Архитектура Японии XVI в. (период Момояма)
Глава «Архитектура Японии XVI в. (период Момояма)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Авторы: Глухарева О.Н., Прибыткова А.М.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971
После потери власти могущественными сёгунами Асикага на протяжении всего XVI в. между сильными феодальными домами Японии идет борьба за власть, складывается военная диктатура во главе с такими крупными военачальниками, как Ода Нобунага (1534—1582) и Хидэёси (1536—1598).
Реформы по укреплению в стране феодальных отношений, которые проводились Хидэёси, а также его захватнические походы в Корею выдвинули его в середине XVI в. как полководца и правителя.
В первой половине XVI в. происходит и первое знакомство Японии с европейскими странами. В 1543 г. португальцы, а в 1584 г. и испанцы проникают в Японию и устанавливают с ней торговые отношения. В области художественной культуры и зодчества знакомство с европейцами оставило очень слабые следы и в XVI в. почти не оказало какого-либо значительного влияния.
В годы могущества Хидэёси строительство в стране достигло широкого размаха. В городах и селениях военная знать и владетельные даймё воздвигали богатые жилища и замки-крепости в центрах провинций. Распространение огнестрельного оружия в XVI в. оказало значительное влияние на всю военную систему Японии, привело к созданию новой военной тактики и сооружению замков-крепостей со сложными оборонными укреплениями. Такие крепостные сооружения не существуют в других странах Дальнего Востока и являются своеобразными памятниками японского зодчества. По мнению многих исследователей японской архитектуры, в строительстве первых замков-крепостей принимали участие инженеры-португальцы. Для возведения крепости использовалась природная возвышенность. Вся площадь замка и различных сооружений обносилась каменными массивными стенами сложного контура и рвом, наполненным водой. Часто такие крепости воздвигали около озера или реки, водное пространство которых защищало подступы к замку. Сложная система крепостных стен и внутренних дворов сооружалась с таким расчетом, чтобы ворвавшиеся в крепость враги не могли бы разобраться в лабиринте отдельных проходов и дворов. В пределах наружных стен укрепления планировались в виде или концентрических кругов, или четырехугольных спиралей с центральной площадью «хон-мару» (главный двор), где находился замок.
До появления в Японии огнестрельного оружия наружные стены замков были глинобитными, но в XVI в. они сменились более надежными каменными особой системы кладки, при которой меньшая сторона камня обращена к наружной стороне, а большая — внутрь стены. Глинобитные стены продолжали сооружать только как внутренние укрепления между отдельными дворами крепости.
Наружные каменные стены замков-крепостей обычно достигали около 7 м высоты, а в отдельных случаях 40 ж и завершались полисадом; по углам располагались 2—3-этажные башни «суми-ягура».
Рвы вокруг стен замка имели глубину 7—8 м и ширину 20 м и более.
Подъемные или переносные мосты через рвы подводили к воротам замка. Главный вход «отэ» через запутанный лабиринт ходов и укреплений вел на центральный двор замка. Боковыми входами служили вторые ворота «караметэ». Каждый вход представлял собой замкнутое выступающими стенами пространство с двумя воротами, расположенными под прямым углом друг к другу.
В целях маскировки укреплений на территории замка сажали деревья, густые кроны которых скрывали также передвижения солдат в крепости во время ее осады.
Часто на стенах возводили одноэтажные помещения «тамон» с небольшими окнами, служившие для хранения боеприпасов. Эти помещения, как и все другие постройки замков, кроме пороховых складов, были каркасными с черепичной крышей и оштукатуренными стенами.
Главным зданием крепости была трехэтажная сторожевая башня «тэнсу-каку» («господин небес»), служившая для наблюдения за врагом. В некоторых замках высота башни достигала 7 этажей. В многочисленных помещениях сторожевых башен размещались командный и наблюдательные посты, а также склады для хранения боеприпасов и провианта.
Архитектура сторожевых башен «тэнсу-каку» отличается разнообразием форм. Выступающие черепичные крыши и фронтоны сложны по композиции. Чередование крыш, треугольных фронтонов и прямоугольных объемов постепенно уменьшающихся кверху этажей создает своеобразный ритм архитектурных форм, отличающихся легкостью, несмотря на грандиозность всего сооружения в целом.
Стены башен и других построек были прорезаны отверстиями, прямоугольными для стрельбы из лука и треугольными и круглыми для огнестрельного оружия. Кроме того, устраивались решетчатые выступы «исётоси» для сбрасывания камней.
Декоративность сторожевых башен иногда подчеркивалась позолотой концов конька крыши, обычно типа «иримоя», и изогнутыми фигурами позолоченных «сати» — рыб-драконов, четко выделяющихся на фоне неба (рыба-дракон — защита здания от пожара). Помещения владельца крепости и его приближенных богато декорировались резьбой, росписью и бронзовыми украшениями. В некоторых замках существовали сады для отдыха и развлечений, а находящиеся в них пруды и водоемы служили как хранилища воды на случай осады.
Наиболее ранние замки-крепости, сооружавшиеся в различных областях страны, были обычно окружены городскими предместьями, где проживали торговцы и ремесленники, а также домами воинов-самураев. Эти замки располагались на равнинах или возвышались на холмах, что давало ряд стратегических преимуществ.
41. 1 — замок в Осака. Общий вид, план; 2 — замок в Нидзо, XVII в. Детали стен |
В числе крепостных сооружений феодальной Японии замок-резиденция Хидэёси, построенный в 1583 г. в Осаке (рис. 41, 1), отличался особым богатством архитектурных форм. С северной и восточной сторон стены его омываются водой озера. Существующая и сейчас семиэтажная, прямоугольная в плане сторожевая башня, возведенная на массивном каменном основании и имеющая один этаж под землей, является постройкой 1931 г., внешне повторяющая первоначальную башню.
Интересным по архитектурной композиции является также замок Белой цапли в городе Химэдзи (рис. 42). Построенный в XIV в. замок в 1600 г. был реконструирован согласно новым требованиям и получил в те годы свой современный вид.
Высокая сторожевая башня, окруженная внутренними дворами и укреплениями, величественно возвышается над городом. Она отличается сложностью своих форм и состоит из главной башни и трех башен меньшего размера, связанных между собой рядом мостов и переходов. Каменное основание всего сооружения отличается необычной высотой и по форме напоминает усеченную пирамиду со слегка вогнутыми гранями. Каменная кладка из различных по форме и цвету камней отличается своеобразной красотой. Мелкая галька, засыпанная между камнями, еще больше разнообразит неровную фактуру каменных стен основания башни, что характерно для башен всех замков.
42. Химэдзи. Замок Белой цапли, 1600 г. Общий вид, план |
Главная башня имеет пять этажей выше основания и семь в основании. Прямоугольные в плане башни, поднимаясь кверху, постепенно уменьшаются в объеме. Прямоугольные окна, различаясь своими размерами, расположены симметрично по всем сторонам башен. В отличие от замка- крепости в Осаке здесь обычные фронтоны треугольной формы удачно сочетаются с фронтонами «кара-хафу» с плавной закругленной линией изгиба.
Весь комплекс крепостных сооружений Химэдзи отличается глубокой продуманностью и целесообразностью конструктивного и фортификационного решения. Вместе с тем, несмотря на специфику крепостного сооружения, постройки замка отличаются богатством архитектурных форм и оригинальностью отдельных строительных приемов.
Блистающей белизне своих стен замок обязан названием, которое ему дали в народе Хакуро-жо (замок Белой цапли).
Величественная сторожевая башня, как бы поднимающаяся из монументального и предельно строгого по форме высокого основания, благодаря своей светлой окраске и игре объемов лишена суровости. Окружающие ее каменные стены с белыми башнями и помещениями «тамон» подчеркивают мощность сооружения.
Ряд внутренних дворов, разнообразных по своей конфигурации, окружен массивными каменными стенами. Большой западный двор является садом с дорожками для прогулок.
Замок-крепость в Химэдзи является одним из наиболее значительных и своеобразных памятников национальной архитектуры Японии.
Добавить комментарий