Зодчество стран Дальнего Востока | Всеобщая история архитектуры

Глава «Зодчество стран Дальнего Востока. Введение» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Авторы: Глухарева О.Н., Прибыткова А.М.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Во II части тома рассматривается архитектура феодального периода в странах, находящихся в пределах от степей Монголии до «Страны восходящего солнца» — Японии, т. е. зодчество стран Дальнего Востока.

Исторические судьбы этих стран тесно соприкасались, но их развитие не было синхронным. В то время как в Китае уже в конце I в. до н. э. начался процесс сложения феодальных отношений, в Монголии, например, отдельные племена кочевников еще были разрозненны и только в XIII в. произошло их объединение. Поэтому в томе начало обзора архитектуры каждой из дальневосточных стран — Китая, Кореи, Японии и Монголии — хронологически не совпадает.

Архитектура Китая III–VI вв. (период Шести династий)
Архитектура Китая VI–X вв.
Архитектура Китая X–XIII вв.
Архитектура Китая XIII–XIV вв. (период монгольского владычества)
Архитектура Китая XIV–XVII вв. (период правления династии Мин)
Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.
Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: архитектура жилища
Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: градостроительство
Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: дворцы
Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: культовые сооружения
Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: общественные сооружения
Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: мосты
Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: сады и парки
Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: императорские парки
Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: погребальные сооружения
Архитектура Тибета

Архитектура Кореи VIII–XIX вв.

Архитектура Японии IV–VI вв.
Архитектура Японии второй половины VI–VII вв.
Архитектура Японии 710–794 гг. (период Нара)
Архитектура Японии IX–XII вв. (период Хэйан)
Архитектура Японии XIII – начала XIV вв. (период Камакура)
Архитектура Японии XIV–XV вв. (период Муромати)
Архитектура Японии XVI в. (период Момояма)
Архитектура Японии XVII–XIX вв. (период Эдо)

Архитектура Моголии XIII–XV вв.
Архитектура Моголии XVI–XX вв.

Для Китая — это III в., которому предшествовал длинный исторический путь, богатый накоплениями духовной и материальной культуры.

Уже в XV в. до н. э. в Китае начала складываться иероглифическая письменность, обусловившая появление литературы. Бумага, производство которой расширилось особенно со II в. н. э., способствовала распространению письменности и развитию литературы. Помимо художественной литературы появились исторические труды, философские трактаты. Уже в ханьский период создавал свои труды «отец» китайской истории Сыма Цянь. Появились труд Бань Гу — «История старшей династии Хань» и другие работы.

О достигнутом к первым векам н. э. высоком уровне строительной культуры можно судить по моделям зданий из древних погребений, по изображениям на сосудах и кирпичах, по сохранившимся памятникам архитектуры, как, например, пилоны периода Хань или внушительная по своей мощи и протяженности Великая Китайская стена.

Памятники изобразительного искусства предшествующего времени представлены и скульптурой, и настенной живописью. Рельефы на бронзовых изделиях, резьба по камню, орнаментированные лаковые изделия, керамика — все это составляло произведения искусства, формировавшие традиции китайского художественного творчества. Эти художественные изделия были распространены не только в Китае. Они проникали и в страны, с которыми Китай поддерживал торговые связи, — в Индию, Иран, Среднюю Азию.

Столкновение интересов общественных слоев населения порождало борьбу идеологических течений — даосизма, конфуцианства. В ханьский период господствующим стало этико-политическое учение конфуцианства, в оппозиции к которому находились даосизм и некоторые философские теории.

Буддизм, появившись во II в. до н. э., широкое распространение получил в первые века н. э., с этого времени и началось строительство буддийских монастырей.

В конце IV в. буддизм проник в северную часть Кореи, а затем начал распространяться и по всему полуострову, вызвав строительство храмов, монастырей и пагод. Проповедь буддизма корейскими и китайскими монахами в Японии и его признание обусловили и там храмовое и монастырское строительство, а также развитие изобразительного искусства с буддийской тематикой.

Установление феодализма в Китае, а затем в Корее и Японии и распространение буддизма как его идеологии способствовало оживленному общению между этими странами и взаимовлияниям. Наиболее мощная среди других культура Китая влияла на развитие соседних стран, вызывая в области культуры, в частности в строительной культуре, явления, аналогичные собственным.

В VII в., когда завершилось объединение Китая при династии Тан, китайская культура достигает особенно высокого развития. Процветают науки, литература, искусство и художественное ремесло. Были изобретены фарфор и книгопечатание.

Ширятся политические и торговые связи Китая. Многие достижения материальной культуры Китая — изобретение фарфора, способа производства бумаги, шелка — стали достоянием человечества.

Философия, литература, искусство Китая высоко ценились в соседних странах и были восприняты многими народами Востока.

Не менее высоко оценивается и архитектура Китая. К III в. полностью сложились как планировочные, так и конструктивные принципы китайской архитектуры.

Практические навыки народа, закрепленные религиозной системой, вылились в правила «фынь — шуй» (ветер — вода), определившие в числе других, например, размещение зданий с южной ориентацией главного фасада. Это повлияло на планировочные композиции ансамблей и города в целом. Формирование градостроительных традиций и их характер совершенно четко определились в Чанъани — столице тайского времени. Свое классическое выражение китайские градостроительные традиции нашли в планировке Пекина.

Сформировавшиеся типы зданий оставались без изменений. Основной из них — «дянь» — прямоугольная в плане постройка с единым внутренним пространством.

Деревянные каркасные конструкции таких зданий, возникшие в древности, получили свое дальнейшее развитие. Каркас с заполнением промежутков между колоннами деревянными решетчатыми в верхней части панелями при больших пролетах составлял несколько нефов. Неотъемлемой частью каркасной системы была особая тяжелая конструкция крыши, соединенная с опорами каркаса кронштейнами, — «доу-гун». Последние являются характерным конструктивным элементом китайских построек.

Хотя в Китае главным строительным материалом всегда было дерево, но в ряде сооружений применялись кирпич и камень. Каменные стены, арочные мосты, 15-ярусные кирпичные и каменные пагоды так же, как и деревянные постройки, свидетельствуют о больших творческих достижениях архитектурно-инженерного искусства строителей, так как, простояв более 1000 лет, многие из них до сих пор сохраняют свой первоначальный облик.

К значительным достижениям Китая относится его парковое искусство, принципы которого сформировались на основе глубокого чувства природы. В великолепных, парковых ансамблях ярко выражено стремление к подражанию естественным природным формам, к созданию и выявлению красоты пейзажа. Представления китайского народа о поэтической красоте архитектуры нашли свое отражение в парковых постройках — беседках, павильонах, мостиках, галереях, каменных гротах, которые всегда гармонично входят в композицию парка, образуя как бы единое целое с окружающей природой.

Большое значение имело проникновение в Китай в первые века нашей эры буддизма из Индии, который с этого времени становится средством идеологического укрепления феодальной системы, чему способствует и возникновение в Китае многочисленных буддийских монастырей в IV—VI вв.

Для внедрения своих идей — непротивление злу и отказ от всех жизненных благ — буддизм широко использовал архитектуру и изобразительное искусство. Многочисленные храмы и пагоды украшались живописью, скульптурой, инкрустацией, резьбой и лаками. Образы буддийских божеств, пришедшие из Индии, получили в Китае новое, своеобразное воплощение и способствовали развитию монументальной скульптуры, сохранившейся до наших дней в пещерных храмах Юньгана, Дуньхуана, Лунмыня и др.

Китайской архитектуре свойственна на протяжении всей ее истории однотипность объемных композиций дворцовых и культовых построек. Длительностью феодальных отношений были вызваны и сравнительно небольшие изменения в самом характере зданий и его декоре на протяжении веков.

Несмотря на веками повторяющееся строительство ансамблей все с тем же последовательным размещением сооружений типа «дянь» каждый комплекс в зависимости от природного окружения, масштаба построек, сопутствующей зданиям скульптуры и других компонентов производит разное впечатление. Прием последовательного размещения зданий, созданный в Китае и распространившийся на Дальнем Востоке, поразителен именно тем, что он варьируется от полных лиричности композиций до помпезного развертывания величавых дворцовых залов, поднятых на мраморных террасах среди строгих, вымощенных камнем и лишенных зелени дворов.

С распространением буддизма в Китае возник тип сооружения, новый как по назначению, так и по архитектурному облику — башня-пагода, которая не напоминала свой индийский прототип — ступу, а была аналогом этого сооружения лишь в функциональном отношении.

Проникновение китайских архитектурных принципов в другие страны Дальнего Востока, происходившее и ранее, особенно усилилось с проникновением и распространением в них буддизма. При строительстве буддийских монастырей и храмов использовались типы китайских сооружений. Величественные многоярусные пагоды и здания храмов творчески переосмыслялись и перерабатывались строителями на местах. Многие сооружения сохранились до наших дней, свидетельствуя о зрелости и мастерстве зодчих Дальнего Востока.

Вместе с буддизмом из Китая в Корею, Японию, Вьетнам и другие страны проникало и искусство, причем образы буддийских божеств воплощались в каждой стране с присущим ей пониманием и своеобразием. Храмовая буддийская архитектура и скульптура всегда составляли неразрывный синтез искусства, гармонично дополняя друг друга.

Материальная и духовная культура Китая в феодальный период достигла особенно высокого уровня в VIII—X вв., в период правления династии Тан. Столица Китая этого времени — Чанъань — была одним из крупнейших мировых центров науки и искусства. Археологические раскопки последних лет раскрыли с большой точностью планировку Чанъаня, которая свидетельствует о высоком уровне градостроительства Китая в средневековый период. Четкая структура расположения отдельных частей города с его прямоугольным очертанием и сеткой улиц, направленных с севера на юг и с запада на восток, утвердившаяся в Китае, была использована и в других странах, например в Японии при строительстве столиц Нары и Хэйана (Киото).

Однако массовая застройка японских городов даже в пору наибольшего влияния китайской культуры в период Тан отличалась другим характером жилых домов и планировкой участков, которые в Японии не застраивались по китайскому принципу «сыхэюань», предусматривающему определенный порядок размещения построек на участке (на одной оси, входы с южной стороны). В Японии исторически складывались различные композиции застройки в соответствии с социальными изменениями в стране — «синден-дзукури» (жилища времени господства феодальной аристократии XI—XII вв.) и «сёин-дзукури» (жилища времени господства военной феодальной верхушки, XIII в.). Одновременно формировалось само жилище, особенности которого, подготовленные историческим развитием, определились в XVI.

Многочисленные буддийские монастырские комплексы Японии повторяли общую композицию и формы китайских монастырей. Но с течением времени при ремонтах под влиянием местных обычаев вносились изменения, придавшие своеобразие культовому японскому зодчеству и отдалившие его от китайских прототипов. Новые постройки отличались и композицией плана, и конструктивными деталями.

Сохранившиеся древние деревянные пагоды Японии, хотя и построенные по китайскому образцу, придают своеобразие японским ансамблям. Японская деревянная пагода — зрительно легкое сооружение с ярусами уменьшающихся крыш — является предметом глубокого интереса инженеров и сейсмологов. В стране тайфунов и землетрясений 30—50-метровой высоты башни остаются невредимыми.

Развитие архитектуры жилища шло параллельно с развитием строительства монументальных культовых построек, но составляло другую ветвь японской архитектуры, восходящую к исконным японским постройкам. Даже императорский дворец в Хэйане (Киото), построенный на рубеже VIII—IX вв., в своей архитектуре не отражал китайского влияния. Правительственные призывы об украшении столицы дворцами и жилыми постройками в китайском духе оказались не живучими.

Предельная простота конструкций жилых зданий, стандартность деталей — стоек, половых матов (татами), раздвижных наружных (сёдзи) и внутренних (фусума) панелей стен — обусловлены наличием модуля в этих постройках. Принципы модульности и стандартизации, возможность трансформации помещения привлекли к архитектуре японского жилища внимание современных архитекторов всех стран.

Еще одно достижение японского зодчества привлекает внимание искусствоведов и архитекторов. Это известные своей красотой и своеобразием японские парки. Принципы паркового искусства, занесенные буддийскими монахами из Китая, нашли благодатную почву в Японии, подготовленную глубокой любовью японцев к природе и их философскими и эстетическими воззрениями.

Тонкое чувство природы, внимание к любой природной форме обусловили создание садов, отвечающих тому или иному настроению человека, его мыслям. Отсюда и многочисленная классификация садов и их разнообразный облик: сады мхов, меланхолические сады при чайных домах, песчаные (философские) сады, сады меняющихся видов и т. д.

Парковое искусство Китая и Японии своеобразно. Оно обусловлено развитием эстетических воззрений в каждой из этих стран.

Несмотря на недостаточную еще изученность памятников корейской архитектуры, настоящее исследование которых только началось в последние годы, можно говорить о своеобразии архитектурных решений корейских зодчих уже в древности. Такие сооружения, как Башня Звезд или храм Соккурам в Кёнчжу, не имеют аналогий в Китае и других странах Дальнего Востока. Сооружение открытых пиршественных дворцовых павильонов типа Кёнхверу также получило свое развитие только в Корее. Интересно отметить, что ансамбль Кёнбоккун был сооружен ранее Запретного города Пекина, и в его решении, в его планировке много самобытного.

Особый путь прошла монгольская архитектура, развиваясь по линии сборно-разборного строительства. Монгольские строители в условиях кочевья проявили много находчивости при ограниченных технических средствах, решая задачу удовлетворения потребности народа в больших переносных культовых постройках. При развитии стационарного строительства монголы сочетали формы монгольской, китайской и тибетской архитектуры, достигая, однако, своеобразных объемных композиций. Это не изменило типа построек, сформировавшихся в условиях исторического развития монгольского народа, хотя многие монастырские комплексы, построенные на средства маньчжурского правительства в XVIII в., следовали китайским дворцовым и храмовым ансамблям в идее последовательного размещения построек.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)