967.
  • Hoop Th., van der. Indonesische siermotiven. Bandoeng, 1949.
  • Ijzerman J. W. lets over den oorspronkelijken voet van Boro-Boedoer. - TBG, deel 31, 1886, biz. 240-261.
  • Indonesian Art. Jogjakarta, 1955.
  • Indonesian Art, a Lan Exhibition from the Royal Indies Institute. Amsterdam, New York, 1948.
  • Indonesian Art, the Brooklyn Museum. New York, 1959.
  • Jakimowicz A. Sztuka Indonezji. Warszawa, 1974.
  • Jataka: or stories of the Buddha's former births, vol. 1-6, ed. by Cowel E. B. Cambridge, 1895-1907.
  • Juynboll H. H. Catalogue van's Rijks Ethnographisch Museum. Vol 5: Javaansche oudheden, 1909.
  • Juynboll H. H. Neuere Literatur tiber die Kunst von Niederlandisch Indien. Berlin, 1915.
  • Juynboll H. H. De mythe van den berg Mandara in de Javaansche letterkunde. - BKI, deel 45, 1895, biz. 79-95.
  • Kandern W. Megalithic Finds in Central Celebes. - Ethnographical Studies in Celebes, vol. 15. Goteburg, 1938.
  • Kats J. Sang hyang Kamahayanikan, s'-Gravenhage, 1910.
  • Kennedy R. Bibliography of Indonesian peoples and cultures. New Haven, 1962.
  • Kern H. Geschiedenis van het Buddhisme in Indie, 1884.
  • Kern H. Over de-vermenging van ciwaisme en Buddhisme op Java. - In: Kern H. Verspreide Geschriften, vol. 4, biz. 149-177.
  • Kirfel W. Symbolik des Buddhismus. Stuttgart, 1959.
  • Koenigswald G. H. R., von. Remarks on some prehistoric cultural contacts of the Indonesian region. Rome, 1956.
  • Krom N. J. Barabudur. Archaeological Description, vol. 1-2. The Hague, 1927.
  • Krom N. A Het oude Java en zijn Kunst. Haarlem, 1923.
  • Krom N. J. Hindoe-Javaansche Geschiedenis. 's-Gravenhage, 1931.
  • Krom N. J. Inleiding tot de Hindoe-Javaansche Kunst, vol. 1-3, 's-Gravenhage, 1923.
  • Krom N. J. L'art Javanais dans les Musees de Hollande et de Java. - «Ars Asiatica», Paris-Buxelles, 1926.
  • Krom N. J. The Life of Buddha on the Stupa of Barabudur, according to the Lalitavistaratext. The Hague, 1926.
  • Krom N. J. De Sumatraansche period der Javaansche Geschiedenis. Leiden, 1919.
  • Le Bonheur A. La sculpture indonesienne au Musee Guimet. Catalogue et etude iconographique. Paris, 1971.
  • Le Bonheur A. Quelques images des basreliefs ensevelis du Barabudur. - AA, vol. 18, 1968, p. 119-145.
  • Leemans C., WilsenF., Brumund J. Boro-boedoer op het Eiland Java. Leiden, 1873, French ed., 1874.
  • Levi S. The Karmavibhanga illustrated in the sculptures of the buried basement of the Barabudur. - In: Annual Bibliographie of Indian Archaeology. Leiden, 1929, p. 1-7.
  • Lim K. W. Studies in later buddhist iconography. - BKI, deel 120, 1964, biz. 327-341.
  • Lohuizen-de Leeuw J. E., van. The Dhyani-Buddhas of Barabudur. - BKI, deel 121, afl. 4, 1965, p. 389-417.
  • Lohuizen-de Leeuw J. E., van. The Dikpalakas in Ancient Java. - BKI, deel 111, 1955, p. 356-384.
  • Loofs H. Zur Frage des Megalithentums in sudostlichen Hinterindien. - An, Bd 56, 1961, p. 41-76.
  • Mahn G. Tempel von Boro-Budur, eine buddhistische Studie. Leipzig, 1919.
  • Majumdar R. C. Ancient Indian Colonization in South-East Asia. University of Baroda, 1955.
  • Majumdar R. C. The Sailendra Empire to the End of the Tenth Century. - JGIS, vol. 1, No. 1, 1934, p. 11-27.
  • Marchal H. Rapport sur sa mission aux Indes Neerlandaises. - BEFEO, vol. 30, p. 585-625.
  • Marchall A. L'archetecture comparee dans l'lnde et l'Extreme-Orient. Paris, 1944, p. 196-222.
  • Mariottini Spagnoli M. A proposito di un rilievo di Borobudur raffigurante la nascita del Buddha. - Rivista degli studi orientali, vol. 74, Roma, 1976, No. 1-2, p. 179-195.
  • May R. The culture of South-East Asia. London, 1956.
  • Moens J. L. Barabudur, Mendut en Pawon un hum ouderlinge samenhang. - TBG, deel 84, 1951.
  • Moens J. L. De Tjandi Mendut. - TBG, deel 59, 1921, p. 529-600.
  • Moens J. L. Het Buddhisme op Java en Sumatra in zijn laatste bloeiperiode. - TBG, deel 64, afl. 2, 1924.
  • Moens J. L. Hindu-Javaansche portretbeelden. - TBG, deel 58, 1919.
  • Mus P. Barabudur. Esquesse d'une histoire du bouddhisme fondee sur la critique archeologique de textes, vol. 1-2. Hanoi, 1935.
  • Mus P. Barabudur, les origines du stupa et la transmigration. Essai d'archeologie religieuse comparee. - BEFEO, vol. 32, Hanoi, 1932, p. 209-433; vol. 33, 1933, p. 577-980; vol. 34, 1934, p. 175-400.
  • Novotny Л, Marek J. Das Land der tausend Inseln. Prag, 1957.
  • Oldenburg S. F. On some sculptures and pictural representations of the Buddhist Jatakas at Bharut, Ajanta and Boro-Boedoer. - JAOS, vol. 18, No. 1, 1897, p. 196-201.
  • Oosthoek's Encyclopaedic, deel 8, Indonesie, Utrecht, 1950.
  • Parmentier H. L'architecture interpretee dans les basreliefs anciens de Java. - BEFEO, vol. 7, 1907, No 1-2, p. 1-60.
  • Parmentier H. Nouvelle hypothese sur la forme prevue pour le Barabudur. - Feestbundel uitgegeven door het Konninklijk Bataviaasch genootschap, van kunsten en wetenschappen, deel 2, Weltevreden, 1929.
  • Pigeaud Th. G. Th. Java in the 14th Century. A study in cultural history, vol. 1-5. The Hague, 1960-1964.
  • Pigeaud Th. G. Th. Literature of Java, vol. 1-3. The Hague, 1968-1970.
  • Pleyte C. Die Buddha-legende in den skulpturen des tempels von Boro-Budur. Amsterdam, 1902.
  • Pleyte C. Indonesian art. Leipzig, 1901.
  • Poerbatjaraka R. Ng. Het Borobudurproblem. - TBG, deel 81, afl. 4, 1925, biz. 523-537.
  • Pott P. H. Le Bouddhisme de Java et l'Ancienne Civilisation Javanaise. Roma, 1952. Serie Orientale, vol. 5, Instituto Italiano per il Medio ed Estremo Oriente.
  • Pott P. H. The influence of tantric Buddhism on Ancient Indonesian Civilization. - M, 1956, No. 9, p. 53-64.
  • Przyluski J. The termminal stupa of the Barabudur. - JGIS, vol. 3. 1936, No. 2, p. 158-169.
  • Raffles Th. S. History of Java, vol. 1-2. Kuala Lumpur et cet. 1965 (reprinted).
  • Rameaux C. et Padamsee R. Buddhisme et hindouisme a Java. - Ar, 1978, No. 118, p. 32-39.
  • Rassers W. H. Panji, the culture hero. A structural study of religion in Java. The Hague, 1959, p. 63-92.
  • Rawland B. Early indian and indonesian art. Newton - Massachousette, 1938.
  • Rawland B. Art of Architecture of India London, 1953, p. 258-270.
  • Rawson Ph. The art of Southeast Asia London, 1967.
  • Riviere R. J. La arquitectura de Indonesia. - In: Goya. Revista de arte. Madrid, 1969, No. 89, p. 298-303.
  • Rouffaer G. P. Beeldende Kunst in Nederlandsch Indie. - BKI, deel 89, afl. 3-4, 1932, biz. 321-365.
  • Rouffaer G. P. Ketteltrommeln (bronzen). - Encyclopaedie van Nederlandsch Indie, vol. 2. 1918, biz. 305-310.
  • Rouffaer G. P. Monumental Kunst op Java. - De Gids, Amsterdam, 1901 No. 2.
  • Sarkar H. B. The cultural contact between Java and Bengal. - The Indian Historical Quaterly, vol. 13, Calcutta, 1937, p. 589-599.
  • Sastri Nilakanta K. A. Origin of the Cai-lendra. - TBG, deel 75, afl. 4, 1935, p. 605-611.
  • Sastri Nilakanta К. A. The History of Sri Vijaya. Madras, 1949.
  • Satyawati Suleman. Pictoral introduction to the ancient monuments of Indonesia. Djakarta, 1976.
  • Scheltema J. F. Monumental Java. 1912.
  • Schnitger F. M. Een Hindoe-Javaansch portretbeeld te Leiden. - BKI, deel 89, afl. 2, 1932, biz. 251-252.
  • Schnitger F. M. Les Terrasses Megalithiques de Java. - RAA, vol. 13. 1939, p. 101-114.
  • Schnitger F. M. Schones Indonesien. Stuttgart, 1941.
  • Schnitger F. M. The Archaeology of Hindoo Sumatra. Leiden, 1937.
  • Shivaramamurti C. Borobudur stupa. - M, 1956, No. 9, p. 67-72.
  • Short Guide to Borobudur, Mendut and Pawon. Djakarta, [s. a.].
  • Schrieke B. J. O. Het Einde van de Klassicke Hindoe-Javaansche cultuur op Midden-Java. Amsterdam, 1941.
  • Schuster M. Zur Discussion des Megalithproblems. - P, Bd 7, 1960.
  • Soediman. Chandi Laradjonggrang at a glance. Jogjakarta, 1969.
  • Soediman. Glimpses of the Borobudur. Jogjakarta, 1968.
  • Soeharsono. A short Guide to the Prambanan Complex. Jogjakarta, 1964.
  • Soekmono R. II faut sauver Borobudur. - AA, vol. 18, 1968, p. 109-112.
  • Solheim W. G. Reworking Southeast Asian prehistory. - P, Bd 15, 1969.
  • Stapel F. W. (ed.). Geschiedenis van Nederlandsch Indie, vol. 1-2. Amsterdam, 1946.
  • Stern Ph. L'art javanais. - In: Histoier universelle des arts, vol. 4. Paris, 1939, p. 185-205.
  • Stohr W., Zoetmulder P. Die Religionen Indonesiens. Stuttgart, 1965.
  • Stutterheim W. F. A Javanese period in Sumatrian history. Surakarta, 1929.
  • Stutterheim W. F. Culturgeschiedenis van Indonesie, deel 1-2, Groningen, Djakarta, 1951.
  • Stutterheim W. F. De Kraton van Majapahit. The Hague, 1948.
  • Stutterheim W. F. Het Hinduisme in den Archipel. Groningen, Djakarta, 1951.
  • Stutterheim W. F. Het zinrijke Waterwerk van Djalatoenda. - TBG, deel 77, afl. 2, 1937, biz. 214-250.
  • Stutterheim W. F. Note on Saktism in Java. - Acta Orientalia, Leiden, 1939, No. 17. p. 144-152.
  • Stutterheim W. F. Notes on cultural relations between South India and Java. - TBG, deel 79, afl. 1, 1939, biz. 73-84.
  • Stutterheim W. F. Oost - Javaansche Kunst. - D, deel 7, 1927.
  • Stutterheim W. F. Oost-Java en de hemelberg. - D, deel 6, 1926, biz. 338-343.
  • Stutterheim W. F. Oudheidkundige aanteekeningen. - BKI, deel 89, afl. 1. 1932, biz. 97-116; afl. 2, biz. 261-290.
  • Stutterheim W. F. Oudjavaansche Kunst. - BKI, deel 79, afl. 1-2, 1923, biz. 323-346.
  • Stutterheim W. F. Rama Legenden und Rama Reliefs in Indonesien, vol. 1-2. Munchen, 1925.
  • Stutterheim W. F. Studies in Indonesian Archaeology. The Hague, 1956.
  • Stutterheim W. F. Tjandi Bara-Boedoer, Naam-Form-Beteekenis. Weltevreden, 1929.
  • Stutterheim W. F. The Meaning of the Hindu-Javanese Candi. - JAOS, 1931, No. 51, p. 1-15.
  • Sulbi Endang and Fontein J. Ancient Indonesian art treasures in the Djakarta Museum. Djakarta. 1970.
  • Suleiman Satyawan. Pictoral introduction to the ancient monuments of Indonesia. Djakarta, 1976.
  • The Restoration of Borobudur. - Interim Report. Indonesia. UNESCO, April, 1972.
  • Verneuil M. P. L'art a Java: les temples de la periode classique indo-javanaise. Tjandi Kalasan, Mendout, Borobudur. Paris et Bruxelles, 1927.
  • Vlekke В. Н. M. Nusantara. A History of Indonesia. The Hague, 1960.
  • Vogel J. Ph. Buddhist art in India, Ceylon and Java. Oxford, 1936.
  • Vogel J. Ph. The Relation between the Art of India and Java. - In: The Influences of Indian Art. London, 1925.
  • Vroklage B. A. G. Das Schiff in den Megalith-Kulturen Siidostasiens und der Stidsee. - An, Bd 31, H. 5-6, 1936, S. 712-757.
  • Waddel L. A. The Buddhism of Tibet or Lamaism. Cambridge, 1958.
  • Wagner F. A. Indonesia. The Art of an Island Group. Baden-Baden, London, 1959.
  • Wagner F. A. Sierkunst in Indonesie, Groningen, 1949.
  • Wales H. G. Q. Prehistory and Religion in South-East Asia. London, 1957.
  • Wales H. G. Q. The Indianization of China and South-East Asia. London, 1969.
  • Wales H. G. Q. The making of greater India. London, 1974.
  • Weeren-Griele H., van. Indonesian art. New York, 1947.
  • Wilsen F. Boro Boedoer. - TBG, deel 1, 1853, biz. 235-303.
  • Wirjosuparto R. M. Sutjipto. The second Visnu-Image of Cibuaja in West-Java. - Madjalah Ilmu2 Sastra Indonesia, djilid. 1, No. 2, Djakarta, 1963.
  • With K. Java. Brahmanische, buddhistische und eigenlebige Architektur und Plastik auf Java. 1922.
  • Zimmer H. Myths and symbols of Indian art and civilization. New York, 1947.
  • Zimmer H. Kunstform und Joga im Indischen Kultbild. Berlin, 1926.
  • Zimmer H. The Art of Indian Asia, vol. 1-2. New York, 1955.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации