Архитектура Средней Азии конца XIV—XV вв.

Глава «Архитектура Средней Азии конца XIV—XV вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Бородина И.Ф.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


Основой для расцвета архитектуры Средней Азии в конце XIV в. после упадка, связанного с нашествием монголов, послужило образование сильного государства Тимура, объединившего все среднеазиатские земли и завоевавшего ряд стран Ближнего и Среднего Востока. Опустошительному разгрому в первую очередь подверглись Золотая Орда и Хорезм. Караванные пути с востока на запад пролегли через Мавераннахр. Походы в Иран, Индию, Азербайджан, Армению, Турцию совершались главным образом с целью их ограбления и сопровождались разгромом подчиненных городов. Доходы от податей с покоренного населения громадной империи, торговые пошлины, военная добыча составляли экономическую основу для размаха строительства. В тот период оно велось преимущественно в Мавераннахре, в основном в столице империи — Самарканде и на родине правителя — Кеше (Шахрисябз). Войны давали не только средства, но и квалифицированных мастеров-строителей, архитекторов, художников, которых насильственно уводили из завоеванных земель.

Укрепление экономики страны, накопление в ней культурных сил обусловили тот факт, что развитие архитектуры в Средней Азии не утратило интенсивности и после смерти Тимура, когда созданная им империя намного сократилась и фактически оказалась разделенной на два самостоятельных государства со столицами Самаркандом и Гератом.

Зодчество Средней Азии первой половины XV в. связано с именем внука Тимура — Улугбека. Формально он считался наместником своего отца Шахруха в Мавераннахре, а фактически был полновластным правителем этой части государства. Улугбек, очевидно, в силу своих военных неудач не продолжал завоевательных походов деда. Проявляя большой интерес к наукам и искусству, он собрал в Самарканде лучшие научные силы Востока, что сказалось и на характере строительства. Были возведены медресе, обсерватория, являвшаяся крупным астрономическим центром, в которой работал и сам Улугбек.

Вторая половина XV в., время правления Абу-Саида (1451—1469 гг.), ставленника реакционного духовенства ордена «Накшбандия», ознаменовалась разгулом мракобесия. Но годы реакции не смогли остановить поступательное развитие архитектуры. Однако это время наложило отпечаток на масштаб и характер строительства. От того периода в Мавераннахре сохранились лишь две царские усыпальницы. Абу-Саид, желая противопоставить Самарканд Герату и возвеличить себя, строит эти сооружения, насыщенные пышным декором и обилием позолоты в интерьерах.

Централизация государственной власти, создание могучей державы при Тимуре способствовали подъему торговли и процветанию ремесел. Это обусловило рост больших городов и превращение их в крупные экономические центры. Перед зодчими встали новые градостроительные проблемы создания широких магистралей, больших базарных площадей, продуманного расположения вновь возводимых грандиозных сооружений, которые определяли бы выразительный силуэт города. В XIV—XV вв. стали складываться архитектурные ансамбли в наиболее ответственных частях города, на его площадях и главных улицах.

Самарканд. План города, XV в.
1. Самарканд. План города, XV в.: Ворота городские: 1 — Шейхзаде; 2 — Ахании; 3 — Фируза; 4 — Сузан таран; 5 — Кяризгал. 6 — Чорсу; 7 — ворота калы. Загородные резиденции Тимура: 8 — Баги Нау; 9 — Баги Фируза: 10 — Тим-и-кулях Фурушон; 11 — караван- сарай Мирзои; 12 — медресе Улугбека; 13 — ханака Улугбека; 14 — мечеть Кукельташа; 15 — бани Мирзы; 16 — Соборная мечеть Тимура (так наз. Биби-ханым); 17 — медресе Мульк-ханым; 18 — Шахи-Зинда; 19 — Кок-Сарай; 20 — ансамбль Гури-Эмир; 21 — мавзолей Ак-Сарай; 22 — мавзолей Ишратхана; 23 — мавзолей Абди-Дарун

При Тимуре в Самарканде были проведены значительные градостроительные работы. В 1370 г. город был обнесен стенами, к которым с запада примыкала цитадель. Ее глинобитные стены высотой до 8 м в наружной западной части были двойными. Двое ворот располагались с восточной и южной сторон; перед первыми был мост, выходивший к площади Регистан. Для организации торговли по приказанию Тимура в Самарканде среди тесной средневековой застройки начали прокладывать широкую улицу, которая должна была пересечь весь город от ворот Аханин до Бухарских и стать как бы продолжением дороги из Бухары в Фергану (рис. 1). Осуществленная большая часть ее была застроена лавками и перекрыта куполами для защиты от знойного южного солнца; свет проникал через оконные проемы в перекрытии. 

Эта магистраль стала одновременно композиционной осью города, на разных участках ее были вновь созданы или выявлены ранее сложившиеся архитектурные ансамбли, базарные площади. На перекрестке дорог, ведущих в Бухару, Фергану, Шахрисябз, возникла центральная торговая площадь с купольным пассажем Тим-и-кулях Фурушон. В 20-х годах XV в. на этом месте сложился ансамбль главной городской площади Регистан: на западной стороне площади стояло медресе Улугбека, на северной — караван-сарай Мирзои, на восточной, на месте купольного Тима, — ханака. Архитектурная композиция площади была сохранена при строительстве в XVII в., когда часть зданий заменили другими. На рубеже XIV—XV вв. на северном конце главной городской магистрали, у ворот Аханин, был создан ансамбль соборной мечети и медресе Биби-ханым, на противоположном — комплекс ханака и медресе Мухаммед-Султана, в дальнейшем дополненный мавзолеем Гури-Эмир.

Для развития ремесел и торговли в Самарканд отовсюду из завоеванных земель свозились искусные умельцы-мастера. Территория города разрасталась. Ремесленники, для удобства общения, расселялись цехами по отдельным кварталам (гузар, или махалля, в Средней Азии). Существовали гузары медников, ювелиров, шорников, сапожников, тюбетеечников, портных, оружейников, гончаров и т. д. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до сих пор названия улиц. Выходцы из других стран составляли население отдельных кварталов.

В центре гузара строилась мечеть с небольшим минаретом и водоемом (хауз). Степень ее архитектурного убранства зависела от доходов населения квартала. Застройка гузара состояла из отдельных частных владений, обнесенных глинобитным дувалом. Кроме дома эти владения включали двор, хозяйственные постройки, производственные помещения (в домах ремесленников), иногда и сад. Направление узких улочек внутри гузара подчинялось формам участков домовладельцев.

Жилые дома и в XIV—XV вв. строились каркасными, поэтому они не сохранились до наших дней. Учитывая устойчивость местных традиций и специфику, накладываемую исламом, можно с уверенностью предполагать, что планировка усадеб была такой же, какой она сохранилась в жилых домах XVIII—XIX вв.: с четким делением участка на жилую и хозяйственную половину, а в самом доме — на мужскую парадную часть (ташкари) с комнатой для гостей (михманхана) и жилую (ичкари). Размеры дома, четкость деления на две половины зависели и от благосостояния хозяев. Знать строила огромные дома, а правители — дворцы.

В Бухаре — древнем, исторически сложившемся городе с цитаделью, шахристаном и рабадом, значительных градостроительных работ не велось.

Шахрисябз. План города, XIV в. Мерв. Крепостные стены. Реконструкция. Фасад. План. Разрез. План города Шахруха «Абдулла-хан-Кала». Городские ворота
2. Шахрисябз. План города, XIV в. 1, 2, 3, 4, 5, 6 — городские ворота; 7 — Дворец Ак-Сарай; 8 — Доруссиадат; 9 — мечеть Кок-Гумбаз; 10 — мавзолей Гумбази-Сейидан; 11 — Чорсу; 12 — баня 3. Мерв. Крепостные стены. Реконструкция. Фасад. План. Разрез. План города Шахруха «Абдулла-хан-Кала». Городские ворота: 1 — Ургенчские; 2 — Туркестанские; 3 — Мухаммеда Тебризского; 4 — дворец правителя; 5 — мечеть; 6 — медресе Хусравите; 7 — Хауз

Шахрисябз был целиком превращен Тимуром в город-крепость (рис. 2). Прямоугольная его территория была обнесена в 1378 г. глинобитными стенами (остатки их сохранились) и рвом с подъемными мостами у ворот. Ширина стен внизу была около 5 м, высота — свыше 11 м; они были укреплены башнями, расположенными друг от друга через 60 м. От ворот в середине каждой стены вели к центру города четыре улицы, вдоль которых тянулись торговые лавки. Главная продольная магистраль, идущая от северных самаркандских ворот, была закреплена монументальными сооружениями. В северо-восточной части был возведен величественный дворец Тимура Ак-Сарай, за ним располагалась центральная площадь Регистан, на пересечении улиц в центре города был выстроен Чорсу, а в юго-восточной части неподалеку от соборной мечети, существовавшей до Тимура,— грандиозная усыпальница Доруссиадат. В северной части города, ближе к дворцу правителя, находились кварталы знати и духовенства. Планировка XV в. четко прослеживается до настоящего времени.

Большие градостроительные работы в XV в. проводились в городе Мерве, в XVI в. получившем название Абдулла-хан-калы. Из-за трудности подачи воды он был перенесен Шахрухом южнее древнего города, на слабо заселенные участки его рабада. Город имел почти квадратный план, ориентированный диагональными осями по странам света (рис. 3). Он был обнесен стенами с полукруглыми башнями, размещавшимися через 25—40 м, и опоясан рвом (глубина в настоящее время от 4,5 до 8 м, ширина от 10—15 до 30 м); в середине северо-восточной и юго-западной сторон находились ворота.

Крепостные стены толщиной 3 м и двухэтажные башни сложены из сырца (24 × 24 × 5 см); в некоторых участках устроены внутристенные проходы или потайные камеры. Стены, снаружи гладкие, завершались зубчатым парапетом, под которым расположены бойницы. С внутренней стороны стены оформлены стрельчатыми арками. Интересной деталью были керамические желоба. Они тянулись от парапета до низа на расстоянии 8—18 м, предохраняя стены от разрушения дождевыми водами. Крепостные ворота сложены из жженого кирпича и имели вид развитого портала с мощными круглыми башнями и аркой въезда.

Центральная улица, соединявшая ворота, делила город пополам. В северном углу находилась укрепленная цитадель с дворцом, а юго-западнее — культовый комплекс с мечетью и медресе. С развитием города в конце XV в. его юго-западный рабад также был обнесен стеной с башнями и получил в дальнейшем название Байрам-Али.

На рубеже XIV—XV вв. в архитектуре Средней Азии сложился монументальный парадный стиль, появление которого было во многом обусловлено стремлением правителя прославить свое имя и величие образованного им государства. Особенно характерно для этого периода зодчество Мавераннахра. Во внешнем облике сооружений внимание уделялось архитектурным объёмам, создающим силуэт здания, основному массиву — четверику, завершающему его куполу и главному фасаду; пропорции становятся более стройными. Сильно развивается портал, с начала XV в. он превращается в самостоятельный, выразительный архитектурный объем, приставленный к зданию. Большая высота, глубокая ниша входа и мощные пилоны, расчлененные по вертикали едва заглубленными нишами — панно, характерны для порталов XV в.

Особое внимание зодчие уделяли эффектному завершению здания. В постройках Мавераннахра стали возводить двойные купола. Внешние купола сфероконической формы высоко поднимались над внутренними, сначала на граненом, а затем цилиндрическом барабане. Кладка внешних куполов для большей прочности укреплялась изнутри вертикальными ребрами, соединенными деревянными связями между собой. Появление двойных куполов, возможно, связано с влиянием на архитектуру Мавераннахра традиций зодчества Азербайджана, Хорезма и Хорасана, где они известны с XII в. Однако заимствована была лишь сама идея, которая в новых условиях воплотилась в новые художественные формы.

В облицовке фасадов сооружений конца XIV—XV вв. получает преимущество изразцовая мозаика, в которой из синих, голубых, реже белых и зеленых изразцов выполнялись орнаменты на фоне из шлифованного кирпича. На порталах, а во второй половине XV в. и на фасадах она сочеталась со вставками мозаики и расписной майолики, применявшимися также для облицовки тяг, жгутов, сталактитов, карнизов. Нередко майолика золотилась поверх глазури.

Интерьеры с конца XIV в. в основном украшались монументальными росписями. Они выполнялись клеевыми красками по ганчевой штукатурке. Большое место в росписях занимают вызолоченные детали орнаментов. Во второй половине XV в. появилась живопись кундаль, получившая свое название «валик» по технологии выполнения рельефной основы для вызолоченных орнаментов.

Подкупольные конструкции на рубеже XIV—XV вв. претерпели постепенное изменение. В конце XIV в. переход к куполу осуществлялся с помощью четырех арочных парусов, которые в этот период чаще всего заполняются половиной сомкнутого свода, нередко прикрытого сверху резными декоративными сталактитами из ганча. Постепенность перехода от восьмигранного яруса парусов к куполу достигалась при помощи дополнительного 16-гранника, который иногда трактовался как самостоятельный объем. Появление в последних годах XIV в. щитовидных парусов, которыми стали заполнять пространство между арочными, давало возможность плавно свести восьмиугольное основание к окружности купола. Щитовидный парус — ромбовидная по очертанию, слегка вогнутая плоскость, образованная при заполнении кладкой пространства между пересекающимися стрельчатыми арками; точки их пересечения соответствуют в плане вершинам 8-, 12-и 16-угольника. Простые щитовидные паруса строятся на пересечении 8 арок, двойные — 12, сложные — 16 арок; заполняются они кладкой «в ёлку».

В самом начале XV в. используются безраспорные паруса — горизонтально уложенные над углами помещения арчевые балки, на которые и опираются свесы купола. Балочные паруса требовали архитектурного декорирования, для чего использовали ганчевые сталактиты, создававшие пластичный переход от квадрата стен к куполу.

Для купольного перекрытия помещений, прямоугольных в плане, через них перебрасывались параллельные арки, в которые перпендикулярно им упиралось еще по паре полуарок; над созданными таким образом конструктивными квадратами с помощью щитовидных парусов выводились купола. На этой основе была разработана новая конструкция для перекрытия квадратных в плане зданий, получившая вид четырех перекрещивающихся арок.

При перекрещивающихся арках диаметр купола меньше зависел от размеров помещения, так как арки могли ставиться на любом расстоянии от углов. Для погашения распора пяты арок, несущих всю тяжесть перекрытия, укреплялись выступами, между которыми стало возможным устраивать большие ниши. Возможно, идея перекрещивающихся арок пришла из Армении, где они, известные уже с XII в., выполнялись в камне. В государстве Тимура они впервые появились на территории современного Афганистана — в мавзолее Гаухаршад в Герате и в дарсхане (помещение для занятий) медресе в Харгирде, а в Средней Азии — в постройке на возвышенности Чупан-ата под Самаркандом.

Квадратный в плане, покрытый куполом интерьер преобладает в зодчестве Средней Азии XIV—XV вв. Наряду с ним строители прибегали и к другой, не менее традиционной композиции — горизонтально-осевой, при которой помещения прямоугольного плана перекрывались рядом куполов на параллельных арках (большой Ак-Сарай мавзолея-мечети Ахмеда Ясеви в Туркестане, мечеть Туман-ака в Самарканде).

Рост городского населения вызывал необходимость строить общественные и культовые здания большой вместимости, но применявшиеся в XIV в. конструкции купольного покрытия — тромпы — ограничивали мастеров. Внутреннее пространство могло расширяться путем создания большей площади подкупольного квадрата и соответственно увеличением диаметра купола (мечети Биби-ханым в Самарканде и Кок-Гумбаз в Шахрисябзе). Однако это ставило под угрозу прочность сооружаемого без кружал купола, заставляя делать очень массивные стены для погашения распора его. Мастера, учитывая работу конструкций, искали другие пути максимального увеличения интерьера — в устройстве ниш по осям здания. С появлением перекрещивающихся арок внутреннее пространство смогло развиваться путем расширения основного квадрата и ниш.

О гражданском зодчестве конца XIV— XV вв. известно в основном из письменных источников. В Самарканде Тимур, по свидетельству современников, выстроил в цитадели четырехэтажный дворец Кок-Сарай и загородные резиденции Баги-Шамаль, Баги-Балянд, Баги-Бихишт, Дилькуша. В Дилькуша на стенах были изображены сцены из похода Тимура в Индию.

Шахрисябз. Дворец Ак-Сарай, 1380 г. Портал, фрагмент облицовки
4. Шахрисябз. Дворец Ак-Сарай, 1380 г. Портал, фрагмент облицовки

В Шахрисябзе вырос величественный дворец Ак-Сарай, закладка которого состоялась в 1380 г., после похода на Хорезм. От комплекса дворца до наших дней сохранились лишь руины входного портала, поражающие и сейчас своими грандиозными размерами (высота достигала 50 м), выразительностью архитектурных форм и многообразием изразцового убранства (рис. 4). Мощные пилоны портала, державшие арку пролетом 22 м, фланкированы цилиндрическими башнями, гранёными в нижней части. В теле массивных устоев находятся лестницы, которые прежде вели в башни и на различные этажи прилегающих строений. Над тимпаном портальной арки размещалась аркада-ревак, а выше кунгра — зубчатый парапет. Облицовка портала глазурованными кирпичами, мозаикой и майоликой представляет собой богатое собрание разнообразнейших орнаментов. Портал вел в громадный прямоугольный двор с бассейном посередине. По периметру двор был обстроен в два этажа множеством жилых комнат и залов, отделанных росписями и изразцами. При дворце находился фруктовый сад с искусственными водоемами. Портал поставлен всего в 80 м от городской стены; такая маленькая площадь передним еще больше подчеркивала размеры сооружения, подавлявшего своей массой человека. Грандиозность дворца, как и пышность его убранства, должны были выражать мощь феодального властелина. Недаром на портале Ак-Сарая начертано: «Если сомневаешься в нашей силе и могуществе, посмотри на наши постройки».

Дворцы с садами строил и Улугбек. Обширный и, очевидно, самый великолепный Баги-Майдан находился вблизи обсерватории у возвышенности Чупан-ата. Посреди сада был выстроен двухэтажный дворец Чиль-Сутун, фланкированный четырьмя башнями с лестницами. Перекрытие залов и открытых айванов второго этажа поддерживалось каменными колоннами. Рядом с этим дворцом был разбит сад «Багча» с беседкой «Чини-хана». Беседка получила свое название от панели, сделанной из подлинных китайских фарфоровых плиток с синей росписью и местных имитаций их на кашинном черепке.

В провинции в XV в. местные феодалы сооружали более скромные резиденции. Примером могут служить руины двухэтажного дворца в Абдулла-хан-кале в Мерве, возведенного из сырцового кирпича. Он был прямоугольным в плане и включал комплекс хозяйственных построек.

О монументальных гражданских постройках времени Тимура, кроме дворцов и торгового Тима, пока ничего неизвестно. При Улугбеке же было сооружено несколько крупных зданий различного назначения; ни одно из них не сохранилось. На Регистане около медресе были построены так называемые бани Мирзы с полом из различных пород камня.

Самарканд. Обсерватория Улугбека, первая половина XV в. Секстант, разрез, план
5. Самарканд. Обсерватория Улугбека, первая половина XV в. Секстант, разрез, план

Самая интересная из гражданских построек Улугбека — обсерватория, свидетельствующая о высоком уровне науки и культуры того времени, от которой теперь сохранились лишь подземная часть секстанта да фундаменты, вскрытые археологами (рис. 5). Здание было трехэтажное, круглое в плане, с радиусом больше 40 м. Здесь были созданы знаменитые астрономические «Гургановы таблицы», которыми пользовались на Востоке и Западе вплоть до XVIII в.

Развитая торговля требовала продолжения строительства в городах караван-сараев и на дорогах — рабатов. Но на территории Средней Азии их остатков пока не обнаружено.

В областях, где был недостаток речной воды, сооружались крытые куполом резервуары для хранения атмосферной воды — сардоба, например сардоба середины XV в. в центре крепости Анау с максимальной вместимостью 200 тыс. литров воды.

В Мерве, между Абдулла-хан-калой и древним городом, обнаружены снегохранилища-ледники — огромные, почти конические купола из сырцового кирпича, поставленные прямо на землю. Такой тип ледников обычен для Хорасана.

Самарканд. Мавзолей Ширин-бика-ака, 1385 г. Вид с севера, разрез, план, арочный парус
6. Самарканд. Мавзолей Ширин-бика-ака, 1385 г. Вид с севера, разрез, план, арочный парус

В силу лучшей сохранности культовые и мемориальные сооружения более ярко характеризуют развитие монументального стиля архитектуры конца XIV—XV вв. Если мавзолей Туркан-ака и Эмир-заде, построенные в первые годы правления Тимура, еще целиком повторяют архитектурные формы и конструктивное решение своих предшественников XIII — начала XIV вв., то в мавзолее Ширин-бика-ака, построенном в некрополе Шахи-Зинда в 1385 г. для сестры Тимура, проявились новые тенденции (рис. 6). Мавзолей по размерам и структуре приближается к мавзолею Эмир-заде, но у него уже двойной купол, поднятый на 16-гранный барабан. Для декора портала (остальные фасады оставлены в простой кирпичной кладке) и барабана впервые в Самарканде применена майоликовая мозаика с тонким растительным орнаментом.

Интерьер украшают стенные росписи и панель из изразцов, расписанных поверх глазури изящными золотыми узорами (рис. 6). Росписи были выполнены в сине-золотой гамме. В основном это орнаментальные композиции, в которых использованы сильно стилизованные растительные мотивы. Исключение составляют панно на стенах с изображением стилизованных пейзажей с сороками, нарисованными вполне реалистично. Четыре окна в подкупольном барабане были забраны узорными ганчевыми решетками с красными, синими, оранжевыми, зелеными и бесцветными стеклами.

Шахрисябз. Ансамбль Доруссиадат, конец XIV в. Пилон входного портала с мавзолеем Джехангира, интерьер мавзолея Джехангира, план ансамбля, разрез и план склепа
7. Шахрисябз. Ансамбль Доруссиадат, конец XIV в. Пилон входного портала с мавзолеем Джехангира, интерьер мавзолея Джехангира, план ансамбля, разрез и план склепа

Наряду с отдельными мавзолеями, такими как Бурундука в Шахи-Зинда и Рухабад (конец XIV в.), строились грандиозные царские усыпальницы. В Шахрисябзе был создан комплекс — Доруссиадат. О его размерах дает представление сохранившийся величественный пилон входного портала, в который встроен купольный мавзолей сына Тимура Джехангира (рис. 7). Высокий четверик гробницы завершен конусообразным куполом на ребристом барабане. В строительстве мавзолея, так же как и шахрисябского Ак-Сарая, очевидно, принимали участие хорезмские мастера, чем и объясняется необычная для Самарканда и Бухары форма покрытия. Однако интерьер усыпальницы выдержан в местном стиле. Тромпы, заполненные перспективными арочками, и ячеистые паруса, создающие переход к куполу, закрыты пышными декоративными сталактитами, от которых начинался ганчевый внутренний купол. Стены и сталактиты покрывала роспись с преобладавшим вызолоченным орнаментом на ультрамариновом фоне.

На главной продольной оси комплекса, в противоположном от входа конце, размещалась усыпальница, предназначенная для Тимура. От нее сохранился лишь облицованный мрамором склеп, перекрытый низким куполом из каменных плит, и мраморный саркофаг.

Туркестан. Мавзолей-мечеть Ходжа Ахмеда Ясеви, 1389—1399 гг. Общий вид с севера, план
8. Туркестан. Мавзолей-мечеть Ходжа Ахмеда Ясеви, 1389—1399 гг. Общий вид с севера, план

В 1389—1399 гг. в городе Туркестане был построен мавзолей-мечеть Ходжа Ахмеда Ясеви. Стремясь привлечь на свою сторону кочевых узбеков и укрепить мусульманство в их среде, Тимур возвел это грандиозное здание, посвященное почитаемому местному святому (рис. 8).

Прямоугольное в плане, оно ориентировано по оси север — юг, на которой за входным порталом расположены центральный купольный зал — казанлык, где стоял ритуальный бронзовый котел (казан) и гурхана. По сторонам находятся мечеть и большой ак-сарай, а возле казанлыка, в портальной части, — такие помещения, как библиотека, кухня и др.

За мощным, хотя и незаконченным в верхней части, порталом, занимающим весь южный фасад, возвышается кубический объем казанлыка с громадным куполом, а за ним — меньшие купола мавзолея и мечети. Масштабность здания подчеркивается также крупным геометрическим и эпиграфическим орнаментом из изразцовой мозаики на фасадах.

Разнообразны конструкции купольных покрытий. Величественный купол казанлыка (диаметр 18 м) опирается на балки в углах четверика, купол гурханы — на арочные паруса, а в прямоугольных мечети и большом ак-сарае — на систему параллельных арок и полуарок.

В качестве декора широко использованы сложные лепные сталактиты, сплошь заполняющие купола казанлыка, мечети, паруса гурханы, изразцовые панели и росписи в сине-золотой гамме в интерьерах гурханы и мечети.

Самарканд. Мечеть Биби-ханым, 1399—1404 гг. Общий вид
9. Самарканд. Мечеть Биби-ханым, 1399—1404 гг. Общий вид
Самарканд. Мечеть Биби-ханым
10. Самарканд. Мечеть Биби-ханым. Главное здание с востока, михрабная стена в главном здании, фрагмент росписи (реконструкция И. Бородиной), разрез, план главного здания
Самарканд. Мечеть Биби-ханым
Самарканд. Мечеть Биби-Ханым, XIV—XV вв. Портал

В 1399—1404 гг. в Самарканде после похода Тимура в Индию, принесшего богатую добычу, была построена соборная мечеть, ныне известная как мечеть Биби-ханым (рис. 9, 10). Громадным сооружением (площадь 83 × 62 м) правитель отметил свой военный триумф. Мощный высокий входной портал с аркой пролетом в 18,8 м вел в огромный двор, обстроенный по периметру многокупольными галереями на цилиндрических каменных колоннах, украшенных резьбой; на противоположном от входа конце возвышалось величественное главное здание мечети, высота которого достигала 44 м, а два поменьше располагались на поперечной оси двора; четыре высоких стройных минарета закрепляли углы сооружения. Глазурованная облицовка покрывала фасады, особенно пышно были украшены порталы мозаикой и резными мраморными вставками. Над созданием мечети трудились мастера, вывезенные Тимуром из разных стран; так, щипцовая стена входного портала была облицована мрамором азербайджанцами.

Архитектурная схема всех зданий мечети одинакова: на массивный квадратный объем поставлен несколько меньший по размерам четверик; четверик завершен цилиндрическим барабаном со сферическим внешним куполом, облицованным бирюзовыми изразцами; входной проем оформлен порталом. Портал главного здания сильно развит; он фланкирован гранёными башенками-гульдаста и превращен в самостоятельный объем, как бы приставленный к фасаду. Для архитектуры интерьеров характерно четкое членение на ярусы — стены, паруса и купол. Великолепно их убранство. Бирюзово-синие майолики и мозаики сменялись в интерьерах сине-золотыми орнаментальными росписями, сплошь покрывавшими все плоскости.

В главном здании панель (не сохранилась) была из мрамора, в орнаментальных росписях на стенах большое место занимали наряду с растительными стилизованными узорами геометрические мотивы. Основные орнаменты росписей были заглублены в ганчевом грунте и вызолочены, а фон сплошь залит ультрамарином или заполнен мелкими синими спиралями. На куполе и парусном ярусе золоченые орнаменты выполнялись в рельефе из папье-маше. Больше использовались растительные мотивы: переплетающиеся стебли поднимались от низа купола к его вершине. В боковых малых зданиях в росписях интерьера преобладают геометрические узоры. Там нет папье-маше, так как оно могло применяться лишь на большой высоте, а для вызолоченных орнаментов использовалась техника заглубления в грунте, а также небольшие ганчевые налепы.

Несмотря на большое разрушение, мечеть и сейчас производит огромное впечатление выразительностью грандиозных архитектурных массивов, красотой силуэта, простором интерьеров, блеском и насыщенностью изразцового и живописного декора.

Мечеть Биби-ханым оказала определенное влияние на структуру и планировку соборных мечетей, строившихся в XV в. в Мавераннахре,— Кок-Гумбаз в Шахрисябзе и Калян Бухаре.

Самарканд. Мавзолей Гури-Эмир, начат в 1404 г. Общий вид, интерьер, аксонометрия ансамбля, разрез, план (реконструкция И. Плетнева)
11. Самарканд. Мавзолей Гури-Эмир, начат в 1404 г. Общий вид, интерьер, аксонометрия ансамбля, разрез, план (реконструкция И. Плетнева)
Самарканд. Мавзолей Гури-Эмир. Начало XV в.
Самарканд. Мавзолей Гури-Эмир. Интерьер (купол и паруса), фрагмент декора купола
12. Самарканд. Мавзолей Гури-Эмир. Интерьер (купол и паруса), фрагмент декора купола

В 1404 г. было начато строительство мавзолея для внука Тимура — Мухаммед-Султана, ставшего усыпальницей самого основателя династии, а затем и его преемников. Ныне мавзолей известен под названием Гури-Эмир. Мавзолей был поставлен на юге уже существовавшего комплекса, выстроенного в конце XIV в. Он состоял из медресе Мухаммед-Султана с востока и ханака с запада, обращенных главными фасадами в квадратный двор, огражденный стенами с минаретами по углам (рис. 11) и входным порталом с севера.

Мавзолей уникален по своей объемной композиции: на восьмигранном основании стоит высокий цилиндрический барабан с сильно вытянутым ребристым стрельчатым внешним куполом. Внутри мавзолей квадратный в плане, с глубокими и широкими нишами по осям здания. Переход к куполу осуществлен с помощью арочных парусов и треугольных вогнутых плоскостей, подобных щитовидным парусам. Внутренний сфероконический купол гораздо ниже внешнего.

Строители учли работу конструкций этого здания: поскольку при арочных парусах углы кубического объема, весьма массивные из-за толщи стен, не несут нагрузки, мастера сочли возможным срезать их, придав внешнему объему вид восьмигранника. Под полом мавзолея находится перекрытый очень плоским вальмовым куполом склеп, крестовый в плане, благодаря четырем глубоким нишам.

В первой половине XV в., во время правления Улугбека, в мавзолее проводились большие работы. Северный портал перестроили; с восточной стороны, куда перенесли вход, возвели низкую купольную галерею, украшенную внутри росписями в манере того времени. Подобная галерея (от нее сохранились лишь руины) была и с юга, а с запада уцелели лишь стены и свод ниши какого-то, судя по раскрытым в 1963—1964 гг. фундаментам четырех мощных пилонов, грандиозного квадратного зала.

Восьмигранник мавзолея облицован, так же как и другие сооружения того времени, шлифованным обожженным кирпичом, на фоне которого из синих и бирюзовых изразцов выложена геометрическая сетка и куфические надписи. Барабан украшен бело-синими надписями, а купол — геометрическим орнаментом. Величественный бирюзовый купол мавзолея имел определяющее значение не только в силуэте ансамбля, но и всего города с его одно- и двухэтажной застройкой; на мавзолей открывались некоторые улицы, шедшие от центральной площади Регистан.

Торжественен интерьер мавзолея, сплошь покрытый росписями. Как и внешнему объему, ему приданы вытянутые пропорции, подчеркивающие его высоту. Архитектура интерьера собрана и четка — стены, прорезанные до верха стрельчатыми нишами, выглядят мощными и стройными пилонами, держащими паруса, на которые опирается купол. Декор неразрывно связан с архитектурой. Низ стен опоясан панелью из желтовато-зеленоватого мрамора, а над ней — надписью и сталактитовым карнизом из мрамора, зрительно создающими прочную основу находящимся выше росписям. Угловые участки смежных стен украшены огромной композицией крупного геометрического орнамента, что еще больше способствует восприятию их как мощных устоев (рис. 11).

Для верхних частей интерьера использованы более изящные орнаменты, зрительно облегчавшие перекрытие. Переплетавшиеся золотые стебли, поднимаясь от низа купола, сбегались к его вершине (рис. 12). Они лежали на легком, как бы воздушном голубом фоне, образованном тысячами мелких ультрамариновых спиралей, нанесенных на белый грунт. Подоснова для золоченых орнаментов выполнена в разной технике — из папье-маше, слегка заглублена в грунте, отлита из ганча и оклеена бумагой. В нарядном и торжественном помещении господствовала сине-золотая гамма. Дневной свет смягчался, проходя сквозь цветные остекления решеток окон; светильники и лампионы, спускавшиеся из центра купола и по углам, наполняли интерьер мягким светом, в котором мерцали золотые орнаменты.

С общим великолепием интерьера прекрасно сочетаются каменные надгробия на полу и окружающая их резная решетчатая ограда из мрамора цвета слоновой кости. Она, как и надгробие Тимура из темно-зеленого нефрита, была поставлена Улугбеком впоследствии, но настолько слилась с художественным обликом интерьера, что сейчас Гури-Эмир немыслим без них.

Самарканд. Мавзолей Туман-ака, 1405 г. Общий вид, разрез, план, роспись сталактитов (реконструкция И. Бородиной)
13. Самарканд. Мавзолей Туман-ака, 1405 г. Общий вид, разрез, план, роспись сталактитов (реконструкция И. Бородиной)
Самарканд. Мечеть Туман-ака, 1405 г., разрез, план, интерьер
14. Самарканд. Мечеть Туман-ака, 1405 г., разрез, план, интерьер

В первые годы XV в. в Самарканде были выстроены мавзолеи с куполами на балочных парусах — Туман-ака в некрополе Шахи-Зинда и Биби-ханым, который входил в комплекс медресе и до нас дошел сильно разрушенным.

Мавзолей Туман-ака (1405 г.) — небольшой по размерам, как и другие здания ансамбля Шахи-Зинда (рис. 13). Внешний его объем очень лаконичен: четверик, на который поставлен высокий цилиндрический барабан со сфероконическим бирюзовым куполом. Главный западный фасад занимает развитый портал, облицованный майоликовой мозаикой. С юга к мавзолею примыкает небольшая прямоугольная в плане мечеть, перекрытая тремя куполами на параллельных арках и полуарках (рис. 14). У мавзолея Биби-ханым северо- и юго-восточные углы четверика, по типу Гури- Эмира, срезаны до восьмигранника. В обоих зданиях заметна тенденция к вытянутости пропорций как во внешнем облике, так и в интерьере, где она достигается увеличением высоты стен (рис. 15). Балочные паруса и своды ниш закрыты декоративными, лепными из ганча сталактитами, очень сложными и изящными, образующими красивый плавный переход от квадратного плана к окружности купола.

Интерьеры обоих мавзолеев украшены росписью и изразцовыми панелями. Для росписи использованы растительные мотивы — сильно стилизованные изображения деревьев, кустов, орнаментальные композиции, гирихи. Золоченые орнаменты предварительно либо углублялись в грунте, либо отливались из ганча и оклеивались бумагой. В мавзолее Биби-ханым встречаются также несколько графические по манере исполнения простые орнаменты — звезды, равноконечные кресты, точки синего цвета на белом ганчевом грунте. Эти росписи в первой половине XV в. займут все интерьеры.

В монументальном зодчестве первой половины XV в. заметен некоторый отход от гигантомании. Ему свойственна большая гармоничность отдельных архитектурных объемов и форм сооружений, пропорций, изысканность внешнего декора и интерьеров. В убранстве портальных ниш, дворовых фасадов преобладают майоликовые мозаики, иногда в сочетании с изящными резными мраморными вставками. Из росписей исчезает позолота, акцент делается на тонкой и четкой прорисовке красивых орнаментов.

Самарканд. Мавзолей Биби-ханым, начало XV в. Общий вид, интерьер, разрез, план
15. Самарканд. Мавзолей Биби-ханым, начало XV в. Общий вид, интерьер, разрез, план
Шахрисябз. Мечеть Кок-Гумбаз, 1435 г. Общий вид Бухара. Мечеть Калян, XV в. Общий вид с портала медресе Мири-араб
16. Шахрисябз. Мечеть Кок-Гумбаз, 1435 г. Общий вид 17. Бухара. Мечеть Калян, XV в. Общий вид с портала медресе Мири-араб

Мечеть Кок-Гумбаз, названная так за бирюзовый купол (ныне обрушившийся), построена в 1435 г. в г. Шахрисябзе. Архитектурными формами она напоминает главное здание Биби-ханым, но гораздо скромнее его по масштабу (рис. 16). Интерьер мечети квадратный в плане, с нишами на осях; купол опирается на арочные и щитовидные паруса. Три стрельчатых проема в северной и южной стенах соединяли мечеть с расположенными по этим сторонам купольными галереями. От декора сохранились лишь фрагменты изразцовой мозаики на фасадах и сине-красных медальонов росписи купола в интерьере.

Общая композиция плана мечети Биби-ханым до некоторой степени повторяется в мечети Калян в Бухаре (первая половина XV в.), с той лишь разницей, что на поперечной оси здесь расположены со стороны двора невысокие порталы боковых входов, а 228 куполов галереи через арки опираются на массивные, квадратные столбы (рис. 17).

Главное здание, квадратное в плане, с нишами на осях, покрыто двойным куполом, переход к которому осуществлен через ярус арочных парусов и 16-гранник, так же как в мавзолее Эмир-заде и Ширин-бика-ака. Внешний купол, облицованный бирюзовыми изразцами, поднят на цилиндрический барабан.

Фасады были покрыты изразцовой, а порталы майоликовой мозаикой; в главном здании в 1963 г. вскрыта панель из бирюзовых шестиугольных плиток.

Выразителен силуэт мечети, построенный на противопоставлении низких, большой протяженности фасадов галерей, высокого, но массивного купола и уравновешивающего его объема входного портала.

Углы здания закреплены круглыми гульдаста, не превышающими высотой стены. Стройный минарет 1127 г., стоящий у юго-восточного угла мечети, дополняет ансамбль.

Шахрисябз. Мавзолей Гумбази-Сейидан, первая половина XV в. Фрагмент резной двери, фрагмент орнаментальной росписи
18. Шахрисябз. Мавзолей Гумбази-Сейидан, первая половина XV в. Фрагмент резной двери, фрагмент орнаментальной росписи
Самарканд. Мавзолей Казы-заде-Руми, 30-е годы XV в. Общий вид, сталактитовый купол, разрез, план, ниша
19. Самарканд. Мавзолей Казы-заде-Руми, 30-е годы XV в. Общий вид, сталактитовый купол, разрез, план, ниша
Самарканд. Шах и Зинда. На переднем плане Мавзолей Казы-заде-Руми, 30-е годы XV века

В первой половине XV в. продолжается строительство мавзолеев с куполом на арочных и на балочных парусах. В первых — мастера повторяли планировку и структуру сооружений рубежа XIV—XV вв. Таков мавзолей Гумбази-Сейидан в Шахри-сябзе. Уникальны орнаментальные росписи его интерьера, выполненные в основном синей краской по белому грунту (рис. 18). Несложные узоры написаны свободно от руки тонкой кистью в графической манере, характерной для первой половины XV в. Кое-где они оживлены точками твореного золота, а в орнаментах на куполе введен еще дополнительно красный цвет, как и в мечети Кок-Гумбаз.

В мавзолеях с куполом на балочных парусах все сильнее проявляется тенденция к стройности пропорций и в силуэте, и в интерьере. Особенно это заметно в усыпальнице Казы-заде-Руми в некрополе Шахи-Зинда, где высота внутри в 2,5 раза превышает поперечник. Мавзолей состоит из двух купольных зданий, поставленных рядом по оси север — юг и сообщающихся между собой, — миниатюрной гурханы (усыпальница) с закрытым склепом и зиаратханы (помещение для поминального обряда) (рис. 19).

Зодчие добились большой выразительности силуэта, при одной композиционной схеме каждое из зданий наделено уникальными чертами; они разнятся своей массой, высотой, пропорциями. Массивная большая зиаратхана противопоставлена изысканному объему гурханы. Мавзолей эффектно поставлен на склоне холма Афрасиаб и рассчитан на обозрение в разных ракурсах, его купола видны издали.

Интерьеры этого сооружения тоже как бы противопоставляются друг другу. Просторная, высокая зиаратхана с величественными широкими нишами на осях здания контрастирует с камерной уютной гурханой, необычайно утонченной по пропорциям и убранству. Весь верх гурханы (стены, ниши, купол) заполнен изящными мелкими сталактитами с очень сложным и глубоким рельефом. Игра света и тени делает купол сказочно легким, парящим в воздухе. Внизу стены обрамлены, панелью из мелких бирюзовых плиток, а выше все плоскости покрыты кружевом мелкой синей росписи по белому ганчевому грунту. Простые ее узоры — сетки из шестиугольников, спирали, звезды, равноконечные кресты, небольшие деревца — исполнены в графической манере. Они органично сливаются с архитектурой интерьера. Оживляя белые плоскости, лишая их сухости, росписи придают интерьеру гурханы легкость и красоту.

Особняком в зодчестве Самарканда первой половины XV в. стоит небольшой мавзолей «Восьмигранник» в некрополе Шахи-Зинда. Стрельчатые проемы во всех стенах придают зданию вид ротонды. Мавзолей очень удачно вписан в ансамбль средней группы. Его архитектурные формы не характерны для самаркандского зодчества, а близки мавзолеям Азербайджана и Хорезма башенного типа. Однако декор — изразцовые мозаики и роспись купола внутри — выдержан в характерном для того времени местном стиле. 

К началу XV в. сложился среднеазиатский тип медресе с большим двором, по периметру которого расположены в два этажа худжры, а на осях — сводчатые айваны; в угловых частях главного фасада обычно помещаются мечеть и дарсхана. Вход во двор оформляет портал, а углы здания закрепляют минареты.

Самарканд. Медресе Улугбека, 1417—1420 гг. Общий вид, фрагмент облицовки, план; Бухара. Медресе Улугбека, 1418 г. Главный фасад
20. Самарканд. Медресе Улугбека, 1417—1420 гг. Общий вид, фрагмент облицовки, план; Бухара. Медресе Улугбека, 1418 г. Главный фасад

Улугбек, проявлявший заботу о повышении уровня науки в стране, построил три медресе — в Бухаре (1418 г.), Самарканде (1417—1420 гг.) и Гиждуване (1437 г.), в которых сохранена эта схема. Особенность бухарского медресе составляет своеобразное решение главного фасада как двухъярусных арочных лоджии, соответствующих находящимся за ними худжрам (рис. 20). Такая трактовка главного фасада станет распространенной в XVI и XVII вв.

Самым большим было медресе в Самарканде, обращенное главным фасадом на центральную площадь — Регистан. По своим размерам оно не уступает постройкам Тимура, но отличается от их тяжеловесности необычайно стройными пропорциями. Были найдены выразительные архитектурные формы медресе, масштабность, которая дает возможность почувствовать простор площади и ощутить грандиозность сооружения, замыкающего ее с запада (рис. 20).

Медресе с высоко поднимающимися четырьмя куполами и минаретами играло важную роль в создании городского силуэта. Наряден декор главного портала: витые жгуты из расписной майолики фланкируют его, стены портальной ниши покрыты тонкими мозаичными наборами в сочетании с резными мраморными вставками; громадные тимпаны были украшены звездчатым гирихом, плетения которого выполнены бирюзовыми изразцами, а фигуры — из мозаики и резного мрамора. По мнению некоторых исследователей, на тимпанах символически изображено звездное небо — дань увлечению Улугбека астрономией. Боковые фасады и минареты облицованы изразцовой мозаикой — крупной геометрической сеткой и религиозными куфическими надписями из синих и бирюзовых кирпичей.

Если крупный геометрический орнамент наружных фасадов подчеркивал монументальность здания, то дворовые фасады решены иначе. Членение их представляет собой как бы уплощенную схему находящихся за ними помещений — двухэтажные аркады стрельчатых ниш, соответствующих ширине худжр, окружали двор. Только по осям их ритм перебивался порталами айванов. Гармония пропорций почти квадратного двора и относительно мелкого членения фасадов, соразмерного человеческому росту, придала архитектуре двора характер камерности. В декоре дворовых фасадов преобладает тонкая майоликовая мозаика, в основном с растительными узорами, мраморные панели со вставками из бирюзовой глазури.

Особенность планировки медресе — устройство дополнительных боковых входов во двор и расположение мечети с запада, а четырех дарсхана в углах здания. Купольные покрытия дарсхана, квадратных в плане, с очень широкими нишами по осям, очевидно, опирались на балочные паруса.

Гиждуван. Медресе Улугбека, 1437 г. Перекрытие зимней мечети
21. Гиждуван. Медресе Улугбека, 1437 г. Перекрытие зимней мечети

Сильно вытянутая по оси север — юг прямоугольная мечеть (22 × 8 м) с нишами (7 × 2,5 м) в торцовых стенах делилась четырьмя поперечными арками на пять частей, каждая из которых перекрывалась куполами на параллельных арках и полуарках. Эта конструкция, примененная еще раньше в мечети Туман-ака, большом ак-сарае Ахмеда-Ясеви, здесь более развита и использована единственный раз в зодчестве Средней Азии для большого, сильно вытянутого интерьера. Позже она применена в зимней мечети медресе Улугбека в Гиждуване, но так же, как и в зданиях, построенных на рубеже XIV—XV вв., при трехчастном членении плана (рис. 21).

Интерьеры медресе в Самарканде украшены синими росписями, исполненными в характерной для того времени манере; они подобны стенописям Гумбази-Сейидан и галереи 1424 г. у мавзолея Гури-Эмир. Их остатки сохранились в крытых проходах во двор из главного портала, в юго-восточной дарсхане и мечети.

Самарканд. Мавзолей Чупан-ата, середина XV в. Общий вид, щитовидные паруса в интерьере, разрез, план
22. Самарканд. Мавзолей Чупан-ата, середина XV в. Общий вид, щитовидные паруса в интерьере, разрез, план

В середине XV в. на возвышенности Чупан-ата под Самаркандом было выстроено небольшое купольное здание, которое в научной литературе получило название мавзолея, очевидно, за свой внешний облик, хотя захоронений в нем не обнаружено. Некоторые исследователи предполагают, что это был охотничий павильон Улугбека. Сооружение представляет огромный интерес потому, что в нем впервые в Мавераннахре для возведения купола была применена конструкция четырех взаимно перекрещивающихся арок и система щитовидных парусов (рис. 22). На вершины арок опирается цилиндрический барабан с куполом. План интерьера, отражая специфику новых конструкций, получает вид равноконечного креста благодаря глубоким нишам.

Новые конструкции несколько изменили Η объемную композицию здания: четверик становится более приземистым, над ним возвышаются верхняя часть никак не замаскированных мощных арок и завершающий барабан с куполом. Интерьер покрыт простой ганчевой штукатуркой. Мавзолей Чупан-ата открывает новую страницу в истории зодчества Средней Азии. В мавзолеях Самарканда второй половины XV в. — Ишратхане и Ак-Сарае — зодчие продолжают, развивают и совершенствуют новую конструктивную систему.

Самарканд. Мавзолей Ишратхана, 1464 г. Общий вид до разрушения купола, росписи галереи, разрез, план
23. Самарканд. Мавзолей Ишратхана, 1464 г. Общий вид до разрушения купола, росписи галереи, разрез, план

Ишратхана представляла собой массивное, прямоугольное в плане сооружение с большим порталом с юго-западной стороны и куполом на высоком цилиндрическом барабане над центральным залом (рис. 23). Здание было двухэтажным в восточном и частично западном крыле. По своим масштабам Ишратхана сродни грандиозным сооружениям, возведенным при Тимуре. В ней, как и Ак-Сарае, продолжена традиция сложного усыпального комплекса, включающего ряд различных помещений. Однако планировка и организация пространства интерьера отличны от зданий конца XIV в., таких, как Ахмед-Ясеви и Доруссиадат с их одноосной композицией плана.

В Ишратхане композиция сложная, но четкая: на центральной оси, пересекающей здание поперек, расположен портал, а сразу за ним — главный зал — гурхана; по обе стороны размещены мечеть и двухэтажная галерея. Все помещения объединены еще продольной осью. Анфиладное расположение помещений на ней дает возможность объединить их и раскрывать интерьеры в перспективе с разных точек. Открытая галерея и дверные проемы, выходившие на все фасады, связывали интерьер с окружавшим здание садом.

Силуэт здания характеризуется противопоставлением громадного прямоугольного объема развитому стройному порталу, уравновешенному высоким цилиндрическим барабаном с куполом над гурханой. Перекрытия помещений второго этажа скрыты за стенами, и над всем зданием господствовала бирюзовая глава единственного купола. 

Мавзолей облицован жженым розово-желтым кирпичом с тщательной расшивкой швов или прокладкой в них узких голубых глазурованных полос. Портал и задний фасад украшены майоликовыми вставками с очень тонкой, подглазурной росписью бирюзовым по белому. По изысканности и красоте внешнего декора этот памятник не имеет себе равных. И даже сейчас, когда мавзолей стоит в руинах, без купола, когда многие из поливных вставок выбиты и на их местах зияют пустые гнезда, он покоряет своей красотой и величавостью, тонкостью и художественностью облицовок, изысканностью сочетаний бирюзовых вставок и кирпича.

Главным помещением мавзолея является центральный зал — гурхана, перекрытый куполом на перекрещивающихся арках. Пропорции интерьера очень изменились: из-за отсутствия яруса парусов намного снижается высота помещения по сравнению со зданиями предыдущего периода, и в результате увеличения ниш расширяется площадь. Но интерьер от этого не выглядит приземистым. На очень высокую панель (в Ишратхане она равна 220 см) опираются арки, которые держат купол. Стена сохраняется только на высоту панели и составляет треть высоты помещения. Арки, образующие конструкцию, четко выступали из поверхности сводов и организовывали весь интерьер. На них держалась сложнейшая система перекрытий.

Почти вся конструктивная кладка (кроме самих перекрещивающихся арок и щитовидных парусов под куполом) была закрыта декоративными тонкими плоскостями, которые фактически формировали пространство интерьера, и сталактитами. Между ними и черновой кладкой остаются пазухи; в местах, где частично перекрытия еще сохранились, хорошо видна конструкция.

В мечети Ишратхана наблюдается дальнейшее развитие системы купольных покрытий прямоугольных помещений на параллельных арках, известной уже по большому ак-сараю Ахмеда-Ясеви и мечети Туман-ака. Купольная галерея — мион-сарай — состоит из трех квадратных в плане помещений, разделенных широкими арками и покрытых куполами, опирающимися на систему щитовидных парусов. Интерьеры были украшены живописью кундаль и глазурованными панелями. Особенно нарядна была панель в гурхане из майоликовой мозаики с тонким растительным узором. В росписях преобладают растительные вызолоченные орнаменты или крупные медальоны, чередующиеся с живописными изображениями цветов на синем или темно-голубом фоне. По колориту и эффекту, производимому на зрителя, кундаль ближе росписям времени Тимура, чем времени Улугбека.

Самарканд. Мавзолей Ак-Сарай, вторая половина XV в. Перекрытие центральной части интерьера, орнамент панели (реконструкция И. Бородиной)
24. Самарканд. Мавзолей Ак-Сарай, вторая половина XV в. Перекрытие центральной части интерьера, орнамент панели (реконструкция И. Бородиной)

Росписи интерьеров лучше сохранились в другом идентичном Ишратхане мавзолее — Ак-Сарае, расположенном вблизи усыпальницы Гури-Эмир. Ак-Сарай размерами гораздо меньше Ишратханы, у него нет мечети, трёхкупольная галерея была небольшой. Сейчас сохранилась только гур-хана. По конструкциям она схожа с центральным залом Ишратханы (рис. 24). При скромном внешнем облике еще большим контрастом звучит интерьер гурханы с выразительным убранством, хотя и дошедшим до нас тоже с большими утратами. Мягкое мерцание золоченых узоров, глубокий бархатный тон ультрамарина создают общий колорит, а при тщательном осмотре открываются взору тысячи мельчайших тонко и со вкусом написанных белых, розовых цветов, отражающих богатство местной флоры. Роспись дополняли красивой формы сталактиты в углах и под куполом, а также мозаичная панель. По виртуозности выполнения набора (многолепестковые цветы, листья в диаметре 2—3 см), красоте орнамента и цветового сочетания, очень тактичного введения позолоты желтых деталей панель, пожалуй, не имеет в Средней Азии себе равных.

Анау. Мечеть, 1455—1456 гг. Реконструкция портала мечети, разрез, план
25. Анау. Мечеть, 1455—1456 гг. Реконструкция портала мечети, разрез, план

Из монументальных мечетей второй половины XV в. известна одна мечеть Анау, близ Ашхабада, построенная в 1455— 1456 гг. Мечеть разрушилась во время землетрясения 1948 г. Она состояла из главного здания и построек, примыкавших к его северному и восточному углам. Вдоль всех трех фасадов главного здания мечети на склоне холма располагался цокольный этаж с худжрами для паломников, плоская кровля которого достигала уровня пола в мечети и служила террасой — айваном (рис. 25).

Квадратный зал мечети пролетом 10,5 м был перекрыт куполом на четырех подпружных арках и тромпах. Стены внутри были расчленены на три яруса; в нижнем, не исключая и южной стены с михрабом, находились стрельчатые ниши с выходами на внешнюю террасу, а в верхних — ниши-лоджии. В угловых частях здания размещались винтовые лестницы, ведшие к обводным галереям второго и третьего этажей. Зал раскрывался на север обширным сводчатым проемом, оформленным порталом. К нему примыкали более низкие боковые крылья с трехъярусными нишами-лоджиями по фасаду, из которых нижние соответствуют находящимся за ними худжрам, а верхние ниши декоративные.

С задней стороны портала видны три яруса разгрузочных арок; верхние из них над тимпаном оставлены сквозными. Некогда забранные резными решетками, они служили и легким завершением портала. Устои его были фланкированы сзади полу-башнями; видимо, это нижние части некогда возвышавшихся над порталом небольших минаретов.

Планы восточной и западной группы построек несколько различны. Каждая из них имела по квадратному купольному залу пролетом 3,6 м; зал окружали двухъярусные галереи, открывавшиеся в него проемами. В западной группе помещения галереи были более развиты. Перекрытия залов и галерей представляли собой разнообразные варианты звездчатых куполов, основанных на щитовидных парусах.

Центром композиции двора служил портал мечети выразительных размеров и богатого декоративного убранства. Портал был облицован шлифованным кирпичом со вставками синих и голубых изразцов и мозаичными наборами, верх его оформляла сквозная аркатура — «ревак». Тимпан над аркой заполняло уникальное мозаичное изображение драконов на фоне цветов яблони. Сюжет, безусловно, китайский, но воспроизведен он местным мастером-мозаичистом в схеме, канонизированной к XV в. в искусстве Средней Азии.

Убранство интерьера намного скромнее: мозаикой здесь отделан только михраб, внизу стен шла панель с геометрическим рисунком из терракотовых плиток и изразцов, а выше нее — гладкая ганчевая штукатурка. Только на выкружке подпружных арок нанесены рельефные ганчевые надписи; в одной из них содержится дата постройки мечети. Щеки подпружных арок и верх купола были скромно украшены простым гирихом, выполненным в технике «часпак» (резьба по двухслойному ганчу). Она не встречалась в самаркандских сооружениях, зато получила распространение в интерьерах Бухары XVI в.

В конструкциях главного здания мечети еще не использована система перекрещивающихся арок, которая с успехом применялась во второй половине XV в. в Самарканде и Герате, но разнообразные купольные перекрытия боковых галерей строятся на элементах и принципах этой системы.

Стилистически мечеть Анау близка хорасанскому зодчеству. От самаркандских построек она отличается, в основном, пространственной композицией интерьера, раскрытым в окружающие галереи, и наличием многоярусных лоджий. Во внешних облицовках, как и в зданиях Самарканда второй половины XV в., намечается отход от цветовой перенасыщенности. Фасады отделываются шлифованным кирпичом, который оживляется изразцовыми вставками, а мозаичные наборы занимают наиболее ответственные места. Для общей композиции ансамбля характерно противопоставление массивного объема главного здания с подчеркнутой вертикалью портала более низким боковым постройкам. Мечеть, эффектно поставленная на склоне холма былой крепости, возвышалась над окружающей застройкой.

В силу сложившихся благоприятных исторических и экономических условий архитектура Средней Азии в конце XIV—XV вв. развивалась быстрыми темпами. Перед зодчими встали крупные градостроительные проблемы; их решения требовали рост городов, развивающиеся торговля и ремесла. Градостроительные работы в Самарканде, видимо, не были осуществлены в полном намечаемом объеме. Однако пробитые в то время торговые улицы и площади заложили основу планировки города, обусловившей структуру его на столетия (частично сохранилась в этой средневековой части и до наших дней). В конце XIV—XV вв. сооружается ряд крупных архитектурных ансамблей, которые играли роль высотных центров для отдельных частей города, определяя общий силуэт его.

При интенсивности и большом масштабе строительство было сосредоточено лишь в крупных городах — Самарканде и Шахрисябзе, отчасти в Бухаре, а в других местах сводилось к единичным случаям. Такая концентрация способствовала выработке нового, единого, ярко выраженного стиля архитектуры в основном на базе местных строительных традиций и новых художественных влияний, в связи с участием мастеров различных областей и стран. Во второй половине XV в. с расширением строительства в Хорасанских провинциях используются местные традиции, поэтому сооружения, сохранившиеся на территории современной Туркмении, отличаются от самаркандских.

В XV в. в Средней Азии складывается стиль архитектуры, для которого характерны монументальность и грандиозность сооружений, большие масштабы, развитие отдельных частей здания — входного портала, превращающегося иногда в самостоятельный объем, и высокого барабана с куполом. В то время чётко складываются типы некоторых сооружений и их планировки — соборной мечети, медресе, ханака, торгового тима, появляются большие погребальные комплексы.

В монументальном зодчестве преобладает тип центрического, квадратного в плане и перекрытого куполом здания, которое используется для различного назначения. Его внешний облик и интерьер постоянно менялись. На протяжении конца XIV — первой половины XV вв. пропорции здания становились все более вытянутыми. Во внешнем объеме это достигалось введением дополнительных восьмигранных переходов от четверика к куполу, высоких цилиндрических подкупольных барабанов, в интерьере — увеличением высоты стен. Особая монументальность и грандиозность сооружения достигались не какими-то новыми композиционными приемами или изменением структуры и пропорций здания, а в основном увеличением его строительного массива.

Первая половина XV в. отмечена непрерывными поисками и совершенствованием конструкций для купольного перекрытия, позволивших максимально расширить площадь и пространство интерьера. В середине XV в., наконец, такие конструкции появились — перекрещивающиеся арки, которые понизили центр тяжести купольного перекрытия; размеры купола перестали быть в прямой зависимости от периметра стен, что дало возможность расширить пространство интерьера.

Система перекрещивающихся арок послужила основой для дальнейшего развития архитектуры Средней Азии в XVI в. В XV в. эти конструкции во внешнем облике сооружений выявлялись лишь частично. Расширяется основной объём четверика, но возвышающиеся над ним перекрещивающиеся арки еще прикрываются декоративными стенками, чтобы скрыть конструкцию. На арки ставится все тот же цилиндрический барабан с внешним куполом — зодчие сохраняли привычный, выработанный в конце XIV в. художественный облик купольных зданий. Только в XVI в. новые конструкции обретут свою архитектурно-художественную форму. Зато интерьер с появлением перекрещивающихся арок в XV в. получает новое пространственное решение.

В зодчестве в конце XIV—XV вв. большую роль играет декор, многообразный и высокохудожественный: глазурованные кирпичи, майолика с надглазурной росписью, тонкие наборы мозаики, резьба по мрамору покрывают все поверхности стен, барабанов, куполов. Интерьеры этого периода украшены глазурованными или мраморными панелями и росписями орнаментального характера. Они не оставались неизменными: на протяжении конца XIV — XV вв. прослеживаются три этапа в развитии их художественного стиля, тесно связанного с росписями бытовой керамики, с украшением рукописных книг.

Достижения зодчества XV в. послужили основой для развития архитектуры XVI в.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)