Архитектура Алжира VIII—XVIII вв.

Глава «Архитектура Алжира», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


Среди местных берберов нашло благоприятную почву религиозное течение хариджизма. В 761 г. на территории Среднего Магриба образовалось хариджийское государство во главе с Абд ар-Рахманом Ибн Рустемом, персом по происхождению. В 8 км от античного Тахерта (ныне Тиарет) на горном склоне был заложен Новый Тахерт или Тагдемт, столица хариджитов. План города предположительно имел прямоугольную конфигурацию. Его суровая архитектура из дикого камня на извести, видимо, была лишена декора. Сохранились остатки крепостных стен с прямоугольными башнями, касбы 66 × 35,65 м с вытянутыми вдоль стен помещениями (покрытия были балочные и сводчатые), цистерны.

Седрата. Жилой дом, XI в. План. Резное стуковое панно Ашир. Дворец, начало XI в. План
1. Седрата. Жилой дом, XI в. План. Резное стуковое панно 2. Ашир. Дворец, начало XI в. План

Вытесненные в 909 г. из Тахерта войсками Бологгина Хариджиты удалились в Сахару и основали в 14 км южнее нынешней Уарглы новый город Седрату. Наличие подземных вод позволило окружить город садами и возделанными полями. Уже в 1077 г. (по другим источникам, в 1274 г.) цветущий город был разрушен противниками хариджизма. После этого хариджиты укрылись на равнине Мзаба и создали существующие поныне города Градайю, ал-Атеф и др. Руины Седраты замело песком. Они вытянулись на 2 и с северо-запада на юго-восток, занимая в ширину примерно 600 м. Город представлял собой совокупность отдельных разбросанных по холмам селений ксур. Раскопками открыты крепостная башня и часть ограды, дворец, мечеть и жилища. Постройки сложены из дикого камня на алебастре и орнаментированы резным стуком. Орнамент представлял либо мелкую однородную сетку с заполнением из пальметт и листьев, либо крупные концентрические или пересекающиеся круги с таким же заполнением внутри и по углам. Для богатого жилища характерны вытянутые вдоль фасада залы с альковами по концам или посредине, напротив входа — наследие Самарры (рис. 1). Альковы выделялись подковообразной аркой с орнаментированным архивольтом, иногда с украшением софита в виде поперечных валиков. Важно учесть, что эта высокая художественная культура продвинулась далеко в глубь пустыни.

В начале XI в. в Среднем Магрибе установилась берберская династия Хаммадидов. Глава её Бени Хаммад, второй сын Бологгина, сначала вступил в Ашир, основанную Зиридами резиденцию. В руинах Ашира открыты фундаменты дворца со строгой симметрией плана (рис.2). В 1007 г. основана столица Кала Бени Хаммад. Город занимал выгодное стратегическое положение на склоне горы Джебель Маадид, господствуя над равниной Ходны.

Кала Бени Хаммад, XI в. План города
3. Кала Бени Хаммад, XI в. План города: 1 — Такербус; 2 — дворец; 3 — мечеть; 4 — Каср ал-Манар. План дворцового комплекса: 1 — Дар ал-Бахр; 2 — частный дворец эмира; 3 — гарем; 4 — сад; 5 — цистерны. Каср ал-Манар. Разрез — реконструкция. Тромп одной из комнат дверца

Городские каменные стены протяжением до 7 км охватывают неправильный полигон (рис. 3). Командную высоту занимает на севере узкий выступ стен — Такербус, т. е. «седельная лука», которую напоминает очертаниями эта часть плана, на востоке выделен квартал цитадели, называемый Джерава, поднятый над южным краем города примерно на 450 м (здесь видны остатки стен римского времени). Стены построены христианским зодчим Буниашем. В город вели трое ворот. Вода из колодцев, ключей внутри стен и окрестных источников сохранялась в цистернах.

У восточной стены Джеравы и теперь еще стоит мощная квадратная башня — Каср ал-Манар 20 × 20 м. С вершины ее отправлялись и принимались световые сигналы на далекие форпосты долины, откуда можно было ждать появления врага, т. е. арабов. Каменные стены, образующие с трех сторон выступы, расчленены пилястрами и каннелюрами, которые завершались ячеистыми полукуполками. Пологий сводчатый коридор выходит на крышу, огибая квадратный сводчатый зал первого этажа и крестово-купольный — второго. Если нижний этаж, как и коридор, был неоштукатурен, в верхнем найдены остатки крестовидных майоличных плиток (возможно, от стеновой облицовки) и стволы декоративных мраморных колонок.

Центр города занимал обширный дворцовый комплекс 260 м в длину и 160 м в ширину. Изломанный периметр стен протяжением около 850 м плотно заполняли повернутые под разным углом постройки — апартаменты эмира, гарем, цистерны, сады, павильоны. На юге, в самой нижней части комплекса, выделяется своей регулярной планировкой дворец Дар ал-Бахр 159 × 67 м. Дар ал-Бахр распадается на два двора. Первый из них 67 × 47 м заключал окруженный с трех сторон портиком басейн, где происходили водные игры и состязания и от которого пошло название дворца (бахр — море, озеро). Площадь бассейна 65 × 49 м, глубина 1,6 м. Вход во двор идет через систему залов с востока; на западе примыкают аудиенц-залы, средний, самый крупный из них, выходит в другой двор 38 × 25 м, вероятно гарем, окруженный изолированной галереей. Дворы связывались лишь узким изогнутым коридором с севера, куда примыкают бани. На западной стороне гарема располагались кладовые. Покрытия залов и помещений были сводчатые. Восточный фас Дар ал-Бахра своими вертикальными членениями напоминает стены ал-Манара.

Богатый многоцветный декор, удивительно многообразный, сочетает окрашенные резной мрамор и стук, мозаики из мрамора и стука, изразцы. Картину былого великолепия приходится восстанавливать по найденным в завале фрагментам орнамента стен и сводов. Стены двора с бассейном были, например, облицованы изразцами звездчатой и крестовидной формы и завершались изразцовым сталактитовым карнизом голубого, белого и желтого тонов; над галереей тянулись зубцы из голубых и зеленых поливных кирпичиков. В залах гарема были подковообразные арки с украшавшей архивольты полосой резного стука; углы ниш отмечались миниатюрными стуковыми колонками. Стены залов покрывал резной стук, расписанный красной и синей краской с золотом. Резной мрамор тоже окрашивался. Стены и купол зала с бассейном в северо-западном углу двора смыкались посредством карниза-выкружки с геометрической резьбой и ребристыми раковинами в углах, заменявшими тромпы (подобные раковины были и в помещениях к востоку от большого двора). В нишах с многолопастной арочкой укрывались фонтаны.

К югу от дворца стояла мечеть 66 × 54 м. Во дворе осталось несколько цилиндрических колонн белого мрамора, в зале сохранились лишь постаменты колонн и фундамент максуры. Зато мало разрушен минарет, построенный из рваного камня и поставленный на оси северной стены. Он и теперь возвышается на 25 м, имея в сечении квадрат с 6,5 м в стороне. Наверх ведет пологая лестница со сводчатыми маршами и сомкнутыми сводами на поворотах. Архитектурно оформлен лишь фасад, обращенный к мечети: система проемов и ниш завершается циркульными, стрельчатыми, многолопастными арками. Нижние арки опираются на декоративные колонны. Верхние ниши и тимпаны заполнял геометрический орнамент из белых, синих и зеленых изразцов. Привлекают внимание резной растительный орнамент каменной плиты над входом и заполнение в форме раковин двух вытянутых полукруглых ниш.

Раскопки Кала Бени Хаммад доказали появление уже в начале XI в. в Магрибе обильного полихромного поливного декора. Между тем в иранском зодчестве XI в. делались лишь очень скромные попытки в этом направлении. Любопытно и такое же раннее появление сталактитов типа мукарнас, причем тоже поливных и полихромных. В другом дворце — Каср ас-Салам конца XI в. прослеживаются остатки сталактитовых куполов. В качестве завершения ниш широко применялась форма углубленной раковины — ею даже подменялись тромпы. Появились многолопастные и фигурные очертания арок с чередованием криволинейных контуров и ломаных прямых.

Новая арабская экспансия заставила Хаммадидов покинуть столь заботливо устроенное гнездо. В 1067 г. на месте римского города Салдайи был основан порт Бужи, а в 1090 г. он сделан столицей. Город XI в. был в несколько раз больше нынешнего по площади. Постройки XI—XII вв., кроме некоторых частей фортификации, до нашего времени не дошли. Средневековые авторы прославляют роскошь дворца с росписями на темы охоты, с фонтаном из чистого золота, а также мечети с мраморными колоннами, резным и расписным сверху донизу настенным декором. Кала Бени Хаммад, в известной мере и Бужи, разрушены в 1152 г. альмохадом Абд ал-Мумином.

Альморавидское завоевание во второй половине XI в. оставило заметный след в истории архитектуры Среднего Магриба. Связанная до тех пор с зодчеством Восточного Магриба, она попадает в русло развития архитектуры Запада.

Ранние мечети Алжира, как и тунисские, с аркадами на колоннах и балочным покрытием. Таковы мечети старого Тенеса и Ашира (X в.), мечеть в Кала Бени Хаммад и др. Явно продолжает восточную традицию мечеть в Боне первой половины XI в. Её облик до недавней перестройки поразительно напоминал Кайруанскую как планом, так и, особенно, трёхъярусной композицией минарета; покрытия крестовыми сводами сближают её с более поздней мечетью Сфакса. Колонны заимствованы из руин соседнего Гиппона.

При Альморавидах аркады мечетей опираются на пилоны и покрываются стропильной черепичной кровлей. Их сохранилось три — в Алжире, Недроме и Тлемсене.

Алжир. Большая мечеть, 1096 г. План, интерьеры
4. Алжир. Большая мечеть, 1096 г. План, интерьеры

Большая мечеть Алжира (1096 г.) отличается предельно ясными и простыми формами (рис. 4). Прямоугольный план с 11 поперечными кибле нефами и небольшим двором, строгая перспектива подковообразных с едва заметной стрельчатостью арок напоминает марракешскую Кутубийю. Нефы связаны в поперечном направлении двумя рядами многолопастных арок, которые придают системе жесткость и обогащают перспективу; у михраба арки фестончатого очертания. Минарет пристроен к северо-восточному углу в 1322 г. К тому же типу принадлежит более скромная примерно одновременная мечеть Недромы. В этих постройках выражена суровость догм ранних Альморавидов.

Тлемсен. Большая мечеть, XI—XII вв. План, минарет, купол у михраба
5. Тлемсен. Большая мечеть, XI—XII вв. План, минарет, купол у михраба

Тлемсен (берб. — источники) основан рядом с берберским селением Агадир около 1062 г. Бен Ташфином в качестве резиденции наместника. Первое время он назывался Таграртом (т. е. станция). Агадир занимает место римского укрепления Помарии. По-видимому, одновременно среди города было начато возведение Большой мечети площадью 60 × 50 м. План мечети с квадратным двором усечен с угла и потому асимметричен (рис. 5). Предполагается, что первоначальная постройка более скромных размеров имела регулярный план и обычный для XI—XII вв. прямоугольный двор. При последующем расширении постройку стеснил стоявший рядом дворец наместника. Структура нефов (их здесь 13) такая же, как в первых двух мечетях; поперечный пояс — один. В XII в. средний неф мечети был украшен в соответствии с изменившимися вкусами резными консолями и парой куполов на нервюрах. Из них первый лишен декора, второй, над максурой у михраба, представляет собой чудо изящества. Нервюры из кирпича на ребро образуют 12 тонких пересекающих дуг, затканных прозрачным кружевом сквозного алебастрового узора; над углами четверика в оболочке купола вкомпонованы крошечные сталактитовые тромпы, а в зените — сталактитовая скуфья. Надпись у основания содержит дату — 1136 г. Близкой датой — 1138 г. помечена резная деревянная максура. Полукупол михраба на октогональном барабане украшен лучевыми каннелюрами.

В Тлемсене сохранилась одна из немногих ранних бань средневековья. Это баня красильщиков. В соответствии с установившимся магрибским типом ее вестибюль — аподитерий, с фонтаном покрыт куполом на колоннах, по концам длинного сводчатого теплого зала — тепидария выделены при помощи парных арок альковы. К XII в. восходят некоторые части укреплений (остатки Баб Кермадин).

После распада альмохадской империи Абдалвадиды управляли из Тлемсена территорией, включавшей Оран и Алжир. Рас-положенный в здоровой местности на караванных путях, окруженный садами, Тлемсен достиг в XIV в. полного расцвета, став центром торговли искусства и учености Центрального Магриба.

В то время к востоку от Тлемсена еще существовал превратившийся в предместье Агадир. Оба они были обнесены стеной, образуя двойной город (их разделяла полоса свободной от застройки земли). Стены Тлемсена, сложенные из смеси земли, извести и песка, с ходом для стрелков, зубцами и прямоугольными башнями, очерчивали неправильный четырехугольник, несколько отступая к северу и западу по сравнению с современными (ныне размеры города примерно 900 X 800 м). К южной стене примыкала касба Мешуар с дворцом (который не сохранился). Город заполняли нарядные постройки, мечети, медресе. Первый из династии Ягморасан расширил Большую мечеть (при этом она получила трапециевидный контур), снабдив ее минаретом (1236 г.). Такой же минарет он добавил и мечети Агадира (сама мечеть 790—814 гг. не сохранилась).

Между тем Мериниды были не прочь воскресить мощь государства своих предшественников, расширив владения к востоку. В 1299 г. началась осада Тлемсена. Поскольку город не спешил открыть ворота, марокканцы построили рядом капитальный лагерь Мансуру («победоносная»), где впоследствии обосновался наместник. Тлемсен был взят в 1337 г. Мериниды продолжали строить вне городских стен — по их замыслу Мансура, или Новый Тлемсен, должен был затмить старый.

Мансура, XIII в. Мраморная капитель
6. Мансура, XIII в. Мраморная капитель

Прямоугольник полуразрушенных глиняных стен Мансуры с четырьмя воротами, прямоугольными башнями и ходом для стрелков поднимается в 1,5 км к западу — юго-западу от Тлемсена. В 1344 г. в Мансуре был возведен дворец с двориками, галереями и бассейном 35 × 9 м (сохранились лишь основания стен). Мечеть Мансуры, начатая в 1303 г., не была завершена. Несомненно ее сходство с мечетью Хасана в Рабате — она велика, хотя не может сравняться по размерам с последней (85 × 60 м), симметрична в плане. В том и другом случае это глубокий зал с продольными и поперечными (у михраба) нефами, круглые каменные колонны (в Мансуре из оникса — рис. 6), минарет на оси северного фасада, выступающие порталы боковых дверей. Позади михраба, как это нередко бывает в мечетях Запада, находится усыпальница. Если указанные черты сближают мечеть с памятниками XI—XII вв., то квадратный двор роднит ее с постройками Меринидов. Мечети Мансуры свойственны также индивидуальные особенности: главный вход через минарет, крупная максура у михраба на ширину трех нефов была, видимо, покрыта шатровым плафоном (его несли крестовидного сечения пилоны). Вероятно, мечети Рабата и Мансуры имели одинаковое назначение — служить местом для молитвы многочисленной армии. Минарет еще высится на 38 м, хотя частично стены его рухнули, обнажая следы витков пандуса. У основания минарета открывается портал альмохадского типа с богатой резьбой по камню. К юго-востоку от Мансуры стояла мусалла — прямоугольник стен с геометрическими узорами из обожженного кирпича и михрабом.

Тлемсен. Мечеть Сиди ль-Халви, 1353 г., план; мечеть Сиди бу-Медиен, 1339 г., стуковый орнамент свода; мечеть Сиди Бель-Хасана, 1296 г., деревянный плафон
7. Тлемсен. Мечеть Сиди ль-Халви, 1353 г., план; мечеть Сиди бу-Медиен, 1339 г., стуковый орнамент свода; мечеть Сиди Бель-Хасана, 1296 г., деревянный плафон

Другие мечети Тлемсена невелики по размерам. Все покрыты стропильными черепичными кровлями. Минареты в виде квадратного сечения башни с купольным фонарем наверху украшены частой сеткой декоративных арочек, выполненных из кирпича. Нефы мечети Бель-Хасана (1296 г.) со сталактитовым куполом михраба и с тонким стуковым декором вокруг покрыты потолками артесонадо, которыми так славятся мечети Марокко (рис. 7). Восточная тенденция проявилась в том, что арки опираются на круглые мраморные колонны (как, например, в мечети Сиди ль-Халви, 1353 г., у северо-восточного угла города).

Небольшой ансамбль в селении ал-Айюбад, разбросанном по склону близ юго-восточных ворот Тлемсена, состоит из усыпальницы Сиди бу-Медиен (1361 г.), мечети того же имени (1339 г.) и минарета (XII—XIII вв.). Мечеть славится своим порталом с глазурным декором и карнизом на гнутых консолях, с лестницей под сталактитовым куполом. Интерьер с арками на пилонах богато отделан резным стуком. Потолки нефов своим профилем и геометрическим стуковым орнаментом имитируют артесонадо. С мечетью соседствует медресе (1347 г.) типично меринидского типа с окруженным галереей двором и кельями в два этажа. Гробница Сиди бу-Медиен дополняется двориком с галереями. Неподалеку видны остатки меринидской виллы с тремя внутренними двориками и сводчатыми помещениями с альковами в противоположных концах.

В Тлемсене и окрестностях сохранились мавзолеи в форме кубба (например, кубба Сиди Брахим, 1361—1362 гг.). На кладбище Сиди Якуб близ города стоит октогональный мавзолей примерно середины XIII в. с многолопастными арками и куполом.

Тлемсен и его окрестности образуют самый богатый, стилистически цельный архитектурный комплекс Алжира. Архитектура построек как при Меринидах, так и до них точно следует вкусам Запада.

Алжирия XVI—XVII вв. была метрополией пиратов, а Алжир — их столицей. Алжир обогащался за счет награбленных товаров и работорговли. Город со смешанным этническим составом населения не обладал собственными традициями искусства. Художественная культура стояла невысоко.

В архитектуре царила эклектика: в постройках смешивались местные и османские строительные приемы, ремесло разноязычных пленных, итальянский тесаный мрамор и венецианское стекло, лионские и генуэзские ткани. Несмотря на все это, Алжир рос и укреплялся. Еще при Хайреддине построили мол, связавший прибрежные островки, а на конце его возвели две башни. Город примыкал к морю неправильным четырехугольником. Его окружала сырцовая стена длиной около 2,5 км с десятью воротами и редко поставленными прямоугольными башнями. В 1590 г. над старой берберской касбой в юго-западном углу была закончена новая касба. Вне стен город защищали форты — «форт 24 часов» со стороны моря и два других со стороны суши. В середине XVII в. городское население превысило 100 тыс. Ко времени французской оккупации в 1830 г. в городе насчитывалось 122 мечети (из них 13 — пятничных), 32 кубба и 13 завия.

Алжир. Мечеть Джами ад-Дждид, 1660 г. Внешний вид Алжир. Двор виллы, XVIII—XIX вв.
8. Алжир. Мечеть Джами ад-Дждид, 1660 г. Внешний вид 9. Алжир. Двор виллы, XVIII—XIX вв.

На монументальное зодчество Алжира заметное воздействие оказали османские формы — в композиции мечети господствует большой центральный купол в окружении галереи с малыми куполами. Однако минарет в большинстве сохраняет характерный для Магриба вид квадратной башни с небольшим купольным фонарем. Наиболее интересное сооружение того периода — мечеть рыбаков, или Джами ад-Дждид (Новая), 1660 г. (рис. 8). Ее особенность составляет купол овального профиля, выполненный из кирпича методом напуска горизонтальных рядов. Купол опирается не на тромпы, как другие купола алжирских мечетей, а на паруса. Его поддерживают четыре пилона. Угловые октогональные купола на тромпах чередуются со сводами. Выбеленные извне своды мечети образуют приятную для глаза группу объемов, дополняемую минаретом магрибского типа с квадратными панно и изразцовым фризом по фасаду.

При беях были построены или восстановлены некоторые мосты и акведуки, в частности восстановлен римский мост через ущелье Рюммеля в Константине (1792 г., архитектор Бартоломео и рабочие с Балеарских островов). В декоре обильно применялись мрамор (панели, колонны, решетки максуры, мозаики белого и цветного мрамора) и изразцы (в настенных поясах и рамках, в мощении пола); не теряют значения резьба по стуку и дереву, наборные работы из дерева и роспись деревянных частей.

Беи Алжира жили в Дженине («малый сад»), составлявшей центр обширного дворцового комплекса Дар ас-Султан. Этот и другие дворцы Алжира сильно перестроены. Лучше сохранился более поздний дворец в Константине, строившийся с 1826 по 1835 гг. мастерами ал-Хадж ал-Джабри из Константины и ал-Кеттаби из Кабилии. Постройки размещены вокруг нескольких садов и двориков, окруженных аркадами на стройных мраморных колоннах с балочным потолком. Каменные стены облицованы внизу изразцами, выше покрыты росписями с растительным орнаментом и видами городов. Для летнего сезона строились загородные виллы (вилла Бардо близ Алжира и др.) (рис. 9).

Жилые постройки окружают внутренний двор. С каждой стороны на галерею выходят помещения, ширина которых, ограниченная размерами деревянных балок, не превышает 2,5 м; зато длина достигает 15 м. В середине и по концам этих комнат выделены альковы. В стенах помещений устраиваются шкафчики с дверцами, завершенные фигурной нишей. Над дверьми прорезаны оконца с алебастровой решеткой и цветными стеклами. Иногда стены украшены изразчатыми или резного стука фризами. В состав помещений дома входят комната хозяина, спальни, гостиные, кухня, баня, кладовые и др. Помещения расположены в два-три этажа, и ведущая наверх лестница увенчана ребристым куполком. Хотя второй этаж обычно не покрывает полностью первого, он выступает над узкой улицей так, что третьи этажи часто смыкаются. Некоторые помещения нередко расположены над улицей, образуя крытый проход. Выступы этажей, а также альковов и стенных шкафчиков опираются на кирпичные консоли и деревянные подпорки, иногда гнутые — в этой детали сказалось, видимо, турецкое влияние. Крыши в Алжире и Тлемсене плоские земляные, с желобами для отвода воды, в Константине — черепичные.

Сельское жилище плоскокровельное, иногда с черепичной крышей (Кабилия). В пограничных с Сахарой районах целые города застраиваются сводчатыми и купольными домами. Селения укреплялись стеной от набегов кочевников.

В Алжире осуществлялся контакт между цивилизациями Востока и Запада. До конца XI в. господствуют восточные влияния, при Альморавидах побеждают западные. В период османского владычества царит откровенная эклектика, но до сих пор заметно удивительное постоянство архитектурной традиции в планировке жилых ансамблей, выраженное в композиции залов с альковом: жилища Алжира (так же как и Туниса) воспроизводят почти тысячелетний опыт Седраты.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)